Где выпускают лиаз автобус. Ликинский автобусный завод лиаз
Где выпускают лиаз автобус. Ликинский автобусный завод лиаз
Ликинский автобусный завод, расположенный в подмосковном городе Ликино-Дулево, является одним из крупнейших производителей автобусов и троллейбусов.
Автобусный завод всея Москвы
Рождение легенды
Это покажется удивительным, но современный “ЛиАЗ” эволюционировал из Лесохимического опытного завода облагораживания древесины (ЛОЗОД), основанного в 1937 г. Выпускал он в то время изоляционные плиты, прессованную древесину и изделия из нее. После войны предприятие переориентировалось на производство электропил, шпалорезных станков, лебедок, мотовозов, передвижных электростанций.
Первые 213 пассажирских автобусов ЗиЛ-158 “ЛиАЗ” выпустил в 1959 г. Всего за четыре последующих года ежегодный объем производства вырос в 25 раз и составил 5419 машин, а к концу десятилетия увеличился до 7 тыс.
В 60-е гг. с конвейера сошел легендарный ЛиАЗ-677, обидно прозванный “скотовозом”. Более доброжелательное современное поколение с теплотой вспоминает его как “автобус детства”. Возможно, не забыли о нем и в Лейпциге – в 1972 г. он завоевал там золотую медаль и диплом первой степени на международной ярмарке. К 1994 г., когда эту машину сняли с производства, “ЛиАЗ” выпустил их 200 тыс. Автобус настолько полюбился нашим соотечественникам, что в Казани, Ижевске и Самаре в его честь были воздвигнуты памятники.
Ликинский завод в 1975 г. выпускал уже 10 тыс. автобусов в год, однако морального устаревания никто не отменял. И в 80-е гг. началась разработка больших городских автобусов ЛиАЗ-5256, серийное производство которых стартовало в 1990 г.
Несладкая жизнь
После крушения Советского Союза российская экономика пришла в упадок. Черные дни настали и для Ликинского автобусного завода. Предприятие потеряло свои рынки сбыта, на поддержку государства тоже рассчитывать не приходилось. С 1991 г. объемы выпускаемой продукции стремительно снижались, а в 1996 г. производство и вовсе остановилось. На предприятии ввели внешнее управление. Печальная процедура банкротства завершилась в 1997 г.
К счастью, несмотря на все передряги, заводу удалось сохранить территорию и имущество. Это помогло снова наладить автобусное производство. В 1998 г. поступил крупный заказ от “Мосгортранса” на поставку ЛиАЗ-5256. С этого момента, пожалуй, и началось восхождение ликинского завода к вершинам автобусного производства.
Гармошки и рогатые
С 1999 г. техника “ЛиАЗа” стала оснащаться автоматической коробкой передач. Годом позже ввели единую бело-зеленую окраску машин, по которой в мегаполисе легко можно отличить ликинские автобусы от всех прочих. Надо сказать, что в новом тысячелетии тоже не обошлось без автобусных кличек. После выпуска обновленного ЛиАЗ-5256 к автобусу прицепилось прозвище ХБИ, что расшифровывается как “хочу быть “Икарусом””. Все из-за явного внешнего и отчасти внутреннего сходства с венгерским собратом.
В начале 2000-х “ЛиАЗ” как раз конкурировал с импортными “Икарусами” и “Мерседесами”. Для ликинского завода это был хороший стимул развиваться и совершенствоваться. В 2004 г. стартовал выпуск сочлененных низкопольных автобусов – ЛиАЗ-6212. Высота пола составляла всего 36 см, а если учесть еще и высоту тротуара, то эта модель стала идеальной для пожилых людей и инвалидов. Упрек в недостаточной вместимости потерял актуальность в 2005 г.: на загруженные городские маршруты выехали автобусы на 33 посадочных места, а всего в “гармошку” ЛиАЗ-6212 может втиснуться 178 человек.
В том же 2005 г. предприятие стало частью “Группы ГАЗ” – крупного автохолдинга страны, объединяющего 18 заводов. В 2003-2006 гг. появились новые модели автобусов: низкопольные ЛиАЗ-5292 и ЛиАЗ-5293, сочлененный и низкопольный ЛиАЗ-6213. А в 2007 г. “ЛиАЗ” выпустил свой первый “рогатый автобус” – по заказу Челябинского троллейбусного управления. Позднее были разработаны троллейбусы ЛиАЗ-5280, ЛиАЗ-52802 и ЛиАЗ-52803.
После черной полосы – всегда белая
Мировой финансовый кризис больно ударил по предприятию, но не ранил смертельно. По сравнению с докризисными показателями в 2008 г. выпуск автобусов и троллейбусов уменьшился на 700 машин, в 2009 г. объем производства сократился больше чем наполовину – с 3 до 1,2 тыс. машин. По словам управляющего директора компании Александра Казакова, “некоторое время завод вообще стоял”. Чтобы выйти из кризисного сумрака, пришлось сократить постоянные расходы наполовину, а коммерческие – на 30%. Чтобы загрузить работой оборудование и сотрудников, был открыт цех по ремонту автобусов. Завод стал принимать производственные заказы от сторонних клиентов, например, по договору с РЖД изготавливались поручни для электричек. Но нет худа без добра: если до кризиса точка безубыточности составляла 200 автобусов в месяц, то к 2010 г. заводу, чтобы получить прибыль, достаточно было выпускать всего лишь 80 машин.
После кризиса “ЛиАЗ” продолжал сотрудничать с транспортными компаниями Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Самары и других крупных городов России. В конце 2010 г. на территории России работало более 30 тыс. ликинских автобусов. По городским перевозкам завод занимал первое место, на долю его техники приходилось больше половины (57%) от общего объема городского транспорта.
Еще в середине 2000-х гг. предприятие в Ликино-Дулево стало активным сторонником здоровой экологии. Машины оснащались двигателями Евро-3 и Евро-4, которые регулировали выбросы выхлопных газов. В конце десятилетия на выпущенных автобусах устанавливались двигатели экологического стандарта Евро-5. По сравнению с Евро-3 новый двигатель сокращал объем выбросов углеводородов в 143 раза, а сажи – в 27. В конце 2011 г. было начато серийное производство автобусов ЛиАЗ-5292 с пониженной нормой токсичности.
В том же году полторы тысячи ликинских автобусов оснастили ГЛОНАСС. Помимо этого, каждая машина была снабжена климатической системой, электронным тахографом, маршрутоуказателем и датчиком температуры, видеокамерами внешнего и внутреннего наблюдения.
Что-то уходит, что-то приходит, но кое-что и остается – автобусы “ЛиАЗ”. Когда-то по российским дорогам курсировали ЛиАЗ-677, а в 2012 г. невозможно выйти на улицы крупного города и не увидеть “гармошку” ЛиАЗ-6213 или городской ЛиАЗ-5256. Быть может, скоро в бронзе увековечат еще пару ликинских автобусов.
Автобусы «ЛиАЗ»
Ликинский Автобусный Завод: весь модельный ряд (новинки 2019-2020 года) – технические характеристики и цены, обзоры (с фото) и отзывы.
ЛиАЗ (полное название «Ликинский автобусный завод») – отечественный машиностроитель, который специализируется на разработке, выпуске и реализации автобусов среднего, большого и особо большого сегментов (городского, туристического и междугороднего назначения… в том числе, приспособленных для суровых условий эксплуатации)… Это – один из ведущих в России производителей пассажирского транспорта…
Полунизкопольный автобус среднего класса, который был впервые представлен весной 2015 года – на выставке «Мир автобусов». Он может похвастать: современным дизайном, двумя версиями на выбор (городской и пригородной) и мощной дизельной «четверкой».
Данный сочлененный низкопольный автобус особо большого класса появился на свет в 2004 году. Он может похвастать: вместительным салоном, двумя шестицилиндровыми моторами на выбор (дизельным и газовым), а также колесной компоновкой «6×2».
Этот большой полунизкопольный автобус, предназначенный для городских перевозок пассажиров – дебютировал в 2005 году. Он может похвастать: современной внешностью, вместительным салоном и выбором из трех двигателей (дизельные или газовый).
Автобус большого класса, предназначенный для междугородних туристических пассажирских перевозок – появился на свет в 2003 году. Он может похвастать: комфортабельным салоном, хорошим оснащением и дизельной «шестеркой» мощностью 400 л.с.
Это – двух- или трехосный автобус большого класса, предназначенный для пригородных и междугородных пассажирских перевозок. Среди его особенностей присутствуют: приятный дизайн, комфортабельный салон и современное шведское шасси Scania.
Высокопольный автобус большого класса – он появился на свет в 1962-м, а массово производился с 1967 по 1994 года (на некоторых предприятиях – до 2005-го). Машина «щеголяет»: полунесущим кузовом вагонной компоновки, 180-сильным V8 и широким выбором модификаций.
- История данного предприятия началась в 1937 году – именно тогда появился на свет «Лесохимический опытный завод облагораживания древесины» (который, как следует из названия, занимался выпуском прессованной древесины и изоляционных плит)…
- В 1944-м он был переквалифицирован в «Ликинский машиностроительный завод».
- А в 1959 году стал предприятием специализирующемся на производстве автобусов…
Сегодня продукция «ЛиАЗ’а» пользуется высоким спросом практически во всех российских регионах.
В рубрике представлен модельный ряд автобусов марки «ЛиАЗ» – обзоры с фотографиями и отзывами об этих машинах. Для каждой рассматриваемой модели указаны основные параметры и технические характеристики, а так же ориентировочные цены на российском рынке.
Низкопольные автобусы ЛиАЗ: легким шагом
На Ликинском автобусном заводе наращивают выпуск современных низкопольных городских автобусов.
Урбан-эстетика
Красивый городской автобус — это фактически те же самые «малые архитектурные формы», которые украшают наши улицы. Были времена, когда ЛиАЗы не особо радовали глаз. И дело не в дизайнерских изысках — облезала краска, появлялись дырки в кузовных панелях, на ступенях и даже в полу. Теперь всё иначе. Сваренный кузов каждого автобуса проходит катафорезное грунтование в восьми ваннах с полным погружением. Боковины кузова — из стальных листов с двухсторонней оцинковкой; они натянуты с предварительным нагревом, а затем приварены. Получается очень ровно, без вмятин и пузырей, красиво и долговечно. Кроме того, на современных ЛиАЗах арки колес изготавливают из нержавеющей стали, поэтому завод гарантирует отсутствие сквозной коррозии кузова в течение двенадцати лет.
Современный облик ликинским автобусам придают вклеенные стекла. Такая технология к тому же повышает жесткость кузова. За микроклимат отвечают кондиционер и независимые отопители. Кресла — антивандальные, импортные или отечественные. Повредить пластиковые панели красивого интерьера сложно, а чистить и мыть — просто. Благодаря низкому полу шагнуть в салон нетрудно даже пожилым пассажирам. Кочки скрадывает пневмоподвеска.
Наши силы
В ноябре 2016 года в Ярославле поставили на конвейер двигатели ЯМЗ‑534 CNG и ЯМЗ‑536 CNG (от 150 до 312 л.с.). Аббревиатура CNG обозначает сжатый природный газ (англ. compressed natural gas). Оба мотора не склонны к перегреву и найдут применение на грузовиках и автобусах, предназначенных именно для эксплуатации в городе.
Топливная система — бошевский common rail, давление впрыска составляет 1800 бар (с возможностью увеличения до 2000 бар). Для соответствия требованиям экостандартов Евро‑4 и Евро‑5 моторы оснастили системой рециркуляции отработавших газов (EGR) с жидкостным охлаждением. По экономичности двигатели семейства ЯМЗ‑530 способны конкурировать с зарубежными, при этом на 20–30% дешевле. Заявленный ресурс дизельных «четверок» — не менее 700 тысяч километров, «шестерок» — 900 тысяч.
Новые моторы существенно снизили уровень шума и вибраций в задней части автобуса по сравнению с прежними моторами Cummins и Caterpillar.
Не переключайтесь
Автоматические коробки передач на новых ЛиАЗах импортные — ZF EcoLife с электронным управлением либо Allison Transmission Т2100 или Т270. Обе 6-ступенчатые, с блокировкой гидротрансформатора на каждой передаче. Гидротрансформатор используется и как тормоз-замедлитель, причем его интегрируют в рабочую тормозную систему, что позволяет беречь колодки. Еще один автомат — 4-ступенчатый Voith Diwa D 864. Импортные коробки заметно поднимают цену автобуса, но «Группа ГАЗ» уже работает над собственным семейством автоматов с гидротрансформатором.
На ликинских низкопольниках установлены ведущие портальные мосты ZF с хитрыми бортовыми редукторами. Схематически они схожи с армейскими мостами «уазиков» и вседорожников Benz Unimog. Такие мосты позволяют опустить пол с высоты 405 мм от земли до 205 мм — конечно, при использовании соответствующих шин.
Появятся ли отечественные портальные мосты? Есть надежда, что их выпуск освоят в Чувашии, на Канашском автоагрегатном заводе, входящем в «Группу ГАЗ».
Ликинский автобусный завод
Казаков Александр Михайлович (управляющий директор)
Ли́кинский авто́бусный заво́д (ЛиАЗ) — российское предприятие-производитель автобусов и троллейбусов большого и особо большого класса, расположенный в Ликино-Дулёво Московской области.
Содержание
История
История Ликинского автозавода началась в 1933 году, когда был построен Лесохимический опытный завод облагораживания древесины ЛОЗОД. Завод выпускал изоляционные плиты и прессованную древесину. В 1945 году завод был преобразован в Ликинский машиностроительный — ЛиМЗ и производил электропилы, шпалорезные станки, передвижные электростанции.
В 1959 году ЛиМЗ был переименован в ЛиАЗ. Первым автобусом, сошедшим с конвейера, стал ЗиЛ-158. Пожалуй, самым значимым детищем завода стал автобус ЛиАЗ-677. Всего было произведено более 200 тысяч этих машин. В 1975 году производство было выведено на проектную мощность 10 000 автобусов в год. В 1976 году Указом Президиума Верховного Совета СССР завод был награждён Орденом Трудового Красного Знамени.
В 1988 году началось серийное производство модели ЛиАЗ-5256, которая в 1990-е годы стала основной.
После распада СССР работа завода замедлилась, а в 1996 году и вовсе остановилась из-за сложной экономической обстановки, а также из-за пожара на заводе двигателей Камаз. В 1997 году ЛиАЗ был объявлен банкротом, и было введено конкурсное производство.
С 2000 года вошёл в компанию «Русские Автобусы» (до 2004 года — концерн «РусАвтоПром»). С 2005 года входит в автомобилестроительную группу ГАЗ.
В 2003−2006 годах разработаны и запущены в серийное производство новые модели автобусов: низкопольные ЛиАЗ-5292 и ЛиАЗ-5293, сочленённый ЛиАЗ-6212, а также сочленённый и низкопольный ЛиАЗ-6213. На базе выпускаемых автобусов разработаны троллейбусы ЛиАЗ-5280, ЛиАЗ-52802, ЛиАЗ-52803.
6 декабря 2007 на заводе выпущен первый троллейбус, полностью произведённый на предприятии. Планируется, что эта линия будет выпускать 500 троллейбусов в год с последующей возможностью увеличения производительности до 1000 штук в год. [2] Первая поставка с новой линии произведена в Челябинское троллейбусное управление. Однако через несколько лет проект был свернут, всего завод собрал около 200 троллейбусов. [1]
В 2010—2011 годах Ликинский автобусный завод проводит рестайлинг своей продуктовой линейки.