Виды ниппелей для велосипедов и их особенности
Велосипедные ниппели: особенности и виды
За период своего существования велосипед перенес множество изменений, целый ряд запчастей приобрел более сложную конструкцию. Единственной частью, которая сохранила свой первоначальный вид и функции, остался велосипедный ниппель.
Что это такое?
Ниппелем называется трубка, соединяющая велосипедную камеру и имеющийся обратный клапан, который удерживает воздух, кроме того, она служит для его закачивания. Клапан называется золотник, под давлением попадающегося снаружи воздуха он открывается, а закрывается, когда воздух начинает давить из середины колеса. Плотность закрытия золотника зависит от давления внутри колеса, и чем, соответственно, оно выше, тем сильнее он закрыт.
Основная функция этого приспособления – герметично держать воздух в камере. Такие клапаны могут иметь несколько разные формы, даже у ниппелей одного вида золотники могут частично различаться.
Ниппели изготавливают преимущественно из латуни, хотя иногда встречаются и стальные модели. Такие лучше не приобретать, поскольку их качество довольно сомнительное.
Велосипедными ниппелями также именуют гайки, фиксирующие спицы и обод колеса.
Для чего нужны колпачки?
Колпачок на ниппеле – неотъемлемая часть этого устройства. Главной задачей пластмассовых колпачков на моделях Dunlop была защита ниппеля от грязи, а также они немного задерживали воздух, который пропускался резиновой трубкой. Современные модели стали более функциональными, их используют также в роли специального ключа для откручивания золотника. Колпачки производства Presta защищают ниппель от загрязнений и механических воздействий, они не отличаются сильной прочностью, поэтому при крепком надавливании могут сломаться даже от работы с велонасосом.
Кроме основных функций, колпачки также часто служат украшением велосипедов.
Дизайнеры представляют довольно широкий и разнообразный ассортимент таких приспособлений. Колпачки можно условно разделить на 2 вида:
- декоративные, служащие главным образом эффектным украшением транспортного средства;
- с подсветкой (неоновые), кроме эстетической функции, такие колпачки делают велосипед заметным в темное время, тем самым отвечают за безопасность.
Ниппели бывают 3 типов:
Dunlop – устаревшая резиновая модель, которую практически уже не используют. В СССР такие стандарты устанавливали на все велосипеды. Сейчас же встретить ее еще можно на детских велосипедах или байках старого образца. По диаметру отверстия он похож на автомобильный стандарт – 8 мм, а по своей функциональности на модель Presta. Конструкция такого ниппеля довольно ненадежная и, кроме того, очень уязвима к грязи.
Крошечные камушки или даже песок, которые попадут под резинку золотника, могут перекрыть движение воздуха. Хотя такие устройства уже не используются при производстве велосипедных шин, их легко можно найти в специализированных магазинах. Для ниппеля Dunlop универсальный насос не подходил, поскольку его резьба была довольно маленькой. Это и стало значительным недостатком данной разновидности. Чтобы закачать воздух в шины с подобным устройством, необходимо было использовать велосипедный насос, или убирать наконечник с автомобильного и совать трубку в ниппель.
К тому же самостоятельно такую процедуру было трудно выполнить, нужно было, чтобы кто-то крепко придерживал трубку в ниппеле.
Schrader, или же автомобильный ниппель (его еще иногда называют американский ниппель), считается универсальным стандартом, ведь подходит как для автомобильных, так и для велосипедных шин. Характерный диаметр проема составляет 8 мм. Эту разновидность наиболее часто используют при производстве шин. Благодаря своему довольно широкому распространению для такого стандарта подходят практически любые автомобильные насосы, хотя модели без зажима для него не приспособлены. В качестве отличительной черты конструкции Schrader можно выделить наличие специального клапана – если его нажать, из шины выпускается воздух в полном объеме.
Существуют модели, в которых клапан устроен так, что воздух спускается почти в момент. Колпачок в таких вариантах служит защитой клапана от грязи и механических повреждений, но не закрывает его герметично. Ниппель такого типа отличается довольно высокой прочностью и долговечностью.
Устанавливают шины с такой конструкцией на большинство нынешних велосипедов – исходя из этого американский ниппель можно причислить к наиболее распространенным деталям.
Presta, или же велосипедный ниппель, обладает наибольшей популярностью. Он гораздо лучше держит давление в покрышке и обладает более современной конструкцией. Но при этом накачать такую шину с помощью автонасоса не получится, для этого нужна специальная насадка или насос для велосипедных колес. А также клапан у этого типа ниппеля довольно хрупкий, может сломаться даже при подкачке камеры. Из-за этого свойства многие производители делают ввинчивающиеся модели. Диаметр отверстия золотника Presta составляет 6 мм.
Такое устройство устанавливают преимущественно на спортивных и шоссейных велосипедах, а также горных байках. Своими размерами оно чуть тоньше, нежели автомобильный ниппель, но отличается большей длиной – 42-80 мм. Отличительная черта такой конструкции – месторасположение стержня клапана, он помещается снаружи, а не в середине. Кроме того, колпачок имеет еще и гайку, способствующую задержанию воздуха в камере.
В отличие от автомобильного ниппель Presta характеризуется достаточной легкостью, его также устанавливают на бескамерные шины.
Закачка воздуха при такой конструкции проводится следующим образом:
- колпачок выкручивают и кладут недалеко, чтобы не потерять;
- отвинчивают стопорную гайку, но не снимают ее до конца, надо просто, чтобы стержень освободился;
- вставляют насос и крепят зажим;
- закачивают воздух.
В сравнении с другими разновидностями, которые устанавливают на сравнительно недорогие или средние марки, Presta применяют на дорогих моделях.
Типы велосипедных ниппелей
На сегодняшний день широкое распространение получили три основные модели велосипедных ниппелей. Ниппель — это специальное механическое устройство, которое необходимо для удерживания давления внутри камеры. Каждая конструкция обладает своими преимуществами и недостатками.
Известны такие варианты, как автомобильный ниппель (AV или шредер), классический велосипедный ниппель (или Dunlop) и т.н. Presta (FV или SV). Из всех перечисленных вариантов самым практичным является традиционный и неизменный автомобильный ниппель шредер. Для него всегда и везде найдется насос и в обслуживании он самый не привередливый. Рассмотрим каждый тип подробнее.
Велосипедный ниппель (Dunlop)
Это тот самый жуткий ниппель, который известен нам по русским велосипедам, выпускаемым в Советском союзе. Совершенно невменяемая и беспощадная конструкция, которая может выйти из строя в любом месте или лопнуть от накачивания. Принцип действия простой – в колесо вворачивается трубочка, отверстие на которой затыкает резиновая трубочка или кембрик. Пока трубочка в порядке, велосипедный ниппель держит давление. Если вдруг по какой-то причине трубочка испортилась, то и ниппель моментально сдувается. Резиновая трубочка затыкает отверстие в металлической трубке и держится на своем месте благодаря давлению внутри колеса. При накачивании, поток воздуха из насоса приподнимает одну из сторон резиновой трубки и пропускает воздух внутрь колеса. Обратно он не может выйти, т.к. препятствует сама резиновая трубка.
Автомобильный ниппель (Шредер)
Самый распространённый и практичный тип ниппеля. Хорошо зарекомендовал себя во всех типах техники. Используется и на бачках амортизатора, и на вилках с воздушной пружиной. Конструкция простая и надежная. Золотник с резиновым уплотнителем затыкает отверстие в трубке ниппеля. Золотник прижимается к стенкам ниппеля и клапану пружинкой. Когда мы подключаем насос, средний штырек внутри шланга приоткрывает клапан. Через этот клапан внутрь колеса поступает воздух при накачивании. И спускается обратно, если система не герметична, а клапан не закрылся до конца. В велосообществе считается, что этот тип ниппеля довольно тяжелый, однако практичность этой конструкции намного выше остальных, поэтому лишний вес можно и не учитывать.
Presta (FV или SV)
Это элитная серия если можно её так называть. Устанавливается преимущественно на бескамерную резину или на более дорогие модели велосипедов. Считается более легким и надежным вариантом. На практике использовать не очень удобно. Нужен специальный переходник или шланг для насоса. Очень неудобный клапан с золотником. Принцип работы конструкции аналогичен автомобильному ниппелю. Однако, неудобный клапан делает конструкцию более надежной. Ведь в отличие от обычного шредера, этот ниппель дополнительно обжимается верхней гаечкой и притягивает заслонку к клапану. В итоге, кроме пружины клапан держит и закрученная гайка.
Переходник с одного ниппеля на другой
Конечно же, такое многообразие ниппелей не может легко восприниматься пользователем. Само собой, появились различные переходники с одно ниппеля на другой. Купив такой переходник, вы навсегда огородите себя от проблем с различными стандартами оборудования. Переходник довольно надежный и прослужит ни один сезон. Купить подобный переходник можно, здесь. При цене меньше 100 рублей, он хорошо сэкономит нервы.
Вместо заключения
Для велосипедиста профессионала просто необходимо иметь несколько типов насосов или переходник. Также нужно помнить, что у каждого ниппеля свой диаметр, а следовательно отверстия в ободе будут иметь разный диаметр. Из всех вариантов самый большой диаметр у автомобильного ниппеля. Обод можно легко рассверлить до нужного диаметра. Однако, если используются дорогие обода например на шоссейнике, то рассверливание повредит обод и уменьшит его прочность.
При покупке новой камеры не забудьте поинтересоваться, какой тип ниппеля там используется.
Разновидности ниппелей для велосипеда
После того как колесо велосипеда накачано насосом, для сохранения воздуха внутри камеры используют ниппель. Если насос дешёвый и владелец накачивает колесо в спешке, в некачественном ниппеле легко сломать клапан. Поэтому опытные любители велосипедных прогулок рекомендуют покупать ввинчивающуюся деталь. Какие ещё бывают виды ниппелей для велосипеда, также рассказывают специалисты.
Ввинчивающиеся ниппели более надежны при эксплуатации
Классификация ниппелей для велосипедов
Стандартные варианты
Лидером среди всех устанавливаемых на велосипедный обод ниппелей вот уже несколько десятков лет остаётся автомобильный тип — американский, или его ещё называют клапан Шрадера. Американский клапан устанавливают на самые простые велосипедные механизмы, а также предполагающие средний уровень катания. Приспособления монтируют не только на камеры, но и на вилки, амортизаторы. Диаметр углубления в ободе достигает 8–8,5 мм.
Ещё один распространённый вариант — резиновые трубки, но это, скорее, ретротип, который применяли во времена СССР. Диаметр углубления в камере такой же, как и в предыдущем образце — 8 мм.
Технически продвинутые ниппели
Специалисты отмечают отдельные виды велосипедных ниппелей, сконструированные специально для сложных моделей велосипедов, предусмотренных для гонок, скоростных и других модернизированных двухколёсных транспортных средств. Они монтируются на бескамерные шины. В качестве удобного дополнения служат длинные и укороченные трубки, что значительно усиливает обод.
Фирма Presta выпускает особенно тонкие и лёгкие клапаны, в диаметре отверстие в колесе достигает 6 мм. Длина детали — 42, 60 и 80 мм. С клапаном следует обращаться аккуратно — усовершенствованные образцы не терпят спешки и топорной работы. Для подстраховки от форс-мажорных обстоятельств предлагается применять сменный вариант клапана — его легко вывинтить, благодаря чему он редко ломается.
Чтобы накачать камеру Преста с таким же клапаном, достаточно открутить гайку насоса и развернуть резиновую втулку.
Особенности ниппелей
Различия в материале
Если велосипед хорошего качества, вряд ли в камере будет установлен дешёвый ниппель. Скорее всего, производитель позаботится о добротных составляющих, к примеру, установит клапан, сделанный из металла с предусмотренной для удобства резьбой. Во избежание смещения или утапливания во время накачивания, на такие виды ниппелей сверху на резьбу накручивается закрепляющая гайка.
В бюджетных ободьях приспособление состоит из резины, которая с течением времени может изменить свою форму и стать причиной повреждения отверстия в колесе.
Функции колпачков
Колпачки для ниппелей защищают от грязи, механических нагрузок,
задерживают воздух
В комплекте к зажиму всегда идёт колпачок. Не стоит недооценивать функциональные особенности этой миниатюрной детали:
- закрывает зажим от грязи;
- способствует задержке воздуха, который может проникнуть наружу сквозь резиновую трубку;
- надёжная защита от механических нагрузок.
Будьте осторожны в обращении с колпачками — не прилагайте все свои усилия, чтобы поставить их на нужное место, эксперименты чреваты порчей приспособления и невозможностью пользоваться велосипедом до покупки другого.
В последнее время набирает обороты тюнинг для велосипеда — велосипедисты любят похвастаться своими наработками в украшении двухколёсного друга. Некоторые считают такие эксперименты вычурными и лишними, но специалисты с этим мнением готовы спорить. Практически все цветные и яркие колпачки для ниппелей оснащены подсветкой, которая выручает велосипедиста во время езды на велобайке в вечернее время суток. Не заметить мелькающие в темноте на трассе огоньки сложно.
Заключение
Теперь вы знаете, какие виды велосипедных ниппелей предлагают разные производители. Чтобы не пришлось без конца менять ниппель, придётся выбрать качественный насос и отводить накачке камеры достаточное количество времени, выполнять процедуру не спеша. Специалисты рекомендуют покупать вкручивающиеся приспособления Presta и надевать на них яркие колпачки — зажим для обода этой фирмы хорошо удерживает воздух, а колпачок с подсветкой обезопасит от аварийной ситуации на дороге в тёмное время суток.
Никто из нас не застрахован от спущенного колеса. Ситуация эта хоть и неприятная, но легко разрешимая. В этом случае поможет ручной насос, который всегда должен быть вместе с вами.
Велопрогулки приносят массу удовольствия, при активной эксплуатации велосипеда придётся освоить его регулярное обслуживание своими руками. Знания, как правильно переспицевать колесо на велосипеде, помогут сэкономить средства из семейного бюджета, в дополнение вы приобретёте ещё один навык ремонтных работ.
Если вы приобрели велосипед для катания в удовольствие, рано или поздно понадобится обмотка руля велосипеда. Обмотка кожей или другим плотным материалом позволяет улучшить амортизацию и сцепление. Особенно она требуется шоссейным байкам.
Виды велосипедных ниппелей – назначение и особенности
Что такое ниппель и зачем он велосипеду? Простое устройство, но с большой историей. Nipple в переводе с английского – сосок. В сантехнике это специальная трубка, обычно с резьбой, соединяющая два трубопровода, один из которых подвижный. Велосипедный вариант имеет те же функции, соединяя камеру с трубкой насоса, через которую поступает воздух в нее. А после того как трубка насоса отсоединена, ниппель препятствует сбросу давления из камеры или покрышки (в случае бескамерного исполнения).
Назначение
Это устройство одно из самых неизменяемых в велосипеде на протяжении уже более ста лет. Первый ниппель был создан шотландским ветеринаром Джоном Данлопом в 1888 году. Его предназначение состояло в том, чтобы:
- соединить трубку насоса с покрышкой;
- дать возможность проникнуть воздуху в камеру велосипеда;
- после отсоединения трубки насоса, специальный клапан препятствует выходу воздуха из резиновой камеры.
Это простое приспособление произвело революцию не только в производстве велосипедов, но и в автомобильной промышленности, так как и там они стали широко применяться.
Устройство велониппеля
Конструктивно система достаточно проста, в чём и состоит её главное преимущество перед другими конструкциями.
- Металлический корпус цилиндрической формы, с резьбой по внешней и по внутренней стороне;
- Клапан (золотник). Это сердечник, закручивающийся по внутренней резьбе. Он открывается под воздействием воздушного давления и закрывается при отсутствии такового, препятствуя его выходу;
- Чем сильнее накачано колесо, тем плотнее клапан закрывает отверстие выхода для воздуха и это гарантия безопасности поездки на велосипеде.
В целом, это принцип устройства всех ниппелей с некоторыми изменениями, которые связаны с размером самого клапана.
Разновидности
Не так много видов этого устройства создано разработчиками велосипедной техники. Один из них был сконструирован американским изобретателем Шредером Августом, этот ниппель ставят на:
- велосипедные шины;
- на велосипедные вилки и амортизаторы;
- на автомобильные шины.
Конструкция этого ниппеля включает в себя цилиндрический корпус, в который вкручивают клапан, под действием пружины он перекрывает воздух. Такой тип используется даже в холодильных установках для того, чтобы при необходимости понижать давление.
Джон Данлоп создал ниппель собственной конструкции, представляющий из себя корпус с внешней резьбой. Внутри корпуса штуцер, в нем два отверстия – входное и выходное, через этот клапан и закачивается воздух в камеру велосипеда. Сверху клапан фиксируется специальной гайкой.
На спортивных велосипедах, гоночных и шоссейных, у которых используются колеса без камер, ставят клапаны под названием Presto. Особенности таких устройств следующие:
- нет пружины, которая запирает сам клапан;
- присутствует контргайка, она закрывает золотник.
Удержание воздуха происходит под давлением того воздуха, который поступает из шины. Для того чтобы спустить воздух достаточно просто нажать на выступающую часть клапана. Такая конструкция позволяет быстро накачать камеру, даже с помощью маломощного ручного насоса.
Это устройство широко применяется не только на велосипедных и автомобильных колесах, но и в:
- спортивных мячах;
- спасательных жилетах и плотах;
- надувных матрасах.
Последнее время ниппель находит применение и в сельском хозяйстве, где разводят птиц или кроликов. Система используется для того, чтобы устроить поилку для животных и состоит из ёмкости и трубки, на конце которой ниппельное устройство. Птица клювом, а кролик мордочкой надавливают на поверхность клапана и в поилку поступает вода.
В быту и сфере коммуникативного общения «система ниппель» носит нарицательный характер, для обозначения чего-то надежно работающего, но при этом внешне выглядящего очень громоздко, хотя функцию имеет только одну – спускать воздух.
Зачем нужен колпачок
Обязательная принадлежность ниппеля – это колпачок, обычно он пластиковый и по резьбе плотно прикрывает верхнюю часть клапана. Его предназначение состоит в следующем:
- в системе Денлоп противодействует проникновению грязи и воды, также сдерживает сброс давления;
- в системе Шредера колпачок не только выполняет функцию защиты, но и является ключом для того, чтобы выкрутить золотник в случае необходимости и вкрутить его обратно;
- в устройствах типа Престо также основная функция защита от грязи и предотвращения сброса давления.
В последнее время некоторые виды колпачков становятся элементом дизайна и здесь можно выделить два типа:
- декоративный момент украшения велосипеда;
- колпачок с подсветкой, что повышает безопасность этого вида транспорта.
Таким образом, колпачок выполняет важную функцию в защите камеры колеса от утечки воздуха, а также внешних воздействий природной среды и атмосферы. А теперь ещё и может добавить изюминку в боевую раскраску велосипеда, будучи в цвет с какой либо другой деталью. А ночью и вовсе добавить эксклюзивности, ведь один светящийся колпачок при движении колеса создает впечатление светящегося круга диаметром с обод. Что также и усиливает видимость наездника в ночи, например, на дороге.
Итоги
Ниппель – устройство, придуманное еще в XIX веке, до сих пор является необходимой частью как велосипедного, так и автомобильного колеса. Основная функция этого устройства – не позволять воздуху выйти из камеры колеса. Всего на сегодняшний день существует три разновидности, отличающихся по своей конструкции: системы Денлоп, Шредер и Престо. Каждый из них находит свое применение на различных видах велосипедов. Обязательная принадлежность ниппеля колпачок, который защищает от грязи, пыли и воды.