Чем работает трактор. Трактора и тракторная техника! История развития тракторной техники! Применение низших и высших передач
Чем работает трактор. Трактора и тракторная техника! История развития тракторной техники! Применение низших и высших передач
Тракторист не должен жалеть времени на такие регулировки, ибо они значительно облегчат его работу.
Например, сиденья тракторов МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-100 и МТЗ-102 сделаны одноместными, удобными, на механической подвеске с гидроамортизатором для предотвращения возможного раскачивания сидящего человека (рис. 44).
Рис. 44. Сиденье трактора (МТЗ-80, -82, -100, -102):
1 — рукоятка защелки фиксатора наклона спинки сиденья; 2 — рукоятка регулировки по высоте (массе водителя); 3—рукоятка фиксации наклона спинки в поперечной плоскости; 4 — рычаг фиксации сиденья в горизонтальном положении.
Трогание трактора с места. Движение трактора нужно начинать только тогда, когда двигатель достаточно прогреется (температура охлаждающей жидкости будет не ниже 50 °С или температура масла в смазочной системе 35…40 °С). Движение при более низких температурах вызовет усиленный износ деталей двигателя и резко сократит срок его службы.
Начинайте движение в такой последовательности: убавьте подачу топлива, переведите рычаг (педаль) сцепления в положение «Выключено», включите нужную передачу, увеличьте подачу топлива и плавно включите сцепление. При этом следует соблюдать все правила техники безопасности.
Необходимо помнить, что чем выше передача, тем труднее стронуть агрегат с места и ввести в действие. Это объясняется тем, что при трогании и разгоне агрегата нагрузка на двигатель и детали трансмиссии дополнительно увеличивается за счет появления сил инерции, причем она тем больше, чем выше передача. Поэтому при работе трактора на высоких передачах в начале движения при включении сцепления нередко частота вращения коленчатого вала двигателя настолько снижается, что двигатель прекращает работу. Кроме того, в течение всего времени разгона в результате больших нагрузок повышается износ деталей трактора.
Чтобы устранить вредные явления при начал,е движения агрегата, нужно принимать следующие меры. На пахоте, посеве, культивации и других работах стремиться развить определенную скорость Движения агрегата с выглубленными рабочими органами, а затем Уже в нужный момент их заглубить. В случае вынужденной остановки на середине гона поднять рабочие органы присоединенной машины-орудия, сдать агрегат назад (кроме сеялок) и начать движение с выглубленными рабочими органами.
При работе на тракторах, оборудованных коробкой передач с гидроподжимными муфтами, следует начинать движение на низшей передаче выбранного ряда скоростей (на пахоте, посеве и других операциях — рабочий ряд, а на транспорте — транспортный ряд) при средней частоте вращения коленчатого вала двигателя. Затем, увеличивая частоту до нормальной, надо перейти на выбранную скорость, переключая передачи на ходу до полной загрузки двигателя. При работе с такой коробкой передач не нужно отказываться и от способа разгона тракторного агрегата с выглубленными рабочими органами машин-орудий.
Если трактор оборудован увеличителем крутящего момента (УКМ), то при трогании с места тяжелого агрегата включайте УКМ, а после разгона переходите на работу без него.
Трогание с места гусеничного трактора, имеющего ВОМ с зависимым приводом. Если активные рабочие органы сельскохозяйственной машины приводятся в действие от ВОМ трактора, то вначале приведите в действие рабочие органы машины, а затем уже начинайте движение машинно-тракторного агрегата.
Выключите главное сцепление, включите в коробке передач нужную передачу, а затем ВОМ. После этого, удерживая сцепление в выключенном состоянии, оттяните на себя оба рычага управления поворотом и плавно включите сцепление.
Когда механизмы присоединенной к трактору машины вступят в действие, плавно отпустите оба рычага поворота и начните движение машинно-тракторного агрегата. Если во время работы потребуется его кратковременная остановка без остановки рабочих органов машины, то сделайте это рычагами поворота.
Трогание с места сильно нагруженного гусеничного трактора (в особо тяжелых условиях). Чтобы не перегрузить и не вывести из строя сцепление, для трогания трактора с места надо воспользоваться механизмом поворота в такой последовательности: выключите сцепление, включите нужную передачу, выключите оба рычага поворота трактора, включите сцепление, увеличьте подачу топлива и, плавно отпуская одновременно оба рычага поворота, начните движение.
Особенность управления трактором, оборудованным гидротрансформатором (трактор Т-175С), заключается в следующем.
Трогание с места и разгон. Уменьшите подачу топлива. Переведите рычаг (педаль) сцепления в положение «Выключено», включите нужную ступень в коробке передач, затем включите сцепление, не увеличивая частоту вращения коленчатого вала двигателя. При этом трактор будет стоять на месте или очень медленно начнет двигаться. Увеличивая подачу топлива, начинайте движение агрегата.
Разворот в конце гона.
Резко увеличивает скорость движения.-Поэтому, прежде чем вы-глубить плуг, нужно перейти на ножное управление подачей топлива, поставить рычаг акселера тора в положение наименьшей подачи и после выглубления плуга тут же уменьшить подачу топлива.
Остановка трактора достигается снижением подачи топлива до наименьшей. После этого надо выключить сцепление, поставить рычаг коробки передач в положение «Нейтральное» и перевести педаль сцепления в положение «Включено».
Прокладывание первой борозды (первого гона). Одно из условий высококачественного выполнения тракторных работ — прямолинейность движения агрегата. Чем прямолинейнее он движется, тем выше качество работ и больше производительность.
При работе на полях с ровным рельефом первый гон можно проложить с достаточной точностью, направляя движение с помощью одной вешки и визирного приспособления, установленного на тракторе. При неровном рельефе приходится предварительно провешивать все поле с помощью нескольких вешек, расположенных в пределах видимости одной относительно другой.
Визирное приспособление состоит из металлического прута (рис. 45) толщиной 5…7 мм, укрепленного в передней части трактора, и двух полосок изоляционной ленты, наклеенных на переднее стекло кабины с промежутком в 10 мм. Металлический прут и промежуток между полосами ленты должны совпадать с продольной осью трактора или отстоять от нее на одинаковом расстоянии.
Трактор нужно вести так, чтобы вешка, стальной прут и промежуток между полосками во время движения находились на одной прямой линии. Причем вешка должна быть установлена от края поля на расстоянии, равном половине ширины захвата“тракторного агрегата. При последующих гонах трактор следует вести точно по ПеРм” боРозде или по следу маркера.
Маневрирование передачами. При работе на полях с уклонами или неровным рельефом, а также с неравномерным сопротивлением почвы необходимо маневрировать передачами, т. е. при движении на подъем или при прохождении участка с повышенным сопротивлением почвы включать более низкую передачу, а под уклон или при прохождении участка с меньшим сопротивлением почвы — повышенную.
На практике эффективность переключения передач можно проверить следующим образом. Вначале надо пройти гон на одной передаче, для которой рассчитан агрегат, и замерить затраченное на это время. Затем на следующем круге при движении в том же направлении нужно использовать переключение на повышенные передачи на тех участках гона, где это возможно, с последующим переходом на низшую передачу и также замерить время прохода.
Если во втором случае время прохождения будет таким же (а может быть, и большим, вследствие остановок агрегата при переключениях передач), как в первом, то работу с переключением передач следует считать нецелесообразной. Если же время будет меньшим, то переключение передач можно рекомендовать.
Повороты и развороты тракторов. Все повороты и развороты тракторных агрегатов следует выполнять после перевода в нерабочее положение навешенной или прицепленной машины-орудия.
На колесных универсальн о-п ропашных тракторах для получения крутого поворота снижайте скорость и притормаживайте колесо, расположенное ближе к центру поворота.
Совершенно недопустимо совершать крутые повороты и развороты колесных тракторов на большой скорости, так как это может привести к их опрокидыванию.
При крутом повороте гусеничного трактора звенья гусениц разрушают и нагребают почву на коротком участке, что препятствует повороту. Чем мягче почва, тем больше возрастает сопротивление с уменьшением радиуса поворота, детали ходовой части получают дополнительную, весьма большую нагрузку. Кроме того, на поле остаются неровности, затрудняющие последующие работы.
При плавном повороте продвигающиеся вперед гусеницы не успевают сильно разрушать и нагребать почву, а небольшие , ее скопления не мешают ни повороту, ни последующим работам. Поэтому при плавном развороте.сопротивление повороту будет значительно меньшим.
Таким образом, совершать крутые повороты на колесных тракторах следует при скоростях не выше 4…5 км/ч, а на гусеничных только в случае крайней необходимости и, кроме того, без нагрузки.
Вождение трактора на полях с неровным рельефом. При движении трактора вверх по склону уменьшается нагрузка на его передние колеса, что ухудшает управляемость. Об этом тракторист должен всегда помнить и принимать особые меры предосторожности.
Двигаясь вниз по склону, притормаживайте трактор двигателем, для чего включайте одну из низших передач в зависимости от крутизны спуска и уменьшайте подачу топлива.
Выключение муфт управления (или растормаживание тормозов солнечных шестерен) при спуске гусеничного трактора по склону может привести к тому, что трактор будет поворачиваться в сторону, противоположную ожидаемой, вследствие -наката выключенной
ницы. Поэтому действовать рычагами и педалями механизма Г^°ооота в этих условиях нужно быстро, оттягивая соответствую-
й рычаг назад и нажимая на педаль тормоза, чтобы подтормозить гусеницу той стороны, в которую необходимо повернуть трактор.
Для выравнивания направления трактора при движении его под клон оттягивайте рычаг механизма поворота противоположной стороны без торможения.
Останавливайте трактор при выключенном сцеплении нажатием на одну педаль тормоза без выключения механизма поворота (при этом полностью затормаживается вал заднего моста и останавливаются обе гусеницы), после чего рычаг коробки передач переводите в нейтральное положение, а сцепление включайте.
Если трактор остановлен на уклоне, зафиксируйте тормозную педаль защелкой «горного» тормоза.
Вождение трактора с машинами-орудиями, приводимыми в действие от ВОМ. Обязательно выключайте ВОМ при поворотах агрегата с прицепными машинами и подъеме в-транспортное положение навесных и полунавесных машин-орудий.
При работе с ротационными машинами опускайте и поднимайте их плавно, без рывков. Включать ВОМ для привода в действие ротационных органов нужно при их опускании из транспортного положения в рабочее, а не после того, как они опустятся на почву.
Выключать ВОМ для остановки машины следует только после того, как рабочие органы будут выглублены из почвы.
Переезжая с одного поля на другое (особенно по пересеченной местности), отъедините карданную передачу от хвостовика ВОМ трактора, так как возможна ее поломка в результате упора в поперечину прицепного устройства.
Работая с жаткой или комбайном, не включайте ВОМ в том случае, если на транспортере лежит срезанная масса или произошло забивание комбайна. Необходимо предварительно очистить машины и провернуть карданный вал ломиком вручную до полного оборота транспортера жатки.
Вождение скоростных агрегатов. Чем больше скорость тракторного агрегата, тем внимательнее должен быть тракторист.
Управляя колесным трактором с гидроусилителем руля, значительно облегчающим поворот рулевого колеса, во избежание опрокидывания трактора внимательно следите за неровностями дороги и не поворачивайте резко рулевое колесо.
Тормоза прицепа включайте в работу раньше тормозов трактора, чтобы исключить «толкание» прицепом трактора и не допустить «складывания» транспортного агрегата.
Управляя трактором, на дорогах всех типов тракторист должен ыть предельно внимательным и выполнять все требования Правил Дорожного движения.
Рис. 46. Правильное положение трактора по отношению к борозде во время пахоты:
а — универсально-пропашного; б — колесного общего назначения; в— гусеничного общего назначения; г — колесного общего назначения при глубокой пахоте влажной почвы.
Вождение трактора при работе с плугом. При работе с плугом колесный универсально-пропашной трактор ведите правыми колесами по борозде, сделанной плугом во время предыдущего прохода (рис. 46, а); мощные колесные и гусеничные тракторы — на некотором расстоянии от края борозды в зависимости от ширины захвата плуга, с которым работает трактор (рис. 46, б и в), т. е. в пределах 200…300 мм.
Выполняя глубокую пахоту влажных почв агрегатом с трактором Т-150К, ведите трактор правыми колесами по борозде (рис. 46, г).
Самый первый трактор в мире
Самый первый трактор в мире, по крайней мере его подобие, появился еще в 19-м веке и работал, разумеется, на паровом двигателе.
К примеру, английский ученый и изобретатель Уильям Говард использовал в 1850 году локомобиль для вспашки сельскохозяйственных угодий. Уже к концу 19 века, на землях Великобритании трудилось около двух тысяч подобных агрегатов.
Инженер Джон Фролих, родом из штата Айова (округ Клейтон, США), в 1892 году сконструировал и запатентовал первый трактор, двигатель которого работал на нефтепродуктах.
Первый трактор в мире на гусеничном ходу и работающий от парового двигателя изобрел англичанин Джон Гиткот, к тому же являвшийся изобретателем промышленного ткацкого станка.
В 1832 году он запатентовал свое изобретение, а в 1837 году появился рабочий экземпляр трактора, предназначенный для пахоты и осушения болотистых местностей.
Американец W. P. Miller в 1858 году придумал и сконструировал гусеничный трактор, принявший участие в сельскохозяйственной выставке города Мэрисвилл, штат Калифорния, за что получил премию и признание за невероятное изобретение.
К сожалению, изобретения Миллера и Гиткота не получили дальнейшего развития.
В 1901 году изобретатель Alvin Orlando Lombard построил первый признанный практичным гусеничный трактор — Lombard Steam Log Hauler.
Гусеничный трактор — Lombard Steam Log Hauler
В Российской империи в первые о самоходном экипаже с подвижными колеями, т. е. на гусеничном ходу, заявил в 1837 году крестьянин Дмитрий Загряжский.
Свой самоходный трактор он описал так:
«Около каждого обыкновенного колеса, на котором катится экипаж, обводится железная цепь, натягиваемая шестиугольными колёсами, находящимися впереди обыкновенного. Бока шестиугольных колёс равняются звеньям цепи; цепи сии заменяют до некоторой степени железную дорогу, представляя колесу всегда гладкую и твердую поверхность».
Самый первый русский трактор на гусеничном ходу с паровым двигателем был сконструирован крестьянином Федором Абрамовичем Блиновым из села Никольское Вольского уезда Саратовской губернии.
В 1879 году он получил патент на «вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам».
Первый рабочий прототип трактора появился в 1888 году. Готовой паровой установки необходимых размеров тогда не существовало и Федор Абрамович самостоятельно изготовил ее из железа сгоревшего неподалеку от Балаково парохода.
Позже он изготовил второй экземпляр паровой установки, выдававшая порядка 40 оборотов в минуту и мощностью 10-12 л.с. Скорость трактора не превышала скорости движения быков — три версты в час.
Принцип работы трактора заключался в том, что на нем использовались две паровые установки — по одной на каждую гусеницу. Блинов демонстрировал свой трактор на Нижегородской ярмарке (1897 г.) и в Саратове (1889 г.), однако трактор так и не вызвал интереса у промышленников и неполучил дальнейшей развитие.
В 1896 году изобретатели Чарльз Парр и Чарльз В. Харт сконструировали двухцилиндровый бензиновый двигатель. В 1903 году их компания произвела 15 единиц тракторов.
Построенный им шеститонный трактор #3 является одним из самых старых тракторов в США и в настоящее время находится на хранении в Смитсоновском Национальном музее американской истории в Вашингтоне, округ Колумбия.
В качестве силовой установки на тракторе применялся двухцилиндровый бензиновый двигатель с отвратительной на то время системой зажигания. Мощность двигателя на холостом ходу составляла 30 л.с., а при выполнении работ — 18 л.с.
Одним из самых первых тракторов, пригодных для работы, был трактор Ivel, разработанный Дэном Элборном в 1902 году.
За время производства было выпущено около 500 мощных и легких машин.
В 1912 году компания «Холт-Парр» начинает массовое производство гусеничных тракторов. По большому счету, это был трактор на полугусеничном ходу, так как металлические ленты были одеты только на задние опорные колеса.
В 1913 году на проходившей Всероссийской выставке в Киеве, где был показан трактор «Холт», русские инженеры выявили его недостатки, в следствии чего трактор был полностью переведен на гусеничный ход.
В 1917 году Советское правительство обратило внимание на важность применения сельскохозяйственных тракторов и выделило деньги на их постройку, не смотря на трудные годы.
По указанию В. И. Ленина, в 1918 году начинает осуществляться подготовка к серийному производству тракторов.
В 1919 году конструктор Я. В. Мамин построил трактор «Гном» с нефтяным силовым агрегатом мощностью 11,8 кВт.
В 1922 году начинают производство тракторов «Коломенец-1» разработанный Е. Д. Львовым. Под руководством инженера Л. А. Унгера, в 1922-23 годах создается трактор «Запорожец».
В 1924 году на Харьковском тракторном заводе (ХТЗ) начинается массовое производство трактора «Коммунар», являвшимся копией германского трактора Hanomag WD Z 50.
Кроме того, в 1924 году начинают производство тракторов «Карлик» по конструкции Я. В. Мамина. Трактор выпускался в двух вариантах:
- трактор «Карлик-1» – трехколесный и с одной передачей вперед;
- «Карлик-2» – четырехколесный, с одной передачей вперед и реверсом.
Трактор «Универсал» был первым советским трактором экспортируемый за границу.
Введение
Среди множества используемых человеком машин тракторы занимают одно из важнейших мест, так как представляют собой мобильные энергетические и транспортные средства, которые обеспечивают движение сельскохозяйственных, дорожно-строительных, мелиоративных машин и орудий. С появлением паровой машины началось строительство паровых повозок, автомобилей и тракторов. Первые колесные паровые тракторы появились в Англии и Франции в 1833г. Создание первого гусеничного трактора с паровым двигателем относится к 1888г. Гусеничный ход это изобретение столь же великое и фундаментальное, как и изобретение колеса. Но если имя создателя колеса затеряно в глубине веков, то изобретатель гусеницы от которого пошли тракторы, танки, известен. Это русский крестьянин Федор Абрамович Блинов.
История тракторов насчитывает более 200 лет.
В 1791 г. русский механик и изобретатель Иван Кулибин построил трехколесную коляску-самокатку с механизмами, характерными для современных тракторов: коробка передач, рулевое управление и тормоза. Человек своей силой приводил в движение эту «Самокатку».
В 1898 г. механик Федор Блинов соорудил самый первый гусеничный трактор. В роли двигателя был котел с двумя паровыми машинами, который стоял на раме длиной в 5м. Через шестеренные передачи от каждой машины передавалось вращение к ведущим колесам, которые были сцеплены с гусеницами. Управляли трактором два человека. Скорость движения была около 3 км/ч.
В 1897 г. немецкий ученый Рудольф Дизель построил экономичный двигатель внутреннего сгорания, позднее его стали называться дизельным, в честь его изобретателя. В 1910 г. изобретатель Яков Мамин создал первый отечественный колесный трактор с дизелем. Его назвали «русским трактором».
В начале 30-х годов начали свою работу Сталинградский, Харьковский и Челябинский тракторный завод (известный по всему миру ЧТЗ). За первые десять лет нашей промышленностью было выпушено приблизительно 700 тыс. тракторов – 40 % мирового производства. Они были оснащены карбюраторными двигателями. В последующие годы на тракторы стали устанавливать более экономичные дизели.
В шестидесятые и семидесятые годы начали выпускать тракторы повышенных рабочих скоростей: вначале 6. 9 км/ч, а затем 9. 15 км/ч. Появились тракторы с более мощными двигателями, турбо-наддувом, комфортабельными кабинами. Сейчас тракторы оснащены дизелями, независимой подвеской и резинометаллическими гусеницами, широкопрофильными шинами, которые снижают удельное давление на почву, реверсивными двухскоростными валами отбора мощности и т.
История трактора
Значительный вклад в развитие и совершенствование конструкций тракторов внесли наши соотечественники. Первый прообраз трактора – “народный дилижанс” для работы по бездорожью – построил в 1817 г. В.П. Гурьев.
Еще раньше (в 1791 г.) И.П. Кулибин изобрел “самокатную тележку”, в которой применил целый ряд механизмов и устройств, встречающихся в современном тракторе: коробку передач, рулевое управление, роликовые подшипники, тормоза, маховик и др.
В 1837 г. Д.А. Загряжский запатентовал “экипаж с подвижными колеями” (машину на гусеничном ходу), но изобретение не было оценено, и патент был аннулирован.
В 1879 г. Ф.А. Блинов запатентовал, а в 1888 г. построил первый в мире трактор с металлическими гусеницами, каждая из которых приводилась в движение своей паровой машиной, решив, таким образом, проблему поворота гусеничного транспорта.
Я.В. Мамин сконструировал двигатель внутреннего сгорания, работавший на тяжелом топливе, и в 1903 г. получил на него патент, а в 1911 г. построил трактор с двигателем собственной конструкции. Однако собственной тракторостроительной промышленности в России практически не существовало, и тракторы в основном ввозились из-за рубежа.
В 1918 г. на Обуховском заводе в Петрограде началось производство тракторов по типу американского трактора фирмы “Холт” (гусеничные тракторы этой фирмы послужили базой для создания первых танков), налаживается серийный выпуск тракторов на других машиностроительных заводах страны.
Массовое производство тракторов началось в 1930 г., когда вступил в строй первый в стране Сталинградский тракторный завод (ныне Волгоградский), затем в 1931 г. – Харьковский, которые изготовляли колесные тракторы. В 1933 г. Челябинский тракторный завод приступил к выпуску гусеничных тракторов С-60. В 1937 г. Сталинградский и Харьковский тракторные заводы перешли на выпуск гусеничных тракторов общего назначения (СХТЗ-НАТИ). Тогда же на Челябинском тракторном заводе началось производство гусеничных тракторов С-65 с дизельным двигателем. С этой модели начался переход тракторного парка страны на дизельные тракторы.
В 1942 г. всего за 8 месяцев был построен Алтайский тракторный завод (АТЗ) в г. Рубцовске, выпускавший до 1952 г. тракторы АТЗ-НАТИ. В декабре 1944 г. на АТЗ был изготовлен первый опытный образец трактора ДТ-54.
В 1945 г. вступила в строй первая очередь вновь построенного Владимирского тракторного завода, в 1947 г. построен Липецкий тракторный завод.
В 1953 г. с конвейера Минского тракторного завода сошел первый колесный трактор МТЗ-2 с пневматическими шинами. Впоследствии по всей стране были построены тракторные заводы. В 70-е годы начался выпуск энергонасыщенных тракторов на Кировском (г. Ленинград) и других заводах страны.
ТРАКТОР
Трактор, колёсный или гусеничный самоход, предназначенный для выполнения различных сельскохозяйственных, дорожных и транспортных работ. Выполнение перечисленных работ может осуществляться трактором. путём буксировки машин или повозок или же креплением сельскохозяйственных и дорожных машин непосредственно к остову трактора. Одновременно с буксировкой той или иной машины трактором посредством спец. вала отбора мощности может приводить в движение механизмы буксируемой машины.
Кроме того, двигатель трактора можно использовать для приведения в движение механизмов стационарных машин. Для этой цели трактор оборудуется приводным шкивом.
Слово “трактор” происходит от латинского слова Trago – волочу, тащу. Следовательно, латинское слово “трактор” соответствует русскому слову “тягач” (самоход, предназначенный для тяги).
История трактора. Работа русских изобретателей над созданием первого Т. протекала в непосредственной связи с работой по созданию “самобеглых колясок”, “самокатов”, паросиловых установок и двигателей внутреннего сгорания. Поэтому ниже излагаются сведения, отображающие основные этапы в развитии перечисленных выше машин. В 1741 самоучка-изобретатель крестьянин Леонтий Шамшуренков, а вслед за ним в 1791 знаменитый деятель русской техники И. П. Кулибин построили самодвижущиеся экипажи (под названием “самобеглая коляска” “самокатка”), приводимые в движение мускульной силой человека. На самокате И. П. Кулибина были применены такие механизмы, как коробка передач, рулевое управление, роликовые подшипники, тормоза. Для аккумулирования кинетической энергии и выравнивания скорости движения самокатки в её механизм был включён маховик. Так. обр., у само катки И. П. Кулибина были налицо все механизмы трансмиссии будущего Т. и автомобиля. В 1764, уральским изобретателем И. И. Ползуновым была построена паровая машина непрерывного действия.
Используя изобретение И. И. Ползунова, в 1883 русский конструктор К. Янкевич, петербургский лафетный мастер, представил в министерство путей сообщения описание и чертежи парового самохода под названием “быстрокат”. В “быстрокате” К. Янкевича был применён трубчатый котёл. В начале 19 в. работал над созданием “сухопутных пароходов” новатор техники В. П. Гурьев. В книге “Об учреждении торцовых дорог и сухопутных пароходов в России” (СПБ, 1836, стр. 46) Гурьев в отношении перспектив сухопутных пароходов писал, что их применение “. обещает величайшее благо всем странам и народам: есть даже надежда, что и самое земледелие скоро будет иметь главным орудием сухопутные пароходы. Одна машина в двадцать лошадей силы . может действовать двадцатью плугами вдруг и проходить по десять верст в час. имея только двух или трех работников для управления. “
В 183 7 штабс-капитан русской армии Дмитрий Загряжский, с целью повышения проходимости экипажей по бездорожью, разработал конструкцию и сделал заявку на “экипаж с подвижными колеями”, т. е. на гусеничный ход, сформулировав своё изобретение след. образом: “Около каждого обыкновенного колеса, на котором катится экипаж, обводится железная цепь, натягиваемая шестиугольными колесами, находящимися впереди обыкновенного. Бока шестиугольных колес равняются звеньям цепи, цепи сии заменяют до некоторой степени железную дорогу, предоставляя колесу всегда гладкую и твердую поверхность”. В 1876 штабс-капитан артиллерии С. Маевский предложил ещё более тщательно разработанную конструкцию гусеничного тягача. В своей заявке С. Маевский писал о необходимости ввести для изменения скорости движения коробку передач.
Крестьянин с. Никольского, Вольского уезда, Саратовской губ., Фёдор Абрамович Блинов (рождения 1827) не только получил в 1879 привилегию на “особого устройства вагон с бесконечными рельсами”, но и построил прототип современного гусеничного трактора. Трактор Блинова был показан на Саратовской (1889), а затем на Нижегородской (1896) выставках. Независимо от Д. Загряжского, С. Маевского и Ф. А. Блинова, А. П. Костиков-Алмазов изобрёл “цепи, долженствующие служить тропинками для перехода через болота” (т. е. гусеницы). В 1889 и 1893 на Вземирной Парижской выставке и Колумбовой выставке в Чикаго А. П. Костиков-Алмазов демонстрировал свои изобретения, за что на Парижской выставке был награждён орденом “Академическая пальма офицера академии”. Уместно заметить, что фирма Холт (США) выпустила 1-й колёсно-гусеничный Т. только в 1912, т. е. через 32 года после появления трактора Блинова и через 5 лет посте демонстрации “цепей-тропинок” А. П. Костикова-Алмазова на выставке в Чикаго.
На рис. 1 – а, б показан схематически чертёж и рисунок гусеничного трактора Ф. А. Блинова, воспроизведённый по описанию современника Блинова Я. В. Мамина Первые Т. и автомобили были оборудованы паросиловыми установками, весьма громоздкими и тяжёлыми. В следствие этого как Т., так и автомобили не обладали достаточной маневренностью и проходимостью. Для Т., автомобилей, особенно для воздухоплавательных аппаратов, требовался двигатель более компактный и значительно облегчённый.
В прошлом столетии над вопросам создания лёгкого двигателя использующего жидкое топливо (бензин), начал работать капитан русского флота О. С Костович. В 1879 – 1885 О. С. Костовичем был создан бензиновый. 8-цилиндровый, 4-тактный двигатель мощностью в 80 л. с. В этом двигателе впервые было применено зажигание электрической искрой от аккумулятора (тоже русского изобретения). Двигатель О. С. Костовича весил 240 кг. т е. удельный вес (частное ст деления веса двигателя на его мощность) составлял 3 кг л. с. Такие весовые показатели двигателя были достигнуты за границей лишь в 1908. Достижения О. С. Костовича позволили в 1882 группе русских инженеров во главе с Путиловым построить автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, названный “моторной пролёткой”. Известно, что Даймлер построил в 1885 двухколёсный, а Бенц в 1887 – трёхколёсный самодвижущиеся экипажи с двигателем внутреннего сгорания (Германия), следовательно, значительно позднее и не без влияния русских техников.
Созданием трактора с двигателем внутреннего сгорания занимался Талантливый ученик Ф. А. Блинова – Яков Васильевич Мамин.
Участвуя в постройке 1-го гусеничного трактора Ф. А Блинова. Я. В. Мамин видел, что для уменьшения громоздкости, упрощения конструкции и повышения маневренности необходимо было облегчить всю конструкцию, в первую очередь силовую установку. И он, в 80-х годах прошлого столетия, начинает работать над созданием тракторного двигателя внутреннего сгорания. В 1893 – 95 Я. В. Маминым была построена “самоходная тележка” (рис. 2), приводимая в движение двигателем внутреннего сгорания – прообраз колёсного трактора. Работая над созданием тракторных двигателей внутреннего сгорания и тракторов с такими двигателями, Я. В. Мамин достиг замечательных результатов. Я. В. Мамин построил бескомпрессорные двигатели высокого сжатия и осуществил пуск и работу этих двигателей в 1889 – 1908 (см.Двигатель внутреннего сгорания, Дизели).
Двигатели Я. В. Мамина, демонстрировались на всероссийских и международных пром. выставках, в частности на 1-й Западно-Сибирской выставке в г. Омске, в 1911. На этой выставке о двигателе Я. В. Мамина, как двигателе оригинальной конструкции, была дана техническая экспертиза, опубликованная В. Л. Малеевым в журнале “Общества Сибирских инженеров” в № 12 за 1911. Тракторный двигатель, созданный Я. В. Маминым под названием “Русский дизель”, на основании индикаторной диаграммы, снятой при испытании 5 VIII 1914, имел давление конца сжатия 32 кг/см 2 , давление конца видимого сгорания 46,5 кг/см 2 и ср. индикаторное давление 5,7с кг/см 2 . Построенный в 1895 Дизелем компрессорный, стационарный двигатель был предназначен для работы на сравнительно лёгком топливе – на керосине. В 1899 в России, в Петербурге, на заводе Нобель, был построен 25-сильный компрессорный двигатель высокого сжатия, работавший на тяжёлом топливе – на сырой нефти. Следует отметить, что наличие у этих двигателей компрессора сильно усложняло конструкцию и увеличивало их вес. Поэтому в 1903 – 04 русским инженером Тринклером (позднее проф. Горьковского индустриального ин-та) был создан стационарный двигатель с пневматическим распыливанием топлива, но без компрессора. Двигатель по патенту Тринклера строила немецкая фирма Кертинг. В 1910 Я. В. Мамин построил оригинальный бескомпрессорный дизель с насосным распыливанием топлива мощностью в 25 л. с., установил его на Т., к-рый назвал “Русский трактор”.
Колёсный трактор Я. В. Мамина (рис. 3) с дизелем мощностью в 45 л. с. выпускал до 1914 Балаковский завод. Крупные землевлалельцы России не стремились механизировать свои х-ва по той причине, что жестоко эксплуатируемые крестьяне-батраки представляли почти бесплатную рабочую силу. В этих условиях Т. были не конкурентоспособны и покупались владельцами крупных имений в единичном порядке, в основном с показной целью. Кроме Балаковского завода, незадолго перед началом 1-й мировой войны, неск. заводов России приступили к орг-ции производства тракторов. К таким заводам следует отнести: “Аксай” в г. Ростове, юж. заводы в Кичкасе, завод в Барвенково. завод в Харькове, Коломенский и Брянский заводы. Эти заводы были совершенно не приспособлены для тракторостроения.
Всеми указанными заводами для изготовления были приняты заграничные модели, причём такие агрегаты Т., как двигатели, коробки передач и др. сложные механизмы, предполагалось получать из-за границы. Поэтому значение этих заводов в истории дореволюционного русского тракторостроения весьма невелико и не может сопоставляться со значением тех достижений, к-рые были накоплены Балаковским заводом. Однако, несмотря на исключительную энергию и упорство в достижении цели, Я. В. Мамину не удалось преодолеть косности царского правительства, к-рое не только не поддержало передовых изобретателей, но и предало забвению их фамилии и даты этих изобретений.
Развитие тракторостроения в Советском Союзе. Значение, которое придавал В. И. Ленин тракторизации сельского хозяйства, а следовательно, и тракторостроению, выражено в его словах: “Среднее крестьянство в коммунистическом обществе только тогда будет на нашей стороне, когда мы облегчим и улучшим экономические условия его жизни. Если бы мы могли дать завтра 100 тысяч первоклассных тракторов, снабдить их бензином, снабдить их машинистами (вы прекрасно знаете, что пока это – фантазия), то средний крестьянин сказал бы: “Я за коммунию” (т. е. за коммунизм)” (Ленин, Соч., т. 29, стр. 190). Поэтому ещё в годы гражданской войны и войны с иностранными интервентами В. И. Ленин даёт указания ряду машиностроительных заводов приступить к постройке тракторов. Сейчас же после Великой Октябрьской социалистической революции Я. В. Мамин возобновил работу над совершенствованием своих конструкций. В 1919 Я. В. Мамин заканчивает постройку экспериментального трактора под названием “Гном”. Позднее конструкция этого трактора подверглась существенному изменению и новому трактору было дано название “Карлик” (рис. 4). Сведения о работе Я. В. Мамина доходят до советского правительства. В 1922 Наркомзем РСФСР отпустил необходимые средства для орг-ции производства 12-сильных тракторов “Карлик” на заводе “Возрождение” в г. Марксштадте.
Ленинградский завод “Большевик” в 1918 первым приступил к выпуску вначале мощных колёсно-гусеничных Т., а впоследствии перешёл на серийное производство гусеничных пятитонных Т. средней мощности. Кроме того, завод разработал конструкцию малого гусеничного Т. и построил серию таких тракторов. Производство Т. на Коломенском машиностроительном заводе находится в непосредственной связи с именем одного из пионеров советского тракторостроения и основоположника науки о Т. доктора технических наук проф. Е. Д. Львова. В 1922 этим заводом были построены Т. по типу “Могул”, а затем (по проекту Е. Д. Львова) нефтяные Т. оригинальной конструкции под названием “Коломенец-1” (рис. 5). После конструктивных доделок этого Т. Коломенским и Брянским заводами была выпущена серия таких тракторов (ок. 500 шт.). Впоследствии Коломенским заводом было изготовлено ещё 3 модели нефтяных тракторов. В 1920 в Москве, на 4-м автозаводе, была выпушена серия автоплугов типа “Фаулер”. Крупная серия (в 500 шт.) оригинальных тракторов “Запорожец” была изготовлена заводом “Красный прогресс” Южно-Уральского Сельмаштреста.
Почти все тракторы перечисленных выше марок были недостаточно совершенны в техническом отношении и по ряду показателей (мощность, экономичность) не могли удовлетворить требованиям с. х-ва. Поэтому производство почти всех перечисленных выше моделей было прекращено. Отечественное тракторостроение этого периода должно рассматриваться как опытное, имевшее целью выявление конструкций, наиболее соответствующих специфическим условиям работы в с. х-ве Советского Союза.
В 1923 на заводе “Красный путиловец” (ныне Кировский завод) в Ленинграде было начато производство двадцатисильных колёсных тракторов под маркой “ФП”. В 1923 начал серийный выпуск гусеничных тракторов “Коммунар” Харьковский паровозостроительный завод.
В 1930 вступил в строй действующих предприятий первенец 1-й пятилетки – Сталинградский тракторный завод имени Дзержинского (СТЗ). В 1931 начал выпуск тракторов Харьковский тракторный завод имени Орджоникидзе (ХТЗ). Оба эти завода-гиганта были рассчитаны на массовый выпуск колёсных тракторов под маркой СТЗ и ХТЗ. 1933 ознаменовался новой победой: Челябинский тракторный завод имени Сталина (ЧТЗ) начал выпуск мощных гусеничных тракторов под названием “Сталинец-60”. Этот завод является единственным в мире по массовому выпуску мощных гусеничных тракторов. Под руководством Коммунистической партии и Правительства советским народом была создана тракторная пром-сть. В 1934 было закончено освоение производства пропашных тракторов на Кировском заводе, и тракторный цех этого завода, заново оборудованный, приступил к массовому выпуску трактора “Универсал”.
Сталинградский, Харьковский, Челябинский тракторные заводы и тракторный цех Кировского завода представляли предприятия, оборудованные первоклассной техникой и рассчитанные на массовый выпуск тракторов. Проектная мощность указанных заводов до перехода их на выпуск тракторов новых конструкций приведена ниже.