Марка машины из золотого теленка. Антилопа-Гну Козлевича
Самоделка “Антилопа гну”, Buick императора Пу И и другие: игровые машины Мосфильма
Смотря в кинотеатре или по телевизору захватывающий фильм, зрители никогда не обращают внимания на многочисленные автомобили-актеры, играющие свою весьма важную сюжетную роль. Тем более, под впечатлением увиденного на экране, никто просто не желает подумать о том, каким же образом попала в кадр та или иная историческая или современная автотехника — от редких древностей начала ХХ века до самых последних брендов.
В этой статье мы расскажем о самых известных легковушках, сыгравших свои роли в наиболее популярных отечественных кинофильмах. В отличие от технологических киносъёмочных машин, о которых мы уже писали, их называют игровыми автомобилями, превратившимися в своеобразных звезд экрана. Большинство из них крупные киностудии выкупают или арендуют у владельцев, а собственными силами собирают лишь уникальные единичные экземпляры, часто совсем не похожие на оригиналы.
Сегодня главным отечественным хранилищем редких работоспособных игровых машин является Киноконцерн «Мосфильм», недавно отметивший своё 95-летие. При нём в 2002 году в помещениях бывшего механического цеха был образован самый крупный общедоступный музей автокинотехники. Его главная экспозиция, достигающая 30 ретромобилей, живёт в постоянном движении: когда одни автомобили находятся на реставрации или выезжают на съёмки, их места занимают следующие раритеты.
Считается, что эра игровых автомобилей собственного изготовления началась в 1931 году с появлением книги Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Золотой телёнок». Одним из главных персонажей там был Адам Козлевич, прославившийся в советской литературе своей легендарной машиной «Антилопа гну», слепленной из всего, что попадалось под руку.
Кадр из фильма «Золотой телёнок»: непрерывно дымя и стреляя, катится зеленый автомобиль «Антилопа гну» с надписью на задней дверке «Эх, прокачу!»
Столь странное название было заимствовано у африканских антилоп с головой и рогами от быка, гривой лошади, телом коровы, бородой горного козла и ослиным хвостом. Этот удивительный автомобиль был собран неизвестно когда и непонятно из чего, но на облицовке радиатора гордо носил невесть откуда взявшуюся медную бляшку с надписью Lorraine-Dietrich («Лоррэн-Дитрих»).
Когда же в 1968-м на экраны вышел кинофильм «Золотой телёнок», простые зрители и маститые автомобильные историки ударились в полемику об истоках советской «Антилопы». Они долго не хотели верить, что это вовсе не революционный продукт молодого отечественного автопрома, а голый новодел или просто шутливая самоделка «дизайнеров» с Мосфильма, собранная из отживших свой срок деталей, выброшенных на свалку. С годами этот метод создания игровых автомобилей вовсе не утратил своего места под солнцем.
Сегодня самой маленькой и легкой машиной в коллекции Мосфильма является двухместная восьмисильная серпуховская «инвалидка» С-3А с огромной пояснительной табличкой, на которой сотрудники музея признают, что эта «коляска не принимала участия в съёмках кинокартины «Операция «Ы».
Рядом с ней стоит первая горбатая легковушка ЗАЗ-965 «Запорожець» с задним мотором воздушного охлаждения в 23 силы, которая снялась в нескольких комедийных фильмах. В конце 1990-х на экраны вышел захватывающий фильм-погоня «Не послать ли нам гонца», в котором молодой фермер в облике актера Михаила Евдокимова на своем 40-сильном «Запорожце» ЗАЗ-968М совершал опасное путешествие из своей глухомани до московского Кремля и вернулся живым.
А на чём ездил Адам Козлевич ?
“Он купил по случаю такой старый автомобиль, что появление его на рынке можно было объяснить только ликвидацией автомобильного музея. С машиной пришлось долго возиться. Порода машины была неизвестна, но Адам Казимирович утверждал, что это “лорен-дитрих”. В виде доказательства он приколотил к радиатору автомобиля медную бляшку с лорендитриховской фабричной маркой”
“Антилопа покатила дальше, колыхаясь как погребальная колесница“
“Паниковский, перебирая ногами ухватился за кузов, потом налёг на борт животом, перевалился в машину, как купающийся в лодку.”
“Балаганов надовил грушу, и из медного рожка вырвались старомодные, весёлые, внезапно обрывающиеся звуки”
“Паниковский опёрся спиной на автомобильное колесо”
“Машина рванулась, и в открывшуюся дверцу выпал Балаганов”
“Из ворот постоялого двора, бледно светя фарами, выехала “Антилопа”
“. “Антилопы” не было. На дороге валялась безобразная груда обломков: поршни, подушки, рессоры. Цепь сползла в колею, как гадюка. “
“Тридцать километров “Антилопа” пробежала за полтора часа. ” “Козлевич открыл глушитель, и машина выпустила шлейф синего дыма. ” “Он переменил камеры и протекторы на всех четырёх колёсах.”
Выводы:
Автомобиль, во время описываемых событий уже достаточно старый “из ликвидируемого музея”. Радиатор спереди. Если на колесо опираются спиной – значит оно большое. Скорость автомобиля – 20 км/ч. Высокий тент балдахин, как у погребальной колесницы. Бледные фары – явно ацетиленовые, а не элктирические. Двигатель настолько слаб, что сопротивление выхлопных газов в глушителе оказывает на него такое значение, что при разгоне водитель вынужден открывать специальный клапан и газы, минуя глушитель, свободно выходят в атмосферу. Но при этом уже пневматические шины. Если для посадки переваливаются через борт – значит нет дверей. но Балаганов же выпал – значит по всему есть дверь в задней стенке кузова. Кузова с такими дверями назывались “Тонно” (Tonneau – бочка по французки) и были распространены в начале ХХ века, где-то в 1902-1905 годах. А “Лорен-Дитрих” начала выпускать автомобили в 1910-м году. Машины того периода были более длинные и уже имели боковые двери. Козлевич явно пытался скрыть возраст своей машины.
Под описание “Антилопы-гну” вполне подходит Panhard & Levassor B1 15 CV Tonneau 1902-го года.
Модель изготовлена Minichamps в серии автомобилей, чьи прототипы представлены в музее автомобилей Mullin Automotive Museum. Внимание к мелочам и куча травлёнки весьма украсили модельку:
Этот ли автомобиль описывали авторы “Золотого телёнка” или другой (Ю.Долматовский, к примеру, в книге “Знакомые и незнакомые” предположил что это был Фиат 1905-го года выпуска) – эта моделька встала на моих полках под прозвищем “Антилопа-гну”. )))
Марка машины из золотого теленка. Антилопа-Гну Козлевича
Здравствуйте уважаемые.
Я очень люблю такого персонажа как Остап Бендер. Он не только крайне хорош, но и всегда актуален (для нашей страны). В ранней юности я упивался фильмами и книгами про него. Причем, интересный момент, “12 стульев” я любил смотреть, а вот “Золотой теленок” читать. Мне эта книга доставляла неимоверно. И перечитывал я ее многократно. Несмотря на то, то и фильм просто отличный, а некоторые моменты и вовсе шедевральны. Но книга просто супер! 🙂
Одним из пусть и второстепенных, но важных персонажей, это,безусловно – Адам Козлевич. «Ангел без крыльев», крестьянин польского происхождения (родился где то под Ченстохова) он был бывшим вором, который решил перевоспитаться. Вместо воровства, за которое он просидел в тюрьме около 3 лет, он решил уйти в честный бизнес, и так как всегда тяготел к технике, попытался заняться частным извозом. Но тоже неудачно. Посему и был готов при встрече с Великим комбинатором на длительное путешествие за потенциальными миллионами.
Вот тут то и появляется еще одна героиня книги – “Антилопа-Гну”. Не знаю, как вам, уважаемые драгечи, но вот лично мне всегда хотелось узнать, а какой именно марки этот автомобиль. Ну хотя бы, какой был первоначально, ибо Адаму немало пришлось над ним потрудится, и его пытливый технический ум не раз и не два прикладывал к своему авто детали и запчасти от других самодвижущихся повозок. Зеленого цвета с залихватской надписью на борту “Эх, прокачу!” :-))
Сам Козлевич утверждал, что это “Лоррэн-Дитрих” и даже, цитирую: “в виде доказательства он приколотил к радиатору автомобиля медную бляшку с лорендитрихской фабричной маркой“.
Это никак не мог быть “Лоррэн-Дитрих”, даже в теории, и вот почему:
Марка вырсла из компании Де Дитрих, с которой, кстати, в свое время сотрудничал сам Этторе Бугатти. Под названием Lorraine-Dietrich машины начали выпускать на заводах в Аржантее с 1908 года. Это были или мощные спортивные авто или же престижные лимузины. Стоили они дофига (от 25 000 долларов по нынешним ценам) и в наших широтах были явлением нечастым, мягко говоря.
Мы знаем, что Козлевич купил машину (плюс пальму в деревянной кадке) за сто девяносто новых рублей. То есть по цене какого то полного хлама. Никакой “Лоррэн-Дитрих“, даже из музея не мог столько стоить даже в теории.
Почему же Адам так его называл? Нууу. тут 2 причины. Первая- он смог достать медную бляшку с лейблом. Речь, сюда по всему о лотарингском кресте:
А главное, он мечтал об Isotta Fraschini, и видимо когда то еще до революции видимо ему на глаза попалась статья о том, что Изотта и Де Дитрих объединялись на какое-то время, и это запало Козлевичу в душу. А увидев в Москве Изотту (а их как раз было много – даже в спецгараже ЦК. Товарищ Калинин очень любил на них кататься) он решил и даже сам поверил, что сам находится за рулем престижного, пусть и немного устаревшего “Лоррэн-Дитриха”.
Но чт же, все-таки это была за машина.
Давайте вспомним, что мы с Вами знаем о ней вообще. Итак:
“Оригинальная конструкция, заря автомобилизма”
“Паниковский, перебирая ногами ухватился за кузов, потом налёг на борт животом, перевалился в машину, как купающийся в лодку.”
“Балаганов надавил грушу, и из медного рожка вырвались старомодные, весёлые, внезапно обрывающиеся звуки”.
“Машина рванулась, и в открывшуюся дверцу выпал Балаганов”
“Из ворот постоялого двора, бледно светя фарами, выехала “Антилопа”
“Тридцать километров “Антилопа” пробежала за полтора часа. ” “Козлевич открыл глушитель, и машина выпустила шлейф синего дыма. ” “Он переменил камеры и протекторы на всех четырёх колёсах”.
То есть, машина не просто старая-она устарела и морально и ментально
Ю. Долматовский в своей книге “Знакомые и незнакомые. Рассказы об автомобилях” считает, что это Фиат до 1908 года выпуска. Я проверял,но не нашел ничего похожего. Это точно не модели 16-20 HP и не Brevetti. Ничего общего.
Вряд-ли это и американцы. Понятно, что не немцы. Посему я думаю, что “Антилопа-Гну” это что-то из французского автопрома. Например, Panhard Levassor 25 30 Hp
Charron BA 10 HP
или Darracq V14
И я думаю, что, скорее всего, это Панар :-))
В книге упоминаются и машины, которые гораздо легче идентифицировать. Потенциальный бизнес по извозу в Первопрестольной Козлевичу испортили новые такси. Как там в тексте: “В Москву прибыли сто двадцать маленьких черных, похожих на браунинги таксомоторов «Рено»”.
Первые такси в Москве появились в 1925 году. Это были Renault NN или, по-другому Renault 6 CV
Конечно же надо вспомнить и автомобильном пробеге Москва—Самара—Москва.
– Позвольте, – воскликнул он с юношеской назойливостью, – но ведь в пробеге нет никаких «Лорен-Дитрихов». Я читал в газете, что идут два «Паккарда», два «Фиата» и один «Студебеккер».
Действия проходят в 1930 году, поэтому с большой вероятностью можно предположить, что машины новые. Два Паккарда практически наверняка – это Packard Six 1927 года.
Путь в таком кузове:
ФИАТы, это, наверное, Fiat 521
Ну а Студ – это Studebaker GB Commander
Естественно,сцена с американскими скотоводами 🙂
“Остап на всякий случай распорядился убрать плакат, увещевавший граждан ударить автопробегом по разгильдяйству. Покуда Паниковский выполнял приказ, Антилопа приблизилась к встречной машине.
– Малый ход! – скомандовал Остап. – Возле машины придется остановиться. У них, кажется, поломка.
Закрытый серый «Кадиллак», слегка накренившись, стоял у края дороги. Коленопреклоненный шофер снимал покрышку с переднего колеса. Над ним в ожидании томились три фигуры в песочных дорожных пальто”.
Их машина, наверняка Cadillac Series 314 выпуска 1926 года.
Ну и напследок сцена последней встречи Козлевича и Остапа.
Антилопа на своей стоянке издавала корабельные скрипы. Если раньше машина Козлевича вызывала веселое недоумение, то сейчас она внушала жалость: левое заднее крыло было подвязано канатом, порядочная часть ветрового стекла была заменена фанерой, и вместо утерянной при катастрофе груши с матчишем висел на веревочке никелированный председательский колокольчик. Даже рулевое колесо, на котором покоились честные руки Адама Казимировича, несколько свернулось на сторону. На тротуаре, рядом с Антилопой, стоял великий комбинатор. Облокотившись о борт машины, он говорил:
– Я обманул вас, Адам. Я не могу подарить вам ни «Изотто-Фраскини», ни «Линкольна», ни «Бьюика», ни даже «Форда». Я не могу купить новой машины. Государство не считает меня покупателем. Я частное лицо. Единственно, что можно было бы приобрести по объявлению в газете, это такую же рухлядь, как наша Антилопа.
– Почему же, – возразил Козлевич, – мой «Лорен-Дитрих» добрая машина. Вот если бы еще подержанный маслопроводный шланг, не нужно мне тогда никаких «Бьюиков».
Остап человек широкой души, и, мне кажется, он мог обещать Адаму следующие машины:
Isotta Fraschini Tipo 8A (та, о которой Адам и мечтал)
и Ford Model A
Вот такие дела.
Надеюсь, Вам было интересно 🙂
Приятного времени суток.
Та самая “Лорен-Дитрих”
Помните тот знаменитый диалог, который превратил название автомобиля в крылатое и легендарное. Некоторые уже и путают, какая же была марка автомобиля реальной: “Лорен-Дитрих” или всё же “Антилопа Гну”.
“Антилопы» не было. На дороге валялась безобразная груда обломков: поршни, подушки, рессоры. Медные кишечки блестели под луной. Развалившийся кузов съехал в канаву и лежал рядом с очнувшимся Балагановым. Цепь сползала в колею, как гадюка. И. Ильф, Е. Петров, «Золотой телёнок»
Дополнение от petra_martin :
У нас есть выставка ретро-автомобилей, бесплатная – один меценат-коллекционер подарил городу) И там очень красивый этот Дитрих! Прям глаз не отвести) И написано, что всего в мире их две штуки остались – именно этой модели.
Информация об этом журнале
- Цена размещения 20 жетонов
- Социальный капитал 32 636
- В друзьях у 2 500+
- Длительность 7 часов
- Минимальная ставка 20 жетонов
- Правила
- Посмотреть все предложения по Промо
Лучший alan_a_skaz
Знатоки военной истории и техники обычно знают про французский гусеничный бронетранспортер-тягач “Лоррейн” (так обычно в русскоязычной литературе передается Lorraine в отношении техники периода ВМВ – в отличие от более ранней традиции).
Этот бронированный тягач стал после захвата немцами, помимо использования по прямому назначению, основой для их САУ со 150-мм орудием образца 1913 года, и других подобных боевых машин.
Но далеко не все знают, что его производитель – та же самая фирма, что и у “Антилопы-Гну”, только успевшая к тому времени потерять из своего имени Дитриха.
- Ответить
- Новый комментарий
- Добавить комментарий
- 33 комментария
Android
Выбрать язык Текущая версия v.392.2