Карбюратор yamaha 2т
Принцип работы карбюратора скутера Yamaha Jog и его ремонт
Карбюратор – это основной элемент топливной системы практически на всех 2-х тактных скутерах. Рано или поздно владельцы скутеров сталкиваются с проблемой, которая касается ремонта карбюратора. Зачастую речь идет именно о регулировке карбюратора.
Во многих случаях владельцы скутера боятся собственноручно устранять данную проблему. Это обосновывается на недостаточных знаниях устройства карбюратора. Далее в статье попытаемся поэтапно разобрать регулировку карбюратора на скутере Ямаха Джог. Топливный элемент на скутерах Ямаха имеет простую конструкцию. Поэтому, во время его регулировки не должно возникнуть каких-либо проблем даже у новичка.
Подготовительные меры
Первым делом, перед началом ремонтных работ, необходимо запустить двигатель скутера. Дать ему поработать минимум 5 минут. Можно регулировать карбюратор после поездки на скутере, когда температура основного силового агрегата (двигателя) не упала. Настоятельно не рекомендуется заниматься регулировкой карбюратора на холодном двигателе.
Причины регулировки
Говорят дыма без огня не бывает. Эта народная мудрость подходит и для нашего случая. Не нужно лезть в карбюратор, если на то нет причин. Какие причины могут быть? Приведем основные из них:
- свечу зажигания вечно заливает;
- двигатель работает с перебоями, глохнет.
Также регулировка карбюратора необходима при длительном использовании бензина низкого качества, загрязнённый воздушный элемент. Перейдем непосредственно к регулировке карбюратора Ямаха Джог.
Для начала тщательно промываем карбюратор. Особое внимание уделяем всем каналам, куда поступает бензин. Если уж руки дошли к ремонту карбюратора, то заодно можно поменять свечу зажигания. Кроме этого, воспроизводим замену воздушного элемента. После вышеуказанных действий, приступаем к регулировке. Обратите внимание на старую свечу зажигания, она может о многом «сказать». Белая свеча – смесь белая, черная-богатая. Это приводит к чрезмерному расходу топлива, загрязнению каналов.
Разборка карбюратора
- Перекрываем поступление бензина в карбюратор. Этого можно достичь, отсоединив топливный шланг. Далее отвинчиваем специальное отверстия для дренажа бензина и стачиваем его в любую посудину.
- После отвинчиваем винт качества смеси и дроссельной заслонки.
- Отсоединим отвинченные детали.
- Извлекаем обогатитель, поплавочную камеру.
Собрать карбюратор можно по обратному алгоритму. Помним, что разборка карбюратора необходима только при забитых каналах. После чистки, переходим к регулированию карбюратора.
- Запускаем двигатель на холостых оборотах.
- Винт качества смеси и холостых оборотов закручиваем на максимум.
- Затем на ¼ оборота попускаем эти два винта. Одновременно наблюдаем за работой двигателя. Если оборотов слишком много, попускаем винт качества смеси ещё на ¼ оборота.
В завершение хотелось бы сказать, что первое «знакомство» с устройством карбюратора может быть неудачным. Поэтому, процесс будет протекать результативней с более опытным другом. Также рекомендуется просмотреть обучающее видео, касающееся регулировки карбюратора. Можно конечно купить новый карбюратор на Ямаха Джог, но к этому следует прибегать только при механических повреждениях старого карбюратора.
Видео
joomla template
Обслуживание кабюратора Yamaha 15FMHS 2т
Подготавливаясь к предстоящему сезону, решил я почистить карбюратор от своей Машки! Совесть то надо иметь, пять лет не чистил . Правда разбирал пару раз для ознакомления с предметом так сказать
Хоть и вычистил его в этот раз, да со всякой ядрёной химией, но прямо скажу, грязи даже под лупой не нашёл
. Вот решил поделиться технологией с сообществом.
Собственно сам предмет.
Стрелками обозначены: желтой–регулировочный винт качества смеси;
Красной–винт регулировки оборотов Х.Х, он подпирает дроссельную заслонку, слегка приоткрывая её.
Начинаем разборку.
Перевернём карбюратор, и снимаем поддон поплавковой камеры, отвернув четыре винта.
Поддон обозначен красной стрелкой, а жёлтой обозначен винт слива топлива с карбюратора. Не знаю может кому он и пригодится, я лично просто ходом бензин вырабатываю из карбюратора.
Собственно, вот он и снят, к поддону, кстати, крепится бензонасос. Стрелкой обозначен болт крепления оси поплавка.
Итак, что мы видим: собственно сам поплавок.
Зелёной стрелкой — обозначен болт, крепящий ось поплавка.
Красной — обозначена резиновая заглушка канала Х.Х.
Жёлтой — главный топливный жиклёр.
Синей — язычок, упирающийся в запорную топливную иглу. К сожалению я так понял, не регулируемую.
Откручиваем болт крепления оси поплавка, и аккуратно приподняв всю конструкцию, вытаскиваем его с иглой:
Далее выкручиваем шлицевой отвёрткой главный жиклёр, обозначенный жёлтой стрелкой.
Из соседнего канала, обозначенного красной стрелкой, выкручиваем жиклёр Х.Х, совмещённый с эмульсионной трубкой.
А синей стрелкой я показал посадочное гнездо запорной иглы поплавка.
Затем выталкиваем эмульсионную трубку из канала под главным топливным жиклёром (сокращённо ГТЖ).
Помечено красной стрелкой, выталкивать нужно конечно со стороны диффузора.
Таким образом мы имеем:
Красной — жиклёр Х.Х совмещённый с эмульсионной трубкой.
Зелёной — ГТЖ.
Жёлтой — эмульсионная трубка главной дозирующей системы.
Отдельно хочу сказать про саму чистку. Помимо замачивания в различных очистителях, я настоятельно рекомендую продувать все детали карбюратора сжатым воздухом под высоким давлением. Поэтому саму чистку я производил на работе, где есть сжатый воздух. В противном случае гарантировать что вы точно растворителем вымоете какую срань из какого фельдипёрстового канала я не берусь
Переворачиваем карбюратор.
И видим металлическую крышку, обозначенную зелёной стрелкой, откручиваем болты и аккуратно снимаем её:
Что здесь видим. стрелками помечено:
Зелёным — воздушные жиклёры, уходящие в каналы Х.Х и главной топливной системы, как раз к эмульсионным трубкам. Эти жиклёры не съёмные, они запрессованы, их можно только продувать.
Жёлтым — выход из канала подготовленной топливной смеси Х.Х
Сиреневым — отверстия выхода из канала Х.Х в диффузор. Маленькие два отверстия находятся до дроссельной заслонки и через них подсасывается дополнительная порция воздуха. Вся эта приготовленная в канале смесь попадает к винту регулировки качества смеси.
Красной — винт регулировки качества смеси. На Х.Х он регулирует пропускное сечение бокового отверстия, идущего к выходу в диффузор, обозначенного сиреневой стрелкой.
Оранжевым — обозначено отверстие, выходящее в бок к атмосфере (о нём поговорим чуть позже).
Ну, а это вывернутый болт качества смеси Х.Х — зелёная стрелка.
И собственно сама крышка с прокладкой — красная стрелка.
Теперь давайте немного изучим конструкцию карбюратора, ибо можно конечно просто пролить его каким нибудь очистителем, а затем тупо продуть давлением во все щели. Но я думаю куда полезней знать как эта штука работает. Кому не интересно, может поступить как я выше написал, ибо разборка карбюратора уже закончена.
Ну, а я продолжу для любопытных. Проследим путь системы Х.Х.
Бензин, закачанный с бензонасоса через отверстие и канал (зелёная стрелка) к седлу иглы (сиреневая стрелка) наполнил до положенного уровня поплавочную камеру.
Далее бензин, пройдя через ГТЖ и боковое отверстие за ним (голубая стрелка), попадает в соседний канал к жиклёру Х.Х (оранжевая стрелка). Пройдя через него, он смешивается в его эмульсионной трубке с воздухом, поступившим через воздушный жиклёр по каналу, обозначенному красным цветом.
Приготовленная первичная смесь всасывается через канал обозначенный жёлтым цветом.
Далее переворачиваем карбюратор, и прослеживаем путь с другой стороны.
Жёлтая стрелка — выход первично приготовленной смеси из косого канала Х.Х в верхний горизонтальный.
Сиреневые стрелки — двигаясь по каналу смесь дополнительно, в зависимости от положения дроссельной заслонки, смешивается с воздухом через маленькие отверстия, и в уже окончательном виде поступает к винту регулирования качества смеси (красная стрелка). Вращением винта мы регулируем пропускное сечение в боковой канал, соединённый с выходным отверстием бОльшего диаметра в диффузор, обозначенным сиреневыми стрелками.
Зелёная стрелка — воздушные жиклёры, идущие через них каналы, ведут как раз к эмульсионным трубкам ГТЖ, Х.Х. Где они подходят, я показал на снимках выше.
А сюда и выходят эти два маленьких, и основное отверстия из горизонтального канала Х.Х.
Красная — выход смеси Х.Х.
Зелёная — подсос дополнительного воздуха перед дроссельной заслонкой в канал Х.Х. Собственно это и есть система регулирования обогащением на переходных режимах. Мы ведь знаем что систима Х.Х работает именно до средних оборотов, на так называемых переходных режимах.
Теперь проследим путь главной питающей системы.
Белая стрелка — тут стоит ГТЖ, вот через него топливо и поступает в канал к эмульсионной трубке, где смешивается с воздухом, поступившим через воздушный жиклёр по каналу, обозначенному красной стрелкой. Далее приготовленная смесь выходит через эмульсионную трубку прямо в диффузор.
Рассмотрим диффузор.
Красная стрелка — выход эмульсионной трубки Главной дозирующей системы в диффузор.
Работает эта система полноценно от средних оборотов и до максимума. На малых оборотах ГТС практически не работает.
Теперь разберём несколько неосвещённых моментов. Например откуда поступает воздух к воздушным жиклёрам.
Оранжевые стрелки–указывают на горизонтальные каналы поступления воздуха из атмосферы к воздушным жиклёрам а также разбалансировки поплавковой камеры.
А на снимке ниже показано, куда они выходят наружу..
Воздух через то отверстие что побольше по лабиринтному каналу поступает к воздушным жиклёрам (синие стрелки)
Через канал с отверстием поменьше воздух поступает к каналу для разбалансировки поплавковой камеры. Связь с поплавковой камерой через отверстия помеченные голубыми стрелками.
Теперь по регулировочным винтам. Базовое положение винта качества, это 1,5/об. вывернут от упора, допускается небольшая коррекция до пол. оборота в ту или иную сторону по необходимости. Винт оборотов Х.Х устанавливается на 750-850 об/мин. на работающем прогретом двигателе. Уровень топлива в поплавковой камере к сожалению не регулируется, если есть подозрение то только замена поплавка с иглой. Как настроить карбюратор можно почитать тут . Добавлю по системе обогащения при пуске, тут она ничем не примечательна и состоит собственно из заслонки “подсоса”, а обогащение происходит за счёт бОльшего разрежения за ней, при её задействовании, и как следствие большего обогащения топливом.
Ооо, один интересный момент забыл.. при сборке не забудьте на место поставить резиновую заглушку канала Х.Х и не потеряйте её не дай бог
Теперь зная как всё работает, и куда входит, а откуда выходит, вы наверняка справитесь с чисткой на 5+.
Для самой чистки я рекомендую использовать очистители для карбюраторов. Там подобраны смеси, способные растворять различные смолы, многие растворители с этим делом не справляются. Наличие сжатого воздуха для полноценной чистки обязательно.
Устройство карбюратора скутера 2т
Карбюратор который мы сегодня будем рассматривать устанавливается на большинство китайских двухтактных скутеров с цепной трансмиссией, которые в народе принято именовать как: «цепной китаец». Данный карбюратор имеет очень простое устройство, привод обогатителя здесь приводится механическим способом, то есть попросту в ручную, это конечно не совсем удобно, но с другой стороны и сложного ничего нет — нажал курок и заводи.
Откручиваем верхнею крышку заслонки и вынимаем все содержимое.
Игла в заслонке фиксируется специальной скобой, вынимаем скобу и достаем иглу.
Как вам видно на фото, на игле есть регулировочные канавки передвигая по которым стопорную шайбу вы можете регулировать качество рабочей смеси в некоторых пределах. Для обогащения смеси иглу поднимаем, для обеднения смеси иглу опускаем. Как видите ничего сложного в этом нет.
Данной регулировкой к сожалению можно корректировать состав смеси только в определенном положении иглы в карбюраторе, так как главная дозирующая система включается в работу только после поднятия заслонки на 1/4 своего хода и выключается после подъема заслонки более чем на 3/4 своего хода. При полном поднятии дроссельной заслонки на качество приготовления смеси влияние оказывает только главный топливный жиклер и частично система холостого хода (на этой модели карбюратора).
В данной модели карбюратора установлен механический пусковой обогатитель, здесь он представлен в качестве отдельного модуля.
Пусковой обогатитель это по сути тот же самый карбюратор, который включается в момент холодного пуска двигателя когда нужна богатая смесь, включение — выключение обогатителя может быть ручное как на данном карбюраторе или полностью автоматическое как вот здесь.
Снимаем крышку обогатителя и вынимаем все элементы наружу.
Для обеспечения работы обогатителя в карбюраторе есть два канала и жиклер с топливной трубкой.
Жиклер пускового обогатителя.
Воздушный канал пускового обогатителя.
Эмульсионный канал пускового обогатителя.
Продолжаем дальнейшее изучение устройства карбюратора с поплавкового механизма.
Чтобы снять поплавковый механизм надо вынуть ось.
Если вас по каким либо причинам не устраивает работа карбюратора — попробуйте отрегулировать уровень топлива в поплавковой камере с помощью язычка который можно в разумных пределах немного подгибать.
Главная дозирующая система.
Главная дозирующая система обеспечивает работу двигателя в среднем диапазоне оборотов и состоит из распылителя (эмульсионной трубки), жиклера, иглы, также для обеспечения ее работы в карбюраторе есть специальный воздушный канал в который дополнительно интегрирован воздушный жиклер.
Чтобы извлечь распылитель надо открутить топливный жиклер и вынуть (осторожно) уплотнительное кольцо.
Топливные жиклеры на китайских карбюраторах к сожалению не имеют маркировки что усложняет поиск их аналогов.
Уплотнительное кольцо находится внутри извлекать которое очень удобно большой швейной иглой.
После того как вы извлекли кольцо — можно вынуть распылитель для этого палочкой или карандашом со стороны заслонки просто выдавите его.
Воздушный канал главной дозирующей системы в который дополнительно интегрирован воздушный жиклер (к сожалению на фото жиклера не видно).
Система холостого хода.
Состоит из, распылителя, винта регулировки подачи воздуха в воздушный канал системы холостого хода, винта регулировки количества оборотов холостого хода, также для обеспечения работы системы холостого хода в карбюраторе есть два канала — воздушный и эмульсионный.
Винт регулировки подачи воздуха в канал системы холостого хода (винт качества).
Винт регулировки количества оборотов холостого хода.
Для сборки карбюратора производим те же самые действия только в обратном порядке
Навигация по записям
Админ
Вам также может понравиться
Устройство двигателя скутера
Автоматический пусковой обогатитель скутера
Устройство топливного крана скутера
24 комментария к « Устройство карбюратора скутера 2т »
Нужно ли подводить трубку к маслоштуцеру от маслобака , а то у меня от маслобака идет 1-на трубка в маслонасос ?
Какая модель скутера ?
Navigator ex50qt -4b
карбюратор такой как на картинках
На вашем двигателе , один маслопровод ( толстый ) идет с маслобака напрямую к масляному насосу , а второй маслопровод ( тонкий ) идет с масляного насоса к штуцеру на двигателе , на этой странице я описывал подробно подключение маслопроводов .
А куда Какие трубки вставлять нужно? карбюратор такой же.
У меня такой же карб. я ни как не могу настроить его , а проблема в оборотах (даю полный газ,он не едит , ) что делать? помогите пожалуйста
Jeck, Причин, такого поведения вашего скутера может быть очень много и не всегда они кроются в карбюраторе. Помочь Вам в вашем вопросе я не могу, так как мне надо смотреть скутер по месту, а потом только решать, что да как.
супер. руки золотые. респект. 12 из 12
Как померять пропускную способность жиклеров если нет маркировки или какие они должны быть для данного карбюратора. Спасибо.
Померить то можно, но процесс этот очень долгий и нудный к тому же требующий — наличия определенных устройств и инструментов. К сожалению, китайские производители карбюраторов не ставят маркировку на жиклеры, поэтому — кто его знает, какие жиклеры там стоят. Да и не стоит заморачиваться по этому поводу… Одной лишь только заменой жиклеров Вы ничего не добьетесь… Ни повышения мощности, ни экономии топлива, ни динамики. И не слушайте Вы эти сказки про фильтры нулевого сопротивления, жиклеры, расточку вариатора и прочую труху…
Я вам так всем скажу, что фильтры нулевого сопротивления в СТО раз хуже чем фильтры в боксе. Толку от нулевиков никакого, а еще шанс убить ЦПГ или постоянно терять компрессию, очень велик, все зависит мотора скутера 2т или 4т. Так что ставьте лучше бумажные фильтры, что идут с боксом, тем более их легко восстановить.
Что касаеться карбюратора, то опытные люди говорят, что и стоковый карбюрато держит тюнинг-ЦПГ. Разве, что может смесь чуток под богатить придется.
На одном украинском сайте, я видел треш-тему, как школота(школьник по всему видимо). якобы подняв язычек попловка уменьшил расход бензина, у него выходит, якобы, на 100км — 1,5 бензина. Это бред, причем, такой бред, какого я не видел. Разве, что Матвеев еще тот шут. Я сам когда перегнул язычек, то скутер завел всего лишь один раз, а дальше мне пришлось настраивать язычек поплавка, так как скутер нихрена не заводился. Так что делаем выводы, ведь все эти расточки, и недотюнинг, мы делаем на свой страх и риск.
Это точно. Недавно встретил в магазине одного бивня, который искал пропитку для фильтра нулевого сопротивления(. )… Как начал он торгашу дуру загонять про фильтр нулевого сопротивления и прочий «мега-тюнинг»… Хотел было сказать ему свое слово, но не стал…
Да уж времена пошли… В наше время народ все-таки был намного грамотней в техническом плане. Любой школьник мог запросто отремонтировать свой велосипед, гвоздь забить, просверлить чего-нибудь, а те кто ни умел велосипеды ремонтировать или гвозди забивать — считались полными лохами. А сейчас, — смотреть на эту школоту тошно…
Спасибо за ответ. Сам я по жизни занимаюсь мелким ремонтом и надеюсь не дурак но хотелось знать больше.1) не признаю всякого рода тюнинги так как считаю заводской оригинал лучшим если он грамотно и качественно собран всё остальное херн… 2)с скутером столкнулся в жизни первый раз и его карб для нормальной работы мне интересен 3)на форумах и комментариях присутствую первый раз , забивать голову инетом не времени не сил нет (много туфты с стороны так званых специалистов которые и в портки не годятся только с толку сбивают).4) Ребята адекваты кто это читал дайте может какие ссылки. Спасибо ВСЕМ
P.S. админу про бивня и школу респект, а тюнинговать я ничего не собираюсь просто интересно заводские (базовые данные). ВСЕМ СПАСИБО, УДАЧИ.
Я потерял обогатитель! Может ли мопед работать без него? Колодец заглушил болтом.
Роман, мопед работать без обогатителя будет, никуда он не денется, вот только глушить болтом колодец не следовало бы. Можно было просто вставить в топливную трубку зубочистку, а потом при необходимости вынуть ее, а болт — это конечно эффективно, но поспешно и необдуманно.
Здравствуйте у меня заливает карбюратор что может быть заранее спасибо
У меня 2т с бензобака топливо поступает самотёком клапан это может означать что клапан не держит может оно заливать карбюратор?
@ Админ:
як правильно підключити всі трубочки і куда вони мають йти
карб такой же куда лучше подвести масло ? есть штуцер на моторе , или в карб может тройник поставить ? поменял поршневую а там только 2 кольца мослоссёмного нет
Этот штуцерок в крышке попловковой камеры мулит глаза
Здравствуйте,зачем на карбюраторе штуцер который соединён с попловковой камерой
Привет всем ! Приобрёл скутер с таким же карбиком. Решил заменить на новый но он почему-то не работает хотя топливо попадает в поплавковуб камеру, а заводится не хочет. Помогите разобраться ?
Добавить комментарий Отменить ответ
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.
Настройка карбюратора ПЛМ 2Т
Настройка карбюратора ПЛМ 2Т
05 фев 2013, 11:54
Re: Настройка карбюратора ПЛМ 2Т
05 фев 2013, 12:24
Спецы скажут более точно и подробно. А сам (как и все у нас) производил регулировку на ходу. Прямо на реке на ходу подкручиваешь и по скорости (мах.) и по звуку (ровный без перебоев и т.п.) Вроде как ничего сложного.Но всё зависит от опыта. По своим понятиям сделал хорошо. А сосед послушал и сказал что г. Подправил и лучше стало.
Re: Настройка карбюратора ПЛМ 2Т
05 фев 2013, 12:41
Олег, в обобщённой теме можно дать лиш общие краткие принципы. Разбирать тут конструктив и тонкости всех моделей не получится, вернее получится каша.
По теме: карбы на ПЛМ до 30л.с 2т. точно, имеют достаточно примитивную кострукцию. Настройка сводится двумя винтами, винт качества смеси, им регулируется подача бензина в проходящий в мотор поток воздуха. И винт регулирующий частоту оборотов на Х.Х он упирается в рычаг дроссельной заслонки и приоткрывает слегка её.
Регулировка производится за несколько раз. Первоначально задаётся базовое положение регулировочных винтов. Винт качества выворачивается от упора обычно на 1,5-2,5об. а винт оборотов приоткрывает дроссельную заслонку приб. на 0,5мм. Далее заводим прогреваем мотор и добиваемся (регулируя винтом оборотов) устойчивую работу движка на минимальных оборотах Х.Х Далее резко прогазовываем мотор (опредилляем его отклик на подачу смеси) и начинаем постепенно заварачивать винт качества уменьшая подачу топлива тем самым обедняя смесь. Когда смесь будет очень бедной начнёт появляться провал при резком добавлении газа. При постепенном обеднении смеси так же начнут и обороты Х.Х снижаться. Их так же необходимо подправлять. Далее, добившись провала необходимо на четверть оборота обогатить смесь добившись отсутствия провала, подправить при необходимости обороты Х.Х и произвести пробную поездку ну хотя бы пару км.. Если замечаний нет вывернуть свечи и проверить их цвет. Если бенз нормальный они должны быть либо вашпе без налёта либо слегка подёрнуты соломенным цветом. Если свечи старые может быть соломенный или очень светло коричневый цвет.
Если свечи тёмно коричневые или вашпе чёрные-копчёные смесь очень богата.
Вот пожалуй основной принцип для этих движков, остальное только личный опыт. Удачи в этом деле.
Re: Настройка карбюратора ПЛМ 2Т
05 фев 2013, 12:45
Re: Настройка карбюратора ПЛМ 2Т
05 фев 2013, 12:55
Re: Настройка карбюратора ПЛМ 2Т
05 фев 2013, 13:00
zinger.in писал(а): Олег, в обобщённой теме можно дать лиш общие краткие принципы. Разбирать тут конструктив и тонкости всех моделей не получится, вернее получится каша.
По теме: карбы на ПЛМ до 30л.с 2т. точно, имеют достаточно примитивную кострукцию. Настройка сводится двумя винтами, винт качества смеси, им регулируется подача бензина в проходящий в мотор поток воздуха. И винт регулирующий частоту оборотов на Х.Х он упирается в рычаг дроссельной заслонки и приоткрывает слегка её.
Регулировка производится за несколько раз. Первоначально задаётся базовое положение регулировочных винтов. Винт качества выворачивается от упора обычно на 1,5-2,5об. а винт оборотов приоткрывает дроссельную заслонку приб. на 0,5мм. Далее заводим прогреваем мотор и добиваемся (регулируя винтом оборотов) устойчивую работу движка на минимальных оборотах Х.Х Далее резко прогазовываем мотор (опредилляем его отклик на подачу смеси) и начинаем постепенно заварачивать винт качества уменьшая подачу топлива тем самым обедняя смесь. Когда смесь будет очень бедной начнёт появляться провал при резком добавлении газа. При постепенном обеднении смеси так же начнут и обороты Х.Х снижаться. Их так же необходимо подправлять. Далее, добившись провала необходимо на четверть оборота обогатить смесь добившись отсутствия провала, подправить при необходимости обороты Х.Х и произвести пробную поездку ну хотя бы пару км.. Если замечаний нет вывернуть свечи и проверить их цвет. Если бенз нормальный они должны быть либо вашпе без налёта либо слегка подёрнуты соломенным цветом. Если свечи старые может быть соломенный или очень светло коричневый цвет.
Если свечи тёмно коричневые или вашпе чёрные-копчёные смесь очень богата.
Вот пожалуй основной принцип для этих движков, остальное только личный опыт. Удачи в этом деле.