0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как правильно ездить на велосипеде по дороге, в городе (техника езды)

Содержание

Правильная техника езды на велосипеде

7 минут Автор: Михаил Скворцов 346

После первого вопроса начинающего велосипедиста о том, как вообще ездить на велосипеде, о том, как правильно ездить на велосипеде спрашивают далеко не все. Однако, с годами и шишками придёт понимание, что навыки свои следует улучшать. Рассмотрим базовые вещи о езде на велосипеде. Как размещаться и как вращать педали, как проезжать неровности и что не стоит делать ни в коем случае.

Отметим, что в первую очередь речь всегда идёт о безопасности. Скорость и эффективность усилий – удел спортивных тренировок, любителям и начинающим всегда надо думать о своём здоровье и исправности своего велосипеда.

Расположение корпуса

Начнём с выбора и настройки велосипеда. От размеров и комбинации деталей зависит то, как расположен корпус, руки и ноги велосипеда. Посадка – это база того, как человек едет. Если сидеть неудобно – никакие навыки и тренировки не помогут, а возникнут реальные проблемы со здоровьем – коленями, спиной и руками.

Размеры рамы и положение

О подборе рамы по росту говорят много, и нельзя забывать, что просто «взяв покататься» чужой велосипед можно за день забить себе колени или ходить с больной спиной несколько месяцев. Выбираем подходящую раму и используем соответствующую посадку при езде по дорогам.

Особое внимание следует обращать на руль. Выделяют спортивную посадку с низкими рулями в стиле «бараньих рогов» — она для профессионалов и передвижения по шоссе. Главное в спортивной посадке – аэродинамика, всё приносится в жертву скорости.

Стандартная посадка с упором и на ноги, и на руки – стандарт для MTB, кросс-кантри и пересечённой местности – прямой руль позволяет безопасно управлять байком. Здесь главное в хвате – грипсы должны быть такого диаметра, чтобы руль охватывался полностью и не был слишком толстым. Отдельно выбирают руль по ширине – рукам должно быть удобно при упоре на них – иначе мышцы рук и плеч будут быстро уставать и может даже появиться туннельный синдром, которым страдают много сидящие за компьютером люди.

Высота седла

Каждый настраивает седло как удобно, но есть два основных способа посадки на велосипед. Первый, спортивный, выглядит как «стандартный и выше» — нога должна распрямляться и все мышцы должны участвовать в педалировании. Второй – прогулочный, когда нога до конца не распрямляется, и можно легко сойти с велосипеда. Такая посадка позволяет комфортно чувствовать себя на любой скорости и в любых условиях, обычно свойственна чопперам и прогулочным моделям, в которых райдер близко к дороге.

Определить «стандарт» несложно. Обычно для этого используется «правило пятки». Удобно расположившись на сиденье, велосипедист должен упираться в педаль пяткой, не вытягивай и не сгибая ногу.

Настройки велосипеда

Некоторые параметры велосипеда требуют постоянной проверки, а не однократной настройки на длительное время.

Как бы не хотелось «сесть и поехать», первое, что требуется сделать перед тем, чтобы ездить на велосипеде, – это проверить давление в колёсах. В зависимости от интенсивности катания и, что главное, предстоящей трассы, даже на одинаковых покрышках, давление стоит менять.

  • Ровный асфальт – колёса можно накачивать до максимума, но не перекачивать. Перекачанные колёса быстро изнашиваются и могут лопнуть в самый неподходящий момент;
  • Пересечённая местность – средняя накачка, колёса должны видимо прогибаться и «изображать улитку».

Отдельно стоит отметить настройки амортизаторов, обычно на горном велосипеде это только передний. На асфальте вилку можно заблокировать для экономии энергии, при спуске с горы сделать пожёстче, чтобы не перевернуться.

Кроме того, перед поездкой всегда нужно проверить работоспособность всех узлов велосипеда – тормозов и переключателей.

Правильное педалирование

Основа же правильной езды по дорогам – это педалирование. Основным параметром при езде становится каденс – это частота вращения педалей. В зависимости от него и от нагрузки изменяется эффект от катания и рекомендуемые приёмы.

Читать еще:  Что такое bmx велосипед и его особенности

Основные правила

  1. Каденс должен быть стабильным – залог длительной и приятной езды — это стабильная нагрузка. Она и полезна для организма, и эффективна;
  2. Желательно знать идеальный каденс – его легко поймать на практике, изучая состояние организма в течение примерно 10 поездок;
  3. Не стоит снижать частоту вращения педалей при изменении наклона – в том числе – ускоряться на спусках. Благо, большинство современных велосипедов оборудованы скоростями;
  4. Педали надо вращать, а не «топтать». То есть нагрузка должна быть во всех позициях, а не только на «удобной» четверти окружности;
  5. При любых неприятных ощущениях в теле лучше сбросить скорость или вовсе остановиться.

Контактные педали

Точка особой опасности – первые поездки с контактными педалями, особенно по дорогам общего пользования. Контактные педали дают возможность максимально использовать мышечные усилия, но и блокируют движение ступней. Потому – контактные педали тема отдельного обсуждения.

Техника езды

Техника езды на велосипеде поддерживается несколькими базовыми советами:

  1. Полностью использовать возможности амортизаторов – не все препятствия нужно объезжать;
  2. Не забывать о переключении скоростей;
  3. Следить за состоянием организма;
  4. Тормозить постепенно: заранее остановить вращение педалей, не блокируя колёса аккуратно нажимать тормозные ручки, чтобы снижать скорость;
  5. Уметь падать – как ни печально, падать приходится всем, и стоит это уметь – как минимум группироваться и носить шлем;
  6. Очень аккуратно передвигаться по городу – необходимо следить за дорогой, так как велосипедист становится полноценным участником дорожного движения, и обязан соблюдать правила езды по дорогам общего пользования.

Заключение

Правильная езда на велосипеде – это комбинация нескольких составляющих. Первым фактором идёт конфигурация велосипеда – правильная посадка и размер рамы – от них зависит львиная доля комфорта. Далее, для каждой трассы следует подбирать свои настройки амортизаторов и давление в колёсах. И третьей важной составляющей является техника катания – это и педалирование, и стиль езды, и навыки преодоления препятствий и даже умение падать. В сумме этих трёх факторов и рождается правильная езда, которая приносит огромное удовольствие от катания на велосипеде.

Крути педали! Как ездить на велосипеде по правилам

31 мая 2013 в 21:38
Антон Трофимович, Аргументы и факты в Беларуси

Поскольку на улицах белорусских городов появляется все больше велосипедов, «АиФ» выяснил, какими правилами должны руководствоваться велосипедисты.

Кому можно ездить

Каким должен быть велосипед

Велосипед должен иметь исправные тормоза, рулевое управление и звуковой сигнал. Он также должен быть оборудован зеркалом заднего вида и световозвращателями: спереди — белого цвета, сзади – красного, а с каждой боковой стороны — оранжевого.

При движении по дороге в темное время суток или при недостаточной видимости спереди на велосипеде должна быть включена фара (фонарь), излучающая белый свет, а сзади — красный свет.

Где можно ездить

выезд далее 1 метра от правого края проезжей части дороги допускается лишь для объезда препятствия и в разрешенных случаях для поворота налево или разворота;

колонны велосипедистов при движении по проезжей части дороги должны быть разделены на группы не более чем по 10 велосипедистов. Расстояние между группами должно составлять не менее 100 метров;

при наличии на проезжей части дороги линии горизонтальной дорожной разметки 1.2, обозначающей ее край, эта линия должна располагаться слева от велосипедиста.

Нельзя ездить на велосипеде по автомагистралям.

Ездить по дорогам надо по ходу движения транспортных средств. Также по ходу движения в темное время суток или при недостаточной видимости дороги должен идти пешеход, если он передвигается по проезжей части дороги и ведет велосипед, который при этом должен быть обозначен габаритными огнями, сигнальными фонарями или световозвращателями.

Кто кому уступает

Вне перекрестков на нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой велосипедист обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.

При пересечении проезжей части дороги по пешеходному переходу велосипедист должен вести велосипед рядом с собой и руководствоваться требованиями, предусмотренными для движения пешеходов.

Велосипедистам запрещается поворачивать налево или разворачиваться на дороге, имеющей трамвайный путь, и на дороге, имеющей более одной полосы для движения в данном направлении.

При съезде с проезжей части дороги водитель обязан уступить дорогу велосипедистам, путь движения которых он пересекает.

При повороте налево или направо водитель обязан уступить дорогу велосипедистам пересекающим ее по велосипедной дорожке.

Чего нельзя делать велосипедистам

двигаться, не держась за руль и (или) не держа ноги на педалях (подножках);

двигаться по дороге в условиях снегопада и (или) гололедицы;

перевозить пассажиров, за исключением случаев перевозки на велосипеде детей в возрасте до семи лет на дополнительном специально оборудованном сиденье или когда перевозка пассажиров предусмотрена конструкцией мопеда;

перевозить грузы, которые выступают более чем на 0,5 метра по длине или ширине за габариты транспортного средства, а также грузы, мешающие управлению этим транспортным средством;

Читать еще:  Велосипедные втулки (передняя и задняя), как их разобрать

буксировать велосипед и велосипедом, за исключением велосипедного прицепа промышленного производства.

Пьяный за рулем

На велосипедистов как на участников дорожного движения распространяется действие всех правил дорожного движения. Поэтому велосипедисту запрещается ездить в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.

Ответственность

Статья 18.23 Кодекса об административных правонарушениях:

1. Нарушение правил дорожного движения пешеходом, лицом, управляющим велосипедом, гужевым транспортным средством, или лицом, участвующим в дорожном движении и не управляющим транспортным средством, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от одной до трех базовых величин.

2. Нарушение правил дорожного движения лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, совершенное в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, влекут наложение штрафа в размере от трех до пяти базовых величин.

Где можно ездить на велосипеде

Велосипед, даже если он детский или подростковый — это все равно транспортное средство, а значит, по автомагистралям и улицам на нем ездить можно только соблюдая правила. Причем и общие ПДД, и правила движения для велосипедистов.

Вело-правила

В действующих сегодня правилах дорожного движения велосипеду дается соответствующее определение. Это транспортное средство на (минимум) двух колесах, приводимое в движение мускульной силой человека, на нем едущего. Велосипед двигается с помощью педалей или особых рукояток. А еще он может быть оснащен электродвигателем (изменение, внесенное в ПДД в апреле 2014 года). Однако максимально допустимая мощность электрического велосипедного двигателя не должна превышать 0,25 кВт при самой длительной нагрузке. Кроме того, такой мотор должен отключаться, если скорость велосипеда перемахнула за отметку в 25 км/ч.

И коль скоро велосипеды — это колесные транспортные средства, то все действующие ныне ПДД можно отнести и к регулированию их движения. Особенно раздел 24 упомянутых правил.

Требования для велосипедистов:

  1. Поддержание удовлетворительного (с технической точки зрения) состояния транспортного средства, находящегося в эксплуатации. Ведь правилами запрещено отправляться в дорогу на велосипедах, у которых неисправны, например, тормоза и/или рулевое управление.
  2. Нельзя садиться на велосипед в состоянии опьянения или под действием наркосодержащих веществ. Также запрещено передавать управление велотранспортом человеку пьяному или в любом другом неадекватном состоянии.
  3. По автомобильным дорогам и улицам запрещается ездить велосипедистам, которым нет 14 лет.

Где разрешено ездить на велосипедах

В раздел 24 настоящих правил дорожного движения в апреле 2014 года были официально включены сразу несколько пунктов, касающихся вело-движения.

Теперь велосипедисты старше 14 лет могут ездить:

  • по полосам на автомобильных дорогах, выделенным разметкой или соответствующими дорожными знаками для велосипедного и/или пешеходного движения;
  • по правому краю проезжей части;
  • по обочинам, а также тротуарам;
  • по пешеходным дорожкам.

Ехать надо в соответствии с каждым следующим из перечисленных пунктов списка, если отсутствуют предыдущие. Например, когда нет велосипедной или велопешеходной дорожки, можно двигаться по правому краю автодороги. Если же этот край мал или не подходит для езды, то выбирают обочину и т.д.

Специальные велодорожки

Из названных правил имеются исключения. Можно передвигаться на велосипеде:

  • по проезжей части, когда ширина вело-транспорта (или доставляемого на нем груза) больше 1 м;
  • по проезжей части в составе вело-колонны;
  • по дорожке для пешеходов или тротуару, сопровождая велосипедиста младше 7 лет, или с пассажиром того же возраста.

Нужно знать также, что справа по краю проезжей части вело-колонна может двигаться, образуя только один ряд. Однако такая колонна может состоять и из двух рядов, если ширина каждого транспортного средства в ней меньше или равна 0,75 м. При движении в один ряд в колонне велосипедистов предусмотрено распределение по группам, в каждой из которых должно быть не больше десятка транспортных средств, а при движении в два ряда — не более 10 пар ТС. Расстояние между такими вело-группами не может быть меньше 80 или даже 100 метров.

Движение детей на велосипедах

Ребята в возрасте от 7 лет до 14 лет могут двигаться на велосипеде по:

  • тротуарам;
  • вело- и велопешеходным дорожкам;
  • территории пешеходных зон.

Школьники-велосипедисты не могут кататься по:

  • дорожным полосам для велосипедов;
  • проезжей части;
  • обочинам.

Малыши до 7 лет по тротуарам, вело- и велопешеходным дорожкам, а также в пределах внутридворовых и специальных пешеходных зон могут кататься исключительно в компании пеших взрослых.

Дополнительные требования к велосипедистам

Помимо основных пунктов правил существует еще ряд доптребований, предъявляемых к лицам, управляющим велосипедами:

  1. Если велосипед в разрешенных для его проезда местах создает помехи прочим участникам движения, водителю необходимо спешиться.
  2. Спешившийся велосипедист обязан соблюдать правила движения, написанные для пешеходов.
  3. Быть внимательным к дорожным знакам, выделяющим для вело-движения специальные полосы.
Читать еще:  Велосипеды Actico: отзывы, популярные модели Актико из «Ленты» (20, 24 и другие)

Изменения-2015 в ПДД, касающиеся велосипедистов

С 2015 года велосипедистам с 14-летнего возраста, управляющим исправными ТС, разрешено ездить по полосам, выделенным на проезжей части автодорог для общественного транспорта.

При этом лица на велосипедах (в соответствии с ПДД) обязаны пропускать людей на всех управляемых и неуправляемых пешеходных переходах, а также на трамвайных путях. Даже если пешеходы пока не идут через дорогу, а только-только ступили на проезжую часть (или на те же трамвайные пути).

Азы техники езды на велосипеде для новичков

Уметь ездить на велосипеде и делать это правильно – разные вещи. Зачастую новички об этом не догадываются, покрываясь шишками, ссадинами и синяками на протяжении долгих лет. Каково же их удивление, когда оказывается, что техника езды на велосипеде давно изучена и описана их предшественниками и коллегами.

Положение райдера и размеры рамы

При подборе рамы важен подбор руля по форме и положению. Для профессиональной шоссейной езды выбирают руль, изогнутый на подобии бараньих рогов. Предпочтение при спортивной езде отдается не столько скорости, сколько аэродинамике.

Для кросс-кантри, МТВ и пересеченной местности выбирают прямой руль, так как упор приходится и на ноги, и на руки. Вдобавок ко всему, байком легче управлять с помощью прямого руля. Особое внимание уделяют хвату – выбирают грипсы диаметра, позволяющего охватывать руль полностью. Слишком толстые грипсы не подойдут. Также руль выбирают по ширине. Рукам должно быть удобно. Неправильный выбор может спровоцировать туннельный синдром и быструю усталость.

Настройка седла

При настройки седла основное правило – это удобство. В спортивном варианте необходимо настраивать седло так, чтобы нога могла полностью распрямляться. Это делается для того, чтобы все мышцы принимали участие в педалировании.

Для прогулки подойдет высота седла, обеспечивающая неполное распрямление. Так райдер будет меньше уставать и комфортнее себя чувствовать при любой скорости езды. Он легко сможет сойти с велосипеда, если это потребуется. Идеально подходит для чопперов, прогулочных и других моделей, подразумевающих близкое расположение велосипеда к дороге.

Чтобы подобрать размер рамы и высоту седла, пользуются «правилом пятки»: при удобном расположении на седле, райдер должен упираться, не сгибая и не вытягивая ногу, пяткой в педаль.

Правильная настройка велосипеда

Значительная часть параметров байка требуют регулярной проверки. Перед тем, как поехать на велосипеде, рекомендуется измерить давление в колесах. Стоит менять давление, в зависимости от параметров трассы и дистанции, даже если велосипедист всегда использует одни и те же покрышки.

При езде по ровному асфальту колеса обычно накачиваются почти до максимума, без перекачки, чтобы избежать быстрого износа колес. Если ездить по пересеченной местности, лучше использовать среднюю накачку.

В этом случае прогиб колес должен быть виден и изображать «улитку».

Регулярная настройка амортизаторов – еще одно важное правило. Спуск с гор требует жесткой настройки амортизирующих компонентов, чтобы не перевернуться. А вот вести байк по асфальту лучше с заблокированными амортизаторами, чтобы избежать перерасхода энергии.

Техника правильного педалирования

Эффект от езды и рекомендованные приемы зависят от того, с каким напором и каденсом придется вращать педали. Понятие «каденс» подразумевает частоту их вращения. Основы педалирования укладываются несколько правил:

  1. Стабильность каденса – залог приятных ощущений и длительной езды.
  2. Поймать идеальный каденс можно на практике примерно за десять поездок.
  3. Снижать частоту вращения (например, если изменился наклон), а также ускоряться на спусках не рекомендуется.
  4. Правильное педалирование – это вращение педалей. Некоторые новички выбирают «топать», но это неверный выбор, так как нагрузка должна быть равномерной во всех позициях, а не только на удобную четверть окружности.
  5. Если велосипедист испытывает любые неприятные ощущения, рекомендуется сбросить скорость или остановиться, чтобы не повредить мышцы, суставы или сухожилия.

Существует механизм, который называется «контактные педали». Он позволяет обеспечить механическую фиксацию ног велосипедиста на педалях, благодаря специальной конструкции и обуви.

Полный контакт позволяет использовать усилия мышц максимально, но движение ступней блокируется, поэтому первые поездки с таким оборудованием опасны, особенно если велосипедист выберет дороги общего пользования в качестве поля для тренировок.

Базовые советы по технике езды на велосипеде

Любая дистанция требует соблюдения нескольких полезных рекомендаций:

  • Некоторые препятствия можно не объезжать, лучше научиться использовать все возможности амортизаторов.
  • Нужно научиться переключать скорости, в зависимости от ситуации;
  • Велосипедист должен регулярно отслеживать состояние своего организма;
  • Если научиться правильно падать и использовать шлем, травм будет гораздо меньше;
  • Передвигаться по городу нужно внимательно и аккуратно, так как велосипедист – это полноценный участник дорожного движения, ошибки которого могут повлечь за собой опасность для других водителей и пешеходов.

Овладев навыками правильной езды, райдер не только обезопасит свой организм и байк от различных повреждений, но и сможет научиться делать трюки на велосипеде. Любая дистанция станет ему подвластна, а значит, и опыта для освоения новых возможностей, будет больше.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector