0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Компания Marmon-Herington.

Компания Marmon-Herington

Как водится, американских военных не интересовали такие мелочи, как экономия бюджетных средств. И это несмотря на начавшуюся Великую депрессию. Стоит ли удивляться тому факту, что все 60 построенных QMC армейских автомобилей отличались очень сложной конструкцией с применением оригинальных, но не практичных технических решений. Апофеозом стал полноприводный трехосный штабной вездеход QMC W3228 – автомобиль на базе шикарного суперкара начала 30-х Dusenberg-J. С мотором в 200 л. с. он легко разгонялся до 130 км/ч. По сравнению с ним даже личный внедорожник Адольфа Гитлера – Mercedes-Benz G4 – смотрелся как-то бледновато.

У Квартирмейстерского корпуса оставалась еще масса замечательных идей, как вдруг случилось непредвиденное. Внезапно в игру решили вступить крупные американские автопроизводители, в первую очередь «большая тройка» (Chrysler, Ford, GMC). В итоге в 1934 году Конгресс США приостановил работу Квартирмейстерского корпуса. А вместо автомобилей специальной конструкции армия США стала получать военные модификации обычных коммерческих грузовиков, главным преимуществом которых были дешевизна и возможность наращивания производства хоть до миллиона в год.

МАСТЕР НА ВСЕ РУКИ
Видимо, почуяв, к чему все движется, герой нашего рассказа Артур Херингтон в 1931 году уходит в отставку. Не теряя ни секунды драгоценного времени, он тут же открывает вместе с бизнесменом Уолтером Мармоном предприятие Marmon-Herrington в городе Индианаполисе. Основное направление, естественно, – производство военной техники. Используя старые связи, Херингтон сразу же получает заказ на три десятка полноприводных топливозаправщиков модели 33T1 для службы на аэродромах. Собственно говоря, конструктивно и даже внешне это были все те же автомобили QMC. Разница заключалась в более дешевых коробках передач, семилитровых шестицилиндровых моторах фирмы Hercules мощностью 94 л. с. и, самое главное, в мостах и раздаточной коробке собственного изготовления. При этом Херингтон разработал и запатентовал свой вариант шарниров равных угловых скоростей типа Rzeppa.

В первой половине 30-х новорожденная фирма Marmon-Herrington развивает невероятно бурную деятельность. Модельный ряд полноприводных грузовиков пополняется серией TH грузоподъемностью 1.5–7.5 тонны, далее увидела свет серия А грузоподъемностью от 1.5 до 3 тонны с упрощенной кабиной без боковых стекол и с тентом вместо жесткой крыши. Строятся специальные автомобили-эвакуаторы, проектируются и выпускаются полугусеничные и гусеничные тягачи и броневики. Но, увы, американской армии пока не нужно столько техники – военные закупают машины в совершенно мизерных количествах. Сладкие для автомобильных промышленников времена, когда речь пойдет не о жалких десятках или сотнях, а о тысячах и даже миллионах единиц техники, наступят лишь через 10 лет. А до того момента надо еще как-то дожить.

К счастью, подвернулся выгодный заказ из Ирана. Персы приобрели сравнительно крупную партию армейских грузовиков, командирских и штабных авто на их базе и шасси для бронеавтомобилей. Кроме того, Мармон и Херингтон «в нагрузку» продали и весьма сомнительные с точки зрения боевых качеств легкие танки собственного изготовления. Была предпринята и смелая попытка продавать грузовики-вездеходы серии A и TH гражданским. Однако особым успехом они не пользовались. Во-первых, потому что стоили, мягко говоря, дорого, во-вторых, потому что на крошечном американском рынке цивильной полноприводной техники уже действовали FWD, Coleman, Oshkosh и другие мелкие компании. В итоге совместное предприятие Мармона и Херингтона в 1935 году оказалось в сложном положении.

ВМЕСТЕ С ФОРДОМ
Выход был найден в сотрудничестве с Ford Motor Company. При этом Marmon-Herrington резко сократил выпуск собственной техники, оставив только тяжелую серию, и полностью сосредоточился на глубоком тюнинге «фордовских» автомобилей. Доработка заключалась в установке переднего ведущего моста и двухступенчатой раздаточной коробки собственного изготовления, новых тормозов и измененных крыльев. Кроме того, любимая передняя подвеска старика Генри Форда на поперечной рессоре заменялась более удобным для работы с полным приводом вариантом на продольных рессорах. А чтобы рама не треснула из-за изменившихся нагрузок, ее существенно усиливали.

Самой младшей в постепенно разрастающемся семействе Ford- Marmon-Herrington стала серия LD. Она оснащалась знаменитой «фордовской» V-образной «восьмеркой» с нижними клапанами рабочим объемом 3.6 литра и мощностью 85 л. с. при 3800 об/мин. Коробку передач она имела четырехступенчатую (на обычные Ford ставили трехступенчатую). Первым в серию пошел легкий артиллерийский тягач – пикап грузоподъемностью в 500 кг. Его кузов был максимально упрощен. Все излишества в виде дверей и крыши ликвидировали как класс. Зато водитель и пассажир располагались на ковшеобразных стальных сиденьях с мощной боковой поддержкой. Довершала портрет защитная решетка, закрывавшая всю переднюю часть. К слову, именно этот пикап стал прототипом советского внедорожника ГАЗ-61.

Гражданские же покупатели теоретически могли заказать у Marmon-Herrington полноприводную версию любого «фордовского» автомобиля: от двухдверного родстера до бортового грузовика. Но на практике в каталоги были включены только седан, пикап, фургон, грузовик и дорогой универсал с деревянным кузовом. Последнее, кстати, считалось в те годы невероятным шиком. Все остальное – только по специальному заказу и за другие деньги. Существовали и некоторые нюансы. Как было положено в 30-е, каждый год «фордовские» автомобили претерпевали существенные изменения в дизайне, что требовало от Херингтона пусть и мелких, но все-таки изменений в конструкции.

К 1940 году фирма Marmon-Herrington предлагала почти 70 моделей и модификаций на основе автомобилей Ford (а также одно шасси собственного изготовления), включая тяжелые трехосные и полукапотные модели. Увы, вся эта интереснейшая техника продавалась с трудом. Выручали различные специальные версии – пожарные автомобили, снегоуборщики, эвакуаторы, строительные самосвалы и даже дорожные машины. Например, под раму грузовых Ford- Marmon-Herrington цепляли отвал с управлением на гидроцилиндрах. В результате получался импровизированный автогрейдер.

Как всегда, серьезные надежды возлагали на родную американскую армию, тем более что в воздухе стало ощутимо пахнуть войной. Но, к сожалению, военные особого интереса к тюнингованным Ford не проявили. Выручили зарубежные заказчики.

НА ПОМОЩЬ ЕГО ВЕЛИЧЕСТВУ

Для Великобритания Вторая мировая война началась крайне скверно. Полный разгром во Франции в 1940 году и бегство из Дюнкерка привели к тому, что английская армия оставила немцам в качестве трофеев почти всю свою технику. Многочисленные, но довольно-таки хилые автомобильные заводы угасающей великой империи не могли быстро восполнить потери. Особенно в полноприводных грузовиках. В этой ситуации помощь Marmon-Herrington пришлась как нельзя кстати.

Специально для действий в условиях пустыни Сахара был разработан полноприводный грузовик Ford- Marmon-Herrington E5-4 грузоподъемностью 1.5 тонны с односкатной ошиновкой на заднем мосту и мягким тентом вместо стальной крыши кабины. Мощность восьмицилиндрового мотора рабочим объемом 3.9 литра составляла 95 л. с. Но главым было то, что новый – теперь уже английский – внедорожник снабжался усиленной системой охлаждения. Не секрет, что нижнеклапанный V8 отличался склонностью к перегреву. За что, кстати, «фордовские» грузовики, как трофейные, так и выпущенные на германских филиалах Ford, не пользовались популярностью в немецкой армии.

Разумеется, детища Marmon-Herrington обходились казне Британской империи в немалые деньги. Однако в начале войны альтернативы им не было. Более дешевые американские полноприводные Chevrolet и Dodge появились позже. Поэтому, пользуясь удачным моментом, Уолтер Мармон не только наладил поставки армейских грузовиков и артиллерийских тягачей, но еще оперативно организовал производство шасси для бронеавтомобилей в Южной Африке.

После разгрома африканского корпуса Роммеля потребность в бронеавтомобилях уменьшилась, а «фордовские» грузовики, переоборудованные Marmon-Herrington, уже не могли составить конкуренцию более дешевой массовой продукции конкурентов. Однако и здесь Мармон сумел найти выход, став поставщиком раздаточных коробок и ведущих мостов для канадских стандартизированных армейских грузовиков Ford CMP (Canadian Military Pattern, т. е. «канадская военная модель»). Кроме того, около 500 полукапотных двухосных Ford-Marmon-Herrington HH6-COE4 он поставил в СССР в 1941–1942 годах. В отличие от машин английского заказа их комплектовали более надежными рядными нижнеклапанными шестицилиндровыми двигателями. Рабочий объем составлял 4 литра, мощность – 95 л. с. при 3600 об/мин. Большая часть из них была использована в качестве шасси для «Катюш».
Американская же армия технику Marmon-Herrington стойко игнорировала. Если, конечно, не считать небольших поставок универсальных грузовиков-автогрейдеров-самосвалов на «фордовском» шасси 2G8T. В итоге компания переходит на сборку обычных заднеприводных седельных тягачей из деталей International и выполняет другие, не автомобильные заказы армии США. Например, в 1943–1944 годах было выпущено 830 авиадесантных танков Locust («Саранча») М22, большую часть из которых по старой памяти отправили все тем же англичанам.

Читать еще:  Разница между ваз 2109 и 2114. На чём остановить свой выбор

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ АГРЕГАТОВ
После окончания боевых действий Marmon-Herrington продолжает переделывать «фордовские» автомобили во внедорожники. И даже предлагает машину собственной разработки на базе пикапа Ford F1 – двухдверный вездеход LD7-4 «Ranger» со 100-сильным V8 под капотом (рабочий объем 3.9 литра). Однако постепенно Ford начинает отказываться от услуг давнего партнера. Сначала уходят в прошлое полноприводные универсалы. Причина прозаична – Ford в 1949 году переходит на совершенно новое семейство с независимой передней пружинной подвеской, изогнутой рамой и низкой посадкой. Далее, в 1958 году, Ford налаживает самостоятельное производство полноприводных пикапов. На долю Marmon-Herrington остается только переделка средних и тяжелых «фордовских» грузовиков.

Неудивительно, что компания ищет другие способы заработать деньги. Marmon-Herrington выпускает троллейбусы и заднеприводные развозные фургоны полукапотной компоновки. Она же помогает французам наладить выпуск современных полноприводных армейских грузовиков. Однако в 1963 году компания разделяется на просто Marmon и, собственно, Marmon-Herrington. Первый сосредотачивает все силы на мелкосерийном производстве дорогих заднеприводных грузовиков и седельных тягачей. А второй выпускает исключительно раздаточные коробки и мосты. Причем теперь Marmon-Herrington работает не только с Ford. «Мармон-херингтоновские» мосты помогают преодолевать бездорожье Chevrolet, GMC, International и т. д. С 80-х годов компания готова поставить на четыре или шесть ведущих мостов практически любой американский грузовик.

В настоящее время Marmon-Herrington жива-здорова и активно сотрудничает с компанией Oshkosh. В частности, раздаточными коробками и мостами фирмы комплектуются бронеавтомобили класса MRAP (Mine Resistant Ambush Protected), модели Oshkosh M-ATV, которых с 2009 года было выпущено более 8 тысяч единиц. Эти машины активно используют американские и английские солдаты в Афганистане.

Marmon-Herrington Armored Car Mk.I Mk.II Разведывательный бронеавтомобиль

Официальное обозначение: Marmon-Herrington Armored Car Mk.I Mk.II
Альтернативное обозначение: Marmon-Herrington Reconnaissance Armoured Car, South African Reconnaissance Car (SARC)
Начало проектирования: 1938 г.
Дата постройки первого прототипа: 1940 г.
Стадия завершения работ: серийно выпусался с 1940 по 1941 год в двух основных модификациях.

История бронеавтомобилей фирмы Marmon-Herrington началась в 1938 году, когда Германия ещё только начинала разжигать мировую войну в Европе. Уже тогда правительство Южноафриканского Союза, весьма недовольное откровенно слабыми поставками новой техники из метрополии, решило не терять времени даром и выдало заказ на постройку двух прототипов разведывательных бронемашин. Одной из фирм, имевшей собственные сборочные предприятия и конструкторский коллектив была Marmon-Herrington – именно её сотрудникам была поручена разработка первого южноафриканского бронеавтомобиля.

Работы продвигались неспешно, поскольку настоящие боевые действия начались лишь в сентябре 1939 года. К этому времени была готова лишь часть рабочих чертежей. Темп ускорился после того, как о проекте Marmon-Herrington узнали в Великобритании. Новая машина вызвала интерес у представителей War Office, которые пожелали получить её для оснащения колониальных сил. Количество прототипов сразу же возросло до 7 штук, а уже в октябре 1939 года был выдан заказ на 266 машин. В современных источниках встречаются различные названия этого бронеавтомобиля, в том числе Marmon-Herrington Reconnaissance Armoured Car и South African Reconnaissance Car (SARC). На постсоветском пространстве более прижилось обозначение Marmon-Herrington Mk.I.

Первый прототип был готов спустя несколько недель и 18-го сентября 1939 года его представили в Йоханнесбурге. В течении следующих трех месяцев опытный образец бронемашины Marmon-Herrington проходил усиленные ходовые испытания в восточной части провинции Трансвааль, по завершении которых были внесены некоторые доработки в систему охлаждения двигателя и подвеску ходовой части. Следующая серия тестов прошла в январе 1940 года и завершилась вполне успешно. На основании имевшихся характеристик военное ведомство увеличило заказ до 1000 серийных машин, но более ощутимым толчком к этому шагу стал немецкий «блицкриг» во Франции состоявшийся в мае 1940 года.

Первая модификация (Mk.I) оснащалась ходовой частью от коммерческого 3-тонного грузовика Ford с колесной формулой 4х2. Колеса односкатные с пневматическими шинами и подвеской на листовых рессорах. Передача мощности от двигателя производилась посредством 4-ступенчатой коробки передач на заднюю ось. Задние колеса также защищались специальными металлическими балками, крепившимися на крыльях колес.

Корпус бронемашины разрабатывался и строился далеко не в кустарных условиях. Учитывая важность проекта для проектирования выделили группу квалифицированных военных специалистов, которые при сотрудничестве инженеров фирмы Marmon-Herrington создали вполне удачную конструкцию не уступавшую аналогам из метрополии. При выбранной толщине бронирования, составлявшего от 6 до 12 мм, добиться высокой живучести в текущих боевых условиях было проблематично, что привело южноафриканских разработчиков к логичному выводу – максимально постараться установить бронелисты под рациональными углами наклона, что получилось выполнить в достаточной мере. Компоновка была типичной для такого типа машин.

Спереди, под бронированным капотом, находилось моторное отделение, где размещался двигатель жидкостного охлаждения Ford V-8 мощностью 90 л.с. В походном положении лобовые створки капота открывались для обеспечения приемлемой вентиляции и охлаждения силовой установки. Кроме того, они защищали фары дальнего света, крепившиеся на раме внутри капота.

Боевое отделение было совмещено с отделением управления. Внутри размещались места для трех человек: водитель, командир и стрелок. По бортам корпуса крепился шанцевый инструмент, инструменты и запасные колеса. Посадка и высадка экипажа производилась через две бортовые двери и одну двустворчатую дверь в кормовом бронедисте. Обзорность обеспечивалась четырьмя небольшими люками в бортах корпуса и одним лобовым люком со смотровыми щелями.

Состав вооружения исходного варианта Mk.I был весьма скромным: два пулемета Vickers калибра 7,71-мм. Один из них устанавливался в лобовой части корпуса, второй – в одноместной башне конической формы на крыше боевого отделения.

Серийная постройка Marmon-Herrington Mk.I велась до осени 1940 году включительно. Первоначальные планы по выпуску 50 машин в месяц оказались трудно осуществимыми, поскольку южноафриканская промышленность никогда до этого не занималась выпуском боевой техники в таких количествах. Положение удалось частично исправить после того, как к сборке «мармонов» подключили South African Railways Workshops (железнодорожные мастерские), но вплоть до завершения серийного строительства последней модификации начальный уровень так и не был достигнут.

Всего было собрано 113 машин данной модификации. Утверждается, что на экспорт они не поставлялись и использовались только южноафриканской армией внутри страны для обучения личного состава и охранных функций.

Следующая модификация бронемашины, известная как Marmon-Herrington Armored Car Mk.II, оказалась более удачной за счет установки стандартного корпуса на новое полноприводное шасси Ford (лицензионного варианта выпускаемого Marmon-Herrington) с колесной формулой 4х4. Соответственно, масса машины несколько увеличилась и составила 6000 кг, но в остальном удалось повысить ходовые качества. Кроме улучшения проходимости максимальная скорость поднялась с 72 до 80 кмч.

Первые поставки Marmon-Herrington Mk.II начались в ноябре 1940 года, сразу после завершения серийного производства Mk.I. Машина производилась в двух вариантах, предназначавшихся для различных ТВД:

Mk.II ME – данная разновидность «мармона» предназначалась для армий Британского Содружества которые действовали на Среднем Востоке (ME – Middle East). Состав вооружения решено было изменить – вместо башенного пулемета установили противотанковое ружьё Boys. Было собрано 338 машин данной модели.

Mk.II MFF – аббревиатура MFF обозначала Mobile Field Force (Мобильные Полевые Силы). Такие машины поступали на оснащение разведывательных подразделений южноафриканской армии. Поскольку от пулемета в корпусе отказались основное вооружение составлял всего один 7,71-мм Vickers в башне. Впрочем, в процессе эксплуатации часть машин была перевооружена противотанковыми ружьями и дополнительными пулеметами. В основном модель MFF применяли в Северной Африке в 1941-1942 гг. Всего собрали 549 единиц.

Постройка Marmon-Herrington Mk.II была прекращена во второй половине 1941 года после выпуска 877 машин.

Основным ТВД стала для «мармонов» Северная Африка, где войска Британского Содружества сумели перехватить инициативу в начале 1942 года. К этому времени «мармоны» Mk.II, а также их более поздняя модификация Mk.III, имелись в составе южноафриканских сил, действовавших в составе 8-й британской армии. В частности, ими были оснащены 4-й и 6-й бронеавтомобильные полки, а также 3-й и 7-й разведывательные батальоны бронеавтомобилей южноафриканской армии. Среди соединений использовавших «мармоны» был также Королевский Гвардейский Драгунский полк (King’s Dragoon Guards).

Первый опыт боевого применения «мармонов» показал, что наличие полноприводного шасси не является абсолютной гарантией высоких боевых качеств. Машины оказались несколько перетяжеленными для своего класса и потому уверенно на них можно было передвигаться только по дорогам с твердым покрытием. Недостаточным оказалось бронирование – очень часто на борта «мармонов» навешивали дополнительные мешки с песком. Впрочем, самым острым вопросом оставалось вооружение. В процессе эксплуатации с некоторых машин полностью демонтировалась башня вместе со штатным вооружением, а на её месте устанавливался большой бронещит с амбразурой). Вместо пулеметов «виккерс» устанавливалось самое разнообразное вооружение (в ряде случаев пушки и пулеметы вообще не имели бронезащиты:

Читать еще:  Различие ваз 2109 и 2114. На чём остановить свой выбор

20-мм итальянские автоматические пушки Breda (из-за большого количества их приняли как «полуофициальный вариант» вооружения);

25-мм противотанковые французские Hotchkiss;

37-мм немецкие противотанковые пушки PaK 35/36;

20-мм немецкие зенитные пушки FlaK 38;

28-мм немецкие противотанкоые ружья 2.8cm sPzB 41;

40-мм британские пушки (снимались с подбитых танков и устанавливались в сентябре 1941 г. на машины 4-го бронеавтомобильного полка).

Со временем, после того как «мармоны» стали считаться устаревшими, часть машин переделали в бронированные тягачи. Для этого пришлось демонтировать башню, вооружение и часть оборудования. В основном такие машины использовались для буксировки трофейных итальянских и немецких артиллерийских орудий захваченных в Северной Африке.

Компания Marmon-Herington.

Войти

Танк Marmon-Herrington MTLS-1G14 (США. 1941 — 1942 год).

К малоизвестным танкам периода Второй мировой войны, безусловно, можно отнести американский танк MTLS-1G14, с которым знакомо крайне ограниченное количество людей. При этом данный танк был построен сравнительно большой серией 125 боевых машин, что больше, чем количество многих мелкосерийных немецких истребителей танков или САУ периода войны. Интересным этот необычный американский танк, который был вооружен спаренной 37-мм пушкой, делает хотя бы тот факт, что многими специалистами эта боевая машина признается одним из самых неудачных американских танков Второй мировой .

Можно сказать, что история танка MTLS-1G14 начинается в 1940 году, когда армия Королевской Голландской Ост-Индии (KNIL: Koninklijk Nederlans Indisch Leger) приступила к реализации программы обширной модернизации собственной армии. KNIL относилась к голландским вооруженным силам, которые были призваны защитить нефтяные богатства голландской Ост-Индии (сегодня входит в состав Индонезии). При этом KNIL была отделена от остальной армии Голландии, чаще всего она приобретала себе различные вооружения самостоятельно. После того, как война на Тихом океане стала неизбежной, KNIL решила провести серьезную реорганизацию имеющихся войск. Предполагалось переформатировать 4 имевшихся механизированных бригады, а позднее довести их количество до 6. Новые боевые единицы требовали существенного количества техники и вооружений, большого количества транспортных средств, в том числе тягачей, грузовых автомобилей и, конечно, танков.

При этом Голландия никогда не могла самостоятельно поставить такое количество техники, особенно танков. Более того, развернувшаяся в Европе война не оставила возможности доставки военной техники из Старого Света. Единственным источником поставок остались Соединенные Штаты, однако и заводы США, особенно танковые, были заняты выполнением контрактов по поставке техники американской армии, а также первыми договорами поставок вооружений по ленд-лизу. Поэтому армия Королевской Голландской Ост-Индии была вынуждена обратиться к услугам тех компаний, которые не были связаны договорными обязательствами с американской армией. Для этих целей идеально подходила компания Marmon-Herrington, которая готова была обеспечить выпуск всего спектра транспортных средств, а также необходимого голландским заказчикам оборудования.

При этом первые заказанные у Marmon-Herrington танки так и не прибыли в Ост-Индию до начала войны с Японией. Уже в январе 1942 года Япония начала вторжение в богатые нефтью районы Голландской Ост-Индии, достаточно быстро разбив силы союзников в регионе. Первоначально голландский заказ предусматривал поставку 200 средних танков MTLS-1G14 к началу 1943 года, но уже в июне 1942 года он был сокращен до 185 машин, а затем и до 125 танков. В счет сокращенных танков голландские военные должны были получить необходимое количество запасных частей, о которых они забыли при подписании контракта.

Последний из 125 заказанных голландцами танков был готов 4 марта 1942 года. Но принять участие в боевых действиях на территории Голландской Ост-Индии они уже не успели. К тому моменту единственными еще неоккупированными голландскими территориями остались владения, расположенные в Южной Америке. В мае 1942 года в Голландской Гвиане (сегодня – Суринам) началось формирование смешанной моторизованной бригады, для которой компания Marmon-Herrington начала отгрузку произведенной по голландскому заказу техники. Правда, к тому моменту голландцам требовалось всего лишь 20 танков MTLS-1G14, от остальных они просто отказались.

MTLS-1G14 представлял собой танк классической компоновки, главной особенностью которого было вооружение. Главное вооружение танка – спаренная установка 37-мм автоматических пушек с длиной ствола 44 калибра. На танке предусматривалась установка сразу 5-6 пулеметов. Два 7,62-мм пулемета Colt-Browning M1919A4 размещались во лбу корпуса, один был спаренным с 37-мм пушками, еще один располагался в правой скуле башни. Один или два пулемета могли быть установлены сверху башни, их можно было использовать в качестве зенитных. Управляться с этим вооружением должен был экипаж, состоявший из 4 человек.

Корпус и башня танка, которая имела шестигранную форму, были клепанными, что трудно было отнести к передовым решениям. При этом толщина брони варьировалась от 13 до 38 мм. 38-мм бронирование имел лоб корпуса, а также лоб, борта и корма башни. К 1943 году такое бронирование для среднего танка уже было явно недостаточным. В то же время танки планировалось использовать в Голландской Ост-Индии, где их основными противниками должны были стать японские танки, которые также на тот момент времени не отличались технологичностью и хорошими боевыми характеристиками. Против них MTLS-1G14 смотрелся достаточно органично.

Ходовая часть среднего танка MTLS-1G14 была подобна той, что инженеры компании Marmon-Herrington использовали на своем легком танке CTMS-1 ТВI – на каждый борт четыре обрезиненных опорных катка, которые были сблокированы между собой попарно в две тележки; два поддерживающих катка; ведущее колесо переднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное) и направляющее колесо. При этом американские инженеры использовали подвеску на вертикальных буферных пружинах.

В качестве силовой установки был использован 6-цилиндровый карбюраторный двигатель Hercules HXE воздушного охлаждения. Он развивал максимальную мощность 240 л.с. при 2300 оборотах в минуту. Мощности двигателя хватало для того, чтобы разогнать танк боевой массой более 16 тонн до скорости 42 км/ч при движении по шоссе.

После того как Голландия отказалась от покупки части, построенной для них бронетехники. Управление снабжения вооруженных сил США отправило на Абердинский полигон для проведения всесторонних испытаний один легкий танк CTMS-1TBI и два средних танка MTLS-1G14. Испытания боевых машин проходили здесь с февраля по май 1943 года. В сохранившемся после этих испытаний отчете данные танки были обозначены «полностью ненадежными со структурными и механическими дефектами, маломощными и оснащенными слабым вооружением». Для службы в американской армии они были признаны непригодными. В целом на тот момент MTLS-1G14 уже можно было назвать устаревшим. Архаичность танка заключалась не только в клепаной броне и устаревшей ходовой части с катками, сблокированными в тележки, но и в отсутствии на борту рации, радиофикация танков не предусматривалась контрактом.

Стоит отметить, что в американской армии некоторые танки компании «Мармон-Херрингтон» использовались. Речь идет о легких танках CTLS-4TAY и CTLS-4TAC, которые были признаны годными для ограниченного использования и поступили в американскую армию под обозначениями Т-14 и Т-16 соответственно. Данные танки американцы использовали главным образом на Аляске. Отчет управления снабжения американской армии от ноября 1942 года содержит информацию о том, что каждый отдельно взятый танк ломался в течение первых 100 часов работы. В то же время части данных аварий можно было легко избежать, используя подготовленных танкистов, в то время как данные боевые машины эксплуатировались «первым попавшимся под руку» личным составом. Это заключение подтверждается и тем, что голландцы и австралийцы, также получившие данные танки, считали их удовлетворительными, а голландцы эксплуатировали их в джунглях Суринама практически три года.

Так как средние танки MTLS-1G14 не соответствовали стандартам американской армии, которая уже имела на вооружении более эффективные средние танки, а также получили невысокие оценки специалистов во время проведения испытаний на Абердирском полигоне, было принято решение о списании всех имеющихся танков с последующей их разделкой. При этом выполнение данного решения в мае 1943 года было приостановлено на 6 месяцев. Все это время американцы пытались найти покупателя на свою технику, предлагая MTLS-1G14 различным союзникам. Однако все подобные попытки потерпели крах и в 1944 году все 105 танков данного типа, которые оставались у американцев, были разделены на металлолом.

Длина корпуса – 4572 мм, ширина – 2642 мм, высота – 2565 мм, клиренс – 457 мм, боевая масса – 16,3 тонны, силовая установка – 6-цилиндровый карбюраторный двигатель Hercules HXE мощностью до 240 л.с, максимальная скорость – 42 км/ч (по шоссе), вооружение – две 37-мм автоматических пушки AAC Type F, 5-6х7,62-мм пулеметов Colt-Browning M1919A4, экипаж – 4 человека.

Компания Marmon-Herington.

Hью-Йорк/Индиана полис США 1931-1963

Читать еще:  Что меняется на то 60000. Техническое обслуживание (ТО) Рено Логан. Двигатель и его системы

В 1930-е гг. фирма «Мармон-Херрингтон» завоевала славу ведущего американского изготовителя полноприводных автомобилей для вооруженных сил страны. Инициатива их создания принадлежала инженеру Артуру Херрингтону (Arthur Herrmgton), который в 1923-25 гг., служа в Квартирмейстерском корпусе сухопутных сил США (Quartermaster Corps), сокращенно QMC (Кью-Эм-Си), участвовал в разработке легких грузовиков TTL (4х4) на 40-сильном шасси «Либерти» (Liberty). Для них Херрингтон разработал неразрезные ведущие и управляемые мосты с шариковыми шарнирами равных угловых скоростей «Рцеппа» (Rzeppa).

Шасси «Мармон-Херрингтон ТН300-4», 4х4,1934 г.

Штабной автомобиль «Мармон-Херрингтон ТН300-4», 4х4,1934 г.

Мармон-Херрингтон А30-6, 6х6,1934 г.

Мармон-Херрингтон ТН315-6, 6х6,1935 г.

В1930 г., покинув военную службу, он начал сотрудничество с Уолтером Мармоном (Walter Marmon), братом известного изобретателя Говарда Мармона (Howard Marmon), выпускавшего легковые автомобили высшего класса. К тому времени его фирма в Индианаполисе оказалась на грани банкротства, и в марте 1931 г. на ее базе была образована компания «Мармон-Херрингтон» с главной конторой в Нью-Йорке.

За основу новых машин, выпускавшихся лишь в течение первых 5

6 лет, Херрингтон принял конструкции, созданные в Квартирмейстерском корпусе. В 1931 г. фирма получила заказ от ВВС США на 33 аэродромных топливозаправщика «ЗЗТ1» (4х4), которые от стандартизованных грузовиков «Кью-Эм-Си» группы 2 отличались только мостами. В 1933 г. начался выпуск семейства ТН (4х4/6х6) грузоподъемностью 1,5-7,5 т с мотором «Геркулес RXC» (Hercules). Из них в армии использовали прежде всего 3-тонные грузовики ТН310-6 (6х6), применявшиеся как эва куаторы ТН315-6 и полевые мастерские. В1934-35 гг. компания «Мармон-Херрингтон» поставила в Персию партию многоцелевых шасси ТН300-4 (4х4) и построенных на их базе штабных машин и пулеметных бронеавтомобилей TH310-ALF.

Мармон-Херрингтон Т11Е2, 4х4,1936 г.

«Мармон-Херрингтон LD3-4» на шасси «Форд V8», 4х4,1935 г.

Мармон-Херрингтон Скаут Кар A7SC4, 4х4,1935 г.

«Мармон-Херрингтон Е5-4» на шасси «Форд V8», 4х4,1938 г.

Мармон-Херрингтон Т9,1937 г.

В ноябре 1933 г. фирма представила автомобили нового поколения А, получившие двигатели «Геркулес», 4- или 5-ступенчатые коробки передач «Фуллер» (Fuller), ведущие мосты «Тимкен» (Timken) и характерную внешность с защитной решеткой радиатора, открытыми кабинами с тентом и двумя запасными колесами, укрепленными по обеим сторонам кабины.

В последующие два года для американской армии компания «Мармон-Херрингтон» выпускала 1,5-тонные грузовики А10-4 (4х4) и 3-тонные бортовые артиллерийские тягачи и эвакуаторы А30-6 (6х6) с 94-сильным мотором. Одним из последних собственных комплектных автомобилей в 1937 г. была 6-тонная ре-монтно-эвакуационная машина TL31-6 (6х6) с краном «Гар Вуд» (Gar Wood) В 1934 г. фирма изготовила опытные образцы заднемоторных бронеав томобилей Т11 (4х4) со 115-сильным мотором «Геркулес», коробкой передач с 6 ступенями переднего и тремя заднего хода и пулеметной башней с полусферическим куполом. Второй вариант Т11Е1 отличался деталями корпуса, третий Т11Е2 получил новую башню с двумя пулеметами калибра 7,62 и 12,7 мм и еще одним пулеметом в задней стенке. Таких бронемашин построили б экземпляров.

Непомерные расходы на разработку новых автомобилей привели к резкой переориентации фирмы на изготовление полноприводных вариантов стандартных автомобилей крупных американских компаний. Ее главным партнером стал концерн «Форд» (Ford), а созданные совместно с ним многочисленные машины имели марку «Форд-Мармон-Херрингтон» и особую индексацию Херринг-тона. Первыми в 1935 г. появились легкие грузовики и тягачи А5-4 (4х4) на стандартном 1,5-тонном шасси «Форд» с 80-сильным двигателем V8, усиленными рамой, подвеской и тормозами, а также передним мостом «Мармон-Херрингтон». По этому принципу была создана обширная гамма самых разнообразных военных исполнений серийных пикапов, фургонов и грузовиков «Форд» с полезной нагрузкой от 500 кг до 3 т, выпускавшихся до 1942 г и применявшихся в армии, ВВС и ВМС США и Канады.

Пикапы серии LD/OT использовались как штабные, разведывательные и санитарные машины, 1-тонные шасси служили легкими артиллерийскими тягачами Т5, а самыми известными стали капот-ные и бескапотные 1,5-тонные грузовики с ежегодно менявшимися индексами (от А5-4 до Е5-4). Собиравшиеся в период 1937-38 гг 3-тонные грузовики-тягачи В5-6 и С5-6 (6х6) представляли собой обычные 1,5-тонные шасси 4×2, дополненные двумя ведущими мостами – передним и задним. В единичных экземплярах аналогичные машины предлагались на шасси «Додж» (Dodge), «Интернэшнл» (International) и «Корбитт» (Corbitt). В 1935 г. на 1-тонном шасси «Форд» с мотором V8 (85 л.с.) построили полубронированные разведывательные машины «Скаут Кар A7SC4» (Scout Car) с открытым верхом, способные развивать скорость 120 км/ч. Их развитием стал бронеавтомобиль Т13 с12,7-мм зенитным пулеметом, собранный в 38 экземплярах. Поставлявшиеся в СССР по ленд-лизу полноприводные грузовики «Мармон-Херрингтон» служили базой реактивных установок «катюша».

Малоизвестной областью деятельности фирмы была попытка создания обширного семейства военных полугусеничных машин. В 1936 г. Херрингтон завершил работу над легким гусеничным движителем с передней ведущей звездочкой, 4 опорными катками и резинометаллической лентой шинной компании «Гудрич» (Goodrich). Впервые его установили вместо задних колес на 1,5-тонном грузовике «Форд V8-79» (4х4). Он прошел испытания, получил статус легкого полугусеничного тягача Т9 для буксировки 75-мм пушек и выпускался короткое время. Такой же движитель был смонтирован и на стандартном грузовике «Отокар» (Autocar), а через год появился вариант Т9Е1 с движителем от легкого танка. Во время сравнительных испытаний с прототипами полугусеничных бронетранспортеров с движителями Джеймса Кан-нингхэма (James Cunningham) конструкция Херрингтона оказалась хрупкой и недолговечной. В последний раз ее использовали в 1940 г. на опытном бронеавтомобиле DHT5 с 37-мм пушкой.

Мармон-Херрингтон DHT5,1940 г.

Мармон-Херрингтон Mk-IV, 4х4f 1944 г.

Мармон-Херрингтон Mk-Vlf 8х8,1942 г.

Мармон-Херрингтон 0-12, 8х8,1958 г.

К 1939 г. программа компании «Мармон-Херрингтон» насчитывала 66 моделей, но с началом Второй мировой войны, когда полноприводные машины стали выпускать многие американские фирмы, спрос на ее продукцию резко сократился. Это заставило Херрингтона взяться за создание новых, ранее не свойственных ему видов техники, из которых признание получил лишь прототип легкого плавающего автомобиля – прообраз известной амфибии «Форд GPA». После вступления США в войну фирма выпускала ведущие мосты, эвакуаторы и передвижные лебедки для аэростатов, собирала танки Т22 «Локаст» (Locust), а в 1944-45 гг. построила 3,2 тыс. седельных тягачей «Интернэшнл» серии Н-542. Между тем в разгар войны эпицентр создания новых бронемашин марки «Мармон-Херрингтон» переместился из США в другие страны, остро нуждавшиеся в собственной технике. Самые оригинальные разработки появились в Южной Африке, где их изготовлял местный сборочный завод «Форд».

В начале 40-х гг. на 1,5-тонном шасси там серийно выпускались капотные бронеавтомобили Mk-II, Mk-III и Mk-IV (4х4), но наиболее примечательным был вариант Mk-VI (8х8) с двумя моторами «Форд» V8 и двумя трансмиссиями, пулеметными или пушечными башнями. Австралийский завод «Форд» выпускал тягачи и бронеавтомобили на шасси 4х4 и 6х6, переоборудованные по проекту Херрингтона.

В послевоенное время в положении компании «Мармон-Херрингтон» мало что изменилось. К этому времени серийное производство полноприводных военных автомобилей освоили многие фирмы разных стран, а переделка стандартных машин в полноприводные уже не требовалась в больших объемах Одними из немногих военных автомобилей, создававшихся при участии Херрингтона, были 3-тонные грузовики F6 (4х4), собиравшиеся в 1948-50 гг. на заводе «Форд» в Бельгии.

Главным достижением 50-х гг. была разработка полноприводных шасси для аэродромных пожарных автомобилей с надстройками разных изготовителей. Машины серий 0-10 и 0-11 (6х6), выпускавшиеся в 1950-54 гг. фирмой «Америкэн ЛаФранс» (American LaFrance) для ВВС США, оснащались двигателями мощностью от 240 до 310 л.с, весили 20т и развивали скорость 96 км/ч. В 1956-58 г. компания «Мармон-Херрингтон» самостоятельно собирала уникальные для своего времени пожарные автомобили 0-12 (8х8) с 810-сильным двигателем «Континентал» (Continental) V12 воздушного охлаждения и автоматической 3-ступенчатой коробкой передач. Для привода водяного насоса с подачей 4750 л/мин служил собственный 500-сильный оппозитный мотор, расположенный в заднем отсеке кузова. Машина длиной около 11 м и полной массой 31 т могла доставлять к месту пожара 8,4 тыс. л воды. Одновременно фирма изготовляла спецшасси для аэродромного оборудования, а также продолжала переоборудовать автомобили «Форд», создав в 1956 г на шасси F750 (4х4) армейский

грузовик, получивший военный индекс М754. К этому времени она отметила выпуск 100-тысячного переоснащенного «Форда». На следующий год, после 14 лет разработки, был продемонстрирован опытный образец плавающего вездехода «Рино» (Rhino) 4х4 – «Носорог» с полусферическими колесами, так и не получивший никакого развития.

С образованием в 1963 г. компании «Мармон» по выпуску коммерческих грузовиков, переехавшей на новый завод в Дентоне, прежнее предприятие в Индианаполисе пришлось закрыть. В 1973 г. фирма «Мармон-Херрингтон» возродилась в Ноксвилле, но военных машин уже не выпускала. Она существует до сего дня и по-прежнему занимается переоборудованием автомобилей.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector