Что нужно для перевозки тонны бензина. Как это устроено: нефтебаза и транспортировка топлива до АЗС
Содержание
- 1 Что нужно для перевозки тонны бензина. Как это устроено: нефтебаза и транспортировка топлива до АЗС
- 1.1 ПЕРЕВОЗКА, ХРАНЕНИЕ И РАЗДАЧА ТОПЛИВ И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
- 1.2 Основные способы перевозки нефтепродуктов
- 1.3 Железнодорожные перевозки нефтепродуктов
- 1.4 Как транспортируют бензин: путь от завода к вашему авто
- 1.5 Как безопасно перевезти бензин: требования к транспорту
- 1.6 Какие способы перевозки возможны?
- 1.7 Что нужно соблюсти, если перевозится более 1000 литров топлива?
- 1.8 Кто имеет право управлять груженой автоцистерной?
ПЕРЕВОЗКА, ХРАНЕНИЕ И РАЗДАЧА ТОПЛИВ И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Перевозка жидкого топлива.Жидкое топливо доставляется на АТП и АЗС с нефтебаз в автомобилях-цистернах. Для транспортирования и заправки топлива в полевых условиях применяют автомобили-топливозаправщики, снабженные насосом и раздаточным устройством.
Количество топлива, отпускаемого нефтебазой в цистерны автомобилей, определяют взвешиванием на автомобильных весах или по объему и удельному весу топлива, залитого в цистерну. Поэтому каждая автоцистерна должна иметь паспорт местных органов стандартизации, удостоверяющий ее вместимость в кубических метрах и грузоподъемность в тоннах.
При приемке топлива на нефтебазе проверяют наличие и правильность оформления документов, количество и качество топлива. Для этого определяют высоту налива топлива в цистерне, а также после 10 мин отстоя — наличие воды. При расхождении фактического количества топлива с данными товарно-транспортной накладной составляется акт с указанием количества принятого топлива за подписями сдающего и принимающего нефтепродукт.
Из цистерны топливо сливается в подземные резервуары самотеком или с помощью насосов.
Хранение и раздача топлива.Различают наземное, полуподземное и подземное хранение.
Подземное хранение получило наибольшее распространение и имеет ряд преимуществ: менее огнеопасно, дешевле в эксплуатации, не требует для слива топлива насосных установок и, самое существенное, снижает как потери топлива от испарения, так и ухудшение его качества в процессе хранения.
Известно, что смесь паров бензина с воздухом взрывоопасна, в случае когда в воздухе содержится 2,4-5% паров бензина (по объему). Такое соотношение характерно для температуры воздуха 0 °С и ниже.
Учитывая, что и при температуре выше 0 °С смесь паров бензина с воздухом в резервуаре может оказаться взрывоопасной, необходимо предусматривать меры, обеспечивающие полную пожарную безопасность. Для этого при хранении бензина и других видов топлива в резервуарах применяют различные защитные системы: с огневыми предохранителями, с использованием инертных газов или жидкостей и основанные на принципе полного насыщения.
Наибольшее распространение получила система хранения топлива с огневыми предохранителями. Резервуар сообщается с внешней средой, но воздух может попасть в него, только пройдя огневой предохранитель, который представляет собой две латунные сетки (200 ячеек на 1 см 2 ), установленные в трубопроводе на расстоянии 2 см одна от другой (рис. 21.2).
Устройство топливохранилищ дизельного топлива отличается от рассмотренного наличием приемной трубки с поплавком для забора топлива с верхних слоев и дополнительных фильтров между резервуаром и раздаточной колонкой. При транспортировке, хранении и раздаче дизельного топлива необходимо принимать
меры, исключающие попадание в него пыли и воды. Емкости, в которых хранят и перевозят топливо, а также баки автомобилей периодически следует промывать.
В местах хранения топлива нельзя пользоваться открытым огнем. Заправлять автомобили разрешается только при неработающем двигателе. АЗС должна быть оборудована огнетушителями и ящиками с песком. На опорах наружного освещения должны быть установлены молниеотводы. Все металлические и токоведущие части электрооборудования и колонки заземляют, а магнитный пускатель монтируют в закрытом помещении.
Газобаллонные автомобили заправляют сжиженным нефтяным газом на стационарных автомобильных газонаполнительных станциях (АГЗС). Применяют также передвижные заправочные станции, смонтированные на автомобильном шасси. В первом случае газ из подземного резервуара под давлением 1,6-2,0 МПа подается к заправочным колонкам. Во втором — поступает в баллон автомобиля из автоцистерны. В обоих случаях заправляемые автомобили необходимо устанавливать на горизонтальной площадке, с тем чтобы уровень жидкости в баллоне не превысил максимального значения (85-90% его вместимости).
Во время заправки запрещается: подтягивать гайки соединений металлическими инструментами, курить. Если после заправки двигатель плохо запускается или работает с перебоями, его следует остановить и откатить автомобиль на расстояние не менее 15 м от газораздаточного устройства. Запрещается заправлять автомобиль при наличии в кузове взрывоопасного груза.
Газонаполнительные станции должны быть оснащены углекислотными огнетушителями, иметь ящики с песком и гидрант для воды. Автомобили тоже оснащаются углекислотными огнетушителями.
Заправка газобаллонных автомобилей, работающих на сжатом природном газе, производится на автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях (АГНКС). Газ на АГНКС поступает по магистральному трубопроводу под давлением 0,4-1,2 МПа, очищается от механических примесей и компрессорами сжимается до 25 МПа. Проходя затем через влагомаслоотделитель и блок осушки, он поступает в аккумулятор высокого давления, а оттуда через специальные узлы запорной и регулирующей арматуры по трубопроводам направляется к заправочным колонкам.
Колонки расположены в специальных боксах, куда въезжают автомобили для заправки. Они снабжены шлангом высокого давления, присоединяемым к наполнительному вентилю автомобиля, и имеют контрольный манометр. Количество заправленного газа определяется исходя из разности давлений в баллонах до и после заправки по специальной номограмме.
Для дозаправки газобаллонных автомобилей на линии используются специальные передвижные установки, в которых газ находится в аккумуляторных агрегатах под давлением 25 МПа. Для таких же целей применяют батареи стандартных автомобильных баллонов, установленных на специально оборудованных для этого автомобилях.
Наполнение баллонов автомобиля сжатым газом при заправке осуществляется под действием перепада давлений между аккумулятором установки и баллонами автомобиля. Количество заправленного газа определяется по таблицам, разработанным ВНИИГАЗ. Исходными данными служат начальное и конечное давление газа в баллонах (МПа) и температура окружающей среды (°С).
Автомобильные баллоны для сжатого природного газа должны подвергаться периодическому освидетельствованию на специальных пунктах. Срок освидетельствования баллонов из легированной стали — раз в 5 лет, баллонов из углеродистой стали — раз в 3 года.
Сжатые и сжиженные газы пожароопасны. При поступлении в атмосферу их объем увеличивается соответственно в 600 и 300 раз, образуя взрывоопасную
смесь. В случае пожара на автомобиле надо немедленно закрыть магистральный и баллонный вентили, увеличить частоту вращения коленчатого вала и израсходовать газ из газопроводов. Вспыхнувший газ нужно тушить углекислотным огнетушителем, направляя струю не навстречу огню, а наоборот, чтобы сбить его.
Хранение и раздача смазочных материалов.Масла перевозят в автоцистернах, бочках или специальной таре и хранят в соответствующим образом оборудованных помещениях-складах.
Склад масел располагается обычно в полуподвальном помещении рядом с постом смазки, что обеспечивает слив в резервуары самотеком масел из транспортной тары и отработанных масел с постов смазки. Для каждого сорта смазочного материала предусматривают отдельную емкость. Здесь же хранят керосин, промывочные жидкости для системы смазки двигателя, тормозную жидкость и антифриз.
На крупных АТП масла из складских резервуаров насосами подаются по трубопроводам к раздаточным устройствам, размещенным на постах смазки. Отработанные масла собирают и затем перекачивают в автомобиль-цистерну для вывоза.
В небольших автохозяйствах для заправки автомобилей моторными и трансмиссионными маслами, а также пластичными смазками используют стационарные и переносные маслораздаточные установки.
Основные способы перевозки нефтепродуктов
Современное развитие экономики немыслимо без нефти и нефтепродуктов. Бесперебойная и эффективная работа предприятий практически всех народнохозяйственных отраслей напрямую зависит от их своевременных и регулярных поставок, поэтому транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья имеют первостепенное значение.
Доставляют их с помощью следующих видов транспорта:
- железнодорожного;
- водного;
- автомобильного;
- трубопроводного.
Для дальнейшего хранения и отпуска нефтепродуктов используются нефтебазы и топливозаправочные станции.
Какая бы организация транспортировки не использовалась, цель всегда одна – минимизация затрат и сроков перевозки, а также обеспечение её максимальной рациональности.
Выбор вида транспорта зависит от местоположения потребителей, предприятий нефтепереработки и нефтепромыслов, степени развития тех или иных путей сообщения и объема перевозимого груза. В процессе выбора также учитываются основные преимущества и главные недостатки данного вида. К примеру, основным преимуществом водной транспортировки является её дешевизна (по сравнению с ж/д и автоперевозкой), а недостатком – сезонность (только в период навигации).
Нередко бесперебойность доставки можно обеспечить лишь с помощью использования нескольких видов транспорта. Особенно это касается перевозок на большие расстояния. Такой вид транспортировки называется смешанным.
Железнодорожные перевозки нефтепродуктов
Железнодорожный транспорт подходит для доставки любых видов нефти и продуктов её переработки. Его доля в общем объеме перевозок составляет порядка 40-ка процентов. Перевозка нефтепродуктов в основном осуществляется в вагонах-цистернах, и лишь небольшую часть таких грузов (примерно 2 процента) транспортируют в более мелкой таре (бидоны, бочки и контейнеры). Для перевозки некоторых видов смазок и масел, а также небольших партий нефтепродуктов применяют крытые вагоны.
Главное достоинство железнодорожного транспорта – его всесезонность, поэтому большая часть распределительных нефтебаз размещена на железнодорожных магистралях.
Основными недостатками являются:
- большие материальные затраты на строительство новых и эксплуатацию существующих путей;
- достаточно высокая стоимость перевозки (цена – дороже в 2-4 раза, чем водным или трубопроводным путем).
Нефтяная ж/д цистерна может перевозить 25-ть, 50-т, 60-т, 90 и 120 тонн. Самые распространенные объемы – 50 и 60 м 3 . Из таких вагонов формируются поезда, которые называются наливные маршруты. Каждая цистерна оборудована универсальным сливным устройством, которое устанавливается в её нижней части для обеспечения полного слива содержимого. Чтобы ограничивать максимально допустимое давление в перевозящих углеводороды ж/д цистернах, из-за которого при транспортировке может возникнуть опасное напряжение стенок её котла, используются предохранительные клапаны пружинного типа.
При перевозках застывающих нефтепродуктов с высокой вязкостью (темные мазуты и светлые фракции), такие вагоны оборудуют либо внутренними устройствами подогрева, либо наружными паровыми обогревателями.
При перевозках битума, который относится к тугоплавким продуктам, используют специальные бункерные полувагоны. Их конструкцию представляют четыре закрепленных на раме бункера, оборудованных паровой рубашкой. Объем каждого составляет 11,8 м 3 . Эти бункеры легко опрокидываются, а затвердевший битум высыпается на место разгрузки, после чего бункер также легко возвращается в исходное положение.
При контейнерных перевозках нефтепродуктов используются маленькие цистерны по 2,5 и 5 тонн. Их закрепляют на платформах, а по прибытии на место перегружают с помощью крана на грузовые автомашины. Так в основном транспортируют смазки и масла. Так как эти продукты относятся к высоковязким, контейнеры также оборудуются паровыми устройствами подогрева.
Погрузка/разгрузка перевозимых нефтепродуктов в цистерны производится с помощью специальных сливно-наливных эстакад, куда вагоны попадают по проложенным на нефтебазу подъездным путям с ближайшей станции.
Такие пути по типу операций разделяются на:
Как транспортируют бензин: путь от завода к вашему авто
Поэтому предлагаю проследить: какой же путь проходит бензин от нефтеперерабатывающего завода до нашего автомобиля. Кидаем жребий, и… Вуаля: смотреть будем на примере «Петербургской топливной компании» — одного из крупнейших операторов северо-запада России.
Итак… Свежеприготовленный бензин, залитый в цистерны, отправляется в путь. До своего потребителя. Долго ли, коротко ли, но в конце концов, он прибывает на нефтебазу. В нашем случае – это нефтебаза «Ручьи», принадлежащая «ПТК»
02. Первым делом, цистерны проходят контроль объема. Ну а вдруг недолили на заводе. Или слили где по пути. Жизнь, знаете, штука такая)
03. И даже пломбы могут не спасти. Поэтому в приемке участвует представитель поставщика, или сторонний наблюдатель. Чтоб всё по-честному.
04. Если всё в порядке, начинаем качать. Одновременно компрессорная станция может обслуживать 32 цистерны.
05. Перекачка топлива в «танки» осуществляется по трубам, которые нефтяники лирично называют «флейты». Мне, почему-то, сразу вспомнилось от Маяковского «а вы ноктюрн сыграть смогли бы на флейтах. » Там, правда, трубы были водосточные. Но нефтяные тоже ничего!
Пока бензин качается, поразглядываем разные мелочи.
06. Милый крабик, правда?
07. Техника безопасности — превыше всего! Я, кстати, один значок понять без подсказки не смог) А вы?
08. Информационная табличка на цистерне.
09. Итак. Топливо проверено, оприходовано, и закачано. В «танки» — такие огромные «бочки».
Я, как истинный блогер (!))), конечно, очень хотел посмотреть эти штуки поближе. И даже залезть. И даже нырнуть. Но. Забыл шапочку. Шучу.
На нефтебазе идет реконструкция и обновление. Поэтому туда не пустили. Ну что ж, придется вернуться чуть позже!)
Не знал, и мне кажется интересно: в каждом танке есть специальная плавучая крышка. Она не дает топливу испаряться. Ну а то, что, все же, испарилось, по трубопроводам отводится на специальную станцию, где пары конденсируются и, в дальнейшем, используются. С бензовозов пары, кстати, тоже собираются.
Сами «танки» стоят блоками по четыре штуки — «каре» — в этаких бетонных ваннах. На случай утечки нефтепродуктов. Ну мало ли! Чтоб не растеклось. Техника безопасности!
По ней же, кстати, все здания с людьми находятся поотдаль. На случай, если бабахнет. Шучу я. Не было такого. И, уверен, не будет.
10. На всех этапах хранения и транспортировки, безусловно, происходит контроль качества.
11. Лаборатория ПТК, как говорят, одна из самых продвинутых в России. Да и в Европе, чего уж. Верим!
К слову сказать, на нефтебазе «Ручьи», заливают бензин многие и разные сети заправок. Один и тот же бензин. Одно и то же топливо. Поэтому, разговоры, мол «вот там бензин — отстой, а вчера заправился там-то, и как попёрло!» – это, мягко говоря, не совсем логично. Бензин, чаще всего, одинаковый.
Мне кажется, что лучше машину просто помыть. Вот я как помою, так сразу «тааак попёрла!»)))
А наш бензин, меж тем, плещется в емкостях и ждет своего часа. «Свой час» наступает, когда за топливом приезжает покупатель. Ну или свой бензовоз ПТК.
12. На нефтебазе всё автоматизировано. Приехал, провел специальной электронной картой, залил сколько положено, и уехал. И никаких бумажных документов. Всё быстро и четко.
13. А пока наш бензовоз несется на заправку, пару слов о директоре ПТК — Андрее Геннадьевиче Михееве. Приятно, что человек на такой должности, все-таки, такой открытый и доброжелательный. И интересный рассказчик. И приятно-ироничный) Мне кажется, что вот так и нужно!)
14. Наш бензовоз, тем временем, доехал до автозаправочной станции. Через вот такие штуцеры бензин заливают в подземное хранилище.
Сейчас на АЗС, безусловно, весь учет и контроль автоматизирован. Так, к примеру, если где-то, вдруг, ну совершенно случайно, потеряется пусть даже 10 литров бензина, автоматика скажет «Ата-тааа!»
15. Тем не менее, на станции есть специальный «штов», которым, в случае необходимости, можно проверить уровень в емкости, банально опустив шест внутрь. Это традиция?!) Шест, кстати, под замком.
16. Кстати, вы знаете, что на любой АЗС должен иметься откалиброванный и опечатаный прибор, измеряющий количество топлива? Поэтому, если вам показалось, что колонка врёт, и вам залили бензина меньше, чем нужно, вы спокойно можете обратиться к оператору, который обязан сделать контрольный замер. Имейте ввиду! Но не перебарщивайте с этим, пожалуйста!)
17. ПТК сейчас проводят ребрендинг, и, в том числе, переоборудуют свои АЗС. Вот посмотрите, было так
18. Стало так. По-моему, симпатично.
18. Хотя, конечно, современная АЗС — это не только возможность заправиться, но и сервис.
19. Купить что по-мелочи, подкачать колеса, или просто выпить чашечку кофе. Приятно, согласитесь.
20. А ещё. Всегда меня притягивало место оператора АЗС — там ведь стооооолько денег!) Не удержался, залез. Посмотрел. Все в порядке!)
21. Ну-с. Раз мы отслеживаем путь бензина, решаю тоже заправиться! С картой — скидка. Аж рупьдесять с литра. Мелочь, а приятно)
Ну вот и всё! Мы отследили путь бензина от цистерны до авто. Ура нам!)
А, нет, не всё еще.
Пых!
Как безопасно перевезти бензин: требования к транспорту
Бензин относится к числу опасных грузов, как дизельное топливо и любые нефтепродукты. ГОСТ определяет все эти типы горючего, как вещества 3 класса опасности. Поэтому бензин нельзя перевозить, как воду или другую жидкость: доставка строго регулируется государственным стандартом. Какие ограничения существуют в нашей стране?
Какие способы перевозки возможны?
Закон разрешает перевозить бензин любым транспортом: чаще всего, это железнодорожная или автомобильная цистерна. Таким способом топливо попадает и на АЗС, и на территорию предприятия, если вы оплатили большую партию бензина по топливной карте и заказали доставку.
При этом закон предъявляет к авто или ж/д цистерне требования:
- Она должна быть оборудована для перевозки топлива. Важно, чтобы конструкция была безопасной, продуманной и герметичной.
- За рулем должен находиться человек со специальным разрешением.
- И сзади, и спереди на транспортном средстве обязательно крепится предупреждающий знак опасности №3 «Легковоспламеняющаяся жидкость», а также знак по форме UN N2 OOH.
Еще один пункт – в транспорте обязательно должны быть огнетушители и другие средства пожарной безопасности.
Что нужно соблюсти, если перевозится более 1000 литров топлива?
Когда бензин перевозят в большом количестве, требования ужесточаются и перечисленным выше пунктам по ГОСТ добавляются новые.
Водитель такой автоцистерны должен иметь при себе:
- Маршрутный лист. В нем указывается, куда следует транспортное средство.
- Европейское соглашение о международной перевозке опасных грузов – ДОПОГ. Это допуск для водителя, который разрешает ему управлять бензовозом.
- Допуск к перевозке опасных грузов для транспортного средства.
Кто имеет право управлять груженой автоцистерной?
Доставкой топлива водители занимаются только после специальной подготовки и медицинского контроля.
Какие требования предъявляют к тем, кто управляет бензовозом:
- Иметь водительский стаж не менее 3 лет (учитывается работа именно на крупногабаритном транспорте).
- Иметь при себе полный комплект разрешающих документов: аварийную карточку, допуски, маршрут перевозки.
Если бензин перевозится по Москве, необходим дополнительный документ: лицензия на перевозку опасных грузов внутри ТТК. У компании-перевозчика обязательно должно быть такое разрешение – обращайте на это внимание при заказе.
Другие статьи:
Изменения в сети обслуживания карт рублевой программы:
Ростовская область, Краснодарский край.
Изменения в сети обслуживания карт литровой и рублевой программы:
Санкт-Петербург, Республика Татарстан.
Изменения в сети обслуживания карт литровой и рублевой программы:
Новгородская, Псковская, Новосибирская, Астраханская область.
«Роснефть» объявила о начале производства катализаторов гидропроцессов
В России запущено производство катализаторов гидроочистки: компания «Роснефть» ввела в эксплуатацию первый в стране ОПК.
Заправки НК «Роснефть» Москвы и МО приступили к реализации бензина «Евро-6»
Московские АЗС «Роснефть» начали переход на высокооктановое топливо высшего на сегодняшний день экологического класса.
Уникальный высокооктановый бензин от компании «Роснефть» увеличит пробег и сократит выбросы
По результатам проведенных испытаний топливо Pulsar-100 соответствует самым строгим мировым стандартам и подходит для использования в автомобилях с высокофорсированными двигателями.
Продолжая использовать ruspetrol.ru вы соглашаетесь на использование файлов cookie.
Более подробную информацию можно найти в Политике cookie файлов.
© ООО «РусПетрол», 2007-2020
Воспроизведение материалов сайта
допускается с согласия владельца