23 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как снять колесо с велосипеда: разбортировать, поменять и забортовать

Бортировка колес своими руками

Самой частой причиной невозможности дальнейшего движения на велосипеде является такая досадная, но неизбежная при регулярном катании вещь, как прокол. Хорошо, если это происходит около веломастерской. Но неисповедимы пути велосипедные, а мастерские располагаются не на каждом шагу.

Разбортировка колеса

  • Первое, что необходимо сделать для разбортировки и ремонта, это снять колесо с велосипеда. Если у него дисковые тормоза, то тут все просто. Раскручивается эксцентрик, колесо снимается. В случае с ободными тормозами v-brake, сперва необходимо отстегнуть тормоз, и только потом открутить эксцентрик и вытащить колесо;
  • Второе. Выпустить оставшийся воздух из камеры. Для этого достаточно надавить на шток ниппеля, и воздух выйдет сам. Естественно, предварительно открутив колпачок ниппеля.
  • Третье. Нужно поддеть монтажной лопаткой борт камеры, и аккуратно продвигая его вдоль обода, разбортировать колесо с одной стороны. Все, доступ к камере получен.
  • Четвертое.Чтобы вытащить камеру с ниппелем системы Шредера (или автомобильным), нужно просто ее вытащить. Камера системы Преста дополнительно крепится гаечкой, которая легко откручивается руками.

Ремонт камеры после повреждения

Итак, в руках камера, рядом разбортированное колесо. Что делать дальше? А дальше надо найти прокол. Для этого камеру надо накачать. Накачать не получится, в ней дырка. Вот как раз выходящий из дырки воздух и его шипение помогут найти источник проблемы. Прекрасно. Когда дырка найдена, нужно достать из велоаптечки клей и заплатки. И небольшой кусочек шлифовальной шкурки или «терку», в каждой аптечке по разному.

Обязательно зачистить место прокола, после чего нанести тонкий слой клея. И дать ему подсохнуть в течении 5-15 минут (точное время написано на упаковке клея). После подсыхания клея надо приложить заплатку к дырке и сильно прижать. Имеет значение не время, но которое прижимается заплатка, а именно сила прижатия. Чем сильнее – тем лучше.

Пока клей подсыхает, не стоит терять времени. Что-то камеру прокололо, и это «что-то» возможно еще торчит в покрышке. Изнутри. Нужно провести тщательный осмотр внутренней и внешней поверхностей покрышки. Если взгляд ничего не обнаружил, необходимо очень аккуратно провести рукой по внутренней части покрышки.

Иногда инородное тело может быть столь малым, что заметить его визуально практически невозможно. Однако, искать его пальцами нужно очень медленно и очень аккуратно, соблюдая все меры предосторожности.

После того, как прокол заделан, инородные предметы с внутренней с внутренней стороны покрышки удалены (или есть уверенность, что их там нет), можно приступать с бортировке колеса.

Бортировка колеса

  • Вставить ниппель в отверстие на ободе. Если это ниппель Преста, то не забыть закрутить гайку. Расправить камеру между покрышкой и ободом.
  • Слегка накачать камеру. Это позволит при бортировке избежать ее попадания между ободом и монтажной лопаткой.
  • Забортировать покрышку руками, насколько это возможно. Как правило, современные покрышки позволяют при бортировке обойтись без дополнительного инструмента, но это правило не всегда работает. В некоторых случаях все же придется заправлять покрышку в обод с помощью лопаток.
  • Вставить собранное колесо на место. Закрутить эксцентрик. В случае в тормозом V-brak не забыть застегнуть его обратно. В случае с дисковым тормозом может поджидать маленький неприятный сюрприз. Снятие колеса может изменить расстояние между диском и колодками и нарушить регулировку. Чаще всего это нарушение не критично, но все таки может потребоваться дальнейшая небольшая регулировка тормозов.
  • Довести давление в камере до необходимого. Ждать, пока высохнет клей, не требуется, так как давление камеры к покрышке играет роль пресса.

Все, велосипед вылечен, прокол заделан. Можно ехать дальше.

Ремонт бескамерного колеса

В случае, если на велосипеде стоит бескамерное колесо, все немного сложнее. Провести его ремонт в «полевых» условиях вряд ли получится, поэтому в дальние поездки берут камеру. В случае проблем бескамерное колесо делают «камерным». А вот в домашних условиях провести самостоятельный ремонт «бескамерки» вполне возможно.

Если необходимо поставить покрышку на колесо без использования камеры, то:

  • Наклеивается ободная лента.
  • Если покрышка новая, то необходимо придать ей правильную форму. Для этого производится сборка колеса в «камерном» варианте и одни сутки она отлеживается в таком виде. Через сутки камера одна сторона покрышки разбортируется и камера вынимается.
  • Вставляется и закрепляется ниппель.
  • Внутрь колеса заливается герметик. Обычно на одно колесо требуется от 50 до 100 грамм.
  • Колесо бортируется и накачивается. На этом этапе очень важно использовать достаточно мощный насос. Именно потому, что ручные насосы не могут создать сильного давления, трудно произвести ремонт бескамерного колеса в «полевых» условиях.
  • После того, как колесо накачано, необходимо его покачать, покрутить. Чтобы герметик распределится по всей поверхности и заделал мельчайшие отверстия.
Читать еще:  Односкоростные велосипеды (складные модели)

Необходимые инструменты для бортировки/разбортировки

Для бортировки колес рекомендуется использовать монтажные лопатки. Их производят либо из пластика, либо из металла. Закругленные края лопаток не дают возможности повредить обод или покрышку. Изгиб монтажных лапаток помогает легко подцепить обод при разбортировке, и так же легко поставить обод на место при обратном процессе.

В случае отсутствия лопаток придется использовать подручные средства. Однако это очень сильно увеличивает риск повреждения деталей велосипеда. Справедливости ради нужно сказать, что в большинстве случаев бортировку можно произвести и без использования инструмента. Однако эти получается не всегда, так что монтажки должны быть.

Тем более что стоят они сущие копейки, дешевле камеры. Занимают очень мало места, и очень легкие. Их присутствие не обременит даже в дальней поездке, а удобство их использования дорогого стоит. Купить монтажные лопатки можно практически в любом веломагазине.

Оценка износа и повреждений колеса

При разбортировке колеса самое время обратить внимание на его состояние. Если недостатки камеры выявляются сразу, то обнаружение дефектов обода, спиц и покрышки требует некоторого внимания.

Обод:

  • Проверить наличие трещи и вмятин.
  • Если тормоза на велосипеде системы V-brak, то надо регулярно проверять износ обода. В случае стачивания его канавок необходима замена.

Спицы:

  • Все ли спицы на месте.
  • Нет ли разболтавшихся или ослабленных.

Покрышки

  • Состояние протектора. Насколько он стерт.
  • Наличие порезов. Нужно помнить, что опасен не только сквозной порез.
  • Наличие протертостей. В некоторых случаях неправильная регулировка тормозов может привести к сквозному протиранию протектора.

Велосипед – достаточно сложное техническое изделие. Однако многие велосипедисты вполне могут справиться с его обслуживанием и ремонтом самостоятельно. Если уделять своему двухколесному другу достаточно внимания, то он долгое время будет радовать хозяина. Бортировка колес и ремонт камер — один из самых простых элементов в ремонте и обслуживании велосипеда, и постичь эту премудрость совсем не трудно. Для этого нужно совсем не много – насос, велосипедная аптечка, монтажные лопатки и умелые руки.

Разбортировать колесо самому? Это просто!

Переобувка на носу! Поэтому несколько выпусков «Техсреды» мы решили посвятить шиномонтажным темам. Для начала расскажем, как самостоятельно разбортировать колеса.

В середине-конце осени автовладельцы штурмуют шиномонтажи. Однако разбортировать колеса можно и самостоятельно. Мы покажем, как это сделать. Нам потребуется специальное приспособление, а также отвертка, чтобы вывернуть колесный золотник, и пара монтажек, которые помогут снять шину с диска.

Чтобы избавить диск от шины, мы купили нехитрое, но очень полезное устройство — механический бортировщик колес. На рынке есть несколько вариантов, но мы выбрали то, которое выпускает компания «Сорокин». Стоит недорого. Благодаря возможности регулировать выдвижную тягу можно снимать покрышки с дисков разного диаметра. Требуется лишь выбрать нужное положение тяги и закрутить два удерживающих ее болта, после чего можно приступать к работе.

Подготовка

Мы взяли 16-дюймовое колесо. Покрышку удобнее снимать, если положить его на пол. Чтобы в процессе работы не поцарапать алюминиевый диск, подложим под него лист вспененного полиуретана, который используют в строительстве для шумо- и теплоизоляции. Отворачиваем колпачок на вентиле, придерживая пальцем, выкручиваем золотник, чтобы он не выскочил под давлением воздуха. Шина начинает сдуваться.

Прежде чем проводить работы с помощью специнструмента, нужно смочить рабочую кромку диска проникающей жидкостью. Иначе мы рискуем повредить диск. Также жидкость, просочившись под кромку, облегчит снятие колеса с хампов.

Эксперимент по разбортировке

Прикладываем наше приспособление к диску. Его крючок в данном случае должен выступать из оправки на 7–8 см. Для ориентира — это одно отверстие на выдвижной тяге. Рукой надавливаем на приспособление с одной стороны, чтобы оно зашло под выступ диска, и заводим крючок под диск с противоположной стороны. Разводим рычаги устройства в разные стороны. Главное — не пытаться скинуть покрышку сразу, а сдвигать ее с хампа постепенно. Иначе шина может пострадать. Учтите, что приспособление не стоит вставлять рядом с колесным вентилем.

Вытаскивая и перемещая инструмент, не спеша сдвигаем покрышку с хампа по всей окружности. Придерживать сторону бортировщика, где нет крюка, можно ногой. Сняв шину с одной стороны, переворачиваем колесо и проделываем ту же работу с другой. Не забываем о смазке. К слову, необязательно использовать жидкость, подойдет и силиконовый состав.

Мы сняли покрышку с хампов с каждой стороны. Осталось взять монтажные лопатки и полностью снять шину с диска. Обрабатываем поясок проникающей смазкой. Желательно попасть и на внутреннюю часть колесного диска, это облегчит дело. Заводим первую лопатку под покрышку. Это удобно делать в районе колесного вентиля. Заранее отводим монтажку в сторону, чтобы в ходе работы его не повредить. Придерживаем монтажку ногой. Вставляем рядом вторую лопатку и приподнимаем ею край покрышки. Делаем это по всей внутренней окружности, также постепенно. Мы сняли покрышку с одной стороны диска, осталось сделать то же с другой. Переворачиваем колесо. Заводим лопатку за диск и начинаем его вынимать из шины. Как только нам это удалось, можно считать, что работа окончена.

Читать еще:  Задние тормоза на велосипеде: как подтянуть, сделать, из чего состоят

Разбортировать колеса самостоятельно проще, чем кажется. Главное — запастись нужным инструментом и свободным временем, а также учесть особенности резины.

  • Все вопросы и предложения по серии выпусков «Техническая среда» присылайте на адрес: techsreda@zr.ru..

    Другие выпуски «Технической среды» доступны в нашем спецпроекте, а также на нашем канале в YouTube.

    Как снять колесо с велосипеда?

    Если вы чего-то никогда не делали, то можете считать, что сделать это — сложно. Если вы никогда ранее не снимали колёса с велосипеда, то тоже можете опасаться, что не справитесь, особенно с задним колесом (ведь там цепь, куча звёздочек и этот хитрый переключатель!). Но мы сейчас всё расскажем об этой простой операции. Ничего сверхъестественного здесь нет. Вкратце мы этого вопроса уже касались в статье о том, как разобрать велосипед, а сейчас раскроем эту тему немного шире. Колесо вам придётся снимать не только в том случае, если нужно разобрать велосипед для транспортировки или хранения, но и для того, чтобы заменить камеру, покрышку или спицы (тому, из чего состоят колёса велосипеда, мы посвятим отдельную статью), избавиться от «восьмёрки».

    Как снять колеса велосипеда с ободными тормозами

    Если у вас ободные тормоза, то первым делом отстегните их. Для этого сдвиньте тормозные рычаги друг к другу и приподнимите фиксатор тросика вверх.

    Если требуется снять оба колеса, снимите сразу оба тормоза, чтобы не приходилось лишний раз переворачивать велосипед. Если у вас покрышки с крупным протектором или же они сами по себе большого диаметра, то вам придётся спустить немного воздуха из камер. Теперь переверните велосипед вверх колёсами (если у вас на руле установлены какие-то аксессуары, которые могут повредиться в таком положении, лучше их заранее снять). Велосипед будет стоять достаточно устойчиво для любых операций, но если у вас гидравлические тормоза, то лучше не оставлять его долго в таком положении — воздух может попасть в гидролинию, что повлечёт за собой не очень сложный, но нудный и трудоёмкий процесс прокачки тормозов.

    Как снять заднее колесо велосипеда

    Если вы будете снимать заднее колесо, то, чтобы это было легче сделать, максимально ослабьте цепь, переключив её на самые маленькие звёздочки. Колесо может крепиться к раме и к передней вилке двумя способами: двумя гайками (реже) и при помощи эксцентрика. Если ваши колёса закреплены гайками, заворачивающимися на ось колеса, то вам понадобится два ключа. Один просто накидываете с одной стороны и удерживаете в таком положении, а вторым крутите против часовой стрелки. Не обязательно отворачивать гайки до конца, достаточно их ослабить до той степени, когда они не помешают снять колесо. В том случае, если колёса закреплены эксцентриком, то всё ещё проще: вам даже инструменты не понадобятся. Оттяните рычаг эксцентрика на себя, затем, удерживая ось с противоположной стороны, сделайте несколько оборотов им против часовой стрелки, пока колесо не освободится. Всё, колёса можно снимать. Да, и заднее тоже: просто поднимаете его вверх и снимаете цепь со звёзд.

    Как снять колеса велосипеда с дисковыми тормозами

    Если у вас дисковые тормоза, то на всякий случай вставьте что-нибудь в колодки, в ту щель, где находился диск: если они нечаянно сомкнутся, разжимать их очень сложно. А не разомкнёте — колесо не поставите. В роли «чего-нибудь» может выступить, например, в несколько раз сложенная бумажка. А к иногда к новым велосипедам прилагается специальная пластиковая затычка.

    Сборка производится в обратном порядке. Чтобы с задним колесом было проще, поднесите его к месту крепления, накиньте цепь на звёздочку и уже после этого вставляйте ось на место. Убедитесь, что ось вошла в паз до конца и симметрично. Вы убедились, что в установке колёс на велосипед нет никаких сложностей? Но есть один нюанс: чтобы протектор работал так, как должен, он должен быть сориентирован в нужную сторону. Для удобства ориентировки на покрышке нарисована стрелочка — в этом направлении колесо вращается при движении велосипеда. Но то, что велосипед при установке колёс находится вверх ногами, может ввести вас с заблуждение. Поэтому — не торопитесь. Владельцев байков с дисковыми тормозами это не касается — тут перепутать невозможно. Не переусердствуйте с затягиванием эксцентрика, верните тормоза на место. Всё.

    Как разбортировать колесо велосипеда своими руками

    Собираясь впервые заменить покрышку, новичок не видит трудностей в предстоящей работе, но они появляются, когда ему требуется «поймать» изгиб велосипедного круга. Чтобы разбортировать колеса велосипеда нужна сила физическая и опыт.

    Читать еще:  Консервация велосипеда на зиму: что нужно сделать в конце сезона?

    В каких ситуация требуется разбортировка

    Известно, что покрышка изнашивается быстрее в три раза задняя, поскольку колесо заднее у байка ведущее. Да и нагрузка больше на колеса задние. Перекос сильнее заметен у байков, имеющих задний тормоз.

    Порой, чтобы «выровнять» ситуацию, покрышки меняют местами. Являясь естественным, предотвратить износ невозможно, но отодвинуть можно. Для исправления шин известно два метода: камеру заклеить или заменить, если она не подлежит ремонту.

    Причины повреждения шин

    Эти детали байка больше страдают от воздействий механических внешних, при недостаточно накачанном колесе велосипеда. Трещины, появляющиеся на протекторе, не представляют опасности, а вот поврежденные покрышки могут приводить к неприятностям.

    К часто встречающимся повреждениям относят:

    • порезы, появляющиеся при наезде на острые предметы (камни, стекло и пр.);
    • проколы проволокой, гвоздем, осколком стекла и др. Чаще страдают от них покрышки спортивные облегченные и находящиеся в изношенных шинах;
    • двойные отверстия, называемые «змеиным укусом», возникающие при ударе и защемляющие камеру.

    Как определить, что покрышка изношена

    Сделать это не просто, осмотрев ее. У изношенной покрышки потеряна эластичность, она становится твердой и в дальнейшем растрескивается. Преждевременный износ шин объясняется рядом причин.

    Среди них выделяют такие:

    • неграмотная эксплуатация;
    • неблагоприятные условия погоды;
    • низкокачественный обод, имеющий острые края;
    • настроенные не правильно тормоза;
    • состояние дорог;
    • повышенная влажность.

    Избежать негативного влияния перечисленных факторов, не удается, поэтому покрышки изнашиваются и повреждаются. Ситуацию исправляют, проводя замену изношенной шины или ремонт. Чтобы это сделать, ее необходимо с колеса велосипеда снять. Применяя монтажную лопатку, можно облегчить и ускорить процесс.

    Достоинства лопатки монтажной

    Снять без подручных средств покрышку по силам опытным механикам. Для новичков же она оказывается неплохим помощником. Специальная пластиковая лопатка входит в комплект, где представлены инструменты разными размерами. Достоинство лопаток в материале, из которого их изготавливают. Благодаря ему невозможно повредить корды и обода, в отличие от подручных металлических средств: ключей, отверток и пр.

    Как колесо (пошаговая инструкция) разбортировать

    Снять шины помогает монтажка, продающаяся в магазинах:

    • открутив гайки, с помощью которых на раме крепится колесо велосипеда, снимают его. Если байк современный, делать это проще, поскольку у него для этого есть съемный механизм. В ситуациях других помогает WD-40;
    • колодки тормозные отсоединяют, переключаются на нижнюю передачу ( при работе с колесом задним), и цепь снимают со звездочки;
    • не до конца спустив колесо велосипеда, нажимают на клапан, расположены на ниппеле. Ниппель нужно полностью выкрутить, если шина камерная, «сосок» вытащить наружу. Проделав эти манипуляции, снять шину легко;
    • две лопатки вставить под шину, чтобы между ними интервал составлял 10-15 сантиметров;
    • на окружность давят одной из них в сторону, противоположную усилию, прикладываемому к другой лопатке;
    • освобождают шину.

    Далее колесо, камеру и извлеченную покрышку осматривают, чтобы не пропустить дефекты и повреждения (выпирающие спицы и предметы с острыми краями) Если острые предметы обнаружены, их удаляют.

    Рекомендуем:

    Как отремонтировать камеру

    После снятия шины, требуется проверить колесо велосипеда. Выявив повреждения в камере или покрышке, решают, выполнить ремонт или заменить. Замена потребует набора инструментов.

    Для того, чтобы камеру заклеить, выполняют следующие действия:

    • камеру погружают в воду, предварительно слегка накачав: в месте прокола выходит воздух, поэтому обнаружить его легко;
    • отметив место, насухо вытирают камеру, зачищают наждачной бумагой проблемное место;
    • намазывают на него клей и накладывают латку. После этого ее помещают под пресс;
    • когда клей высохнет, проводят контрольное накачивание, чтобы проверить качество склейки.

    После этого в обратном порядке проводится бортировка.

    Как в домашних условиях проводится бортирование колеса велосипеда

    Если велосипед – хобби, т.е. пользуетесь вы им постоянно, то можно своими руками сделать или купить в магазине устройство для бортировки, которое процесс упростит.

    Но, обойтись и без него можно, если колесо велосипеда отремонтировать нужно срочно.

    Действия выполняют в следующей последовательности:

    • покрышку надевают по указанному направлению на обод;
    • докачивают камеру, и вставляют в обод;
    • в специально предназначенное для этого отверстие заправляют «сосок»;
    • в шину с помощью монтажной лопатки заправляют обод, действия начиная от «соска»;
    • проверяют, чтобы не пережималась нигде камера, которая при накачивании может лопнуть;
    • подкачивают еще (не до конца), закрепляют колесо велосипеда;
    • накачивают колесо велосипеда до нужного давления, и ставят на место цепь, фиксируя колодки тормозные.

    Вот и все встречающиеся нюансы бортировки и разбортировки.

    Напоследок совет – ремкомплект берите в дорогу, чтобы не омрачить прогулку на велосипеде.

    Видео: Как разбортовать колесо без монтажек

    голоса
    Рейтинг статьи
  • Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов: