Велосипед для бездорожья: какой лучше выбрать
Велосипеды для бездорожья
7 минут Автор: Михаил Скворцов 641
Велосипедный спорт развивается очень стремительно, и многим надоедают скучные городские катания, хочется комфортно прокатиться по пересеченной местности. Однако на обыкновенном велосипеде поездка по бездорожью превращается в настоящий ужас: все трясется и гремит, а каждый камешек означает удар по рулю. Ездить на обычном велосипеде по ухабам не только не комфортно, но и опасно: даже из-за небольшой неровности можно вылететь с велосипеда. Городские или шоссейные велосипеды просто не предназначены для катания по ухабам и неровностям. Для такой езды необходим специальный велосипед для бездорожья.
Отличия велосипеда для бездорожья от других
Велосипед для пересеченной местности сильно отличается от городского.Самые явные отличия:
- Рама. Форма, конструкция и материал изготовления рамы напрямую влияет на характеристики железного коня. Как правило, городские модели имеют очень легкую, жесткую, но достаточно мало прочную раму. Это необходимо для увеличения скоростных качеств.
- Амортизация. В агрегате для пересеченной местности устанавливается хорошая амортизация: как минимум на одно колесо. Это обеспечивает комфорт и безопасность при передвижении. В городском варианте это не предусмотрено за ненадобностью: амортизаторы будут забирать часть энергии, которую вы вкладываете в кручение педалей.
- Материалы втулок. Втулки принимают на себя всю нагрузку велосипедиста. При ударах давление на них многократно возрастает из-за перегрузок. Городские модели комплектуются втулками из мягкого алюминия. Они имеют конструкцию в виде двух конусов, не предназначенную для больших нагрузок.
- Покрышки. Это вещь сугубо личная, так как каждый ставит их под свои нужды. Но стоит отметить, что модели для катания по ухабам и кочкам снабжены покрышками с агрессивным протектором для лучшего сцепления с дорогой.
- Защита от влаги и пыли. Велосипеды для пересеченной местности чаще всего оснащены промышленными подшипниками, имеющими защиту от влаги и пыли, что существенно продлевает их срок жизни.
Виды велосипедов для бездорожья
Существует довольно большое количество видов велосипедов для пересеченной местности. Все они отличаются друг от друга характеристиками и ценами. Важно правильно определить для себя стиль катания и, уже исходя из этого, делать свой выбор.
Велосипед из супермаркета
Данный тип велосипеда обычно продается в супермаркетах, на рынках, проще говоря, в неспециализированных магазинах. При достаточно низкой цене он обладает на первый взгляд хорошими характеристиками: агрессивный вид, дисковые тормоза, 2 амортизатора. Всем своим видом он подталкивает к покупке. Вот яркий представитель этой категории:
Несмотря на привлекательный внешний вид, у этого велосипеда огромное количество недостатков: качество всех элементов крайне низкое. Передняя вилка имеет пружинно-эластомерную конструкцию, а задний амортизатор представляет собой просто пружину, которая доставит больше неудобств, чем прибавит комфорта. Он с очень высокой вероятностью начнет «сыпаться» в первую неделю катания. Ни в коем случае не рекомендуем этот вид к покупке. Лучше добавить денег и взять другой вариант, он доставит вам гораздо больше положительных эмоций.
Фэтбайк
Этот вид характеризуется наличием больших колес (широких и имеющих высокий профиль). Данная отличительная особенность позволяет ему преодолевать самые разные препятствия, включая даже мелкие болотца. За счет низкого давления в колесах, этот вид позволяет передвигаться с комфортом даже без амортизационной вилки.
Однако фэтбайк имеет один большой недостаток: колеса с такими покрышками имеют большое сопротивление качению. Иными словами: вам будет гораздо тяжелее крутить педали и поворачивать руль, а подъем в горку станет настоящим испытанием. На данный момент цена на таких монстров кусается.
Двухподвесный
Двухподвес – велосипед, имеющий два амортизатора и предназначенный для экстремального катания по бездорожью(Downhill, Freeride, Cross country). Технически сложная подвеска обеспечивает мягкость приземления после прыжков и отличную управляемость на полном бездорожье.
На хорошие двухподвесы (не из супермаркета) ставится самое лучшее оборудование, а рама предназначена для колоссальных нагрузок. Вилка с большим ходом и задняя подвеска обеспечивают минимальную тряску даже при полном отсутствии дороги. Но не стоит забывать о том, что амортизация «съедает» часть потраченных усилий на кручение педалей, а цены на хорошие двухподвесы начинаются от 1000$. Такие велосипеды просто не нужны большинству любителей, они предназначены скорее для профессионалов.
Горный (MTB)
Лучший выбор для езды по бездорожью. Горный велосипед имеет хорошую амортизацию в виде передней вилки (встречаются и двухподвесы) и очень универсален. Его предназначение – езда по пересеченной местности, грунтовым дорогам, но и передвижение по городу будет тоже очень комфортным.
Изготавливается он чаще всего из легкого алюминия, что придаёт скорости на ровных участках и облегчает подъем на гору. Мягкая передняя вилка обеспечивает комфорт рукам и улучшает управление по ухабистой местности. Стоит отметить, что горные велосипеды могут серьёзно отличаться друг от друга как по цене, так и по техническим характеристикам. Поэтому при выборе стоит останавливать свое внимание на каждой конкретной модели.
Фирма
Фирма является не главным критерием при выборе велосипеда. Безусловно, лучше взять GT, Merida, Cube или другую известную фирму, однако цены на них часто завышают. Стоит выбирать велосипед по техническим характеристикам, а не по картинке на раме. Если популярная модель вас полностью устраивает как по цене, так и по установленным деталям, известная компания – еще один плюс. Многие производители с мировым именем предоставляют расширенную гарантию на свои рамы, на это тоже стоит обращать внимание.
Так что же выбрать?
Для начального и среднего уровня катания по пересеченной местности мы рекомендуем приобрести горный велосипед с мягкой передней вилкой, без заднего амортизатора (хардтейл), хорошо, если она будет пружинно-масляная. Переключатели должны быть не ниже уровня Shimano Acera.
Тормоза дисковые механические: они проще в настройке и дешевле гидравлических, но не сильно уступают им по качеству торможения. Рама должна быть обязательно алюминиевая. Седло и «удобство посадки» не самые лучшие критерии: сиденье можно сменить, а посадку – точно настроить под себя.
Самое главное в выборе велосипеда для пересеченной местности – точно определиться с задачами, которые вы поставили. Важно знать, что лучше подкопить и взять хороший велосипед, который вас будет полностью устраивать и прослужит вам верой и правдой многие годы, чем покупать нового железного коня каждый сезон.
Внедорожные велосипеды. Виды и устройство. Работа и применение
Внедорожные велосипеды предназначены для езды по бездорожью, горам и пересеченной местности. Они используются спортсменами-экстремалами и туристами. Главная задача этой техники — обеспечить хорошее сцепление с поверхностью, устойчивость и маневренность.
Виды
Внедорожные велосипеды делятся на несколько видов в зависимости от цели и местности катания:
- Фэтбайк — хорошо подходит для езды по лесным тропам. Имеет широкие колеса с высоким профилем, поэтому на нем можно легко преодолеть лужи, грязь и даже мелкую заболотистость. Низкое давление в шинах играет роль амортизатора, что также делает менее заметными небольшие кочки и ямы, а также камни и ветки. Эти аппараты не подходят для подъема в гору за счет низкой маневренности и динамичности.
- Двухподвесный — велосипед, снабжённый передним и задним амортизатором. Аппараты этого типа используются в основном профессионалами для экстремальных видов велоспорта: даунхилл, фрирайд, кросс-кантри и др. Имеют самую прочную раму и технологичную подвеску, обеспечивающую мягкое приземление и хорошую маневренность.
- Горный — предназначен для подъема и спуска по горам. Может иметь как два, так и один амортизатор. Хорошо подходит, для езды как по наклонной, так и по ровной местности. Чаще всего изготавливается из легкого материала, например, алюминия или стали. Подходит и любителям, и профессионалам.
- Туринговые — рассчитаны на длительные туристические поездки, поэтому должны выдерживать вес туристического груза, колеса должны быть рассчитаны на асфальт и бездорожье, а количество скоростей и тормозная система должны обеспечить комфортную езду как по равнине, так и по неровной плоскости холмов и гор. Рама таких внедорожников имеет специальные приспособления для установки дополнительных аксессуаров, например, корзины или багажника.
Устройство
Внедорожные велосипеды имеют общие конструктивные особенности — это прямой руль, обеспечивающий хорошую управляемость и высокий каретный узел для увеличения дорожного просвета. Также это большое число спиц на колесах и покрышки с редким, зацепистым протекторм, который также может быть шипованным. Система переключения скоростей кроме основных, также имеет пониженную скорость для подъема в гору. Тормоза, как правило, используются ободные или дисковые.
В зависимости от цели применения внедорожные велосипеды отличаются конструкцией и геометрией рамы, размером колес, количеством спиц, а также системой амортизации и переключения скоростей.
Рама, система переключения скоростей и тормоза фэтбайков схожи с горными велосипедами. Система амортизации включает только подвижную переднюю вилку. Колеса имеют широкие покрышки от 3,5 до 5 дюймов. Обода также самые широкие — от 65 до 100 мм. Для облегчения транспортного средства в ободах делают множество дыр. Давление в шинах варьируется от 0,2 до 2 атмосфер. Вес изделий колеблется от 14 до 20 кг.
Устройство фэтбайков также может иметь оффсетную и безоффсетную конфигурацию. Оффсетная предполагает смещение втулки относительно колеса и центральной оси всего изделия. Эта особенность позволяет использовать стандартные планетарные втулки и втулки с толстой резиной от горного байка, которая одевается на толстые обода. При этом трансмиссия сохраняет свой полный функционал. Достоинства такой модификации в том, что сокращается себестоимость велосипеда за счет возможности использовать более дешевые втулки и взаимозаменяемость переднего и заднего колеса при одинаковом оффсете. Одним из преимуществ безоффсетной модификации является возможность установки узких летних шин, а также возможность использования ободов различной ширины.
Двухподвесные внедорожные велосипеды отличаются усиленной амортизацией обоих колес. Рабочий ход в таких внедорожниках составляет от 160 до 200 мм. Задние амортизаторы могут иметь подстраиваемый ход, обеспечивающий необходимый эффект на разной местности. Для таких велосипедов обычно используется система переключения скоростей на 8-10 вариаций. Педали могут иметь специальные зацепы для фиксации ног. Расположение седла обеспечивает наклон корпуса для избежания травм спины и позвоночника во время езды по неровной поверхности.
Горный велосипед имеет переднюю вилку с рабочим ходом 80-100 мм. Система переключения скоростей обеспечивает до 30 передач. Педали используются широкие, как правило, алюминиевые и шипованные.
Туринговые велосипеды отличает более длинная рама, наличие отверстий для корзины и соединительной планки на задний багажник. Колеса должны выдерживать большой вес и разные дорожные покрытия, поэтому имеют диаметр от 26 до 28 дюймов. Имеют широкий набор скоростей до 20 передач для удобства на подъемах и спусках. Такие внедорожные велосипеды имеют больше всего спиц — 36.
Работа
Фэтбайк обеспечивает высокую проходимость по сложным мягким покрытиям, как снег, песок, грязь, трава и т.п. Это возможно, в основном, за счет низкого давления шин и их большой ширины по сравнению с колесами других типов велосипедов. Однако на фэтбайке будет сложно передвигаться по крутым спускам и подъемам, а также по большим камням. Дело в том, что из-за особенностей конструкции велосипед тянет вниз в 2-3 раза сильнее, чем горный.
Горные и двухподвесные внедорожные велосипеды имеют пониженную передачу, которая облегчает подъем по горам. Самое главное в работе этих велосипедов — обеспечение необходимой амортизации. Чем сложнее условия прохождения трассы, тем более подвижной должна быть подвеска.
Туристические (туринговые) велосипеды имеют мощную систему амортизации и трансмиссию, похожую на шоссейную. Размер передних звезд 48Т. За счет этого и других характеристик транспортное средство становится более маневренным на горной местности при низких скоростях, а на асфальтированной дороге может обеспечить оптимальную скорость для поездки.
Применения
Горный велосипед можно использовать как туринговый. Он имеет внушительный вес, что позволит ему выдерживать нагрузки. А также хорошую тормозную систему и амортизацию, достаточный набор скоростей, а также широкие колеса. Все это позволит преодолеть дорогу с разными дорожными покрытиями и наклонами местности.
Для экстремальных видов велоспорта, как скоростной спуск, фрирайд или кросс-кантри подойдет только двухподвесный вариант. Как мы уже говорили для сложных трасс необходима максимальная амортизация, которая требует оснащения передним и задним амортизатором.
Фэтбайк не подойдет для передвижения по гористой местности с большими камнями и перепадами высот. В то время, как на горном велосипеде будет достаточно сложно ехать по песку или снегу.
Упражнения
Езда на велосипеде укрепляет большинство групп мышц, а также тренирует сердечно-сосудистую систему и выносливость. Для тех, кто ведет здоровый образ жизни отлично подойдет горный велосипед, на котором можно ездить как по пересечённой местности, так и по асфальтированным шоссе.
Для тренировки мышц и организма в целом рекомендуется совершать заезды по 45-90 минут в зависимости от уровня подготовки. Периодичность тренировок стоит установить на уровне 3-5 раз в неделю.
Новичкам рекомендуется начинать с 30-40 минут 2-3 раза в неделю. Ездить можно в низком или среднем темпе. Через пару месяцев можно увеличить длительность до 60 минут 3-4 раза в неделю.
Наилучшего результата можно достичь если проводить тренировки в разном темпе и при разной продолжительности. Так одну тренировку можно провести в среднем темпе за 60 минут. Следующую при более высоком темпе при продолжительности в 45-60 минут. Третью в среднем или низком темпе в течении 60-90 минут. Таким образом лучше тренируются мышцы и выносливость.
Как выбирать внедорожные велосипеды
Фэтбайки подходят исключительно для передвижения по рыхлым поверхностям. Как уже говорилось они достаточно тяжелые, поэтому для многих определяющим является вес изделия. Также необходимо выбрать между оффсетной и безоффсетной модификацией. Первый вариант подойдет тем, кто хочет сократить затраты, а также планирует ездить в особо экстремальных условиях и необходима взаимозаменяемость колес. Второй вариант тем, кто готов платить больше за более простую эксплуатацию.
При выборе также необходимо учесть, что есть складные фэтбайки.
При выборе двухподвесных и горных велосипедов необходимо обращать внимание на качество используемых деталей и механизмов поскольку изделия будут эксплуатироваться в сложных или экстремальных условиях. Еще один важный критерий выбора, это материал, из которого сделана рама, это может быть сталь, алюминий, титан или карбон. Сталь самый дешевый материал, но при этом довольно прочный, хорошо нивелирует силу ударов и вибрацию. Стоит иметь в виду, что сталь тяжелее других материалов и является не самым лучшим вариантом для горного байка, но при этом вполне хорошо подойдёт для двухподвесного.
Алюминий более дорогой материал, но более легкий и в тоже время прочный. Однако хуже гасит удары и вибрацию. Титан и карбон являются идеальными решениями и сочетают в себе преимущества стали и алюминия, но велосипеды из этих материалов очень дорогие и их приобретают в основном профессионалы.
Также при выборе велосипеда необходимо учесть что, когда велосипедист стоит расстояние от паха до верхней трубы должно быть не меньше 8-10 см. это необходимо для избежания травм во время езды. Седло должно иметь регулировку высоты, а само сидение при желании можно будет поменять.
Для езды по пересеченной местности для новичков рекомендуются горные велосипеды без заднего амортизатора с пружинно-масляной передней вилкой. Также стоит выбрать изделие с дисковыми тормозами, поскольку они легче в настройке. А уровень переключателей должен быть не ниже Shimano Acera.
Плюсы и минусы
Внедорожные велосипеды позволяют преодолеть сложные покрытия, которые являются непроходимыми для других типов. Они адаптированы под разные условия езды и снабжены необходимыми элементами для облегчения прохождения той или иной трассы.
В связи с необходимостью сложного технического оснащения внедорожные велосипеды являются самыми дорогими по сравнению с городскими и большинством шоссейных велосипедов. Кроме того, действительно качественные модели, способные выдержать не один сезон находятся в средней ценовой категории. А модели эконом класса далеко не всегда соответствуют всем требованиям, предъявляемым этому типу велосипедов.
Велосипед для города и бездорожья – как сделать правильный выбор?
На сегодняшний день велосипед является, пожалуй, самым экономичным, экологичным и комфортным видом транспорта. Систематические прогулки позволят вам поддерживать прекрасную физическую форму и станут хорошей профилактикой ряда серьезных заболеваний. Поэтому с каждым годом все больше людей вливаются в дружные ряды велолюбителей.
Главный залог комфортной езды, которая не приносит ничего кроме удовольствия – это правильно выбранный тип велосипеда. Современные производители предлагают широчайший ассортимент продукции, но каждый байк предназначен для конкретных условий езды. Наибольшей популярностью среди потребителей пользуются городские велосипеды и байки для езды по бездорожью. А каким именно параметрам должны соответствовать такие велосипеды, мы с вами рассмотрим ниже.
Какие модели будут оптимальными в условиях поездок по городу?
Хотя многие не задумываясь скажут, что для езды по мегаполису идеально подойдет классический городской велосипед, не стоит торопиться с выводами. Даже выбирая байк исключительно для катания по городу, вы должны учесть массу нюансов и определить какой именно тип велосипеда идеально удовлетворит ваши потребности.
Итак, давайте рассмотрим перечень наиболее популярных видов байков, которые предназначены для езды по городу:
- Классический городской велосипед – подходит для катания по хорошему ровному асфальту. На нем комфортно совершать непродолжительные прогулки в парковой зоне или по центральным улицам города с идеальным покрытием;
- Гибрид – представляет собой облегчённую версию горного велосипеда. На таком байке удобно передвигаться по спальным районам, которые обычно характеризуются неровной местностью и не слишком хорошим асфальтным покрытием. Резкие подъёмы и спуски будут легко преодолеваться благодаря хорошей системе скоростей; Перейти в каталог гибридных велосипедов>>>
- Складной велосипед – отличный вариант для тех, кто не желает добираться на работу в душном метро, а предпочитает комфортную прогулку на свежем воздухе. Этот вид велосипедов очень легко складывается и помещается в специальною сумку чехол. Поэтому его можно брать с собой на работу, в супермаркет и другие многолюдные места. Но выбирая эту модель, вы должны понимать, что, несмотря на облегченность варианта, вас ожидает нагрузка лишними 10 килограммами веса. Перейти в каталог складных велосипедов>>>
Какой байк идеально подойдет для езды по бездорожью?
Любой специалист, который считает себя неравнодушным к миру велоспорта, однозначно скажет, что для этой цели лучше всего подойдет горный велосипед. Но проблема состоит в том, что данный вид байка не ограничивается одной моделью, поэтому чтобы определится с выбором, вам необходимо четко понять, как именно и по какой местности вы планируете кататься. К наиболее популярным видам горных байков относятся:
- Хардтейл – классический вариант для обычной езды по пересеченной местности. Наличие амортизационной вилки делает более комфортными резкие спуски с горы и подъёмы в гору
- Кросс-кантри – более усовершенствованная версия горного байка. Благодаря надежному карбоном сплаву может развивать очень приличную скорость движения. К отличительным особенностям кросс-кантри можно отнести качественную трансмиссию и дисковую систему тормозов
- Даунхилл – велосипед, на котором можно проехать практически по любой местности. Этот вид байка очень актуален для крутых горных спусков благодаря прочной раме и надежной амортизации
А самое главное, какой бы тип велосипеда вы не приобретали, перед покупкой обязательно воспользуйтесь услугой тест драйва и попробуйте байк в действии. Обратите внимание на расстояние от рамы до седла, на особенности работы тормозов и диаметр колеса. Правильно выбранный байк прослужит вам длительное время и принесет огромное количество положительных эмоций!
Как выбрать велосипед для взрослого
Выбор велосипеда: с чего начать
Среди производителей и моделей выбирать велосипед следует с учётом таких параметров:
- собственный рост и вес;
- специализация типов байков;
- стиль езды.
Рост – один из ключевых критериев, на который нужно ориентироваться при выборе «коня». Логика проста: чем выше человек, тем больше нагрузка на раму. Поэтому она должна вас выдерживать и обеспечивать комфорт передвижения. Как правило, производители составляют свои размерные сетки для удобства покупателей. В связи с этим точно узнайте свой рост (разумеется, сняв предварительно обувь). Погрешность менее 3-5 см не существенна. Чем меньше велосипед, тем он легче и маневреннее. Чем больше – тем крепче и надежнее.
Совет. Если к приобретаемой вами в магазине модели нет размерной таблицы, попробуйте поискать её в интернете или найдите там же универсальную сетку, которая в большинстве случаев помогает сделать правильный выбор.
Также существует формула, которая поможет косвенно определить сочетаемость велосипеда с вашим ростом:
- Измерьте длину ног (от паха до пят), в сантиметрах.
- Умножьте на 0,66 (коэффициент для шоссейных велосипедов) или на 0,57 (коэффициент для горных велосипедов).
- Переведите данные в дюймы, разделив на 2,54.
Полученное число и является т.н. «ростовкой» – величиной, по которой рамы делятся на большие и маленькие.
Выбор велосипеда по весу выполняется по такому же принципу. Чем больше масса тела, тем толще рама. Для людей крупной комплекции не рекомендуется выбирать высокие модели – согнутая спина будет уставать гораздо сильнее, а для развития большой скорости придется приложить огромные усилия. Нежелательна в таких случаях также заниженная рама и длинный подседельный штырь. Велосипед, на котором вы будете держаться вертикально, идеально подойдет для людей, чей вес превышает 90 кг.
Какой велосипед выбрать для прогулок по городу и поездок по бездорожью
Современные велосипеды имеют четкую специализацию. Для грунтовых дорог и пересеченной местности легче передвигаться на горном байке. Но по ровному асфальту на нем будет неудобно ехать. Там нужен шоссейник, который, в свою очередь, совершенно непригоден для путешествий за город. Их принципиальное отличие – в амортизирующих устройствах, которые есть у горного транспорта, но отсутствуют у городского.
В городе удобно передвигаться на таких типах велосипедов:
- Шоссейный. Способен развивать высокую скорость на ровной твердой поверхности. Облегченный, имеет руль с нижним захватом, тонкие и хорошо накачанные колеса – он создан для гонок на асфальте.
- Городской. Упрощенный вариант шоссейной модели, зато максимально укомплектованный (багажник, защитный кожух для цепи, задний фонарь и т.п.). Такой тип имеет огромную популярность в мире, в городах, где велотранспорт используется для повседневных поездок.
Горные байки бывают такими:
- Горная классика (MTB). Идеальный вариант для кросс-кантри, ведь лес, поле, песок – его стихия. Оснащен передней амортизированной вилкой без заднего подвеса, крепкой рамой и рулем, широкими покрышками. На нем можно передвигаться и по асфальту.
- Гибрид. От горного велосипеда перенял вилку и руль, от шоссейника – узкие покрышки. Тем не менее, он не будет таким быстрым, как шоссейный, и таким же уверенным на сложной поверхности, как горный.
- Двухподвес. Имеет заднюю амортизацию, потому по бездорожью на нём ехать комфортнее. Предназначен для труднопроходимых и экстремальных участков. На ровной дороге неудобен.
Какой велосипед подойдет женщинам
Функциональных различий между мужскими и женскими велосипедами нет. Выбор моделей по росту и весу происходит по одному и тому же принципу. Разве что женщины, как правило, отдают предпочтение заниженной раме, поскольку могут кататься в юбке. Судя по отзывам, девушки любят изящный, не прямой руль.
Производители с точки зрения маркетинга пытаются подчеркнуть женскую специализацию моделей. Особенно это видно в круизерах. С помощью соответствующего дизайна, стилизованных корзин, сидений и декора порой появляются маленькие произведения искусства. На горных байках для девушек производители еще и уменьшают размер и вес элементов, а также занижают раму. Но многие велосипедистки спокойно катаются на мужских моделях, подходящих по росту.
В целом, при выборе любого велосипеда чаще ориентируются на свой вкус. А понять, что этот «конь» – именно ваш, можно, просто прокатившись на нем.