93 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рассказ про честное гусеничное слово. Конспект урока по литературному чтению В.Берестов “Честное гусеничное”

Урок литературного чтения по произведению В.Д.Берестова “Честное гусеничное”. 4-й класс

Класс: 4

Цели и задачи урока: научить детей вдумчивому восприятию текста, развивать умение формулировать и удерживать познавательную цель и проблему, предвосхищать результат. Научить выделять необходимую информацию, критически её оценивать и устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Мотивировать учебную деятельности и навыки сотрудничества.

Оборудование к уроку: презентация, видео-ролик, учебник, схема сенканта, задания по группам.

1. Организационный момент.

– Ребята, знаете ли вы такую интеллектуальную игру “Что? Где? Когда?” Давайте с вами немного поиграем, посмотрите видео-вопрос, в нём содержится тема и цель нашего урока (Записан видео-ролик, на котором ребенок задает вопрос: “Дорогие ребята! У меня к вам такой вопрос – читали ли вы произведение В.Д.Берестова “Честное гусеничное”? Как вы считаете, это сказка или рассказ?”)

2. Сообщение темы и цели урока.

– Я надеюсь, вы все были внимательными и сможете сформулировать тему и цель нашего урока.

– Как называется текст, с которым мы сегодня познакомимся? (Честное гусеничное)

– Какова цель нашего урока? (Ответить на вопрос: произведение “Честное гусеничное” – это сказка или рассказ?)

– Попробуйте дать предварительный ответ на поставленный вопрос, исходя из названия произведения.

3. Работа по теме.

– Итак, проблемный вопрос поставлен, предварительный ответ дан. А для того, чтобы точно ответить на вопрос, необходимо познакомиться с текстом и его автором.

а) презентация об авторе;

б) чтение произведения “эстафетой”.

4. Проверка первичного восприятия текста.

Ответы на вопросы.

– Это смешное или серьёзное произведение?

– Найдите в тексте абзац, который начинается так: “Трудилась она долго…”, зачитайте.

– Как вы понимаете реплику гусеницы: “Совершенно замоталась”? (Полностью обмоталась шёлковой нитью, устала от работы)

– Во многих произведениях Валентина Дмитриевича Берестова слова, особенно главные, имеют не один смысл – они многослойны, поэтому читать их надо особенно вдумчиво, стараясь найти тайный спрятанный за словами смысл.

– Что беспокоило Гусеницу, когда она превратилась в бабочку? (Дал слово – держи).

– Найдите и прочитайте предложение, которое выражает основную мысль произведения.

– А теперь пора отдохнуть. Встаньте и повернитесь к окну, посмотрите вдаль, возьмитесь за руки – вы образовали гусеницу. Покажите, как движется обиженная гусеница с ветки на ветку. Обнимите себя руками – вы в коконе. А теперь покажите красивый полет бабочки, плавно двигаем руками.

– Отдохнули. Теперь нам предстоит потрудиться, чтобы ответить на вопрос: произведение “Честное гусеничное” – это сказка, научный текст или рассказ?

– Мы с вами поиграем в игру “Литературные критики” и как истинные эксперты дадим оценку произведения Валентина Дмитриевича Берестова.

Работа в группах.

1 группа – доказать, что произведение Валентина Дмитриевича Берестова “Честное гусеничное” – это научная статья.

2 группа – доказать, что произведение Валентина Дмитриевича Берестова “Честное гусеничное” – это сказка.

3 группа – доказать, что произведение Валентина Дмитриевича Берестова “Честное гусеничное” – это художественное произведение.

4 группа – составить сенкант, характеризующий главного героя по плану.

5 группа – подобрать недостающую рифму, пользуясь словами из текста.

6 группа – придумать и показать пантомиму к содержанию текста.

7 группа – восстановите план развития событий. Расставь цифры в нужном порядке.

Первая встреча гусеницы с девочкой.

Превращение в бабочку.

Вторая встреча гусеницы с девочкой.

6. Проверка работы в группах.

1 группа – произведение “Честное гусеничное” – это научная статья, т.к. в произведении точно описан факт превращения гусеницы в бабочку.

2 группа – произведение “Честное гусеничное” – это сказка, т.к. в нём насекомое наделено речью, чувствами.

3 группа – произведение “Честное гусеничное” – это художественный текст, т.к. в нём есть описания, сравнения…

4 группа – сенкант .

Прилагательные: плоская, мохнатая, золотая.

Глаголы: радовалась, смотрелась, выгибала, взобралась, стала ждать, рассердилась, поползла, стала обматываться, трудилась, устала, уснула.

Мохнатая гусеница уснула в коконе.

5 группа – подбор рифмы. Реклама произведения.

Гусеница слово чести дала
На дерево быстро она … (заползла)

Трудилась, крутилась и сделала …(кокон)

В котором нет щели, двери и окон.
Без дела сидеть устала она.
У затворницы нашей зачесалась …(спина)

Потёрлась о стенки темницы немного
И вот уж на волю открыта … (дорога)

Открылась гусенице мира краса,
Ведь с ней наяву произошли …(чудеса)

Над лугом на крыльях огромных летала.
Ведь бабочка клятву, увы, не…(давала)

6 группа – показ пантомимы к содержанию текста.

7 группа – зачитывает план развития событий в тексте.

– Давайте подведем итог нашей работы и ответим на вопрос, который прозвучал в начале урока: произведение “Честное гусеничное” – это сказка или рассказ?

– Валентин Дмитриевич Берестов назвал свои произведения полусказками. А вы с ним согласны?

– С какой целью автор пишет полусказки?

– Если вам предоставят на выбор для изучения научную статью и полусказку на одну и ту же тему, какой текст вы выберете?

– Как бы вы оценили свою работу и работу группы на сегодняшнем уроке?

– Что было интересно, сложно, непонятно на уроке?

– Что нужно знать, чтобы писать полусказки?

8. Домашнее задание.

– Прочитайте полусказки других авторов и придумайте свою полусказку, похожую на те, которые вы прочитали. Принесите свои работы, и мы с ними ознакомимся.

Урок литературного чтения В. Берестов “Честное гусеничное”
методическая разработка (чтение, 2 класс) по теме

Урок с элементами технологии РКМЧП

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чудеса вокруг нас

В. Берестов «Честное гусеничное»

ТИП УРОКА: урок изучения нового материала

ЦЕЛЬ: путём чтения и осмысления литературного произведения приобщить учащихся к общечеловеческим духовным ценностям, сформировать его как культурного читателя, выражающего интерес к книгам и чтению, проявляющего гражданские, нравственные, эстетические чувства и творческую активность.

– продолжать работать над правильным, осознанным, выразительным чтением вслух и молча с достаточной беглостью в соответствии с нормами литературного произношения;

– формировать читательские умения и литературных представлений учащихся, необходимые для освоения литературы как искусства слова и обеспечивающие полноценное восприятие и понимание произведений и книг

– формировать образные представления о человеке и окружающем его мире, отношений к жизненным явлениям;

– способствовать развитию эмоциональной отзывчивости, воссоздающего воображения, критического мышления и творческой активности младшего школьника;

– акцентировать внимание на правилах построения отношений в обществе.

– Прозвенел звонок, а это значит, нам пора начинать урок и отправляться за новыми знаниями. Посмотрите на камень, оказавшийся на нашем пути, прочитайте надпись на нём и выберете для себя то, что вам ближе.

– Ребята, мне приятно, что большинство из вас захотело здесь остаться, ведь именно на уроках литературы мы стараемся познать мудрость жизни.

2. Проверка домашнего задания.

– Скажите, какое произведение мы читали с вами на прошлом уроке? (Б. Сергуненков «Одуванчик»)

– Какое задание вы выполняли дома? (придумывали продолжение к тексту)

– Давайте проверим, что у вас получилось.

– Молодцы! Ну а сегодня как всегда на уроке нас ждут чудеса, фантазии, творчество и волшебство.

Работа с текстом сказки до чтения.

– Прочитайте загадку и попробуйте отгадать её. ( на доске)

Расту червячком, питаюсь листком.

Себя обмотаю, потом засыпаю.

Не ем, не гляжу, неподвижно лежу.

Но вдруг оживаю, свой дом покидаю.

– Кто это? (Гусеница, куколка и бабочка.) (Запись отгадок на доске.)

– Представьте себе, что Гусеница умеет говорить. Какое по жанру п роизведение будем читать? (Сказка – на доске)

– Сейчас я предлагаю вам побыть в роли волшебников.

– Попробуйте расколдовать автора и название одной удивительной истории. (В. Берестов «Честное гусеничное»)

– О чем может идти речь в рассказе с таким названием?

– Можете ли вы по названию определить героя этого произведения?

– Что необычного, сказочного, загадочного прячется в названии сказки «Честное гусеничное»?

( Только человек может дать честное слово .)

– Какое интересное заглавие, так хочется его закончить. Каким словом можно закончить фразу «Честное гусеничное….. («слово»)

– Итак, кто мог дать честное гусеничное слово? (Гусеница – на доске)

– Посмотрите на иллюстрацию, которую сделал художник к произведению с таким названием.

–Рассмотрите её и скажите, о чём она рассказывает. ( О девочке, которая собирала цветы на лугу; о бабочке, сидящей на цветке)

Читать еще:  Странный звук при скорости 35 км в час

– А по иллюстрации можете ли вы назвать главного героя? ( девочка, бабочка- на доске )

Работа с текстом во время чтения.

– Итак, наши мнения разделились. По названию сказки мы предположили, что главным героем является – гусеница, а по иллюстрации – главный герой – девочка.

– Как можно узнать, кто из вас прав? (прочитать)

-Давайте прочитаем текст. (Стр. 128)

Чтение сказки детьми вслух (учитель комментирует, помогает ребятам вести диалог с автором).

Гусеница считала себя очень красивой и не пропускала ни одной капли росы, чтобы в неё не посмотреться. (Почему Гусеница смотрела на себя в каждую каплю росы? (Считала себя красивой, любовалась собой, глядя в каплю росы)

До чего ж я хороша! — радовалась Гусеница, ( Чему радовалась Гусеница? (Своей красоте: «До чего ж я хороша!») А вы согласны с Гусеницей? с удовольствием разглядывая свою плоскую рожицу и выгибая мохнатую спинку, чтобы увидеть ней две золотые полоски. ( Ребята, как вы думаете, автору нравится Гусеница? Как её описывает автор? (Да, О ней пишет ласковыми словами: рожица, спинка, полоски.)

Жаль, что никто-никто этого не замечает. (Чего было жаль Гусенице? Чему она огорчалась? (Что никто не замечает её красоты.)

Но однажды ей повезло ( Что же могло случиться однажды? ), лугу ходила девочка и собирала цветы. Гусеница взобралась на самый красивый цветок и стала ждать. ( Каким образом Гусеница решила привлечь внимание девочки? (она взобралась на самый красивый цветок) Удалось ли Гусенице это? (Да.) Как вы думаете, каких слов ждала Гусеница от девочки? ( восхищения. )

А девочка увидела её и сказала:

Какая гадость! Даже смотреть на тебя противно!( Оправдались ожидания гусеницы?)

Ах так! – рассердилась Гусеница. ( Почему рассердилась Гусеница? (Ей не понравились слова девочки, она сильно обиделась, что не оценили её красоту.) Согласны ли вы с девочкой?

– Тогда я даю честное гусеничное слово, что никто, никогда, нигде, ни за что и нипочём, ни в коем случае, при каких обстоятельствах больше меня не увидит! (Что решила Гусеница? (Что её больше никто, никогда, нигде не увидит.) Ребята, вам жалко Гусеницу?)

Дал слово – нужно его держать, даже если ты Гусеница. ( Как автор оценил слова гусеницы? («Дал слово – нужно его держать») Согласны ли вы с этими словами автора?

И Гусеница поползла на дерево. Со ствола на сук, с сука на ветку, с ветки на веточку, с веточки на сучок, с сучка на листок. (Как вы думаете, почему так высоко забиралась Гусеница? (Пряталась ото всех в укромное место.) Вынула из брюшка шёлковую ниточку и стала ею обматываться. ( Что стала делать Гусеница, найдя укромное местечко для себя?( Стала обматываться ) Кто был внимательным и заметил, какие слова автора помогают понять нам его отношение к Гусенице и вообще к природе? ( Слова подобрал нежные: веточка, сучок, ниточка, брюшко. Автор сочувствует Гусенице, ему её жаль)

Трудилась она долго и наконец сделала кокон. ( Что сделала Гусеница? ( Кокон.) А кто из вас знает, что такое кокон? (Кокон – это оболочка из шёлковой нити, в которой гусеница превращается в куколку.) Слайд 5

Уф как я устала! – вздохнула Гусеница. (Легко ли было Гусенице? Как она об этом говорит? («Как я устала!»)

– Совершенно замоталась. ( объясните, как вы понимаете это слово). Когда мы так говорим? ( Сильно устали. Нитками замотались )

В коконе было тепло и темно, делать больше было нечего, и Гусеница уснула. ( Что сделала Гусеница в коконе? ( Уснула )

Проснулась она оттого, что у неё ужасно чесалась спина. ( Почему проснулась Гусеница? (У неё чесалась спинка.) Вы догадались, что происходит с Гусеницей?) Тогда Гусеница стала тереться о стенки кокона .(Зачем она это делала?)

Тёрлась, тёрлась, протёрла их насквозь и вывалилась. Но падала она как-то странно – не вниз, а вверх. ( Гусеница полетела вниз? (нет) Что было странного в её падении? ( Падала вверх, не вниз.)

И тут Гусеница на том же самом лугу увидела ту же самую девочку . ( Кого увидела Гусеница на том же самом лугу? (Девочку)

«Какой ужас! – подумала Гусеница. (Что привело в ужас Гусеницу? )

— Пусть я не красива, это не моя на, но теперь все узнают, что я ещё и обманщица. Дала честное гусеничное, что никто меня не увидит, и не сдержала его. Позор!» О чём она подумала? (стыдно, что не сдержала обещания и все теперь её будут считать обманщицей)

И Гусеница упала в траву. (Что случилось с Гусеницей? ( Она упала в траву.)

А девочка увидела её и сказала: ( Как вы думаете что сказала девочка?)

Какая красивая! ( Какие слова услышала Гусеница теперь от той же самой девочки, на том же самом лугу? (Какая красивая!)

Вот и верь людям, – ворчала Гусеница . ( Почему Гусеница не сразу поверила девочке? (Она ещё не знала, что превратилась в Бабочку.)

– Сегодня они говорят одни завтра – совсем другое.

На всякий случай она погляделась в каплю росы. ( Какой увидела себя Гусеница в капле росы?)

Что такое? Перед ней незнакомое лицо с длинными-предлинными усами. Гусеница попробовала выгнуть спинку и увидела, что на спинке у неё появились большие раз цветные крылья. (Что же произошло с Гусеницей?

Ах вот что! – догадалась она. – Со мной произошло чудо. Самое, обыкновенное чудо: я стала Бабочкой! Это бывает.

И она весело закружилась над лугом, потому что честного бабочкиного слова, что её никто не увидит, она не давала. ( Почему так легко и весело закружилась Бабочка над лугом? (Гусеница поняла, что она не нарушила честного гусеничного слова, став бабочкой, а честного бабочкиного слова, что её никто не увидит, она не давала.)

– Понравилась ли вам эта сказка?

– Менялось ли у вас настроение на протяжении всего рассказа? Почему? Расскажите об этом, используя словарь настроений. Слайд 6

– Ребята, давайте ещё раз посмотрим на иллюстрацию.

– Какой отрывок из сказки изобразил художник? (стр. 128).

Утром бабочка проснулась.
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела.
А на пять – на место села

Работа с текстом после чтения.

– Рассказывая об этом удивительном случае, Берестов себе на уме держит очень важную мысль, которую хочет донести до ребят. Что же за мысль?

– Найдите в тексте (стр. 129) предложение в котором заключена основная мысль сказки. (Дал слово – нужно его держать.) (очень важно сдерживать данное честное слово)

– Как называется сказка, которую мы читали?

– Как по – другому можно озаглавить эту сказку?

– Прочитайте слова гусеницы, где она догадалась, что она превратилась в гусеницу. (стр 130)

– Какие слова из фраз Гусеницы можно взять для заглавия этой сказки? (Самое обыкновенное чудо- на доске)

– Что она называет «самым обыкновенным чудом»? (превращение бабочки)

– Где вы уже встречали эти слова? ( Так называется раздел. Возможно, авторы книги взяли строчку из этой сказки для названия раздела.)

– В реальной жизни может это произойти?

Жизнь бабочки состоит из нескольких циклов. Сначала это личинка, затем гусеница, далее куколка и, наконец, из куколки появляется бабочка. Бабочка откладывает свои личинки на растении. Из этих личинок развиваются крохотные гусеницы. Они начинают есть и расти. В определённый момент гусеница чувствует, что пришло время измениться. Тогда она сплетает вокруг себя маленький кокон, её голова отваливается, она сбрасывает гусеничную кожу, после чего появляется куколка. Куколка может спать несколько недель или месяцев, однако в это время с ней происходят изменения: спереди образуется шесть ног, а сзади – четыре сложенных крыла. Когда превращение закончено, бабочка разрушает кокон и выползает наружу. Она сидит несколько часов, не летая, и просто разрушает свои крылышки, ожидая, пока они высохнут и окрепнут. Она взмахивает ими, пока не убедится, что готова лететь, после чего совершает свой первый полёт.

– Скажите, чем похожи эти тексты и чем отличаются ?( научный, художественный)

– На каком уроке мы можем встретиться с таким текстом?

Читать еще:  Вопросы по тех.обслуживанию мопеда Alpha (Альфа)

– Где писал учёный, а где – писатель?

– Ребята, посмотрите на эту выставку.

Здесь собрана маленькая частичка книг, которые написал В. Берестов.

Глядя на его фотографию, и зная его произведения, что можно сказать о характере этого человека? Какой он? (добрый, весёлый, внимательный, очень любит природу и людей, понимает детей и пишет для них так, чтобы интересно было читать его произведения)

– Кому из вас захотелось ещё почитать рассказы и сказки В. Берестова?

Закрепление новых знаний

– А сейчас я предлагаю вам поработать в группах и составить 2 «толстых» и 2 «тонких» вопроса для своих товарищей.

Конспект урока по литературному чтению В.Берестов “Честное гусеничное”

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Тема урока: В. Берестов «Честное гусеничное»

ТИП УРОКА: урок изучения нового материала

ЦЕЛЬ: путём чтения и осмысления литературного произведения приобщить учащихся к общечеловеческим духовным ценностям, сформировать его как культурного читателя, выражающего интерес к книгам и чтению, проявляющего гражданские, нравственные, эстетические чувства и творческую активность.

ЗАДАЧИ:

– продолжать работать над правильным, осознанным, выразительным чтением вслух и молча с достаточной беглостью в соответствии с нормами литературного произношения;

– формировать читательские умения и литературных представлений учащихся, необходимые для освоения литературы как искусства слова и обеспечивающие полноценное восприятие и понимание произведений и книг

– формировать образные представления о человеке и окружающем его мире, отношений к жизненным явлениям;

– способствовать развитию эмоциональной отзывчивости, воссоздающего воображения, критического мышления и творческой активности младшего школьника;

– акцентировать внимание на правилах построения отношений в обществе.

1.Организационный момент

– Прозвенел звонок, а это значит, нам пора начинать урок и отправляться за новыми знаниями. Посмотрите на камень, оказавшийся на нашем пути, прочитайте надпись на нём и выберете для себя то, что вам ближе.

– Ребята, мне приятно, что большинство из вас захотело здесь остаться, ведь именно на уроках литературы мы стараемся познать мудрость жизни.

2. Проверка домашнего задания.

– Скажите, какое произведение мы читали с вами на прошлом уроке? (Б. Сергуненков «Одуванчик»)

– Какое задание вы выполняли дома? (придумывали продолжение к тексту)

– Давайте проверим, что у вас получилось.

– Молодцы! Ну а сегодня как всегда на уроке нас ждут чудеса, фантазии, творчество и волшебство.

Работа с текстом сказки до чтения.

– Прочитайте загадку и попробуйте отгадать её. ( на доске)

Расту червячком, питаюсь листком.

Себя обмотаю, потом засыпаю.

Не ем, не гляжу, неподвижно лежу.

Но вдруг оживаю, свой дом покидаю.

– Кто это? (Гусеница, куколка и бабочка.) (Запись отгадок на доске.)

– Представьте себе, что Гусеница умеет говорить. Какое по жанру п роизведение будем читать? (Сказка – на доске)

– Сейчас я предлагаю вам побыть в роли волшебников.

– Попробуйте расколдовать автора и название одной удивительной истории. (В. Берестов «Честное гусеничное»)

– О чем может идти речь в рассказе с таким названием?

– Можете ли вы по названию определить героя этого произведения?

– Что необычного, сказочного, загадочного прячется в названии сказки «Честное гусеничное»?

( Только человек может дать честное слово .)

– Какое интересное заглавие, так хочется е го закончить. Каким словом можно закончить фразу «Честное гусеничное….. ( «слово»)

– Итак, кто мог дать честное гусеничное слово? (Гусеница – на доске)

– Посмотрите на иллюстрацию, которую сделал художник к произведению с таким названием.

– Рассмотрите её и скажите, о чём она рассказывает. (О девочке, которая собирала цветы на лугу; о бабочке, сидящей на цветке)

А по иллюстрации можете ли вы назвать главного героя? ( девочка, бабочка- на доске )

Работа с текстом во время чтения.

– Итак, наши мнения разделились. По названию сказки мы предположили, что главным героем является – гусеница, а по иллюстрации – главный герой – девочка.

– Как можно узнать, кто из вас прав? (прочитать)

-Давайте прочитаем текст. (Стр. 128)

Чтение сказки детьми вслух (учитель комментирует, помогает ребятам вести диалог с автором).

Гусеница считала себя очень красивой и не пропускала ни одной капли росы, чтобы в неё не посмотреться. (Почему Гусеница смотрела на себя в каждую каплю росы? (Считала себя красивой, любовалась собой, глядя в каплю росы)

До чего ж я хороша! — радовалась Гусеница, ( Чему радовалась Гусеница? (Своей красоте: «До чего ж я хороша!») А вы согласны с Гусеницей? с удовольствием разгля дывая свою плоскую рожицу и выгибая мохнатую спинку, чтобы увидеть ней две золотые полоски. ( Ребята, как вы думаете, автору нравится Гусеница? Как её описывает автор? (Да, О ней пишет ласковыми словами: рожица, спинка, полоски.)

Жаль, что никто-никто этого не замечает. (Чего было жаль Гусенице? Чему она огорчалась? (Что никто не замечает её красоты.)

Но однажды ей повезло ( Что же могло случиться однажды? ), лугу ходила девочка и собирала цветы. Гусеница взобралась на самый красивый цветок и стала ждать. ( Каким образом Гусеница решила привлечь внимание девочки? (она взобралась на самый красивый цветок) Удалось ли Гусенице это? (Да.) Как вы думаете, каких слов ждала Гусеница от девочки? ( восхищения. )

А девочка увидела её и сказала:

Какая гадость! Даже смотреть на тебя противно!( Оправдались ожидания гусеницы?)

Ах так! – рассердилась Гусеница. ( Почему рассердилась Гусеница? (Ей не понравились слова девочки, она сильно обиделась, что не оценили её красоту.) Согласны ли вы с девочкой?

– Тогда я даю честное гусеничное слово, что никто, никогда, нигде, ни за что и нипочём, ни в коем случае, при каких обстоятельствах больше меня не увидит! (Что решила Гусеница? (Что её больше никто, никогда, нигде не увидит.) Ребята, вам жалко Гусеницу?)

Дал слово – нужно его держать, даже если ты Гусеница. ( Как автор оценил слова гусеницы? («Дал слово – нужно его держать») Согласны ли вы с этими словами автора?

И Гусеница поползла на дерево. Со ствола на сук, с сука на ветку, с ветки на веточку, с веточки на сучок, с сучка на листок. (Как вы думаете, почему так высоко забиралась Гусеница? (Пряталась ото всех в укромное место.) Вынула из брюшка шёлковую ниточку и стала ею обматываться. ( Что стала делать Гусеница, найдя укромное местечко для себя?( Стала обматываться ) Кто был внимательным и заметил, какие слова автора помогают понять нам его отношение к Гусенице и вообще к природе? ( Слова подобрал нежные: веточка, сучок, ниточка, брюшко. Автор сочувствует Гусенице, ему её жаль)

Трудилась она долго и наконец сделала кокон. ( Что сделала Гусеница? ( Кокон.) А кто из вас знает, что такое кокон? (Кокон – это оболочка из шёлковой нити, в которой гусеница превращается в куколку.) Слайд 5

Уф как я устала! – вздохнула Гусеница. (Легко ли было Гусенице? Как она об этом говорит? («Как я устала!»)

Совершенно замоталась. ( объясните, как вы понимаете это слово). Когда мы так говорим? ( Сильно устали. Нитками замотались )

В коконе было тепло и темно, делать больше было нечего, и Гусеница уснула. ( Что сделала Гусеница в коконе? ( Уснула )

Проснулась она оттого, что у неё ужасно чесалась спина. ( Почему проснулась Гусеница? (У неё чесалась спинка.) Вы догадались, что происходит с Гусеницей?) Тогда Гусеница стала тереться о стенки кокона .(Зачем она это делала?)

Тёрлась, тёрлась, протёрла их насквозь и вывалилась. Но падала она как-то странно – не вниз, а вверх. ( Гусеница полетела вниз? (нет) Что было странного в её падении? ( Падала вверх, не вниз.)

И тут Гусеница на том же самом лугу увидела ту же самую девочку . ( Кого увидела Гусеница на том же самом лугу? (Девочку)

«Какой ужас! – подумала Гусеница. (Что привело в ужас Гусеницу? )

Пусть я не красива, это не моя на, но теперь все узнают, что я ещё и обманщица. Дала честное гусеничное, что никто меня не увидит, и не сдержала его. Позор!» О чём она подумала? (стыдно, что не сдержала обещания и все теперь её будут считать обманщицей)

И Гусеница упала в траву. (Что случилось с Гусеницей? ( Она упала в траву.)

Читать еще:  Карбюратор на suzuki adress 100

А девочка увидела её и сказала: ( Как вы думаете что сказала девочка?)

Какая красивая! ( Какие слова услышала Гусеница теперь от той же самой девочки, на том же самом лугу? (Какая красивая!)

Вот и верь людям, – ворчала Гусеница . ( Почему Гусеница не сразу поверила девочке? ( Она ещё не знала, что превратилась в Бабочку.)

– Сегодня они говорят одни завтра – совсем другое.

На всякий случай она погляделась в каплю росы. ( Какой увидела себя Гусеница в капле росы?)

Что такое? Перед ней незнакомое лицо с длинными-предлинными усами. Гусеница попробовала выгнуть спинку и увидела, что на спинке у неё появились большие раз цветные крылья. (Что же произошло с Гусеницей?

Ах вот что! – догадалась она. – Со мной произошло чудо. Самое, обыкновенное чудо: я стала Бабочкой! Это бывает.

И она весело закружилась над лугом, потому что честного бабочкиного слова, что её никто не увидит, она не давала. ( Почему так легко и весело закружилась Бабочка над лугом? (Гусеница поняла, что она не нарушила честного гусеничного слова, став бабочкой, а честного бабочкиного слова, что её никто не увидит, она не давала.)

– Понравилась ли вам эта сказка?

– Менялось ли у вас настроение на протяжении всего рассказа? Почему? Расскажите об этом, используя словарь настроений.

– Ребята, давайте ещё раз посмотрим на иллюстрацию.

– Какой отрывок из сказки изобразил художник? (стр. 128).

Утром бабочка проснулась.
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела.
А на пять – на место села

Работа с текстом после чтения.

– Рассказывая об этом удивительном случае, Берестов себе на уме держит очень важную мысль, которую хочет донести до ребят. Что же за мысль?

– Найдите в тексте (стр. 129) предложение в котором заключена основная мысль сказки. (Дал слово – нужно его держать.) (очень важно сдерживать данное честное слово)

– Как называется сказка, которую мы читали?

– Как по – другому можно озаглавить эту сказку?

– Прочитайте слова гусеницы, где она догадалась, что она превратилась в гусеницу. (стр 130)

– Какие слова из фраз Гусеницы можно взять для заглавия этой сказки? (Самое обыкновенное чудо- на доске)

– Что она называет «са­мым обыкновенным чудом»?(превращение бабочки)

– Где вы уже встречали эти слова? ( Так называется раздел. Возмож­но, авторы книги взяли строчку из этой сказки для названия раздела.)

– В реальной жизни может это произойти?

Жизнь бабочки состоит из нескольких циклов. Сначала это личинка, затем гусеница, далее куколка и, наконец, из куколки появляется бабочка. Бабочка откладывает свои личинки на растении. Из этих личинок развиваются крохотные гусеницы. Они начинают есть и расти. В определённый момент гусеница чувствует, что пришло время измениться. Тогда она сплетает вокруг себя маленький кокон, её голова отваливается, она сбрасывает гусеничную кожу, после чего появляется куколка. Куколка может спать несколько недель или месяцев, однако в это время с ней происходят изменения: спереди образуется шесть ног, а сзади – четыре сложенных крыла. Когда превращение закончено, бабочка разрушает кокон и выползает наружу. Она сидит несколько часов, не летая, и просто разрушает свои крылышки, ожидая, пока они высохнут и окрепнут. Она взмахивает ими, пока не убедится, что готова лететь, после чего совершает свой первый полёт.

– Скажите, чем похожи эти тексты и чем отличаются?( научный, художественный)

– На каком уроке мы можем встретиться с таким текстом?

– Где писал учёный, а где – писатель?

– Ребята, посмотрите на эту выставку.

Здесь собрана маленькая частичка книг, которые написал В. Берестов.

Глядя на его фотографию, и зная его произведения, что можно сказать о характере этого человека? Какой он? (добрый, весёлый, внимательный, очень любит природу и людей, понимает детей и пишет для них так, чтобы интересно было читать его произведения)

– Кому из вас захотелось ещё почитать рассказы и сказки В. Берестова?

Закрепление новых знаний

– А сейчас я предлагаю вам поработать в группах и составить 2 «толстых» и 2 «тонких» вопроса для своих товарищей.

Таблица ” толстых ” и ” тонких ” вопросов.

Почему Вы считаете.

Предположите, что будет, если.

Было ли? Согласны ли Вы?

Деление сказки на части

– Ребята, давайте вернёмся к нашей загадке. В загадке и в сказке 3 части. Разделите сказку на части так, чтобы они соответствовали частям загадки.

1. Гусеница Жизнь гусеницы

2. Куколка Образование кокона или сооружение кокона, кокон – дом

3. Бабочка Появление бабочки

– Скажите, важны ли были знания, полученные на этом уроке, для построения отношений с другими людьми?

– Расскажите, в какой жизненной ситуации они могут пригодиться?

– Предлагаю вам написать цифровой диктант. Вы видите, на слайде записаны черты характера человека.

– Я читаю ситуацию из жизни, а вы записываете номер, который вы выберите для ответа.

Витя шёл домой. Вдруг он увидел большую собаку, которая лаяла на девочку из соседнего дома. Витя очень испугался и спрятался в ближайший подъезд. (4)

Когда мама пришла с работы, Света рассказала ей, что это она нечаянно вымазала скатерть на столе. (1)

Маленький братик показал Даше свой рисунок. Он был очень доволен своей работой. Даша похвалила братика. Девочка знает, что, когда братишка подрастёт, она научит его рисовать ещё лучше. (3)

Папа рассказывает Коле, как нужно правильно держать гвоздь и молоток. Но Коля не слушает папу, он уверен, что всё делает правильно и в советах не нуждается. (5)

Ученики 3 класса всегда здороваются со всеми взрослыми в школе, говорят спасибо всем работникам столовой, уступают место девочкам. (2)

– Друга с какими чертами характера вы хотели бы иметь?

– Прочитайте пословицу: Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой.

– Для чего я вам напомнила об этой пословице?

– Волшебниками вы были на уроке, теперь я хочу превратить вас в учителей. Оцените этот урок с помощью таблицы «понравилось, не понравилось, было интересно»

– Оценивание работы учащихся на уроке (словесное и выставление отметок)

– Оцените своё настроение на уроке, раскрасив бабочку.

Перечитать сказку, нарисовать «портреты» героини к каждой части, подписать их словами из текста.

Урок по теме: В.Берестов “Честное гусеничное”

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №28″Адаптивная школа” г.Волжского

Тимошина Г.В. 2014-2015учебный год

Литературное чтение. 2 класс.

Тема урока:Самое обыкновенное чудо. В.Берестов «Честное гусеничное».

Тип урока – ОНЗ (открытие новых знаний)

– Формируем умения отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного.

– Развиваем умения формулировать основную мысль текста, соотносить основную мысль с заглавием

– Формируем умения выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения.

– Духовно-нравственное развитие личности, способность оценивать поступки героев с точки зрения нравственности и этики, воспитание честности, сострадания.

Оборудование: у чебник по Литературному чтению”Маленькая дверь в большой мир” 2 класс, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую, подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД

1. Р азвиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. У мение работать в паре.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать с планом.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки.

2 .Воспитание честности, способности к познанию.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: