Защита велосипеда от угона
Защита велосипеда от угона
9 минут Автор: Михаил Скворцов 533
Кражами двухколесного транспорта уже никого не удивишь. Раньше, лет 20 тому назад, злоумышленники косили свои недобрые взгляды на автомобили по причине их недостаточной защищенности. Сегодня найти угнанную машину не глобальная проблема, к тому же за это вор привлекается к уголовной ответственности. С велосипедами все проще: несмотря на их широкое распространение, официально они не числятся в государственной базе и не облагаются обязательным страховым налогом.
Идя по «пути наименьшего сопротивления», злоумышленник безнаказанно получает в свое владение чужой велосипед, который спокойно может реализовать на черном рынке. И хотя велодвижения в крупных городах через «сарафанное радио» и базы как-то могут найти воришку, безопасность двухколесного коня все равно на 100% лежит на плечах его владельца. Как защитить велосипед от угона и можно ли спокойно оставлять его на парковке?
Где крадут велосипеды?
Воровство и угон процветают в мегаполисах. Особенно часто велосипеды крадут именно в людных местах: там заметить и запомнить злоумышленника менее вероятно, чем на свободной улице. С другой стороны, оставлять байк на парковке в малолюдном месте также опасно: в случае кражи не найдется свидетелей.
Каждый город-миллионник славится своими «криминальными райончиками». Туда лучше вообще не катать без надобности, а уж тем более оставлять свой транспорт без присмотра. Береженого Бог бережет.
В связи с развитием велодвижения широко распространились парковки для велосипедов от бизнес-центров и сетевых магазинов. При выборе такого парковочного места стоит присмотреться, насколько часто им пользуются другие велосипедисты. С парковок, как правило, крадут именно велик в единственном экземпляре. Ценовая категория байка обычно значения не имеет. Более того, некоторые воры предпочтут красть именно дешевый велосипед: его и найти сложнее, да и вряд ли будут искать.
Под большой риск попадают такие места:
- станции метро;
- многолюдные тротуары и набережные;
- места с ограниченным обзором (например, между углами двух домов);
- пустые дворы и переулки.
Если говорить о времени суток, то наименее вероятно угонять велосипед с утра. Вечером же, наоборот, только глаз да глаз.
Угонщики, как и любые воры, одеваются неприметно. Инструмент для раскусывания замка спрятан в одежду, на лицо может быть надета маска. Узнать достаточно трудно, тем более, случайные прохожие могут и не обратить внимание на кражу.
Надо сказать, народ вообще пассивный, и защита велосипеда от угона практически полностью обеспечивается владельцем. Это хорошо подтверждается в актерском ролике «Воровство велосипеда на глазах у охранника»:
Как защитить велосипед
Замок – наиболее распространенный тип защиты велосипедов на уличных парковках. Суть его очень проста: к любому неподвижному предметы пристегивается рама и/или колесо велосипеда. Комплексную защиту обеспечивают несколько замков: так можно обезопасить свой байк от кражи колес или, наоборот, рамы.
- тросовая противоугонка (с ключевым или кодовым замочком);
- цепной;
- пластинчатый;
- блокираторы колес;
- замок типа U-lock – ключевой и электронный (открывается с помощью приложения на телефоне).
Среди любителей покатать по городу чаще всего можно встретить тросовые замки: они дешевле и проще. Каждый тип замка имеет свои плюсы и минусы в сравнении, о них и не только можно узнать в этой статье.
Как обезопасить свой велосипед – эффективные рекомендации:
- Не оставлять надолго без присмотра. Если по-другому нельзя, периодически, через час-полтора, проверяем.
- Использовать только качественные средства против угона: лучше переплатить, чем потом оказаться без велосипеда. Всем известно, что дешевые китайские тросики перекусить вору – раз плюнуть. Желательно пристегивать байк не только рамой, но и передним колесом.
- Установить низшую передачу – если вору удастся отцепить велик, он не укатит на нем сразу, и можно выиграть время для его поимки.
- Снять цепь. Заморочно, зато эффективно на долгих стоянках.
- Часты случаи кражи велосипедов в подъездах или на закрывающихся площадках. Опытные райдеры рекомендуют хранить только дома.
- Вор может позариться не на сам велик (который еще и отлично пристегнут), а на его прибамбасы: фонарики, флягу, велокомп. Все это надо снимать.
- Приметные модели воруют куда реже, чем однотипные. Красочный логотип на раме (по которому будет легче отыскать), яркие цвета, особые приметы руля и седла отобьют охоту злоумышленника возиться с таким великом.
- Правильно выбираем места для парковок (об этом уже сказали выше). Лучше пройти 200 – 300 метров, но найти подходящее место.
- Воры, как правило, не «тусуются» возле полицейских пунктов и охранников. Однако полностью рассчитывать на это не стоит.
- Застраховать велосипед. Интересный аспект по защите от угона, его коснемся чуть позднее.
Что делать, если велосипед угнали:
- найти и опросить свидетелей происшествия;
- обратиться в близлежащие организации и попробовать получить разрешение на просмотр наружных камер наблюдения;
- подать заявление в полицию;
- внести в реестр службы бесплатной регистрации велосипедов.
При соблюдении этих простых рекомендаций можно быть почти на 100% уверенным: байк останется у хозяина.
Велосигнализация, плюсы и минусы
Велосипедная сигналка – альтернативный способ защититься от угона, обратить внимание владельца и прохожих на кражу.
Разновидности сигналок:
- самостоятельная – устанавливается отдельно от замка, срабатывает при движении, выключается посредством набора 4-хзначного кода;
- интегрированная с замком-блокиратором;
- сигнализация с обратной связью.
Наиболее продвинутый вариант защиты велосипеда – система с обратной связью. Основные характеристики:
- подача сигнала;
- оповещение на мобильный телефон о краже;
- отслеживание местоположения велосипеда по спутнику.
Последняя функция понадобится в том случае, если велосипед все-таки угнали, несмотря на истошные вопли рупора сигналки. Правда данная функция целесообразна на коротком промежутке времени: скорее всего угонщик сломает или выбросит устройство, тогда отыскать пропажу будет куда сложнее.
Преимущества и недостатки сигнализации:
- легко поставить/так же легко снять злоумышленнику с велосипеда;
- громкий привлекающий сигнал/может оглушить;
- настройки чувствительности/сигнализация может сработать на движение машины или человека и подать ложную тревогу;
- стоит устанавливать как дополнительную защиту на дорогие велосипеды/нецелесообразна на бюджетных моделях.
Использовать сигнализацию на парковках рекомендуется в шумных местах, где вора не увидят, но услышат. Успех система получила благодаря возможности отпугивать воришку сразу же: после пронзительного визга сигналки на него невольно устремятся взгляды нескольких прохожих. По крайней мере, не слишком дерзкого угонщика она точно отпугнет.
Противоугонная велосипедная база и страховка
В крупных городах и по регионам различными велодвижениями создаются велосипедные базы. В них числятся зарегистрированные и угнанные велосипеды. Угнанный байк отмечет в базе специальным флажком.
Основная информация, вносимая в реестр:
- индивидуальный номер рамы;
- место, где был украден велосипед;
- описание, приметы, фото.
На сайте международной службы регистрации велосипедов (http://mybikenumber.com) можно получить индивидуальный код для поиска через мобильный сканер. В базу вносятся купленные, проданные и краденые велосипеды, найти которые можно по номеру или индивидуальному коду. Велобазы – достаточно хорошая подстраховка, особенно это касается владельцев дорогих моделей.
Страхование велосипедного транспорта. На данный момент зарегистрировать байк как мотоцикл или автомобиль нельзя: в законодательстве РФ такая процедура не предусмотрена. Чем, собственно, и пользуются угонщики.
Поскольку велосипед не регистрируется как транспортное средство, он может быть застрахован как недвижимое имущество. Здесь, правда, есть противоречие: на застрахованном байке «нельзя кататься», на этот случай страховка распространяться не будет. Поэтому только этого пункта недостаточно.
Виды страхований:
- имущественное – страхуется сам велосипед, размер выплат в случае повреждения или угона установленной суммой;
- от несчастных случаев;
- страхование гражданской ответственности – покрытие материального ущерба, нанесенного другому лицу по вине велосипедиста.
Данные услуги предлагают специальные компании, на сегодня они в достаточном количестве. Процедура оформления несложная, однако может быть осложнена тем, что страховщик может не согласиться на это по причине невыгодности. Взносы должны быть четко соотнесены с изначальной стоимостью велосипеда.
Так, страховать дешевый байк, не имеет смысла. Наоборот, для дорогой модели эта процедура вполне оправдана. И, конечно, страховка необходима в том случае, если катание на велосипеде сопряжено с кражей велосипеда и угрозой велосипедисту и другим участникам движения.
Заключение
Безопасность велосипеда на улице и в дороге полностью зависит от владельца. Повышение уровня защиты снижает риск кражи, но не исключает его полностью. Соблюдаем бдительность и надолго не оставляем своих двухколесных друзей наедине с недружелюбным миром.
Велосипедные замки. Как защитить велосипед от кражи и спасет ли велозамок от угона.
Давайте сразу скажем честно – никакой велозамок не дает стопроцентной гарантии от кражи велосипеда.
Задача замка – сделать угон максимально сложным и долгим по времени.
Угоняют все велосипеды и дорогие и дешевые. Так что те, кто считают что его велосипед слишком стар и некрасив – можете не сомневаться, раз он нужен Вам, значит обязательно найдется тот, кому он тоже нужен. Может просто покататься и бросить, а может и продать по дешевке.
В большинстве случаев воры действуют по нескольким основным схемам:
- Перекусывают тросики замков или слабые цепи болторезами или мощными кусачками.
- Вскрывают простые замки с ключами точно так же, как это делают на дверях квартир – отмычками.
- Сбивают слабые замки молоком с тросика. Имеется ввиду, место крепления тросика к замковой части.
Если на угон велосипеда требуется больше одной-двух минут, вероятнее всего, вор уже не будет связываться с вашим велосипедом.
Кража велосипеда – это слабо раскрываемые преступления, приносящие неплохой доход веловорам и составляет около трети всех преступлений против частной собственности. По данным полицейских многих стран большинство ворованных велосипедов продаются как б/у на рынках или в интернете, причем иногда по запчастям. В США около 50% ворованных велосипедов продается через интернет, ещё 30% – прямо на улице.
Кто наиболее вероятные велограбители? Кроме профессионалов, которых не остановят обычные замки это в основном мелкие воришки, бомжи, наркоманы и подростки, мечтающие просто погонять на классном велике. Какая у них мотивация? Перепродать по дешевке или покататься и бросить.
Отсюда вывод – отнюдь не все они владеют навыками вскрытия ключевых или кодовых замков. Хотя в интернете полно разных видео о том, как вскрывать различные замки, но посмотреть и сделать самому это немного разные вещи.
А вот использовать простые и решительные методы типа не большого болтореза, молотка или мощных кусачек они могут.
Самый лучший способ защитить велосипед – не оставлять его без присмотра. Но ясно, что это не всегда возможно. Очень хороший выход – ездить компанией, или хотя бы вдвоем, чтобы с велосипедом всегда оставался кто-то из Ваших друзей.
Велозамки бывают нескольких видов:
- Дуга (их еще называют U-образными или D-образными). Такой замок, особенно если дуга нормальной толщины (не менее 10-12 мм) и сделаны из закаленной стали, просто так болторезами не перекусишь. Это наиболее надежные замки.
Пластинчатые.
Аналогично предыдущему типу, но вместо дуги используют стальные пластины прочно скреплённые между собой. По стойкости так же одни из самых надежных. Особенно если они изготовлены из толстых стальных закаленных пластин. Обратите внимание на крепление пластин между собой.
На некоторых дешевых китайских моделях такой замок было легко сломать просто в месте крепления пластин между собой. Эти замки компактнее чем U-образные и занимают меньше места в поездке. Чаще всего они складываются в виде прямоугольника и крепятся к раме, занимая минимум места.
Причем они бывают не только прямоугольные, но и круглой, более компактной формы.
Цепь.
Так же довольно надежный вариант, но только в том случае если это крепкая толстая цепь, каждое звено которой сварено. Если взять толстую стальную цепь, поместить ее в матерчатый рукав, чтобы не царапать раму, и повесить на нее нормальный амбарный замок, то такой самодельный велозамок достаточно надежно защитит байк от угона. Только вес у него будет не 200 грамм, который нужно возить с собой.
При выборе цепей лучше брать не обычную цепь из магазина метизов, а грузовые цепи с толстым звеном, сделанные из каленой стали.
Трос.
Это довольно удобный, легкий замок. Но, опять же многое зависит от толщины троса и материала, из которого он изготовлен, а так же как и во всех остальных случаях, от личинки замка. Насколько она прочная и антивандальная.
Помните, что тонкий трос элементарно перекусывается болторезом.
Велозамки типа Ottolock.
Их особенность в том, что они прочные, гибкие и занимают мало места, прекрасно помещаясь в велосипедной сумке или даже в кармане.
Сама лента замка состоит из нескольких тонких, но прочных стальных пластин, покрытых слоем кевлара в оплетке из термопластика Santoprene. Перекусить болторезами такую ленту очень сложно, но против болгарки и она не устоит. Для того, чтобы сломать головку замка нужно приложить усилие в 2 тонны.
Это достаточно удобные и надежные велозамки.
Блокираторы колес.
Эти устройства бывают разных видов. Некоторые просто одеваются на колесо, ставятся на роторы дисковых тормозов, крепят колесо к раме, но все они обладают одним серьезным недостатком. Они не дают возможности просто унести велосипед на руках или увести его на машине.
По типу запирающего устройства велосипедные замки бывают двух видов.
- Под ключ
- С кодовым блоком.
Тут каждый решает сам, что ему проще – запомнить код или носить с собой ключ. Существуют способы, как вскрывать и те и другие замки. Ключевые замки вскрывают отмычками, а коды просто подбирают. Если выбираете кодовый, то берите как минимум с четырьмя цифрами.
Однозначно ответить на вопрос, какой велосипедный замок лучше и надежнее нельзя. Каждый из всех типов имеет свои плюсы и минусы. Код можно забыть, а ключ потерять, трос можно перекусить, а дугу перепилить «болгаркой». Нет не вскрываемых замков. Вопрос во времени, которое для этого нужно. В конце концов, были случаи, когда ломали забор и увозили байк на машине. Один вор пять часов пилил дерево, чтобы украсть велосипед.
Советы как надежнее защитить свой велосипед от угона:
- Лучше всего оставляйте велосипед под присмотром товарища – это всегда надежнее любого замка.
Приковывая велосипед, проверьте стойку, к которой его цепляете, чтобы она была надежно закреплена, да и вообще была способно удержать прикрепленный к ней велосипед.
- Всегда пристегивайте велосипед, даже если «на секундочку» заскочили в магазин. Согласно полицейской статистике как раз такие, оставленные “на секундочку” велосипеды угоняют чаще всего. Вор просто полходит садится и уезжает. Никто даже не реагирует на это. Может быть это как раз и есть законныйх хозяин велосипеда.
- Если переднее колесо на эксцентриках – снимите его, поставьте рядом с задним и скрепите замком, лучше всего U-образным, переднее, заднее колесо, раму и прикрепите все к неподвижному столбу или забору. Передние колеса на эксцентриках снимают быстро и просто.
- Если есть возможность, используйте два типа замков. Один на тросе и один U-образный или на тросе и цепи. Замком на тросе можно обвить несколько частей велосипеда между собой (колеса, раму, седло), а цепью или U-образным прикрепить байк к неподвижному объекту. Один кодовый, другой с ключами. Снять один замой легче, чем два разных. Тем более, что трос перекусить проще чем цепь или душку из каленого металла U-образного замка.
- Если Вы используете велостоянку, не ставьте своего железного коня крайним. Воры чаще всего пытаются украсть именно крайние, так как к ним более свободный доступ. Постарайтесь втиснуть свой между другими.
- Использование велосипедных эксцентриков, особенно на колесах и подседельных штырях, облегчает их кражу. Хотя есть специальные антивандальные эксцентрики. Учтите это. Если у Вас не используются эксцентрики, затягивайте болты на осях колес очень туго. Это полезно и для безопасности езды и для как антиугонное мероприятие. Есть еще одна оригинальная, но достаточно сложная в реализациии идея: закажите персональные гайки и болты с уникальными ключами. Их будет достаточно сложно раскрутить.
- Другой необычный и спорный способ – не мойте слишком уж чисто свой велосипед. Некоторые велосипедисты считают, что грязные велосипеды угоняют реже. Правда ездить на нем все же Вам, и насколько это будет комфортно, зависит то же от Вас.
- Есть еще один оригинальный способ. Просто оставляя велосипед и прикрепив его хорошим замком, снимите седло и берите его с собой. Угонять велосипед без седла несколько проблематично – на нем никуда не уедешь, да и продать его без седла сложнее. Если подседельный штырь крепится эксцентриком его легко снять. А если он не очень длинный и седло не широкое, то носить этот комплект с собой не слишком сложно. Так же можно снять педали – без них не сильно покатаешься. Правда они не всегда бывают чистыми, да и скручивать их дольше.
- Не бойтесь выглядеть чудаком – амбарный замок и крепкую цепь перекусить значительно сложнее, чем тоненький тросик. Как уже упоминалось выше, при выборе цепей лучше брать не обычную цепь из магазина метизов, а грузовые цепи, сделанные из толстой каленой стали. В конце-концов веловору может просто не хватить времени вскрывать эти замки и перепиливать или перекусывать болторезами цепь.
- При креплении байка зафиксируйте все легкосъемные части – колеса, седло. Снимите дорогие аксессуары – велокомпьютеры, GPS-навигаторы и прочие прибамбасы.
- Запишите себе номер рамы. Где на велосипеде серийный номер рамы? Он выбит внизу рамы под втулкой или спереди на рулевой трубе. Номер рамы велосипеда может быть в виде цифр или букв и цифр. Это поможет доказать, что байк действительно Ваш. Лучше всего, что бы он был прописан в гарантийном талоне при покупке в магазине. Еще не плохо иметь фотографию Вас вместе с велосипедом. Во-первых, это будет доказательством того, что это именно Ваш велосипед, а во-вторых полиции будет наглядно видно, что искать и она, “бросив все дела, тут же объявит план перехват на поиски” вашего железного друга.
- Есть еще одна маленькая хитрость. Вложите внутрь руля, под грипсы или внутрь подседельного штыря бумажку, на которой запишите Ваши данные. Она послужит дополнительным доказательством того, что именно Вы являетесь настоящим владельцем. Так же на нем можно написать или выцарапать Ваше имя. Меченный велосипед труднее продать, да и доказать что он Ваш будет проще.
- Внешний вид велосипеда не должен быть очень вызывающим. Обмотайте изолентой руль или часть рамы. Задача показать потенциальному вору, что этот велосипед не самый лучший вариант для продажи. Иногда немного подржавевший руль или подседельный штырь резко снижают ценность всего байка.
- Кстати, чем оригинальней выкрашен Ваш байк – тем сложнее его будет продать и быстрее опознать в случае кражи. Это, как и у автомобилистов.
- Можно использовать велосигнализацию. Она своим писком привлечет внимание и напугает неопытных воров. А опытные, поняв, что на байке стоит сигнализация скорее всего не станет с ней связываться. Сигнализация чаще всего срабатывает на движение.
- Еще один чисто психологический момент. Внутрь большинства магазинов или офисных центров не разрешают завозить велосипеды. Однако «попытка не пытка» – попробуйте зайти вместе с ним. Если уже не пускают, в этот момент попросите охранника присмотреть за велосипедом. По крайней мере, уже появляется ответственный человек и велосипед под присмотром, а это уже хорошо.
- Попробуйта застраховать свой велосипед от угона, кражи и повреждения.
Есть несколько довольно оригинальных решений для защиты велосипедов от угонов:
- Устройство Pedal Lock – это комплект специальных педалей, которые легко превращаются в фиксатор заднего или переднего колеса, блокируя возможность движения. Таким образом, получается, что у угонщика нет не только педалей, но и ехать на таком велосипеде невозможно.
Трое бывших студентов из Чили разработали достаточно нестандартную схему рамы велосипеда, которая превращается в замок за 10-15 секунд. Нижняя труба рамы раскладывается на две части, а подседельный штырь фиксируется в них, позволяя пристегнуть велосипед к дереву или столбу.
Seatylockседло, которое является еще и замком. Система с несколькими местами сгиба позволяет скрепить колесо и раму между собой, и прикрепить все это к столбу.
Корейцы придумали шлем-замок. Во время поездки он, естественно, на голове, а на стоянке превращается в замок на колесо. Не совсем понятно, правда, что помешает вору просто унести велосипед с собой или увести его на машине, если он не пристегнут. И второй момент – колесо-то не всегда чистое, а после этого шлем еще ведь и на голову нужно будет одеть. Хотя у корейцев и дороги моют чаще, чем у нас…
- Китайские инженеры придумали В.Y. Handle Lock. Это крепкий, гибкий трос, который во время поездки находится в руле велосипеда, а на стоянке замыкается на правом грипсе, который играет роль замка. Правда от болтореза он все-равно не спасет.
Видео о выборе велозамка
Как защитить велосипед от кражи: 9 простых советов
Если вы не позаботитесь о безопасности своего велосипеда, скоро у него может быть другой хозяин.
1. Правильно выбирайте парковочное место
Идеальный вариант — хранить велосипед в прихожей, на лоджии или рядом с рабочим местом. Только в этих случаях вы можете не переживать за его сохранность. Если по каким-либо причинам вам нужно оставлять велосипед в других местах, к их выбору следует подходить с особой тщательностью.
Вот перечень мест, где не надо парковаться:
- многолюдные тротуары в центре города;
- оживлённые набережные;
- площадки у станций метро;
- безлюдные дворы;
- пустынные переулки.
Чаще всего велосипеды крадут именно в людных местах, однако оставлять личный транспорт на безлюдной улице тоже рискованно. Здесь надо соблюдать золотую середину: паркуйте свой велосипед там, где постоянно есть люди, но их не очень много.
Оставляя велосипед на специальной парковке у торгового центра, кинотеатра, ресторана или другого общественного места, присмотритесь, как часто ею пользуются другие велосипедисты. Не редки случаи краж именно с велопарковок.
2. Никогда не оставляйте велосипед непристёгнутым
Это, казалось бы, простое условие счастливого пользования велосипедом выполняют далеко не все.
Согласитесь, владелец автомобиля не оставляет авто открытым на парковке, даже если ему надо отойти всего на несколько минут. Так и владелец велосипеда должен взять за правило: если нужно оставить двухколёсного друга на улице, он должен быть пристёгнут. Исключений здесь быть не может.
3. Используйте надёжный велосипедный замок
Сегодня существует множество видов велосипедных замков, но далеко не все они одинаково надёжны. Большинство велолюбителей используют недорогие и достаточно тонкие тросы с ключевым или кодовым замком, однако такой тросик легко перекусить — этот замок не обеспечивает должного уровня безопасности. Трос целесообразно использовать как дополнительную защиту, но не как основную.
Более подходящий вариант — цепной замок. И хотя цепь весит больше, чем трос (в среднем цепь длиной до 1 м весит более 1 кг), перепилить или перерезать её, не привлекая к себе внимания, достаточно сложно.
Что купить
- Замок с кодом и текстильной оболочкой от ABUS Web, 1 199 рублей →
- Замок с кодом на 5 цифр с AliExpress, 779 рублей →
- Bluetooth-замок с сигнализацией с AliExpress, 2 108 рублей →
Цепной замок в мягкой тканевой оплётке не царапает раму велосипеда
Альтернатива цепи — U-образный замок. Его не совсем удобно возить с собой, но всегда можно найти выход из ситуации. Например, есть и складные замки, которые состоят из стальных пластин и в развернутом состоянии имеют те же размеры, что и U-образный замок. Эти пластины легко складываются, и такой замок не занимает много места.
Что купить
Ещё одна разновидность надёжных велосипедных замков — стопоры на колесо и седло. Их лучше выбирать с нестандартными болтами и гайками, которые откручиваются с помощью специального ключа. Вероятность, что у вора окажется именно такой ключ, невелика.
Что купить
И последнее: используйте несколько замков одновременно — это снизит вероятность угона.
4. Пристёгивайте велосипед за две детали
Покупка надёжных замков — это ещё полдела. Важно правильно пристёгивать велосипед, оставляя его на стоянке. Так, цепью можно прикрепить раму, а тросовым замком — колесо. Угнать велосипед, который хитро пристёгнут, сложнее, и далеко не все воры захотят с этим заморачиваться.
5. Установите велосигнализацию
Звуковая сигнализация с пультом управления работает по принципу автомобильной: датчик реагирует на вибрацию или прикосновение, срабатывает звуковой сигнал, и вы можете предотвратить кражу.
Более продвинутая версия — велосигнализация с обратной связью. Оповещение приходит на ваш смартфон, что особенно удобно.
Что купить
6. Установите самую низкую передачу
Этот способ не является основным, но подойдёт в качестве дополнительного. Даже если вор угонит ваш велосипед, быстро скрыться с места преступления у него не получится: с ходу разобраться с переключением передач не так-то просто. Если вы находитесь поблизости, у вас будет время догнать злоумышленника.
7. Декорируйте свой велосипед
«Чем заметнее велосипед, тем проще его найти, лучше не связываться», — примерно так рассуждает тот, кто промышляет кражами велосипедов. Поэтому не поленитесь придать своему любимому средству передвижения индивидуальности. Можно раскрасить раму, прикрепить к колёсам светодиоды или украсить руль. Главное, чтобы велосипед отличался от всех остальных и привлекал к себе внимание.
Что купить
8. Не давайте велосипед незнакомым
Нас в детстве учили не разговаривать с незнакомыми и не давать им какие-либо личные вещи. Аналогичное правило действует и во взрослой жизни. Случается, что незнакомец подходит и начинает нахваливать велосипед, а потом просит немного прокатиться. Владелец, наслушавшись лестных отзывов, идёт навстречу — и становится жертвой. Итак, держите ухо востро, когда незнакомец заговаривает с вами о велосипеде, и не поддавайтесь на провокации.
9. Снимайте цепь, оставляя велосипед надолго
Этот способ пригодится, если вам нужно оставить велосипед на парковке на длительное время: без цепи на нём просто не получится уехать. Для того, чтобы снять цепь, надо иметь под рукой необходимые инструменты и обладать определённой сноровкой.
Чек-лист
Итак, вы всё прочитали и хотите предпринять реальные действия, чтобы обезопасить велосипед от угона? Отлично. Ну а чтобы ничего не забыть, предлагаем самое главное из описанного выше в виде короткого списка.
- Оставляйте велосипед там, где постоянно есть люди, но их не очень много.
- Не поленитесь пристегнуть велосипед, даже если вам нужно отойти всего на полминуты.
- Используйте надёжный велосипедный замок, а лучше два и более.
- Помните: чем необычнее велосипед, тем сложнее его продать. Поэтому можно разрисовать раму, украсить колёса, оформить руль и другие детали.
- Снимайте цепь, оставляя велосипед на стоянке надолго.
- Не давайте велосипед незнакомым: воры часто втираются в доверие, хитростью заполучают велосипед и уезжают на нём.
Если вы знаете альтернативные способы защитить свой велосипед от кражи, делитесь ими в комментариях.
Как защитить велосипед от угона и что делать, если это все-таки случилось
Все больше россиян видят в велосипедах не просто способ прокатиться с ветерком, а полноценное транспортное средство — по крайней мере, в летний период. Но каждому владельцу велосипеда сразу приходится решать вопрос — как надежно защитить свой байк от кражи. Не случайно двухколесный транспорт, по статистике, самый угоняемый, причем не только в России, но и в более благополучной Европе. Что могут посоветовать в качестве профилактики угона бывалые участники велодвижения? И могут ли прийти на помощь современные технологии?
Не оставляй без присмотра
Это первый и, пожалуй, самый главный совет, который остается актуален, несмотря на то, что на исходе второе десятилетие XXI века. И будет актуален, пока российские города не обзаведутся действительно качественной велоинфраструктурой, считает руководитель межрегиональной общественной организации «Вело-Город» Константин Мочалов. По его мнению, тем, кто для поездок по городу начинает крутить педали, на самом деле важно даже не столько наличие удобных и безопасных дорожек, сколько решение вопроса — где хотя бы на время без боязни оставить свой велосипед.
«С этой точки зрения, велоинфаструктура даже в крупных городах отсутствует напрочь, и это крайне удивительно, учитывая коммерческий потенциал решения этого вопроса. Любой магазин, кафе, торговый центр, обеспечив гостям безопасное хранение их велосипедов или других средств индивидуальной мобильности, получит явное преимущество», — убежден Мочалов.
Пока же всем владельцев двухколесных приходится быть начеку — не оставлять байки без присмотра даже на короткое время. Как ни странно, особенную осторожность надо проявлять в отношении оборудованных велостоянок — если нет уверенности, что ваше двухколесное имущество подождет вас там под должным присмотром, делится активный велопользователь Юлия Кузнецова из Челябинска .
Ведь именно такие неохраняемые велопарковки у входных групп магазинов и офисов (а также, например, вузов и кинотеатров) обожают воры, которые наверняка пасутся где-то неподалеку, выжидая удобный момент.
Соответственно, выбирайте такое место для парковки, где ваш байк всегда будет у вас на виду — будь это вид из окна на вашем рабочем месте или из витрины кафе, где вы решили провести какое-то время. Злоумышленники также избегают мест, которые гарантированно попадают в поле зрения видеокамер или за которыми наблюдают охранники. Старайтесь ставить прямо под камеры или поближе к будке с охраной. Кстати, на тех же автопарковках охранники, как правило, не будут против дополнительного заработка, так что со многими из них вполне можно договориться.
Никогда не храни в подъезде
Между тем статистика утверждает, что самое плохое место для хранения велосипедов — это подъезды наших жилых домов. Больше половины всех краж двухколесного транспорта приходится на тамбуры, лестничные площадки и другие места общего пользования в многоквартирниках. Воры умудряются проникать даже в закрытые квартирные секции, кладовки, подвалы — туда, куда посторонним, вроде бы, так просто не попасть.
Тем не менее удивляет беспечность, с которой владельцы велосипедов продолжают относиться к своему имуществу, делится Сергей Аристов, основатель специализированного портала ВелоРозыск.Ru, созданного в помощь владельцам украденных байков. Сам Сергей живет в новом жилом комплексе с закрытыми дворовыми территориями, образуемыми парно стоящими домами. Доступ во дворы через домофон есть только у жителей домов, образующих каждый двор. Подъезды тоже закрываются, но постоянной охраны в них нет. Однако жильцы, видимо, считают уровень защищенности достаточным, чтобы оставлять свои велики в подъезде, в небольшом закутке на первом этаже. Возможно, многие уповают на видеокамеры, которыми по периметру оборудованы дворы. Однако за два-три года во всем комплексе угнали 15 велосипедов. И, судя по актуальному фото, никого эта статистика особенно не напугала.
Легко выделить дома место, если по-настоящему любить свой байк и заботиться о его сохранности, считает Юлия Кузнецова. По ее словам, никто из ее знакомых не оставляет велосипеды в подъездном кармане — у всех они хранятся в самих квартирах. Тем более что рынок предлагает все больше решений для организации такого хранения — достаточно зайти в магазин, специализирующийся на продаже спортивного инвентаря.
Всегда сажай на цепь и замок
Житель одного из уральских городов Ярослав Магазов днем оставляет велосипед на рабочей парковке — благо работодатель позаботился, чтобы у сотрудников-велосипедистов была такая возможность. Тем не менее Ярослав призывает не экономить на механической противоугонной защите. Сам он еще при покупке приобрел трос для пристегивания велосипеда, подлиннее и потолще, с хорошим замком. «Не самый дешевый вариант, и проблем ни разу не было», — говорит наш собеседник.
Покупать дешевую видимость безопасности равноценно щедрому подарку похитителю, соглашается журналист и активный велопользователь Олег Чеботарев. Трос должен быть не тоньше 16 мм, тогда злоумышленники не смогут пустить в ход компактный болторез, которым легко и незаметно перекусываются слабые средства защиты. Перепилить или перекусить более внушительный трос (толщиной 16–20 мм) можно уже только с серьезным инструментом и, стало быть, риском привлечь к себе лишнее внимание, уверен Чеботарев.
Еще более надежна цепь из каленой стали толщиной не менее 8 мм, считает Сергей Аристов. Длинная цепь позволяет не просто пристегнуть велосипед к столбу, дереву или к парковочному оборудованию, но и скрепить колеса — в первую очередь, заднее, на которое от педалей приходит цепная передача, а лучше оба. Именно такую защиту советует использовать спортивный журналист Даниил Румянцев из Екатеринбурга.
Еще одна рекомендация опытных велосипедистов — приобрести U-lock.
Это навесной замок с вытянутой U-образной дугой, которая позволяет пристегнуть велосипед за раму к парковочному оборудованию или — через цепь — к дереву или столбу (протянув цепь через колеса и тем самым их заблокировав тоже). Конечно, экономить на качестве замка тоже не стоит.
По возможности создавайте для воров дополнительные препятствия. Олег Чеботарев считает, что в некоторых ситуациях уместно снять и унести с собой цепь с байка. Да, это может потребовать некоторой возни, отнимет какое-то время, но ваш велосипед перестанет быть легкой добычей.
Используй новые технологии
Защита велика от угона может быть и вполне технологичной, но пока ее рынок в России не отличается ни устойчивым спросом, ни обилием предложений. В ответ на наш запрос в одной из сетей по продаже высокотехнологичной электроники действительно развели руками. Тем не менее решения есть, говорит руководитель «Вело-Города» Константин Мочалов. Вопрос лишь в готовности на них потратиться, а это уже снова про верное отношение к своему же имуществу, на приобретение которого порой тратятся десятки тысяч рублей. По словам Мочалова, представляемое им общественное объединение готово активно консультировать не только самих владельцев велотранспорта, но и тех, кто заинтересован создавать дружественную велосипедистам среду. Например, есть неплохие «умные» решения по организации удобного и безопасного хранения в тех же жилых комплексах.
Спутниковый навигатор для туристов и грибников: нужен ли он и какой выбрать?
Олег Чеботарев называет отличным вариантом защиты установку на велосипед скрытого GPS-трекера, который, по крайней мере, покажет, где будет ваш байк в первые несколько часов после кражи. Но в велосипеде не так много места, где можно спрятать такое устройство: съемные части конструкции, вроде сиденья, воры постараются проверить в первую очередь. Впрочем, еще более существенным препятствием для массового пользования трекерами остается российское законодательство, которое пока крайне сурово к задействованию специальных технических устройств с функцией тайного сбора информации. Вроде бы, здесь анонсирована какая-то либерализация, но, пока это не произошло, иметь дело с подобными технологическими уловками в нашей стране захотят немногие. Увы.
Действительно неплохим подспорьем сегодня могут послужить IT-разработки, ориентированные на велопользователей. Например, одноименное мобильное приложение от организации «Вело-Город» представит френдли-карту с указанием мест, где рады велосипедистам и готовы позаботиться о сохранности их байков.
Что делать, если велосипед все-таки угнали?
Не терять времени и заявить о краже в полицию. Именно в полицию, а не в ГИБДД, которая пропажей велосипедов не занимается. Заявлять нужно по месту совершения кражи. Основатель проекта ВелоРозыск.Ru Сергей Аристов советует перед тем, как явиться в территориальный отдел лично, позвонить в его дежурную часть, для чего разумно иметь под рукой список телефонов. Есть шанс, что на ваш байк и его возможных похитителей (если найдутся свидетели кражи) экипажам ППСП оперативно дадут ориентировки, которые позволят задержать воров по горячим следам.
При звонке, а потом и при подаче заявления надо указать место, время и другие обстоятельства кражи. Разумеется, чтобы сориентировать в поисках пропавшего велика, нужно дать его подробное описание. Не поленитесь потратить время и составить для себя самого профиль вашего байка, записав, а лучше еще и запомнив все то, что окажется полезным в розыске.
Вы должны знать марку, модель, год выпуска велосипеда, тип тормозов, расцветку, номер рамы, ростовку, особые приметы байка. Неплохо, если в вашем смартфоне окажется фотография велика.
Вообще, заведите и храните, не теряя, папочку с документами на ваш велосипед. В идеале в ней должны быть договор на приобретение байка или чек из магазина, технический паспорт и гарантийный талон с вписанным в них номером рамы. Туда же вложите описание велосипеда, составленное вами на случай кражи, и его распечатанное фото.
Почему важно обратиться в полицию, хотя у вас наверняка есть сомнения в эффективности этой меры? Если вы вдруг случайно сами обнаружите пропажу, без официальной регистрации кражи ваши действия по возврату своего имущества окажутся сильно затруднены. Нельзя так просто подойти к кому-то на улице и предъявить права на что-то, даже если это ваше по праву. Чтобы убедить в своей правоте ту же полицию, потребуется время, а значит, велика вероятность упустить шанс вернуть свое добро. Напротив, ваши позиции будут куда более уверенными, если при себе у вас будет талон-уведомление с номером записи в книге учета сообщений о происшествиях (КУСП), который вам обязаны выдать после обращения в дежурную часть.
Наконец, очень важно незамедлительно подать сигнал о помощи на различные сетевые ресурсы, объединяющие велопользователей. В каждом городе есть велофорум или свои группы в социальных сетях. Сообща они непрерывно актуализируют базу данных об украденных велосипедах и могут оказаться очень полезными в розыске вашего байка. Обратите внимание, как пишутся сообщения о пропажах и дайте вашим единомышленникам по велодвижению всю требуемую информацию. Шансы найти утраченный велик таким образом не так уж велики, но чудо случается.