Велосипед «Орленок»: характеристики и особенности, комплектация
Велосипед «Орленок» — мечта любого советского школьника
В середине прошлого века в СССР каждый без исключения школьник мечтал об этом легендарном велосипеде — «Орленок». Этот велосипед являлся самым желанным подарком для любого подростка от 7 до 15 лет.
В сознании советского школьника «Орленок» был, порой, несбыточной мечтой и наивысшей наградой за старания.
Это был красавец-велосипед, примерно с такой же рамой, что и на «Украине», а высотой доходил до груди среднестатистическому советскому подростку. На велосипеде были установлены колеса диаметром в 24 дюйма.
Об истории советского велосипеда «Орленок», его моделях и их технических характеристиках читайте в данном материале.
Советские велосипеды «Орленок»
История
Этот велосипед в начале пятидесятых годов прошлого века стал выпускаться на Минском заводе.
«Орлёнок» являлся своеобразным переходным типом от двухколесного велосипеда для младших школьников «Ветерок»к дорожным велосипедам, разработанным для взрослых.
Так, сперва эти велосипеды выпускались с верхней сдвоенной рамой, а на последних моделях рама у «Орленка»- это практически точно уменьшенная рама модели В110 («Украина»).
Велосипед пользовался бешеной популярностью у детей и подростков младшего и среднего школьного возраста.
Он обгонял по размерам не менее популярный «Школьник» и гораздо выше ценился, нежели конкуренты.
Дело в том, что при производстве «Орленка» применялась отличающаяся надежностью втулка заднего колеса«Торпедо» — точно такая же, как и на дорожных велосипедах для взрослых. К примеру, на ближайшем конкуренте, «Школьнике», применялась втулка завода ГАЗ. Она быстро выходила из строя.
Помимо Минска, «Орленок» выпускался еще и в Литве, на Шауляйском заводе.
Модели и их технические характеристики
Для мальчиков и девочек выпускались разные модели:
- «Эрелюкас». Эта модель с двойной верхней трубой была сделана специально для мальчиков. В переводе с литовского означает «Орленок».
- «Крегждуте» — эта модель предназначалась для юных леди. В переводе с литовского означает «Ласточка».
Высота рамы на моделям составляла четыреста сорок миллиметров, а высота базы – 975.
Руль был поворотным и регулируемым по высоте. Втулка заднего колеса – тормозная, со свободным ходом.
Масса велосипеда составляла двенадцать с половиной килограммов.
«Орленок» был предназначен для поездок абсолютно по любым трассам. Он был укомплектован аптечкой для ремонта шин, насосом, а также масленкой.
Также можно было дополнительно купить:
- фару,
- счетчик преодоленного расстояния,
- генератор.
Но даже без дополнительного оборудования этот велосипед был настоящим богатством для подростков, своеобразным статусом.
Ведь в советское время на велосипедах проводили достаточно большое количество времени, а когда хозяин «Орленка» взрослел, он передавал байк по наследству младшим братьям, либо друзьям. Поэтому даже «бэушный» велосипед был предметом зависти и гордости.
Отзывы о велосипедах Орленок
Некоторые владельцы этого велосипеда вспоминают, что изначально «Орленок» частенько требовал ремонта и «капризничал». Наиболее частой проблемой был соскок цепи.
Однако затем, после совершенствования моделей, велосипед стал более надежным. В частности, спаянная рама первых моделей превратилась в такую, которую имел велосипед для взрослых «Украина». Кроме того, у подросткового велосипеда появились широкие хромированные крылья.
Покупались велосипеды в магазинах «Детский мир».
Какие еще модели велосипедов были популярны в СССР?
Наиболее популярными моделями велосипедов в Советском союзе были:
Для советских школьников слово «Орленок» всегда вызывало только хорошие ассоциации: пионерский лагерь, звучная песня, а также лучший в целом мире велосипед.
Велосипеды «Орленок»: история и характеристики
Советские дети не были избалованы множеством игрушек, компьютерными играми и прочими достижениями современности. Но это вовсе не означает, что их детство было скучным и неинтересным. Просто во второй половине ХХ века у детей и подростков были другие ценности и приоритеты.
Особенным событием жизни ребенка было приобретение подросткового велосипеда. Происходило это уже в сознательном возрасте – от 8 до 15 лет. Наличие такого средства передвижения говорило о достижении определенного этапа самостоятельности, поскольку отличия от взрослых моделей были лишь в размерах.
Велосипед «Орленок» занимал свое почетное место в списке самых желаемых подарков мальчишек советского времени. Так что же было в нем такого притягательного? Попробуем выяснить.
Исторические факты
Местом рождения велосипеда «Орленок» был Минский мотоциклетно-велосипедный завод (ММВЗ). Оборудование предприятия было завезено из Германии, и первые чертежи производимых транспортных средств разрабатывались с учетом опыта западных коллег. «Орленок» вошел в число тех трех моделей, что первыми сошли с конвейера завода. Такой же подростковый велосипед, только женской модификации, имел название «Ласточка».
В Беларуси их выпуск был запущен в 1949 году и продолжался до 1951 года. В этом же году производство переместилось на другой завод – в Прибалтику. Велосипеды для подростков теперь стали собирать на Шяуляйском велосипедно-моторном заводе. Называться они стали тоже по-литовски:
- для мальчика – «Эрелюкас» (орленок);
- для девочки – «Крегждуте» (ласточка).
В своем первоначальном виде «Орленок» производился вплоть до 1978 года. Потом его рама подверглась небольшому видоизменению, но и эта модель имела широкую популярность среди подростков.
Размеры и технические характеристики
Вес велосипеда составлял чуть более 12 кг, а его габариты рассчитаны на нагрузку до 70 кг. База модели довольно короткая – всего 975 мм, при этом высота рамы – 440 мм. Большая звездочка, ведущая цепь имела 44 зуба, а на маленькой их было 19. Сама цепь состояла из 100 звеньев. На заднее колесо надевалась тормозная втулка свободного хода. Передний тормоз отсутствовал.
В первичной комплектации «Орленка» верхняя рама была двойная, причем за сиденьем она разделялась и плавным изгибом переходила в вилку заднего колеса. Многим владельцам велосипеда это нравилось, так как с такой широкой и выгнутой рамой его удобно было поднимать и переносить. Впоследствии модернизированная модель стала слегка уменьшенной копией велосипеда «Украина» с прямой рамой.
Диаметр колес велосипеда – 24 дюйма или 533 мм. Ширина покрышки – 37 мм. Высоту руля и сиденья можно было регулировать, фиксируя в нужном положении.
Комплектация и дизайн
Велосипед «Орленок» был простым и понятным механизмом. В его конструкции не было ничего лишнего, а к каждому экземпляру прилагались такие комплектующие:
- насос, который крепился на держателях между вертикальной стойкой и задним колесом;
- сумка с необходимым для ремонта инструментом – она фиксировалась ремешками позади сиденья;
- набор для заклеивания камер;
- масленка с соответствующим содержимым;
- звонок;
- багажник;
- зеркало заднего вида.
Дополнительно была возможность установить щиток для цепи и фару, которая подключалась к генератору.
Эта модель велосипеда была как бы промежуточным звеном между детской и взрослой моделями. И именно ему приходилось выдерживать всю силу мальчишеского безрассудства. На «Орленке» можно было гонять как по городскому асфальту, так и по ухабистым проселочным дорогам. Он выдерживал все.
Возможные неполадки
Как и любая техника, велосипед «Орленок» периодически подвергался каким-либо поломкам. Наиболее часто приходилось устранять такие неисправности:
- спадание цепи;
- прокол шины;
- погнутое «восьмеркой» колесо.
Поскольку наличие этого транспортного средства накладывало на владельца некую степень ответственности, то учиться его ремонтировать приходилось самостоятельно.
Вариации тюнинга
Современные подростковые велосипеды уже продаются яркими и красивыми, со множеством нужных и ненужных приспособлений. А в советские времена «Орленок» был конкретного зеленого цвета и выпускался в четко прописанной комплектации. Каждому владельцу этого «железного коня» хотелось выделяться на фоне других, поэтому мальчишки тюнинговали свои велосипеды, как умели. В ход шли любые подручные средства:
- руль и раму обматывали изолентой, а если удавалось достать двух или трех цветов, то вид считался просто шикарным;
- обшивали детали и седло мехом или бархатом;
- красили и разрисовывали крылья;
- на спицы наматывали тонкую цветную проволоку, нитки с люрексом или пленку от бобин;
- на крылья вешали самодельные брызговики из кусков резины или линолеума.
Любители быстрой езды устанавливали моторчик, и «Орленок» становился мотовелосипедом. Еще можно было его оборудовать счетчиком пройденного расстояния.
В целом этот велосипед был надежным спутником подростка того времени. У некоторых обладателей старых частных домов они до сих пор хранятся в гаражах или на чердаках как воспоминание о счастливом, беззаботном детстве.
Велосипеды из СССР – Орлёнок и Салют
В советских реалиях последней ступенькой перед «большими» велосипедами вроде «Урала», «Украины» или «Старт-шоссе» были «Орлёнок» и «Салют». Эти велосипеды дарили радость от покатушек и небольших путешествий уже достаточно взрослым (11-15 лет) детям.
«Салют» – был этаким вариантом «Камы», только на 24-х колёсах, не мудрено, ведь он выпускался на том-же Пермском Велосипедном Заводе. Но то, что работало и было актуально у «Камы» и что сделало её культовым велосипедом, у «Салюта-С» не пригодилось от слова совсем. Из-за 24х колёс с велосипедом было гораздо проблематичнее передвигаться в общественном транспорте, даже со сложенной рамой.
Поэтому складной механизм исчез вместе с индексом «С» и велосипед стал называться «Салют». Хоть уборка лишнего узла и позволила слегка уменьшить общий вес велосипеда с 15 до 14.8 кг, это всё равно было достаточно много. Хотя стоит признать, что с горы «Салют» катил весьма бодро. Геометрия велосипеда была более-менее классической, а посадка прогулочной.
«Орлёнок» же, это как в одной известной передаче – совсем другая история. Появился в начале 1950-х годов в Минске, производился на Минском мотоциклетно-велосипедном заводе (ММВЗ), где выпускалась ещё кипа всякой двухколёсной техники.
Со временем выпуском этого велосипеда занялся Шяуляйский велосипедно-моторный завод (ШВМЗ) в г. Шяуляе Литовской ССР, что весьма положительно сказалось на качестве. Сравните его с «Салютом». При кажущейся сложности конструкции с высокой рамой велосипед весит 12.3 кг, фантастика!
Имел более короткую базу, при этом из-за более мелкой передней звезды и более крупной задней «Шаг велосипеда» (расстояние, которое проезжает велосипед за один оборот педалей) был 4.44м против Салютовских 5.42м. Велосипед был королём гоночных заездов по дворам и лесным тропинкам. Не мудрено, что ребятней тех лет он котировался в разы больше.
Так же была версия с низкой рамой для девочек, называлась «Ласточка». Но популярности Орлёнка она не сыскала. Кстати, на литовском Орлёнок и Ласточка звучали как Эрелюкас и Крегждуте, что предовало велосипедам заграничного шарма. Да и геометрия Орлёнка была больше похожа на западные велосипеды.
После того, как дети вырастали, они пересаживались на уже знакомые вам большие велосипеды, но тот задор, те веселые дворовые моменты не давал больше ни один велосипед.
Велосипед «Орленок»: характеристики и особенности, комплектация
Фотографии велосипеда ”Орлёнок” старой серии из коллекции Влада Карганова http://vk.com/id70117629
Детский велосипед В-623Л.
“Зайка-Люкс”. Велосипед “Школьник”.
ЛВЗ В-22 “Львов” (женский).
ЛВЗ В-25 (женский).
ХВЗ В-22 “Харьков” (женский).
ХВЗ 155-412 “Старт – Шоссе Москва-80″.
13 комментариев:
У меня были такие и “Ерелюйкас” и ранний “Орлёнок” тока крылья у моих были хромированные . Тот что был “Орлёнком” имел широкие диски колёс и пресс масленки на втулках цвет был тёмно бордо в сочетании с хромом это было что то . На даче , я помню была ещё и ласточка такого хе цвета и с хромом и каталас на ней очень красивая девочка звали Маша папа у неё был отъявленный велосипедист с большой буквы и вот Мы каталис . Ну а “Ерелюкас” постоянно ремонтировался он был очень капризный , хотя внешний вид был ничего .Мораль : как Вы яхту назовёте так она и поплывёт .
Шауляйский “орлёнок” проходил после “школьника”.Ещё с двойной рамой.За шесть лет поломки не было,не менял даже покрышки,которые были зелёные.К четвёртому году можно сказать ездил как на “формуле 1”, то есть слик полный.
Сверх надёжная машина,особо крепкая.
С покраской у них был просто швах, дохла очень быстро.
Слабое место – обода и перья передней вилки, у моей просто оотвалилась вставка под ось.
А потом мой “Орленок” украли, и я пересел на мамину “Каму”, и далее на “Спутник”.
Наверное если постараться то об этом велосипеде а именно “Орлёнке” можно было бы книгу написать сколько всего он мы с ним пережили. Были и взлеты и падения но одно могу сказать есть что вспомнить. Мега велосипед на многих катался советских великах но такой прыти как была у “Орлёнка” не мог выдать ни один его “одноклассник” скажу больше я на равных летал на нем с такими экземплярами как “Урал” “Минск”. Досталось ему с лихвой. так как я на нем гонял не каждый маунтинбайк сейчас выдержит). Как повзрослел забросил его потом разобрал на запчасти к другому велосипеду, рама томилась долгие годы на улице в ожидании своего времени и вот спустя время как то снова мысли и обстоятельства вернули к мысли его реанимировать возродить из пепла так сказать. Буду пробовать по возможности восстановить велосипед так как с годами стал понимать реальную его ценность.
у меня был зеленый и такие же покрышки,Велик был неубиваемый,Когда я из него вырос,отдал двоюродным сестрёнкам,Единственная потеря-аллюминевые колпачки на педалях,но на скорость это не влиялоЮ
Подскажите пожалуйста, какие варианты цвета были у Орлёнка с завода ?
Хотелось бы узнать цветовую гамму, для востановления, в какой цвет красить, дабы привести к более оригинальному виду.)
Подскажите пожалуйста, где можно найти, или кто знает все варианты цветовой гаммы ( заводской ) Орлёнка ?
Хотелось бы восстановить, и узнать все варианты, дабы сделать близким к заводу.)
У меня был голубого цвета, обода колес тоже в цвет рамы,голубые. Знаю, что еще были темно-зеленого цвета
Вечер добрый.Стоит перед до мной арлёнок в родном синем окрасе (не голубом,ближэ к тёмному)Но непонятка ;а Где тормоза. )) Почему на руле. Разъясните пожалуйста
Обидно, что в детстве у меня качественного “Орленка” не было. Я родился после распада СССР (1998), но родителям ничего не мешало купить с рук старенький велосипед. Катался только на ашанбайках, которые вечно ломались и не доставляли удовольствия от катания. в 2006-2008 годах у меня был типичный ашан “Nordway-20”, у которого были вилка – макет амортизатора и 6 скоростей – они плохо переключались – переключатель Tourney (дно дном), а иногда цепь слетала с звезд. Этот “велосипед” надолго отбил желание кататься. Был бы синглспид с рамой, колесами, рулем и ножным тормозом без поломок (посмотрите только на “Орленка” в посте – все просто как автомат Калашникова, ничего лишнего!) – я был бы на седьмом небе от счастья! 🙂
Интересно, можно ли использовать “Орленок” в качестве взрослого велосипеда, поставив рулевой и подседельный штыри от “Камы” или подобного велосипеда?
В прошлом сезоне чистил полученную в наследство дачу от хлама. Разгребал целое кладбище останков старых велосипедов. Вспоминал, как нас родители на них катали в детстве, как мы сами гоняли на речку, до магазина у станции, в лес, по всем окрестностям. Старшая сестра тоже, к сожалению, умерла в прошлом году, дети давно выросли. Так что, оставил один складной велосипед, который более-менее, чтобы не ходить пешком за хлебом и машину не гонять, остальное пришлось выкинуть. Когда выбрасывал рамы, если были, снимал на память шильдики. Штук пять разных насобирал. Вот, с “Ласточки” с полукруглым прогибом рамы, которой здесь не нашёл, никелированный шильдик на русском языке. Написано “СССР, МИНМАШ”, а внизу “ШВЗ, ШЯУЛЯЙ”. А в центре – красивая эмблема, вроде как крепость с флагом наверху, похоже на эмблемы городов. Краски, к сожалению, уже пропали все за давностью лет. Вот, прочёсываю интернет в надежде узнать, в какие цвета он был раскрашен. Хочу прикрутить его на оставшийся велосипед, который уже изрядно перелопатил. мягкое сиденье смастерил из натуральной кожи. у каждого своя дурь на старости лет.
Интересно, выпускались ли “орленок” и “ласточка” после советской власти? И сколько, если выпускались? И под каким названием? Находил в Сети упоминание велосипедов “Baltik Vairas”, среди них могли ли быть “орленки”? Еще где-то упоминался велосипед “Westminster” 94г., тоже вроде бы продолжение прибалтийских моделей.