0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто изобрёл велосипед (кто и когда придумал его, создал прототип)?

Кто на самом деле изобрел велосипед: правдивая история эволюции стального коня

Главная » Это интересно » Кто на самом деле изобрел велосипед: правдивая история эволюции стального коня

История создания велосипеда овеяна легендами не в меньшей степени, чем загадочный Стоунхендж. И это несмотря на то, что с момента, как изобрели велосипед, прошло совсем немного времени. Где же правда, а где вымысел? Разберемся вместе.

Самые популярные мистификации о первом велосипеде

Точных сведений о загадочном времени до 1818 года имеется мало. Говоря об истории великов и их эволюции в этот период, можно легко составить целый справочник мифов и фальсификаций, которые в наше время частенько принимаются за подлинные факты. Итак, что же на страницах этой книги легенд?

Велосипед изобрел Леонардо да Винчи

«Чертеж» Леонардо да Винчи

Легендарный листок с изображением двухколесной машины был обнаружен в 74 году прошлого века в архиве Миланского католического университета. Тогда подлинность документа ни у кого не вызвала подозрений, ведь чертеж был сделан на оборотной стороне листа с рисунком самого да Винчи.

Идея поставить Леонардо у истоков истории развития велосипеда была так соблазнительна для итальянцев, что копия схемы моментально разошлась по миру миллионными тиражами.

Сегодня рисунок этого первого велосипеда в истории считается фальсификацией. По одной из версий, рама и цепь были дорисованы веселыми итальянскими монахами в начале 60-х к паре кругов, действительно начерченных рукой гения. По другой версии, выдвинутой Гансом-Эрхардом Лессингом, работавшим с документами да Винчи до сенсационной находки, эту схему дорисовал Карло Педретти, исследователь Калифорнийского университета.

Прообраз велосипеда изображен на витраже в церкви Св. Егидия

Эта версия была предложена Николаем Певзнером. Так называемый прообраз велосипеда — разработка некого графа де Сиврака, который и является тем, кто изобрел велосипед в 18 веке. Сама личность графа, как и его изобретение, оказалась мистификацией конца XIX века. А Джин Хенри Сиврак, давший имя таинственному инженеру, это просто коммерсант, производивший четырехколесные экипажи.

Первым, кто изобрел велосипед, был русский крестьянин Ефим Артамонов

По этой легенде, двухколесный конь был смастерен находчивым крестьянином из Тагильского заводского поселка на далеком Урале. История освещает и первый в истории велопробег по маршруту «Нижний Тагил – Петербург». Приурочено это путешествие было к коронации Александра I. По преданию, царь был так впечатлен умельцем, который первым изобрел велосипед, что даровал крестьянину и его детям свободу.

В наши дни, благодаря химическому анализу железа известно, что «Велосипед Артамонова», хранящийся в Краеведческом музее Нижнего Тагила – это поздняя подделка, а других доказательств существования изобретения просто нет.

Так было на самом деле: подлинная история велосипеда

Документально подтвержденная история изобретения велосипеда начинается с 1817 года. По одной из версий, изобретение велосипеда во многом обусловлено природным катаклизмом, а именно извержением вулкана 1816 года. Из-за массивного выброса пепла год получил название «тысяча восемьсот замерзший». Самое холодное лето за историю метеорологических наблюдений привело к массовому неурожаю и гибели лошадей, а эти бедствия — к стремлению инженеров разработать механическую альтернативу коню.

«Машина для бега» Карла фон Дреза

1817 год. Профессор барон Карл фон Дрез из Карлсруэ разрабатывает, а годом позже патентует фактически первый деревянный велосипед, а точнее, двухколесный самокат, названный им машиной для бега.

1818 год. Жозеф Нисефор Ньепс вводит понятие «велосипед». Придумано это слово было специально, чтобы назвать так первый деревянный велосипед с седлом, который был изобретен им же.

1839 (40) год. Это — самый точный ответ на вопрос, когда был изобретен первый велосипед с педалями. Суровый шотландский кузнец в уединенной горной деревушке создал модель с педалями, толкавшими заднее колесо.

1863 год. Начало истории появления велосипеда с педалями на переднем колесе. Юный 19-летний парижанин Пьер Лалман, мастер по изготовлению детских колясок, изготавливает первый образец, очень похожий на современные модели. Очевидно, что именно имя находчивого француза – самый правильный ответ на вопрос, кто изобрел самый первый велосипед в мире.

1864 год. Налажен массовый выпуск модели Лалмана. Благодаря адаптации конструкции к нуждам большой аудитории, велосипед приобретает металлическую раму.

1866 год. Еще один ответ на вопрос, когда изобрели 1 велосипед. Именно в 1866 году Лалман, переехав в Америку, получил патент на свое детище.

1867 год. История происхождения велосипеда сделала особенно важный поворот, благодаря колесу со спицами, изобретенному Каупером.

1870-е годы. Период популярности моделей «пенни-фартинг», представляющие собой сочетание огромного переднего колеса и крохотного заднего.

1878 год. Появление цепной передачи. Это — тот самый год, когда был изобретен самый первый складной велосипед.

1884 год. Разработка велосипеда Rover. Его конструкция очень похожа на современные: равные по размеру колеса с цепной передачей на заднее. Влияние этой модели на историю возникновения современного велосипеда так велико, что само слово «ровер» во многих языках мира означает велосипед.

1888 год. Этот год можно назвать особенным в истории создания и развития велосипедов. Шотландец Джон Данлоп изобретает шины из каучука и моментально делает велосипед популярным, как никогда.

1898 год. Дата изобретения педального тормоза и механизма свободного хода: теперь чтобы ехать под горку, совсем не нужно вращать педали.

Хотя внешне викторианские велосипеды и походили на современные, в реальности они отличались очень капризным характером:

  • они изготавливались из стали, беззащитной перед ржавчиной;
  • рамы велосипедов не окрашивались;
  • их нужно было тщательно чистить и промывать бензином или керосином после каждой поездки.

1903 год. В истории создания велосипедов открывается такая важная страница, как эпоха первых планетарных механизмов переключения скоростей. Однако популярность они приобретают лишь к 1930 году.

1950 год. Появление современного механизма переключения скоростей. Он был разработан спортсменом из Италии Туллио Кампаньоло.

В последней четверти ХХ века сфера пережила настоящий бум: были разработаны велосипеды из титана и пластика, изобретены велокомпьютер и система индексного переключения скоростей.

Ответить на вопросы, кто изобрел велосипед, когда именно, в каком году и какова точная история его происхождения трудно. Наверное, дело в том, что слишком много людей независимо друг от друга одновременно брались изобретать велосипед. Правда, теперь вы точно знаете, каким историям верить не стоит.

История создания велосипеда: кто изобрел, эволюция, интересные факты

Сейчас велосипеды как никогда актуальны. Люди задумались об экологии, о безопасном для окружающей среды транспорте. Мало кто знает, что над созданием двухколесного средства передвижения работали на протяжении долгих лет. Сказать однозначно, кто изобрел велосипед, невозможно. Ведь над ним трудились многие, совершенствуя конструкцию из года в год.

Читать еще:  Каденс велосипедиста: что это такое и от чего он зависит?

Древние прототипы

Сложно сказать, кто изобрел первый велосипед. Конструкции, которые двигались при помощи мускульной силы человека, создавали в разные периоды времени.

Пройдите опрос

Впервые о подобном средстве передвижения говорили еще при правлении Александра Македонского. Античные источники утверждают, что у Дионисия, правителя Сиракуз была повозка, называвшаяся гемаксионом и относящаяся к прототипам велосипедов. Позже такие устройства создавались в Риме.

На Руси первым изобретателем самокаток была Шамшуренкова. Конструкция напоминала телегу, рассчитанную на 1–2 пассажиров, с 4 колесами. Управлялась человеком, место для которого было предусмотрено сзади, оборудовано педалями. Кулибин усовершенствовал самокатку, сделав ее более легкой и маневренной. У его конструкции было 3 колеса и рычаг для поворотов.

В 1801 году крепостной Ефим Артамонов придумал велосипед на двух железных колесах и с деревянным сиденьем. Историки утверждают, что за свое изобретение крестьянин получил вольную и награду — 25 рублей от самого Александра 1.

В 1493 году Леонардо да Винчи нарисовал средство передвижения с 2 колесами, рулем, педалями и цепью. Правда, по его эскизу велосипед никогда не мастерили.

Считается, что в 1791 году Граф де Сиврак изобрел деревянный велосипед. Но многие современные историки уверены, что этот человек — вымышленное лицо. Соответственно, и средство передвижения он не создавал.

Велосипед по эскизу Леонардо да Винчи Велосипед Ефима Артамонова

История изобретения

Многие мастера создавали свои варианты современных велосипедов. Каждый вносил в конструкцию что-то новое, делая средство передвижения все более совершенным.

Барон Карл Фридрих Кристиан Людвиг Дрез фон Зауерброн представил свой велосипед в 1818 году в Париже. Это была двухколесная деревянная беговая машина с тормозами. Чтобы поехать, человеку нужно было отталкиваться ногами об землю. Педали в конструкции не предусматривались.

Изначально изобретение мало кого заинтересовало, но позже случай помог устройству барона завоевать популярность. Из-за плохого урожая пришлось вырезать всю скотину, так как нечем было кормить животных. Зарезаны были и лошади. Людям не на чем было ездить, на помощь пришла дрезина (так назвали конструкцию Дреза).

Изобретатель Киркпатрик Макмиллан из Шотландии в 1840 году модифицировал дрезину, снабдил ее сиденьем, педалями. Благодаря такому дополнению средство передвижения стало похоже на современные модели велосипедов.

Спустя 7 лет устройство еще раз доработал французский изобретатель Пьер Лалман. Он перенес педали на переднее колесо. Для того чтобы конструкция двигалась, их надо было крутить. Переднее колесо Пьер сделал больше, чем заднее.

Англичанин Джон Кемп Старли в 1884 году создал первый двухколесный велосипед, внешне очень похожий на современный. Он имел одинакового размера колеса, педали, руль, сиденье, цепную передачу.

Термин велосипед придумал Жозеф Нильсефор Ньепс, французский изобретатель.

1818 год 1840 год 1868 год 1884 год

Эволюция велосипеда

Сказать, кто изобрел велосипеды первым, как уже упоминалось выше, точно нельзя. В России (1800 год), Ефим Артамонов создал конструкцию весом 40 кг, высотой 1,5 м. На переднем колесе располагались педали, оно было в два раза больше заднего. Но запатентован изобретенный велосипед не был. Поэтому Артамонов не вошел в историю, как официально признанный создатель.

В 1840 году почти никто не пользовался двухколесным средством передвижения. А вот в 1880 году российских велосипедистов было уже около ста. Даже Александр II привез себе из Парижа такой транспорт. Правда, катался на нем император всего несколько раз.

1868 год. В Екатеринбурге у сына лесничего появилось деревянное двухколесное средство передвижения. Его для ребенка смастерил отец. В этом же году, в Париже, компания Мейер и К выпустила велосипеды с цепным приводом на заднем колесе.

1869 год. Интересное изобретение появилось в Воронеже. Оно имело колеса из дерева, окованные железом. Диаметр их существенно отличался — переднее было больше.

1878 год — появился велосипед из газовых труб. Его создал Генрих Мамиель. На колесах была резина. Вес конструкции составлял 36 килограмм.

1870–1885 годы — время велосипедов. Их называли пауками, то ли из-за спиц в колесах, то ли из-за согнутой позы, которую принимали все ездоки.

1884 год — стартовало производство велосипедов с двойным цепным приводом и одинаковым диаметром колес. Выпускала их компания Хиллман, Херберт и Купер.

В 1885 году популярностью пользовалось изобретение под названием Rover, сделанное Джоном Кемпом Старли. Оно подходило женщинам, подросткам — было низкое, с удобным сиденьем, цепной передачей. Переднее колесо было больше заднего.

1888 год. Джоном Данлопом, ветеринарным врачом из Европы, были придуманы каучуковые шины. Езда на двухколесном средстве передвижения стала более комфортной.

1890 год. Впервые стали делать конструкции с ромбовидными (замкнутыми) рамами. С этого момента и по сегодняшний день внешний вид этого транспорта оставался практически неизменным.

1898 год — изобретены педальные тормоза, механизм свободного хода. Теперь, когда велосипед разгонялся, крутить педали было необязательно — какое-то время он ехал сам.

Начало XX века — двухколесное средство передвижения оборудовали планетарным переключателем скоростей. А уже в 1970 году велосипеды стали делать из углепластика, титана. Это значительно уменьшало вес конструкции. В 1983 году систему переключения скоростей усовершенствовали.

Кроме привычного всем велосипеда, сегодня есть и другие подобные средства передвижения. Они отличаются друг от друга конструкцией, внешним видом. Это:

  1. Трицикл (3 колеса вместо 2).
  2. Трицикл-тандем (конструкция с 3 колесами, на которой могут катиться 2 человека одновременно: сиденья расположены одно за другим).
  3. Социабль (двухместное средство передвижение с 3 колесами, на котором сиденья находятся параллельно друг другу).

Сегодня велосипеды — одно из самых распространенных средств передвижения в мире. Доказан тот факт, что английские богачи в 2, 5 раза чаще ездят на них, а не на автомобилях. В некоторых странах, например, Германии, (Фрайбург, район Фаубан), другие транспортные средства вообще запрещены. Чтобы не ходить пешком, люди пользуются велосипедами.

Самые дорогие по стоимости двухколесные средства передвижения выпускает компания Aurumania. Конструкция покрыта золотом (24-карата) и украшена кристаллами Сваровски. Стоят они около 100 тысяч долларов.

Занимательные мифы

Не вся информация о создании первого велосипеда — правда. Самые популярные мифы, которым верят люди:

  1. Говорят, что Иван Кулибин изобрел первый велосипед. На самом деле это не так. Он сделал нечто другое — самоходный экипаж. Появившиеся своеобразное транспортное средство с 3 колесами и рычагом управления так и не стало популярным.
  2. Говорят, что Артамонов смог проехать 5 тысяч километров на своем изобретении и оставил его в музее Нижнего Тагила. После долгих проверок было выяснено, что велосипед, который находится в коллекции — ненастоящий, изготовлен намного позже. Из этого делается вывод, что изобретатель не преодолевал такое расстояние, а вся эта история — просто вымысел.
  3. Говорят, что Граф Сиврак создал самый первый из велосипедов в мире. Но историки доказали, что такого человека вообще не существовало. А был Джин Сиврак. Он действительно делал самоходные экипажи, но они не имеют никакого отношения к велосипедам.

Помимо этих слухов есть и другие, порой противоречивые. Например, некоторые медики 19 века утверждали, что длительная езда на велосипеде способна привести к ослаблению потенции у мужчин. Современная медицина этот факт опровергает. Более того, поговаривали, что и девушкам такая езда грозит бесплодием. Это тоже неправда.

Читать еще:  Велосипеды Corratec: отзывы, история бренда, популярные модели

Видео


Драмы науки: кто изобрел велосипед?

Знаете ли вы, что человек, создавший первый велосипед, был объявлен за это сумасшедшим? К сожалению, это так — в те времена к изобретателям относились с недоверием. Однако и после смерти ему долгое время не везло — историки предали его имя забвению, однако с воодушевлением сочиняли мифы об умельцах, якобы построивших данную машину первыми.

Тем не менее, героем моего рассказа будет не вымышленный, а реальный изобретатель велосипеда, барон Карл фон Дрез. Но перед тем как рассказать его трагическую историю, мне придется развеять одно заблуждение, которое до сих пор часто можно встретить на страницах отечественных учебников истории и научно-популярных книг. Оно заключается в том, что самым первым человеком, создавшим двухколесное средство передвижения, является Ефим Михеевич Артамонов, крепостной из села Верхотурье.

Будто бы он в 1801 году совершил первое путешествие на своем «самокате» из родного села в Петербург, прибыл на коронацию Александра I и, восхитив его своим изобретением, получил для себя и своей семьи свободу от крепостной зависимости. А сам велосипед в конце концов попал в Нижнетагильский музей-заповедник, где и пребывает по сей день.

Следует заметить, что при анализе документов того времени абсолютно нигде невозможно найти хотя бы одного упоминания имени «талантливого изобретателя» и хоть короткой записи о столь знаменательном событии. О нем молчит и камер-фурьерский церемониальный журнал 1801 года, и «повестка по случаю кончины Его императорского величества государя императора Павла Петровича», и описание коронации Его императорского величества Александра Павловича, и документы архивов канцелярии Н. Н. Новосильцева, созданной в 1801 году и занимавшейся рассмотрением технических изобретений, а также материалы о крепостных изобретателях, публиковавшейся в «Отечественных записках» П. П. Свиньина (1818-1830). Нет этого имени и в списках крепостных заводов в районе Нижнего Тагила. Словом, нет ни одного документа, говорящего о том, что Артамонов действительно существовал, и что он совершил первый в мире велопробег от Верхотурья до Санкт-Петербурга.

Более того, когда в конце XX века ученые проанализировали материал, из которого был сделан велосипед, хранившийся в Нижнем Тагиле, оказалось, что он был изготовлен из бессемеровской стали, и, следовательно, не мог появиться раньше 70-х годов XIX века. То есть и главный свидетель оказался «фальшивым». Но откуда же пошла легенда о крепостном умельце, и, главное, почему ей поверили?

Впервые об Артамонове упомянул уральский историк Белов в своей книге «Исторический очерк уральских горных заводов», вышедшей в 1896 году (то есть почти через сто лет после «велопробега»). В этой монографии без всяких ссылок на источники сообщается, что: «Во время коронования императора Павла I, следовательно в 1801 году, мастеровой уральских заводов Артамонов бегал на изобретенном им велосипеде, за что по повелению императора получил свободу со всем своим потомством».

Историка абсолютно не смутило то, что Павел I на самом деле короновался не в 1801, а в 1797 году. Однако это «упущение» было исправлено И. Я. Кривощековым, который в 1910 году включил эти сведения со ссылкой на Белова в свой «Словарь Верхотурского уезда», заменив имя императора.

А дальше этот миф пошел гулять по страницам самых разных справочников и энциклопедий — дело в том, что в это время проводилась очередная кампания по борьбе с «низкопоклонством перед Западом», во время которой пытались доказать российский приоритет множества изобретений (и, кстати, в большинстве случаев, опираясь на реальные факты). Поэтому легенда об Артамонове оказалась весьма востребованной, и ее начали тиражировать.

Венцом этого мифотворчества была статья в Большой Советской Энциклопедии о «талантливом самоучке», снабженная ложной ссылкой на книгу В. В. Данилевского «Русская техника», вышедшую в 1948 году (кстати, именно в этой статье Артамонова снабдили именем и отчеством, которые прежде нигде не упоминались, а также годами жизни — неудобно все-таки, такой изобретатель, и совсем без «паспортных» данных).

Итак, сегодня с уверенностью можно сказать, что никакого изобретателя Артамонова на свете не было. Впрочем, в истории велосипеда это обычное дело — кому только ни приписывали его изобретение! И знаменитому Леонардо да Винчи, и его ученику Джакомо Капротти, и такому же вымышленному, как и Артамонов, графу де Сивраку. Самое обидное, что в ряду этих «лжеизобретателей» велосипеда практически никогда не упоминают имя его настоящего создателя — вышеупомянутого барона Карла фон Дреза.

Этот интересный человек с 1810 года служил лесничим в месте недалеко от германского города Карлсруэ. Поскольку он неплохо разбирался в механике и математике, а также вынужден был постоянно объезжать на лошади огромные территории,ему пришла в голову идея создания машины, которая помогла бы людям передвигаться на большие расстояния, но при этом не требовала бы особого ухода. И вот, 17 февраля 1818 года барон Карл фон Дрез запатентовал свое первое изобретение — самокат, оснащенный седлом и рулем, который он назвал «машиной для ходьбы».

Впрочем, согласно документам, машина была продемонстрирована жителям родного города Карлсруэ еще раньше. Газеты того времени повествовали о том, что весной 1816 года барон лихо промчался на своем изобретении порядка 14 миль со скоростью девять миль в час. Правда, полноценным велосипедом эту машину считать было нельзя — скорее, оригинальным самокатом с сиденьем и рамой. Кстати, эта рама была деревянная, и подвижный руль уже присутствовал. Тем не менее, у велосипеда фон Дреза еще не было педалей, поэтому ездить на нем было можно, отталкиваясь ногами от земли.

Однако вот что самое интересное — после демонстрации своего изобретения начальство местного лестного управления вызвало барона к себе и пригрозило ему увольнением и даже помещением под медицинский надзор, если он и впредь будет изобретать всякие нелепые штуковины и позорить свое ведомство перед всей Германией. Барон, для которого потерять место было равносильно голодной смерти (его семья была небогата), вынужден был согласиться на требования начальства. Так бы никто и не узнал об изобретении гениального лесничего, если бы не… погодная аномалия 1816 года.

В тот год в течение лета несколько раз выпадал снег, урожай был практически убит на корню, и крестьяне вынуждены зарезать весь домашний скот, поскольку его нечем было кормить. А вскоре такая же участь постигла и лошадей. В результате ездить стало не на чем, и тут люди и обратились к деревянной машине фон Дреза. А дальше — больше: чудо-самокат понравился кронпринцу баварскому, и он попросил своего отца, тогдашнего короля Баварии, наградить изобретателя, проживающего в соседнем герцогстве. Благодаря поддержке августейших особ фон Дрез смог «продвинуть» свое изобретение и одержать полную победу над тупыми и зашоренными чиновниками лесного ведомства.

Однако они не забыли ему этого унижения и ждали той минуты, когда можно будет взять реванш. А представилась им такая возможность не скоро — фон Дрез долгое время был весьма популярен как изобретатель, поскольку велосипедом он не ограничился. Вскоре он создал мясорубку современного типа, печатную машинку с 16-ю клавишами и тележку, которая ездила по рельсам, названную по его фамилии дрезиной (первый вариант дрезины приводился в движение мускульной силой с помощью рычагов). Однако позже шанс отомстить фон Дрезу все-таки появился.

Читать еще:  Велосипеды Foxx Blitz: отзывы о черных, красных моделях x61819, горные байки

Дело в том, что изобретатель весьма сочувственно отнесся к революции 1849 года в Германии. После ее подавления фон Дреза не тронули, однако все высокие покровители от него отвернулись. И вот тут-то врагам, наконец-то, удалось добиться того, что изобретателя признали сумасшедшем. Причем главным аргументом в пользу этого вердикта были… его изобретения. Логика тогдашних немецких чиновников просто поражает: они рассуждали, что нормальные люди не изобретают всякие непонятные штуки. А раз фон Дрез их создал, то значит, он сумасшедший.

После этого изобретателя поместили фактически под домашний арест, а все его имущество и финансы быстро отдали в опеку и растащили. Это окончательно сломило фон Дреза, и в 1850 году человек, подаривший миру велосипед, скончался в полном забвении и нищете. Но, что самое печальное, в течение еще многих лет о его приоритете никто не вспоминал — люди предпочитали выдумывать разных Артамоновых и де Сивраков, которые совершенно заслонили от неспециалистов имя того, кто действительно изобрел «машину, передвигаемую силой мускулов»…

Остается лишь добавить, что педали к велосипеду впервые догадался приделать шотландский кузнец Киркпатрик Макмиллан в 1840 году. Однако его модель не получила распространения и вскоре была забыта. Второй раз педальный велосипед был сконструирован в 1863 году французским инженером Пьером Лалманом. Это был тот самый знаменитый «паук» с педалями на переднем колесе. Кстати, нижнетагильский «самозванец», приписываемый Артамонову, как раз представлял собой лалмановский велосипед, который, видимо, действительно был изготовлен каким-то местным умельцем «пиратским» способом, в обход патентных требований.

Итак, фон Дрезу не везло не только при жизни, но еще и некоторое время после смерти. Однако немецкие чиновники, расправившиеся с изобретателем, тоже не добились своего — сейчас велосипед является чуть ли не самым популярным средством передвижения. Не зря говорят, что высокопоставленный дурак может затормозить прогресс, но остановить его он не в силах…

Читайте самое интересное в рубрике «Наука и техника»

Кто и когда изобрел велосипед: от первых до современных моделей

6 минут Автор: Михаил Скворцов 142

На вопрос «кто изобрёл велосипед» есть, как минимум, четыре ответа:

  • профессор фон Дрез – изобретатель двухколёсного самоката;
  • Киркпатрик Макмиллан – кузнец, первым добавивший к «дрезине» педали;
  • Пьер Лалман – мастер по изготовлению колясок, запатентовавший велосипед с педалями;
  • Джон Старли – предприниматель, выпустивший первый велосипед современного образца.

Кроме того, изобретение очередных велосипедов не забывают приписывать Леонардо да Винчи и русскому фолк-персонажу Артамонову.

фон Дреза

Общепринятым на текущий момент годом изобретения велосипеда считается 1818, когда лесничий из города Карлсруэ в Бадене, немец Карл фон Дрез, описал и запатентовал своё изобретение – двухколёсную машину, приводимую в движение с помощью ног седока. Правильнее всего называть это изобретеним, но все элементы, кроме педалей и привода, были на месте: два колеса, рама с седлом, руль, позволяющий вращать переднее колесо.

Судьба изобретения одно время висела на волоске. Начав работу над «машиной для ходьбы», которую придумал ещё в 1810, в 1816 году изобретатель провёл полевые испытания, проехав на своём велосипеде почти 20 километров, восхитив жителей остроумием и скоростью передвижения. Она превышала 10 км/ч. В отличие от простонародья, городское правление не было впечатлено машиной и предписало фон Дрезу прекратить изобретение безделушек, как им казалось, под угрозой увольнения.

Потеря удачного места на государственной службе была серьёзной опасностью, и в течение нескольких лет изобретения никто не видел. «Помогли» распространению велосипеда тяжёлые годы. 1816-й год выдался засушливым. Урожаи были плохие, и деревенские жители, вслед за забиваемой скотиной, стали избавляться от лошадей. Когда пришла пора перевозить тяжести, вспомнили о причудливой коляске лесничего, и дрезина стала распространяться по округе.

Окончательно закрепил популярность изобретения баварский герцог, которому так понравилась новинка, что он профинансировал выпуск первой массовой партии, а уже в 1819 году велосипеды появились в Париже и Лондоне, где дальше и совершенствовались множеством местных механиков.

История развития

Первые упоминания о подобных механизмах встречаются уже в конце XVIII века, а неясные намёки находят даже в итальянских летописях середины 1400-х годов и в работах да Винчи. Современная хронология изобретений выглядит следующим образом:

  • 1818 – фон Дрез патентует свой самокат, начинается распространение конструкции по Европе.
  • 1840 – шотландский кузнец Киркпатрик Макмиллан добавляет к конструкции «машины для ходьбы» педали, но изобретение не расходится дальше окрестных деревень.
  • 1860-1866 – парижанин Пьер Лалман (по другим источникам – Мишо) при ремонте самоката закрепляет на нём педали, в течение нескольких лет новое изобретение под названием «велосипед» выпускается его фирмой в объёмах 400 изделий в год.
  • 1869 – проходит первая гонка по территории Франции.
  • 1870 – выпуск первого полностью металлического велосипеда.
  • 1876 – первый байк с приводом на заднее колесо, эксперимент англичанина Г. Бейтса.
  • 1879 – первый байк с цепным приводом, который создал изобретатель Г. Лоусон.
  • 1885 – старт продаж велосипеда «Ровер», полного конструктивного аналога современного велосипеда.
  • 1888 – первая пневматическая шина, придумал её изобретатель Дэнлоп из Шотландии.
  • 1915 – под маркой Bianchi в бельгийскую армию поступают первые велосипеды с двумя подвесами.

Далее обновления не изменяют форму изобретения, лишь добавляют новые скоростные и эргономические факторы.

Формы

Самокат

Всё начиналось с простейшей рамы и одинаковых колёс. Вариантов таких механизмов было множество. Назывались они «дрезиной» или «денди-хорс» (в Англии). Отлично снимая нагрузку и позволяя перевозить значительный груз, данные изобретения закрепились на европейском рынке XIX века, дав толчок новым разработкам.

Педальный велосипед

Лишь через 50 лет появилось значительное усовершенствование – педали. Они позволили изолировать пассажира от дороги и резко увеличить скорость катания, а также обеспечить комфорт от него.

Привода не существовало, и для увеличения скорости движения – особенно по неплохим, по тем временам, городским дорогам – увеличивалась окружность ведущего (переднего) колеса. Так появились всем известные «Фарт-феннинги» – от расхожих монет, которые сильно различались в окружности – велосипеды, переднее колесо которых в несколько раз превышало задние.

Новая конструкция начала порождать новые изобретения – появились четырёхколёсные велосипеды и первые тандемы, создавались настоящие произведения искусства.

Ровер

Финальное усовершенствование – цепной привод на заднее колесо – потребовало ещё 30-ти лет разработки. За несколько десятилетий педальный велосипед, любимец денди и городских щёголей, превратился в «рабочую лошадку» и в годы Первой мировой войны активнейшее использовался по всей Европе.

Современные типы

После Первой мировой войны технический прогресс затронул и велосипеды. Ежегодно появлялись новинки, находившие своего покупателя. В 60-х годах появились гоночные модели, а в 70-х – горные байки. Рубеж 80-х и 90-х ознаменовался появлением велокомпьютеров и сложных систем переключения скоростей.

Велосипедный мир не стоит на месте, и уже появляются новые изобретения, такие как электрические велосипеды.

Заключение

История велосипеда – это история эффектного изобретения, на базе которого талантливые инженеры смогли создать современные прекрасные байки. Не так важно, кто конкретно изобрёл велосипед – фон Дрез в 1818 году, Мишо в 1860 или производители «Ровера» в 1885. Все они одинаково достойны звания «гениального изобретателя», потому что оставили свой след в истории современного мира.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector