Как подбирать обода на велосипед?
Как выбрать колеса для велосипеда?
К огда вы проехали на велосипеде достаточно много, приходит время задуматься о смене колес. Стоит отметить, что в этом вопросе все очень индивидуально: нельзя точно сказать, какой именно километраж делает необходимой покупку – цифра может варьироваться от нескольких до десятков тысяч километров. Все зависит от дорожных условий, веса, какой вес в целом перевозит велосипед, насколько вы агрессивный наездник и как много вы тормозите.
Когда пора менять колеса: Некоторые ободы имеют специальный индикатор смены – отверстие или выемку, которая исчезает по мере того, как обод изнашивается. Если такой индикатор отсутствует, нужно попробовать поискать на поверхности незначительные впадины, углубления или другие признаки чрезмерного износа.
Нельзя забывать, что абсолютно все ободы и спицы подвержены так называемой “усталости металлов“, поэтому разумно будет попросить продавца в велосипедном магазине оценить состояние колес вашего велосипеда в том случае, если вы ездите на нем уже несколько лет, а замену ни разу не производили.
Также стоит задуматься о смене колес, если необходимо повысить производительность: обновление позволит ездить быстрее, покорять более крутые склоны и более агрессивнее вести себя на спуске.
Прекрасный вариант – воспользоваться дополнительной опцией и сделать предварительный заказ на изготовление велосипеда. Это довольно дорого, но позволяет выбрать каждую составляющую колес индивидуально, и, кроме того, абсолютно точно подобрать их под ваши индивидуальные потребности и запросы.
Совместимость велосипедных колёс
Неважно, меняете ли вы колесо вследствие износа обода или потому что случайно попали в рытвину: убедитесь, что новые колёса будут идеально совместимы со всеми текущими настройками велосипеда в нижеперечисленных аспектах. Начать нужно с того, что колесо может быть задним или передним, для шоссейных или для горных велосипедов – это обязательно нужно держать в голове и всегда учитывать при замене.
Размеры шин
Посмотрите на боковину шины, чтобы определить ее размер: он должен идеально соответствовать размеру новой шины.
На шоссейных велосипедах вы всегда встретите такую пару чисел как 700х23. Первое число (700) означает внешний диаметр шины в миллиметрах; второе (23) – указывает на фактическую ширину шины (тоже в мм).
На горных велосипедах можно найти пару чисел, которая выглядит как 26х2.0. Это приблизительный внешний диаметр в дюймах (26″ = 66 см) по отношению к ширине (2″ = 5 см). Вот еще несколько довольно распространённых размеров: 27.5″ (= 69 см) и 29″ (= 74). Другие размеры тоже существуют, но вышеназванные встречаются чаще всего.
Если диаметр шины и размер колеса совпадают, то ширина шины, в принципе, должна тоже подойти. В исключительных случаях – суперширокая шина на суперузкой раме – шину будет довольно сложно подобрать. Кроме того, на некоторых колёсах можно найти небольшой специальный список с перечислением подходящих широт шин.
Типы шин
Если у вас самый обыкновенный тип покрышки (клинчера), то клапан камеры шины, Шрадера или Престы, должен идеально подходить к отверстию на велосипедном ободе. Если это не так, камеру шины необходимо заменить.
Вы можете использовать бескамерные шины, но тогда потребуется приобрести и подходящее бескамерное колесо (и такой же герметик). Большинство владельцев горных велосипедов предпочитают бескамерные покрышки; и растущее число шоссейных велосипедистов также хвалят их. Бескамерные покрышки используются для снижения давления, что приводит к более мягкой, приятной езде и лучшему сцеплению с трассой без риска прокола.
К колесам с системой UST (Универсальная Бескамерная Система) гораздо легче подобрать и прикрепить покрышки. (Имейте в виду, что бескамерные покрышки не могут быть использованы на колёсах с камерами. Так что при выборе новых колес подумайте о покупке такого колеса, которое подойдет к бескамерным покрышкам, чтобы иметь возможность их попробовать).
Камерные покрышки обычно используются владельцами элитных велосипедов и тоже подходят только к тому ободу, который был специально создан для их использования.
Виды тормоза
Важно знать, какой у вас тормоз: на ободе или дисковой? Тормоз, действующий на обод требует использования колеса с плоским ободом, идеально выровненным по тормозной колодке. Если у вас сейчас на колесе стоит дисковой тормоз, то и новые колеса тоже должны ему подходить в соответствии с имеющимся типом ротора (перфорированный круг, который вращает спицы колеса). У большинства дисковых тормозов ротор присоединён 6-болтовым креплением, но некоторые из колёс Shimano имеют одно центральное крепление.
Крепление оси
Ваше колесо крепится к раме при помощи механизма-эксцентрика или с помощью сквозной оси? Убедитесь, что новое колесо также будет соответствовать имеющемуся типу крепления.
Механизм-эксцентрик проходит через ось, вписанную в накладку на раму (так называемый “петух”) по обеим сторонам колеса. Колесо встанет на место, только тогда, когда вы его сильно и надёжно прикрутите.
У вас крепление с помощью сквозной оси, если вы видите, что она проходит через два отверстия на раме (одно из которых нарезное), для того, чтобы прикрепить колесо к велосипеду. (Имейте в виду, может случиться и так, что у вас на одном колесе окажется крепление с помощью сквозной оси, а на другом – с помощью механизма-эксцентрика).
Размеры оси
Диаметр оси: если у вас сквозная ось, необходимо узнать ее диаметр. Наиболее встречаемые размеры: 12 мм (передние колёса шоссейных велосипедов и задние колёса горных велосипедов), 15 мм (передние шоссейных и передние горных) и 20 мм (передние горных). (Поскольку почти все механизмы-эксцентрики имеют диаметр в 9 мм, то здесь не приходится беспокоиться при выборе и теряться от разнообразия).
Длина оси: и для механизмов-эксцентриков и для сквозных осей необходимо знать размер расстояния внутри рамы, там, где крепятся колеса. Самые распространенные цифры: 100 или 110 мм (передние), и 130, 135 или 142 (задние). (У некоторых колес есть специальный адаптер, который позволяет подогнать их к различным длинам оси).
Размеры задней втулки
Размер задней втулки определяет, как колесо соединяется с ходовой частью велосипеда (трансмиссией).
Существует два типа втулок :
Кассетная задняя втулка с барабанной трещеткой. Такая втулка находится на большинстве велосипедов и отличается наличием шлица, который входит точно в центр задней кассеты (она, в свою очередь, обычно крепится к втулке с помощью специального замка). Очевидно, что втулка ваших новых колёс должна идеально подходить к кассете.
Нитевидная втулка. Такой вид втулки чаще всего можно встретить на более старых, пяти, шести или семи скоростных велосипедах. Лучше всего она сочетается с трещеткой со звёздами – набором задних зубцов, которые крепятся обыкновенными спицами. Этому виду втулки подойдёт абсолютно любая кассета с резьбой.
Апгрейд велосипедных колес
Часто при замене колес велосипедными любителями напрочь игнорируется тот факт, что правильные колеса могут намного увеличить производительность велика. Все обсужденные выше проблемы совместимости при замене колес должны быть учтены и при их апгрейдах.
И даже если вы не собираетесь одновременно обновить и шины, внимательно проинспектируйте их текущее состояние, чтобы убедиться, что они не нуждаются в замене.
Вот некоторые факторы, которые влияют на качество и цену велосипедных колес :
Улучшенные материалы. Суперлегкие и суперпрочные ободы из волокон карбона сильно отличаются в эффективности и цене от большинства колес из алюминиевого сплава. В отличие от алюминия, из карбона могут создаваться ободы более разнообразных форм и обеспечиваться наибольшая сила и надежность. Это позволяет дизайнерам создавать более легкие, прочные или аэродиномичные колеса с таким же или даже меньшим весом, как и у алюминиевых аналогов. Тем не менее, будьте предельно осторожны при выборе, так как тормоза карбоновых ободов могут стать очень скользкими при дожде или наоборот, сильно нагреться при быстром спуске (в сравнении с алюминиевыми).
Улучшенные подшипники. Подшипники не сильно влияют на производительность вплоть до того момента, как начинается их износ. Когда это происходит, колесо начинает терять эффективность. Когда вы замените его не более качественное и дорогое, скорее всего, подшипники окажутся более долговечными.
Улучшенная втулка (на задних колёсах). Вы сможете наслаждаться более эффективной и долгосрочной ездой. Колесо с более быстрым вращением втулки – имеется в виду шатун, который проходит более короткую дистанцию до окончания трансмиссии – сделает велосипед более отзывчивым и податливым.
Выбор колес для улучшения производительности велосипеда
При обновлении колес вы наверняка надеетесь найти более легкие, прочные и аэродиномичные, при этом прекрасно подходящие тому типу езды, который вы предпочитаете. Тогда следует подумать о ключевых областях, от которых зависят особенности выбора колес для разных типов езды.
Облегченные колеса. Играют ключевую роль при поднятии в гору. Более легкие колеса уменьшают общий вес велосипеда, а значит и ту энергию, которую вы затрачиваете на движение. Всего лишь на двести грамм легче, чем нынешние колеса – но при этом, огромная разница в производительности!
Распределение веса по колесу также играет важную роль. Колеса с бОльшим весом на обод тяжелее привести в движение. С другой стороны, колеса с меньшим весом на обод и с бОльшим на втулку являются гораздо более восприимчивыми.
Более прочные колеса. Для некоторых видов езды важность прочности превосходит важность веса. Шоссейным велосипедам для езды в пригородах и туризма приходится сталкиваться с высокими нагрузками и большим километражем.
Прочный комплект колес – обязательная составляющая спусковой горной езды, которая подразумевает агрессию и длинные прыжки. К счастью, широкая распространённость фуникулеров облегчает процесс поднятия транспортного средства на вершину. Любая горная езда, в которой спуски сочетаются с поднятиями, должна осуществляться только на легких и одновременно прочных колесах.
Нет универсальной системы для оценки прочности, поэтому следует обращать особое внимание на название марки колёс, использованные материалы и другие конструкторские детали. Более высокое расположение спиц делает колесо более прочным. Пересечение спиц также увеличивает прочность, особенно если спицы пересекаются по несколько раз.
Более аэродинамичные колеса. Даже на такой низкой скорости, как 40 км/ч, уменьшение сопротивления ветра создает существенную разницу. Так что для всех типов езды: от очень быстрой до очень медленной, замена колес на более аэродинамичные сослужит прекрасную службу. Не нужно сотни тысяч рублей на полнодисковое колесо: такие неуловимые изменения, как более глубокое расположение обода – то есть когда боковина шины находится выше – улучшают аэродинамику и создают лопасти у спиц. Ищите надпись “аэро” в названии колес и других устройств. Однако, будьте внимательны: с аэродинамичными колёсами гораздо сложнее управляться при встречном ветре.
Более широкие колеса. В прошлом считалось, что более тонкие колёса являются более аэродинамичными, однако последние исследования в области воздушной турбулентности показали, что не всегда излишняя широта колёс – причина слабого сопротивления воздуху. Такие колеса позволяют более комфортно чувствовать себя в седле – и они намного меньше отвечают дорожному сопротивлению – так что основная тенденция в мире колёс – увеличение широты.
Большинству колес подходят разные широты покрышек, но лучше все-таки подумать об их идеальном сочетании. Также, если вы выбрали экстраширокие колеса, нужно убедиться, что они смогут соответствовать размерам рамы велосипеда. В таких случаях необходима консультация экспертов.
Обслуживание велосипедных колёс
Центровка колеса. Центровка колёс подразумевает поддержание идеальной круглой формы, без всяких изгибов и неровностей. Эта процедура может проводиться нечасто, а только во время обязательных технических осмотров. Однако, если вы постоянно пользуетесь велосипедом, то, соответственно и количество осмотров должно быть увеличено: это позволит повысить продуктивность.
Ремонт колеса. Если вам кажется, что колесо скорее испортилось, чем износилось, можно попробовать попросить починить его в магазине. Принесите его с собой и проконсультируйтесь, что будет лучшим вариантом: замена или ремонт.
Как подбирать обода на велосипед?
7 минут Автор: Михаил Скворцов 114
С выбором обода велосипедист сталкивается крайне редко. Как правило, при покупке велосипеда и при замене колеса. Фактически же он покупается вместе с велосипедом и используется до серьёзного его повреждения или замены всего колеса. Вот некоторые причины замены:
- Слишком часто появляются восьмёрки. Их можно править, но частое появление означает, что есть проблемы в конструкции обода, материале или стиле катания велосипедиста.
- Материал истончён ободными тормозами, несмотря на всю крепость металла, и он не устоит перед постоянным торможением. Тормозные дорожки современными v-brake эксплуатируются нещадно.
Процедура выбора
Профессионалы рекомендуют обратить внимание на несколько тезисов перед началом выбора обода для велосипеда:
- Зафиксировать количество денег, которые можно потратить на обода и трезво взвесить свой стиль катания. В зависимости от него будет производиться выбор. Важен ли внешний вид, будут ли прыжки или серьёзные удары.
- Обратите внимание на двойные алюминиевые обода. Они универсальны, легки и недороги.
- Если расстояния велики, обратите внимание на вес, а вот прочность стоит отнести на второй план – полевой ремонт раз за сезон быстро компенсируется отсутствием потери 2-5% скорости.
- Обратите внимание на бескамерные колёса. При высокой цене они предоставляют очень большие удобства в плане практически полного отсутствия проколов.
- Для прыжков и асфальта неплохо подойдут широкие обода, хотя на трассу с ними лучше не выезжать.
Ниже раскроем некоторые из этих советов и сделаем небольшую вводную по терминам и возможностям.
Разновидности конструкций
Конструкция велосипедного обода на рынке сейчас де-факто стандартная, и называется коробочной (коробчатое сечение), она использует бортовые шины. Крепкие борта, U-образая форма, дополняемая несколькими уровнями рёбер жёсткости.
Для шоссейных велосипедов используются «трубки». Покрышки на такие обода «наклеиваются» через специальную ленту, а не зажимаются выемками на внутренней стороне борта обода, как в случае «коробки».
Количество стенок
Так как чаще всего речь идёт об алюминиевом коробчатом строении, самым важным параметром жесткости и надёжности становится многостенность. Одностенные обода на велосипед в профиле дают обычную букву U, но многостенный, добавляя дополнительных рёбер, делает структуру чрезвычайно мощной. Всего одна перемычка в горизонтальном профиле увеличивает прочность почти вдвое.
Кроме того, многостенные варианты намного более устойчивы к повреждениям боковыми ударами, неисправными тормозами, но могут увеличивать вес велосипеда. На современных байках можно заметить вытянутые внутрь колеса обода. Это новые конструкции, которые переходят от простых горизонтальных рёбер к сложным структурам внутри объёмного обода. Примером таких колёс могут стать фиксы для гонок по треку с кажущимися очень тяжёлыми, почти сплошными ободами.
Особые элементы
Кроме самой окружности и структуры, у обода есть отверстия для спиц и ниппеля, канавки для крепления шин – все эти небольшие элементы могут стать точками слабости, когда из-за малого дефекта будет повреждаться весь материал обода.
Отверстия укрепляются, а для спиц используют пистоны – плотные металлические вставки, фиксирующие спицу в отверстии. Такие средства усиления появились из кустарных ремонтных элементов, но стали на текущий момент стандартом для ободов выше среднего уровня.
Материалы
Выбор материалов на удивление невелик:
- Алюминий – бесспорный лидер. Недорогой, прочный, универсальный – компромисс между всеми качествами, используемый в подавляющем числе моделей ободов.
- Сталь – привет из прошлого века. Надёжные в плане износа и твёрдости, но очень тяжёлые изделия из стали практически исчезли с рынка, да и найти двойной стальной обод нелегко.
- Карбон – современные технологии не стоят на месте, и карбоновые обода появляются не только на треках, но и в городских условиях, и на шоссе. Лёгкость и твёрдость сочетаются с очень высокой ценой.
- «Фирменные» сплавы – различные комбинации металлов, открывающие новые свойства. Обычно не стоят никакого внимания из-за чисто маркетинговой составляющей. На практике они показывают себя не лучше алюминия.
Кроме основного материала, при изготовлении иногда применяют анодирование. Такие обода для велосипедов легко заметить, так как их поверхность обычно чёрная. Дополнительная гальванизация увеличивает прочность обычного алюминиевого обода на несколько десятков процентов. Дополнительное покрытие часто используется, если обод задний, а тормоза – v-brake. Ему требуется дополнительная энергоёмкость при торможении.
Производители
- Alex Rims – OEM производитель, поставляющий обода большинству именитых фирм;
- Mach – французский производитель, специализирующийся на шоссейных ободах;
- DT Swiss – скандинавский VIP-поставщик;
- Mavic – универсальный и надёжный производитель.
Измерения
Чем характеризуется обод? Рассмотрим подробнее.
Длина
Главное измерение – это «посадочный диаметр» или посадочный размер, измеряющий собственно размер колеса по окружности.
Для его записи используется три системы:
- ISO – настоящая длина диаметра обода в миллиметрах. Де-факто – стандарт и база для сравнения любого другого способа изменения.
- Дюймовый размер записывается в формате 20”x2.0, что значит 20 дюймов длиной, 2 – шириной. Дробные числа могут записываться как с чертой, так и в десятичном виде, что может внести путаницу. Внимание! «Советские» размеры с современными, западными, не совпадают, даже имея одинаковые маркировки.
- Французский размер обозначает, как и ISO, диаметр обода, но дополняется шириной покрышки в виде буквенного обозначения от A до D (А – узкий, D – широкий).
Примерная таблица, объединяющая различные измерения:
Ширина
От длины, конечно, зависит комфорт катания, но основное влияние производит ширина покрышки. И затрачиваемое усилие, и амортизационные свойства в трюках, и вес – всё зависит от ширины обода.
Подобрать обод к нужной покрышке нелегко из-за сложности конструкции и постоянной нагрузки, в том числе ударной. Минимальные расхождения в ширине будут приводить к повреждениям и покрышки, и обода.
Ширина практически принята за стандартную для каждого стиля катания, обозначается в миллиметрах, и варианты следующие:
- До 15 мм – для трекинга, шоссе и высокой скорости;
- 17 мм – гибриды, современный кросс-кантри, очень важна твёрдость сплава;
- 19 мм – стандартные горные велосипеды;
- 21 мм – базовые трюки, велотуризм;
- 23 мм – экстремальные виды спорта.
Таблица приводит размеры в миллиметрах для рекомендуемых давлений:
Характеристики спицевания
Для работы со спицами следует знать несколько дополнительных размеров и терминов:
- Effective rim diameter – ERD – эфф. диаметр обода, диаметр по спицам (от конца одной до конца противоположенной);
- Offset of spoke bed – OSB – смещение отверстий (поперечное). Не равен нулю только в несимметричных моделях, которые очень редки;
- количество спиц – для стандартных сейчас ободов 24”-26” это 28, 32 и 36 отверстий, стандарта для найнеров (29 дюймов) пока не оформили.
Онлайн-калькулятор
Конечно, работа со спицами чрезвычайно сложна и важна, но разобрать её стоит в отдельной статье.
Заключение
Обод – сложная с точки зрения производства деталь велосипеда. С одной стороны, он не имеет движущихся частей, но высокие нагрузки при эксплуатации и прямая зависимость жизни человека от прочности и надёжности обода позволяют говорить, что это один из важнейших элементов байка.
Как выбрать обода на велосипед
Ситуация, при которой нужно делать выбор новых ободов, для владельца велосипеда появляется нечасто. Но если такое и случается, то по причине замены негодных к катанию (восьмерки, потёртости, трещины) или устаревших. И проблемой в этом случае является незнание того, как выбрать обода на велосипед, ведь в магазине их множество разновидностей. Ниже мы разберемся в основных параметрах и различиях велоободов, необходимых для определения в выборе.
С чего начать выбор
Выбор обода для велосипеда в основном зависит от предъявляемых требований к нему: стиль езды велосипедиста, диаметр колёс, количество спиц, наличие пистонов, ширина и высота велообода, установленные тормоза на велосипеде. Рассмотрим каждый параметр отдельно.
Различные методы производства
Обод для велосипеда выступает основой конструкции в колесе. Поэтому несложно предположить, что данный элемент обладает рядом параметров, согласно которым осуществляется выбор. Но, кроме основных параметров, они также различаются по методу изготовления.
Вначале подготавливают исходный материал для сырья. Готовое сырье проходит процесс экструдирования, после чего заготовка в горячем виде скручивается в кольцо и соединяется одним из двух способов:
- Метод штифтования – относится к более дешёвым, но не менее прочным. Шов, где происходит соединение, может, расходиться, но при спицевании этот момент не оказывает негативного воздействия;
- Сварочный метод – более дорогой и качественный, что отражается на стоимости и на его выносливости при экстремальной езде.
По окончанию соединительного этапа, конструкцию могут подвергать дополнительной обработке.
Размеры
При выборе применяют три способа для обозначения посадочного размера:
- Измерение по ISO – означает реальный размер обода под покрышку, измеряется в миллиметрах. Значение пишется на самой покрышке, что позволяет сократить путаницу в голове покупателя;
- Измерение по дюймам – неточное обозначение, так как характеризует диаметр велообода по внешнему кольцу. Существует два основных вида, которые измеряют толщину покрышки – в обыкновенной и десятичной дробях;
- Французское измерение – обозначает внешнее значение диаметра покрышки в миллиметрах, учитывая толщину самой покрышки, которая имеет буквенное обозначение. То есть, сочетает цифровое значение и букву.
К примеру, ISO – 584 мм; дюймовое значение – 26″; французское – 650В.
В велосипедах для детей используют 305 мм, 406 мм, 355 мм. Такие же параметры могут применяться для складных байков. Для подросткового велосипеда используют обода в 507 мм. Но наибольшим спросом пользуются диаметры 559 мм и 622 мм.
Профиль обода
Кроме размера, основными параметрами являются ширина и высота ободьев. Первый параметр (ширина) означает наличие одной, двух или трех стенок. Данный параметр будет расписан ниже. Но при повышении показателя ширины, увеличивается соприкосновение с поверхностью дороги, что не хорошо, например, для шоссейных велобайков.
Второй параметр – высота, определяет устойчивость к деформациям от кочек, ямок и боковым ударам.
На велосипедах для стрита и фрирайда используют высокий и широкий тип конструкции. Потому как они становятся устойчивее к фронтовым нагрузкам и скручиванию.
Если на велосипеде установлены дисковые тормоза, то выбор ободов с высокой боковой стенкой и наличием тормозной дорожки не принципиален. Но в обратной ситуации, то есть невысокий обод, не может использоваться с ободными тормозами типа V-brake.
Касательно ободных тормозов типа V-brake, также нужно отдавать своё предпочтение алюминиевым сплавам с плоской фронтовой стенкой. На дорогих моделях делают специальную выемку, по стиранию которой определяют изношенность обода.
Необходимое количество спиц
Наибольшим заблуждением при выборе обода для велосипеда является то, что чем больше спиц, тем крепче он будет. Такое сочетание является верным, если владелец велосипеда имеет вес свыше 100 кг, но если велосипедист весит меньше, то беспокоиться не стоит.
Количество спиц варьируется в зависимости от стиля катания. К примеру, для городских ставят 36-40 спиц, горных 32-36 спиц, шоссейных 24-32 спицы.
Казалось бы, на горные велосипеды нагрузка оказывается больше, но всё же спиц в колесе ставится меньшее количество. Просто фундаментом в колесе выступает обода, который должен быть достаточно жесткий и устойчивый к ударам и повышенным нагрузкам.
Пистонирование и анодирование
Под пистонированием понимают увеличение прочности в месте крепления спиц к ободу. Это связано с тем, что при частой нагрузке вставленные спицы могут не выдерживать натяжения, из-за чего они вырываются из гнезд крепления в профиле велообода.
С целью создания прочного крепления, спицы вставляют в пистоны, которые позволяют распределить нагрузку по поверхности соприкосновения с профилем. Таким образом, повышается срок действия обода в несколько раз.
Отдельно в процессе производства велоободов средней стоимости и выше, применяют метод анодирования. Подразумевается применение технологии, при которой происходит покрытие поверхности профиля защитной оксидной пленкой, в результате чего конструкция может приобретать цветной оттенок.
Влияние количества стенок
При изготовлении первых ободов для велосипеда все они имели одиночный слой (одну стенку), но со временем появились двух- и трехстенные:
- Одностенный – используется на городских или прогулочных велосипедах. Рассчитан на слабые удары и незначительную нагрузку. Относится к дешевой категории;
- Двухстенные (двойные) – представляет собой одну дополнительную стенку, кроме основной, к которой прикрепляются спицы. Данная конструкция имеет более высокую прочность и небольшой вес. Могут выдержать легкие удары, поэтому устанавливаются на горные велосипеды среднего класса и выше;
- Трёхстенный (тройные) – имеет в каркасе три стенки. Обладает более прочной конструкцией, что снижает возможность появления восьмерки. По весу и конструкции тяжелее и сложнее предыдущих, из-за чего на современных велосипедах встречаются крайне редко. Создавались для предотвращения вдавливания боков профиля ободными тормозами. Такое случалось с ободными тормозами, до появления дисковых. В связи с чем востребованность таких ободов снизилась.
Материал изготовления
В качестве исходного материала в изготовлении обычно используют несколько вариантов.
- Изначально такие детали изготавливали из стали, но в последнее время данный материал потерял свое превосходство на фоне остальных. Положительными сторонами являются отлаженный процесс и низкая стоимость. Также имеются отрицательные стороны. Он подвержен коррозии и значительно увесистей, чем обод, выполненный из алюминия. К тому же во влажную погоду торможение на велосипеде с таким ободом может быть затруднительно;
- Велообода из сплавов алюминия имеют преимущество по сравнению со стальными. Так как при изготовлении из этого сплава уменьшается вес и увеличивается жесткость конструкции. В дополнение алюминиевые ободья проходят закаливание, анодирование и окраску, что увеличивает их положительные качества. Однако высокая стоимость является весомым минусом таких изделий;
Карбоновые – имеют хорошую прочность, но крайне высокую стоимость. Есть варианты стандартного вида, есть в виде целостной конструкции, безспицевые. В безспицевых моделях роль спиц выполняют специальные “крыльчатки”, соединяющие обод непосредственно со втулкой. В данном случае это единая конструкция. Если случается поломка, то ремонту такие изделия не подлежат. Используются в трековых велосипедах или в маутинбайках с дисковыми тормозами;
- Maxtal – относится к фирменным сплавам бренда Mavic. Имеют жесткую конструкцию, но при длительном использовании металл «устаёт» и изделие приходит в негодность.
Итоги
Владелец велосипеда при выборе должен ориентироваться на главный показатель – свой стиль езды. Отчего стоит в дальнейшем и отталкиваться, чтобы определиться насколько прочным должен быть обод. В зависимости от метода изготовления, используемого материала и количества стенок внутри, будет меняться конечная стоимость и устойчивость конструкции к ударам и другим внешним воздействиям от степени агрессивности езды.
Наиболее часто используемый вариант, это обод из сплава алюминия и двумя перегородками внутри, он является оптимальным по стоимости и износостойкости для большинства велосипедистов.
Обод колеса велосипеда – технологии в основе прогресса
Колесо – важнейшая составляющая велосипеда, отвечающая за комфорт и безопасность велосипедиста, а также обеспечивающая накат транспортному средству.
Сложно сказать, какой из элементов колеса, является самым главным, но, несомненно, обод колеса велосипеда – это основа для крепления спиц, втулки, камеры и покрышки.
Правильный выбор обода позволит обеспечить не только качество езды, но и гарантирует долговременную эксплуатацию и удовольствие от велопрогулок.
Немного об истории обода
Понятие обод появилось одновременно с изобретением колеса, но в те далекие времена езда на жестких деревянных аналогах сопровождалась жуткой тряской и частыми неожиданными поломками.
Деревянные колеса использовали во всех известных средствах передвижения, начиная от колесниц и карет, заканчивая телегами и хозяйственными тачками.
Если первые колеса были исключительно деревянными, то спустя время их начали обивать металлическими пластинами, что позволило существенно увеличить срок службы.
Постепенно колеса принимали все более знакомый для нас вид. Появлялись спицы, а сам обод стали обивать каучуком, что снизило шум и увеличило комфорт езды.
Первые прототипы велосипедов появились в 19-м веке. В основу вошли два колеса, надежно закрепленные на деревянной раме, и руль, и не было никакого аналога педалей.
Велосипед приводился в движение за счет отталкивания ногами и это изобретение подарило аристократии новый вариант досуга.
В те времена не было такого привычного понятия, как диаметр колес, так как все велосипеды изготавливали под заказ, учитывая рост заказчика, а также длину его ног.
Со временем, появились первые педали, а вид колес претерпевал одно изменение за другим, с каждым разом все больше «подбираясь» к современным стандартам.
Из каких материалов изготавливают обода?
Современные колеса, далеко ушли от аналогов прошлого и теперь это надежные, сверхпрочные изделия, изготавливаемые из качественных материалов.
Самые недорогие варианты обода изготавливали из стали. Это были тяжелые, но надежные колеса, которые обеспечивали хороший накат, а смягченные камерами и покрышками предоставляли довольно комфортную езду.
Благо, что в конце 50-х, на смену стальным аналогам появились обода из алюминия, а спустя 40 лет, в 90-х, алюминий полностью вытеснил металл за счет соотношения цена-качество. Также при изготовлении некоторых видов ободов, используют углепластик, но цена на такой вариант существенно выше.
Виды обода для велосипеда
Существует три основных видов обода, каждый из которых предназначен для определенных нагрузок и позволяет понять какой обод для велосипеда выбрать в зависимости от стиля езды.
- Одинарный обод (одностенный)
- Двойной обод (двухстенный)
- Тройной обод (техстенный)
Одностенный – это недорогой вариант с самыми невысокими характеристиками прочности. Чаще всего одностенные обода устанавливают в городские велосипеды, не предназначенные для высоких нагрузок.
Двойные обода, хотя и стоят дороже, но запас прочности позволяет использовать их на соревнованиях по скоростным спускам и кросскантри.
Обода с тройными стенками – самый дорогостоящий из вариантов, но обладающий действительно впечатляющими характеристиками к эксплуатационным нагрузкам.
Как выбрать обод под свой тип велосипеда?
Когда мы говорим о параметрах велосипеда, принято называть диаметр колес. Самыми распространенными еще недавно были колеса диаметром 26 сантиметров, но в последнее время все большим спросом пользуются велосипеды с диаметром колес 29.
И в том и в том случае есть плюсы и минусы. К примеру, колеса с меньшим диаметром, более маневренны, но против 29-х существенно уступают в накате. 26-е считаются более надежными, а на 29-х меньше ощущаются кочки, камни и трещины в дорожном полотне.
Также на комфорт езды влияет не только диаметр, но и правильно подобранный обод.
Рекомендации, как выбрать обод для велосипеда с 26 диаметром колес:
- Ширина обода. Узкий обод позволяет развивать большую скорость, а широкий более устойчив при маневрах.
- Количество спиц. Самые распространенные это обода, рассчитанные 36 и 32 спицы. Хотя большее количество и дает большую прочность, тем не менее, на диаметре 26, обода с 32 спицами им не уступают.
- Пистоны под спицы. Пистонированные обода отличаются более долгим сроком службы.
- Тормоза. Обязательно проверяйте наличие тормозной канавки на ободе диаметром 26, если у вас стоит система v-brake.
Рекомендации как выбрать обод для велосипеда с 29 диаметром колес, по сути, мало чем отличаются от описанного на примере 26 колес. Разве что можно поэкспериментировать с материалом для спиц.
Это могут быть как аналоги из сплавов, так и спицы из нержавеющей стали. 29-е колеса особенно нуждаются в пистонировании, так как больший диаметр подразумевает большую нагрузку на поверхность обода.
Самые распространенные проблемы обода и способы их устранения
Восьмерка. Под восьмеркой подразумевают искривление обода в какой либо части диаметра, когда нарушается плоскость колеса и появляется как визуальное, так и физическое виляние.
Этот «недуг» необходимо устранить при первой же возможности при помощи подтяжки спиц либо рихтовки самого обода. В противном случае увеличится нагрузка на ось и систему торможения.
Яйцо. В это понятие вошло деформирование, вызванное неравномерным натяжением спиц. Исправляются достаточно просто при помощи визуального наблюдения и регулирования спицами.
Яма. Так называемый прогиб колеса, с какой либо стороны может быть вызван ударом обода о какое-либо препятствие, что приводит к деформации и возможной поломке колеса. В этом случае требуется осмотр обода на предмет появления трещины.
Если таковой не обнаружено, значит будет достаточно провести регулировку при помощи подтяжки и ослабления спиц до полного выравнивания.
Подведя итог, стоит отметить, что на обод приходится если не вся нагрузка при езде, то как минимум большая ее часть. Это значит, что при выборе обода для своего велосипеда не стоит экономить на ободе, так как от его качества и надежности зависит не только удовольствие и продолжительность эксплуатации, но и безопасность велосипедиста.