0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лежачий велосипед (лигерад, рикамбент): что это такое?

Содержание

Лигерад

Лигерад — лежачий велосипед, который позволяет ехать сидя, полулежа и лежа.

Плюсы и минусы

Разговор на тему плюсов и минусов всегда субъективный. Могу сказать только о том, что знаю сам и что пробовал. Раньше был один велосипед для всего, а сегодня для каждого вида катания свой. Хочешь гонять по шоссе? Покупай карбоновый шоссер. Хочешь лазать по горам, лесам? Тогда — кросскантрийный двухподвес. Хочешь ездить далеко и с комфортом — лигерад (проверено мной).

Плюсы

  • Скорость Лежачие велосипеды – самые скоростные, потому что у них меньше «парусность» и, соответственно, сопротивление воздуха тоже ниже. Существуют легкие жесткие шоссейные лигерады с обтекателями, которые давно бьют рекорды скорости и к которым обычные шоссейные велосипеды не могут даже приблизиться. Но нужно понимать, что лигерад комфорт-класса соревноваться со спортивными шоссейными велосипедами не может в силу веса, толстых покрышек и системы амортизации. ligerad.ru

Полностью с этим согласен. Ниже будет ролик с TroyTec на скорости 102 км/ч. Хотя, рекорд с обтекателями за 130 км/ч. Сам могу сказать про скорость следующее. У меня лигерад AZUB MAX. Вначале стояла резина SCHWALBE SMART SAM 2.0. Хорошая универсальная резина. Когда вкатан можно держать скорость 30-32 км/ч. Потом поставил SCHWALBE HURRICANE. Скорость прыгнула на до 35-38 км/ч, такую скорость можно поддерживать больше часа. Если ставить узкие покрышки с давлением в 5 атмосфер и больше, то скорости можно добавить еще, но комфорт сразу страдает.

Комфорт Катание на лигераде лишено основной проблемы всех велосипедистов — проблемы с филейной частью. Вся нагрузка равномерно распределяется анатомическим сидением-лежанкой по спине и даже после сотен километров лигерадист может снова сесть в сидение без мучительной боли в нежном месте. Только усталость ног может остановить лежачего велосипедиста. Седло велосипеда в длительных поездках может травмировать очень важные органы как у мужчин, так и у женщин. Достаточно много людей, которым по медицинским показаниям запрещена езда на обычном велосипеде, но разрешена и даже полезна езда на лежачем велосипеде. Откинувшись на спинку, мы снимаем нагрузку с позвоночника, с мышц поясницы, расправляем плечи назад, а не сутулимся, расслабляем руки, а не сжимаем их на рукоятках. Работают только ноги и происходит это легко и непринужденно. Лежачий велосипед прекрасно подходит для пользователей с лишним весом, которым трудно выдержать длительные поездки в вертикальном положении. На лежачем велосипеде можно кататься хоть целый день, хоть месяц, медитативно прокручивая педали в собственном ритме. ligerad.ru

Раньше когда проезжали по 130-140 км. филейная часть всегда давала о себе знать. Перепробовал много сидений, пока не нашел оптимальное. Постоянная нагрузка на кисти рук тоже даром не проходит. С покупкой AZUB все изменилось. После 200 км. ничего не болит кроме мышц ног. Посадка совсем другая. У AZUB все можно подстроить под себя как душе угодно. Кататься можно долго. Мы с ребенком (4 года — 17кг.) вместе катаемся. Ставим детское кресло назад. Подкачиваем амортизатор FOX и вперед.

Лучше для здоровья Катание на лежачем велосипеде полезней для здоровья, чем на традиционном. Традиционный велосипед, конечно, тоже очень полезен для здоровья, как и любая умеренная физическая активность. Но перечень противопоказаний для катания на лежачем велосипеде гораздо меньше перечня для традиционного велосипеда с вертикальной посадкой. Это отличный реабилитационный инструмент, который помогает восстановить активность мышечной системы без перегрузки опорно-двигательного аппарата. Снимается нагрузка на пятки, на бедренный сустав, значительно уменьшается в районе коленного сустава. К тому же, весь ваш плечевой корпус, вся верхняя часть тела от шеи до кистей рук, от грудного отдела до мышц пресса – все абсолютно расслабленно. Улучшается кровообращение органов малого таза, кровь отливает от ног и снимаются проблемы офисного сотрудника, который целыми днями сидит в офисе за компьютером! Стоит для катания на велосипеде просто сменить позу и настроение с самочувствием улучшаются! ligerad.ru

Согласен со всем, что сказано. Комфорта и удобства намного больше, чем на обычном велосипеде. После того, как ноги привыкли к нагрузке ездить на велосипеде одно удовольствие. Низ спины, а именно нагрузка на него играет большую роль. Тем у кого есть проблемы при езде на обычном велосипеде на лигераде не испытывают болевых ощущений.

Минусы

  • Вес

AZUB max на 26″ колесах весит 17кг. Среди лежачих велосипедов это хорошо. AZUB весит столько из-за полной подвески и рама из трубы диаметром 60мм. TroyTec, самый тяжелый весит 11,2 кг. Но у него другая цена.

Цена

Фреймсет — рама, сидение и все типичное для лигерада будет стоить 1500 EURO. Плюс все остальное. Полная цена перевалит за 2000 EURO. Это справедливо в случае чехов. А немцы стоят намного дороже. Только фреймсет обойдется в 2500 EURO.

Труднее держать равновесие

Нужно заново учиться ездить на велосипеде. Самое сложное на малой скорости до 5км/ч. У меня получилось тронуться с 3 раза, но это уже позади. Часто приходиться ездить по песку. Тут сноровка появилась не сразу. На лежачем велосипеде невозможно сместить центр тяжести, поэтому запрыгивать на тротуар надо осторожно. Если вилка хорошая и правильно настроена, то это упрощает задачу. Да и еще в горку труднее забираться, невозможно встать на педали и вкручивать. Чтобы избежать проблем с горками приходиться менять технику педалирования и использовать контактные педали.

Выводы

У каждого велосипеда свое предназначение. Походы, бреветы, марафоны легче проходить на лежачем велосипеде. Аэродинамика в сочетании с правильными покрышками и давлением в них могут много добавить к скорости. Полная подвеска сделает езду комфортней. Для наших дорог и лесов конечно нужна полная подвеска. Обратно на обычный велосипед пока не хочется.

TroyTec

Ребята из Мюнхена (их всего двое) собрались и начали делать карбоновые лежачие велосипеды. Все заточено под скорость. С весом тоже все в порядке, от 8,2 до 11,3 кг . Для лигерадов это очень хорошо, наверно, лучший весовой показатель. Грустная только цена. Цены — 4990, 5190, 5690 и не рублей а EURO. Производство начали совсем недавно в 2013 году. Сейчас можно купить одежду с их символикой, аэробагажник и прочие аксессуары. Сам на таких аппаратах еще не катался. В России таких пока нет. Ниже есть несколько моделей, чтобы представить, что это такое.

Видео

Скорость 102 км/ч на Troytec Revolution

Что такое лигерад. Беседа с Александром Самородовым про лежачие велосипеды

Я уже давно с интересом заглядывался на лежачие велосипеды, но в наших краях это полнейшая экзотика. В реальности всего два или три раза имел счастье наблюдать это странное создание инженерной мысли.

Но как говорится, на ловца и зверь бежит — из переписки с моим читателем Александром Самородовым я узнал, что он уже много лет катается на лигерадах. Нельзя было пройти мимо, и я попросил, чтобы Александр рассказал мне и читателям сайта kotovski.net о своем железном коне и о лежачих велосипедах вообще. Начнем!

Виктор Котовский. Саша, для начала расскажи — как ты дошел до лигерада. Простой велосипед тебя уже не устраивал или просто душа желала странного?

Александр Самородов. Если вспомнить еще 2004 г., когда катал недельные походы, все было хорошо, но вот запястья на второй день начинали так болеть, что портилось все впечатление о походе. Вот и стал я думать, что бы такое предпринять. Ставил разные рули и прочее, но эффекта должного все равно не было на длинных дистанциях, руки болели. Пятая точка привыкла, но руки нет.

Потом как-то увидел в интернете сообщение, что существуют вот такие лежачие велосипеды, называемые рекамбентами (англ.) или лигерадами (нем.). В принципе, я о них и раньше знал, но только считал их скорее веломобилями самодельными, имеющими обычно от 3 колес. Надо сказать, что еще в школе в 80-е годы я собирал 3-колесный веломобиль, аж двухместный, но затея не слишком удалась по разным причинам.

Но вот загорелся я конкретно лигерад приобрести, и думал о лигерадах года два, ну и деньги копил, конечно. Хотелось купить, поэкспериментировать. Не только, конечно, боль в запястьях хотел победить, но и душа просила чего-то другого.

Только в 2007 г. моя мечта сбылась и я купил полноподвесный короткобазный лигерад (SWB). Привез его из-за границы, предварительно сделав заказ. Сейчас идет 6-й сезон катания на лигераде. Должен сказать, что на наших дорогах без заднего амортизатора пришлось бы туго, всю спину можно отбить.

Амортизирование передней вилки не столь необходимым оказалось, хотя тоже желательно. Это надо учитывать, поскольку если, например, заблокировать задний амортизатор, удары заднего колеса реально сильно и неприятно будут воздействовать на спину при езде на лигераде.

Вообще существуют еще длиннобазные (LWB) и компактные длиннобазные (CLWB). В Европе в основном ездит на SWB (ось каретки дальше оси переднего колеса), иногда на CLWB (оси примерно рядом), на LWB (ось переднего колеса дальше оси каретки) редко.

В Америке LWB пользуются большей популярностью, так как, наверное, у американцев больше места, где их можно хранить. Для поездок на работу и вообще для городской езды, пожалуй, больше подходит CLWB, а для скорости за городом, пожалуй, SWB.

ВК. Если обычный велосипед можно почти называть практичной вещью: помимо катания, его можно использовать как транспорт, то что с лигерадом? Это лишь забава, хобби?

АС. Возможно, лигерад менее практичен, чем обычный велосипед (вертикальный велосипед или велосипед с «алмазной» рамой, как называют его на Западе). В целом лигерад больше подходит для передвижений за пределами города на большие расстояния. В путешествие – милое дело.

Читать еще:  Как натянуть цепь на скоростном велосипеде, обычном: причины слета и разрыва, видео

Я и по лесным дорогам катаю. Проезжаю в целом везде, где я бы проехал и на горном. Хотя для конкретного бездорожья лучше все-таки использовать «нормальный» горный велосипед.

Для поездок в магазин – явно лучше использовать складной велосипед. Хранить и транспортировать лигерад несколько сложнее, особенно с длинной базой. Но лигерад с короткой базой приближается по удобству хранения к обычному велосипеду.

Езжу на нем и по проспектам, особых проблем нет, но стараюсь скорее вырваться за город, что впрочем, делал бы я и на обычном велосипеде.

Некоторые научились перевозить лигерад в плацкартном вагоне почти не разбирая (сняв только переднее колесо). Я пока возил только в багажном вагоне целиком.
Следует также заметить, что существуют и складные лигерады.

ВК. Продолжая тему практичности — как обстоят дела с хранением, транспортировкой? Для многих людей даже с обычным велосипедом бывают сложности, а ведь лигерад больше и тяжелее.

АС. Лично я храню лигерад в гараже, но если бы не было, можно и в квартире. Кстати, гараж у меня в двух километрах от дома, которые я на складном велосипеде проезжаю, а дальше пересаживаюсь на лигерад.

ВК. Сколько весит типичный лигерад? Есть ли разница с обычным великом, ведь для тех, кому тащить байк в квартиру без лифта это очень важно.

АС. Разница не очень велика, если имеем дело с SWB или даже с CLWB. Есть люди, которые затаскивают его по лестнице на 5-й этаж. Лигерад в среднем несколько тяжелее вертикального велосипеда, хотя есть очень легкие.

Вес больше из-за длинной цепи (в 2,5 раза длиннее), из-за наличия сидения, возможно из-за более металлоемкой рамы (хотя бывает по-разному). Типичный полноподвесный лигерад SWB с небольшим количеством аксессуаров весит около 17 кг.

ВК. Есть обывательское мнение, что лигерады значительно быстрее даже шоссейников, это правда?

АС. Не вполне. Если лигерад имеет не вполне аэродинамичную посадку с упором на лучший обзор (кстати, на лигерадах ямы видны хуже), то прироста скорости можно не ощутить. Для по-настоящему аэродинамичной посадки ось каретки делают выше нижней точки сидения на 20-25 см.

Это прилично и может показаться не всем комфортным. У меня это расстояние около 10 см, поэтому прирост скорости есть, но не очень большой, у меня скорее туристический вариант, но все же не «матрасный».

Вообще, по прошествии 6 лет хотел бы приобрести более спортивный и легкий лигерад, чтобы действительно обгонять шоссейников, пока это редко получается. Но моя крейсерская скорость существенно возросла.

При безветренной погоде на горизонтальной дороге я могу, по крайней мере, в течение часа держать скорость около 28 км/час при пульсе где-то в фитнесс зоне, если чуть поднапрячься, можно 32 держать. В общем, эффект есть, но хотелось бы большего.

ВК. Другое обывательское мнение — на велосипедах этого типа очень трудно ехать в гору, вплоть до того, что затяжные подъемы практически недоступны. Где здесь правда, а где ложь?

АС. По физике средний лигерад должен в гору ехать чуть медленнее среднего велосипеда из-за большего веса. Кроме того, на лигераде не поедешь танцовщицей, оторвав пятую точку от сидения. Хотя что-то подобное можно попытаться предпринять.

Однако на лигераде можно упираться в спинку сидения. Лично я почти не замечаю снижения скорости подъема, так как езду танцовщицей почти не практиковал на обычном веле. В спинку сидения лигерада тоже особо не упираюсь, так как колени дороже. Но горки стараюсь по возможности тренировать, край мой не горный, но на тренажерах зимой тренирую.

Стоит также отметить, что переход на лигерад происходит в три стадии: в самом начале катание на лигераде вызывает восторг у 95% покатавшихся; далее идет период тренировки новых групп мышц, в это период мотивация может снизиться, но надо поездить километров 500; приходит период, когда лигерад становится для вас нормальным и эффективным средством … (подставьте свое слово ) вызывающим может быть уже не столь бурную, но радость.

ВК. Что лучше — двухколесный или трехколесный лигерад?

АС. Лично мне представляется, что на наших дорогах надо ездить только на двухколесных велосипедах. Хотя трехколесные лигерады, называемые трайками, а по-нашему, веломобили (ну, у нас все веломобилем называют, если это отличается от обычного велосипеда, даже лигерад-двухколесник до сих пор часто у нас называют «веломобиль») становятся все более популярными в других странах.

Трайк, конечно, более устойчив, но посадка у него очень низкая, а места на дороге он требует больше, скорость несколько ниже из-за третьего колеса, вес больше, хранить неудобно. Посадка низкая для того, чтобы он был устойчивым и на поворотах тоже.

ВК. Что с удобством на дальних дистанциях? Говорим о ста и больше километрах за раз.

АС. Ехать удобно и 100 и более километров. Возможно, каждый 50 км желательно останавливаться и немного разминать тело. После часа-полтора непрерывной езды может появиться эффект кинотеатра, когда хочется пометь положение тела на сидении. Это вполне естественно. Пятиминутная остановка – достаточная мера. Отчасти это можно делать и в движении.

Еще ямки на дороге способствуют профилактике. Желательно также, чтобы посадка была действительно полулежачей, чтобы значительная часть веса приходилась на спину. «Полусидячие» лигерады, обычно с низкой кареткой, вряд ли хорошо приспособлены для дальних путешествий (могу ошибаться). Но о боли речи в любом случае не идет.

Может пригодится подголовник, только он должен быть правильным, упираться в основание черепа. Тот, что был у меня, я не нашел удобным, лучше ездить без него, шея почти не устает, но легкая разминка после каждых несколько десятков км также не помешает.

ВК. Есть ли смысл путешествовать на лежачем байке? Или всё-таки практичнее обычный велосипед?

АС. Смысл однозначно есть, путешествовать на лежачем байке очень хорошо. Перевозить его тоже можно и в поездах и в самолетах, хотя чуть сложнее. В гостиницы пускают.

ВК. Из-за низкой посадки, лигерад очень плохо виден водителям, часто голова велосипедиста ниже капота. Это реальная проблема?

АС. Необычное транспортное средство привлекает повышенное внимание водителей, многие из них стараются ехать внимательней, многим интересно, что же это такое. Я несчетное количество раз отвечал на вопросы водителей и пассажиров (не говоря о пешеходах) о своем лигераде.

Но вообще проблема есть, могут лигерад и не заметить. Особенно, если он очень низкий, так называемый лоурэйсер. Но если хайрэйсер, то видеть его должны лучше. Рекомендуется устанавливать яркий высокий флаг, но он, как мне показалось, заметно тормозит лигерад.

В дополнение могу сказать, что залогом безопасности перемещения на лигераде является наличие контактных педалей и зеркал заднего вида.

ВК. Как обстоят дела у лежачего байка на пересеченной местности? Речь не о грунтовках с хорошим грунтом, а о тропках с корнями, спусках и тд.

АС. Если лигерад оснащен соответствующими компонентами, покрышками, то очень даже можно везде проехать, причем с бОльшим удовольствием. Но если трасса уж очень специфическая, то ехать лучше на вертикальном горном велосипеде соответствующей специализации (кросс-кантри, даунхил и т.д.)

ВК. Дорогое ли это удовольствие? Где можно купить в России (или за границей).

АС. Лигерады стоят дороже обычных велосипедов из ближайшего веломагазина, так как производятся мелкосерийными партиями, часто на заказ. В России есть умельцы, предлагающие услуги по изготовлению лигерадов. См. сайт velomobile.org

За границей немало небольших компаний, занимающихся изготовлением лигерадов. В России есть шанс сделать лигерад дешевле. О качестве российских изделий ничего сказать не могу, не испытывал.

Одним из наиболее популярных международных сайтов по лигерадам является bentrideronline.com. Чтобы купить за границей приличный фрэймсет (рама+сиденье+специф. узлы) придется потратить порядка 1500 евро плюс перевозка/пересылка.

ВК. Почему лигерады не получают широкой признательности, если у них столько плюсов?

АС. В свое время лигерады были запрещены для использования в официальных спортивных велосипедных соревнованиях. Как известно, товар становится популярным, если он массово используется в спорте. С лигерадом так не вышло. Это одна из причин.

Другая – все-таки меньшая его практичность по сравнению с вертикальным велосипедом. Высокая цена на лигерады из-за малых объемов производства тоже является причиной их малой распространенности.

Необычный вид лигерадов многих отталкивает от приобретения. Не все могут согласиться быть белой вороной (у меня тоже был такой барьер, но я его преодолел, и сейчас с этим легко, я даже рад, что необычен среди других велосипедистов).

Но объемы продаж и популярность лигерадов растут! Если еще лет 5 назад мало кто знал в России это слово, сейчас уже хотя бы продвинутые велосипедисты не удивляются.

Виктор Котовский. Большое спасибо Александру за такой подробный рассказ о предмете его увлечения! На мой взгляд, лигерады — это именно та ветвь велосипедизма, которая должна развиваться. Со временем цена на такие байки будет снижаться, а количество их владельцев — расти.

Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое. Пройдите по ссылке, пожалуйста.

Читать также:

  • Как мой читатель проехал 20 000 км по Европе без денег
  • Велоформа — комфорт в дороге
  • Что такое велофетишизм и как с ним бороться

Чтобы не потерять этот сайт из виду: пройдите по ссылке — вы получите извещение о выходе новой статьи на емейл. Никакого спама, отписаться можно в пару кликов.

Сказать спасибо за статью можно репостом в Фейсбуке или Вконтакте:

Как устроены лежачие велосипеды: плюсы и минусы конструкции

15 минут Автор: Михаил Скворцов 96

Лежачий велосипед является одним из немногочисленных транспортных средств для езды лёжа или почти улегшись в кресло. У него имеется, в отличие от обычного велосипеда, не простое седло, а ковшовое сиденье или мягкое кресло. Кареточный узел и педали находятся спереди за рулем. Таким устройством не сложнее управлять, чем обычным велосипедом. Немцы называют лежачий велосипед liegerad (лигерад). В большинстве англоязычных стран его называют recumbent (рикамбент).

Читать еще:  Тандем – двухместный велосипед

Правилами международного велосипедного союза (UCI) исключено использование рикамбентов в большинстве соревнований. В правилах UCI определено, что только велосипеды с алмазной рамой (так на Западе называют велорамы с обычной вертикальной посадкой) разрешается использовать в состязаниях.

Преимущества в сравнении с обычными велосипедами

Удобное сидячее положение. Улегшись на спину, вы находитесь в очень удобной позе, поскольку нагрузка с запястий рук, плеч и спины снимается. Не нужно укладывать руки на руль для поддержки верхней части тела, как при вертикальной посадке. Разминать периодически мышцы шеи, как при поездке на обычном велосипеде, становится необязательно. На многих рикамбетах водитель не напрягает шею, чтобы смотреть прямо. Только есть некоторые низкие лежащие велосипеды с очень плоскими сиденьями, на которых нужно поднимать голову, чтобы осматривать дорогу впереди.

Сохранение здоровья. При поездке на лежачем велосипеде позвоночник находится в расслабленном состоянии. Врачи доказали, что в это время межпозвоночные диски восстанавливаются наилучшим образом. Кроме того, давление на седло распределяется равномерно, так, что ни передавливания важных кровеносных сосудов, ни трения в определенных областях ягодиц и промежности не возникает. На лежачей веломашине можно избежать тех проблем с простатой, которые возникают у мужчин при езде на обычном велосипеде. Также исключено раздражение периферийных нервов, часто возникающее во время длительных поездок и проявляющееся в виде раздражающего покалывания или даже онемения.

Низкое сопротивление воздуха. Часто сопротивление воздуха при движении на лигераде составляет около 20-30% от силы, действующей на велосипеде с вертикальной посадкой. Также, благодаря вытянутому положению тела и наклоненной назад голове, реже возникает тормозящая турбулентность воздуха, которая имеет наибольшую силу за спиной водителя. В частности, если на багажник положить рюкзак, то разрежение воздуха сзади снизится ещё больше. Лежачее положение позволяет развить более высокую скорость, чем на простом велосипеде.

Безопасность при несчастных случаях. Хотя обзор на большинстве рикамбентов значительно хуже, чем на обычных велосипедах, да ещё и колесная база часто больше, но необычная длинная рама очень эффективно поглощает удары спереди. Даже при аварийном столкновении с препятствием последствия для лежачих гонщиков будут менее серьезными. Можно избежать тяжелых травм головы и спинного мозга, которые случаются, когда водитель вылетает вперёд и сталкивается головой с препятствием. Лежачее положение ногами вперёд позволяет всаднику затормозить ногами, а не принимать удар головой. Низкая посадка также снижает риск получения травм при падении на небольших скоростях.

Полная передача энергии. Как известно, рикамбенты дают лучшую опору для таза и верхней части тела, поэтому можно со значительной силой давить на педали, опираясь равномерно на сиденье со спинкой. При этом каждая мышца непосредственно используется на педалирование, значит, можно избежать усталости рук и верхней части тела. Однако на велосипеде с алмазовидной рамой достигается намного больший крутящий момент, если на короткое время встать на педали, чего невозможно сделать на лежачей конструкции.

Основные недостатки

Цена. На рикамбенты цены значительно выше, чем на обычные велосипеды. Это объясняется небольшим количеством таких велосипедов в серии и использованием некоторых специальных запчастей, таких, как сидение, длинная цепная передача и багажник. Из-за более высоких скоростей движения очень высока цена и на такие обычные узлы, как переключатели и тормоза. На рикамбентах очень дорого ремонтировать подвеску в связи с отсутствием других вариантов деталей, кроме как от производителя конкретной модели. Диапазон цен на лежачие велосипеды находится в пределах от 1100 до 10000 евро.

Плохая защита от атмосферных осадков. Обладателя лежачего велосипеда без обтекателя в большей степени досаждает дождь, чем водителя обычного двухколёса. Капли дождя бьют по телу, по всей длине, а сильный ветер задувает воду снизу под одежду. В противопоставление этому есть рикамбенты полностью закрытые обтекателем, которые хорошо защищают от дождя. Это, как правило, трёхколесные веломобили. На открытых рикамбентах также может быть легко установлен специальный чехол от дождя, зафиксированный на передней рейке. Лежачий велосипед, закрытый тентом, имеет повышенную неустойчивость при боковом ветре.

Большой вес. Многие рикамбенты из-за габаритной трубной рамы, длинной цепи и большого сидения имеют вес немалый, в среднем 17 кг. Но есть и исключения: неподрессоренные спортивные аппараты со спартанскими условиями посадки имеют вес 7,5 кг; спортивные лежачие велосипеды с креслом, без подвески могут весить примерно 10 кг; подходящие для ежедневного использования машины доступны, начиная от 12 кг.

Нарушенный баланс. Лежачий велосипед может иметь плохой баланс между колёсами из-за неподвижности тела в кресле. Кроме того, длинная колесная база является причиной заклинивания руля на поворотах, например, при маневрировании змейкой на малой скорости. Низкая посадка, тем не менее, всегда позволяет безопасно встать на ноги при низкой скорости движения.

Небезопасно ездить в пробках. Насколько хорошо лежачие велосипедисты видны на дороге, является спорным вопросом. Многим водителям машин нелегко заметить низкий рикамбент за припаркованным транспортом, потому что он ниже крыш автомобилей. С другой стороны, лежачий гонщик привлекает больше внимания, чем любой другой участник движения. Из-за того, что в полулежачем положении неудобно оборачиваться назад, когда нужно сменить полосу движения, на многих моделях есть замечательная опция — зеркало заднего вида.

Трудно перескакивать через бордюры. В зависимости от конструкции, на лежачем велосипеде перескочить через бордюрный камень можно только на очень низкой скорости или вовсе невозможно. Нельзя потянуть на себя переднее колесо во время вождения.

Опасно кататься по льду, снегу и грязи. Риск падения на лежачей машине несколько выше, чем на стандартном велосипеде, так как на ней сложнее удерживать баланс своим телом. Тем не менее, падать приходится с меньшей высоты, а это снижает травмы. Трёхколёсные рикамбенты несравнимо безопаснее, особенно при преодолении сложной пересечённой местности.

Сильное ослепление фарами встречных машин. Из-за низкого положения сиденья водитель лигерада часто оказывается ослеплённым светом фар. С другой стороны, лежащий гонщик полностью виден на уровне фар водителям машин, в отличие от ездока на высоком велосипеде, у которого просматриваются в луче света лишь ноги.

Выпадает содержимое карманов брюк и куртки. Если не сложить все личные вещи в застегивающиеся карманы или отдельную сумку, то бумажник и ключи очень быстро потеряются во время езды на лигераде.

Особенности устройства

Перевозка груза. На туристических лежащих велосипедах багажник значительно крепче, чем у обычных двухколёсников, из-за низкого центра тяжести. До четырех крупных сумок можно уложить за сиденьем и на боковые крепления, не опасаясь, что они в дороге съедут до колеса. В отличие от традиционных туристических велосипедов, на лигераде развесовка между осями при загрузке багажника сильно не меняется. Только вот нет возможности надеть рюкзак на плечи или сумку на руль. Кроме того, в зависимости от подвески заднего колеса, не всегда возможно использовать прицеп.

Ремонт. Многие компоненты, такие как каретка или чашки рулевой колонки, не стандартизированы, поэтому они не могут быть обменяны между различными моделями лигерадов. Такие запасные части труднодоступны в массовой продаже. Они могут быть лишь заказаны у изготовителя или поставщика. Тормоза и переключатели можно использовать такие же, как и на обычных велосипедах.

Маленькие колёса. Обычно спереди ставится небольшое колесо диаметром в 20 дюймов. При настолько малых размерах шин увеличивается сопротивление качению. Более высокое давление в покрышках и сниженный вес на переднее колесо могут компенсировать это сопротивление движению. Тем не менее, переезжать колеи всё равно будет сложно, потому что маленькое колёсико проваливается в любые ямы на дороге.

Длинная цепь. Для всех рикамбентов с приводом на заднее колесо требуется длинная цепь. При использовании обязательных натяжительных устройств проблемы со слётом цепи не возникают. Особенно если цепочка находится в тефлоновых шлангах. Теперь такая конструкция является обычной для всех современных рикамбентов. Просто огромной длины цепь (в среднем 3,5 метра) увеличивает общую массу лежащего велосипеда.

Изменение положения. Наклоняться вперед при спортивной езде и обратно возвращаться в вертикальное положение при снижении скорости на лигераде не нужно. Обычно смена позиции используется, чтобы избежать сопротивления воздуха или онемения рук, но эти проблемы на лежачем велосипеде возникают в редких случаях.

Настройка по росту. Подгонка под водителя, которая на обычном велосипеде производится сменой высоты седла и, возможно, руля, также доступна и на лигераде. Только после перемещения кареточного узла потребуется изменить длину цепи, а это исключает возможность минутной настройки при совместном пользовании несколькими людьми.

Типы лигерадов

Лежачие велосипеды доступны в многочисленных вариантах: передний или задний привод, с высоким кареточным узлом или низким, руль в передней части рамы или под сиденьем.

Многочисленные модели лежачих веломашин могут быть условно разделены на следующие категории, в соответствии с особенностями организации управления на них:

1. Короткие , с малой колесной базой, подходят для повседневного использования, а также для путешествий, и на сегодняшний день являются наиболее распространенными веломашинами.

2. Лоурайдеры , с малой колесной базой и низкой посадкой, явно ориентированы на спортивный стиль вождения, в частности, для гонок.

3. Переднеприводные имеют короткую колесную базу. У них рулём служит шарнирная рама, которая поворачивается при перемещении своего тела.

4. Длинные предоставляют высокий уровень комфорта, но из-за большой колесной базы громоздки и очень неповоротливы при управлении.

5. Велоскутеры с посадкой над колесом имеют длинный руль и высокое положение сиденья. Они подходят как для городской езды, так и для путешествий.

6. Велоколяски с двумя колёсами спереди и задним рулевым дают картинговый опыт вождения.

7. Веломобили с тремя колёсами полностью закрыты кузовом и имеют хорошую защиту от непогоды, а также отличную аэродинамику, но они тяжелые.

8. Тандемы для двух водителей. Они доступны с двумя, тремя и редко с четырьмя колесами.

9. Гребные велосипеды относятся к лежачим машинам, которые приводятся в движение силой рук. Они могут быть с двумя и тремя колесами.

10. Наклонные велосипеды имеет низкое сопротивление воздуха, но в ущерб комфорту и обзору. На них ездить нужно, лежа на животе.

Читать еще:  Антипрокольная лента для велосипеда: особенности и советы по монтажу

Типы рулей на лигерадах

Существуют различные типы рулевого управления, разница между которыми существенна:

1. Высокий руль , ручки которого расположены выше седла, возле груди водителя. Устанавливается на лоурайдеры и машины с короткой колёсной базой самых распространенных моделей.

2. Тиллер — это Т-образный руль, ручки которого находятся относительно близко к груди. Тиллер также доступен в складном виде, когда его можно откинуть вперед вместе с рычагами управления, чтобы легче было вылезать из-под него.

3. Аэроруль отличается тем, что его труба изогнута дугой вокруг коленных суставов. Его ручки чаше всего также находятся на уровне колен.

4. Низкий руль. Обычно его труба установлена под сиденьем, а сами ручки, как правило, расположены в вертикальном положении немного выше седла.

5. Два рычага. Как правило, их можно найти только на веломобилях или велоколясках. Каждый из рычагов непосредственно связан с двумя передними колесами и выполняет разворот в определенную сторону. Ручки рычагов расположены по бокам у сиденья.

Самодельные лежачие велосипеды

Особенно в 1980 годах в продаже рикамбентов было очень мало, и на дорогах часто встречались самодельные машины. В то время чаще всего обычные велосипеды переделывались в лежачие с частичными изменениями в раме. Многие чертежи самоделок того периода по-прежнему доступны и сегодня, например, в немецком журнале Chopper fahrrader в разделе «Хорошие идеи из отходов», написанном Кристианом Кутзом. В одной из статей рассказывается, как собрать своими руками лигерад из старых запчастей от велосипеда.

Но так как все лежачие велосипеды должны быть специально разработаны и точно изготовлены, только так они будут иметь хорошие характеристики управляемости и скорости, то самодельные лигерады почти всегда уступают профессиональным.

Рекорды скоростей и расстояний

Лигерады почти всегда используются, из-за их аэродинамического потенциала, для становления таких рекордов, которые были бы невозможны на вертикальных гоночных велосипедах. Контролирующими органами, без учёта UCI, являются WHPVA и IHPVA — ассоциации, устанавливающие пределы человеческих возможностей.

200 метров со старта:

  • за 5,434 секунды при максимальных 132.50 км/ч пролетел Сэм Виттингам на веломашине Varna Diablo III Джорджа Георгиева 18 сентября 2008 года в Батл-Маунтинге, Ландер Каунти, штат Невада, США;
  • за 5,911 секунды при скорости 121,81 км/ч преодолела Барбара Буатуа на Varna Diablo III Джорджа Георгиева 15 сентября 2010 года в Батл-Маунтинге.

1000 метров со старта:

  • до 133.78 км/ч разогнался Себастьян Бауйер на веломобиле Velox III 14 сентября 2013 года в Батл-Маунтинге;
  • за 33,9 секунды до 106.98 км/ч ускорилась Лиза Веттерлейн на Varna II 10 июля 2005 года в Батл-Маунтинге.

За один час со старта:

  • 91,556 км проехал Франческо Руссо на своём болиде Eiviestretto 2 августа 2011 года по овальному испытательному треку Dekra в Германии;
  • 84,02 км преодолела Барбара Буатуа 19 июля 2009 года в Риме.

6 часов в движении:

  • 426,917 км со средней скоростью 71,153 км/ч проехал Аксель Фехлау на веломобиле Speedhawk II 9 октября 2010 года на треке Opel test в Дуденхофене (Германия);
  • 338,689 км со средней скоростью 56,448 км/ч промчалась Эллен ван Вугт на Speedhawk II 9 октября 2010 года в Дуденхофене.

24 часа в движении:

  • 1046,1 км со средней скоростью 43.58 км/ч преодолел Колодзичек 11 июля 2006 года в Аурике, штат Калифорния, США;
  • 1109 км проехал Джефф Нильсен 2 апреля 2010 года;
  • 1219 км при средней скорости 50,8 км/ч продержался Кристиан 1 августа 2010 года на марафоне Лаузиц в Милане.

Почти все перечисленные здесь рекорды были достигнуты на полностью закрытых специальных транспортных средствах. Исключение составляет лишь Кристиан на лигераде Einspurer с открытой рамой.

Что такое лежачий велосипед – лигерад

Зачем изобретать велосипед, если он уже давно существует? Сегодня в самых удаленных уголках планеты можно увидеть велобайки простые и продвинутые, предназначенные для различных дорожных покрытий и определенного стиля езды. Однако, как известно, лучшее – враг хорошего. Для райдеров, имеющих проблемы с опорно-двигательной системой и вынужденных ограничивать себя в любимом увлечении, а также для тех, кто предпочитает более комфортабельный транспорт, специалисты разработали специальный велосипед – лежачий. Он позволяет спортсмену передвигаться полулежа или даже практически полностью в горизонтальном положении. О том, что такое лежачий велосипед, как он устроен и для кого предназначен, вы узнаете дальше.

Что это – лежачий велосипед

Лежачий велосипед представляет собой особую конструкцию, изготовленную из квадратных или круглых труб различного размера и позволяющую крутить педали в горизонтальном или полулежачем положении. Лигерад (liegerad) или рикамбенд (так иначе называют эту конструкцию) обладает отличной обтекаемостью и позволяет демонстрировать более высокие скоростные показатели. Вместо обычного седла такой велобайк оснащен специальным мягким креслом или уникальным ковшовым сиденьем. Педали вынесены далеко за руль, при этом управлять новым лигерадом не сложнее, чем обычным велобайком.

Конструкция

Конструкционные особенности лигерада значительно отличаются от обычного велосбайка. Типичный лигерад состоит из следующих компонентов:

  • рамы, которая имеет сварную конструкцию и состоит из круглых или прямоугольных труб. Для ее изготовления используют сплавы легированных металлов, алюминия или принципиально нового материала – карбона. Нередко они комбинируются с легкой авиационной фанерой;
  • обтекатели позволяют значительно улучшить аэродинамические показатели велобайка. В настоящее время на дорогах можно увидеть лежачий велосипед, оснащенный частичными или полностью закрытыми обтекателями. В большинстве случаев производители делают их съемными, чтобы при необходимости иметь возможность облегчить конструкцию. В заднем обтекателе, как правило, предусматривается устройство небольшого багажника, позволяющего перевозить инструмент и личные вещи велосипедиста. В производстве обтекателей, которые предназначены для установки на лежачий велосипед, могут применяться карбон и алюминий, кевлар или стеклопластик, а также специальная непромокаемая ткань, которая натягивается на имеющийся каркас;
  • привод – транспортное средство оснащается ножным либо ручным приводом, крутящий момент в котором передается ремнем или цепью, а также карданным валом или системой тросиков. При этом ведущим колесом может быть как переднее, так и заднее;
  • колеса – лигерад может комплектоваться колесами различного диаметра. Чаще всего устанавливаются колеса диаметром не более 20 дюймов. На байках с короткой базой они обеспечивают отличные управляемость и маневренность. На “болиды” со средней колесной базой устанавливают колеса диаметром от 24 до 28 дюймов.

Классификация

Для дифференциации лигерадов специалисты используют несколько классификаций.

Цель использования

В зависимости от цели использования выделяют:

  • прогулочный лежачий велосипед – используется широким кругом велолюбителей для совершения неторопливых поездок по ровным велодорожкам. Является новым трендом в туристических зонах. Может быть двух- и трехколесным;
  • спортивный – предназначен для активного отдыха и профессиональных спортсменов;
  • рекордно-гоночный – используется профессиональными велосипедистами для участия в специальных соревнованиях для рикамбендов.

Привод

Особенности привода позволяют выделить лигерады с:

  • передним приводом – ведущим в этом случае является переднее колесо, что делает лежачий велосипед невероятно маневренным и особенно надежным. Каретка велобайка может быть подвижной или неподвижной;
  • задним приводом – в этой конструкции управление байком осуществляется через заднее колесо.

Колесная база

Колесная база предполагает разделение на модели с:

  • укороченной колесной базой – конструкция предполагает установку переднего колеса за педальной базой. Такая конструкция отличается высокойманевренностью и отличной управляемостью;
  • средней колесной базой – сиденье на этот лежачий велосипед устанавливается непосредственно над задним колесом или вплотную к нему для уменьшения размеров транспортного средства;
  • длинной базой – в данном случае устанавливаются колеса разного размера, причем переднее должно быть меньше заднего. Велосипедисты отмечают неудачное распределение веса на этом велобайке, а также его низкую маневренность. Устойчивость на дороге при этом повышается.

Посадка

В зависимости от посадки выделяют конструкции с:

  • высокой посадкой – кресло располагается на высоте около 1 метра, что обеспечивает райдеру отличную обзорность. Новые лигерады такой конструкции комплектуются колесами от 26 до 28 дюймов;
  • средней посадкой – кресло устанавливается на расстоянии полусогнутой ноги взрослого человека, колеса отличаются по размеру, что улучшает аэродинамические характеристики велобайка;
  • низкой посадкой – сиденье крепится на расстоянии до 20 см от земли, что гарантирует транспортному средству отличную обтекаемость. Однако такой лежачий велосипед является малозаметным и поэтому не предназначен для передвижения по дорогам общего пользования.

Особые виды

Отдельно выделяют также:

Велоскутеры – принципиально новой модификации, имеющие высокую посадку и оснащенные двигателем. Они предназначаются для дальних поездок;

Веломобили – полностью закрытые трехколесные модели. Отличаются хорошими аэродинамическими свойствами, однако закрытая конструкция корпуса придает им значительный вес;

Тандемы – лигерады, предназначенные для одновременной поездки двух велосипедистов. Выпускаются также 3- и 4-колесными;

Гребные лигерады – транспортные средства, которые приводятся в движение при помощи рук.

Достоинства и недостатки

По сравнению с обычным велосипедом лежачий обладает рядом преимуществ. Это:

  • удобная посадка, позволяющая снять нагрузку со спины и плеч. Новые модели предоставляют велосипедисту возможность смотреть в направлении движения, абсолютно не напрягая мышцы спины;
  • безопасность при авариях. Хотя лежачий велосипед не может похвастаться хорошей обзорностью, конструкция рамы отлично поглощает удары при столкновениях. Лежачее положение райдера позволяет принять удар при аварии на ноги, что дает возможность избежать тяжелых повреждений головного мозга. Падение с невысокой высоты лигерада также является менее травмоопасным;
  • высокие скоростные показатели, которые лежачий велосипед демонстрирует благодаря отличным аэродинамическим свойствам;
  • уменьшенная нагрузка на простату и другие органы малого таза;
  • возможность изготовить лежачий велосипед собственными руками.

К недостаткам относятся:

  • значительные размеры и большой вес. Средний вес лигерада составляет около 17 кг. Новые модели выпускаются облегченными, их вес незначительно превышает 12 кг;
  • плохая обзорность на дороге. Лигерад обычно имеет низкую посадку, из-за чего страдает его обзорность. Также по этой причине существует вероятность ослепления велосипедиста светом фар встречных машин;
  • большой радиус поворота;
  • отсутствие надежной защиты от атмосферных осадков;
  • трудности при преодолении тротуарных бордюров;
  • высокая стоимость. Цена на новый лигерад может варьироваться от 1200 до 10000 долларов.

Итоги

Несмотря на наличие некоторых недостатков, лежачие велосипеды завоевывают все большую популярность. Удобные и надежные, они дают возможность с комфортом передвигаться как в условиях города, так и за его пределами. А проводимые ежегодно соревнования и фестивали способствуют развитию и совершенствованию этой разновидности транспортного средства.

Понравилось? Поделитесь с друзьями и оцените запись:

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector