Подшипники коленвала 52*20*12 – как проверить качество?
Подшипники коленвала 52*20*12 – как проверить качество?
Главное меню
Судовые двигатели
Проверка зазоров в подшипниках коленчатого вала и раскепов в двигателе
Вследствие износа шеек вала и антифрикционного сплава подшипников в процессе длительной эксплуатации происходит увеличение зазоров в них. С увеличением зазора в подшипнике ухудшается стабильность масляного слоя в нем, увеличивается трение и износ трущихся поверхностей. Кроме того, при больших зазорах вследствие действия ударных нагрузок на подшипник возможно появление трещин в антифрикционном слое и его выкрашивание. Величины монтажных и предельно допустимых зазоров для различных подшипников указываются в руководстве по эксплуатации двигателя.
Зазоры в подшипниках коленчатого вала измеряют щупом или при помощи свинцовой выжимки. Зазор, т. е. расстояние между поверхностью шейки и рабочей поверхностью вкладыша в собранном подшипнике, измеряют щупом со стороны обоих торцов при трех-четырех положениях мотыля. Средняя величина результатов измерений принимается за величину зазора. Следует иметь в виду, что истинная величина зазора всегда несколько больше, чем замеренная щупом.
Более точно зазор может быть измерен с помощью выжимки. Для этого на шейку вала при снятой крышке подшипника укладывают в поперечном направлении три кусочка свинцовой проволоки с диаметром, на 0,2— 0,3 мм большим, чем предполагаемая величина зазора. Затем подшипник собирается, крышка его нормально обжимается и коленчатый вал проворачивается на некоторый угол. Вскрыв затем подшипник, снимают обжатые проволочки и микрометром или точным штангенциркулем измеряют их толщину, которая равна величине зазора.
Осевые зазоры в установочном (упорном) рамовом подшипнике измеряют щупом.
Величину зазора в подшипнике можно регулировать с помощью набора прокладок в плоскостях разъема подшипника, если они предусмотрены конструкцией дизеля. У большинства современных дизелей зазоры в подшипниках в процессе эксплуатации не регулируются, а при достижении предельно допустимых величин зазоров заменяют вкладыши или отправляют двигатель для ремонта на завод.
Большую опасность для коленчатого вала представляет неправильная его укладка или неодинаковый износ рамовых подшипников, в результате чего ось вала изгибается. О величине прогиба вала судят по раскепам, т. е. разностям расстояний между щеками мотыля при двух его диаметрально противоположных положениях.
Раскепы определяют для вертикальных и горизонтальных положений мотыля. Предельно допустимые значения раскепов указываются в инструкции к дизелю. При недопустимых значениях раскепов необходима замена отдельных вкладышей рамовых подшипников или переукладка коленчатого вала.
Зазоры в головном подшипнике шатуна тронкового двигателя измеряют щупом при разобранной поршневой группе деталей; в верхнюю головку шатуна вставлен палец без поршня. Изношенные втулки головных подшипников заменяют.
Особое внимание необходимо при осмотрах, затяжке и шплинтовке мотылевых болтов .
Подшипники коленчатого вала – проверка
1 При ремонте всегда рекомендуется заменять старые вкладыши новыми, однако старые вкладыши не торопитесь выбрасывать – они многое могут рассказать о состоянии ремонтируемого двигателя. Цветная идентификационная метка на тыльной стороне вкладыша может быть использована дилером для идентификации размерной группы подшипников коленвала.
2 Разрушение подшипников происходит вследствие недостатка смазки, избытка в масле грязи и инородных включений, перегрузки двигателя или коррозии (см. рис.). Вне зависимости от причины разрушения подшипников, она должна быть устранена до сборки двигателя, чтобы этого не произошло снова.
3 Для осмотра вкладышей снимите их с двигателя, демонтировав крышки/блок крышек коренных и шатунных подшипников. Разложите вкладыши на чистой горизонтальной поверхности в порядке их расположения на двигателе. Это даст возможность сопоставить проблемы вкладышей с соответствующими цилиндрами. Вкладыши требуют деликатного обращения – их рабочие поверхности легко поцарапать даже пальцами.
4 Грязь и прочие инородные частицы проникают в двигатель разными путями. Они могут остаться в двигателе после сборки или проникнуть через фильтры или вентиляцию картера. Они могут попасть в масло, а с ним – в подшипники. Часто присутствуют в масле металлические частицы, являющиеся продуктами нормального износа или механической обработки деталей. Абразивы часто остаются в двигателе после его ремонта, особенно в том случае, если после обработки двигатель был плохо промыт. Вне зависимости от источника, эти инородные частицы заканчивают свой путь часто вкрапленными в мягкий металл вкладышей, где их легко узнать. Крупные частицы оставят царапины и на шейке, и на вкладыше. Лучшим средством от этих болезней является чистота – мойте тщательнее все компоненты двигателя и содержите все в безупречной чистоте в процессе сборки. Рекомендуется также частая и регулярная смена масла и фильтра.
5 Масляное «голодание» (или прекращение подачи смазки) имеет много взаимосвязанных причин. Повышенная температура (масло становится недопустимо жидким), перегрузка (выдавливает смазку из подшипников скольжения), утечка масла через увеличенные зазоры в подшипниках, изношенный масляный насос, высокие обороты двигателя провоцируют прекращение смазки. Забитые грязью каналы смазки, сужение каналов вследствие рассовмещения отверстий для прохода масла во вкладышах становятся причиной масляного голодания подшипников и преждевременно выводят их из строя. Если недостаток смазки явился причиной выхода вкладыша из строя, мягкий материал подшипника скольжения сотрется с металлической подложки вплоть до полного удаления. Увеличенная температура трения раскрасит подложку вкладыша в цвета побежалости.
6 На продолжительность жизни вкладышей сильно влияет стиль вождения. Полный дроссель («педаль в пол», «полная дыра»), езда «внатяг» создают большие нагрузки на подшипники коленвала, выдавливая масляную пленку из их зазоров. Эти нагрузки ослабляют вкладыши, оставляя усталостные микротрещины в их рабочих поверхностях. Растрескавшийся материал отстает от подложки кусочками.
Рис. 17.2. Типичные повреждения вкладышей
7 Поездки на короткие дистанции ведут к коррозии подшипников, поскольку конденсат и коррозионные газы не удаляются из непрогретого моторного масла и образуют в нем кислоту и шлам. Все это подается вместе с маслом к подшипникам скольжения.
8 Неправильная установка подшипников естественным образом ведет к их износу. Перетянутые подшипники имеют недостаточные зазоры, недостаточные зазоры имеют недостаточную смазку. Грязь и инородные включения забивают недостаточные зазоры, оставляя подшипники без смазки.
9 При сборке старайтесь не трогать рабочие поверхности вкладышей, поскольку ее легко поцарапать или оставить на ней грязь. Протирать вкладыши можно только чистой салфеткой, не оставляющей ворсинок.
10 Как уже отмечалось, экономия на замене вкладышей может обернуться повторным капитальным ремонтом двигателя.
Подшипники коленвала 52*20*12 – как проверить качество?
В постелях коренных подшипников со 2-го по 7-ой установлены форсунки для охлаждения поршней.
В нижней части цилиндров между постелями коренных подшипников установлены форсунки для охлаждения поршней.
Резьба болтов покрыта средством против самоотвинчивания.
При замене вкладышей подшипников (в том числе и при использовании обменного коленчатого вала) для распределения вкладышей подшипников в блок-картере двигателя существует классификация.
Вкладыши подшипников с желтой маркировкой вложить в блок цилиндров.
1. Вкладыши со сквозной канавкой для подвода масла и одним удерживающим выступом установить в блок двигателя.
2. Вкладыши без сквозной канавки для подвода масла и с двумя удерживающими выступами установить в крышку подшипника.
Упорный подшипник коленвала установлен на опоре 6.
Установить вкладыш упорного подшипника в блок цилиндров.
В соответствии с диаметром коренных шеек коленчатый вал имеет желтую, зеленую или белую маркировку.
Классификация вкладышей для крышек подшипников отмечена на коленчатом вале желтой, зеленой или белой маркировкой.
Цветовая маркировка вкладышей в крышках коренных подшипников должна соответствовать маркировке коленвала.
1. Вкладыш подшипника
2. Упорный подшипник
Крышки подшипников 1 . 5 имеют маркировку на стороне выпуска.
Крышки подшипников 6 и 7 не имеют маркировки.
Крышка подшипника 6 является упорным подшипником.
Вставить коленчатый вал, установить приспособление 00 2 590 (Plastigage Typ PG1) на очищенный от масла коленчатый вал.
Не допускать проворачивания коленчатого вала.
Выровнять крышку подшипника с постелью по боковой плоскости.
Для проверки зазора в коренном подшипнике использовать старые болты крепления.
В глухих отверстиях не должно быть масла (опасность появления трещин).
2. Затянуть болты крепления коренных подшипников с помощью приспособления 00 9 120 на заданный угол.
При необходимости для корректировки зазора в подшипнике следует использовать новые вкладыши с другой цветовой маркировкой.
Смазать моторным маслом вкладыши коренных подшипников и коленчатый вал.
Установить крышку коренного подшипника таким образом, чтобы направляющие шлицы вкладыша подшипника находились на одной стороне.
Выровнять крышку подшипника с постелью по боковой плоскости.
Как правило, необходимо заменить болты крепления крышек коренных подшипников на новые.
В глухих отверстиях не должно быть масла (опасность появления трещин).
На двигатели с блоком цилиндров из серого чугуна и двигатели с масляным насосом, встроенным в успокоитель уровня масла, промежуточные вставки не устанавливаются.
Установить промежуточные вставки для повышения жесткости и наживить болты крепления.
Установить и наживить болты крепления коренного подшипника.
Затянуть болты крепления промежуточных вставок из листового металла для повышения жесткости.
1. Затянуть все болты крепления крышек коренных подшипников с предписанным моментом затяжки.
2. Вывернуть болты крепления крышки коренного подшипника 6.
3. Постучать по коленчатому валу сзади и спереди пластмассовым молотком, чтобы выровнять упорный подшипник (не допускать повреждения коленчатого вала).
4. Затянуть болты крепления крышки коренного подшипника 6 с предписанным моментом затяжки.
5. Затянуть все болты крепления крышек коренных подшипников с помощью приспособления 11 2 110 или приспособления 00 9 120 на заданный угол.
При превышении допустимого осевого зазора проверить и при необходимости заменить коленвал, вкладыши упорного подшипника и блок цилиндров.
Подшипники коленвала 52*20*12 – как проверить качество?
В постелях коренных подшипников со 2-го по 7-ой установлены форсунки для охлаждения поршней.
В нижней части цилиндров между постелями коренных подшипников установлены форсунки для охлаждения поршней.
Резьба болтов покрыта средством против самоотвинчивания.
При замене вкладышей подшипников (в том числе и при использовании обменного коленчатого вала) для распределения вкладышей подшипников в блок-картере двигателя существует классификация.
Вкладыши подшипников с желтой маркировкой вложить в блок цилиндров.
1. Вкладыши со сквозной канавкой для подвода масла и одним удерживающим выступом установить в блок двигателя.
2. Вкладыши без сквозной канавки для подвода масла и с двумя удерживающими выступами установить в крышку подшипника.
Упорный подшипник коленвала установлен на опоре 6.
Установить вкладыш упорного подшипника в блок цилиндров.
В соответствии с диаметром коренных шеек коленчатый вал имеет желтую, зеленую или белую маркировку.
Классификация вкладышей для крышек подшипников отмечена на коленчатом вале желтой, зеленой или белой маркировкой.
Цветовая маркировка вкладышей в крышках коренных подшипников должна соответствовать маркировке коленвала.
1. Вкладыш подшипника
2. Упорный подшипник
Крышки подшипников 1 . 5 имеют маркировку на стороне выпуска.
Крышки подшипников 6 и 7 не имеют маркировки.
Крышка подшипника 6 является упорным подшипником.
Вставить коленчатый вал, установить приспособление 00 2 590 (Plastigage Typ PG1) на очищенный от масла коленчатый вал.
Не допускать проворачивания коленчатого вала.
Выровнять крышку подшипника с постелью по боковой плоскости.
Для проверки зазора в коренном подшипнике использовать старые болты крепления.
В глухих отверстиях не должно быть масла (опасность появления трещин).
2. Затянуть болты крепления коренных подшипников с помощью приспособления 00 9 120 на заданный угол.
При необходимости для корректировки зазора в подшипнике следует использовать новые вкладыши с другой цветовой маркировкой.
Смазать моторным маслом вкладыши коренных подшипников и коленчатый вал.
Установить крышку коренного подшипника таким образом, чтобы направляющие шлицы вкладыша подшипника находились на одной стороне.
Выровнять крышку подшипника с постелью по боковой плоскости.
Как правило, необходимо заменить болты крепления крышек коренных подшипников на новые.
В глухих отверстиях не должно быть масла (опасность появления трещин).
На двигатели с блоком цилиндров из серого чугуна и двигатели с масляным насосом, встроенным в успокоитель уровня масла, промежуточные вставки не устанавливаются.
Установить промежуточные вставки для повышения жесткости и наживить болты крепления.
Установить и наживить болты крепления коренного подшипника.
Затянуть болты крепления промежуточных вставок из листового металла для повышения жесткости.
1. Затянуть все болты крепления крышек коренных подшипников с предписанным моментом затяжки.
2. Вывернуть болты крепления крышки коренного подшипника 6.
3. Постучать по коленчатому валу сзади и спереди пластмассовым молотком, чтобы выровнять упорный подшипник (не допускать повреждения коленчатого вала).
4. Затянуть болты крепления крышки коренного подшипника 6 с предписанным моментом затяжки.
5. Затянуть все болты крепления крышек коренных подшипников с помощью приспособления 11 2 110 или приспособления 00 9 120 на заданный угол.
При превышении допустимого осевого зазора проверить и при необходимости заменить коленвал, вкладыши упорного подшипника и блок цилиндров.