Обслуживание жидкостной системы охлаждения на скутере
Запчасти и тюнинг для скутеров
Часовой пояс: UTC + 3 часа
Жидкостное охлаждение на скутере – что да как?!
На сегодняшний день у многих в гараже стоят скутера с жидкостным охлаждением. Безусловно, такая система требует особого внимания. В этой статье я расскажу вам о уходе и устранении неполадок в системе жидкостного охлаждения.
Начну я с элементарного – замена охлаждающей жидкости.
Ставим скутер на центральную подножку и ждем, пока остынет тосол. Далее нам нужно слить старую жидкость. Для этого открываем крышку на расширительном бачке, ослабляем хомут на нижнем шланге системы охлаждения, снимаем шланг с трубки и сливаем часть охлаждающей жидкости.
Для того, чтобы слить всю жидкость, нужно также открыть штуцер на головке цилиндра. Как правило, он распологается около трубки, выходящей из рубашки охлаждения цилиндра, которая служит для отвода горячей жидкости.
Слив всю жидкость, надеваем шланг обратно и затягиваем хомут. Также закрываем штуцер.
Далее заливаем в бачек охлаждющую жидкость до уровня MAX, риска которого нанесена на бачке.
Внимание! Рекомендую заливать только антифриз импортного производстав (не ЛукОйл! ). Категорически против покупки тосола “под разлив” с рынка. Отечественные расходные материалы быстро вызывают коррозию. Также следует учесть тот факт, что на приводе помпы (пример: Gilera Runner) находится сальник. Также следует провести промывку всей системы специальной жидкостью, которую можно найти в магазинах.
Далее снова открываем штцуер и выпускаем воздух из системы. Как только пойдет чистая охлаждающая жикость без воздуха, закрываем штуцер и снова доливаем антифриз в бачек до уровня. На этом замена охлаждающей жидкости окончена.
Бывает, что иногда вы замечаете, что при работе скутера стрелка стремительно приближается к красной зоне. Я расскажу, как полностью проверить всю систему на исправность.
Начнем с элементарного – провека уровня охлаждающей жидкости. Для этого достаточно добраться до бачка, сняв лицевой пластик (на рисунке Gilera Runner 180 )
Если у вас постоянно “уходит” уровень, тогда следует исследовать систему на предмет утечек. Для этого достаточно посмотреть под скутер, когда он заведен. Бывает, что следы охлаждающей жидкости появляются не сразу, поэтому следует немного потерпеть, потом можно прокатиться и снова посмотреть под скутер. Если вы обнаружили утечку, то следует проверить все трубки, шланги, протянуть хомуты, исследовать радиатор, проверить штуцер на рубашке охлаждения цилиндра, проверить герметичность температурного датчика. Если все в порядке, а под скутом поддеки охлаждающей жикости, тогда пропускает помпа. На Gilera Runner может испортиться сальник помпы, о чем сразу вас проинформирует охлаждающая жидкость из-под крышки вариатора, т.к. привод помпы производится от коленвала ремнем и вся система находится рядом с вариатором. На других скутерах ситуация может быть аналогичная.
Если уровень в норме, то двигаемся дальше. Забыл упомянуть, что также стрелка может постоянно “лежать” на нижней отметке. Тут нужно проверить датчик температуры на рубашке охлаждения. Сначала осматриваем всю цепь, также контакт на датчике. Для того, чтобы проверить цепь, можно кратковременно замкнуть провод датчика на массу через сопротивление. Если стрелка поползла вверх при включенном зажигании, то цепь в порядке. Тогда получается, что проблема либо в датчике, либо в контакте на нем. Сначала внимательно осматриваем контакт, если он в порядке, то сливаем охлаждающую жидкость (процедура, описанная выше) и выкручиваем датчик и меняем на новый. После замены система должна работать исправно.
следующий шаг – проверка термостата. Он также находится на рубашке охлаждения. На некоторых моделях скутеров можно извлечь термостат, не снимая рубашки (пример : Gilera Runner 172). Иногда все-таки приходится снять рубашку. В любом случае нужно сливать охлаждающую жидкость.
Сначала извлекаем термостат и осматриваем его на предмет трещин и механических повреждений. Если вы заметили таковые, тогда термостат следует заменить:
Если внешне термостат исправен, то тогда нужно опустить его в кипящую воду и смотреть, движется ли его часть. Если нет, то тогда термостат следует заменить.
Также следует проверить радиатор на предмет вмятин, повреждений. Если таковые имеются, тогда нужно аккуратно отверткой выпрямить соты. Также следует проверить его на герметичность, т.е. посмотреть при заведенном скуте, не поддекает ли с него охлаждающая жидкость.
После проведеных процедур цилиндр должен охлаждаться нормально.
У некоторых скутеров имеется вентилятор охлаждения на радиаторе. Он также играет важную роль в системе охлаждения, особенно при жаркой погоде и при езде в пробках. Для того, чтобы проверить его исправность, нужно сначала добраться до датчика включения вентилятора на радиаторе :
далее следует при заведенном скутере замкнуть два провода, при этом должен включиться вентилятор. Если этого не случилось, то нужно проверить предохранитель на вентиляторе. Если и он в порядке, тогда нужно отсоединить контакт от вентилятора (два провода) и напрямую подсоединить к аккумулятору.
Если он не включился, то его следует заменить. Ежели все в порядке, а при подходе стрелки к красной зоне вентилятор молчит, то тогда остается одно : неисправность датчика включения вентилятора. Его следует заменить.
Приведенные выше операции помогут вам предохранить вашего железного коня от перегрева и в случае неисправности быстро найти поломку и устранить ее.
Выражаем свою благодарность члену RR community BULKIN за помощь в написании статьи
original by Spirit
Последний раз редактировалось Spirit Ср фев 18, 2004 13:32, всего редактировалось 1 раз.
Обслуживание жидкостной системы охлаждения на скутере
Двигатель скутера, как и любой другой двигатель внутреннего сгорания, генерирует огромное количество тепловой энергии. В связи с этим, для нормальной работы такого двигателя требуется эффективное охлаждение. Правильное охлаждение позволяет сохранить рабочую температуру на том уровне, который не позволит деталям ЦПГ перегреваться и деформироваться вследствие воздействия высоких температур.
На данный момент, охлаждение двигателя скутера осуществляется либо воздушным путем, либо при помощи жидкости, которая циркулирует в специальных каналах.
Рассмотрим каждый из вариантов подробнее.
Скутер с двигателем воздушного охлаждения.
Изначально почти все скутеры и мопеды оснащались двигателями воздушного охлаждения. Для отвода тепла с цилиндра в таком агрегате используются ребра охлаждения. От площади и размера оребрения всего цилиндра и головки зависит качество охлаждения в целом. Снаружи цилиндр обдувается потоком воздуха, который создает специальная крыльчатка, установленная на коленчатом валу скутера, с противоположной стороны вариатору. На мопедах же применяется открытая система, когда ЦПГ не оборудовано кожухом и вентилятором, а охлаждение происходит естественным потоком встречного ветра.
Недостатком воздушного охлаждения можно считать то, что рабочая температура не может находиться на одном уровне, а зависит напрямую от скорости передвижения скутера. Так, высокие обороты двигателя позволяют крыльчатке вентилятора более качественно обдувать цилиндр, однако при остановках или же спокойной езде, такого охлаждения недостаточно, а температура разница в приличных масштабах. Постоянные изменения рабочей температуры создают большие нагрузки на металл, что влияет на общий срок службы такого двигателя в целом. Однако простота конструкции и дешевизна конечного продукта играют важную роль в формировании стратегии развития рынка скутеров до наших дней.
Скутер с двигателем жидкостного охлаждения.
Двигатель жидкостного охлаждения позволяет организовать постоянные значения рабочих температур, исключая перегрев и нагрузки. В настоящее время все чаще производители скутеров комплектуют свои аппараты подобными агрегатами. Конечно же, скутер за счет этого набирает в весе, увеличиваются агрегаты, которые требуют обслуживания, а прежняя простота конструкции сменяется различными механизмами. В итоге это сказывается и на цене готового продукта, скутер с жидкостным охлаждением будет всегда дороже своего воздушного брата.
Конструкция такого мотора не так сложна, как может показаться на первый взгляд. Цилиндр и головка цилиндра лишены оребрения, теперь внутри цилиндра находятся каналы, по которым циркулирует специальная жидкость – смесь антифриза с водой. Жидкость охлаждается при помощи радиатора, который расположен выше в системе. Когда жидкость внутри каналов цилиндра нагревается, снижается ее плотность, она становится легче и естественным путем поднимается вверх по трубкам, попадая в радиатор. Там она охлаждается встречным воздухом или же при помощи крыльчатки вентилятора, соответственно остывая, становится тяжелее и спускается по нижним трубкам обратно в цилиндр, однако уже охлажденная. Этот процесс происходит естественным путем на постоянной основе, не давая двигателю перегреться. Если производительности этой системы не достаточно, система может комплектоваться специальным насосом, при помощи которого происходит циркуляция охлаждающей жидкости в системе. Весь этот процесс очень напоминает систему отопления обычного дома, миниатюрой которого, в принципе, и является.
Система жидкостного охлаждения на скутере зачастую выполняется в герметичном контуре, что повышает точку кипения охлаждающей жидкости. При этом, радиатор может комплектоваться специальным клапаном, который выпускает избыток давления в системе, если таковое создается. В комплект также может входить специальный термостат, который в зависимости от температуры способен открывать весь канал циркуляции, включая радиатор, или же производить циркуляцию жидкости только внутри двигателя, способствуя тем самым быстрому нагреву последней и лучшей работы при старте в холодное время года. После того как двигатель прогреется, открывается дополнительный канал и антифриз циркулирует полноценным путем через радиатор.
Важно знать:
Система жидкостного охлаждения скутера предусматривает применения в качестве жидкости только смеси воды с антифризом или готовых ингредиентов. Весь процесс обслуживания системы жидкостного охлаждения на скутере мы рассмотрим в отдельной статье, сейчас же важно запомнить основные важные моменты. Нельзя использовать обычную воду, так как она не способна защитить контур от коррозии и промерзания в зимнее время года. Всегда следите за наличием жидкости в контуре и при необходимости доливайте новую.
Общие рекомендации по обслуживанию скутера
Вам, как владельцу скутера, должно быть интересно как сделать так, чтобы купленный Вами скутер, служил долго и безотказно, хорошо выглядел и доставлял, по возможности, лишь положительные эмоции. И если в юности у Вас был мотоциклетный опыт – это хорошо. Но, с тех пор, техника шагнула далеко вперед – теперь нет необходимости перед заправкой скутера, дико ругаясь, смешивать бензин с маслом.
Современные скутеры имеют электростартер, дисковые тормоза и раздельную систему смазки – все больше моделей скутеров, оснащенных и четырехтактным двигателем.
Техника шагнула вперед, но это по прежнему техника, а значит скутер (как и любая техника) требует ухода, для обеспечения долгой и безотказной службы. И первый совет по этому поводу, достаточно простой: необходимо пользоваться расходными материалами, маслами, присадками, специально предназначенными для скутеров, и т.к. эта техника обладает своей спецификой.
Обкатка скутера
Новый скутер перед повседневной эксплуатацией необходимо обкатать. Обкатка – это период притирки и срабатывания механизмов и узлов скутера, в частности – двигателя. В народе говорят, как [скутер] обкатаешь, так он и поедет. И действительно, период обкатки непосредственно влияет на всю дальнейшую жизнь скутера. Подробне об обкатке скутера.
Масло для скутера
В современных скутерах обычно используется 2 типа масла, – моторное и трансмиссионное, для двигателя и трансмиссии соответственно. Для нормальной работы этих узлов масло, конечно же, следует менять регулярно, используя рекомендованный производителем класс масла (Подробнее о маслах для скутера). Периодичность замены масла двигателя скутера также устанавливается производителем, но в среднем это каждые 3000 км (при использовании действительно качественного масла). В период обкатки скутера (или нового двигателя) масло меняется чаще. То есть, для нового скутера периодичность замены моторного (и кстати, трансмиссионного тоже) примерно такая:
после отметки 300 км
после отметки 1000 км
после отметки 2000 км
далее каждые 2-4 тыс км.
Масло трансмиссии после обкатки меняется немного реже моторного, примерно каждые 4-6 тыс км.
Процесс замены моторного и трансмиссионного масел скутера.
Очень важно для скутера состояние воздушного фильтра
Воздушный фильтр – важный элемент в системе питания скутера. Фильтр должен быть всегда чистым, не иметь даже немного грязи, тем более не быть забитым грязью, пылью, тополиным пухом и другой нечистью. В противном случае эта грязь будет препятствовать свободному поступлению свежего воздуха в карбюратор, что изменит соотношение воздух/бензин в горючей смеси (сделает её более богатой); также эта грязь непременно проникнет в карбюратор, закупорит жиклёры, трубочки и т.д., что в свою очередь также изменит соотношение воздух/бензин в горючей смеси (сделает её бедной); ну и наконец, в самом худшем варианте посторонние мелкие частицы проникнут в камеру сгорания, что может повредить стенки цилиндра и снизить компрессию, проще говоря, двигатель крякнет. Так что, прочищайте воздушный фильтр почаще.
Часто в скутерах используются фильтры “нулевого” сопротивления из специального поролона. Такой фильтр требует самого регулярного ухода: промывка и пропитка поролона специальным маслом, способным к желированию.
Масло для пропитки фильтров производится по специальной рецептуре, хотя вполне нормально использовать и обычное моторное или трансмиссионное. Масло предотвращает проникновение воды, пыли и грязи в двигатель. Срок очередного обслуживания фильтра скутера можно определить по “выцветанию” окраски фильтра. Подробнее о чистке воздушного фильтра скутера.
Карбюратор скутера также требует к себе внимания
Периодически (от 1000 до 5000 км) следует прочищать карбюратор от забившейся в мелких трубках и жиклёрчиках грязи. Хорошо делать это сжатым воздухом, после чего промыть бензином или специальной жидкостью для промывки карбюраторов.
Бензофильтр и бензошланги скутера тоже загрязняются
Бензиновый фильтр желательно прочищать не реже, чем карбюратор. А лучше фильтр менять, стоит он недорого 40 – 150 рублей. Учитывая, что качестсво бензина в России плачевное, то процедура должна быть регулярной.
Регулировка зазоров клапанов скутера
Эта процедура обязательна для нового скутера, а также её следует проводить примерно каждые 5000 км. Подробнее о регулировке зазоров клапанов скутера
Обслуживание ремня вариатора скутера
Ремень вариатора скутера – относится к расходным материалам. Ремень, так сказать, непосредственно на себе тянет скутер, соответственно со временем изнашивается. Обычно период службы ремня составляет 8-12 тыс км. Многое зависит от производителя ремня, а также от манеры езды скутериста. Подробнее о обслуживании ремня вариатора скутера.
Вообще, можно завести блокнотик и отмечать в нём километраж каждый раз при замене ремня, моторного и трансмиссионного масел. Это чтобы наверняка не забыть, – лучше короткий карандаш, чем длинная память.
Обслуживание тросов, замков и прочих механизмов скутера
Со временем тросы скутера становятся всё более тугими, а замки срабатывают всё труднее. Это связано с выработкой смазывающих компонентов, которые либо высыхают, либо просто теряют свои свойства. Так, например, тросик газа уже к следующему сезону может начать “застревать”, и газ будет заедать, а может быть и вовсе заклинит в “нажатом” положении. Поэтому во избежание этого рекомендуется ежегодно выполнять несложную процедуру по смазыванию этого механизма. Подробнее Обслуживание тросов, замков и прочих механизмов скутера
Неприятности в дороге
Скутер (как и мотоцикл), при проколе колеса, полностью теряет способность самостоятельно передвигаться. А таскать с собой насос или запаску – роскошь позволительная не каждой модели скутера. Но ситуация не так безнадежна как кажется. Решение – специальный герметик для ремонта мотоциклетных шин. Один баллончик и герметизирует и накачает мотошину, и что особенно важно не занимает много места в бардачке скутера. Также смотри статью Тревожный чемоданчик скутериста
Качество бензина.
Некачественный бензин не просто ухудшает динамику скутера, иногда он способен буквально за считанные минуты уничтожить двигатель. Потому применение топливных присадок (притом, что гарантию качества бензина не может дать никто), не просто оправдано, а необходимо. Также было бы хорошо заливать топливо не на заправке, а у себя в гараже через специальную лейку-фильтр, не пропускающую воду и мусор. Такую лейку можно приобрести в автомагазине.
Применение качественных топливных присадок не только устраняет проблемы двигателя скутера, но и позволяет существенно экономить топливо. Хорошая присадка поддерживает чистоту камеры сгорания и всей топливной системы. А чистый карбюратор дает смесь оптимального состава и позволяет экономить на регулировках карбюратора скутера. Удобно приобретать присадки имеющие упаковку с дозатором.
Экипировка и пр.
Достаточно неудобств, при езде на скутере, причиняют различные насекомые. Они постоянно стремятся разбиться о забрало шлема и засохнуть на нем всерьез и на долго. На этот случай, а также для защиты стекла шлема от воды, грязи и запотевания может очиститель забрал шлемов. Для любителей кожаной экипировки существуют средства по уходу за кожей. Это лосьоны которые делают кожу мягче, не дают ей пересыхать и растрескивается, защищают кожу от воды и улучшают внешний вид. Обработанная таким лосьоном кожа очищается и выглядит как новая.
Для любителей тканевой одежды существуют различные средства пропитки одежды и тентов. Они спасут Вас от промокания и грязи в непогоду, сохранят воздухопроницаемость и мягкость ткани, предотвращают образование масляных и жирных пятен. Подходят такие аэрозоли не только для ткани, но и для пропитки замши.
Консервация скутера на зиму
Подготовка скутера к зимованию в гараже – процедура простая, но важная. Помогает избежать головной боли по весне. Подробнее о подготовке скутера к зиме.
Жидкостная система охлаждения на скутере
В этой статье мы будем более детально рассматривать как производить обслуживание жидкостной системы охлаждения скутера и отметим несколько важных моментов в эксплуатации современных скутеров, которые комплектуются жидкостной системой охлаждения.
Китайский скутер с жидкостным охлаждением
Довольно часто среди скутеристов встречается выражение «водяное охлаждение». В принципе этот термин подходит, но кроме воды в системе присутствует антифриз. Антифриз выполняет очень важную функцию, ролью его является препятствие промерзания жидкости в суровое зимнее время, еще он предоставляет надежную защиту элементов всей системы охлаждения во время эксплуатации техники. Чтобы вода хорошо защищала от коррозии, она обязательно должна быть дисцилированной.
Поговорим о вентиляторе жидкостного охлаждения
Дело в том, что антифриз является достаточно ядовитым веществом, а значит, когда вы обслуживаете жид-костную систему охлаждения нужно быть предельно внимательным, здесь без правил безопасности не обойтись. Запрещается создавать контакт кожи, глаз и других частей тела с антифризом. Но если вещество все-таки попало вам на кожу, то обязательно промойте это место водой.
Почему двигатель скутера плохо охлаждается?
В процессе эксплуатации скутера, соединение шлангов ослабляются или шланги могут иметь повреждения, в силу этого происходит утечка охлаждающей жидкости. Если вы будете своевременно проверять резиновые шланги на целостность, и места их соединения со штуцерами, то защитите себя от возможных проблем. Ведь известно, что резиновое покрытие со временем приходит в негодность, в нем появляются трещины, которые влекут за собой утечку. Если вы обнаружили подобные деформации, то необходимо произвести замену соответствующего отрезка шланга такого же диаметра на новый.
Как работает жидкостное охлаждение на скутере?
Если охлаждения двигателя работает не в полной мере, то причиной этому может быть грязь в радиаторе охлаждения. Даже сама жидкостная система устроена так, что она охлаждается благодаря потоку встречного воздуха через радиатор. При загрязненном радиаторе эффективность охлаждения значительно хуже. Естественно, что за отметку кипения воды температура поднимется не намного, но ведь наличие таких критических показателей допускать нельзя. Радиатор должен быть чистым!
Очистка радиатора возможна с помощью сжатого воздуха, однако такой возможности нет то есть способы более доступные, с помощью щетки и воды. При чистке соблюдайте осторожность, ведь ячейки легко можно деформировать. Но в случаи если все-таки они согнулись, то выровнять их можно с помощью металлического предмета.
Детали жидкостного охлаждения скутера
В том случаи, если радиатор охлаждения поврежден и происходит утечка охлаждающей жидкости, эти дефекты можно устранять используя специальный состав, применяемый в ремонтах радиаторов, его всегда можно найти в магазине автозапчастей.
Какие пропорции антифриза и воды нужно использовать?
Самая оптимальная пропорция антифриза и воды будет равняться 1 : 1. Этот расчет пропорции можно применять летом, а также в зимнее время года. Смешивается раствор только в отдельной емкости, затем его нужно залить в систему охлаждения строго по уровню.
В теплое время года количество антифриза допускается чуть меньше, однако зимой с этим лучше не рисковать, ведь жидкостная система может подвергнуться замерзанию, что может привести к поломке мотора. Поэтому эксперименты здесь будут излишними.
Стоит ли сливать на зиму охлаждающую жидкость скутера?
В том случаи если зимой скутер не будет подвержен эксплуатации, то жидкость из системы лучше слить полностью, а в начале сезона приготовить новый раствор и влить его в систему. В случаи использования транспортного средства в морозную погоду, правильность пропорции здесь крайне необходима. Так же в ремонтных мастерских с помощью специального прибора можно выполнить проверку стойкости антифриза и воды к морозу.
С какой периодичностью нужно производить замену жидкости в системе охлаждения скутера?
Самым оптимальным вариантом замены жидкости в системе будет периодичность через каждые два года. Со временем в растворе появляются новообразования из грязи, которые неблагоприятно сказываются на полноценной работе. Рационально обслуживать с периодичностью каждые два сезона .
Как произвести замену охлаждающей жидкости на вашем скутере?
Делается это на холодном двигателе. У различных марок скутера сливные отверстия находится в разных местах. Также в некоторых моделях можно не наблюдать крышку радиатора и сливного бака. Где именно расположены сливные и заливные отверстия вашего аппарата можно узнать из руководства к вашему скутеру. После такого, как вы нашли сливную пробку с системе охлаждения, не забудьте подставить под нее емкость, в которую будет сливаться отработанная жидкость. Бывает, что такой пробки не существует в некоторых моделях, в таком случаи нужно отсоединить нужный шланг в самой нижней точке из которого будет стекать жидкость.
Как может располагаться радиатор? Их разновидности
Слившуюся смесь антифриза с водой нужно проверить на наличие грязи и если вы убедитесь в том, что она достаточно грязная, то система должна быть подвергнута промывке обыкновенной водопроводной водой при помощи шланга и легкого напора воды. Промывку нужно совершать до тех пор, пока вода не станет чистой.
После этого процесса необходимо залить охлаждающую жидкость в ваш скутер. Предварительно вы подготавливается ее с пропорцией 1 : 1 антифроиза и дисцилированной воды. Сливная пробка должна быть хорошо закрыта, а если вы делали слив через шланг, то убедитесь в том. что он присоединен обратно. Жидкость заливается постепенно в отверстие ридиатора или же в расширительный бачек системы, все зависит от компоновки. В редких случаях в скутерах может быть предусмотрена пробка, которой стравливается воздух в системе охлаждения в процессе вливания новой жидкости. В случаи наличия таковой, ее нужно открыть, а закрывать только после того, как из отверстия буде показываться жидкость не имеющая воздушных пузырьков.
Гораздо проще производить добавку смеси через расширительный бачек, он легко позволяет контролировать количество антифриза и воды в системе. Заливка не должна превышать отметку «MAX».
После вышеперечисленных действий двигатель скутера нужно запустить и дать ему поработать в режиме холостого хода. С помощью накручивания ручки газа вы удалите остатки воздуха из системы, проделайте это несколько раз. В случаи уменьшения жидкости, ее количество нужно довести до нужного уровня.