0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Когда появилось первое такси в мире. История такси в России: от конных повозок до мобильных приложений

История такси в России: от конных повозок до мобильных приложений

22 марта — Всемирный день такси. Журналист портала Юга.ру изучил историю возникновения такси в России и трансформацию этого бизнеса под влиянием новых технологий.

XVII-XIX столетия: конный экипаж

Первые организованные платные перевозки пассажиров в конных экипажах появились в Великобритании в XVII веке. Именно здесь в 1639 году была оформлена первая лицензия на извоз.

В царской России Москва стояла в центре пересечения торговых путей. В городе было несколько вокзалов, с каждым годом росло количество извозчиков, тарифы и заказы уже нужно было регулировать, организовывать стоянки. Так в ХIХ веке возник российский прообраз системы такси.

XX век: бензиновый двигатель

Появление бензиновых двигателей навсегда изменило пассажирские перевозки. С 1905 года такси-бум начался во всем мире. Таксомоторы заполонили улицы крупнейших городов Европы и Америки. Первый в России наемный автомобиль со счетчиком-таксометром был зарегистрирован в Санкт-Петербурге в 1906 году.

В 1917 году, после революции, количество такси в Москве резко сократилось, таксисты почти исчезли как профессиональное сообщество. В 1924 году Моссовет закупил 200 новых автомобилей марки Renault и Fiat для использования их в качестве такси.

Частных извозчиков тогда не было, роль собственника и управляющего таксопарком исполняло государство, поэтому не было и конкуренции. Качество обслуживания страдало, вызвать такси было невозможно, не хватало автомобилей. Но таксомоторные перевозки приносили хорошую прибыль в городской бюджет, и эти недостатки стремились устранить. В середине 30-х годов в Москве начали появляться первые легковые ГАЗы, таксопарк вырос в несколько раз, заказать такси стало проще. Чуть позже начался выпуск легковых ЗИСов, а в послевоенные годы основными автомобилями такси стали автомобили «Победа».

В период позднего Советского Союза главным автомобилем такси был ГАЗ-24 — «Волга» желтого цвета с шашечками, производившийся на Горьковском автомобильном заводе с 1967 по 1985 год. Зеленый фонарик на лобовом стекле сигнализировал о том, что машина свободна. Впрочем, ездить на такси все равно было дорого и не всегда удобно. К примеру, чтобы добраться до аэропорта, заказывать такси нужно было заблаговременно, чуть ли не за полсуток до вылета. А в период перестроечного «сухого закона» и дефицита спиртного у таксистов всегда можно было нелегально купить водку по двойной цене, это знали все.

Все изменилось с исчезновением СССР. В современной России появилось частное предпринимательство, в том числе множество фирм, оказывающих услуги такси. Многие давно сошли со сцены, но есть компании, чей бизнес процветает. Хороший пример — Fasten, представленный на рынке брендами «Сатурн», RedTaxi и рядом других. Компания родом из Краснодарского края менялась с появлением новых технологий и к настоящему моменту выросла в крупного оператора, который работает на территории России и за рубежом.

В 1998 году Евгений Львов основал в Тимашевске «Такси Сатурн». Он начал с собственного автопарка из четырех автомобилей, оборудованных рациями. Существовали определенные технические ограничения — радиоканал вмещал не более ста водителей, и масштабировать это было сложно. Это неудобство полностью проявилось, когда компания вышла на большой рынок Краснодара.

XXI век: смартфоны, Java, мобильные приложения

Технологический скачок, существенно повлиявший на отрасль пассажирских перевозок, — повсеместное распространение сотовой связи в ХХI веке. Индустрия такси начала использовать специальные программные продукты для мобильных телефонов, созданные на языке Java. Эта технология обеспечивает связь между диспетчерами и водителями по сотовым телефонам или КПК. Java помогла разгрузить радиоэфир, избавить службу от раций и ускорить раздачу заказов. Теперь операторы и водители смогли обмениваться друг с другом шаблонными сообщениями через особый канал связи. Оказалось, так в несколько раз быстрее, чем когда водитель и оператор объясняются друг с другом на словах.

«Такси Сатурн» ввело в своей работе технологию Java в 2006 году. Диспетчер и водитель смогли быть на связи на больших расстояниях, кратно вырос поток клиентов. «Такси Сатурн» начало оказывать услуги на курортах Кубани и за пределами края, на территории ЮФО.

Еще одна революция в отрасли произошла с распространением смартфонов в конце нулевых. Таксопарки ушли в прошлое, а такси превратились в высокотехнологичные компании, построенные на логистике и эффективности. Созданное в Краснодарском крае «Такси Сатурн» ежедневно обеспечивает десятки тысяч поездок более чем в 40 городах, при этом не имея ни одного собственного автомобиля или штатного водителя. Мобильное приложение обеспечивает необходимый контакт и рассчитывает стоимость заказа. Таксист, который, по сути, сам является клиентом, платит определенную абонентскую плату или фиксированную сумму от каждого рейса за безлимитный допуск к базе заказов. Затем «самозанятый» водитель — партнер компании на личном автомобиле выходит на линию в удобное для себя время. Все в выигрыше — пассажир, который платит недорого и привыкает к мысли об удобстве перемещений на такси; водитель, для которого такси может служить как подработкой, так и основной работой; город, где люди меньше пользуются личным автотранспортом.

Читать еще:  2 литровый двигатель киа спортейдж 4. Двигатели KIA Sportage (КИА Спортейдж) и безразборный ремонт силовых агрегатов. Ориентированная на водителя кабина

Выход бизнеса, созданного в Краснодарском крае, на федеральный и даже международный уровень стал приятной традицией. Компания «Тандер» за несколько лет стала одним из крупнейших ретейлеров мира. Созданная в небольшом городке служба «Такси Сатурн» переросла в международный сервис Fasten, работающий не только в России, но и на Украине и в США.

За три с лишним века такси полностью изменилось. Вместо конных экипажей — комфортабельные автомобили, вместо стоянок такси — вызов за 20 секунд по мобильному, вместо «торговли» с «шефом» — удобные и прозрачные тарифы и круглосуточные службы поддержки. Но центральной фигурой был и остается простой водитель.

Подключенные к платформе водители — наш главный актив. Поздравляю с профессиональным праздником и желаю «ни гвоздя, ни жезла»— а много выгодных заказов мы обеспечим!

основатель «Сатурна» и RedTaxi Евгений Львов

История появления и развития услуг такси

13 августа 1907 года в Нью-Йорке было пущено первое такси. Спустя годы желтые автомобили стали настоящим символом города, обрели множество кинематографических воплощений, а для большинства туристов оказались первым впечатлением из путешествия в американский мегаполис.

По такому случаю, мы решили сегодня вспомнить историю такси в целом и поведать о ней вам.

Слово «такси» происходит от французского слова «таксо», которое обозначает средство, используемое для перевозки пассажиров и грузов и оплату проезда.
История такси берет своё начало во Франции с XVIII века, именно там, в это время появились конные экипажи, которые стали называться «фиакры», в честь покровителя садоводов — святого Фиакра, так как постоялый двор с этими экипажами находился около его часовни. Считается, что они стали первыми в мире общественными экипажами. В конце XIX века технический прогресс вытеснил экипажи с лошадями.

На фиакрах установили бензиновый двигатель, рычаги для управления и после изобретения, и установки счётчиков (таксометров), эти экипажи стали популярными среди населения, так как легко можно было рассчитать расходы на дорогу.

Первые автомобили, предназначенные для услуг такси, стала производить компания «Renault», кузов этих машин напоминал «фиакр», шофер сидел отдельно от пассажиров в открытой передней части машины и занимался только управлением такси, а пассажир находился в закрытой части машины и был защищен от непогоды. Такси выделялись среди остальных машин города своим ярким цветом. Какой либо централизованной службы приема заказов и вызовов такси не было, такси просто разъезжали по городу и громко сигналили.

Первое такси Renault

В России все пути пересекались в Москве. Приезжало и отъезжало большое количество людей, было несколько вокзалов и всё это создавало необходимость развития городского транспорта, который мог бы довозить пассажиров и их багаж до места. Спрос на транспорт был огромен, поэтому в Москве появилось большое количество извозчиков. Отрасль развивалась, для неё необходимы были определенные требования: тарифы, система управления заказами экипажей, организация стоянок. Все это и стало началом рождения такси в России как вида транспорта.

В 1907 году в России один шофер, повесил на автомобиль плакат «Извозчик, такса за проезд по соглашению». Одновременно в Англии на Лондонских улицах появились первые экипажи-такси. Этот год теперь считают днём рождения такси.

В 1917 году, после революции количество такси в Москве резко снизилось, таксистов почти истребили как класс, и лишь в 1924 году Моссовет решил закупить 200 новых автомобилей — такси марки «Renault» и «Fiat». В 1925 году первые 16 автомобилей марки «Renault» появились на улицах Москвы. Частных такси в это время не было, все они принадлежали и управлялись государством, конкуренция отсутствовала. Это приводило к плохому качеству обслуживания пассажиров, заказать такси было очень сложно, машин-такси не хватало.

Таксомоторные перевозки были очень прибыльны для правительства Москвы, поэтому правительство стремилось устранить эти недостатки. В Москве стали появляться первые легковые автомобили «ГАЗ», количество такси увеличилось в несколько раз и заказать такси стало проще, потом начали выпускать легковые такси «ЗИС», после появления которых, такси стали общедоступным видом транспорта. В послевоенные годы начинается выпуск автомобилей «Победа», которые стали основным автомобилем такси.

В 1948 году на машинах-такси была размещена шахматная полоса и зелёный световой, для отличия такси от других автомобилей на улицах.
В Нью-Йорке первое городское такси было выпущено на линию 13 августа 1907 года. Увеличению количества такси на улицах США в значительной степени помогала мафия, которая владела большинством таксопарков и была заинтересованы в их росте. В Америке, в годы сухого закона не было более надежного транспорта для перевозки запрещенного спиртного, поэтому такси особенно полюбили гангстеры-контрабандисты. В такси перевозили огромное количество алкоголя, но полицейские даже не подозревали таксистов.

В Японии такси появились совсем недавно, японские таксисты очень вежливы, пунктуальны, обходительны с пассажирами и по праву считаются лучшими таксистами в мире. Работают они исключительно в белых перчатках, на подголовниках своих машин ежедневно меняют кружевные салфетки. Японский водитель во время движения никогда не ведет с пассажиром разговоров, он только управляет автомобилем, и если вы иностранец, то на беседу можете даже не рассчитывать. Поездка будет проходить спокойно, иногда даже скучно.

Читать еще:  Peugeot SpeedFigh — схема для первого поколения

В ОАЭ Водители отличаются хорошей репутацией, поэтому, если вы забыли что-нибудь в такси, ваш водитель попытается вернуть вам забытую вещь. В противном случае сообщите компании время и маршрут — будет сделано все возможное, чтобы помочь вам. Не рекомендуется пользоваться услугами частных такси без счетчика. Они менее комфортабельные, поскольку это обычно старые машины с плохим кондиционером, а водители могут нарочно петлять, чтобы поездка обошлась дороже.

В Лондоне такси всегда красятся в чёрный цвет, в Гонконге используют 3 типа окраски такси, чаще всего их красят в красный цвет, в Новой Зеландии применяют зелёный цвет такси, а на островах Лантау — синий. В СССР традиционного цвета такси не существовало. Обычно на заводской, стандартного цвета машине-такси на двери рисовали шахматные клеточки и ставили зелёного цвета фонарик, отчего и произошло название «зеленоглазое такси».

Сегодня такси является очень распространённым видом общественного транспорта во всём мире и представляет собой целую индустрию, в которой задействованы миллионы людей. Кстати, с развитием всевозможных средств связи и информационных технологий заказать себе такси стало невероятно просто: это можно сделать по мобильному телефону или даже на сайте любой таксомоторной компании, причём во многих случаях можно выбрать себе не только время прибытия нужного вам транспорта, но даже модель самого автомобиля.

История такси в России

Дата публикации: 30.08.2019

Казалось бы, история такси в России началась относительно недавно – как минимум, с массовым производством наземных транспортных средств и появлением спроса на подобные услуги. Но, что поразительно, такси на территории России существовало уже более трех веков назад. Да, оно было совершенно иным в привычном понимании, но факт остается фактом: 300 лет назад люди имели возможность пользоваться услугами извозчиков.

А теперь – по порядку. Давайте узнаем, с чего все начиналось.

Ваньки и Лихачи

Ваньками были бедные крестьяне на старой повозке с какой-нибудь клячей. Аналог нашего эконома.

Следующий уровень — это лихачи. С породистыми рысаками и удобными бричками. Аля бизнес-класс.

Также были голубчики в фирменных кителях на официальной службе. Что-то похожее на комфорт-класс.

Конные экипажи XVII столетия

Считается, что впервые оплачиваемые организованные пассажирские перевозки появились в XVII веке в Великобритании. Конечно же, для этого использовались конные экипажи. Есть подтверждение, что в 1639 году в этой стране была зарегистрирована первая в мире лицензия на извоз.

Как это касалось России? Дело в том, что в те времена Москва стояла на пересечении множества торговых путей. Ввиду этого здесь было открыто несколько вокзалов, повысилась численность людей, вынужденных все время перемещаться от одного места к другому.

Все это привело к тому, что возникла острая необходимость в увеличении количества извозчиков, что, собственно, и произошло. В общем, в этом плане Россия не отставала от Великобритании, а может, даже в чем-то и превзошла ее. Постепенно число извозчиков росло, приходилось заниматься регулированием заказов и цен, организовывать стоянки для экипажей. Ну, чем не прообраз современной системы такси?

Научно-технический прорыв XX века

Все кардинально переменилось с созданием бензинового двигателя. По-прежнему уже быть попросту не могло, так как на улицах становилось все больше автомобилей, среди которых ездили и такси.

Настоящая «лихорадка» начала охватывать мир с 1905 года. Америка и европейские страны стали массово перевозить множество пассажиров с помощью такси. Впрочем, Россия не отставала от них.

В 1906 году в Санкт-Петербурге была осуществлена регистрация первого наемного автомобиля, оснащенного счетчиком-таксометром. После этого остановиться было уже невозможно.

А в 1907 году в Москве начал работу первый извозчик на автомобиле, и к 1912 году их количество возросло до 220 таксомоторов. Госдума Санкт-Петербурга суть позже ввела единые требования и тарифы для такси, которые соблюдались по всей России.

Сфера такси хорошо развивалась вплоть до 1917 года. Но, в послереволюционный период число такси внезапно сократилось. Даже сам профсоюз таксистов практически прекратил свое существование. Лучшим стало положение в 1924 году.

Именно тогда в Москве было принято решение о закупке для нужд такси транспортных средств зарубежного производства, благодаря чему на дорогах появилось 200 новых авто марок Fiat и Renault .

Частного извоза в те времена не существовало. Такси было исключительно государственным, ввиду чего с понятием конкуренции попросту никто не был знаком.

Сервис был неудовлетворительный, возможности заказа автомобиля не было, да и транспортных средств попросту не хватало. Но, так как эта сфера приносила очень неплохую прибыль государству, руководство прилагало усилия, чтобы улучшить положение такси.

Легковые ГАЗы стали выпускаться в середине 30-х годов, благодаря чему таксомоторный парк существенно расширился. Заказать такси теперь можно было проще.

Немного позже были выпущены легковые ЗИСы , а после Великой Отечественной войны на дорогах стали колесить автомобили «Победа».

Настоящим символом такси советской эпохи стали автомобили ГАЗ-24 («Волга»), выкрашенные в желтый и имеющие характерные черные «шашечки». Производились они в период с 1967 по 1985 год.

Читать еще:  Пробоина между картерами

Стоит также сказать пару слов об имидже такси и таксистов. Все они носили кожаные фуражки, дверцы автомобилей были украшены буквами «Т», а главным символом такси того времени стал, разумеется, зеленый огонек.

Сами автомобили часто стали окрашивать в бледно-салатовый цвет. Прокатится на автомобиле такси в эти годы было самым настоящим приключением, и вызывало массу эмоций, особенно у жителей столицы.

Но, пользоваться услугами извоза даже в те времена было крайне неудобно и накладно. Чтобы доехать, например, до железнодорожной станции или в аэропорт, делать заказ следовало заблаговременно, иначе можно было просто остаться без такси.

Кардинально все изменилось в период развала СССР. С тех пор стали открываться частные фирмы, предоставляющие услуги извоза. Как раз такая тенденция и стала прослеживаться.

Много компаний, созданных в лихие 90-е, не «дожили» до сегодняшнего дня. Но, есть и те, которые успешно существуют и продолжают развиваться в настоящее время.

Высокотехнологичное такси нового тысячелетия

В XXI столетии с появлением сотовой связи произошел настоящий технологический прыжок во многих сферах, в том числе, такси. Эта область услуг стала со временем применять специализированные программы, предназначенные для пользователей мобильных телефонов.

С их помощью водители и диспетчеры поддерживают связь. Благодаря внедрению такого решения таксисты смогли избавиться от неудобных раций, так как с тех пор появилась возможность пересылать друг другу короткие сообщения-шаблоны, используя специальный канал связи.

Когда стали массово появляться смартфоны, произошел еще один революционный виток в индустрии такси. Отпала необходимость держать автопарки и, тем не менее, компании трансформировались в высокотехнологичные организации, логистика которых стала эффективнее.

Речь идет о разработке и внедрении мобильных приложений. За счет их использования обеспечивается контакт между пассажиром и водителем такси, который является сам, по сути, клиентом компании. Он вносит определенную сумму (она может быть фиксированной или представлять собой какой-то процент), чтобы получать доступ к базе заказов, предоставлять свои услуги и получать прибыль.

Такая система позволила быть в выигрыше всем. Пассажиры выбирают из обилия предложений самый удобный и выгодный для себя. Водители могут сделать такси как дополнительным, так и основным источником дохода. Компания получает хорошую прибыль. А город, в котором функционирует рассмотренная система, разгружается от избыточного количества транспортных средств, так как люди реже пользуются личными автомобилями.

Теперь можно сделать вывод, насколько изменилось такси за более чем три века своего существования. Конный экипаж был заменен комфортабельными автомобилями, а технологический прорыв спровоцировал мощный толчок к развитию совершенно иного облика индустрии. Вместо торгов с водителем теперь действуют обоснованные и удобные тарифы, вместо заказа транспорта за несколько часов, а то и суток до выезда – ожидание такси за всего пару минут. Это настоящий прогресс.

История появления и развития такси в мире

Сейчас такси стало для нас привычным явлением. Огромное количество автомобилей ездит по улицам города, и большинство из нас неоднократно прибегали к услугам таксистов. Однако было время, когда далеко не каждый мог воспользоваться такси, а также когда такого явления в принципе не существовало. Всего за несколько веков такси эволюционировали до современного состояния.

Интересно, что прообраз современного такси появился уже в Древнем Риме. Тогда пассажиры могли проехать на колеснице, оборудованной специальным устройством. Работало данное устройство следующим образом. Оно содержало два зубчатых кольца с отверстиями, эти кольца постоянно вращались, и через каждую милю отверстия соединялись, в результате чего в находящийся ниже ящик падал камушек. Таким образом, количество преодоленных колесницей миль совпадало с числом камней, оказавшихся в ящике в конце поездки, что и определяло стоимость проезда.

К сожалению, с падением Римской империи это гениальное изобретение было забыто, и про такси уже не знали вплоть до 17 века. Сейчас Англия и Франция оспаривают, кому из них принадлежит честь повторного изобретения такси. В Великобритании в 1639 году объединение местных кучеров вынесло решение о введении «лицензии на извоз»: обладатели данной лицензии могли с того момента официально перевозить людей за определенную плату на своих экипажах, запряженных лошадьми.

Во Франции же примерно в то же время открылась первая компания по перевозке пассажиров. Владельцем ее стал один предприимчивый француз по имени Соваж. На постоялом дворе рядом с часовней Святого Фиакра он организовал парк конных экипажей. На каждой такой повозке содержалось изображение святого (француз решил, что этот святой станет покровителем его бизнеса). И именно поэтому еще долгое время такси во Франции называли «фиакрами».

Затем конные такси постепенно распространились по Европе. Лишь в самом конце 19 века их заменили автомобили с бензиновыми двигателями. Первой компанией, которая выпустила машины специально для использования их в такси, и наладившая впоследствии их массовый выпуск, стала французская фирма Renault. Первоначально автомобили напоминали привычные всем тогда конные экипажи, поскольку пассажирская часть была в форме кареты, при этом она была закрытой, в то время как водительская часть оставалась открытой. Как мы видим, первые таксисты работали

Так, собственно, и появились все основные атрибуты и термины, касающиеся такси.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector