12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как нужно тормозить на велосипеде

Как правильно тормозить на велосипеде: 7 техник торможения.

Умение тормозить является залогом активной и безопасной езды. Умение быстро остановить велосипед необходимо не только спортсменам велосипедистам, но и обычным пользователям — изменения ситуации на дороге могут произойти настолько внезапно, что маневрировать придётся на подсознательном уровне.

Вне зависимости от того какая система тормозов установлена на велосипеде залогом успешного торможения будет её исправное состояние. Каждый раз, перед выездом на дорогу необходимо проверять состояние тормозных тросов или гидравлической системы, следить за состоянием колодок.

Современные велосипеды способны обеспечивать скоростной режим на уровне автомобиля в городском потоке. Тормозная система также способна эффективно замедлять велосипед.

На сегодняшний день на велосипедах в основном используется три вида тормозных систем:

  • Система с V образными тормозами.
  • Дисковые тормоза.
  • Гидравлические тормоза.

К сожалению, в отличие от автомобиля на велосипеде не устанавливаются электронные помощники для эффективного снижения скорости и остановки. Здесь приходиться рассчитывать только на свои силы. Не поленитесь на подходящей площадке потренировать наиболее часто возникающие ситуации.

Прежде чем приступить к рассмотрению, часто встречающихся ситуаций, давайте разберёмся в физике процесса. На велосипедиста во время торможения действует две силы. Одна из сил — сила притяжения, которая тянет велосипедиста к земле. Вторая сила инерции, которая тянет велосипедиста вперёд. Основной задачей для осуществления эффективного торможения является уравновесить эти две силы.

Снижение скорости на дороге с сухим покрытием

Самая простая и наиболее частая ситуация — это снижение скорости на сухом асфальте. Как известно, на велобайке установлено две тормозные системы – передняя и задняя.

Эффект от торможения можно увеличить примерно на тридцать процентов, если научиться применять тормоза на грани блокировки колёс. Заблокированные колёса только ухудшат тормозные свойства. В случае блокировки колёс торможение будет достигаться только трением покрышек об асфальт, а специально сконструированная тормозная система будет бездействовать.

Значительное количество велосипедистов с опаской относятся к применению переднего тормоза из-за боязни вылететь вперёд через руль. Такое может случиться только с теми велосипедистами, которые незнакомы с изменениями, происходящими во время торможения велосипеда.

Вылет через руль происходит не из-за резкого торможения, а за счёт силы инерции, которая тянет велосипедиста вперёд. Чтобы избежать подобной ситуации необходимо перед началом торможения переместить массу тела на педальный узел и удерживать такое положение во время всего процесса торможения.

Естественно, при использовании заднего тормоза опасность перелететь через руль отпадает, но на практике доказано, что тормозной путь увеличивается в два раза при использовании только заднего тормоза, чем переднего.

Как добиться таких навыков человеку, только что севшему на велосипед?

Тренировка торможения передним тормозом

Как и в любом другом деле единственным и самым надёжным методом является постоянная тренировка.

В самом начале тренировок необходимо намеренно контролировать свои действия. Необходимо изжить из себя страх при использовании переднего тормоза. Во время тренировок по возможности отказаться от применения заднего тормоза.

На начальном этапе необходимо зажимать тормозную ручку плавно, чтобы научиться дозировать тормозное усилие. Ни в коем случае нельзя допускать панических резких движений. Пусть в начале тормозной путь будет больше чем обычно пока навык использования переднего тормоза не доведён до автоматизма.

Для проведения тренировок желательно выбрать ровную площадку достаточного размера.

Для достижения максимального эффекта необходимо произвести регулировку тормозного механизма таким образом, чтобы блокировка колеса наступала только при полном нажатии ручки тормоза.

Правильное использование переднего тормоза не означает, что можно забыть о заднем тормозе. Задний тормоз при торможении на сухом асфальте служит дополнительным тормозом. Он вступает в силу в момент, когда переднее колесо практически заблокировано, но продолжает вращение.

В этот момент необходимо добавить тормозное усилие от задних тормозов. По аналогии с автомобилем, где на передние тормоза приходится семьдесят пять процентов тормозного усилия и только оставшиеся двадцать процентов на задние. Самое главное во время торможения избегать блокировки колёс. Заблокированные колёса лишают велосипедиста маневрировать во время торможения и приводят к нежелательным падениям.

Торможение на мокром асфальте

Велосипед не самое лучшее транспортное средство для катания под дождём и, естественно, что специально в дождь на велосипеде никто выезжать не станет. Но если же в пути застал дождь надо быть готовым к такому повороту событий.

На мокром покрытии сцепление шин с асфальтовым покрытием становится намного меньше по сравнению с сухой погодой. Самое опасное время — это первые минуты дождя. Потоки воды ещё не успели смыть всю пыль с дороги, а только превратили её в скользкую субстанцию. Это надо учитывать при выборе скоростного режима и маневрирования. Также намокшие тормозные механизмы теряют свою эффективность.

Достаточно эффективными в дождь остаются только дисковые тормоза. Торможение в дождь, как и любой другой манёвр, надо планировать заранее. Перед самим торможением необходимо несколькими короткими, несильными нажатиями на ручки тормозов просушить колодки. Такая несложная операция поможет вернуть тормозным колодкам первоначальные свойства. По крайней мере, если не вернёт на все сто процентов, то максимально улучшить тормозные свойства.

Даже если произойдёт блокировка заднего колеса и велосипед пойдёт юзом справиться с заносом заднего колеса возможно. Если становиться очевидным, что сейчас произойдёт блокировка колёс надо перебороть себя и немного распустить тормоза. Затем плавно добавлять тормозное усилие.

Для более эффективного снижения скорости задним тормозом велосипедисту необходимо переместить центр тяжести своего тела с передней оси на заднюю ось велосипеда. Этого можно достичь, привстав с седла и переместив тело немного назад, педали при этом нужно держать параллельно дороге. Таким образом, создавая дополнительную нагрузку на заднее колесо и увеличивая силу сцепления с дорогой. Увеличить сцепные свойства шин с дорогой можно приспусти немного шины.

Учитывая все обстоятельства в дождливую погоду необходимо пользоваться двумя тормозами – передним и задним. Начиная процесс снижения скорости, задним тормозом постепенно добавляя усилие на переднюю тормозную систему.

Если велосипедист не будет готов, то его ждёт малоприятный полет через руль. Для снижения эффекта от резкого изменения скорости необходимо перенести центр тяжести велосипедиста максимально назад и если позволяет конструкция велосипеда вниз. Погасив первый эффект от попадания в лужу можно начинать процесс торможения. Не меняя расположения центра тяжести тела, плавно короткими дозированными движениями, выжимаем рукоятку заднего тормоза.

Торможение на неровной поверхности

При использовании тормозов во время преодоления спусков необходимо ощутить момент, когда необходимо задействовать тормоза. Усилие на тормоза при спуске с горы необходимо подбирать очень правильно. Во время спуска необходимо помнить, что переднее колесо несёт гораздо большую нагрузку, чем заднее.

Используя передний тормоз, появляется возможность контроля над велосипедом, избегая при этом заноса. Необходимо учитывать, что избыточное усилие на передний тормоз приведёт к неизбежному падению велосипедиста через руль.

Для того чтобы избежать этого неприятного момента необходимо перенести центр тяжести на заднее колесо, при этом увеличив его тормозную силу. При переносе центра тяжести на заднюю ось выравнивается нагрузка на обе оси велосипеда. Тем самым позволяя эффективно использовать оба тормоза.

При использовании переднего тормоза в момент, когда переднее колесо разгружено или потеряло сцепление с землёй, произойдёт моментальная блокировка колеса. Приземление на заблокированное колесо непременно приведёт к падению. Поэтому при езде по неровной поверхности лучше воспользоваться задним тормозом.

Торможение в повороте

При прохождении поворотов тормозами лучше не пользоваться. Скорость необходимо сбрасывать ещё до начала манёвра. От быстрого входа поворот быстрее не пройти всё равно придётся сбрасывать скорость и даже больше чем при правильном вхождении в поворот. Но если уже так сложилось, что скорость в вираже превышает допустимую, то необходимо задействовать два тормоза одновременно. Это позволит избежать сноса, как передней оси, так и задней.

Читать еще:  Самые необычные велосипеды: своими руками и покупные

При торможении в повороте необходимо учитывать тот факт, что в повороте колёса велосипеда находятся в разгруженном состоянии. Чем меньшая масса велосипеда и велосипедиста темь меньшее тормозное усилие необходимо прикладывать для снижения скорости в повороте.

Торможение при повреждении одного из колёс

В поездках может случиться всякое. Прокол колеса не такая уж редкая ситуация при велопрогулках. В случаях, когда одно из колёс пришло в негодность нужно задействовать тормоза второго целого колеса для немедленной остановки.

Использовать тормоз повреждённого колеса категорически воспрещается. Продолжать движение с повреждённым колесом довольно опасно. Соскочившая покрышка с обода может мгновенно заблокировать колесо и будет ещё хорошо, если это окажется заднее колесо. В противном случае, возможно, довольно неприятное падение.

Торможение на скользком покрытии

При ситуациях, когда велосипедист оказался на скользком покрытии главная задача удержать равновесие. Поэтому лучше, вообще, никаких манёвров не предпринимать. Желательно такой участок дороги объехать или если нет возможности преодолеть его на предельно малой скорости. Если же велосипедист оказался на скользком участке дороги и необходимо применить торможение, то делать это надо при помощи заднего тормоза. Использование переднего тормоза грозит тем, что переднее колесо уйдёт в занос.

В случае если заднее колесо начало срываться в занос необходимо немедленно ослабить тормозное усилие и дать заднему колесу возобновить вращение. При возобновлении вращения заднее колесо само стремится вернуться на прежнюю траекторию, в то время как переднее колесо, наоборот, все время старается с этой траектории уйти.

Торможение падением

Как ни странно, такой метод тоже существует. Естественно, применять его надо только в экстренных ситуациях. Но к ним надо быть готовым и по возможности выйти без последствий из таких ситуаций. Если же остановить велосипед для предотвращения аварийной ситуации по-другому нельзя, то лучше всего применить контролируемое падение набок.

В момент перелёта через руль существует довольно большая вероятность получить травмы головы, позвоночника, шеи. При соскакивании с велосипеда назад, когда велосипед как бы выпрыгивает из-под велосипедиста вперёд возникает вероятность травмировать спину, копчик.

Падение назад может даже привести к летальному исходу при ударе затылком об асфальт. Так что падение набок для остановки велосипеда является самым безопасным методом. Для того что бы осуществить такой манёвр необходимо заблокировать заднее колесо и завалить велосипед на сторону в которую планируется падение.

Наиболее опасны падения через руль, когда могут повреждены черепная коробка , позвоночник и шея. Немногим лучше и падения назад, когда байк как бы «выскакивает» из-под седока вперёд. Тогда можно ушибить спину, повредить копчик или просто расстаться с жизнью от удара затылком о землю.

Наиболее безопасны контролируемые падения набок. Удобнее всего это делать на скользком или сыпучем грунте, если же место для падения изобилует корнями, камнями, а падать надо, то лучше всего это сделать следующим образом. Необходимо максимально переместиться назад, максимально выжать задний тормоз и оттолкнуться от велосипеда руками и ногами в наиболее безопасный момент.

Для проведения тренировок необходимо подобрать небольшую площадку, вокруг которой есть сугробы. На скользком покрытии можно репетировать падения вбок, а мягкие сугробы позволяют смягчить удары.

Краткие итоги

Если для владельца велосипеда двухколесный друг является только транспортным средством чтобы добраться из пункта А в пункт Б, причём на черепашьей скорости то проблема эффективного торможения отсутствует как класс.

Во всех других случаях необходимо постоянно развивать навыки торможения, доведя их до автоматизма. Необходимо тщательно следить за состоянием тормозных механизмов.

Уверенно пользоваться как передним, так и задним тормозом.

Чётко знать в каких ситуациях, каким методом производить торможение.

Соблюдение этих правил позволит сохранить своё здоровье, а может быть, и жизнь.

Как правильно тормозить на велосипеде? Техника, ошибки, советы

Вопросы вроде: «как ехать быстро на велосипеде?», «как проехать 100 километров?», «как правильно переключать передачи?» волнуют многих начинающих велосипедистов. При этом не так много тех, кто задаётся вопросом: «как же правильно тормозить на велосипеде?», хотя это я бы назвал одной из основ и считаю, что торможение нужно осваивать первым делом.

Когда я посещаю массовые велосипедные мероприятия, то нередко наблюдаю, как люди, катающиеся уже не первый год, очень плохо владеют техникой торможения. Это подтверждают и споры на некоторых интернет-форумах, где вполне опытные велосипедисты говорят о том, что на дисковой гидравлике они ездят без проблем, а на механике или v-brake’ах много раз делали «через руль». Конечно, опыт езды может быть большим, но это не даёт гарантии того, что техника со временем станет безупречной. Без всякого хвастовства могу сказать, что мой первый и последний «через руль» был, когда мне купили велосипед «Пионер-турист» с ручными тормозами лет в 7 и я, разогнавшись, зажал передний тормоз что есть сил. Считаю, что освоить технику торможения мне помогли гонки кросс-кантри, в которых я довольно плотно участвовал несколько лет подряд. Но, конечно, никто не обязывает вас ехать на гонки и посвятить этому долгие часы тренировок. В этой статье я постараюсь доступно донести свой опыт и мысли, касающиеся техники торможения на велосипеде.

Говорить мы будем на примере самого обыкновенного горного (МТБ) велосипеда. Вначале я рассмотрю самые распространённые ошибки, после дам некоторые рекомендации и в конце поговорим о разных типах тормозов и особенностях их использования.

Распространённые ошибки при торможении на велосипеде

Неисправность или отсутствие одного из тормозов

Довольно часто приходится наблюдать людей, ездящих на велосипеде, тормоза которого находятся в плачевном состоянии, а то и вообще нет переднего или заднего тормоза. Думаю тут говорить не о чем. У велосипеда должны быть исправные тормоза с хорошими тормозными колодками, за состоянием которых вы должны следить и своевременно заменять. Если речь идёт о дисковой механике или v-brake, то следите за состоянием тросиков и рубашек. В случае использования гидравлики, следите за состоянием гидролиний, проверяйте тормозную систему на наличие течей тормозной жидкости и своевременно устраняйте неисправности.

Преимущественное использование одного тормоза

Очень частая ошибка начинающих велосипедистов. Исходит она от того, что по началу довольно сложно скоординировать все движения. Здесь без тренировки никуда и пока все действия не дойдут до автоматизма, вы должны постоянно держать в уме то, что необходимо работать обоими тормозами.

Задний тормоз — основной?

Ещё одна распространённое заблуждение. Если понаблюдать за новичками, можно сразу заметить, что большинство тормозит преимущественно задним тормозом, а передний тормоз трогать боятся из-за страха сделать «через руль». Здесь сразу скажу, что основной тормоз — передний, задний лишь обеспечивает дополнительный контроль. Наверняка кто-то захочет поспорить, но всё же прошу поверить на слово. А если не на слово, то обратиться к законам физики. В случае экстренного торможения больший вес оказывает на передней части велосипеда, зад же, напротив, разгружается и при торможении задним тормозом блокируется колесо, оно уходит в юз, тем самым обеспечивая дальнейшее скольжение. Но здесь стоит отметить, что зимой, на скользкой дороге, передним тормозом нужно пользоваться очень осторожно и хорошо чувствовать велосипед.

Работа только тормозами

Велосипед — не автомобиль, где для остановки достаточно просто нажать на педаль тормоза. В нашем случае, в торможении, помимо самих тормозов, принимает участие всё ваше тело. Ведь как получается «через руль»: едет человек, вдруг возникает необходимость быстро остановиться, он сильно зажимает тормоз и дальше, во многих случаях, следует полёт. О том, как этого избежать, поговорим подробнее далее.

Читать еще:  Как самостоятельно разобрать велосипед

Как правильно тормозить на велосипеде

Не провоцировать ситуации, когда приходится прибегать к экстренному торможению

Первым делом хочется сказать про скоростной режим. Велосипед — не автомобиль и не мотоцикл, превысить скорость на нём, в большинстве случаев, довольно сложно, но всё же можно. Особенно это касается передвижения на велосипеде в крупных городах, где большие пробки являются неотъемлемой частью дорожного движения. У вас огромное преимущество — все стоят, а вы летите между рядами. Всегда есть вероятность, что кому-то придёт в голову высадить пассажира посреди проезжей части или просто выйти из автомобиля размять спину. Если в двух метрах от вас открывается дверь, то тут уже как ни тормози, но контакт неизбежен.

Привычка использовать оба тормоза

При этом чётко понимая их назначение. Основной тормоз — передний. Именно на него ложится основная нагрузка при торможении. Задний тормоз — дополнительный и обеспечивающий контроль. Чтобы научиться слаженно пользоваться тормозами, необходима тренировка. Вы просто должны понять для себя, что правильное использование тормозов — это ваша безопасность. Тренироваться лучше вне проезжей части. Прочувствуйте оба тормоза, сравните эффективность торможения одновременно двумя и каждым по отдельности, определите порог, после которого уже не долго до «через руль».

Работа всем телом

«Через руль» и прочие нелепости при торможении случаются тогда, когда человек на велосипеде сидит словно мешок с картошкой. Мастерство езды, в первую очередь, заключается в том, что вы должны научиться чувствовать велосипед, а он должен стать своего рода продолжением ваших рук и ног. Если вы бежите бегом и тут перед вами возникает препятствие, перед которым нужно остановиться, вы инстинктивно наклоняете корпус в обратную сторону. Это так потому, что ходите вы уже давно и все движения кажутся естественными. Также и с велосипедом, с той лишь разницей, что движения по началу не такие естественные и к ним нужно привыкать. Поверьте, вы никогда не сделаете «через руль» даже при самом резком торможении, если будете смещать корпус назад, за седло, и наклоняться, тем самым смещая центр тяжести. Особенно это важно при передвижении по гористой местности или при необходимости экстренного торможения.

Торможение во время манёвра

Если понаблюдать за не очень опытными велосипедистами, то можно заметить, что многие избегают торможения во время прохождения поворотов или при других манёврах и предпочитают тормозить, когда курс стабилизирован. Это также относится к согласованности действий и очень важно научиться пользоваться тормозами в разных условиях, независимо от манёвра, предпринимаемого в данный момент.

Торможение падением

Сразу вспоминаю себя в детстве. Когда был куплен уже упомянутый выше «Пионер-турист», для меня он был несколько велик, покупали же его, как и многое другое в том время, на вырост. Так вот нормально останавливаться у меня получалось только если рядом был поребрик, в остальных случаях я просто был вынужден заваливаться на бок. Видимо здесь играло роль, что я после первого «через руля» боялся активно пользоваться тормозами. Один раз рядом со мной бежала и лаяла небольшая собачка, я не придумал ничего лучше как грохнуться на неё вместе с велосипедом и тем самым остановиться Шутки шутками, но торможение падением иногда приходится применять и в обычной жизни, как правило, в экстренных ситуациях, конечно же.

Но здесь нужно понимать, что умение тормозить падением — это не от недостатка мастерства, а наоборот его показатель. Торможение падением следует предпринимать тогда, когда по-другому быстро остановиться просто не возможно. Такие ситуация довольно редки, но всё же случаются. Если вы оказались в подобной ситуации, то постарайтесь падать на бок, во время падения сгруппируйтесь и не выставляйте руки. Здесь хочется ещё раз упомянуть о важности ношения шлема, в таких ситуациях он может очень пригодиться.

Особенности торможения на различных видах тормозов

V-brake

Пожалуй этот тип тормозов всё ещё остаётся самым распространённым и встречается на подавляющем числе недорогих велосипедов. У некоторых возникнет вопрос: «V-brake — это плохо?». Нет, плохо не уметь ими пользоваться. Этот тип тормозов, впрочем как и другие, обладает своими достоинствами недостатками. Из них можно отметить то, что эффективность работы V-brake и их поведение довольно сильно зависит от внешних факторов, а также состояния ободов и колодок. Так, например, зимой обод и колодки могут обмерзать, а после езды по грязи или воде их эффективность существенно снижается. Если колесо не очень ровное, тормозная поверхность обода в плохом состоянии или колодки прилегают не всей поверхностью или под углом, то на работе тормозов это также сильно скажется.

Дисковые механические тормоза

Всё больше велосипедов, даже в бюджетном ценовом сегменте, обзаводятся дисковыми тормозами. Гидравлические устанавливают на более дорогие модели, а механику на те, что попроще. Тормоза эти весьма надёжны, неприхотливы и не так требовательны в обслуживании. Кроме того, они не так сильно подвержены воздействию внешних факторов. Следите за состояние тросиков, рубашек, своевременно заменяйте колодки. Многое также зависит и от качества тормозных ручек, как и в случае с vbrake.

Дисковые гидравлические тормоза

Здесь актуально всё, что написано про дисковую механику, за исключением лишь того, что нет необходимости следить за состоянием рубашек и тросиков, вместо этого нужно обращать внимание на появление возможных течей тормозной жидкости. Дисковые гидравлические тормоза обеспечивают более точное торможение и большую эффективность при меньшем усилии на ручке. Именно поэтому они так нравятся многим, но при этом и пугают новичков возможность сделать «через руль» на раз-два.

В качестве заключения хочется призвать всех проанализировать свою технику торможения на велосипеде и при необходимости внести в неё корректировки. Помните, правильное торможение — это одна из основ вашей безопасности! Кроме того, не забывайте одевать шлем! Если у вас его ещё нет, самое время купить…

Всех с началом нового летнего Велосезона 2014, удачи на дорогах и тропах, тёплого попутного ветра!

О горном велосипеде — Каким колесом правильно тормозить: передним или задним?

Крайне важно уметь правильно тормозить на велосипеде. Даже люди, которые постоянно занимаются велоспортом, не всегда владеют навыками, необходимыми для безопасного торможения. Очень часто при езде на велосипеде спортсмены, особенно новички, стараются избегать переднего тормоза, обосновывая это тем, что можно вылететь вперед. Такое утверждение достаточно спорное.

Основной навык, обеспечивающий безопасность при занятии велоспортом, это профессиональная и своевременная остановка. Первым и основным в данном случае выступает передний тормоз. Использование именно его свойственно любому двухколесному транспорту, по причине того, что плоскостное соприкосновение земли и протектора у велосипеда минимальное, и необходима более мощная тяга чем у одного тормоза.

Применение в движении одного заднего тормоза — не лучший выбор при езде. При таком торможении перед велосипедистом возникают две основные проблемы: транспортное средство все еще продолжает движение при попытке остановки, и отсутствует возможность плавно прекратить движение.

Причиной первой проблемы выступает низкая полезность заднего тормоза, причем он блокирует колесо и тем самым освобождает его от нагрузки, перенося ее на переднее. Что касается второго случая, то оно непосредственно связанно с функционированием заднего тормоза, так как диапазон между сильным воздействием и слабым слишком мал.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что торможение передним колесом наиболее благоприятно для спортсмена. Потому как максимальная нагрузка возложена на него и именно тормоз переднего колеса позволит максимально безопасно остановить транспортное средство. В случае, когда необходимо произвести немедленную остановку, такой способ наиболее подходящий. Возможно осуществлять и плавное торможение. Исключениями при этом выступают спуск со склона, либо какой-нибудь маневр.

Читать еще:  Велосипедные покрышки: какие шины выбрать для велосипеда, виды резины

Помимо технической остановки велосипеда, важным для безопасной езды выступает положение тела человека, которое сильно влияет на динамику. Умение владеть телом сильно расширит возможности. Для этого можно делать следующее: наклоняться при поворотах; смещать вес тела назад, при спуске со склона, либо резком торможении. В экстренных ситуациях возникает необходимость переносить вес так, что сиденье находится на уровне груди. Это позволит равномерно распределить нагрузку на оба колеса, а также прочно упереться ногами в педали, чтобы обезопасить торможение.

Как в профессиональном велоспорте, так и при обычной любительской езде, умение правильно пользоваться тормозами очень важно. Типичной ошибкой в экстренных ситуациях, когда единственным выходом выступает резкая остановка, является одновременное зажатие и заднего, и переднего тормоза. Улететь через руль при этом проще простого. Можно поэкспериментировать и выбрать оптимальный способ остановки. Выработав рефлекс, любой велосипедист может увернуться от препятствия.

Детям и пожилым людям лучше избегать резкого зажатия переднего тормоза, в связи со слабыми рефлекторными возможностями. Однако, если человек регулярно катается, можно тренировать быструю остановку и применять на практике.

Большое значение имеет расположение тормозных ручек на велосипедах. Влияет на это особенность страны-производителя. В странах с левосторонним движением обычно передний тормоз справа, а с правосторонним – слева. К примеру, в Шотландии передний тормоз находится под правой рукой велосипедиста. В России все зависит от привычки спортсмена, в частности от того, как удобно тормозить.

Для интересной, полезной, а главное безопасной езды, правильная и качественная остановка выступает одной из главнейших ее гарантий. Каждому человеку, который занимается велоспортом профессионально, либо просто любит велопрогулки, очень полезно выработать привычку правильного торможения, которая защитит владельца велосипеда от возможного травмированния.

Как нужно тормозить на велосипеде

6 минут Автор: Михаил Скворцов 736

Залог безопасного катания – умение правильно тормозить. На первый взгляд элементарный навык торможения приобретается далеко не сразу. Особенно много сложностей возникает у тех, кто седлает «железного коня» впервые или пересаживается на велосипед с тормозной системой, отличающейся от системы предыдущего байка.

Разобраться в том, как правильно тормозить на велосипеде, поможет знакомство со всеми составляющими процесса.

Как происходит торможение

Как известно, современные велосипеды могут иметь один из трёх видов тормозов:

В зависимости от типа тормозной конструкции торможение будет осуществляться с учётом определённых правил и законов физики. Собственно, с точки зрения физики, всё просто: велосипедист подвергается воздействию двух сил:

При этом первая направлена вниз, а вторая – вперёд. Когда мы тормозим, нам надо уравновесить воздействие данных сил. Современные велобайки, как правило, оснащены передними и задними тормозными системами, позволяющими при правильном использовании грамотно преодолевать трудности пути. Простая блокировка колёс в этом случае не только стирает покрышки, но и полностью нивелирует возможности тормозов.

Для того чтобы вовремя затормозить, достаточно грамотно воспользоваться передним тормозом, переместив центр тяжести с помощью небольшого «сползания» с седла. Необходимость использования заднего тормозного устройства возникает лишь тогда, когда переднее колесо скользит на ледяном покрытии, высоко подскакивает на неровностях дороги, проколото и рискует соскочить с обода, либо когда у передней системы оторвался тросик. Во всех остальных случаях вместо того, чтобы безропотно вас послушаться, велосипед пойдёт юзом и сотрёт резину до дыр, что особенно вероятно на выбоинах или щебне.

Итак, если пользоваться одними только задними тормозами без особых на то причин – неправильно, что нам остаётся? Есть два наиболее предпочтительных варианта: одновременно тормозить передом и задом или аккуратно притормаживать одним передним тормозом.

Использование передних и задних тормозов одновременно

Такой способ торможения можно считать наиболее продуктивным. На самом деле, нажатие рукояток происходит не совсем одновременно: задние тормоза пускают в ход на несколько секунд раньше, чем передние.

Для начала нужно плавно (не резко!) надавить на задний тормоз. Затем практически сразу задействовать передние тормоза. На них нужно жать сильнее. Весь секрет – в плавности совершаемых движений. Какой бы неожиданной ни была ситуация торможения, не стоит включать панику и тормозить рывками. Лучше заранее потренироваться, доведя это умение до автоматизма в спокойной обстановке: в заасфальтированном дворе, на пустой автомобильной стоянке.

Научитесь «прислушиваться» к заднему колесу, различая момент его ухода в занос. Лучше всего это чувствуют ноги при торможении педалями. На более современных байках получить такое умение тоже можно. Всё дело в навыке, доведённом до автоматизма.

Использование переднего тормоза

Среди начинающих велосипедистов бытует мнение, что при торможении на переднем сцеплении ездок рискует перелететь через руль. Такое возможно только при очень резкой попытке остановиться, когда сила инерции перетягивает райдера вперёд.

Чтобы уравновесить нагрузку на велосипед, нужно переместиться на сиденье чуть назад, слегка свесив попу и откинув корпус. При таком распределении веса заднее колесо даже не поднимется над асфальтом, и уж тем более перелетать через голову вам не придётся.

Если предстоит срочно остановиться на повороте или во время сильного заноса, паниковать также не стоит. Необходимо одновременно наклонить велосипед и собственный корпус в сторону создавшегося крена. Вы с велосипедом визуально должны составить одну наклонную прямую.

Разнонаправленное усилие тела велосипедиста и самого байка создадут дисбаланс, из-за которого вы в лучшем случае уйдёте в юз, а в худшем потерпите крушение.

С какой стороны тормоза?

В мире до сих пор не договорились относительно того, справа или слева на руле нужно располагать переднее тормозное устройство. Путаницу усиливает распространённое заблуждение, согласно которому основными являются задние тормоза.

В нюансах установки присутствует своя логика:

  • На мотоциклах рычаг переднего тормоза расположен справа, поэтому байкеры, управляющие ещё и велосипедом, по аналогии тоже ставят его с правой стороны.
  • В государствах, где распространено правостороннее движение, тормоза устанавливают так, чтобы передним тормозом могла управлять левая рука.
  • В государствах с левосторонним движением, естественно, работает обратная связь: с передним тормозом должна справляться правая рука.

В России можно встретить велосипеды с тем и другим вариантом установки рычагов. Практика показывает, что ведущим является всё-таки передний тормоз, поэтому для управления им необходимо прикладывать больше всего усилий. Исходя из этого, смотрите, как вам удобней. Если вы не левша, есть смысл поставить передний тормоз справа.

Общие рекомендации

Какой бы системой тормозов ни был оборудован ваш байк, есть несколько общих принципов грамотного торможения, которые должен запомнить каждый желающий остаться в живых:

  • Перед каждым выходом из дома необходимо убедиться, что тормозная система исправна;
  • Лучше избегать катания под дождём, если умение тормозить не доведено до совершенства;
  • Необходимо победить страх использования переднего тормоза;
  • При торможении передним тормозом совсем игнорировать задние тормоза не стоит. На них приходится 20-25% нагрузки, значительно сокращающих тормозной путь;
  • Качественному торможению способствует сила рук. Держать руль нужно уверенно и очень крепко;
  • На неровной дороге тормозить нужно прерывистыми чёткими движениями, когда заднее колесо чуть отрывается от земли;
  • Если падение неизбежно, предпочтительнее падать на бок. Для этого нужно сдвинуться назад на сиденье, склонить корпус вбок, дождаться момента и одновременно отцепить руки и ноги. Такой навык требует очень тщательной тренировки, для которой лучше выбрать необитаемый квадрат двора, окружённый грудами сухих листьев или сугробами.

Не принимать во внимание данные рекомендации может только тот, кто использует велосипед раз в год для неспешной прогулочной езды по сельским дорогам. Всем остальным, особенно в условиях города, где велосипед ставит под угрозу жизнь и здоровье других участников дорожного движения, остаётся тренироваться, тренироваться и ещё раз тренироваться!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: