Правый блок переключения
Переключатели на два направления: однополюсные, двухполюсные, одноклавишные
Переключатель на два направления (двухполюсный) также относится к электрическим коммутационным устройствам, как и обычный (однополюсный) выключатель. Но если последний позволяет только разорвать или соединить электрическую цепь, то переключатели могут оперировать несколькими соединениями. На рисунке ниже наглядно показаны их основные отличия.
Схематическое изображение различных коммутационных устройств
На рисунке показано:
- обычный выключатель и вариант его подключения;
- пример использования сдвоенного выключателя;
- подключение двухполюсного выключателя;
- коммутатор.
Заметим, что переключатели могут быть на два и более направлений, например, четырехполюсный или силовой трехфазный. О последних имеет смысл рассказать более подробно.
Трехфазные коммутаторы
Трехфазные силовые переключатели широко применяются в схемах управления мощными асинхронными электродвигателями, их назначение – переключение обмотки со «звезды» на «треугольник». Такая реализация позволяет существенно снизить пусковой ток. На рисунке показана схема такого подключения.
Схема переключения обмоток электродвигателя
Обозначения на схеме:
- А, В, С – фазы питания;
- С1, С2, С3, С4, С5, С6 – выходы обмоток электродвигателя;
- SA – трехполюсный силовой коммутатор.
Запуск электродвигателя происходит, когда его обмотки соединены «звездой», при входе в штатный режим, осуществляется переключение на «треугольник».
Многопозиционные коммутаторы модульного типа
Кулачковый пакетный переключатель — наиболее распространенный тип данных устройств, как и другие коммутаторы, он применяется для управления различными видами электрических нагрузок.
Кулачковые переключатели
Сфера применения кулачковых коммутаторов довольно обширна, приведем несколько примеров их использования:
- коммутационные щиты управления переменным и постоянным током;
- системы аварийного выключения, автоматического ввода резерва, переключения режимов работы электродвигателей;
- управление трансформаторными подстанциями и освещением;
- оборудование для подстанций (управление заземлителями, секционными выключателями, разъединителями и т.д.);
- переключение режимов нагревательного оборудования (включение, выключение, переключение электронагревательных элементов нагрузки);
- выбор режима работы электросварочного оборудования и т.д.
Кулачковые переключатели состоят из нескольких пакетов (каждый из которых отвечает за коммутацию одной линии), помещенных в один корпус. На нижнем рисунке показано устройство такого пакета.
Пакет кулачкового коммутатора
Обозначения на рисунке:
- a — зафиксированные контакты (4 шт.), к которым подключаются провода;
- b – специальный выступ «кулачек», который позволяет удерживать и перемещать шток;
- c – группа передвижных контактов (в данном типе их две);
- d – два направляющих паза (позволяют штоку совершать поступательные движения);
- e – покрытые изолирующей оболочкой два штока;
- f – контакты (8 шт.), как правило, изготовленные из сплава, содержащего серебро;
- g – пакет;
- h – две резьбовых шпильки (фиксируют пакет и крышку);
- I – ротор;
- J – четыре пружины (возвращают шток в замкнутое положение);
- k- соединяющий рукоять с ротором вал;
- l – четыре винта для зажима проводов кабеля.
Заметим, что пакетный рубильник (кулачковый коммутатор) может быть на несколько положений, включая нулевое, то есть когда контакты разъединены. На рисунке показано состояние коммутатора в нейтральном положении.
Схематическое изображение переключателя в нулевом положении
Коммутатор ABB в режиме нулевого положения
Заметим, что все основные характеристики коммутаторов указываются на корпусе устройств, там отображаются:
- тип коммутатора;
- номинальный ток, на который рассчитан переключатель;
- схема и таблица коммутации;
- класс защиты.
Ниже показана схема и таблица коммутации, изображенная на корпусе переключателя направления вращения SPAMEL.
Схема и таблица коммутации переключателя SPAMEL
Благодаря такой таблице наглядно видно, в каком положении, какие группы контактов соединяются.
Использование в быту
Переключатели не так часто используются в быту, как выключатели, но, тем не менее, есть задачи, в которых без них обойтись невозможно. Например, когда необходимо управлять освещением с разных мест. Переключатели могут быть установлены на входе в комнату и возле кровати (чтобы не подниматься выключать свет) или в разных концах длинного коридора.
Реализация такой схемы управления довольно простая, ее изображение показано на рисунке ниже.
Схема включения освещения с двух разных мест
Обозначения на рисунке:
- А, В – переключатели;
- L – осветительный прибор.
При необходимости управлять освещением из большего количества мест, схему можно незначительно усложнить, добавив в нее промежуточный коммутатор.
Управление освещением из трех разных мест
Обозначения на рисунке:
- A,B – двухпозиционные коммутаторы;
- С – промежуточный двойной переключатель двух направлений;
- L1 – осветительный прибор.
Заметим, что взяв данную схему за основу, можно управлять освещением с трех и более мест. Для этого достаточно добавить в нее необходимое количество промежуточных коммутаторов, подключаются они так же, как и устройство «С» на представленной выше схеме.
Как подключить
Приведем пример реализации схемы управления освещением с двух мест, используя для этого переключатели Легранд (Legrand). Этот производитель выпускает надежные бытовые модели серии Cariva и Valena, цена которых ненамного отличается от стоимости обычных выключателей.
Прежде чем купить переключатели, обратите внимание на различные исполнения, они могут быть как для скрытой, так и открытой проводки, а также с подсветкой и индикацией положения на коробке (корпусе).
Напоминаем, что все работы, связанные с подключением электрооборудования необходимо выполнять только при полном обесточивании электрических цепей. Поэтому прежде, чем приступать к действиям, убедитесь в том, что электричество выключено, желательно для этого использовать специальный прибор (пробник).
Схематическая реализация поставленной задачи показана на рисунке ниже.
Схематическое изображение установки двойного управления освещением
Синим цветом обозначен нулевой провод, красным – фаза. Заметим, что все коммутации должны выполняться именно с фазой.
Как подключается одноклавишный коммутатор, видно на нижнем рисунке.
Схема монтажа двух одноклавишных переключателей Legrand
Подключение коммутаторов для управления с трех мест выглядит следующим образом.
Подключение для управления освещением из трех разных мест
Как видите, одноклавишный или двухклавишный выключатель на два направления подключить не сложно, при этом он поможет сделать управление освещением в вашей квартире более комфортным.
Обзор беспроводного блока переключения
Приветствую всех. Сегодня хотелось бы рассмотреть беспроводной RF блок переключения. Данное устройство было заказано на китайской торговой интернет площадке, оригинальное название устройства – 1CH RF Wireless Remote Switch Receiver&Transmitter Light Lamp LED SMD ON OFF Switch Wireless 10A Momenrary Toggle Latched. В название китайцы влепили прямо таки весь функционал, об этом ниже. На площадках AliExpress, eBay, TinyDeal и др. подобные устройства можно найти вбив в поиск словосочетание “remote control switch” или “RF remote switch”. Решение приобрести подобное устройство толкнуло больше всего то, что ничего подобного в своем городишке в продаже найти не удалось, да и цена составляет порядка 8-10 уе, не много.
Итак, само устройство представляет собой блок приемника с релейным модулем и абсолютно любым RF-брелком, работающим на той же частоте, что и приемник. В комплект входит непосредственно сам брелок, платка или модуль управления и корпус к ней (плате). Внешние размеры корпуса составляют 81 х 37 х 21 мм (длинна с учетом “ушек” для крепления корпуса к какой-либо поверхности).В корпусе устройства предусмотрены крепления и отверстия для проводов. Стоит отметить, что отверстия слегка маловаты – два отверстия 3х4 мм и одно 3х6 мм (всего 3 шт.). Во многих случаях придется “допиливать”. Также стоит отметить, в дополнение к маленьким отверстиям в корпусе, клеммные блоки для подсоединения проводов к блоку приемника не вмещают в себя толстые провода. То ли это особенность зеленых клеммников, то ли они бракованные. Но это совсем не критично. Как говорится сила есть, ума не надо.
Существует несколько вариантов и комбинаций такого бока переключения: 220 вольт, 12 вольт; 1 канальный, 2х канальный и большее количество каналов. Напряжения 220 и 12 вольт указывают на то напряжение, от которого он запитывается. Под каналом имеется ввиду реле, то есть 1 реле в 1 канальном блоке, 2 реле в 2х канальном блоке. Рассматривается 1 канальный блок на 220 вольт.
- напряжение питания всей схемы 220 вольт (или 12 вольт в другом исполнении)
- рабочая частота может выбираться от 266 МГц до 433 МГц (по желанию покупателя, хотя можно попробовать и самому)
- максимальный коммутируемый ток 10А
- коммутируемое напряжение от 0 до 230 вольт (этот и предыдущий пункт фактически параметры реле)
- количество каналов управления 1
- дистанция приема сигнала с брелка от 20 до 200 метров (этот параметр зависит скорее от самого брелка)
- чувствительность приемника -105 дБ
- 3 режима работы блока
- возможность обучения блока командам от разных брелков и удаление команд
- память команд брелков до 12 штук
- индикация при обучении или удалении команд
- рабочая температура от -10 до +60 градусов С
Устройство поставляется покупателю с уже обученным блоком для брелка в комплекте.
Дальность приема действительно в среднем соответствует заявленным параметрам производителя – уверенно принимает на расстоянии даже 100 метров.
Продолжим. Одной из особенностей этого девайся является возможность работать в 1 из 3х режимов:
- Latched (перемычка снята) – с фиксацией кнопок, при нажатии одной кнопки на брелке реле переключается в одно положение, при нажатии другой кнопки на брелке, реле переключается в противоположное положение, то есть одна кнопка включает, другая выключает
- Momentary (перемычка замыкает контакты “М” и “G”) – задействована только одна кнопка брелка, она же и перебрасывает реле в противоположные положения при каждом нажатии, то есть эта кнопка и включает, и выключает
- Toggle (перемычка замыкает контакты “T” и “G”) – также задействована только одна кнопка брелка, фиксации нажатия нет, при нажатии и удерживании реле находится в одном положении, при отпускании кнопки брелка реле перебрасывается в другое положение, то есть нажато включено, отжато выключено
Штырьки для перемычки находятся возле светодиода, шелкография присутствует, найти контакты “M”, “G”, “T” не составит труда.
Процедура добавления и удаления команд брелков: в первую очередь отыскиваем на платке кнопку, с помощью ее и будет происходить запись и удаление команд. Чтобы войти в режим обучения, необходимо нажать и удерживать эту кнопку около 3 секунд, как только светодиод помигал, значит мы находимся в режиме обучения. Далее необходимо нажать кнопку на брелке, светодиод на блоке приемника моргнет 2 раза, это значит команда успешно сохранилась в памяти. Чтобы удалить коды брелков, необходимо нажать и удерживать кнопку на блоке приемника около 8 секунд, как только светодиод загорится, память будет очищена от всех команд.
Что собой представляет схемное решение блока RF приемника. Сердце схемы, по видимому, микроконтроллер, но его название хитрые китайцы решили стереть. Запоминание команд от брелков происходит в EEPROM памяти (отдельная микросхема atmel 24C02N). Управление нагрузкой происходит посредства реле на 10 ампер. Управление катушки реле стандартное через транзисторный ключ. особенностью только рассматриваемой модели 220 вольт является питание от этих самих 220 вольт. Происходит это через схему конденсаторного питания. Делитель конденсатор – резистор, выпрямительный диод, а точнее по схеме – диодный мост, стабилитрон, несколько конденсаторов и микросхема 78L05. Опасно если эти 5 вольт трогать руками, так как 5 вольт там относительно самих себя выходят, а относительно земли там все те же 220 вольт. Но нет необходимости туда совать руки, поэтому данное решение принимается в схеме. Но убедительно подчеркиваю еще раз, будьте предельно аккуратны, жизнь не стоит этих свеч. Сам же приемник RF построен по суперрегенеративной системе – применен уже готовый модуль на конкретную частоту сигнала. Это самое дешевое решение и наименее защищено от помех, но все же работает и работает отлично. Схема RF приемника уже содержит антенну необходимой длинны, она компактно скручена спиралькой и занимает минимальное пространство внутри корпуса.
Альтернативным вариантом является схема на основе питания постоянным током 12 вольт. Более безопасно, но требуется отдельный блок питания. В зависимости от предполагаемой области применения в различных вариантах целесообразнее использовать один или другой вариант (вопрос скорее экономии средств).
В догонку об опасности конденсаторного питания в схеме: повода у нас туда при включенных 220 вольт лезть совсем нет, даже в целях переставить перемычку для смены режима работы. Дело в том, что скорее всего при подаче питания в первую очередь в микроконтроллере инициализируется режим, далее просто не будет реакции на перестановку перемычки при включенном питании. Нужно выключить питание, переставить перемычку, включить питание. Тогда все заработает. А вот при обучении кнопок нужно внимательно все делать (в случае добавления нового брелка, брелок в комплекте уже запрограммирован в блоке приемника).
В целом и общем схема построена простенько и очень компактно и в то же время и вполне функционально, содержит все необходимые опции, ничего лишнего. Качество сборки схемы на печатной плате, конечно, соответствует китайским традициям – не смыт полностью флюс с платы, но в остальном все аккуратно и красиво. Корпус кажется слегка хлипковат, но вполне себе держит удар, крышка корпуса крепится не на винты, а на 4 пластмассовых штифта на нижней крышке. Единственной неприятностью было то, что плата внутри корпуса никак не крепится, просто болтается внутри, а отверстия на плате для крепления на шурупы не соответствует креплениям внутри корпуса. Из за этого печатная плата немного болтается внутри, но если подключить провода к плате и закрепить корпус на какой-либо поверхности, плата будет держатся на самих проводах. Не совсем по фен-шую.
Контакты клеммных блоков на обратной стороне печатной платы подписаны шелкографией:
- нормально разомкнутый контакт реле
- нормально замкнутый контакт реле
- общий контакт реле
- переменное напряжение 220 вольт
- переменное напряжение 220 вольт
В соответствии с этой распиновкой можно подключать питание и нагрузку для блока приемника.
Область применения очень широка, ограничивается лишь фантазией радиолюбителя. Для себя покупал для дистанционного управления освещением. На этом все, надеюсь было интересно.
Видео демонстрирующее 3 режима работы устройства.
Блокировочные переключатели
УСТРОЙСТВО:состоит из двух металлических оснований 2 и 5, соединенных тремя стальными рейками 4 и 7. На двух рейках 4 крепятся блокировки 3 типа КЭ-153. В основаниях установлен вал с кулачковыми шайбами 6для переключения блокировок 3. На верхнем конце вала установлена шестерня 1 и указатель положения. На верхнем основании 2, размещен пневмопривод, состоящий из 2-х объединенных цилиндров. Внутри цилиндра находятся два поршня, уплотненные резиновыми манжетами, поршни соединены зубчатой рейкой, которая входит в зацепление с шестерней вала. Цилиндры закрыты крышками 9, на которых установлены вентили ЭВ-55 (8).
РАБОТА: при отсутствии напряжения на катушках вентилей, оба цилиндра через выпускные каналы вентилей сообщаются с атмосферой и переключатель занимает одно из положений. При подаче напряжения на катушку одного из вентилей 8, он срабатывает и пропускает сжатый воздух в цилиндр под поршень. При этом возможно:
- Переключатель занимает заданное положение – цилиндр заполняется сжатым воздухом и переключения не будет.
- Переключатель не занимал заданного положения, тогда под давлением сжатого воздуха, поршень передвигается и зубчатая рейка поворачивает шестерню вместе с валом и кулачковыми шайбами и происходит переключение блокировок.
При снятии напряжения с катушки вентиля, воздух из цилиндра уходит в атмосферу, но переключатель остается в прежнем положении.
ПРИМЕНЕИЕ: на каждой секции электровоза ВЛ-80 с установлено три блокировочных переключателя:
1. Блокировочный переключатель (по схеме БП). Служит для переключения в цепях управления, для работы секции в режиме «Тяга» – указатель вправо или «Торможение» – указатель влево. Установлен в высоковольтной камере ВВК1, над ТРПШ.
2. Блокировочный переключатель «Переключатель режимов» (по схеме ПР). предназначен для дистанционного отключения неисправной секции, имеет положения «Включено» – указатель влево и «Отключено» – указатель вправо. Установлен слева и сзади компрессора.
3. Блокировочный переключатель (по схеме 436).Служит для подключения блокировок аппаратов секций к лампам сигнального или расшифровывающего табло. Имеет один вентиль – по схеме 436. Вместо второго вентиля установлена отключающая пружина 9. при подаче напряжения на катушку вентиля 436, он срабатывает, пропускает воздух в цилиндр, поршень передвигается, поворачивая вал с кулачковыми шайбами, переключаются блокировки и сжимается отключающая пружина. При снятии напряжения с катушки вентиля 436, воздух уходит из цилиндра в атмосферу, и под действием усилия сжатой пружины поршень передвигается обратно и блокировки переключателя размыкаются. Установлен на блоке силовых аппаратов ВВК2, за компрессором.
На электровозе ЭП1М установлены два одинаковых переключателя подобных БП 436.
4. Блокировочный переключатель (по схеме SA3, SA4).Служит для включения блокировок в основных цепях управления электровоза ЭП1М со стороны 1-й или 2-й кабины управления. Также имеют пружину вместо второго вентиля.
Контрольные вопросы по темам: «Переключатель кулачковый двухпозиционный», «Контроллер машиниста», «Быстродействующий выключатель», «Блокировочные переключатели».
- Какие электромагниты установлены в БВ?
- В качестве каких аппаратов применяется ПКД-142?
- Какие условия необходимы для переключения ПКД-142?
- Как определить положения ПКД-142 по силовым контакторам или по штоку поршня?
- Что обеспечивает контроллер машиниста?
- Как в контроллере исключаются ошибки машиниста при управлении электровозом?
- Сколько модификаций КМ было сделано на ВЛ-80 с , и чем они отличаются друг от друга?
- Из каких элементов состоит блокировочный переключатель?
- Сколько БП на секции и что они обеспечивают?
- Для чего предназначен БВ?
Переключающие устройства однопутной автоблокировки
Для переключения цепей автоблокировки в зависимости от установленного направления движения используют схему изменения направления, в цепь которой Н-ОН на каждой сигнальной установке включают реле направления Я. Последовательно соединенные реле Я получают питание всегда со стороны станции, установленной на «Прием». Через контакт поляризованного якоря реле Я включают его повторители 1Н и 2Н (рис. 38, а).
У спаренных путевых светофоров 5/6 при нечетном направлении движения по светофору 5 реле Я получает прямую полярность тока (плюс источника подается на вывод 4), при изменении направления на чётное по светофору 6 – обратную полярность (плюс источника на вывод 1). При направлении движения у одиночного путевого светофора 3 реле Я получает прямую полярность тока, а у светофора 4 – обратную.
Реле /Я спаренной сигнальной установки всегда включается через нормальный контакт поляризованного якоря реле Я, реле 2Я – через переведенный. Реле /Я одиночной сигнальной установки при направлении движения по данному светофору включают через нормальный контакт реле Я, при встречном направлении движения по данному светофору – через переведенный.
На каждой одиночной и спаренной установке применяют одно линейное реле Л и одну линейную батарею ЛБ (рис. 38, б). В зависимости от направления движения реле Л переключается и осуществляет связь данного светофора с впереди стоящим и работает так же, как и при двухпутной автоблокировке.
Рис. 38. Переключающие устройства однопутной автоблокировки
При нечетном направлении движения у спаренных светофоров 5/6 линейная батарея ЛБ фронтовыми контактами реле 1Н включается в линейную цепь для питания реле Л позади стоящего светофора, реле Л тыловыми контактами реле 2Н включается в линейную цепь впереди стоящего светофора.
У одиночной сигнальной установки, совпадающей с направлением движения (светофор 3), источник ЛБ фронтовыми контактами реле Ш включается в линейную цепь к позади стоящему светофору, реле Л тыловыми контактами реле 2Н-в линейную цепь впереди стоящего светофора. У одиночной сигнальной установки, не совпадающей с направлением движения (светофор 4), линейная цепь замкнута напрямую и из нее реле Л и источник ЛБ полностью выключены.
При изменении направления на четное происходит переключение линейных цепей; у светофора 4, совпадающего с направлением движения, реле Л включается в линейную цепь к впереди стоящему светофору, а источник Л Б – к позади стоящему светофору; у светофора 3, не совпадающего с направлением, линейная цепь замыкается напрямую и из нее реле Л и источник ЛБ выключаются.
На рис. 38, в показано включение сигнальных реле С, являющихся повторителями линейных реле Л. На спаренных установках реле С включается только контактом реле Л; на одиночных установках, не совпадающих с направлением движения, реле С получает питание через фронтовой контакт реле 2Н. Фронтовой контакт реле С используется в цепи диспетчерского контроля. Включение сигнальных цепей светофоров четного и нечетного направлении движения показано на рис. 38, г.
Лампы светофора нечетного направления на спаренных установках включаются фронтовым контактом реле 1Н, четного _.
контактами реле 2Н; на одиночных установках лампы .светофора включаются всегда фронтовым контактом реле 1Н при условии питания реле Н током прямой полярности.
При однопутной автоблокировке постоянного тока на каждой сигнальном установке применяют одно общее импульсное реле И1 и одну путевую батарею ПБ (рис. 39, а). Источник импульсного питания всегда включается с входного конца блок-участка а импульсное путевое реле И1 – с выходного.
В зависимости от направления движения начало и конец каждого блок-участка меняются местами, поэтому требуется переключать источник питания и реле И1 в смежных рельсовых цепях. с ‘ то переключение осуществляется контактами реле 1Н и 2Н каждой сигнальной установки ца перегоне.
Концы рельсовых цепей у каждой сигнальной установки обозначают так: на спаренной перед светофором нечетного направления 111, перед светофором четного направления 2П; у одиночной, совпадающей с направлением движения, перед светофором Ш, за светофором 2П. т р
^При нечетном направлении движения на спаренной сигнальной установке 5/6 фронтовыми контактами реле 1Н в рельсовую цепь 217 включается импульсное питание от ПБ, а тыловыми контактами реле 2Н в рельсовую цепь 1П – импульсное путевое реле И1; у одиночной сигнальной установки 4, не совпадающей с направлением движения, образуется разрезная рельсовая цепь.
Импульсное путевое реле, включенное с входного конца разрезного блока-участка у светофора 5, должно контролировать состояние двух рельсовых цепей, входящих в этот блок-участок. В месте разреза осуществляется трансляция импульсов постоянного тока из рельсовой цепи 2П в рельсовую цепь 1П при свободном блок-участке.
Тыловыми контактами реле 1Н в рельсовую цепь 2П включается реле И1. Это реле принимает импульсы тока от позади стоящего светофора нечетного направления. Работу реле И1 повторяет реле И2, которое, замыкая свой контакт синхронно с контактом реле И1, осуществляет трансляцию импульсов в рельсовую цепь 177.
У одиночной сигнальной установки, совпадающей с направлением движения, порядок включения рельсовых цепей такой же, как и на спаренной.
В автоблокировке переменного тока применено разделение аппаратуры рельсовых цепей (рис. 39, б), поэтому у каждой сигнальной установки имеются два импульсных путевых реле 1И и 2И и два путевых трансформатора 1ПТ и 2ПТ, включаемых соответственно в рельсовые цепи 1П и 217.
Источник питания кодовой рельсовой цепи всегда включается с выходного конца блок-участка, а импульсное путевое реле – с входного. При изменении направления движения начало и конец каждого блок-участка меняются местами, в связи с чем требуется переключать на каждом конце рельсовой цепи источник питания 1ПТ (2ПТ) и импульсное путевое реле 1И (2И). Переключение производится усиленными контактами реле 1ПТ и 2ПТ, являющихся повторителями реле направления 177 и 2Н.
При нечетном направлении движения на спаренной сигнальной установке 5/6 фронтовыми контактами реле 1ПТ в рельсовую цепь 1П включается кодовое питание от 1ПТ через контакттранс-миттерного реле 1Т, в рельсовую цепь 2П тыловыми контактами реле 2ПТ – импульсное путевое реле 2И.
У одиночного светофора, не совпадающего с нечетным направлением движения, образуется разрезная рельсовая цепь. Тыловыми контактами реле 1ПТ в рельсовую цепь 1П включается реле 1И и работает от кодовых импульсов тока, посылаемых от впереди стоящего светофора 5 нечетного направления. Работу реле 1И повторяет трансмиттерное реле 2Т и транслирует кодовые импульсы в рельсовую цепь 217.
При изменении направления на четное на спаренной установке 5/6 выключаются реле 1Н и 1ПТ и включаются реле 2Н и 2ПТ. Реле 2ПТ, притягивая якорь, осуществляет переключение рельсовой цепи 2П (отключает реле 2И и включает источник пи тания 2ПТ); реле 1ПТ производит переключение рельсовой цепи 1П (отключает питание 1ПТ и включает реле 1И).
У одиночного светофора 4, совпадающего с четным направлением движения, возбуждаются реле 1Н и 1ПТ и выключаются реле 2Н и 2ПТ. Реле 1ПТ производит переключение рельсовой цепи 1П (отключает реле 1И и включает источник питания 1ПТ); реле 2ПТ переключает рельсовую цепь 2П (отключает источник питания 2ПТ и включает реле 2И).