Вело фрирайд (freeride), особенности велосипедов для велофрирайда
Велобайки для фрирайда — обзор и отзывы
Любители спорта со стажем, даже далеко не консерваторы, вынуждены признать – ориентироваться в современных «течениях» и «ответвлениях» привычной классики заставляет дух времени.
Модные тренды, например в велосипедном и лыжном спорте, достигли вершины – в программу зимних и летних олимпийских игр включены фристайл (лыжи и сноуборд), маунтинбайк (состязания на горных байках), ВМХ (велокросс на одноименных велосипедах) . Вердикт МОК (международный олимпийский комитет) это признание популярности.
Есть одна характерная черта, объединяющая этих «новичков» — экстремальность. Скорость и головокружительные кульбиты, порой за гранью человеческих возможностей, поражают бесстрашием и фантастической координацией.
Никаких ограничений, полная свобода выбора и … такой подход еще и не противоречит правилам. Действительно, что-то новенькое.
Особенности катания в стиле фрирайда
Фрирайд начал зарождаться в США в восьмидесятые годы прошлого столетия.
Искатели приключений, любители «адреналиновых инъекций» и «велосипедные гурманы» нашли в занятиях фрирайдом свой стиль. Чем больше трудностей на трассе, тем лучше – их девиз.
Недостаточно «убитые» естественным путем дороги и тропы, для фрирайдеров уничтожаются еще и искусственными преградами – всевозможными трамплинами, горками, камнями и т.п. радостями. Большие поклонники таких занятий, канадцы, охарактеризовали этот вид спорта как запредельный.
На обычных «гражданских» моделях велосипедов там делать нечего, нужны своего рода «джипы» на 2-х колесах.
Был бы спрос, а предложение не заставит себя ждать. Законы рынка вступили в действие и производители откликнулись, представив широкое меню на любой вкус. Ассортимент не из дешевых, т.к. требований к категории «горный байк», а именно на них позволителен любой каприз, предостаточно.
Стили
Хорошая новость для желающих попасть в касту фрирайдеров – есть путь «от простого к сложному»: фрирайд имеет экстремальный подвид – « классический» и относительно мягкий — «лайт».
«Лайт» стиль
Предоставляет возможность набраться опыта. Занимаясь упрощенным фрирайдом, не надо сразу «бросаться на амбразуру» и покорять Эверест. Маршрут выбирается с несложным профилем, без экстремальных преград (применяется имитация). Такой подход дает возможность почувствовать байк, нагрузить необходимые группы мышц и получить положительные эмоции. «Стэп а стэп» — метод плавного перехода к следующему этапу.
«Классический стиль»
Здесь все по-взрослому. Грязь, песок, щебень, кочки, пни, бугры, прыжки с трамплинов и обрывов – вот неполный перечень прелестей «маршрутного листа».
Сила духа будет далеко не лишним качеством (высота обрывов может достигать 10м.), но только в совокупности с необходимыми умениями. Как:
- выбрать подходящую передачу;
- подобрать оптимальный скоростной режим;
- переключать передачи на подъемах и спусках;
- преодолевать подъемы и спуски различной крутизны;
- пройти «разбитый» поворот;
- выполнить прыжок через препятствие и правильно приземлиться;
- «бороться» с водной колеей.
В «классическом» фрирайде есть свои узкие специализации:
- Прыжки с невысоких крыш, обрывов и т.п. – дроппинг;
- Катание по деревянным мостикам, трамплинам – North Shore;
- Исполнение трюков на специально оборудованных трассах – слоупстайл.
Отличительные особенности велосипедов для фрирайда
К основным параметрам относятся:
- Высокая прочность
- Амортизационные свойства
- Эффективная тормозная система
- Шины с широким профилем
- Небольшой вес
Прочность конструкции
Большая динамическая нагрузка приходится на раму, в связи с чем эта деталь должна отличаться высокой прочностью (требования выше, чем у обычного горного байка). В производстве используют алюминиевые сплавы.
Легкость
На легком байке проще «летать» через обрывы, подниматься в гору. Приемлемым считается вес до 15 кг.
Система амортизации
Гашение колебаний осуществляется передним и задним амортизаторами с длинным ходом – примерно 7 дюймов. Существует две версии подвеса : пружинно-эластомерная и пружинно-масляная.
Тормозная система
Тормозная система дисковая гидравлическая. Тормозные диски выполняются из металла и устанавливаются на переднем и заднем колесе.
Широкопрофильные шины
На колеса монтируется широкопрофильные шины , рисунок протектора глубокий .
Другие особенности
Как правило, велосипеды для фрирайда комплектуются широким изогнутым рулем, трапециевидной рамой и 26-ти дюймовыми колесами.
Надо учесть, что вес байка доставляет неудобства при доставке к месту старта. Без машины или подъемника не обойтись.
Популярные бренды велобайков для фрирайда
«GHOST»
Немецкий производитель. В линейке 7 классов велосипедов. Для фрирайда подойдет двухподвесный MTB Fully и 4-Cross. Легкость и жесткость конструкции достигается за счет использования трубы с сечением «овал» — инновационное решение. Новые технологии применены и в конструкции подшипников игольчатой формы.
Компания экспортирует свою продукцию в 20 стран мира. Марка востребована у ведущих спортсменов. Отличное качество сборки, привлекательный дизайн, удачная эргономика. Главный недостаток – высокая стоимость.
Бренд из США. Находится в десятке лучших мировых производителей. Выпускает модели для всех ниш. Экспорт — более 90 стран.Начало массового производства – 1980г. С 1983г. имеет опыт изготовления маунтинбайков.
На моделях Трек 9800 и 9900(для ультра легкой рамы) применили углеродное волокно карбон. С 2001г. любой покупатель может заказать индивидуальный дизайн.
«GIANT»
Производитель из Тайваня. Начало деятельности 1972г. Ряд «горных байков» двухподвесов насчитывает более 15 моделей. Первая фирма, внедрившая технологию производства с использованием труб совершенной формы, обеспечивающих жесткость конструкции без сварных швов. В России Giant официально представляет компания «Неотрен».
То, что вытворяют на своем пути даже не профи фрирайда, требует соответствующей подготовки. Без устоявшихся навыков и конкретных знаний не стоит испытывать на прочность свои кости, суставы и связки.
К сожалению, травмоопасность имеет место. «Прожить» без травм удается немногим. Во избежание серьезных последствий, рекомендуется отнестись к приобретению средств защиты с такой же фанатичностью, как и к выбору байка.
Велосипеды для фрирайда: обзор, виды, характеристики и отзывы
Велосипедный фрирайд – спортивная дисциплина, которая предполагает езду на велосипеде по сложным трассам с различными препятствиями (природными и искусственными). На обычном велосипеде проехать такую трассу практически невозможно, поэтому здесь используются специальные велосипеды для фрирайда. Сегодня мы поближе познакомимся с этим видом экстремального спорта и узнаем, каким должен быть байк, чтобы на нем можно было преодолеть трассу для фрирайда.
Общая информация
Название данного направление происходит от английского словосочетания free ride, которое переводится не иначе, как «свободное движение». Но как можно назвать свободной езду по столь сложным трассам, которые покоряются только спустя годы тренировок и дюжину синяков? В этом и суть – чем профессиональнее велосипедист, тем больше он может себе позволить и тем сложнее трасса может ему покориться.
Классический фрирайд
Существует два типа фрирайда: классический и облегченный (лайт). Классический отлично выражается в экстремальной езде по дикой природе. Спортсмен не имеет каких-либо ограничений в скорости езды, длине прыжков, траектории движения и крутизне поворота. В общем, полная свобода действий. Однако прежде чем научиться кататься в таких условиях, нужно:
- Освоить технику прыжков, приземлений и управления байком.
- Покорить десятки трасс: от простых к сложным.
- Поработать над моральной подготовкой. А именно, выработать умение принять верное решение в экстренной ситуации на основе фундаментальных знаний и опыта. Без спокойствия и здравого рассудка, конечно же, не обойтись.
- Приобрести полную экипировку.
Отзывы спортсменов показывают, что катание в таком стиле позволяет получать незабываемые эмоции, наслаждаться природными красотами и покорять все новые вершины. Особое удовольствие приносит преодоление участков, которые даже для автомобилистов кажутся сложными (лужи, грязь, неровности и прочее). Катаясь по сложным трассам, велосипедист сильно рискует своей безопасностью, поэтому без должной подготовки не стоит этого делать.
Трасса, на которой изобилуют склоны, неровности, резкие изменения тропинки, обрывы и прочее, не покорится велосипедисту, который привык кататься по городу или лесным тропам. Что делать тем, кто не хочет слишком долго учиться? Специально для такой аудитории придумали облегченную версию фрирайда.
Лайт-фрирайд
Данное направление не требует от райдера особой подготовки и пользуется большой популярностью среди непрофессиональных велосипедистов, в ряды которых часто записываются туристы. В облегченном варианте фрирайда нет затяжных каменных спусков, резких обрывов и прочих сложных элементов. Трасса обычно лишь слегка напоминает фрирайдерскую. На ней можно встретить хорошо проезженные тропинки, небольшие искусственные трамплины, незначительные неровности и плавные повороты. Спуски для лайтовой версии этого спорта, как правило, пологие. Если они выполняются из камней, то камни используются небольшие, без острых углов. Иногда вместо естественного спуска сооружают искусственный, имитирующий горный склон. Здесь нет никаких ограничений по скорости и технике, поэтому каждый, кто обладает базовыми навыками езды на горном велосипеде, может попробовать себя в лайт-фрирайде.
Велосипеды для фрирайда
Так как данное направление считается самостоятельным видом спорта, велосипеды для него выпускаются отдельно. Профессиональный байк для свободного стиля представляет собой разновидность горного велосипеда. Велосипеды для фрирайда и даунхилла очень схожи между собой, но профессионалы знают, что у них есть весомые отличия. Среди особенностей байка для экстремальной езды можно выделить:
- Прочность конструкции.
- Небольшой вес.
- Наличие амортизационной системы.
- Мощные тормоза.
- Широкий профиль шин.
При катании по сложным трассам велосипед испытывает серьезные динамические нагрузки, поэтому прочность конструкции особенно важна. Рама для такого байка гораздо прочнее обычной горной. Она, как правило, выполняется из алюминиевых сплавов.
Кроме того, что байку следует быть надежным, он еще и не должен много весить. Чем ниже вес байка, тем проще велосипедист сможет преодолеть подъем в гору и перелет через обрывы. Обычно велосипеды для фрирайда не весят более 15 килограмм.
Если в горных велосипедах зачастую достаточно одного амортизатора – переднего, то в фрирайд-байках не помешает и второй – задний. Система гашения демпфирования и колебаний сглаживает ударные нагрузки, которые приходятся не только на байк, но и на велосипедиста. Амортизаторы на таком велосипеде имеют большой ход, около 7 дюймов. Во фрирайде обычно применяются два вида подвески: пружинно-эластомерная и пружинно-масляная.
Профессиональные велосипеды для фрирайда в обязательном порядке обладают качественной тормозной системой. Обычно на них устанавливаются дисковые гидравлические тормоза с металлическими колодками – самый дорогой и мощный вид тормозов на сегодняшний день.
Широкопрофильные покрышки с глубоким рисунком протектора позволяют байку удерживать равновесие на бездорожье, каменных склонах и песке. С обычными колесами в таких условиях было бы гораздо сложнее.
Согласно отзывам велосипедистов, байки для фрирайда являются довольно специфическим транспортным средством. Применять их в других дисциплинах, не рекомендуется. Однако начинающие райдеры обычно используют такие велосипеды для даунхилла и просто маунтин-байкинга.
Для сравнения рассмотрим несколько известных брендов, выпускающих велосипеды для фрирайда.
Ghost
Немецкая фирма Ghost прославилась на весь мир благодаря серьезному подходу к качеству каждой модели. С самого начала своего развития производитель заявил, что делает все, чтобы поездка на велосипеде приносила максимальное удовольствие. Каждый день эта фраза подтверждается созданием очередной партии велосипедов для спорта, путешествий и просто отдыха с непревзойденным немецким качеством. Производитель выпускает огромное количество моделей, которые делятся на семь классов. Фрирайд-велосипед Ghost можно найти в классе MTB Fully.
Cannondale
Американский бренд, который получил мировую популярность благодаря яркости, индивидуальности, а также новаторским решениям в байках Cannondale. Фрирайд-велосипеды данного производителя признаны множеством профессиональных спортсменов.
Rock Machine
Чешская компания, которая молниеносно сумела завоевать европейский, а затем и американский рынок. Главное достоинство производителя по сравнению с конкурентами – отличное соотношение цены и качества. Многие спортсмены и эксперты рекомендуют для свободного катания именно модели фирмы Rock Machine. Фрирайд-велосипеды компании не единожды показывали себя на соревнованиях мирового уровня.
Данная компания предлагает надежные байки, обладающие очень эргономичным дизайном. На сегодняшний день фирма считается одной из наиболее востребованных на мировом рынке. Фрирайд-велосипеды Trek не единожды побеждали в состязаниях самого высокого класса.
Безопасность
Важнейшим аспектом профессионального фрирайда является техника безопасности. Чтобы защитить себя от травм, которые могут возникнуть даже при простом падении, райдеры в обязательном порядке пользуются специальной экипировкой. Обычно она включает в себя шлем, защиту тела и шеи, наколенники, налокотники и перчатки без пальцев.
Фрирайд на велосипеде, техника преодоления препятствий
Фрирайд представляет собой экстремальную разновидность велосипедного спорта, которая заключается в преодолении искусственно созданных препятствий (дропов, трамплинов, песчаных участков) и естественных трасс дикой природы. Название фрирайд, буквально — свободная езда.
Особого значения для фрирайдера приобретает не только адаптированная под направление велотехника, защитная экипировка, но и качественная подготовка. Знание правильных техник и регулярные тренировки — залог минимизации травматизма и успешности спортсмена.
О техниках, позволяющих правильно преодолевать различные барьеры как на хардтейле, так и двухподвесе, а также наиболее распространенных технических ошибках речь пойдет далее. Без их знания фрирайд может быть травмоопасен.
Хардтейл и двухподвес: основные отличия
Обе разновидности велосипеда относятся к числу горных, однако между ними присутствует существенное отличие:
Хардтейл Silverback Stride
- Хардтейлы конструктивно снабжены только амортизированной вилкой, что делает их отличным вариантом для небольших толчков, таких как, например, преодоление не высоких трамплинов, дропов, бордюров и прочих умеренных нагрузок. Однако хардтейл гораздо легче двухподвеса и на нем можно сделать более высокий прыжок. Также именно на хардтейже желательно изучать новые трюки.
- Двухподвесы — более серьезная велотехника. Данные велосипеды обладают полной подвеской обеих осей и справляются даже с самыми экстремальными барьерами: обрывами, крутыми спусками, камнями, корневищами. Стоить заметьть, ашаны с задним аммортизатором, это не фрирайдные велосипеды, а вообще не велосипеды. Хороший двухподвес стоит нескольких тысяч долларов. На двухподвесе хорошо ехать вниз, но на подьемах они проигрывают хардтейлам. Кроме того, велосипеды с задним аммортизатором прощают больше техничных ошибок, поэтому учиться на них нежелательно.
Двухподвес Giant Glory
Методы преодоления барьеров
Дропы на плоскую поверхность
Дропы подразумевают перемещение (спуск) с возвышенности на земную плоскость или уклон. Как правило, дропы, это не сьезды, а обрывы.
При приближении к препятствию необходимо визуально определить точку приземления. Последовательность действий: подъезд к препятствию, резкое поднятие переднего колеса вверх, непосредственно сам полет, приземление на заднее колесо. Если не оторвать переднее колесо, то оно завалится вперед и велосипед ударится низом рамы. Даже если рамой на будет касания, велосипед упадет под слишком большим углом и вы перлетите через колесо. На каждом из этапов важно соблюдать определенные нюансы. Также, следует учесть, что выполнение задачи для хардтейла и двухподвеса имеет различия
На хардтейле. Хардтейлы — не наилучшие варианты для дропов на плоские поверхности, но допустимые. Важно не перебрать с высотой. Приближаясь к дропу на хардтейле, необходимо расслабить руки и ноги, не снижая скорости въехать в воздух, вздернув вверх переднее колесо. В полете вес тела переносится назад, руки выпрямляются, ноги поджимаются, спина максимально напряжена. Соприкосновение с плоскостью осуществляется на заднее колесо, затем вес тела плавно переводится вперед для мягкого возвращения на переднее. В момент касания поверхности вы должны стоять на разогнутых ногах. В противном случае просто не будет возможности амортизировать удар.
На двухподвесе. Важно учесть, что чем выше скорость въезда в препятствие, тем мягче приземление. Хотя падение, наоборот жестче. При подъезде к препятствию необходимо присесть низко в раму, согнуть колени и локти, затем въехать в него чуть вздернув руль вверх. В полете, конечности быстро распрямляются, спина напрягается, а велосипед опускается вниз, параллельно плоскости. Приземление осуществляется на оба колеса одновременно.
Фрирайд и дропы на уклон
Фрирайд не может быть без дропов. Технически важный момент при дропах — правильная постановка велосипеда в воздухе (максимально параллельно склону). Отрыв от поверхности происходит также, как и в предыдущей версии, но сам полет и приземление отличны кардинально. В воздухе необходимо наклониться вперед для регулировки нужного положения байка. приземляясь на хардтейле, делайте упор на заднее колесо, на двухподвесе — ориентировка на оба (или с небольшой нагрузкой на переднее). Правильное полдожение байка при дропе на уклон
Наиболее распространенная ошибка среди неопытных спортсменов — некорректная балансировка тела в воздухе. Это чревато травматизмом, поэтому, в случае заваливания вперед, нужно либо попытаться перенести вес максимально назад, либо немедленно отпускать велосипед. Самостоятельное падение велосипедиста чревато меньшими увечьями, в сравнении с теми, какие может нанести увесистый байк. В том случае, если завал происходит в сторону, нужно выровнять баланс наклонив тело в противоположном направлении или зажав колени в сторону завала.
Съезды с низких и высоких бордюров, трамплинов
Во время съезда с низкого препятствия необходимо перенести вес максимально на заднее колесо, отклонившись назад. Тем самым облегчиться переднее колесо и позволит максимально плавно преодолеть низкий трамплин, бордюр.
В случае, когда препятствие высокое, переднее колесо нужно поднять при помощи силовой или инерционной техники. В первой ситуации, необходимо пригнуться к рулю максимально вплотную и с резкостью оттолкнуть в противоположную сторону, при этом с силой потянув руль за собой. Вторая ситуация предполагает резкий толчок байка вперед, затем назад и инерционное поднятие верхнего колеса. Приземление должно произойти на заднее колесо, но, в случае с подвесом, лучше при соприкосновении с землей равномерно распределить вес на оба.
Важный момент — торможение. На очень крутом склоне следует тормозить задним колесом почти до полной его блокировки. Доплнительно можно подтормаживать передним, но важно не заблокировать его. На крутом склоне перенее колесо блокируется очень легко. Ведь ваш центр тяжести может быть расположен очень близко к передней втулке. А в идеале, почти не тормозить на крутом участке, а заранее наметить выкат где и будет происходить торможение. Тормоза желательно иметь гидравлические.
Вне зависимости от техники прыжка или дропа, важно помнить — вращение педалей категорически недопустимо, а их расположение, при преодолении различных препятствий, всегда должно быть параллельным по отношению к земле.
Заезды на низкие и высокие бордюры, трамплины, каменистые уступы, корневища деревьев
При заезде на препятствие необходимо поднять переднее колесо, следом за ним облегчить или поднять заднее. Если препятствие небольшое, то сгодится и инерционная техника, описанная выше.
Качественное преодоление высоких препятствий не обойдется без особой техники с известным для всех райдеров названием — “BunnyHop” (отрыв и максимальное поднятие от земли переднего, а затем и заднего колеса). Не менее важная техника — “Hop”. Данный технический прием подразумевает взрывной отрыв обоих колес от поверхности и совершение прыжка через искусственный или природный барьер.
Техника езды по снегу, льду
Одним из самых важных этапов при езде по скользким поверхностям является правильное торможение. Рекомендуется тормозить 4 способами:
- Выполнять остановку при помощи обоих колес одновременно без их блокировки;
- Торможение с блокировкой заднего колеса;
- Торможение задним колесом без блокировки;
- Прерывистое торможение обоими колесами.
Основными правилами для простого преодоления заснеженной местности считаются:
- медленное торможение чтоб переднее колесо не застряло в снегу;
- умеренное нажатие на педали с плавным ускорением;
- технически корректное торможение и преодоление поворотов (включая заблаговременно выставленную в сторону ногу);
- при съезде со спуска рекомендуется блокировка заднего колеса и плавное торможение передним без его блокировки (альтернативный метод — прерывистое торможение);
- перенесение вес назад при съезде с уклона;
- использование специальной зимней шипованной резины для обеспечения лучшего сцепления с поверхностью.
Фрирайд. Особенности преодоления грязи, гравия, песка
Фрирайд предполагает наличие и таких препятствий. Перед тем как въехать на подобные участки нужно убедиться, что вес спортсмена распределен максимально равномерно. После ощущения баланса, вес смещается в область заднего колеса для предотвращения буксования. Скоростной режим должен быть умеренным для того, чтобы не потерять контроль над управлением и суметь вовремя среагировать на непредвиденные обстоятельства. Крутить педали нужно с равномерным каденсом. При ощущении того, что байк начинает засасывать в песчаную или грязевую оболочку, требуется понижение передачи. При преодолении таких препятствий важным правилом является запрет для остановки. Движение велосипеда может быть критически медленным, но нельзя допускать его полного торможения.
Не менее важное условие — правильно подобранные покрышки. Для жидкой грязи и луж сгодятся и узкие, а вот при переезде через гравий или песок без широких не обойтись. Идеально — фетбайк.
Фрирайд и препятствия, выводы
При преодолении препятствий важно учитывать их сложность, навыки спортсмена, вес и конструктивные особенности байка (например, двухподвесы намного тяжелее своих собратьев хардтейлов, но прощают больше ошибок) и многие другие факторы, оказывающие влияния не только на качество езды, но и ее безопасность. Залогом успеха фрирайдера станут регулярные тренировки и оттачивание основных техник преодоления препятствий. И тогда фрирайд принесет море адреналина!
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Фрирайд (freeride) – экстремальная дисциплина горного велосипеда
Довольно известной экстремальной дисциплиной горного велосипеда можно назвать фрирайд. Само по себе слово фрирайд очень широко распространено и используется практически во всех направлениях спорта. Его можно встретить и у сноубордистов, и у лыжников, и во многих других видах спорта. Важно отметить, что и в веломир это слово перекачивало из экстремальных горных лыж. Сам стиль в велосипедном его понимании, известен с 1980 года.
Такое распространение стиль получил благодаря своей широте. Ведь фактически, само название означает абсолютную свободу. Эта свобода может быть использована спортсменом по его усмотрению.
Описание стиля и его особенности
В велосипедном спорте понятие фрирайд чаще всего ассоциируется со спуском по неподготовленной трассе (что отличает его от даунхилла), хотя и не исключает обратного. Этот стиль объединяет сразу все экстремальные направления и одновременно содержит их элементы. В классическом понимании велосипедист должен проехать по совершенно неподготовленной трассе, среди гор и перелесков. Отсюда и название – еду, куда хочу и как хочу! Соответственно, это одна из самых сложных и зрелищных дисциплин горного велосипеда. Ведь спускаясь с горы, спортсмен может попадать в самые различные передряги – дропы в никуда, съезжалки по вертикальным скалам, вылеты с естественных трамплинов.
Катание происходит в любую погоду. Поэтому, постоянный спутник фрирайдера – это грязь, пыль и броды горных рек! При всем этом, спортсмен, вылетая на длинных пролетах, должен (или может, если это не соревнования) успевать делать сложные трюки.
Прекрасным примером соревнований в стиле фрирайд является RedBull Rampage. Отличительной особенностью стиля также является масштаб препятствий. Постоянная склонность к максимализму отличает фрирайд от эндуро.
Байк для фрирайда
Соответственно, и байк для такого рубилова требуется качественный и прочный. Используются мощные двухподвесы с приличными ходами спереди и сзади. Рассматриваются варианты от 200 мм. Тормоза гидравлические, многопоршневые. Размеры роторов не менее 200 мм. Используются специальные роторы с улучшенным теплоотводом. Резина выбирается мягкая и цепкая. Необходимо, чтобы шина не только держалась на любой поверхности, но ещё и амортизировала сильные удары. Обода у колёс обычно двойные или тройные. Весь велосипед в сборе – это конструкция, которая больше напоминает мотоцикл с педалями. Вес её соответствующий. Несмотря на то, что это кажется абсурдом, иногда используются и прочные хардтейлы, которые оснащены длинноходной вилкой.
К велосипеду для фрирайда предъявляются самые жесткие и серьезные требования. Ведь он напрямую определяет безопасность спортсмена. Небольшая поломка может стоить жизни.
Подстили
Помимо классического фрирайда, который включает в себя все возможные и невозможные элементы и приемы катания, в результате развития стиля образовалось подразделение на дополнительные составляющие.
Были определены и выделены новые подстили, которые сегодня воспринимаются как отдельные направления катания. К таким стилям относятся дроппинг, дерт джампинг, слоупстайл, урбан фрирайд или стрит и нортшор. Помимо этого были определены облегченные версии фрирайда, а именно эндуро, лайт-фрирайд и даже алл-маунтин. В классическом понимании, фрирайдер совмещает во время катания все эти элементы в едино. Собственно, без этого и не получится кататься. Ведь достаточно один раз увидеть горы и будет ясно, что все эти подстили обязательно будут использованы. Кроме, пожалуй, трюкового катания.
Для каждого из подстилей сформировалось использование отдельного типа велосипедов. Хоть изначально это и были подвесы, в результате доработки под стиль они значительно изменились.
Теперь рассмотрим эти подстили повнимательнее:
Дроппинг – это прыжки на велосипеде с плоских поверхностей вниз. Характерно, что поверхность не обязательно должна быть горизонтальной. Дропы бывают совершенно разные. Главное отличие от трамплина – отсутствие вылета. Происходит контролируемое падение, но не вылет.
фото с сайта pinkbike.com
Дерт джампиг – прыжки с дертов. Сегодня это полноценная и самостоятельная дисциплина горного велосипеда. Спортсмен выполняет совершенно немыслимые трюки на ограниченных секциях. Основная фигура – трамплин. Хотя встречаются и небольшие дропики.
Урбан фрирайд или стрит – это симбиоз экстремального горного велосипеда и городского пространства. Спортсмены используют городской ландшафт для получения острых ощущений. Прыгают с пролеток (лестниц), прыгают на плоскость, выполняют различные красивые трюки во время катания.
Норшор – катание по специально подготовленным мостикам и деревянным конструкциям. Изначально появилось как способ преодолеть совсем сложные участки, а в результате вылилось в новое направление. В классическом фрирайде мостики строились для улучшения проходимости участка. Например, мостиком можно было накрыть канаву, которая мешает полноценной разгонке на сложный вылет. Теперь же, из нортшоров строят целые деревянные города. Правда в России это направление в качестве отдельного стиля практически не прижилось.
фото с сайта dirt.ru
Слоупстайл – относительно новая дисциплина во фрирайде, которая подразумевает выполнение связки трюков на сложнейших секциях из ряда фигур. Фигуры, в отличие от дерт джампинга, намного более серьезные и сложные для прохождения.
Эндуро – это облегченная версия фрирайда. Воспринимается скорее как экстремальное кросс-кантри. По сути разница с классическим фрирайдом лишь в том, что нет совершенно немыслимых пролетов и трассы выбираются более простые, но при этом и довольно техничные.