Оригинальная деталь. Как правильно выбрать неоригинальные запчасти, и в чем их отличие от оригинальных
Как правильно выбрать неоригинальные запчасти, и в чем их отличие от оригинальных
Здравствуйте, уважаемые автолюбители! Для любых моделей и марок автомобилей есть запчасти, и есть запчасти. К чему эта глубина мысли? А просто всё.
Когда речь идёт о выборе оригинальных и неоригинальных запчастей для автомобилей, противники неоригинальных запчастей для иномарок часто путают понятия.
А именно: они мешают в кучу контрафактную, пиратскую продукцию с неоригинальными запчастями, призывая автомобилистов покупать только оригинальные запчасти, как для иномарок, так и для отечественных автомобилей.
Вот и попробуем совместными усилиями разобрать эту «гору» запасных частей, понять, чем отличаются неоригинальные запчасти для иномарок от оригинальных, каковы плюсы и минусы неоригинальной запчасти. И стоит ли покупать неоригинальные запчасти для иномарок.
И ещё раз для скептиков. Не путайте подделку, «кустарщину», изготовленную в подвале, с настоящими неоригинальными запчастями для авто, изготовленными на заводе. Это сравнение, как минимум, некорректно
Что такое неоригинальные запчасти для иномарок
Для входа в «тему», пара слов о том, что собой представляет оригинальная запчасть. Оригинальные запчасти для автомобилей – это детали с нанесенными на них логотипами автобренда.
Но, не факт, что, например, ремень ГРМ для BMW, изготовлен именно на заводе компании в Баварии. Современная глобализация и стандартизация производства построена таким образом, что производителем этого ремня ГРМ может являться официальный завод партнер BMW в Турции.
При изготовлении той или иной запчасти, смежник – партнер концерна имеет право на нанесение логотипа BMW на запчасти. И вот таким образом появляется на свет оригинальная запчасть на популярную иномарку.
Тогда кто же выпускает неоригинальные запчасти на автомобили, – спросите вы. В нашем случае это ремень ГРM для BMW. А всё тот же завод в Турции и выпускает. И вот теперь пойдет речь об неоригинальных запчастях для иномарок.
Отличие оригинальной запчасти от неоригинальной заключается лишь в наличии логотипа бренда на оригинальной запчасти.
Когда на ресурсах автоинтернет –магазинов, говорят о том, что качество неоригинальных запчастей хуже, то слегка лукавят для того, чтобы продать оригинальные запчасти. Ведь разница в цене довольно ощутима. Но, по сути, покупая оригинальные запчасти для авто, мы платим не за качество, а за бренд.
Завод-смежник, выпускающий для автоконцерна детали на сборочный конвейер, выпускает те же детали, из того же материала и по той же технологии, но, уже под своей маркой. И вот именно эта запчасть у нас называется неоригинальной.
Отличия, достоинства и недостатки неоригинальных запчастей, есть? Это риторический вопрос, если речь идет о заводских неоригинальных запчастях на иномарки. Отличий в качестве нет, и быть не может, так как бренд – автопроизводитель, тщательно контролирует производство завода – смежника. На карту ставится имидж, и, соответственно, авторитет и продажи. А это, дорогого стоит.
Есть одно, немаловажное отличие – стоимость неоригинальных запчастей меньше. Без ущерба качеству. Ведь тот же завод смежник, поставляющий комплектующие на конвейер, кроме всего прочего, заинтересован и в продвижении своего бренда, а значит качественный продукт нам обеспечен.
Итак, с тем, как и почему отличаются оригинальные и неоригинальные запчасти для иномарок, мы разобрались. Теперь важный вопрос – как правильно выбирать запчасти для автомобиля.
Как выбрать неоригинальные запчасти и не ошибиться
Не так давно нам рекомендовался такой вариант выбора запчастей – по упаковке и этикеткам. Например, на этикетках оригинальных запчастей Мазда, наносился логотип компании, номер запчасти и надпись Mazda Genuine Parts. На неоригинальных запчастях эта самая надпись отсутствовала. Это, как пример.
Но мы с вами прекрасно понимаем и знаем, что сегодня деньги подделывают так, что отличить фальшивку можно только при помощи лабораторных исследований. Что уж говорить об упаковках и этикетках на автомобильные запчасти. С применением современных способов печати их можно сделать любыми.
Визуально, вы не сможете определить различий между запчастями: оригинальными, неоригинальными и откровенным «фуфлом», которое сделали в подпольном цехе. Даже подделки сегодня внешне на все 100% похожи на качественную запчасть.
И что, тупик при выборе неоригинальной запчасти? Нет. Выход, как всегда прост и лежит на поверхности. Первое, что мы должны понять: сэкономив сегодня на покупке запчастей у сомнительных продавцов на авторынке или в придорожном ларьке «Автозапчасти», завтра мы можем потерять сумму в разы большую, из-за выхода из строя какой-нибудь системы авто.
Поэтому, при выборе оригинальных и неоригинальных запчастей идём цивилизованным путем: осуществляем поиск запчастей по vin-коду автомобиля в электронном каталоге запчастей с использованием идентификационного номера запчасти (детали).
Обращаемся только к официальному дилеру, который даёт реальную гарантию на ту или иную запчасть. И подтверждает свой статус дилера, соответствующими сертификатами.
Самое главное, не нужно стесняться в таком случае и обязательно спрашивать сертификаты соответствия. Ведь от некачественной запчасти, неважно оригинальная она или нет, зависит техническое состояние вашего автомобиля, а порой здоровье и жизнь лично ваши.
Выбор запчастей: «оригинал» или «неоригинал»
Выбор запчастей для ремонта своей машины – всегда непростая задача. Непростая она не только потому, что для самостоятельной покупки нужно быть хоть немного автомехаником – количество предложений и вариантов сегодня таково, что разобраться в этом изобилии по силам, пожалуй, только специалистам. Как же быть обычным покупателям в этой ситуации? Попробуем разобраться, изучив основные отличия оригинальных запчастей от неоригинальных или, как их принято называть, дубликатов или аналогов.
Небольшое вступление
П ока его автомобиль на гарантии, владельца мало заботит вопрос приобретения запасных частей, поскольку он обращается за техническим обслуживанием в дилерский сервисный центр. Там, в свою очередь, расходные материалы меняют по регламенту, а узлы – по возникновению гарантийного случая. Во всех дилерских центрах, разумеется, используются исключительно оригинальные запчасти – использовать другие они просто не имеют права.
Однако ситуация в корне меняется, когда гарантия на автомобиль заканчивается, и автовладелец встает перед извечным вопросом: где ему обслуживаться дальше и сколько это будет стоить. В нашей стране этот вопрос стоит весьма остро: ни для кого не секрет, что число новых автомобилей в нашей стране гораздо меньше подержанных, но даже новые авто не все владельцы стремятся обслуживать у дилеров. Причины тому тоже прозрачны: люди, как правило, «уходят от официалов» из-за большой разницы в цене на услуги в сравнении с частными сервисами. Ну а в случае со вторыми становятся актуальны другие нюансы: там используют любые запчасти (на иных – даже бывшие в употреблении), но качество сервиса и уровень специалистов может быть в разы выше.
Что же такое «оригинал»?
Это все компоненты автомобиля, из которых он собран на конвейере и продан владельцу в автосалоне официального дилера. Оригинальным бывает даже масло в двигателе и жидкости в узлах и агрегатах. Но значит ли это, что все эти компоненты произведены на заводе изготовителя автомобиля? Разумеется, нет.
Завод-изготовитель осуществляет только сборку машины, а практически все узлы и агрегаты производятся различными заводами по контракту и техническому заданию автоконцернов. К слову сказать, эту практику впервые воплотили японские компании в послевоенное время, дабы стимулировать рост производства и поддержать даже самых малых изготовителей. Шутка ли – даже компоненты одной детали, такой как фара, могут быть произведены разными фабриками и затем собраны воедино, как и целый автомобиль.
Выпустив в свет новую модель авто, концерны обязаны обеспечить дилерские сервисные центры запасными частями для обслуживания и дилерские склады прочими запчастями для последующего гарантийного и постгарантийного ремонта в течение более 10 лет. Поэтому даже на самую старую машину практически всегда можно заказать оригинальную запчасть со склада готовой продукции сборочного завода.
Итак, подведем промежуточные итоги.
Что можно считать оригиналом:
- Компоненты, поставляемые на сборочный конвейер завода-изготовителя
- Компоненты, упакованные в упаковку автоконцерна (группы производителей)
- Ну и, справедливости ради, бывшие в употреблении запчасти (при условии, что удалось идентифицировать их изначальную оригинальность)
Как можно идентифицировать оригинальную запчасть?
- Оригинальные запчасти обязательно упакованы в фирменную упаковку концерна-производителя автомобиля
- Внутри упаковки могут быть детали от разных заводов с соответствующим клеймом – это нормально, но важно не перепутать их с подделками (об этом речь пойдет чуть ниже)
Что такое «неоригинал»
Ну а теперь рассмотрим огромный пласт запчастей, который именуется вожделенным для многих словом «неоригинал». Мы уже усвоили, что у каждого автопроизводителя есть множество поставщиков деталей, а зачастую одинаковые узлы даже производят разные заводы-изготовители. Для россиян, например, уже не секрет, что сборочные цеха внутри страны используют для сборки детали производства российских заводов. И это не особенности только нашей «локализации производства», а мировая практика. Поэтому профессионалы рынка запчастей знают из своего опыта, запчасти каких производителей могут быть установлены на авто в качестве оригинальных и упакованы в оригинальную упаковку «для продажи в магазинах» в категории aftermarket. Кстати, стоит отметить, что магазины запчастей – это практически эксклюзив, существующий только на территории бывшего СССР. Во всем мире обслуживание автомобилей и запчасти – это ниша автосервисов.
Это запчасти, произведенные теми же заводами-поставщиками заводского конвейера, но упакованные в собственную упаковку и предназначенные для продажи через собственную сеть дистрибьюторов во всех странах мира.
Принято считать, что эта категория запчастей уже несколько ниже по качеству чем те, что поставляются на конвейер и под упаковку автоконцерна. Но это утверждение остается на совести изготовителя, поскольку у всех разный производственный процесс (все зависит от масштабов потребления. Взять, например, свечи зажигания: завод-поставщик «конвейера» может быть один, а вот обеспечивать мировую потребность в продукции призвано множество заводов под одним брендом в разных странах мира. Безусловно, существует контроль качества бренда выпускаемой продукции, но «конвейерная» линейка контролируется автоконцерном, а все остальное остается на совести завода.
Из опыта нам известно, что оригинальные свечи все же оказываются качественнее своих «близнецов» в «родной» упаковке. И эта закономерность, к сожалению, присутствует в большинстве случаев – конечно же, не только со свечами. Например, завод, обеспечивающий сборочные конвейеры японских производителей подшипниками, находится в Японии, а пять заводов, обеспечивающих вторичный рынок этими же подшипниками, находятся в Китае (подробнее этот аспект рассмотрим в категории «дубликат»).
Откуда берется «оригинал» в России?
До недавнего времени весь «оригинал» в нашу страну завозился неофициальными поставщиками, давно и плотно занимающими рынок продаж запчастей. И это, разумеется, были вполне себе настоящие запчасти, но обходящиеся гораздо дешевле, чем в сервис-центрах официальных дилеров. Что же мешает самим дилерам удерживать цены на том же уровне, справедливо спросите вы?
Во-первых, дилерам запчасти поступают по логистической схеме, продиктованной концерном, а эта логика не всегда самая удачная в экономическом плане. Во-вторых, дилеров «обеспечивают» только запчастями на продаваемый модельный ряд.
«Серые» же игроки сбыта, напротив, хорошо ориентируются в потребностях рынка и удовлетворяют спрос, предлагая хорошую цену. Достигается это распределенными закупками. Одним из источников самых популярных позиций являются Объединенные Арабские Эмираты (обсуждать экономические аспекты этого феномена в этой статье мы не будем, но справедливости ради стоит заметить, что эта страна ничего не производит, все запчасти действительно оригинальные и поступают на локальные склады по официальным каналам и контрактам).
Сегодня автоконцерны ведут борьбу за российский рынок оригинальных запчастей, что, вопреки ожиданиям, не лучшим образом скажется на потребителях. Цель этой борьбы – пресечь «серый» импорт и продавать оригинальные компоненты исключительно через собственную сеть дилеров. Но стоит ли настолько зацикливаться на оригинальности запчастей, когда есть столь огромный выбор «неоригинала»?
Дубликаты (аналоги) и «неоригинал»
Для простоты понимания разделим такие запчасти на группы, а затем рассмотрим их поочередно:
- Производители aftermarket («конвейерные»)
- Сторонние производители (не «конвейерные»)
- «Монобренды»
- Перепаковщики
Первая и вторая группы отличаются достаточно условно, поскольку в погоне за рынком первые вынуждены снижать издержки производства, чтобы быть в ценовой нише со всеми прочими существующими конкурентами. Единственное их преимущество – это узнаваемость и раскрученность бренда. Именно из-за поставок на сборочные конвейеры за это имя платить приходится потребителям, хотя, говоря откровенно, платить не всегда получается за соответствующее качество. Дело в том, что локализация заводов в Китае зачастую уравнивает качественные показатели даже при заявленном контроле качества. И тут на арену выходят другие игроки рынка: у именитых брендов сегодня уже появляются достойные по качеству конкуренты с более низкой потребительской ценой. Сторонние производители, разумеется, продают запчасти под собственным брендом.
Третья группа, «монобренды» (единый бренд) – это тренд последних лет. Владельцам любого бренда выгодно представить его компанией из страны с высокой репутацией производителя – Японии или Германии, например. Такой товар будет упакован в узнаваемую фирменную упаковку бренда с указанием страны компании-владельца бренда. Например, на упаковке будет написано «Tokyo, Japan» и даже приведен адрес. Но это совершенно не то же, что и «Made in Japan».
Такие «монобренды» имеют очень широкий ассортимент по группам деталей, в отличие от производителей узкого направления, а также иногда содержат в ассортименте абсолютно эксклюзивные позиции, которые не производит никто кроме них. Все запчасти при этом изготавливаются на разных заводах, а тендер проводится на основании задач по цене или качеству. Иногда даже одна группа запчастей может производиться на разных заводах, потому что один завод делает разное качество на разные позиции. Зависит выбор завода-производителя от того, на какой рынок изначально ориентирован завод (подбор материалов, качество обработки). Посудите сами: сделать запчасти для условий эксплуатации в Сибири или Африке – это абсолютно разные вещи.
Четвертая группа, перепаковщики – это бренд, имеющий собственную упаковку, но не размещающий заказы на заводах, а просто заключивший крупные контракты с производителями. Внутри такой упаковки находится деталь вполне конкретного – другого – производителя.
Здесь прослеживается полная аналогия с упаковкой «заводских» запчастей в оригинальную упаковку, но отличается тем, что здесь внутри лежит не «конвейерный» экземпляр. Это просто маркетинговая схема распространения запчастей через собственную дилерскую сеть под собственным именем – однако здесь тоже зачастую приходится переплачивать за бренд.
Выбор
Теперь, когда мы ознакомились со всеми вариантами, можно подвести итоги по выбору. А он, разумеется, как и всегда, за вами. Если вы убежденный приверженец оригинала и считаете, что машина обязана состоять только из конвейерных деталей, то единственный совет для вас – не нарваться на подделку (контрафакт), покупать запчасти только у проверенных продавцов или обслуживаться у официальных дилеров.
Если же вы не хотите переплачивать за имя на упаковке, но стремитесь покупать только качественный товар, обратите внимание на дубликат aftermarket – но также не забывайте про подделки. Всегда можно попросить у продавца сертификат на товар и почитать отзывы о бренде и продавце в интернете. Ну а еще не стоит сбрасывать со счетов новые китайские бренды – правда, здесь необходимо тщательно анализировать информацию. Зато при определенном вложении сил можно значительно экономить, не теряя в качестве.
Резюме
Ну а напоследок, резюмируя простые аксиомы, озвученные в тексте, можно перечислить несколько сухих фактов. Помните:
- Не весь оригинал так уж и оригинален.
- Не все дубликаты по качеству уступают оригиналу.
- Не все известные бренды лучше неизвестных.
- Не все китайские запчасти плохого качества.
- Не во всех ситуациях стоит экономить, не во всех случаях необходимо платить больше.
- Всегда можно найти альтернативный вариант.
Оригинал или неоригинал — вот в чем вопрос? Разбираемся стоит ли покупать неоригинальные запчасти?
Причем в данном случае “дорогие” — довольно растяжимое понятие. То, что у ВАЗа может стоить несколько тысяч рублей и считаться дорогим, то у иномарок может стоить несколько сотен долларов или даже тысяч, при этом тоже считаться “дорогим”. В таких случаях у каждого из нас возникает логичный вопрос: “А дешевле нет?” Одни просто мирятся с тем, что оригинальные запчасти (запчасти, которые выпускает производитель авто или доверенная компания) и покупают их, а другие начинают искать аналоги, заменители, то есть — неоригинальные запчасти, которые тоже подходят, но выпущены посторонней фирмой. В этой статье я попытаюсь найти ответ на вопрос: стоит ли покупать неоригинальные запчасти для автомобиля и чем отличается оригинал от неоригинала.
Оригинальные запчасти
Как я уже говорил, оригиналом называют запчасти, на которых есть логотип фирмы производителя вашего авто или другое подтверждение того, что эта деталь является оригинальной, подходит для вашей машины и рекомендована производителем как наилучший для замены вариант. С такими запчастями, как правило, не возникает никаких проблем, они все имеют каталожный номер и могут устанавливаться без примерки, подгонки и прочих “танцев с бубном”. Однако недостатком является тот факт, что практически все оригинальные запчасти стоят очень дорого, по крайней мере дороже чем неоригинальные аналоги. Почему же оригинальные запчасти так дорого стоят?
Причин здесь несколько:
- Во-первых, вы платите за бренд, имя компании, которое подкреплено многолетней репутацией и гарантией качества;
- Во-вторых, производство оригинальных запчастей производится с соблюдением всех требований международных стандартов качества и подвергаются многочисленным тестам, которые дорого обходятся;
- В-третьих, при покупке вашего авто, компания производитель зарабатывает не все 100% прибыли, большая часть (не буду врать, не имею точных данных в процентах) дохода от производства автомобилей приходится на послепродажное, гарантийное и послегарантийное обслуживание. Другими словами, после того как вы купили машину, компания-производитель не прекращает на вас зарабатывать, вы продолжаете оплачивать стоимость гарантийного обслуживания, покупая расходники, масла, запчасти и т. д. Кроме того, после того как гарантия заканчивается, вы все равно зависимы от бренда, поскольку машина ломается и ее необходимо чинить, а оригинальные запчасти производит компания, которая выпустила ваш автомобиль. Выходит, бесконечная прибыль!? В общем, в стоимость запчастей входит стоимость автомобиля, которую производитель якобы не дополучил при его продаже.
Неоригинальные запчасти
Аналоги или неоригинальные запчасти — это запчасти, которые производят разные фирмы, преследуя одну цель — заработок. Никто не сжалился над вами и не стал производить более дешевые детали, чтобы вы сэкономили. Нет. Недостатком аналогов является тот факт, что большинство из них имеют среднее или даже плохое качество, и не всегда подходят на ваш автомобиль.Случаются ситуации, когда неоригинальные детали было невозможно установить без предварительной доработки или модификации.
Цена неоригинальных деталей существенно ниже оригинала, и причин здесь несколько:
- Во-первых, у производителей аналоговых запчастей нет “громкого имени”, за которое вам пришлось бы переплачивать;
- Во-вторых, качество материалов неоригинальных запчастей в большинстве случаев более низкого качества, в результате себестоимость продукта выходит ниже, следовательно, и конечная стоимость ниже;
- В-третьих, неродные запчасти очень часто производятся в странах с низкооплачиваемой рабочей силой, что также удешевляет себестоимость;
- И последнее — упаковка, многие производители аналогов экономят на упаковке, что позволяет снизить затраты на производство и в итоге продавать деталь по более низким ценам.
На самом деле причин, по которым неоригинальные запчасти стоят дешевле намного больше, я лишь привел несколько основных, которые чаще всего встречаются. У каждого производителя есть своя “формула успеха”, позволяющая удешевить производство и конечную стоимость продукта.
Неоригинальные запчасти условно можно разделить на четыре категории
1. Запчасти от посторонних производителей, которые не имеют договоренности с производителем или сборщиками автомобилей. Принцип производства таких деталей сводится к тому, что некая фирма “Х” покупает запчасть или узел, производит разборку и снятие всех параметров, после чего происходит воспроизведение этой детали. Такая запчасть по правильному должна иметь сертификат соответствия, а также разрешение на продажу, однако случается, что нет ни первого, ни второго. Эти запчасти могут быть как точной копией, так и модификацией оригинальной запчасти, при этом без труда устанавливаться на авто. Неплохой вариант при условии “честности” производителя и соблюдения всех требований и условий производства этих неоригинальных запчастей.
2. Запчасти от упаковщиков — весьма распространенный тип неоригинальных запчастей. Такие запчасти, по сути, являются оригинальными, однако поставляются в других упаковках, имеющих отличие от оригинальных упаковок. Как это? Сложно сказать какой принцип в данной схеме, однако в любом случае такие запчасти очень выгодны для покупателей, поскольку являются оригиналом в неоригинальной упаковке. Думаю, главное, чтобы было не наоборот.
3. Запчасти от известных автопроизводителей. Такие запчасти, по сути, являются неоригинальными, однако это уже совсем другой “неоригинал”. Запутались? Объясню. Есть деталь на FORD, которая стоит 100$ и есть другая деталь только для KIA, которая подходит для FORD, при этом стоит — 20$. Такой тип неоригинальных запчастей довольно редко встречается, однако все же есть, например, нередки случаи, когда дорогостоящие запчасти иномарок заменяли аналогами от ВАЗа. При этом в работе узла ничего не менялось, а иногда даже наблюдались улучшения.
4. Запчасти неизвестного производителя. Подавляющее большинство таких деталей производится без соблюдения минимальных требований к качеству, в странах с дешевой рабочей силой или в небольших домашних цехах. Такие неоригинальные запчасти могут иметь дефекты, нарушения геометрии, содержать дешевые примеси, которые сокращают срок службы узла. Нередко, такие аналоги не имеют упаковки и каталожного номера, при этом подходят на тот или иной автомобиль. Этот тип заменителей, на мой взгляд, самый худший, поэтому его в отличие от трех предыдущих я настоятельно не рекомендую, поскольку устанавливая такую запчасть, вы сильно рискуете. Одна такая деталь может вывести из строя целый агрегат или другие зависимые детали.
Как видите, однозначно ответить на вопрос: стоит ли покупать неоригинальные запчасти — невозможно. Все зависит от производителя. Если купить оригинальную запчасть, вы не имеете возможности обратить внимание на аналоги, имеющие хорошую репутацию и качество. Посоветовать какого-то конкретного производителя не могу, поскольку их очень много, плюс я не хочу, чтобы это выглядело как реклама. Кроме того, чтобы что-то или кого-то рекомендовать необходимо это попробовать, я на сегодняшний момент покупал заменители запчастей для ходовой части и признаться остался доволен. Разница в цене в 2-3 раза ниже, а качество вполне на уровне оригинальных запчастей. Более подробно о том, каким фирмам-производителям неоригинальных запчастей можно доверять, а каким нет, вы можете узнать на тематических форумах и сайтах.
Вывод: Не рекомендую покупать неоригинальные запчасти тем, чей автомобиль на гарантии. Используя аналоги, вы можете лишиться гарантийного обслуживания!
У меня все. Если у вас есть опыт использования неоригинальных запчастей, вы можете поделиться ими с читателями Авто Пособия. Спасибо за внимание и за то, что дочитали до конца. Напоминаю, что лучший способ отблагодарить автора — это поделиться данной статьей с друзьями в социальных сетях, используя специальные кнопки соц. сетей расположенные ниже.
Оригинал или неоригинал
Поделитесь в соцсетях:
Покупка любой запасной части для машины сопровождается выбором его владельца относительно того, какую автозапчасть купить — оригинал или аналог. Ведь это напрямую влияет на цену и качество приобретенной вещи. Однако не всегда дорогая оригинальная запчасть будет лучше более дешевого аналога.
Те, кто занимается запчастями, давно знает, что очень часто в оригинальной коробке лежит неоригинальная запчасть, ведь автопроизводители не делают их сами, а заключают контракты на поставки от своих партнеров-поставщиков, которые специализируются на производстве конкретно взятого узла. Поэтому полного оригинала практически не существует. Почти любая деталь, за исключением кузовной и некоторых других, может продаваться в коробке под брендом производителя без номера, указанного в оригинальном каталоге, и в то же время быть оригинальной. Чтобы разобраться в этом, нужно для начала определиться с тем, какого типа бывают оригинальным части, а какого аналогичные.
Что такое неоригинальные запчасти
Традиционно большинство автомобильных запчастей, имеющихся в продаже, условно делят на оригинальные и неоригинальные. Первые в свою очередь делятся на белые и серые. Однако о них мы поговорим позже. Что же касается неоригинальных деталей, то они бывают четырех видов:
- Aftermarket . Это практически те же «оригиналы», производящиеся на том же (или аналогичном) конвейере, однако их отличие состоит лишь в том, что в конечном итоге их упаковывают не в коробку автопроизводителя (с названием марки машины), а в упаковку непосредственного производителя запчасти. Это наиболее безопасные и оптимальные неоригинальные запасные части. Обычно производство таких запчастей начинается через нескольких лет (как правило этот срок составляет 5 лет, но бывают исключения) после выпуска конкретной модели автомобиля в продажу. На упаковке в таких случаях обычно пишет Original Equipment Manufacturer (OEM), что в переводе на русский язык буквально означает «производитель оригинального оборудования».
- Не конвейерные . Так называются запасные части, которые технически идентичны оригинальным, однако они производятся для автомобилей сторонними брендами. Это также является приемлемым вариантом, поскольку являются полными аналогами оригинальных запчастей.
- Монобренды . Достаточно редкие изделия, поскольку они производятся лишь для одной модели машины и на одном заводе. Если речь идет о более-менее дорогой машине, где качество деталей критично, то можно говорить об их использовании. В противном случае, скорее всего, это будет подделка низкого качества, покупать которую не рекомендуется.
- Контрафакт . Это откровенная подделка с низким качеством изготовления, зачастую китайского или прочего азиатского производства (хотя могут быть и другие варианты). В любом случае покупать такие запасные части нельзя.
На территории Европы и Азии некоторые крупные компаний, занимающиеся производством автозапчастей идут своим путем. Так, они внешне копируют деталь, а начинку комплектуют сами. При этом на упаковке указан другой бренд, и на запчасти дается своя, индивидуальная, гарантия. Судя по отзывам в интернете, эти детали являются достаточно качественными, и их вполне можно использовать в автомобилях среднего и бюджетного классов.
Еще существуют так называемые «упаковщики». Их функция заключается в скупке деталей, выпущенных другими компаниями, и упаковкой их в свои фирменные коробки. В этом случае контроль качества выполняют сами «упаковщики». Поэтому могут встречаться различные варианты, как вполне приемлемые, так и откровенно бракованные, это зависит от их политики. Своей деятельностью «упаковщики» вносят определенный порядок на рынок автозапчастей. Это происходит за счет того, что детали, выпущенные разными компаниями и под разными брендами, в конечном итоге оказываются в упаковке под одной торговой маркой. И если эта добросовестная компания, то она всегда следит за качеством реализуемых под данной торговой маркой деталей.
Таким образом, существуют неоригинальные запасные части, произведенные по лицензии, и по качеству практически не уступающие фирменные образцам. И при этом их основное преимущество — низкая цена. В некоторых случаях различие оценивается в разы.
Что такое оригинальные запчасти
Теперь коснемся «оригиналов» и их особенностей. Собственно, оригинальные запчасти — это детали, установленные на машину производителем, или рекомендуемые им для замены вышедших из строя. Считается, что они обладают наилучшими характеристиками, обеспечивающими соответствующий функционал автомобиля (разных его систем). Они всегда выпускаются по лицензии автоконцерна (или на заводах, принадлежащих концерну или в других компаниях-партнерах) и всегда имеют соответствующую маркировку. Интересным фактом является то, что бывшие в употреблении части (например, снятые со старых машин) также являются оригинальными.
Чем же лучше оригинал? Они выпускаются в полном соответствии с технической документацией к автомобилю и обладают оптимальными характеристиками. Поэтому, во-первых, риск того, что они выйдут из строя раньше положенного срока (рассчитанного по теории надежности) сводится к минимуму. Во-вторых, оригинал можно без проблем обменять в случае его поломки в сервисном центре.
Существует такое понятие — серый оригинал . Его суть заключается в том, вы покупаете оригинальную запчасть со всеми кодами и маркировками, однако делаете это не в официальном сервисном центре, а у сторонних поставщиков. Как правило, цена при этом значительно ниже. Но ниже она не потому что деталь поддельная, а из-за меньших денежных накруток реализатором. Поэтому серый оригинал — это хороший вариант для того, чтобы сэкономить деньги.
Что касается недостатков и преимуществ оригинальных запасных частей, то достоинств тут большинство. Пожалуй, единственным их недостатком является высокая цена. Она обусловлена несколькими факторами. В частности:
- Сложностью логистических схем (если сервисных центров в определенной местности немного, то приходится доставлять запчасть издалека, и если в небольших объемах, то цена перевозки будет выше обычной). Еще одной особенностью в данном случае является то, что доставка по официальным каналам осуществляется по единым, негибким, схемам. Неофициальные же реализаторы, наоборот, предпринимают все возможные меры для удешевления в том числе и доставки деталей на свои склады и в конечном итоге к потребителю.
- Дороговизной производства . В данном случае имеется в виду не просто выполнение технологического процесса (на современных предприятиях большинство операций роботизированы), а производство расчетов характеристик детали, применение уникальных конструкторских и технологических решений, выполнение вычислений по расчету срока работы детали в соответствии с теорией надежности и так далее.
- Ответственностью торговой марки . Как правило, на все оригинальные запасные части распространяется гарантия, и при этом со значительным ресурсом (по времени или по пробегу автомобиля). И переплачивая высокую цену автовладелец может быть уверен в том, деталь в процессе эксплуатации не выйдет из строя в течении гарантии.
- Маркетингом . Ну и конечно же, знаменитые торговые марки (как непосредственно выпускающие автомобили, так и производящие отдельные запасные части к ним) берут себе некий процент просто за то, что люди пользуются их продукцией. Это банальный рекламный ход. Размер упомянутого процента зависит от конкретной торговой марки и их ценовой политики (задача менеджеров заключается в нахождении оптимального уровня цен, который бы не отталкивал потребителя).
Оригинальная запчасти можно условно разделить на три типа:
- Детали, произведенные на сторонних заводах-изготовителях, но по договору с производителем машины. Обычно они упакованы в коробку с логотипом непосредственного изготовителя изделия.
- Детали, изготовленные самим автопроизводителем. Они всегда упакованы в фирменные коробки с логотипом соответствующего автоконцерна. Обычно именно такие детали используются для замены в официальных сервисных центрах.
- Фирменные детали, снятые с аналогичного автомобиля. То есть, те, которые не менялись в процессе его эксплуатации после схождения его с конвейера.
В остальных же случаях речь идет о неоригинальных запасных частях. В связи с тем, что отдельные узлы для машин могут производиться на разных заводах (в том числе в разных странах и континентах), то выяснить оригинальность можно лишь зная, какие именно заводы производят оригинальную продукцию для определенной марки. А это бывает достаточно сложно, ведь для этого нужно раздобыть много дополнительной информации.
Проверка оригинальности
А как же проверить — неоригинал или оригинал находится перед вами? Сделать это бывает достаточно трудно (а порой и невозможно, поскольку качество подделки очень высоко), однако существует несколько простых способов, с помощью которых можно выявить контрафактную продукцию. Так, отличие оригинала от неоригинала заключается в следующем:
- VIN-код . Он представляет собой комбинацию 17 цифр и букв, которые соответствуют оригинальной заводской спецификации на автомобиль. При разработке конкретной модели машины в документации прописываются номера всех используемых в конструкции деталей, вплоть до самых мелких. Этот номер можно узнать в техническом паспорте автомобиля или в специальном каталоге (в интернете существуют специальные ресурсы, предоставляющие соответствующую информацию). При покупке можно сравнить номер покупаемой запчасти и оригинальный номер.
- Оригинальная запчасть, выпущенная автопроизводителем, всегда будет упакована в коробку с его логотипом, иметь сопроводительную документацию, в том числе инструкцию по установке, технические характеристике и так далее.
На корпусе видно клеймо оригинального производителя
Но, к сожалению, перечисленные выше факторы, говорящие о том, чем отличается оригинал от неоригинала, не всегда могут со стопроцентной гарантией уберечь автовладельца от покупки контрафакта. Если деталь и марка достаточно распространена, то подделки обычно делают очень похожими на оригинал.
Какие запчасти покупать
Но большинство автолюбителей интересует насущный вопрос, какие запчасти лучше покупать — оригинал или аналог. Однозначного ответа на него нет, поскольку это зависит от марки машины, типа детали, цены, предпочтений автовладельца и так далее. В данном случае при выборе необходимо руководствоваться несколькими простыми правилами:
- Если вы являетесь обладателем новой машины, которая еще находится на гарантии (или ее отдельные узлы и агрегаты), то все же лучше поехать к официальному дилеру и купить оригинальную запчасть. Особенно это актуально для дорогих машин и/или если речь идет об дорогой ответственной детали. Лучше не искушать судьбу и приобрести заведомо качественный товар, отвечающий всем необходимым техническим характеристикам.
- Противоположная ситуация состоит, когда ваша машина уже не нова или вы по каким-либо причинам не хотите переплачивать за ее обслуживание деньги. Или вышла из строя какая-нибудь незначительная деталь, качеством которой можно пренебречь. В таком случае можно смело покупать какой-нибудь дешевый аналог, только не совсем уж откровенную и некачественную подделку из удаленных провинций Китая.
- «Золотая середина» состоит в том, чтобы покупать как оригинальные, так и неоригинальные детали. Причем в первом случае лучше выбирать ответственные и достаточно дорогие устройства, а во втором — те, которые не выполняют критически важных функций. Например, к автозапчастям, которые стоит брать только в оригинале, относятся детали, находящиеся в блоке цилиндров, коробке передач, ходовой части и так далее. Ведь выход их из строя может повлечь очень дорогой ремонт.
Что касается непосредственных производителей, выпускающих более-менее качественные аналоги, то они зависят от конкретной детали. Далее приводим для вас таблицу, где приведено условное разделение брендов и отдельных запасных частей и расходных материалов по ценовым сегментам.