0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бензин. За что мы платим?!

Три составляющих цены на бензин: за что мы платим?

Цены на бензин растут медленно, но неуклонно. Сам по себе этот факт удивления не вызывает — а что, собственно, сейчас дешевеет? Ну вот и бензин понемногу дорожает вместе с другими товарами. Но давайте разберёмся, из чего складывается цена на бензин.

Бензин и дизельное топливо входят в небольшую группу так называемых «подакцизных товаров». Кроме них там ещё присутствуют алкоголь и сигареты. У всех этих товаров общая особенность — они продаются намного дороже стоимости изготовления, потому что государство взимает акцизный сбор. Именно по этой причине цена на водку не зависит от урожая зерна, а цена бензина — от котировок сырой нефти на биржах.

Акциз — самый удобный для государства способ сбора денег. От уплаты налогов граждане и организации так и норовят уклониться легальными (получив льготы) или нелегальными (найдя лазейку в законах) способами. От акциза вообще никак не спрячешься и льготу не получишь. Купил пачку сигарет с красивой акцизной маркой — капнула денежка в бюджет. Залил литр топлива в бак — аналогично. Удобно придумано, правда?

Цена на моторное топливо складывается из трёх составляющих. Тут большого ума не надо: а) акцизы и сборы (без них наша экономика никуда), б) покрытие текущих расходов (производство топлива, доставка до АЗС, зарплаты и всё такое), в) приятный остаточек — это собственная прибыль компании-продавца.

Как видим, больше половины стоимости за каждый купленный нами литр бензина — это разнообразные платежи в бюджет. Это не только акцизы, но и обычные налоги вроде НДС и налога на прибыль. Треть стоимости — это расходы на то, чтобы добыть нефть и получить из неё готовый продукт. Ну и ещё — доход компаний от продажи топлива, всего пять процентов. Получается, что даже если каким-то образом заставить заправщиков работать без прибыли, то цена в рознице особо и не изменится.

Чтобы заправщики не заработали больших барышей, много лет назад было введено специальное условие — цена на бензин не может подниматься выше официального уровня инфляции. Государство очень заботится о том, чтобы кто-то не заработал излишне много. Следить за установленным порядком поручили ФАС.

«Рост цен не опережает инфляцию, ни в коем случае. Не опережает и не будет опережать в ближайшие годы. Никогда этого не произойдет», — такие слова глава ФАС повторяет регулярно на протяжении многих лет. Не забыл он напомнить нефтяником это правило и в текущем году (а ну вдруг кто забыл).

Раньше эта схема нормально работала. Акцизы росли, АЗС понемногу поднимали цены (да-да, строго в рамках инфляции) и все были довольны. А сейчас, в этом году, вышло рассогласование небольшое. Акциз-то был увеличен как обычно, на полтора-два рубля за литр, в зависимости от сорта топлива. Другие расходы тоже немного увеличились (электричество, транспорт и тому подобное), и в итоге рубля три накинуть на литр было бы самое то.

Но внезапно оказалось, что официальная инфляция в России невероятно замедлилась. Стараниями Набиуллиной или умением тех, кто считает эту инфляцию — неважно в данном случае. Она всего 1,8% с начала года! Это, конечно, хорошо, что инфляции в стране почти нет. Но акцизы-то поднялись прежними темпами, что теперь АЗС — торговать в убыток?

Вообще крупные компании могут немного и в убыток поторговать. Они своё на экспорте получат, да и так у них денег много. Мелким заправщикам деваться некуда, надо срочно оптимизировать бизнес. Поднять цену нельзя, это будет сразу заметно и ответ со стороны ФАС последует незамедлительно. Но если немного разбавить бензин, или выдать девяносто второй за девяносто пятый, подмешав в него чего-нибудь для имитации высокого октанового числа… Это будет незаметно, в бензобак каждой машины ФАС не заглядывает.

О том, что на какой-то заправке обнаружено палёное топливо, СМИ сообщают часто (но никогда — что некачественное топливо было обнаружено на нефтеперерабатывающем заводе). Да, бодяжат его по дороге к потребителю изо всех сил. С дизтопливом не лучше — к нему могут подмешать и судовое топливо, и отопительное… Летом ещё ничего, а осенью, как похолодает, владельцы машин с дизельным двигателем обнаруживают в баках сомнительного вида студень.

Что же в этой ситуации делать нам, водителям, чтобы не допустить попадания палёного бензина в бак? Ответ один: заправляться на АЗС крупных и проверенных сетей, которые дорожат своей репутацией. Что там нам заливают на мелких заправках — даже богу неведомо, чую, бодяжат там топливо как хотят, лишь бы удержать цену на общем уровне, за счет машин клиентов, которые отправляются на ремонт или вовсе в утиль.

Козла отпущения, на которого можно свалить все грехи, в этой ситуации просто нет. Нужно полагаться только на свое внимание и здравый смысл. Вот такой вывод я бы сделал из всего вышеизложенного.

Рынок может залить импортным топливом

Российский топливный рынок может вернуться в 1990-е годы, начав импорт бензина из-за рубежа. Сейчас бензин в Европе намного дешевле, чем в России, из-за упавших цен на нефть. В то же время российские нефтекомпании не могут снизить цену внутри страны, так как выплачивают в бюджет отчисления по демпферу. Эксперты считают, что демпфер не был рассчитан на столь низкие цены и нуждается в корректировке, хотя это и приведет к снижению доходов бюджета. Но в Минфине сказали “Ъ”, что сейчас такой вариант не рассматривается.

Российский топливный рынок может оказаться под давлением импортного бензина, в основном из Европы. Первым о возможности подобного сценария написало Reuters. По оценкам агентства, бензин из России стоит дороже импортной альтернативы по меньшей мере на 6–8 тыс. руб. за тонну. При этом бензины на бирже СПбМТСБ продолжают дешеветь: стоимость АИ-92 и АИ-95 снизилась 30 марта на 3% и 4%, до 41,5 тыс. руб. и 43 тыс. руб. за тонну соответственно. При этом, по расчетам Reuters, с учетом ввозной пошлины в 5%, текущего курса рубля, акциза и НДС импортный бензин в европейской части РФ будет стоить 37 тыс. руб. за тонну.

Читать еще:  Отличие паркетника. Кроссовер: что это такое? Разбираемся в плюсах и минусах

В российских нефтекомпаниях и Минэнерго не ответили “Ъ”.

Причина проблемы — в демпферной составляющей обратного акциза на нефть. Демпфер был придуман, чтобы сглаживать влияние колебаний цены на нефть на стоимость топлива в РФ: при высоких ценах на нефть бюджет компенсировал нефтяникам потери от продажи топлива внутри страны по сравнению с экспортом, а при низких ценах, как сейчас, наоборот, нефтяники платят в бюджет. Эти налоговые издержки нефтекомпании закладывают в будущие цены для потребителей, за счет чего и возникает премия для импорта, согласен Сергей Ежов из Vygon Consulting.

Почему растут оптовые цены на бензин

По его мнению, если правительство не примет срочных мер, импорт неизбежен. В текущих котировках премия от поставок на внутренний рынок импортного бензина превышает 15 тыс. руб. за тонну, по дизтопливу — до 10 тыс. руб. на тонну. А поскольку величина демпфера, согласно формуле, никак не зависит от текущих цен внутреннего рынка, то если нефтекомпании решат снизить цены, чтобы быть более конкурентными, то лишь увеличат свои убытки, замечает эксперт. Сергей Ежов подчеркивает, что демпфер был рассчитан на другой диапазон цен на нефть и должен быть скорректирован. Однако в Минфине “Ъ” заявили, что сейчас не рассматривают корректировку демпфера.

Более вероятным они считают введение заградительной пошлины на импорт топлива. О том же говорят источники Reuters.

Ситуация выглядит фантастической — такое наблюдалось лишь в далекие 1990-е годы, когда в России не хватало бензина собственного производства, отмечает Иван Хомутов из «Петромаркета». Хотя экономически импорт топлива становится безусловно выгодным, эксперт видит ряд препятствий. Так, если в европейской части РФ есть существенные логистические ограничения на импорт топлива, то в азиатской части такой инфраструктуры практически нет. Возможен завоз топлива железнодорожным транспортом из Финляндии, Прибалтики, Китая. Но это еще нужно организовать, причем с нуля — схем завоза продуктов из Европы в больших объемах не практиковалось уже много лет. Наиболее реалистичным в этом смысле выглядит вариант ввоза продуктов с НПЗ Белоруссии, согласен Иван Хомутов. «Естественно, это очень плохой сценарий для российских НПЗ — они и так потеряют рынок из-за гарантированного снижения спроса на бензин в апреле—мае, так еще и столкнутся с неожиданной конкуренцией за российский рынок с зарубежными игроками»,— заключает он.

За что мы платим, покупая бензин

В СССР бензин стоил дешевле лимонада. 3 копейки за литр были стабильной ценой в 70х годах. В перестройку мы вошли с ценой в 40коп за литр Аи-93, потом сменили себе ГОСТ и добавили налог, остановившись на 42 копейках за литр Аи-92. Совесть в нефтеперерабатывающей отрасли закончилась на рубеже веков. В 1998 литр Аи-92 стоил 2 рубля, а в 2004 году уже 15 рублей. Сейчас литр подпрыгнул до 35 рублей, хотя на восточной окраине страны он продается и за 50рублей.

А как формируется цена на бензин в России? Главным игроком в топливной сфере остается государство и уполномоченные монополисты. Поскольку они присягнули на верность власти, им разрешается картельный сговор и недобросовестные методы устранения конкурентов. И когда по телевизору нам показывают впавших в грусть владельцев нефтяных монополий, которых публично ругают за высокие цены, это часть договоренностей – необходимость краснеть лицом в обмен на возможность ценового сговора и обязанность брать вину на себя, отводя тень от власти.

Львиная акцизная доля. Как в России складывается цена на бензин. С начала года россиян поджидала…

Глава Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин в разговоре с RT прокомментировал сообщения о том, что…

Обычно ценами на бензин мы пугали друг друга сами. Теперь нас напугало государство. Оно что-то…

В стоимости топлива 26% составляют налоги и еще 20% – акциз. То есть власть забирает себе 46% с каждого литра. Что делает бессмысленными надежды на снижение цены. Но еще 18% в каждом литре это переработка и доставка. Технологии переработки у нас в основном остановились на рубеже середины прошлого века, когда из тонны сырья нормой считалось выжать 40% светлого нефтепродукта, пригодного для последующего превращения в бензин. Еще 13% в каждом литре – декларируемый доход нефтяной компании и 9% – доход АЗС. Но еще есть 8% НДПИ, которые можно прибавить к 46% государственного интереса и получить 54%. Дешевле всего заявлена себестоимость добычи. Она составляет 6%.

На тему:

Комментарии (27)

Что-то опять с цифрами! Аи-93 стоил сначала 30, а потом 40 копеек за 1 литр!

Да и лимонад за 3 копейки умещался в стакане с объёмом в 0,2 литра!)

Сама природа подсказала такой способ охоты. Крокодил же не охотится за антилопами, бегая по Саванне, а подстерегает их у водопоя. Так и государство поджидает зажиточных граждан, обладателей автотранспорта, у бензоколонок.

Интересно мыслите . Значит иметь автомобиль по Вашему означает что гражданин зажиточный ? В скором времени видимо кушать тоже приравнят к зажиточному . Там ведь тоже себестоимость составляет мизерную часть . Налоги и торговые надбавки основные составляющие стоимости еды .

Как вы думаете государство определяет у кого есть лишний «жирок», не по налоговым же декларациям, в самом деле?

Все верно только всегда забавляет сравнение с ценой лимонада! Литр фанты и щас дороже бензина))))

Какая фанта, литр водопроводной воды доходит до 80р.
Особый цимес, это бутылочка баржоми 0.2л за стольник! ))))))))))

По-моему, Пикуленко кретин.
А вы как считаете?

Вранье. В 70-х безин стоил 40 коп. А слить канистру у самосвала (20 л) — рупь.

до конца 70х цена бензина указывалась за 10 литров

Читать еще:  Камеры для велосипеда: как узнать её размер, подобрать хорошую велокамеру

Любой грузовик сливал свой бензин за пол цены. А солярка (дизель по новому) отдавалась вёдрами почти бесплатно! Так где лучше жилось?

солярка в СССР отдавалась бесплатно потому что обычному гражданину её некуда было заливать.
легковые дизели только развивались, у нас их не было вообще, а еиничные дизельныеиномарки нашу солярку лопали почему-то, плохо.

помню, когда мой папаня в 90-м притаранил из Голландии в DAF-400, солярку для него приходилось доставать только импортную. благо, там бак на 150 литров. и ещё возил в кузове бочку, куда доливал при каждой возможности.

Грузовой парк ездил исключительно на низкооктановом бензине, который непригоден для большинства легковых автомобилей, без механического дефорсирования двигателей. Надо сказать, что в те года это было очень распространено, напихать под ГБЦ прокладок для снижения степени сжатия. Особо продвинутые ставили укороченые шатуны.
Дизельное топливо, да и бензин тоже, нередко просто сливали в придорожную канаву, поскольку девать его больше было некуда. Вот такая была модель экономики.
Кстате, и сейчас можно разжиться ДТ по 25р. Совок закончился, а излишки от нормы расхода никуда не делись, причём их надо обязательно «осваивать», иначе срежут норму.

В древней Греции — там вообще бензина небыло

Значит мы (кто это ещё помнит) — из древней Греции!

помню как в 09-м народ (вт.ч. и я) наивно ожидал, что раз нефть дешевеет, то и бензин станет дешевле.
вместо этого цены опять выросли и пресслужбы промямлили что-то про то, что «это бензин еще из той, дорогой нефти». и свалили всё на зажравшихся нефтяников.
все стали ждать, когда дорогая нефть кончится и пойдёт безин из дешевой нефти.
помнится, путин тогда топнул ногой, ФАС закатила какое-то показательное расследование. кого-то оштрафовали и заявили что цены упали аж на рубль(!).
лично я этого не заметил.

и только сейчас Сан Саныч озвучил то что по первому каналу не скажут никогда, а в блогах говорят уже давно.
хотя может и скажут. власть-то уверена что народ за неё не только ужаться готов, а чуть ли не жизнь отдать.
можно добавить, что вместе с автомобилистами рокенролл государству оплачивают еще курильщики и алкоголики. этим товарищам тоже придётся раскошелиться в рамках развёрнутой компании «борьбы за здоровье нации». На очереди — владельцы недвижимости. а больше брать денег не с кого.

но если от выросших цен на водку и сигареты страдают только курильщики и алкоголики, то от цен на топливо страдает абсолютно всё население. даже те, у кого нет, не было, и никогда не будет автомобиля.
ибо с удорожанием перевозок растут цены абсолютно на всё.

обидно только смотреть на то, как и на что тратятся отняте у населения деньги 🙁

С экологической милицией нам повезло еще меньше, чем с экологией. Напав на страну в конце…

Согласно данным, представленным в докладе Vygon Consulting, в 2015 году в России впервые за 15…

Результаты онлайн-опроса, проведенного аналитическим агентством «АВТОСТАТ» и AVITO Авто, показали, что в автовладельцы стали экономить…

Прибыль автозаправочных станций от реализации бензина снизилась в 10 раз с начала 2019 года Прибыльность…

Президент российского Независимого топливного союза Павел Баженов заявил, что цена бензин и дизель в нынешних…

От чего зависит цена на бензин в России

Росстат свидетельствует о том, что бензин в стране, начиная с января, подорожал, если усреднить подорожание разных марок топлива, на 0,3%.

Содержание статьи:

  • Почему растет цена на бензин
  • От чего зависит цена на топливо
  • Разные подходы к прогнозам и вычислениям бензиновых цен

Такое явление экономисты объясняют тем, что акцизы с начала годы выросли в два раза. 1 литр в среднем стал дороже на 2 рубля. Сказалось и то, что бензин подорожал на биржевом рынке.

Логические парадоксы в действии

Казалось бы, связь двух величин, «стоимость сырой нефти» и «цена на бензин», находится на уровне задачки по формальной логике для младших классов. Если нефть дешевеет, то и бензин, из которой его производят, тоже должен дешеветь. Но это в идеале и «без поправки на ветер». Хотя на официальном уровне, вроде бы, именно так и понимают эту взаимосвязь. Во всяком случае, министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов считает, что повышение акцизов принесет в бюджет дополнительные 90 млрд. рублей дохода, но при этом владельцы автомобилей подорожания не ощутят, ведь «нефть дешевеет, будет дешеветь и бензин».

Так почему же все-таки бензин дорожает и дорожает, меняется лишь скорость, с которой растут ценники?

Начнем с того, что сомнительной кажется и прибыль бюджета в 90 млрд. рублей. Действительно, рост акцизов должен дать прямую прибавку к поступлениям в бюджет. При этом акциз напрямую плюсуется к цене бензина. Однако вышеприведенная цифра получается в том случае, если потребление бензина остается на прежнем уровне. На сегодняшний день действуют факторы, которые могут изменить ситуацию. В частности, платежеспособный спрос. В настоящее время у населения, предпринимателей и у компаний этот спрос практически исчерпан. Увеличатся цены, но при этом произойдет падение спроса. Причем последний упадет больше, чем вырастет цена на топливо. Повышение акцизов в результате уменьшит поступления в бюджет, параллельно вызвав падение производства в стране.

Теперь вернемся к постоянному подорожанию бензина. Раньше его в основном объясняли тем, что нефть на мировом рынке стоит дорого, поэтому нефтедобывающим компаниям невыгодно реализовывать ее внутри страны по низким ценам. Мол, работают законы свободной экономической модели, и с этим ничего не поделаешь. Но теперь-то нефть падает в стоимости на мировых рынках. А цены в России на бензин продолжают идти вверх.

Теперь уже чиновники не любят ссылаться на ситуацию на мировом рынке, а указывают иные причины, часто довольно неубедительные, что не может не раздражать потребителей, не до конца понимающих, за что они платят деньги. Россия – один из мировых лидеров по добыче нефти, а бензин для внутреннего покупателя дорожает. Но для этого парадокса существует объяснение – верное, или не совсем верное, это уже другой вопрос. И звучит оно на первый взгляд достаточно парадоксально – цена бензина практически не зависит от цены сырой нефти.

Читать еще:  Велокомпьютеры Sigma (Сигма): беспроводные и проводные

Цена бензина как сумма составляющих

Любая цена складывается путем суммирования. И стоимость сырья не всегда является определяющей. Цена топлива во многом зависит от величины различных налогов, расхода средств на производство, прибыли нефтеперерабатывающих заводов, владельцев заправок. Специалисты утверждают, что стоимость нефти составляет лишь около 7% цены бензина, которую за него платит потребитель, заливая в бак машины. А вот разного вида налоги, акцизы, НДС влияют на величину 60% стоимости литра автомобильного топлива в РФ. И это не чисто российский феномен, а общемировая практика. Так, в США налоговая составляющая стоимости бензина – 50%. При этом иногда приводят неправильную цифру в 12%. Но это лишь часть налогов, которыми облагается бензин. Необходимо добавлять еще и налоги, которыми облагается сама добыча нефти и экспортные налоги в странах, поставляющих свою добытую нефть на американский рынок. Вот и выходят в результате усредненные 50%.

В российских реалиях рост цен на бензин обусловлен еще и тем, что теперь нефтяники стараются компенсировать за счет внутреннего рынка свои убытки на внешних рынках.

С таким ходом мысли согласны некоторые видные эксперты. Таково, например, мнение директора Института энергетической политики Владимира Милова. Он уверен, что причина роста цен на бензин – раздувание маржи, которое стало возможной из-за того, что вся нефтяная отрасль страны, включая переработку и сбыт, чрезмерно олигополизирована. А объяснения нанятых «экспертов» о большой составляющей налогов — это уловка, уводящая от истинного положения вещей. При этом В. Милый все же считает, что бензин не может стать дешевле в разы. Производители должны получать прибыль. Но если бензин дорожает на фоне дешевеющей нефти, то это признак нездоровой ситуации во всей цепочке от нефтедобычи до сбыта топлива.

Считать можно по-разному

В прошлые «тучные» годы даже на государственном уровне нередко было принято озвучивать цифры в двух выражениях — сначала в национальной валюте, а потом отдельно в долларах США. С того момента, как рубль пошел на понижение, долларовый эквивалент на уровне озвучивания доходов и размеров поддержки по госпрограммам приказал долго жить. Однако когда речь заходит о стоимости бензина, то нередко озвучивается утверждение, что бензин на самом деле и не подорожал, ведь если пересчитать его цену в долларах, то получится совсем другая тенденция. Такой подход не то, чтобы совсем лишен смысла, но строго говоря, является передергиванием фактов. Долларовая составляющая в производстве автомобильного топлива несомненно есть — это импортное оборудование для нефтедобычи, переработки нефти. Но львиная доля приходится на оплату труда российских граждан, занятых в нефтяной отрасли, и на налоги и акцизы, измеряющиеся в рублях.

Вопрос цен на бензин в объяснении чиновников разных российских ведомств во все времена являлся и является какой-то головоломкой. Никогда не имелось четкого ответа, прогноза на стоимость одного литра. Потребитель уже привык не доверять таким прогнозам, поскольку у представителей разных ведомств могут отличаться в разы не только цифры, но и направление – подорожание, удешевление.

Кажется, что математика здесь ни при чем, это, скорее, гадание. Так, на парламентских слушаниях замминистра финансов говорил о росте цен на бензин в пределах 5%. Но тут же заместитель министра энергетики назвал уже другую цифру – 10%. Вот и весь прогноз. Для покупателя бензина такая разница в прогнозах существенна, исходя из цены приходится планировать семейный бюджет или бизнес. Но с таким же успехом мог прозвучать и другой прогноз. Никто не отвечает впоследствии за предсказание, потом все привычно сваливают на изменение загадочной и не слишком определенной экономической конъюнктуры. При этом все уже знают, что эта конъюнктура почему-то всегда работает против потребителя автомобильного топлива и никогда не складывается в его пользу. За тот период, когда нефть в мире подешевела на 20%, бензин для покупателя в России стал дороже на 5%.

Этот парадокс нельзя объяснить с позиций большой налоговой составляющей в стоимости топлива. Если рассматривать цену как сумму, то уменьшение одной составляющей при неизменности остальных может привести только к уменьшению цены одного литра топлива. Объяснять, как такое происходит, используя арифметику, чиновники почему-то не спешат, предпочитая пространные рассуждения и способ гадания относительно прогнозов. При этом о прошлых предсказаниях вспоминать не спешат. Создается впечатление, что рост цен на топливо – это какой-то природный, неизбежный процесс, которому невозможно противостоять на государственном уровне, а чиновники лишь оправдывают его. Но экономика рукотворна, хоть и подчиняется жестким законам, это не цунами и не землетрясение. В сохранении высоких цен на бензин и определенной привязке их к курсу доллара заинтересованы нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие компании. Если велика налоговая составляющая цены, то ее можно уменьшить, и это не обязательно приведет к уменьшению поступлений в бюджет.

Подешевевший бензин может стать двигателем для роста экономики страны. Мгновенно снизятся расходы населения и бизнеса на транспорт. Транспортная составляющая в ценах всех продуктов станет меньше. Освободившиеся средства пойдут на потребление, в том числе, и на покупку новых машин, на инвестиции. Произойдет оживление в реальном секторе экономики. Не в последнюю очередь снизятся цены на сельскохозяйственную продукцию, расширится ее производство. Инфляция приостановится. Отсюда и новые поступления в бюджет, и постепенный рост благосостояния граждан.

Сиюминутное наполнение бюджета — вещь нужная. Однако средство не должно превращаться в цель. Налоговую нагрузку в цене бензина необходимо снижать, хоть на первых порах это и будет болезненно для бюджета. Специалисты считают, что эту составляющую реально снизить вдвое. Но для этого необходима политическая воля. Если Россия в прошлом оказалась подсаженной на нефтяную иглу, что во многом привело к сегодняшнему кризису, то эту зависимость неплохо бы использовать во благо развития экономики в наши дни, но уже по другой схеме. Кризис приходит и уходит, а нефть остается в недрах, она никуда не ушла.

Вот интересное видео о росте цен на бензин — смотрим!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector