29 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тепловой прихват двигателя скутера – причины, последствия и советы по реанимированию сразу после прихвата

Греть или не греть мотор скутера?

Вопрос довольно простой: нужно ли прогревать холодный мотор скутера перед поездкой? Что это даёт? И что будет, если его не прогреть?

Вполне очевидно, что у любого двигателя есть такое понятие как рабочая температура – то есть это температура, при которой он штатно функционирует. Есть и определённый предел, выше которого градус уже не поднимается (при исправной системе охлаждения). Детали мотора всегда проектируются с учётом рабочей температуры.

Холодный двигатель отличается от прогретого тем, что зазоры в движущихся частях ещё не вышли на заданный (рабочий) уровень, потому что материалы имеют свойство расширяться при нагреве.

Как известно, «главная» часть мотора – это цилиндро-поршневая группа (ЦПГ). Обычно поршень выполняется из алюминия, а цилиндр – из чугуна (хотя тюнингованные цилиндры также делаются из алюминиевых сплавов, и не зря). И эти два материала имеют разные коэффициенты теплового расширения: у алюминия это 22*10 -6 K -1 , а у чугуна – от 10 до 12*10 -6 K -1 , то есть разница – двукратная. Поршневые кольца имеют тепловой зазор как раз для того чтобы компенсировать эту разницу.

Что же мы имеем? Поршень имеет небольшую массу, и выполнен из быстро расширяющегося алюминия. Цилиндр же напротив, массивный (то есть требует значительно больше тепла для прогрева, к тому же, он принудительно охлаждается) и выполнен из медленно расширяющегося чугуна. Если завести холодный мотор и, не дав ему прогреться, резко загрузить двигатель (сразу поехать), то поршень быстро нагреется и расширится, а цилиндр по-прежнему будет чуть тёплым. И теплового зазора колец может не хватить для компенсации степеней расширения обоих деталей. В результате вы почувствуете эффект так называемого теплового прихвата: скутер сбросит обороты, существенно замедлит ход и будет плохо реагировать на ручку газа. Мотор даже может заглохнуть.

Тепловой прихват может быть опасен тем, что оставит задиры на стенках цилиндра, что в дальнейшем приведёт к ускоренному износу ЦПГ.

Поэтому я настоятельно рекомендую прогревать мотор скутера перед поездкой в течение 2-3 минут, особенно в холодное время года. Это убережёт его от прихватов и продлит срок беспроблемной службы.

Внимание: данная статья и изображения в ней являются объектами авторского права. Частичное или полное воспроизведение на других ресурсах без согласования запрещено.

Тепловой прихват двигателя скутера – причины, последствия и советы по реанимированию сразу после прихвата

25. В разговорах мотоциклистов приходилось слышать такие слова: «прихват», «клин». Что это такое?

Оба определения связаны с последствиями перегрева двигателя. Чтобы лучше понять их смысл, давайте прежде поговорим о стадии, предшествующей их появлению. При перегреве двигателя, от каких бы причин он ни происходил, повышается температура деталей цилиндро-поршневой группы и уменьшаются зазоры между трущимися поверхностями (это, видимо, понятно каждому из школьного курса физики: тепловое расширение материалов). Из зазоров между трущимися поверхностями выдавливается смазка и постепенно жидкостное трение заменяется полусухим, а по мере дальнейшего нагрева — и сухим. С увеличением нагрева (и трения!) увеличивается трение (и нагрев!). Детали начинают работать без зазора. С поршня, как более мягкого, сдирается верхний слой алюминия, происходит его наволакивание на стенки цилиндра. Механические потери на трение становятся настолько большими, что двигатель заметно теряет мощность и сбавляет обороты. Этот момент и называется «прихватом». Если водитель это почувствовал — а процесс идет стремительно и развивается в считанные секунды, а то и доли секунд! — он может принять меры: выключить зажигание и полностью открыть дроссель, чтобы мощным потоком свежей топливной смеси охладить поршень. Если в момент прихвата выключить сцепление, двигатель заглохнет. В этом случае надо остановиться, дать двигателю остыть и, плавно нажимая на пусковую педаль, несколько раз провернуть коленчатый вал. Если это удастся, можно пустить двигатель и продолжить поездку, внимательно прислушиваясь к его работе. Если прихват был несильным, через какое-то время его последствия бесследно исчезают. Но так бывает редко. Лучше при первой возможности снять цилиндр и головку и удалить с зеркала цилиндра наволакивание алюминия, проверить и восстановить при необходимости легкость перемещения поршневых колец в канавках.

Читать еще:  Рама для велосипеда: особенности велосипедных рам (карбоновых, титановых)

Если же водитель был невнимателен или неопытен и прозевал развитие событий, то дело не ограничивается прихватом. Чрезмерно расширившийся поршень заклинивает в цилиндре так сильно, что провернуть коленчатый вал не удается даже после полного остывания двигателя. Когда же цилиндр будет снят (а это в такой ситуации приходится делать там, где случилось), на его зеркале и юбке поршня можно будет увидеть грубые задиры, продольные риски; сдвинутые слои металла, как правило, блокируют поршневые кольца, лишают их подвижности. И если такой двигатель даже удается потом пустить, предварительно «расходив» кольца, он работает шумно, не развивает мощности, сильно дымит из-за потери компрессии. Полностью восстановить его характеристики можно только после замены поршня, а чаще всего — после расточки цилиндра.

А теперь вернемся к тому, с чего начали: от чего же может чрезмерно повыситься температура двигателя?

Прежде всего это может произойти из-за нарушения подачи топлива, чрезмерного обеднения смеси. К обеднению может привести и повреждение правого сальника коленчатого вала или прокладки под цилиндром. Способствует перегреву и неправильная установка опережения зажигания. Однако на практике чаще всего приходится наблюдать перегрев, возникающий из-за длительного безостановочного движения на низших передачах, из-за загрязнения ребер цилиндра или эксплуатации мотоцикла на предельных режимах.

Тепловой прихват двигателя скутера – причины, последствия и советы по реанимированию сразу после прихвата


Ехал на скутере, на скорости заклинила поршневая. Что делать? Именно с такой формулировкой вопроса ко мне часто обращаются за советом. В этой статье я постараюсь подробно описать алгоритм ваших действий в том или ином случае, если вы при езде словили клин на вашем скутере. Эта статья будет касаться по большой части скутеров 2т но к скутерам 4т, также можно применять принципы диагностики описанные здесь.

Итак, Вы ехали на своем скутере и в один прекрасный момент двигатель клинит, глохнет, еще какое то количество метров вы проезжаете накатом, после чего скутер встал. Что делать? Куда бежать? Что менять?

Читать еще:  Что такое ту дизельное топливо. Сера в дизельном топливе: проблема и решение

Прежде всего, Вы должны знать, что клин бывает в трех вариантах:
При резком перегреве двигателя(поршневой в частности) — тепловой прихват,
При длительном масленом голодании(отсутствии масла,смазки),
При механическом повреждении одного из узлов двигателя которые делают возвратно поступательные движения.

Все эти виды иногда могут быть взаимосвязаны между собой, но сейчас мы рассмотрим стандартные варианты которые чаще всего случаются.

Вариант первый. Двигатель заклинил на ходу, из за кратковременной перегрузки двигателя — тепловой прихват.
В данном случае больше всего страдает поршневая, заклинивая она первая принимает на себя удар и служит как бы предохранителем, в то время как подшипники и шатун коленвала практически всегда безболезненно переносят такие неприятности.
Самое худшее что вы можете в первую минуту после клина, это ничего не делать. Первым делом что нужно сделать, это выключить зажигание, поставить скутер на центральную ножку, открыть полностью ручку газа и рас 20 — 30 кикстартером провернуть двигатель чуть медленнее, чем вы это делаете когда заводите скутер.
Зачем? спросите Вы. Как известно даже при нормальной езде, когда вы глушите скутер, температура внутри камеры сгорания продолжает расти еще некоторое время, из за того что вентилятор перестал принудительно охлаждать и отводить тепло от цилиндра. Тоже самое происходит в момент клина, кроме того что температура внутри цилиндра стала выше критической, так еще и резко прекратилось принудительное охлаждение цилиндра. Думаю мысль ясна. Также при проворачивании коленвала кикстартером с открытой ручкой газа, Вы дополнительно смазываете и охлаждаете перегретые детали при помощи холодной топливной смеси и воздуха. Все эти действия в первую минуту после клина, сведут к нулю возможные проблемы в дальнейшей эксплуатации скутера.

Какие последствия могут быть? Как правило после теплового клина появляется шелест в двигателе, это поршневая в основном, скутер теряет максималку на 5 кмчас, появляются полосы на зеркале цилиндра, но если скутер завелся и едет, подача смазки на нарушена, то ничего делать, менять, не нужно, просто постарайтесь в следующий рас лучше чувствовать свою технику.

Вариант два. Двигатель заклинил на ходу, из за длительного масленого голодания(в двигатель не поступало масло).
В данном случае все детали которые принимают участие в трении страдают одинаково. В какой то момент по той или иной причине в двигатель перестало поступать масло, вы этого не заметили и продолжали ездит в обычном режиме, детали постоянно подвергались повышенному износу, одного прекрасного дня ваш двигатель вам сказал: я устал, я ухожу, и заклинил. Первое что вы можете предпринять, это все то что описано в первом варианте, так как вы еще не знаете в следствии чего заклинил двигатель. Это хоть и не спасет ситуацию, но поможет вам хотя бы завестись, добраться домой, или доехать в мастерскую.

Какие последствия могут быть? Здесь все непредсказуемо, так как наш второй вариант клина может превратится в третий, двигатель просто заклинит наглухо, но если он все таки завелся, то все равно нужно будет перебрать двигатель или хотя бы цпг, так как даже при наладке подачи смазки нет никаких гарантий что вы сможете на скутере доехать с точки А в точку Б.

Вариант третий. Двигатель заклинил на ходу, из за механической поломки.
Здесь все предельно просто, какая-то запчасть отслужила свой срок и просто вышла из строя, тем самым заклинив двигатель. Выход только один, разборка двигателя, и замена поврежденных деталей.

Читать еще:  Что такое седан, хэтчбэк, универсал, кроссовер. Что выбрать: седан или хэтчбек? Что такое седан универсал хэтчбек

П.С.

На самом деле клин не так уж и страшен как вы себе это представляете. Если двигатель проворачевается после клина, значит 99% что он заведется, если это обычный тепловой прихват и с подачей масла все ок, то беспокоится вообще не о чем. Сколько нужно ждать после клина что бы пробовать завести скутер? Если сделали все что написано в первом варианте, то ехать уже можно через две три минуты, ждать по 15-30 минут нет смысла.!

Если Вам понравилась эта статья, сделайте ее репост, и расскажите друзьям, помогите своим коллегам по рулю, что бы мне не приходилось каждый рас отвечать на один и тот же вопрос.

Если у Вас остались вопросы, оставьте их в комментариях!

Греть или не греть мотор скутера?

Вопрос довольно простой: нужно ли прогревать холодный мотор скутера перед поездкой? Что это даёт? И что будет, если его не прогреть?

Вполне очевидно, что у любого двигателя есть такое понятие как рабочая температура – то есть это температура, при которой он штатно функционирует. Есть и определённый предел, выше которого градус уже не поднимается (при исправной системе охлаждения). Детали мотора всегда проектируются с учётом рабочей температуры.

Холодный двигатель отличается от прогретого тем, что зазоры в движущихся частях ещё не вышли на заданный (рабочий) уровень, потому что материалы имеют свойство расширяться при нагреве.

Как известно, «главная» часть мотора – это цилиндро-поршневая группа (ЦПГ). Обычно поршень выполняется из алюминия, а цилиндр – из чугуна (хотя тюнингованные цилиндры также делаются из алюминиевых сплавов, и не зря). И эти два материала имеют разные коэффициенты теплового расширения: у алюминия это 22*10 -6 K -1 , а у чугуна – от 10 до 12*10 -6 K -1 , то есть разница – двукратная. Поршневые кольца имеют тепловой зазор как раз для того чтобы компенсировать эту разницу.

Что же мы имеем? Поршень имеет небольшую массу, и выполнен из быстро расширяющегося алюминия. Цилиндр же напротив, массивный (то есть требует значительно больше тепла для прогрева, к тому же, он принудительно охлаждается) и выполнен из медленно расширяющегося чугуна. Если завести холодный мотор и, не дав ему прогреться, резко загрузить двигатель (сразу поехать), то поршень быстро нагреется и расширится, а цилиндр по-прежнему будет чуть тёплым. И теплового зазора колец может не хватить для компенсации степеней расширения обоих деталей. В результате вы почувствуете эффект так называемого теплового прихвата: скутер сбросит обороты, существенно замедлит ход и будет плохо реагировать на ручку газа. Мотор даже может заглохнуть.

Тепловой прихват может быть опасен тем, что оставит задиры на стенках цилиндра, что в дальнейшем приведёт к ускоренному износу ЦПГ.

Поэтому я настоятельно рекомендую прогревать мотор скутера перед поездкой в течение 2-3 минут, особенно в холодное время года. Это убережёт его от прихватов и продлит срок беспроблемной службы.

Внимание: данная статья и изображения в ней являются объектами авторского права. Частичное или полное воспроизведение на других ресурсах без согласования запрещено.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector