1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Горбатый “Запорожец”: фото, характеристики, отзывы. Горбатый “Запорожец”: фото, характеристики, отзывы Мотор негодный – хронически перегревается

Горбатый “Запорожец”: фото, характеристики, отзывы

В советские времена промышленность развивалась стремительными темпами. Каждый день строились новые фабрики и заводы. С ростом экономики страна нуждалась в транспорте. Автомобиль в СССР считался роскошью, но тем не менее существовали и «народные» марки, которые были доступны всем. Так, один из подобных автомобилей – горбатый «Запорожец». Фото, обзор и характеристики – далее в нашей статье.

Описание

Официальное название машины – ЗАЗ-965. Это двухдверный четырехместный седан особо малого класса с заднемоторной и заднеприводной компоновкой. Серийный выпуск был начат в 60-м году. Прекратила свое существование модель в 69-м. Преемником «горбатого» стал ЗАЗ-966. Сборка машин осуществлялась на Запорожском автомобильном заводе. Данная модель стала одной из самых доступных и получила звание “народной”.

Почему так популярен?

На первый взгляд может показаться, что в СССР попросту не было большого выбора автомобилей, а потому покупали, что было в наличии. Но нужно сказать, что в 50-х годах на заводе АЗЛК выпускался схожий автомобиль малого класса «Москвич-401». Но к 60-м данная модель существенно устарела. А новый 402-й стал более крупным и, что немаловажно, дорогим. Поэтому простой советский рабочий не мог себе позволить подобное авто.

Появившийся на свет в 60-м году горбатый «Запорожец» (фотографии его читатель может увидеть в нашей статье) получил большую популярность, так как имел современный дизайн и отличался приемлемыми динамическими качествами. Стоимость автомобиля – 18 тысяч рублей. После денежной реформы в 61-м году, цена упала в 10 раз.

Внешность

Прототипом данной модели является итальянский «Фиат» 600-й модели. Данный автомобиль был выбран с точки зрения технико-экономических качеств. Кузов был облегченным, цельнометаллическим, оболочкового типа. Сварен из минимального количества крупногабаритных панелей. Однако стоит отметить, что итальянский автомобиль не имел характерного горба. Спереди – круглые галогеновые фары и компактный металлический бампер. Решетка радиатора слита с кузовом. Крыша – круглой формы. Диски – металлические, на 13 дюймов.

Стоит отметить, что сзади у горбатого «Запорожца» имеется продолговатая прорезь. Она служит для лучшего охлаждения. Ведь двигатель горбатого «Запорожца» не имеет классическую жидкостную систему. СОД здесь воздушная.

Кузов полностью металлический. Стоит сказать, что он качественно покрашен. Однако к нашему времени многие экземпляры не сохранились. К сожалению, годы берут свое.

Размеры горбатого «Запорожца», клиренс, масса

Данный автомобиль имеет компактные габариты. Так, общая длина кузова составляет 3,33 метра, ширина – 1,39, высота – 1,45 метра. Величина колесной базы – всего два метра. Кстати, колея отличается по ширине. Передняя колея – 1,14 метра, задняя – 1,16. При этом клиренс – 17,5 сантиметра. Это весьма серьезный показатель. Машина имеет короткие свесы и уверенно двигается по грунтовке.

Снаряженная масса по паспортным данным – 665 килограмм. Полная масса – 965.

Салон

Переместимся в салон горбатого «Запорожца». Внутри довольно тесно. Задним пассажирам будет не уютно. Сам дизайн аскетичен. Здесь нет ничего лишнего. Передняя панель – железная, монолитная. На ней имеется небольшой циферблат со спидометров и пара кнопок. Руль – двуспицевый, огромных размеров. Машина не имела гидроусилителя, но тем не менее руль вращается легко. В качестве обивки использовался недорогой дерматин. Шумоизоляция здесь отсутствует. Особенно шумно в задней части, поскольку там располагался двигатель.

Технические характеристики

Коробка и двигатели для горбатого «Запорожца» были полностью отечественной разработки. Изначально на автомобиль устанавливался мотор МеМЗ-965. Это бензиновый четырехцилиндровый V-образный мотор с восьмиклапанным цепным механизмом ГРМ. При объеме в 746 кубических сантиметров он развивает всего 23 лошадиные силы мощности. Крутящий момент – 44 Нм в диапазоне от 2,2 до 2,5 тысяч оборотов.

Какие имеет горбатый «Запорожец» характеристики? Максимальная скорость автомобиля – 90 километров в час. При этом расход топлива – 6,5 литров на 100 километров. Система питания – карбюраторная. Карбюраторы устанавливались разные:

При этом оба были однокамерными, с падающим потоком и горизонтальным подводом воздуха. Система охлаждения – воздушная. Блок цилиндров изготовлен из магниевого сплава МЛ-5. При этом головка была алюминиевой. По паспортным данным, мотор был рассчитан на 72-й бензин.

Немного позже в линейке появился более модернизированный агрегат. Это МеМЗ-966. Он представляет собой бензиновый четырехцилиндровый ДВС с рабочим объемом в 887 кубических сантиметров. Данный мотор рассчитан на 76-й бензин. Максимальная мощность агрегата – 27 лошадиных сил. Механизм ГРМ – такой же, как и на предыдущем моторе (цепной, восьмиклапанный).

Что говорят отзывы о горбатом «Запорожце» с МеМЗ-966? При большей мощности этот автомобиль расходовал меньше топлива. В среднем, двигатель тратил 5,5 литра бензина на 100 километров пути. При этом максимальная скорость машины составляет 100 километров в час. Степень сжатия мотора – 6,5. Система питания – карбюраторная. В качестве карбюратора использовался однокамерный агрегат К-125 с горизонтальным подводом воздуха. Блок цилиндров изготовлен из такого же магниевого сплава, головка – алюминиевая.

Среди плюсов данного двигателя нужно отметить небольшую стоимость запчастей. В советские времена можно было легко найти нужные детали и запросто отремонтировать мотор при необходимости.

О проблемах двигателей

О надежности «Запорожца» среди советских автолюбителей ходило множество шуток. Как известно, в каждой шутке есть доля правды. К сожалению, мотор МеМЗ не отличался надежностью. Так как здесь отсутствовала классическая жидкостная система охлаждения, мотор существенно перегревался. Причем кипел он даже на скорости. Очень часто такие машины вставали у обочины на трассе в ожидании, пока двигатель придет в себя. С перегревом сталкивался практически каждый автовладелец. Также двигатель не отличался высоким ресурсом. До капитального ремонта «Запорожец» ходил максимум 80 тысяч километров. И это при надлежащем техобслуживании.

Еще владельцы жаловались на расход топлива. Он никогда не соответствовал паспортным данным и был всегда выше. В среднем машина тратила 8 литров бензина. Но нужно сказать, что советские моторы были непривередливы к качеству топлива. Поэтому даже в модернизированный мотор спокойно заливали 72-й бензин.

Читать еще:  Как подобрать подшипник для скутера — поиск подходящих размеров

Тюнинг

Возможен ли был тюнинг советского «Запорожца». Практика показала, что мотор мог легко подвергаться доработкам. Самая популярная модернизация касалась увеличения объема. Так, специалисты растачивали гильзы под «жигулевскую» поршневую. Кроме того, на горбатый «Запорожец» устанавливался другой впускной коллектор под двухкамерный карбюратор. Еще один вариант тюнинга – это проточка головок цилиндров. Таким образом удавалось увеличить максимальную мощность на 10-20 процентов. Однако получить большой прирост не получалось в любом случае, так как всего в моторе не больше 27 сил. Более популярный вариант тюнинга – это замена двигателя на другой.

Ходовая часть

Несмотря на то что машина во многом повторяла итальянский «Фиат», конструкция ходовой части и шасси подверглась существенным доработкам. Так, вместо «фиатовской» подвески на поперечной рессоре (которая использовалась спереди и была хрупкой для наших дорог) советские инженеры использовали систему на двойных продольных рычагах с поперечными торсионами. Схожая компоновка использовалась на «Фольксвагенах» тех годов. При этом на горбатом «Запорожце» использовались пластинчатые торсионы. Такая конструкция подвески позволяла вынести немного вперед балку, а также переместить вдаль педальный узел. Последний стал располагаться там, где ранее у «Фиата» находилась поперечная рессора.

Кроме того, данное решение позволило расширить пространство в салоне. Отметим, что для «Запорожца» были выбраны колеса большего диаметра с увеличенным профилем. Был увеличен ход подвески. Таким образом, машина стала более приспособленной для эксплуатации по дорогам вне асфальтированного покрытия.

Как ведет себя на ходу данный автомобиль? Как отмечают отзывы, машина не отличается высокой плавностью хода и характеристиками управляемости. Ее трясет на кочках, в салоне жарко и шумно. Также автомобиль сильно кренится в поворотах.

Почему не передний привод?

В странах Западной Европы уже тогда начали практиковать передний привод. Но почему от него отказались в ЗАЗе? Это было сделано из-за недостаточного сцепления на ведущих колесах. Так как мотор располагался сзади, на переднюю ось практически не создавалось никакого напряжения.

Кроме того, с наличием переднего привода возникала необходимость в изготовлении шарниров равных угловых скоростей. Ввиду всех этих недостатков, было принято решение строить горбатый «Запорожец» на заднеприводной платформе.

Стоимость

На данный момент приобрести подобный автомобиль можно за 50-70 тысяч рублей. Цена будет зависеть от состояния двигателя и кузова. Многие экземпляры имеют проблемы с коррозией. В основном приобретают подобные машины для реставрации. Горбатый «Запорожец» после восстановления становится машиной выходного дня, которая притягивает внимание многих автолюбителей и просто прохожих. Это действительно раритет на сегодняшний день. Реставрация горбатого «Запорожца» может включать в себя массу операций, вплоть до замены мотора, не говоря уже о перекраске и о сварочных работах.

Подводим итоги

Итак, мы выяснили, что собой представляет «Запорожец» 965-й модели. На данный момент этих машин осталось очень мало. Разумеется, покупать подобный автомобиль для повседневной езды нет никакого смысла. Машина устарела по всем параметрам. Такой «Запорожец» должен стать как минимум вторым автомобилем в семье. Покупают его в основном фанаты и любители советской техники. Восстановить его гораздо проще, нежели, например, «Волгу». А выглядит «Запорожец» не менее стильно и оригинально.

«Горбатый» Запорожец и консервная банка

Почему Запорожец называли самой дорогой машиной? За что его любили? И почему презирали?

— Самая дорогая машина — Запорожец: на неё копят всю жизнь!

Бородатая шуточка минувших времен сегодня дойдет не до каждого. Однако же против правды не попрешь: полвека назад люди со средствами (а они были всегда) покупали не Запорожцы, а исключительно Москвичи или даже Волги. «Горбатых» же оставляли тем, кто до этого ездил в лучшем случае на мотоцикле (а чаще — на электричке), а потому втайне грезил о любых четырех колесах с крышей. На улице льет дождь, а ты сел и поехал — о чем еще можно мечтать? Скажу больше: сменить, скажем, Москвич на Волгу — это не так интересно, как впервые в жизни обрести эдакую персональную коробчонку на колесах. Это уже качественный переход, а не количественный. Потому и копили на ЗАЗы порой почти всю жизнь.

Почему «горбатые» пользовались поистину всенародным презрением, для меня загадка по сей день. Как такое могло получиться в стране сильнейшего автомобильного дефицита? Однако же — факт: самым мягким прозвищем была «консервная банка». Если у тебя мотоцикл — ноу проблем, ты мужик и у тебя все нормально. А вот если «горбатый» — фи. Тогда я это чувствовал особенно сильно: сверстники не стеснялись в выражениях касательно голубенькой машинки, которую папа купил в 1965 году. Я как раз окончил третий класс.

Казалось бы, что тут такого? Самая дешевая машина, стоившая как пол-Москвича, и должна быть самой плебейской. Но толпа решительно отказывала «горбатому» в признании его права на существование. А водитель любого автомобиля просто считал своим долгом сильнее нажать на правую педальку, если морда ЗАЗа вдруг начинала увеличиваться в его зеркале заднего вида. Мол, знай свое место!

Между прочим, по международным меркам «горбатый» не был таким уж маленьким. На фоне Победы или даже Москвича — да, невелик, но если сравнивать с 600-м Фиатом или каким-нибудь Моррисом Мини, то — вполне… Другое дело, что перечисленных машинок на наших улицах просто не было, а любой проплывавший рядом ЗИМ казался великаном. Но при этом ширина салона была, насколько я помню, чуть ли не больше, чем у новейших Москвичей-408 и —412. Да и ноги спереди можно было, в общем-то, вытянуть.

Главным достоинством «горбатого» в спорах со сверстниками я объявлял его высокую проходимость. Второе место после ГАЗ-69! С этим никто не спорил, а я гордился своей выдумкой, хотя уже и не помню, как до нее додумался. Про независимую заднюю подвеску и V-образный агрегат я тогда не распространялся, потому что абсолютно в этом не разбирался. Впрочем, про солидный клиренс в 175 мм тоже не знал. Зато знал, что мощность мотора — 27 л.с., а требуемый бензин — А-72. Про экономичность я почему-то тоже не думал.

Читать еще:  Формирование правильного зазора в подшипниках рулевой колонки скутера

Но, к сожалению, наш «горбатый» обладал омерзительным характером и хилым здоровьем. Он просто притягивал к себе всевозможные проблемы — в том числе и немыслимые для других автомобилей. В частности, когда какой-то пузатый гаишник потребовал подвезти его до поста, а пассажирскую дверь при этом прикрыл кое-как, то она вскоре распахнулась, повернувшись на 180 градусов. Напоминаю: на «горбатом» двери открывались назад, а не вперед, как у той же Волги. Слабенький ремешок-ограничитель не выдержал и тут же оторвался, а дверь и кузов оказались помятыми. Гаишник произнес неприличную фразу, но извиняться, естественно, не стал. Дескать, это машина дрянная, а не я.

Отдельная песня — про перегрев. Явление было массовым — вид «запора», задний капот которого подперт какой-то распоркой, никогда никого не удивлял. Возможно, отчасти была виновата летняя жара и дачные поездки с поклажей: ведь в холодное время года на машинах ездили тогда единицы. Говорили, что во всем был виноват грязный моторный отсек, но что-то мне в это не верится. Никаких масляных корок, удобренных грязью с пухом, у движка нашего горбатого точно не было. Штатные воздуховоды тоже никто не выкидывал. Если сегодня кто-то сможет грамотно расставить акценты в этом вопросе — welcome!

Это еще не всё. Хотя годовой пробег (сугубо летний) нашего автомобильчика не превышал 7000 км, он умудрялся постоянно ломаться, и всякий раз — капитально. То полуось, то коробка… А ремонтироваться негде. Волгари успешно общались с таксопарками, а куда податься на больном «горбатом»? Впрочем, вспоминать про это даже не хочу.

Любопытно, что лично знаю как минимум двоих, кто эксплуатирует «горбатых» и сегодня. Автомобильчики сохраняют для владельцев пригретые места в тесных дворах. Алгоритм простой: приехал на «нормальной» машине, завел «горбатого», ткнул его мордой в помойку или куда-то еще, припарковался на освободившееся место и пошел домой. Еще один читатель сообщил, что держит «горбатого» под окном, чтобы каждое утро доезжать на нем до парковки с хранящейся там «вольвой», а вечером приезжать обратно. Ну что тут скажешь — жизнь сегодня такая.

Между прочим, «горбатые» довольно часто мелькали в кино — но, как правило, для эпизодического смеха. Дескать, появился Запорожец — готовься смеяться: нормальный человек на таком не поедет.

Тот же подход видим с Пирсом Броснаном в роли агента 007. «Горбатого» выбрали явно для издевки. Хотя в фильме и прозвучала фраза типа «Она меня никогда не подводила».

Единственная, пожалуй, положительная роль досталась бедолаге в знаменитом «Три плюс два», где две симпатичные дамочки прикатили на нем к южному морскому побережью, чтобы нарушить мирный отдых троих джентльменов, прибывших туда ранее на солидной Волге.

Какие еще были фильмы? Навскидку — «Ларец Марии Медичи», «Сумка инкассатора», «Сыщик». Но самый классный, на мой взгляд, эпизод, длительностью в несколько секунд, ЗАЗ-965 выдал в фильме Иосифа Хейфица по одноименному рассказу Павла Нилина «Впервые замужем».

Напоследок — пара фактов из нашей с «горбатым» биографии. Как-то мы с папой заехали в школу, где работала мама. И вышло так, что вместе с ней вышла директриса той же школы — хорошая, умная женщина. Она попросила подбросить ее до метро — ну, сели и поехали. Но юмор был в том, что директриса была замужем за очень большим начальником, а потому в машинах уровнем ниже Волги никогда в жизни не ездила. Сначала она честно молчала, но затем все-таки поинтересовалась:

— Владимир Петрович! А почему она так прыгает-то?

А приговор «горбатому» вскоре вынес генерал из ЦНИИ МО, где отец прослужил полжизни. Генерал вылез из служебной Волги правильного цвета, лично проследовал вдоль ряда припаркованных машин к синенькому горбатенькому изделию, и сделал отцу замечание:

— Товарищ Колодочкин! Вы же ученый и офицер! Не позорьте ВВС!

На дворе было начало семидесятых, а потому институтская стоянка ежедневно меняла свой имидж в пользу сверкающих и мощных вазовских «единичек»… В июле 1972 там прибавилась и светло-голубая машинка, которая, после «горбатого», казалась высокоразвитым инопланетянином.

Вся неправда о «горбатом»: развенчиваем мифы и реабилитируем Запорожец

Примитивный, маленький, тесный, неудобный, ненадежный. Его записали в сотни анекдотов и «украсили» десятками ярлыков, причем и те и другие – обидные, критические и… несправедливые. Ну не был он таким! Поездив на самых разных ЗАЗ-965, как восстановленных у лучших реставраторов, так и не тронутых ими, мы вооружились книжками, призвали свой опыт и решили лично разобраться с имиджем первого Запорожца.

Никакой он не маленький – для своего класса Запорожец был даже великоват. По тогдашней классификации ЗАЗ-965 с его 650 кг массы и габаритами 3 330 х 1 395 х 1 450 мм относили к микроавтомобилям. При этом многие модели-аналоги были менее солидны – например, Fiat 600 (3 215 х 1 380 х 1 405 мм), Morris Mini Minor (3 030 х 1 390 х 1 350 мм), NSU Prince (3 145 х 1 420 х 1 370 мм). Но советскому гражданину ЗАЗик казался маленьким на фоне привычных Москвичей, Побед, Волг и ЗИМов. Сегодня нам, как людям, знакомым с Окой, Smart, Daewoo Matiz, Hyundai i10 и прочей современной мелкотой, «горбатик» не показался бы таким уж маленьким.

Преувеличение! Да, не Волга, но для четырех взрослых человек, как заявлено в мануале, вполне пригодный. Ширина салона (1 300 мм) даже больше, чем у более крупного Москвича-408/412 (1 220 мм), и запас пространства над головой – тоже больше, на целых 15 мм! Спереди можно вытянуть ноги, а сзади двое средней комплектности мужчин у нас сидели, едва касаясь коленями спинок передних кресел и с зазором «в плечах». Да, люди повыше тут подпирали бы передние кресла сильнее, но это единственная претензия к вместительности «Запика»!

Во всяком случае, практически у всех четырехместных автомобилей-конкурентов салон еще короче, причем у многих разница составляет сразу около 10 см: Renault 4 CV, NSU Prince, Trabant, Lloyd LP 600. Что касается комфорта Запорожца, справедливым было бы упрекнуть его за жесткую переднюю подвеску – но зато она была практически непробиваемой. А что на самом деле показалось мне тесным, так это педальный узел, но за это ЗАЗика почему-то никто не критикует. Зато руль легкий и вполне адекватный по обратной реакции.

Читать еще:  Выбираем автомобиль: седан, хетчбек или универсал? Что выбрать — хетчбек, универсал или седан? Хэтчбек и универсал отличие.

04. Салон этого ЗАЗ-965 подвергнут легкому тюнингу

Отнюдь! Все, что есть в конструкции ЗАЗ-965, направлено на достижение компактности – но никак не на экономию и не на упрощение. В СССР с его нерыночной экономикой производители не стремились «наварить» побольше денег на потребителях. Поэтому, пожалуй, в Запорожце нет ни одного откровенно бюджетного решения, ни одной явно «фуфлыжной», одноразовой детали. Все узлы ремонтопригодны и рассчитаны на длительную эксплуатацию. За что ни возьмись рукой – все прочное, надежное, пусть и не всегда изящное.

05. Торпедо ЗАЗ-965 обычного типа

Компоновка автомобиля, схема и устройство двигателя, конструкционные материалы, оснащение, отделка интерьера – все было сделано на современном для того периода уровне или с опережением его. К примеру, большая часть иномарок-одноклассников «Запика», как и он, были именно заднемоторными, но кроме него лишь две–три модели имели полноценный четырехцилиндровый силовой агрегат. Мало того, только у ЗАЗов он был рациональной для заднего размещения V-образной схемы. А еще ни одна серийная легковушка в СССР не имела независимой подвески – кроме Запорожца, разумеется!

Снаряженная масса:
650 кг

06. Сегодня еще можно встретить ЗАЗик, которого не касалась рука реставратора

Вранье! Другие машины тогда были не более «заряженными»! С самыми распространенными моторами (27 и 30 л. с.) Запорожец имел энерговооруженность 24–21 кг на 1 л. с., а, например, современный ему Москвич-407 – 22 кг на 1 л. с. Естественно, с полной нагрузкой расклад менялся, но это удел любого малоформатного автомобиля, обусловленный, кстати, более рациональным соотношением полезной нагрузки и собственной массы машины.

В целом, динамика исправного «горбатого» вполне соответствовала духу времени – другое дело, что поддерживать бюджетную машину в исправности могли не все владельцы. В сегодняшнем городском потоке автомобиль держится вполне уверенно – но только в пределах первых двух–трех передач. Затем, ясное дело, запал иссякает – нынешние скорости уже не те.

07. Сегодня еще можно встретить «ЗАЗик», которого не касалась рука реставратора

5. Мотор негодный – хронически перегревается

Неужели вы думаете, что в СССР кто-то мог поставить на конвейер двигатель, непригодный к эксплуатации? Исправный двигатель МеМЗ-965 (Мелитопольского моторного завода) поддерживал штатный тепловой режим при любых условиях движения: с полной нагрузкой машина проходила госиспытания на Севере, на Кавказе, в Крыму, Средней Азии – собственно, там, где впоследствии она с успехом и эксплуатировалась.

08. Напольный акселератор был у машин первого года выпуска

Редчайший горбатый “Запорожец” ЗАЗ-965 (20 фото)

Вот она — мечта всех коллекционеров Запорожцев!

Такие автомобили встречаются чаще, но почти все, что я видел — были в удручающем состоянии и неважной комплектности. Однако, удача все же нам улыбнулась. В один из теплых сентябрьских деньков я отдыхал за городом и, от нечего делать, решил полистать доску объявлений на одном популярном сайте. В списке предложений — один современный ширпотреб, но каким-то случайным образом сюда затесалось объявление о продаже “Горбатого”. Подано оно было всего несколько минут назад: парочка не очень качественных фото из темного гаража и сухое описание без какой-либо конкретики. Однако, уже по первому снимку я понял — это ранний 965, причем со всеми его характерными атрибутами. Тут же хватаю телефон и звоню продавцу — узнаю о состоянии и наличии документов и сразу же предлагаю “забронировать” раритет за мной. Человек на другом конце провода отвечает отказом, сообщая, что ему идет шквал звонков со всех областей Украины и он отдаст авто тому, кто первый приедет с деньгами.

Как видно по фото — комплектность у машины очень хорошая

Но вот проблемка — я нахожусь в 300 км от Киева, а сама машина — в Черниговской области, 120 километров севернее столицы. Набираю Илью, с которым мы снимаем проект “Капсула времени” и вот уже через полчаса он мчится в сторону Чернигова, за редчайшим 965-м из первых партий. А дальше все банально — оставили задаток и через пару дней эвакуатором забрали автомобиль в Киев, где он теперь стоит в ожидании комплексной реставрации.

На пути к новому дому. В нагрузку с машиной мы получили 5 деревянных ящиков (еще совдеповских) с запасными частями, причем там было много новых деталей.

Итак, мы имеем ЗАЗ-965, выпущенный в самом начале 1961 года. Судя по записям, которые мне удалось обнаружить в книге отгрузок Запорожского автомобильного завода “Коммунар”, данный автомобиль был реализован 17 февраля 1961 года через магазин 932 организации Киевкульспорт в столице УССР. Номер кузова — 1373, номер шасси — 601280.

Для 1961 года — состояние вполне неплохое

На момент своего появления в 1960 году “Запорожец” стоил 18 000 дореформенных рублей — впрочем, реально в том году была выпущена лишь небольшая партия автомобилей, в основном разошедшихся по заводам-смежникам ЗАЗа, первые же товарные автомобили пошли в продажу уже после денежной реформы, по цене 1 800 руб. По легенде, цена определялась как совокупная стоимость 1 000 бутылок водки (по 1,80 руб.). Со средней заработной платой в СССР начала 1960-х годов эта величина соотносилась примерно как 20:1, то есть, “Запорожец” можно было купить примерно за 20 средних размеров заработной платы по стране.

Машина всю жизнь пребывала в руках одного единственного владельца, который, в меру своих возможностей и умений, сохранил этого “Горбика” до наших дней. Человек этот был очень рукастый, что видно по самодельным “ушкам” на воздухозаборниках и сложной системе дополнительного охлаждения масла на крыше авто.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: