Швеция 1967 переход на правостороннее движение. День «H»
Переход Швеции на правостороннее автомобильное движение
Многие знают, что в Англии, в отличие от других европейских стран, до сих пор используют левостороннее движение транспорта. Долгое время левостороннее движение сохранялось и в некоторых материковых странах. Со временем все они перешли на более привычное нам правостороннее, но были и исключения. Дольше всего держалась Швеция.
К концу 60-х годов Швеция осталась последней страной в континентальной Европе, использовавшей левостороннее движение. Это было очень неудобно для всех. Все соседние скандинавские страны (Норвегия, Дания и Финляндия) уже много лет пользовались «европейским» вариантом автомобильного движения, что создавало массу неудобств при пересечении границы как для самих шведов, так и для туристов из соседних стран. Не добавляло удобства и то, что очень большая часть автомобилей, в том числе и шведского производства, была оборудована левым рулём: автопроизводители попросту не хотели выпускать праворульные машины для маленького шведского рынка.
Переход Швеции на правостороннее автомобильное движение готовился очень долго. Ещё в 1955 году власти провели референдум по вопросу смены стороны движения, где 85 процентов участников категорически отказались что-либо менять. Но проблема никуда не делась и в 1963 году шведский парламент решил создать Государственную комиссию по переходу на правостороннее движение.
Комиссия проделала огромную работу: были установлены новые дорожные знаки, была проведена переконфигурация перекрёстков, все светофоры были перенесены на другую сторону дороги, туда же перенесли и автобусные остановки на улицах с односторонним движением. По всех стране на дороги была нанесена новая дорожная разметка белого цвета вместо используемой ранее жёлтой.
Очень сложным клубком проблем оказался общественный транспорт. Дело в том, что двери в шведских автобусах были расположены слева. И эти автобусы больше нельзя было использовать – получалось, что водителю пришлось бы высаживать пассажиров на проезжую часть. Поэтому в тысячах автобусах пришлось устанавливать двери с другой стороны.
Большое внимание уделялось и информации для населения. Был выпущен специальный информационный буклет и специальный логотип, который наносили на практически все доступные поверхности. Водителям раздавали двухцветные водительские перчатки: левая красная, правая зелёная, которые прямо предостерегали от смещения на левую сторону дороги. Был даже записан радио-хит «Держи вправо, Свенссон».
И вот, 3 сентября 1967 года наступил так называемый День «H» — дата перехода Швеции с левостороннего на правостороннее автомобильное движение.
Утро воскресенья началось с того, что с 1 часа ночи до 6 утра пользоваться дорогами могли только экстренные и дорожные службы, а также велосипедисты. На дороги для установки знаков, светофоров и другого оборудования вышли в полном составе все работники дорожных служб и армейские части.
В 04:50 утра все транспортные средства должны были аккуратно остановиться и переместиться на другую сторону дороги, через 10 минут можно было продолжить движение с ограниченной скоростью.
И всё же, несмотря на огромное число объявлений, знаков, публикаций в газетах, телепередач и играющего из любого радиоприёмника «Держи вправо, Свенссон», часть шведов оказалось не в курсе происходящего. Поэтому жителям крупных городов пришлось столкнуться вот с такими картинами на своих улицах.
Переход на правостороннее движение прошёл для Швеции довольно спокойно. В первые дни не было зарегистрировано ни одного ДТП со смертельным исходом, всё обошлось помятыми крыльями, битыми фарами и задетым самомнением водителей. Любопытно, что в первые месяцы после Дня «H» значительное снизился уровень аварийности – водители стали более внимательными и лучше контролировали себя на дорогах.
Так с карты Европы исчезла ещё одна страна с левосторонним движением. А примерно через год, воодушевившись успешным примером Швеции, ещё одна страна провела аналогичную операцию. Этой страной была Исландия.
Автомобильные истории. Стороны для движения
В ночь на третье сентября 1967 года, которое приходилось на воскресенье, движение частного транспорта в Швеции было запрещено до наступления утра. А в 4:50 все автомобили в стране, которые находились на дороге, должны были остановиться и сменить сторону на противоположную, продолжить движение они могли только в 5:00. В некоторых крупных городах запрет действовал несколько дольше. В интернете можно найти множество черно-белых фотографий того знаменательного дня.
Если смотреть на них и не держать в голове, как именно был организован процесс, то складывается ощущение хаоса. Можно подумать так: в стране провели референдум, спросили, хотят ли люди ездить по другой стороне дороги, а те ответили отказом и сделали все по-своему. Однако это впечатление окажется ложным. Сделано все было очень по-немецки. Именно от этой страны, где народ такой организованный и любит правила и порядок, можно было бы ожидать четкого, слаженного перехода всей страны на новую систему организации движения.
Предупреждающий знак о смене сторон автомобильного движения
Референдум об одномоментном переводе всей страны с левостороннего на правостороннее движение был проведен в Швеции в 1955 году. В тот момент специалистам уже стало понятно, что такой переход назрел. У автомобилистов возникали сложности при пересечении границы, так как во всех соседних странах было принято правостороннее движение. Многие автомобили, причем не только иностранного производства, но и выпущенные в самой Швеции, были оборудованы правым рулем. Не говоря уже о том, что большинство представителей других европейских стран считали, что шведы ездят по «неправильной» стороне дороги.
Однако опрос показал, что местное население не поддерживает реформу. 85% шведов, принявших участие в референдуме, высказались против. Таким образом, победили несколько аргументов. Часть экспертов утверждала, что в течение первых дней после такого «перехода» возникнет множество аварий, погибнут и водители, и пешеходы. Автобусным компаниям пришлось бы переоборудовать, а проще закупить новый парк автомобилей. Но «наверху», видимо, решение было уже принято, поэтому правительство спустя несколько лет создало специальную комиссию по «убеждению» населения. «Операция» потребовала многолетней подготовки, гигантских капиталовложений, масштабного переоборудования всех дорог в стране и, конечно, информирования населения.
Символ перехода на правостороннее движение отпечатали даже на нижнем белье
Всем критикам назло перевод страны на «другие рельсы» прошел спокойно. Количество аварий в последующие дни даже снизилось из-за того, что все старались ездить аккуратно.
Несмотря на такой удачный пример, путешественники из Европы, России и ряда других государств и сейчас сталкиваются с проблемами, когда например, пересекают границу Франции и Великобритании, или когда хотят взять машину на прокат в Японии, Австралии, Таиланде, на маленьком, но популярном у туристов острове Мальта.
Страны с право— и левосторонним движением
Сегодня в мире 72% правосторонних дорог и 28% — левосторонних, при этом 66% водителей мира ездят по правой стороне, а 34% — по левой. Среди левосторонних стран — Великобритания, Ирландия, Австралия, Новая Зеландия, Япония, Индия. Часть стран, которые изначально были «левосторонними», такие как США, Португалия и Австрия, перешли на правую сторону.
Как так получилось, что в вопросе, где делать руль, нет единогласия? Считается, что изначально выбор, по какой стороне дороги двигаться, зависел от того, правша ли человек или левша. Хотя это зависело, в том числе, от выбранного метода перемещения и целей путешествия. Так, если человек вел на поводу вьючное животное, то упряжь он держал правой рукой, а значит, в случае встречи с другим «участником движения» было проще разойтись, приняв немного вправо — на обочину. Та же ситуация с одноместной повозкой или экипажем. А вот вооруженным войнам выгоднее было поступить по-другому, и разойтись так, чтобы правая рука с мечом была на стороне «противника», то есть принять левее. Также поступали и кучера в многоместном дилижансе.
Родоначальником «левизны» в мире считается Великобритания. Некоторые говорят, что начало положили римляне, которые завоевали остров, — известно, что они ездили слева. Но, скорее всего, свой отпечаток наложило развитие определенных транспортных средств — конных экипажей, в которых на козлах кучера сидели справа, а значит, при разъезде со встречным экипажем брали левее. Левостороннее движение в Великобритании было закреплено в 1756 году, правда, в тот момент оно действовало только на одном Лондонском мосту. А через 20 лет правило было введено уже на всей территории страны. Разумеется, что в бывших британских колониях движение было также организовано по левой стороне.
Что касается нашей страны, то в России еще в начале XVIII века было негласно принято разъезжаться по правой стороне. Этот факт упоминается в некоторых исторических хрониках. В 1752 году, за несколько лет до Великобритании, русская императрица Елизавета Петровна издала указ о введении на улицах российских городов правостороннего движения для карет и извозчиков.
День «H». Как Швеция за одну ночь перешла на правостороннее движение
Сейчас практически вся Европа имеет привычное нам правостороннее движение транспорта. Из Беларуси мало кто доезжает на своей машине до «левосторонних» стран, поэтому автомобильные путешествия для нас не составляют трудностей в плане ПДД. Сегодня уже мало кто помнит, но некоторые страны Европы (в том числе континентальной) имели «английскую» схему автомобильного движения. Венгрия, Австрия, Португалия и Швеция когда-то были «левосторонними», что кроме всего прочего связано (не удивляйтесь) с противостоянием наполеоновской армии. Венгрия, Австрия (частично) и Португалия перешли на правостороннее движение еще в те времена, когда количество машин на улицах было минимальным, поэтому «рокировка» не вызвала трудностей. А вот Швеция «дотерпела» аж до 1967 года, когда на тысячу жителей в крупных городах приходилось более двух сотен автомобилей. 3 сентября 1967-го местные водители (да и пешеходы) запомнили на всю жизнь. Это был день «H» (Höger — это «право» по-шведски).
О проблеме заговорили еще в 1927-м
В Швеции еще до изобретения автомобиля было принято, что конные экипажи разъезжаются «левыми бортами» (т. е. было правостороннее движение). Впрочем, четкого закона не существовало, да и проблем особых не было — интенсивность движения и скорость повозок позволяли разъехаться всем даже вечером 30 декабря. Первые автомобили поехали по стране уже слева. Корни этого действительно уходят глубоко в историю и связаны с Французской революцией, Наполеоном и другими факторами. Не будем сильно углубляться и перенесемся в 1927 год. Именно тогда в Швеции впервые заговорили о необходимости перейти на правостороннее движение, которым пользовались все соседи: Дания, Финляндия и Норвегия.
Стоит ли говорить, что при пересечении шведских границ автомобилисты испытывали серьезные трудности. Особенно те, кто покидал страну нечасто. И если основные магистрали имели соответствующие развязки, меняющие местами полосы движения, то в крохотных пограничных переходах между Швецией и Норвегией порой даже не была обозначена граница. То есть водители сами должны были перестраиваться на встречную полосу, не прозевав при этом момент въезда на территорию другой страны. Смена полос движения на границах становилась причиной десятков аварий ежемесячно.
Интенсивный рост автомобилизации в Швеции и в целом по Европе увеличивал масштабы проблемы. Но в конце 1920-х правительство посчитало, что переход на правостороннее движение — слишком затратная процедура, и идею об «инверсии» полос забросили, предложив водителям быть более внимательными на границах.
Машины в Швеции всегда были с левым рулем
Парадоксально, но более 90% автомобилей в самой Швеции были леворульными (т. е. предназначенными для стран с правосторонним движением). Значительную долю машин в стране занимали американские модели, и в США не собирались переделывать заводы под выпуск партий с правым расположением руля для такого маленького рынка, как Швеция.
Абсолютно все импортные автомобили в стране были леворульными — даже многие британские модели. Да и шведские производители продавали у себя на родине такие же модельные линейки, как в Норвегии, т. е. особо не переживая по поводу расположения «баранки». Тем более сами водители привыкли сидеть «не на своем месте».
Проблема стоимостью 340 миллионов долларов
С 1934 по 1954 год Риксдаг минимум семь раз возвращался к теме смены полос движения. В эти десятилетия автомобильные парки в Швеции и Норвегии многократно увеличились, и меняющиеся местами потоки транспорта на границах создавали целый коллапс. Еще одной проблемой стали опасные обгоны на загородных трассах. Как известно, левое расположение руля не позволяет водителю безопасно «заглянуть» на встречную полосу во время таких маневров при левостороннем движении.
В дело включились Северный совет и Совет Европы. Представители организаций выразили пожелание создать единую систему автомобильного движения для всей континентальной Европы. Эксперты выяснили, что переход на правостороннее движение обойдется Швеции в 340 миллионов долларов (эквивалентно нынешним 0,5 миллиарда долларов).
В 1955 году был проведен так называемый консультативный референдум, на котором 82,9% населения проголосовали против перехода на правостороннее движение. Тем не менее в 1961-м в Риксдаге заявили, что с каждым годом масштабы грядущей «дорожной революции» только увеличиваются, поэтому переход на общепринятое в континентальной Европе правостороннее движение транспорта уже был неизбежным.
10 мая 1963 года было официально объявлено о «4-летней готовности» к переходу, после чего началась подготовка к самой важной реформе в истории автомобильной Швеции. Парламент образовал целую Государственную комиссию по переходу на правостороннее движение (Statens högertrafikkommission, или просто HTK), которой поручили разработать и воплотить комплекс мер для безопасной смены полос на общественных дорогах. Дедлайн — 3 сентября 1967 года.
Трудности перехода
За четыре года выявилось огромное количество трудностей, связанных со сменой направлений движения в целой стране. Вся инфраструктура (к слову, достаточно развитая) была заточена под левостороннее движение. К революции были не готовы светофоры, знаки, разметка, пункты оплаты, даже придорожные кафе, съезды и заезды к которым были «левыми».
Но больше всего вопросов вызвал общественный транспорт. Мало того что все остановки были расположены слева по ходу движения и далеко не всех их можно было оставить для новой схемы, так еще и все автобусы в стране были оборудованы пассажирскими дверями только с левой стороны. Для решения этой проблемы почти все такие транспортные средства получили дополнительные двери справа. Те, что остались «леводверными», были проданы в Пакистан.
Подготовка страны
HTK, щедро тратя государственный бюджет, четыре года разрабатывала различные меры по подготовке страны к переходу на «зеркальное» движение по полосам. Как уже говорилось выше, автопарк, за исключением общественного транспорта, был готов — большинство машин в Швеции всегда были леворульными. Дело оставалось за инфраструктурой и самым главным — информированием людей. Ведь знаки, разметка, светофоры и прочее — это дело простое. А вот заставить миллионы людей мыслить «зеркально» в и без того опасном процессе дорожного движения — куда более трудоемкий процесс.
Было задействовано все. Школы, общественные организации, телевидение, радио, газеты и журналы… НТК объявила конкурс на лучшую «правую песню», где победила композиция «Держи вправо, Свенссон» («Håll dig till höger, Svensson») группы Telstars. Ее крутили по радио, чтобы напоминать водителям о приближении дня Х. Точнее, дня «H». Начиная с октября 1966 года по телевидению периодически показывали программы с видеороликами, посвященными особенностям правостороннего движения. В автошколах поменялась программа. Водителям раздавали перчатки разного цвета: левая была красной, а правая — зеленой. Был выпущен 30-страничный буклет с подробной инструкцией по переходу.
Авторизация
На фотографии зафиксирован исторический момент перехода
К середине ХХ века Швеция оставалась последней страной в континентальной Европе, использующей левостороннее движение. Все соседние скандинавские страны (Дания, Финляндия, Норвегия) пользовались правосторонним движением, что создавало массу неудобств при пересечении границы, особенно на протяженной и не всегда обозначенной в сельской местности границе с Норвегией. К тому же большая часть автомобилей в Швеции (даже шведского производства) тогда уже была оборудована левым рулем.
Несмотря на очевидную необходимость перехода на правостороннее движение, референдум 1955 года по вопросу смены стороны движения показал неожиданные результаты: 85 % участников высказались против! Особенно бурную компанию против перехода развернули автобусные компании. У праворульных автобусов двери были расположены с левой стороны, и переход на правостороннее движение потребовал бы либо установки новых дверей, либо полной замены всего автопарка. Также широко использовался аргумент безопасности: некоторые эксперты предсказывали, что в первое время после перехода на дорогагх погибнет много пешеходов (особенно детей) и водителей, привыкших к левостороннему движению.
Плакаты «За» и «Против» к шведскому референдуму 1955 года по вопросу смены стороны движения
Однако назревшая проблема требовала решительных действий, и в 1963 году шведский парламент (по сути, вопреки воле шведов) образовал Государственную комиссию по переходу на правостороннее движение (Statens Högertrafikkomission). Комиссия должна была разработать и провести в жизнь комплекс мер для обеспечения данного перехода, а также свести к минимуму возможные негативные последствия для водителей и пешеходов.
Надпись на автомобильной фаре «Не срывать до 3 сентября 1967»
В процессе подготовки была проделана огромная (без малейшего преувеличения!) работа. Вот только часть проведенных действий: необходимо было заменить ВСЕ дорожные знаки и светофоры, переставив их на другую сторону дороги; провести переконфигурацию многих перекрестков; на улицах с односторонним движением перенести на другую сторону автобусные остановки; все автомобили должны были произвести соответствующую регулировку фар. Одновременно была подготовлена новая дорожная разметка белого цвета вместо используемой ранее желтой.
Большое внимание уделялось и информированию населения: был выпущен специальный 30-страничный информационный буклет, разработан и широко растиражирован специальный логотип. Раздавали двухцветные водительские перчатки: левая красная, правая зеленая. По радио транслировалась информационная песня «Держи вправо, Свенссон» («Håll dig till höger, Svensson»).
Двухцветные перчатки, выпущенные в честь перехода
Также пришлось решать уже упоминавшуюся проблему общественного транспорта с левыми дверями. Во время подготовки к переходу 8000 автобусов были снабжены вторыми дверями с правой стороны, а часть автобусных парков (например, Гётеборг) решили проблему кардинально — закупили новые автобусы, передав праворульные Пакистану.
День H был назначен на воскресенье 3 сентября 1967 года, время перехода — 5 часов утра. В этот день с 1 часа ночи до 6 утра было запрещено движение личного автотранспорта (работали только экстренные службы и коммерческие перевозчики; разрешались велосипеды). В крупных городах запрет держался дольше: например, в Стокгольме — с 10 утра субботы до 15 часов в воскресенье. За время запрета рабочие включили правые светофоры, расчехлили новые знаки — общеевропейского образца. Из-за нехватки рабочих рук к работам пришлось подключить солдат.
Вопреки серьезным опасениям, что переход с левостороннего движения на правостороннее приведет к многочисленным авариям и жертвам (именно из-за таких опасений и провалился референдум 1955 года), «Dagen H» прошел удивительно спокойно. В первые два дня не было зарегистрировано ни одного ДТП со смертельным исходом; как выразилась газета «Тайм», «обошлось помятыми крыльями и задетым самомнением». Даже наоборот — в первое время после перехода количество ДТП в Швеции резко упало. Однако совсем скоро, когда водители немного привыкли и перестали ездить с особой осторожностью, число происшествий вновь начало расти.