переход с 8 на 10ти скоростную кассету
Подбор передаточных чисел на велосипеде. Переход на трансмиссии с одной звездой спереди.
Гонка на увеличение количества скоростей, достигнув своего пика на 30-ти скоростных трансмиссиях, резко сменила траекторию, теперь на их месте варианты с 10, 11, 12, 20 и 22 скоростями. Например, велосипеды Author 2019 года: взрослый горный велосипед Author Master 29 c 12-ю скоростями, или же подростковый Author Champion 26 на 10-ти скоростной трансмиссии.
Почему так произошло? По какой причине массово начали переходить на 1x трансмиссии?
Как на странно, уменьшению количества передач поспособствовало. развитие технологий. Более точные переключатели расширенного диапазона, легкие широкодиапазонные кассеты (вплоть до 10-50 вместо 11-36, например), качественные Narrow Wide звезды под “скоростные” цепи, которые, в свою очередь, техника стала позволять делать тонкими, гибкими, но достаточно прочными даже для спорта.
И все же – что это дает?
Для простоты сравнения уточню, как считается передаточное число. Количество зубов на ведущей звезде делится на количество зубов на ведомой.
Итак, возьмем классическую трансмиссию на 9 скоростей, где стоит система 44-34-24 и кассета 12-14-16-18-21-24-28-32-36. Какие, в теории, мы получаем сочетания:
3,6, 3,14, 2,75, 2,44, 2,09, 1,8, 1,57, 1,37, 1,22
2,8, 2,42, 2,12, 1,88, 1,61, 1,41, 1,21, 1,06, 0,94
2,0, 1,71, 1,5, 1,33, 1,14, 1,0, 0,85, 0,75, 0,66
Как вы видите, получается довольно много похожих сочетаний, при которых передачи, по сути, дублируются. Если пренебречь малоощутимой разницей в 0,05 и менее, то мы получаем 21 функциональную передачу. Большинство велосипедистов также практически никогда не пользуется крайними передачами, что еще сильнее сужает используемый диапазон.
Какие варианты нам дает 12-ти скоростная трансмиссия с кассетой 10,12,14,16,18,21,24,28,32,36,42,50 и передней звездой в 34 зуба?
3,4, 2,83, 2,42, 2,125. 1,88, 1,61, 1,41, 1,21, 1,06, 0,94, 0,80, 0,68.
Итого, пользователь получает 12 полноценных передач, при почти полном сохранении диапазона, избавившись от переднего переключателя и необходимости думать, как сочетать передние и задние звезды. Помимо прочего, задний переключатель, в отличие от переднего, легче работает под нагрузкой, переключение более плавное, нет резких провалов при изменении ведущей звезды.
Дополнительным бонусом идет небольшое снижение веса в связи с отказом от манетки и переключателя.
Вот, вы решили идти в ногу со временем и сменить свой устаревший тройник на звезду-неспадайку и поставить кассету большого диапазона. Прежде чем бежать в магазин, проанализируйте,какие передачи вы используете чаще всего, а какие вообще не трогаете. Потратьте немного времени и просчитайте подобную табличку на примере имеющейся трансмиссии.
Изучите, что предлагает рынок. Для тех, кто ищет бюджетных решений, есть 10-ти скоростные кассеты Shimano 11-42. Китайцы же предлагают широкодиапазонные кассеты (11-42, 11-40), уже начиная от 9 скоростей, например, фирма SunRace. Размер передней звезды следует рассчитывать на примере того, что вы для себя прояснили на примере своей трансмиссии. Как правило, NW звезды ставятся в размерах от 32 до 38-40 зубов, что зависит от типа вашего велосипеда и характера катания.
Что еще нужно учесть перед апгрейдом?
Снять “лишние” звезды с тройника – решение соблазнительное, но имеющее сомнительную эффективность. Рассчитанная на перемещение цепи звезда на крайних положениях может пытаться скинуть цепь, а также на кочках и во время резких маневров. Поэтому стоит раскошелиться на звезду-неспадайку, которая обеспечивает стабильное сцепление со звеньями цепи благодаря переменной толщине зубьев.
Задний переключатель также не всегда получится оставить старый, даже если количество скоростей сзади останется неизменным. Не все модели могут работать в широком диапазоне, а также обеспечивать нужный запас длины цепи, если “лапка” переключателя средняя или короткая.
Обобщим плюсы и минусы.
1х трансмиссия
+ легче, плавное переключение, нужно меньше думать, эстетичнее.
– дороже все комплектующие, чуть более быстрый износ, незначительно меньший диапазон .
2х, 3х трансмиссия
+ недорогие комплектующие, большой выбор передач, более высокая износостойкость.
– тяжелее, требует грамотного комбинирования передних и задних звезд, при переключении между передними звездами большой “провал” в усилии, что сбивает каденс.
Нужно ли именно вам переводить свой велосипед на трансмиссию 1х9/10/11/12?
Я не знаю. Решать, как обычно – вам. Главное в погоне за оптимальным обвесом, идеальным внешним видом, минимальным весом и соответствием модным тенденциям не забывать катать, не дожидаясь того момента, когда все в велосипеде будет идеально и неизменно. Спойлер – не будет.
Все Вместе
Апгрейд с 8 на 9 скоростей
Tonic 20.03.2013, 12:20
Requiem 20.03.2013, 21:54
Привет друзья!Подскажите где заспицевать колеса.Купил обода втулки.Кто посоветует грамотного мастера?
http://vse.kz/topic/513057-uslugi-velomehanika/
не сочтите за рекламу, сам ему отдавал на переспицовку)
makca 21.03.2013, 01:00
Доброго дня всем!
И вот износилась у меня полностью цепь на 8-и скоростной системе переключений и я хочу заменить на 9-ти скоростную.
Итак имеем: велосипед с 8-скоростной системой передач (Giant Yukon FX 2011).
Уже куплены: кассета, цепь, монетки, зад.переключатель – все на 9ск.
Вопрос: Нужно ли менять передние звезды (на шатунах которые) на 9-ти скоростные.
Родные шатуны (XCT V2)по спецификации идут на 24 ск.
Если делать по уму, то надо о системе подумать, там возникнет чуть больший перекос из за того что у 3х8 расстояние между звездами отличается чем у 3х9, поэтому и ширина цепей везде разная. Хотя я сам лично укатываю свою систему от 8 скоростной ходовой, в паре с 9 кассетой. Так что сильных проблем может и не возникнуть.
qashqai 21.03.2013, 13:17
Поставил 9 скоростные звезды труватив на ФСА система 3×10. Нлрмально работают с 10х цепью и кассетой, несовместимость не проявляется. Покрайней мере пока.
Думаю что допускаются апгрейды/даунгрейды в пределах 1 скорости. 8-9, 9-10, 10-11.
Отправлено с моего GT-N7100 через Tapatalk
Сообщение отредактировал qashqai: 21.03.2013, 13:18:02
Ash 22.03.2013, 21:20
Поставил 9 скоростные звезды труватив на ФСА система 3×10. Нлрмально работают с 10х цепью и кассетой, несовместимость не проявляется. Покрайней мере пока.
Думаю что допускаются апгрейды/даунгрейды в пределах 1 скорости. 8-9, 9-10, 10-11.
Отправлено с моего GT-N7100 через Tapatalk
где то читал, что передние 3-х звездные системы что на 9 что на 10 почти одно и тоже.
Кстати, 10 ск задние переключатели shimano просто превосходно подходят к 9 ск SRAM шифтерам
Сообщение отредактировал Ash: 22.03.2013, 21:21:06
Doctor Nefario 24.03.2013, 16:23
Поставил 9 скоростные звезды труватив на ФСА система 3×10. Нлрмально работают с 10х цепью и кассетой, несовместимость не проявляется. Покрайней мере пока.
Думаю что допускаются апгрейды/даунгрейды в пределах 1 скорости. 8-9, 9-10, 10-11.
Отправлено с моего GT-N7100 через Tapatalk
Не соглашусь, 9-10 системы нет разницы, а 8-9 не подходят. У 8-ми скоростной звёзды на системе более плоские, сравни большую и особенно среднюю звезду, узкие цепи могут между звёзд проваливаться(из моей практики ремонта, откуда их фиг вытащишь) либо недопереключатся вовремя.
qashqai 24.03.2013, 18:20
Поставил 9 скоростные звезды труватив на ФСА система 3×10. Нлрмально работают с 10х цепью и кассетой, несовместимость не проявляется. Покрайней мере пока. Думаю что допускаются апгрейды/даунгрейды в пределах 1 скорости. 8-9, 9-10, 10-11. Отправлено с моего GT-N7100 через Tapatalk
Не соглашусь, 9-10 системы нет разницы, а 8-9 не подходят. У 8-ми скоростной звёзды на системе более плоские, сравни большую и особенно среднюю звезду, узкие цепи могут между звёзд проваливаться(из моей практики ремонта, откуда их фиг вытащишь) либо недопереключатся вовремя.
разве цепь на 8-9 скоростей расчитана, нет? Возможно что в данном случае стояла цепь только на 9х, поэтому застряла.
Timur_j 24.03.2013, 18:26
там 7-8 имелось в виду.
и вообще, лет 13 назад вышла статья про 9-ск. привод (для ленивых – она на русском языке).
«Колхоз имени Синдзабуро Кампаньолы» или Антимаркетинг
Так получилось, чт о думая о трансмиссии велосипеда маркетологи и велосипедисты всегда решают немного противоположные задачи.
С первыми все просто — они хотят продавать как можно дороже и как можно больше.
Вторые же — хоть и любят тратить деньги на драгоценное хобби — все-таки желают делать это с определенным намеком на разумность. Как минимум — пытаются ее, эту самую разумность — имитировать.
Поскольку в специально организованных местах армию маркетологов уже долгие годы обучают «сравнительно честным способам отъема денег у населения», попробуем что-нибудь этому противопоставить.
«Юному маркетологу»
Основа увеличения выручки компании — представление продуктов в максимальном широком спектре сегментов рынка.
Если коротко, общая теория этого безобразия выглядит так:
Во-первых: мы должны продавать тем, у кого вообще есть хоть какие-то деньги, чтобы покупать нашу продукцию. Тут важно быть настолько дешевым, насколько это возможно — так мы заберем деньги потребителя для которого важна цена. Если мы должны сознательно ухудшить качество собственной продукции, чтобы не конкурировать со своим основным продуктом — мы обязательно это сделаем. Таким путем появляется трансмиссия уровня Shimano SIS, Tourney и Sram X3
Так, для этого сегмента мы готовим товар с внушительными ограничениями, с целью ухватить клиента по минимальной цене — клиента уже отдавшего нам своими деньги и, потенциально, мечтающего о наших товарах следующего уровня.
Во-вторых: мы должны создавать и активно продать товар не имеющий серьезных компромиссов в плане качества и возможности удовлетворять потребности покупателей. То есть — мы должны продавать тем, кому нужен именно наш товар и кто готов приносить свои деньги именно нам, потому что мы делаем именно то что нужно по приемлемой цене.
Для покупателей из второго сегмента — мы заботимся о качественном и массовом товаре, глубоко удовлетворительного качества — этот покупатель — основа нашего материального благополучия.
И, наконец, самое приятное — в-третьих — мы должны продавать товар тем, кто не признает никаких компромиссов в плане качества и готов «за ценой не постоять».
Для нуворишей из третьего сегмента — мы снимаем с себя все ограничения, исполняем все капризы, создаем легенды и снимаем с этих ребят свои финансовые сливки.
Мы делаем DuraAce, XTR, Red, X1 Eagle, SuperRecord.
Все просто, понятно, логично, мы готовы к завоеванию Вселенной — но, что это?
Первые маркетологи столкнувшиеся с этой проблемой поймали за петличку в коридоре парочку инженеров и перепуганные маркетологами инженеры, как обычно, нашли техническое решение экономической проблемы — ввели стандарт.
А давайте, предложили они — придумаем стандарт.
Свой собственный, как Луна-парк.
Так, чтобы все части трансмиссии были совместимы между собой только если их купили у нас.
Маркетологи напряглись — и, конечно, — все потребителю обосновали.
Так начался один из самых великих холиваров. Датой начал можно считать 1984 год, когда Shimano представила индексную трансмиссию — до этого покупатели особо не беспокоились о совместимости компонентов.
Никакого волшебства
Давайте определимся с терминологией и механикой всего этого трансмиссионного дела.
Переключение передач на велосипеде обеспечивает механически связанная конструкция:
Манетка (шифтер, дуал) — задний переключатель скоростей — кассета.
Помимо количества передач, каждый элемент трансмиссии обладает собственными параметрами:
- Манетка — ход тросика.
- Задний переключатель — коэффициент параллелограмма .
- Кассета — количество звездочек и расстояние между ними.
Арифметика простая: ход троса манетки умножается на коэффициент переключателя — получается расстояние перемещения заднего переключателя — оно должно быть максимально близко к расстоянию между звездами кассеты.
Для любых комбинаций, где эта математика складывается с минимальной погрешностью — использование возможно.
Мы не будем приводить здесь все полные таблицы таблицы параметров — их можно найти по ссылкам в конце статьи.
Постараемся описать общие принципы и конкретные, проверенные примеры рабочих комбинаций оборудования разных уровней и производителей.
Если вы катаете исключительно на МТБ, используете только мтб манетки и не планируете никакого колхоза связанного с дуалами и шоссейной трансмиссией, то у меня для вас хорошие новости — большую часть этой статьи можно не читать.
Коэффициент параллелограмма Шимано фиксирован для всех групп от 6-ти до 9-ти скоростей и составляет 1,7.
Вы можете брать ЛЮБОЙ задний переключатель Shimano 7-9 скоростей, без разницы — горный или шоссейный и он будет работать с любой манеткой Shimano на 7-9 скоростей и соответствующей манетке кассетой.
Ограничения — длина лапки переключателя должна соответствовать размеру максимальной звезды кассеты и обязательно учитываться паспортная «емкость переключателя», рассчитываемая по формуле:
Максимальная звезда кассеты — Минимальная звезда кассеты + Максимальная звезда системы — Минимальная звезда системы.
К результату к этой формулу еще докидывается +2 если речь идет о трипле, а не дабле.
Количество скоростей на вашем велосипеде задает именно шифтер и кассета — важно, какая у вас стоит манетка, а не задний переключатель!
Для 10 и 11 скоростей Shimano уже есть различие между шоссейными и горными переключателями.
У них разные коэффициенты параллелограмма:
Шоссе — 1,7 для 10-ти, 1,4 для 11-ти .
МТБ — 1,2 для 10-ти, 1,1 для 11-ти.
(Оба эти стандарта Shimano называет Dyna-Sys — но, как понятно из разных соотношений — они несовместимы).
Задние переключатели Sram на 7-9 скоростей имеют коэффициент параллелограмма 1,1.
Родной коэффициент Sram переключателей — 1.1 — такой же, как у 11-ти скоростного шимановского горного (Dyna-sys).
То есть — если у вас вдруг завалялся 8-9 скоростной Sram переключатель, а вы решили переходить на модную 11-ти скоростную трансмиссию, то возможно решительно сэкономить на заднем переключателе, прикупив только шимановские Dyna-Sys манетку и кассету.
Переключатели Campagnolo бывают двух типов — «старые» и «новые». С коэффициентом, соответственно 1,4 и 1,5.
К «старым» относятся переключатели до 9 скоростей включительно. Найти их уже достаточно проблематично даже на вторичном рынке.
К «новым» — переключатели от 9 скоростей и выше. Да, вы все правильно поняли — 9-ти скоростной переключатель может быть как и старой, так и новой версии. Впрочем, вероятность наткнуться на «старый» — крайне мала.
Отдельный ребус для пользователей представляет из себя шоссейная серия Shimano 4700.
Тут маркетологи Shimano гульнули на все деньги.
Хотя эта серия относится к 10-ти скоростной шоссейной трансмиссии, коэффициент заднего переключателя 4700 — 1,4
Такой же как у 11-ти скоростного.
Но, для обеспечения совместимости с 10-ти скоростными кассетами Shimano — ход тросика у шифтеров Tiagra 4700 свой собственный — 2,8 мм.
Если на вашем велосипеде стоит полный групсет Tiagra 4700 и вы желаете перейти на 11-ти скоростную шоссейную трансмиссию Shimano — вы можете оставить задний переключатель 4700 и заменить только шифтеры и кассету, сэкономив на стоимости заднего переключателя.
Посмотрим повнимательнее на ход тросика шифтеров Tiagra 4700…
2,8 мм — что-то совсем знакомое и родное — это же ход демократичной Шимановской восьмерки!
Хм, то есть, если вам почему-то захочется вместо дешевого Claris’а использовать дуалы Tiagra 4700 — милости просим!
Здравого смысла, впрочем, в этом не очень много.
Следите за руками
Посмотрим на ход тросика 4700 еще раз…
Судя по всему, психостимуляторы для шимановских маркетологов работавших с серией 4700 частично спонсировали инженеры Campagnolo.
Ход в 2,8 мм — это классические, обожаемые народом дуалы 10-ки Campagnolo!
Задний переключатель серии 4700 — это ваш льготный билет в чудесный мир где обитают волшебные шоссейные дуалы из солнечной Италии с поэтически-манящими названиями: Xenon, Mirage, Veloce, Centaur и даже Record.
Точнее — для организации такого колхоза подходит любой 11-ти скоростной шоссейный переключатель Shimano, просто 4700 — самый демократичный вариант по цене.
Так уж повелось, что камповские дуалы всегда получались легче и дешевле чем соответствующие по уровню дуалы Shimano.
Но Campagnolo уверенно зарабатывала свое на задних переключателях и кассетах.
Например, покупка 10-ти скоростных шифтеров Veloce вместо дуалов Tiagra 4700 сэкономит вам 110 грамм веса и примерно 50 евро. При сопоставимом уровне качестве и лучшей, по мнению некоторых велосипедистов, эргономике.
Появление заднего переключателя Tiagra 4700 — позволит использовать вместе с камповскими дуалами шимановские 10-ти скоростные кассеты, более дешевые, и, самое важно — доступные.
10-ти скоростные дуалы Campagnolo + задний переключатель Shimano Tiagra 4700 + любая 10-ти скоростная кассета стандарта Shimano — прекрасно сочетаются в одно целое.
С появлением заднего переключателя 4700 — степень колхоза при объединении Campagnolo и Shimano уменьшается в разы.
Больше никаких хитроумных подстроек и hubhub’ов (нестандартный способ крепления тросика к заднему переключателю.
Можно долго ломать копья в холиварах, но многие вполне обосновано считают эргономику шоссейных дуалов Campagnolo более приятной, чем Shimano и Sram.
Если Вам вдруг захотелось заколхозить какой грэвел или монстеркросс, и емкость шоссейных кассет вас категорически не устраивает, а использовать модный в этом сезоне Sram Rival 1×11 не позволяют финансы или религиия — шоссейные дуалы Shimano или Microshift на 10 скоростей прекрасно можно спарить с задним переключателем Shimano МТБ на 9 скоростей. Это позволит использовать 10-ти скоростные кассеты до 40 зубьев включительно (при использовании переключателя с длинной лапкой).
Вы можете использовать 10-ти скоростные дуалы Campagnolo для работы вместе с 8-ми скоростной трансмиссией Shimano. Это достаточно оправданный вариант, если сравнить вес и стоимость дуалов.
Нетрадиционный секс. Hubbub.
Если вы оказались случайным или неслучайным обладателем дуалов Campagnolo, но категорически не желаете связываться с кассетами (а также барабанами задних втулок) собственного кампаньоловского стандарта — ваш ждет увлекательное путешествие в мир нетрадиционного способа закреплять тросик на заднем переключателе.
Это позволить использовать следующие комбинации:
11-ти скоростные дуалы Campagnolo + шоссейный переключатель Shimano (8-10 ск) = шоссейная кассета Shimano на 10 передач.
10-ти скоростные дуалы Campagnolo + шоссейный переключатель Shimano (8-10 ск) = шоссейная кассета Shimano на 9 передач.
Лишние положения (щелчки) дуалов можно попробовать заблокировать с помощью подстроечных болтов
В чем смысл подобных пертурбаций?
Дуалы Campagnolo дешевле и легче дуалов Shimano. И, по мнению многих фанатов — удобнее.
(при использовании подержанных компонентов — эта разница в цене может быть еще больше).
Или, например — у вас уже есть оборудование разных производителей и вы хотите использовать его вместе.
Хотя, если вы в достаточной степени безумны — с трудом могу представить ситуацию, когда это может понадобиться — любой Шимано-совместимой 8-ми скоростной мтб-манеткой без дополнительной подстройки можно управлять 10-ти скоростной трансмиссией Campagnolo (переключатель+кассета). С потерей пары звезд кассеты, естественно.
Скорее жив
Хотя в ряде велодисциплин происходит достаточное обоснованное, по мнению многих, отмирание переднего переключателя скоростей — он все еще остается обязательной деталью трансмиссии, там где ширина диапазона или близость передаточных чисел остается важным фактором (в туризме и шоссейном спорте). В этих областях альтернативы переднему переключателю пока не предвидится.
Что касается совместимости — несмотря на различный ход тросика для шоссейных и горных переключателей (6,75 против 9,75) — обычно, (в случае дабла) никаких проблем с переключением мтб переключателя шоссейным дуалом не случается.
Вопрос, как правило в одном — подходит передний переключатель к вашей раме или нет.
Передние переключатели различаются по:
- способу крепления к раме (хомутом к подседельной трубе, за проушину, директ маунт);
- по виду тяги кабеля (верхняя, нижняя, двунаправленная);
- по числу звезд системы (дабл или трипл);
- по месту перемещения рамки параллелограмма (нigh clamp — рамка ниже крепления, low clamp — выше крепления, side-swing — оси параллелограмма вертикальны);
- горные и шоссейные.
Если коротко — использование шоссейных дуалов с мтб системой и мтб переключателем на мтб раме — обычно не вызывает проблем. Появление шоссейного переключателя на мтб раме — нежелательно — большинство шоссейных переключателей с нижней тягой, что крайне редко встречается на рамах горных велосипедов.
Исключение опять составляют передние переключатели линейки Tiagra 4700 и 11-ти скоростной шоссейной Shimano — здесь совсем иной ход тросика и коэффициент параллелограмма — использовать их с другими трансмиссиями не получится.
Передние переключатели довольно свободно относятся с несоответствию по количеству передач, но надо понимать, что переключатели 10 скоростной трансмиссии немного уже — широкая 8-9 скоростная цепь с большей вероятностью будет задевать передний переключатель при крайних положениях на кассете.
При выборе дабла или трипла стоит обратить внимание что умеет делать ваша левая манетка/дуал.
Шоссейные дуалы Shimano четко разделяются на дабл/трипл. То есть если вам захочется с дабла перейти на три звезды в системе — вам обязательно придется менять левый дуал.
При переходе наоборот — с трипла на дабл — менять дуал необязательно. Лишнее движение переключателя можно убрать регулировочными болтами.
Левые дуалы Campagnolo Ergopower до серий PowerShift были универсальными — они умели переключать и дабл и трипл. В последней серии — PowerShift это «исправлено». 🙂
Если подгорает
И так, если все-таки Вы увидели смысл во всем этом «велико-лепии» — и желание что-нибудь немедленно «слепить» неистово Вас обуревает, подведем итоги:
Способы совмещения компонентов условно можно поделить на:
- Жесткое следование задумке производителя — подбор компонентов одного производителя, одной группы, одного скоростного диапазона.
- Совмещение компонентов в рамках «зеленой зоны» — поиск комбинации компонентов выдающей в итоге нужное расстояние между звездами кассеты (без учета производителя, группы и скоростного диапазона).
- Апофеоз колхоза — «желтая зона» — использование дополнительной подстройки для получения нужного хода переключателя. (Варианты: крепление троса hubhub, отстройка положения заднего переключателя не от крайней звезды кассеты, а от средней — для компенсации расхождения между ходом переключателя и звездами кассеты).
- Ультрарадикальный — покупка и применение специальных механических компенсаторов хода троса для любого варианта комбинации компонентов:
Стандарты кассет, цепей и трещёток
Содержание
Кассеты
Кассета – сборка задних звездочек многоскоростного велосипеда, чаще всего выполненная неразборной; раньше две или три меньших звездочки выполнялись отдельно от больших; сейчас такие кассеты встречаются все реже. Кассета продается в сборе; расположение расположение звезд относительно друг друга жестко задано для правильного переключения передач. Крепление кассеты на барабан выполнено с помощью шлицев и стандартно для всех брендов, кассеты и барабаны разных производителей как правило совместимы друг с другом. Шлицы имеют разную ширину – 1 узкий и 1 широкий шлиц – ключи – то есть, эти два шлица задают положение кассеты относительно барабана.
Барабаны (трещётки) задних втулок
Раньше трещётка как фрихабный механизм выполнялась в сборе со звездами; но нынче такой механизм используется на велосипедах уровня ниже минимально достаточного для серьёзного велотуризма.
Барабаны фрихабного механизма втулок различаются шириной. В туристических велосипедах можно встретить более узкие барабаны на 6-7 звезд (устаревающий стандарт); и более широкие современные барабаны на 8-9-10 скоростей. Для установки 8 -9 – 10 звезд используются барабаны одной ширины. Дополнительные звездочки втискиваются за счет уменьшения расстояние между звездами. При увеличении количества звезд также необходимо уменьшать ширину цепи.
Есть три типа цепей: на 7/8 скоростей, на 9 скоростей и на 10 скоростей (более 10 пока не рассматриваем). Цепи на 9 и на 10 скоростей чуть больше совместимы между собой, чем цепи на 8 и 9 скоростей. 8-скоростная цепь не будет работать на кассете в 9 и тем более 10 звезд, так как из-за своей большей ширины она будет цеплять соседние звезды. На всем прочем 9-скоростном оборудовании, включая системы, она работать будет. 9-скоростная цепь будет нормально цеплять за зубья 8-скоростной кассеты и нормально тянуть, но не будет четко переключаться. Системы (передние звезды) на 7-8 скоростей иногда имеют более широкие звезды, чем системы для 9-ск кассет, из-за этого 9-ск цепи на них могут просто расклепаться и порваться.
Переключатели скоростей
Задние переключатели как правило не различаются по скоростям, то есть в теории можно даже альтус настроить на работу с ХТ цепью, кассетой и манеткой. Но это лишь в теории, на практике лучше использовать переключатель того же уровня, что и цепь с кассетой.
Передний переключатель на 9ск имеет рамку уже, чем на 8ск (а ещё они отличаются по углу рамки, который соотносится с количеством зубьев большой звезды, положению хомута, диаметру хомута и направлению тяги тросика). То есть с дешевым передним 8ск переклюком 9-ск привод настроить на четкую работу сложнее или невозможно вовсе.
Количество задних скоростей определяется манеткой и кассетой одновременно. Использовать манетку и кассету с разным количеством передач можно только для 8-7 скоростного привода (путём ограничения хода заднего переключателя на 1 лишнюю из передач манетки). Так же можно одеть 8-ск кассету на 7-ск втулку, просто использовав только звезды с 2 по 8 (наименьшую звезду нужно оставлять). В остальных случаях нормально работать НЕ БУДЕТ. (спорно для 10скоростных манеток, есть непроверенные данные что их получают из 9-скоростных путём отпиливания/откусывания чего-то ограничивающего)
Есть новомодные передние переключатели под дабл – только 2 звезды. Чем отличаются – неизвестно, возможно, ограничен ход и на полноценный трипл их не хватит.