Какой аккумулятор лучше, кислотный или гелевый?
Какой аккумулятор лучше, гелевый или кислотный? Сравниваем и делаем выводы
Чтобы с должной тщательностью сделать сравнение, какой аккумулятор лучше: гелевый или кислотный, необходимо в начале обратиться к конструкционным особенностям данных разновидностей батарей для автомобилей. Так как большинство владельцев машин редко задумываются и представляют себе, что это такое.
Многие думают на таком уровне: гелевый – это такой же аккумулятор, только необслуживаемый, что не является полной истиной. Иные говорят о том, что АКБ GEL от АКБ обычной и вовсе не отличается, хотя это два конструкционно различных продукта. Давайте с вами разберемся повнимательнее.
Какой аккумулятор лучше: гелевый или кислотный? Собственно, данный вопрос поставлен не совсем корректно. Ведь и АКБ GEL и АКБ жидкостные в основе своей содержат электролит-кислоту. А значит, оба теоретически являются кислотными. А вот в конструкции элементов питания и их обслуживании имеются отличия. О них и расскажем.
Различия в устройстве
В классике жанра – жидкостном свинцово-кислотном аккумуляторе – ток движется по электролиту. Он представляет собой водный раствор серной кислоты. Пластины же внутри разделены сепараторами (в данном качестве обычно выступает микропористый пластик). В гелевой АКБ электролит загущен специальным силиконовым гелем до желеобразной массы.
Так, если вскрыть новый аккумулятор подобного рода, то можно воочию лицезреть белесую желеобразную консистенцию. Гель немножко подсушивается на заводе-изготовителе, а в процессе эксплуатации батареи может еще больше загустевать. Масса пронизана микротрещинами, что не дают возможности парам электролита улетучиться.
В конструкции используется явление рекомбинации: водород и кислород удерживаются внутри геля, где снова вступают в реакцию и образуют воду, которая снова впитывается гелем (и так по кругу, многократно, не выходя за рамки устройства).
Ресурс и эксплуатация АКБ GEL
Применение в гелевых свинца самой высокой очистки делает ресурс и эксплуатационные сроки элементов более продолжительными. Сам гель более герметично обволакивает пластинки, не давая образоваться сульфату свинца. В результате всего вышеперечисленного АКБ GEL может: выдерживать количество циклов разрядки/зарядки несомненно большее, чем обычная, долгое время находиться разряженной, иметь невысокий заряд, дозволяет свою эксплуатацию в любом положении (а не только строго в вертикальном). Их можно при желании эксплуатировать и в жилом помещении.
Еще с 80-х гелевые батареи активно применялись на станциях сотовой связи, в секторах промышленного бесперебойного питания. А на некоторых автоконцернах – уже в течение 35 лет, так что это – не такое уж и ноу-хау!
Аргументы в пользу гелевых АКБ
- Батарея обладает постоянной плотностью электролита (а не как в жидкостных, где через каждые 15-20 тысяч км. эксплуатации рекомендовано проверять плотность внутри и доливать дистиллированную воду);
- У АКБ GEL более долгая продолжительность эксплуатации (до 7-8 лет). Жидкостные же, да и то при проведении соответствующих профилактик, едва ли доживают и до 3-х;
- Возможно длительное хранение подобной батареи без всякой зарядки (до 2-х лет). И самое важное, что потом, выполнив определенные условия зарядки ее можно полностью восстановить. Если подобную экзекуцию провести с жидкостным элементом питания, то вряд ли он будет после этого пригоден к эксплуатации, скорее всего, вам придется его просто выкинуть;
- Работа аккумулятора с гелем возможна при практически любом наклоне устройства. Корпус его изолирован герметично, а при нарушении целостности конструкции электролитная масса не вытечет наружу, как в случае, к примеру, с обыкновенным кислотным аккумулятором. Эксплуатация последнего, кстати, происходит только в вертикальном положении по той же причине;
- Гелевый элемент питания выдерживает гораздо большее количество циклов полной разрядки/зарядки, в отличие от его жидкостного собрата. Правда, подзаряжать его рекомендуется особым образом, используя низкие токи. Но зато после многократной зарядки он чувствует себя, практически, как свежий. Чего не скажешь в таких случаях об обыкновенных кислотных.
Подводя итог в вопросе, какой аккумулятор лучше: гелевый или кислотный, вроде бы можно констатировать, что АКБ GEL побеждают по многим параметрам. Однако, есть несколько проблем, мешающих их широкому внедрению в массы. Они довольно плохо относятся к морозам, так что, к примеру, при -25°C их использовать не рекомендуется. Что же, иметь для подстраховки второй (жидкостный) аккумулятор на зимнее время? К тому же, их цена довольно высока, что также является останавливающим фактором для потенциального покупателя.
Гелевый или кислотный аккумулятор. Какой лучше? Только факты + ВИДЕО и голосование
Очень частый вопрос ко мне на почту, если вы еще не выяснили что лучше почитайте статьи из рублики про аккумуляторы, я там много статей именно гелевым вариантам посвятил. Но сегодня хочу расставить информацию по полкам, а именно подумать какой аккумулятор все же лучше – гелевый или кислотный (наш обычный который стоит на тысячах машин)! Тут как говорится целая битва, поэтому статья будет интересная, с фото и видео, в также с голосование в конце, интересно мне ваше мнение. Ну что поехали …
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ
Вот вроде бы еще чуть-чуть и наш старичок кислотный аккумулятор уйдет в небытие, и его заменят совершенно новые разработки такие как гелевые или AGM батареи! Но вот почему то, это чуть-чуть все откладывается. Нет массовости вариантов из геля, но почему же так. Давайте откинем эмоции и сегодня просто подумаем что же из них на данный момент лучше, и стоит ли вообще менять старые кислотные батареи. Предлагаю начать как раз с кислотника, ведь он у нас появился первым.
Свинцово-кислотный аккумулятор
Строение до боли знакомое – есть шесть изолированных друг от друга банок, в которые погружаются шесть пакетов пластин (это плюсовые и минусовые проложенные через диэлектрик, чтобы не замыкали).
Внутри находится жидкий электролит, серная кислота + дистиллированная вода в соотношении примерно 35% к 65% соответственно. Именно электролит способствует накоплению заряда при взаимодействии с пластинами. Как только заряд накапливается, электролит начинает закипать, можно выключать с зарядки. Дальше батарея может отдавать свою энергию, причем не малую, главное избегать глубоких разрядов (они для нее губительны). После разрядки опять ставим подзаряжать, в случае с автомобилем это происходит автоматически от генератора. Строение проще некуда, используется уже более 100 лет, и видимых подвижек пока не предвидится.
Положительные моменты:
- Стоимость на низком уровне, можно купить за 2000 – 3000 рублей, брендовые максимум за 5000 — 6000 рублей.
- Умеренный срок службы, хорошие варианты «проходят» 5 лет без особых проблем.
- Большой выбор, большая конкуренция – это также плюс, цены при конкуренции мы с вами платим меньше.
- Есть необслуживаемые варианты, уход за ними практически не нужен на весь срок эксплуатации
- Устойчивы к средним перезарядам.
- Можно заряжать как повышенным током, так и повешенным напряжением.
Отрицательные моменты:
- Срок службы у менее популярных брендов зачастую очень мал, около 2 – 3 лет.
- Если у вас обслуживаемый аккумулятор нужно следить за уровнем электролита
- Нужно следить за плотностью электролита
- При глубоком разряде зимой может замерзнуть
- При долгом перезаряде может взорваться
- Если электролит выкипает, то клеммы АКБ могут окислиться, что приведет к ухудшению зарядки.
- Пластины могут осыпаться, банки аккумулятора замкнут
- Нельзя использовать на бок или вверх-ногами, только строго вертикально
- Нельзя использовать в салоне, потому как есть испарение электролита, что опасно для здоровья и пожароопасно.
ДА старые кислотные АКБ, далеки от идеала, одно только что – могут замерзнуть и взорваться, повергают новичков в – шок! Справедливости ради стоит отметить, что сейчас необлуживаемые АКБ, практически лишены таких отрицательных моментов, все же так электролит плотно запечатан внутри банки – испаряется, а затем там же внутри и конденсируется. А из-за невысокой стоимости, сейчас устанавливается на 90% автомобилей. Однако конкурент не дремлет.
Гелевый аккумулятор
Строение новое, я бы сказал почти инновационное – также есть шесть банок (изолированных друг от друга), и шесть пакетов пластин (также есть плюсовые и минусовые). Но на этом все сходство заканчивается. Дальше идет сплошное отличие.
Свинец здесь используется повышенной отчистки, поэтому такие варианты АКБ способны заряжаться и разряжаться намного быстрее (просто внутренне сопротивление меньше). Электролит, который внутри, не жидкий, а гелевый, то есть в виде геля. Его заливают на заводе в подготовленные банки, куда уже установлены пластины – позже гель застывает и образует однородную массу, в котором и хранится электролит, то есть он как бы запечатывает и пластины и электролит у себя внутри. Осыпание свинца, практически не возможно, а поэтому такой тип не боится глубоких разрядов и замыканий банок. Испарений электролита нет – то есть нет вообще! Такие варианты очень безопасны, могут располагаться в салоне автомобиля и даже в жилых домах. В общем сплошные как бы плюсы, однако минусов у него также предостаточно.
Плюсы:
- Заряжается быстрее.
- Отдает большие токи запуска (до 1000 Ампер) иногда в 2 – 2,5 раза больше чем стандартный кислотный АКБ.
- Нет испарения электролита.
- Можно положить хоть на бок, хоть «вверх ногами», главное не замкнуть клеммы.
- Устойчив к глубоким разрядам.
- Может стоять хоть год, даже два в режиме ожидания, без каких-либо потерь в емкости.
- Долговечнее (при правильной эксплуатации), срок службы от 8 до 15 лет.
Однако минусов также предостаточно и зачастую они решающие.
Минусы:
- Высокая стоимость, в 2 – 3 раза дороже, чем кислотный аккумулятор.
- Боится высокого напряжения, если подать больше 15Вольт на него, очень быстро выходит из строя, почитайте статью — как нужно заряжать гелевый АКБ.
- Боится и слишком низких температур, при минус 50 градусах, гелевый электролит начинает замерзать и становится ломким, что негативно влияет на работу в целом.
- Применение на машине возможно, но желательно дополнительные элементы по контролю заряда, иначе при выходе из строя реле-регулятора генератора, быстро «накроется».
Как видите, этот вариант требует более точной электроники, не терпим к большому напряжению – что как мне кажется самый первый из всех минусов.
ИТОГ
Ребята, не смотря на всю перспективу применения гелевых аккумуляторов в автомобиле, я бы с этим решение повременил. Ну очень дорого и рискованно применять их в своих авто, никакие плюсы не компенсируют минусы. Обычный кислотный вариант смотрится тут молодцом, да пусковой ток меньше, ну и что! Например у хорошего брендового АКБ ток примерно 500 Ампер, а для двигателя, даже на холодную достаточно и 350 – 400 Ампер, то есть этот показатель с запасом, ну зачем скажем брать в 1000А? Не понятно! ДА и сейчас многие «кислотники» необслуживаемые, то есть для конечного потребителя не будет так же никакого дискомфорта. Они не рассчитаны на обслуживание, тут тогда GEL вообще меркнет!
В общем как ни крути но время GEL технологии еще не пришло, да лучше, но скорее всего на альтернативных источниках, например на солнечных или ветровых установках (банально такие батареи можно разместить дома). А вот кислотные пока ставят и ставить будут на машины и это как я считаю правильно.
Сейчас небольшое видео смотрим
Также голосование, выскажи свое мнение.
Теперь все, искренне ваш АВТОБЛОГГЕР.
(20 голосов, средний: 4,35 из 5)
Похожие новости
Замерз аккумулятор автомобиля. Может ли такое произойти и что де.
Гибридный или кальциевый аккумулятор. Какой лучше выбрать? Плюс .
Аккумуляторы WET, что это за тип. Чем отличается от AGM и GEL. Н.
Гелевый аккумулятор, AGM аккумулятор или кислотный — какой выбрать
Как выбрать аккумулятор для автомобиля с повышенным требованием к питанию
Всем привет! Сегодня хочется затронуть тему здорового питания. Нет, речь не про ЗОЖ, а про громкую и качественную музыку в авто!
И так, давайте посмотрим какие существуют аккумуляторные батареи (АКБ). Узнаем какие из них больше подойдут для авто с продвинутыми аудиосистемами, а заодно я поделюсь своим опытом.
Для автомобилей существует несколько типов АКБ :
- Кислотные
- Гелевые
- AGM (АГМ)
- Литий (секретный тип, о нем в самом конце)
Кислотный аккумулятор
Свинцово-кислотный аккумулятор — тип аккумуляторов, изобретен в 1859 году французским физиком … , дальше в Википедии.
Кислота — она и есть кислота, кто ее не знает. Если у вас не требовательная системка, просто держите его заряженным и исправным. Можно заменить штатный на более емкий (до 30%).
Если вы будете использовать несколько аккумуляторов, я думаю не стоит объяснять, что кислотный в салон ставить не стоит.
Гелевый аккумулятор
Принцип и устройство гелевого аккумулятора аналогичны кислотному. В нем так же кислота и дистиллированная вода, вот только в кислоту добавлена двуокись кремния, которая и превращает получившийся электролит в гелеобразную жидкость. В результате он практически не испаряется и не столь агрессивно окисляет пластины. Кстати, в популярных моделях пластины выполнены не в виде кассет, а свернуты в спираль, что дает большую площадь контакта.
Одна из самых известных марок гелевых аккумуляторов это Оптима, в арсенале которой есть варианты для различных назначений, в том числе и для автозвуковых нужд.
Несколько лет назад гелевые аккумуляторы начинали активно входить в пользование автозвукарей, но к сегодняшнему дню основное место в хороших системах заняли AGM батареи.
Как заряжать гелевый аккумулятор
Главное при зарядке гелика не превышать напряжение и не перезарядить батарею. Можно, приобрести специальное зарядное устройство (ЗУ) , которое автоматически регулирует напряжение. Поэтому у таких ЗУ перезаряд батареи не возможен. В покупке есть смысл, если вы имеете дело со автозвуком. Хороший зарядник в хозяйстве нужно иметь.
Заряжать гелевый аккумулятор можно обычными зарядными устройствами для кислотных батарей. Главное следите за напряжением, сейчас практически все ЗУ имеют возможность ручной регулировки напряжения.
Гелевые АКБ позволяют производить быструю зарядку, увеличивая силу тока в процессе до 20%. Но если в мануалах ничего об этом не говорится, то лучше не рисковать и устанавливать силу тока на уровне 10% от энергоемкости, заряжая его при таком показателе.
AGM аккумулятор
Теперь давайте разберемся, что такое AGM аккумулятор. AGM —(Absorbent Glass Mat — пропитанный стекломат/стекловолокно). В этих батарейках электролит не залит как все привыкли, внутри корпуса находится стекловолокно, пропитанное в нем.
Аккумуляторы AGM имеют дополнительные преимущества:
- Высокие пусковые токи.
- Длительный срок службы
- Отсутствует принципиальная возможность утечки. Однажды к нам пришел такой аккумулятор с пробоинами в корпусе в результате варварской транспортировки, так мы просто заклеили дыры и он работает до сих пор, на качестве питания это никак не сказалось.
- Очень устойчивая работа при низких температурах. Проверено лично — крутит в -40 как здрасте, без всяких прогревов.
- АГМ быстрее заряжаются, он может принимать до 30% силы тока от емкости как и гелевый.
- Их можно устанавливать в любом положении (правда вверх ногами производители не рекомендуют), что бывает необходимо при расположении дополнительного питания в нестандартных местах.
- АГМ аккумуляторы безопасно использовать в салоне автомобиля.
К недостаткам можно отнести высокую цену (по сравнению с кислотными) и возможно большой вес.
В свою очередь AGM делятся на «плиты» и «стандартные»
AGM плита
Плиты или плоские батареи долго разряжаются и долго заряжаются, не предназначены для кратковременной отдачи большого тока. Поэтому хорошо подходят для повседневных систем, где не стоит задачи одного или нескольких мощнейших выстрелов для замеров. К тому же плоская форма удобна для размещения.
Стандартная форма
Лучше отдают большой ток в пиках по сравнению с плитами, хорошо противостоят просадам. Подходят как для «музыки» так и для «давления».
Как заряжать AGM аккумулятор
Для этих АКБ не обязательно нужны специальные зарядные устройства — не ведитесь на мифы. AGM можно заряжать теми же зарядниками, что и обычные кислотники. Главное, как и с гелевыми, не превышать напряжение и не перезарядить батарею.
Если нужны более подробные цифры то:
- Когда батарея установлена в автомобиле и используется по назначению (то есть разряд не полный), то требования следующие: напряжение 14,2 – 14,8В (не превышать 15В), при силе тока в зависимости от емкости батареи 10 — 30% — что и делает ваш генератор.
- Если аккумулятор разряжен полностью, тогда: напряжение 14,2 – 14,8В, а сила тока 10% от емкости (не больше).
- В случае, когда вы храните батарею и она не юзается, то для подзарядки используйте напряжение 13,2 – 13,8 В, с амперажом – 5 – 10% от емкости.
Как видите, ничего сложного нет. Соблюдайте эти условия и батарейки будут долго и хорошо работать для вас.
Зарядные устройства
Зарядник может быть автоматическим или механическим.
Если берете автомат – можно выбрать с двумя режимами — основной заряд / хранение, для AGM это будет максимальный вариант.
ЗУ с режимом хранения
В механическом устройстве вам нужно будет самому регулировать параметры заряда. Тут главное ваша внимательность!
Сам я лично пользуюсь ЗУ модели Кулон 707d, он меня полностью устраивает, но есть и масса других приемлемых вариантов.
Литий
С недавних пор широкое применение в кругах спортсменов и людей, гонящихся за лютым питанием, получают литий-ионные батареи.
Литий может кратковременно отдавать токи, в несколько раз превышающие возможности АГМ. В результате просадить систему на таких аккумуляторах достаточно сложно. Вес и размеры являются дополнительными плюсами!
Но за все придится платить.
Минусы литиевых батарей:
- очень высокая цена;
- глубокий разряд мощно грузит генератор;
- необходимо балансировать вольтаж между банками;
- полный разряд почти гарантировано убьет батарейку;
- идеальная зарядка обеспечивается специализированными устройствами.
Какой АКБ выбрать для автозвука?
В случае, если у вас не требовательная система (до 1-1,2 кВт в целом) можно нормально использовать кислоту достаточной емкости. Если речь идет о 1,2 — 2 кВт, то добавьте дополнительную кислоту в багажник или вместо этого установите АГМ, что даст дополнительных плюсов для зимнего использования.
Не рекомендую литий для повседнева, это скорее удел профессионалов и искушенных энтузиастов.
Личный опыт
Не однократно своих системах я использовал связки кислотных АКБ, менял на гелики, пробовал плиты, но в конечном итоге остановился на стандартном АГМ.
Важно
- Если вы хотите поставить несколько аккумуляторов, то не устанавливайте АГМ или гелевый вместе с кислотным в одну систему.
- Ни в коем случае не оставляйте любой аккумулятор в полностью разряженном состоянии на длительное время.
- Не допускайте перезаряда гелевых и AGM аккумуляторов.
Читать еще:
Если материал был вам полезен, поделитесь им:
Какой аккумулятор выбрать: гелевый или кислотный
Принцип работы аккумулятора
Любой автолюбитель знает, зачем нужен аккумулятор, но далеко не всякий разбирается в том, какой он бывает, и уж тем более в принципе его работы.
В понимании рядового покупателя аккумулятор — это некая пластиковая герметичная коробка с клеммами. Внутри бокса размещены свинцовые электроды, залитые электролитом. Электроток получается в результате химических реакций, которые происходят между электродами и электролитом. Ток функционально необходим для различных механизмов и устройств.
АКБ накапливают (аккумулируют) в себе электроэнергию, которую отдают во внешнюю цепь по мере надобности.
Восстановление первоначальных свойств батарей происходит благодаря внешнему источнику электроэнергии. Этот процесс называется зарядкой, и преобразовывает электрическую энергию в химическую.
Виды аккумуляторных батарей
Разные типы автономных источников питания различаются не только принципами работы, стоимостью, но также параметрами:
- размеры (вес и объём);
- ёмкость;
- количество циклов перезарядки;
- температурный режим работы;
- срок хранения;
- возможность ускоренной зарядки;
- скорость саморазряда (в случае долгого хранения);
- срок службы и т. д.
Рассмотрим как плюсы, так и минусы кислотного и гелевого аккумуляторов, и попытаемся выяснить, какое устройство лучше.
Основные критерии кислотного аккумулятора
Кислотный аккумулятор по сей день остаётся широко используемым источником тока многоразового действия. Он занимает первое место среди огромной массы подобных изделий, которые могут разниться назначением, конструкцией.
В целях более глубокого понимания аккумулятора кислотного, рассмотрим его более детально. Аккумулятор — это электроды, погружённые в электролит и заключённые в прочный, устойчивый корпус.
Свинцовые пластины покрыты активной массой. Анод — диоксидом свинца (PbO 2). Катод — металлическим свинцом (Pb). Водный раствор (25–34%) серной кислоты является электролитом.
Напряжение заряженной «банки» составляет порядка двух вольт. Это значит, что двенадцативольтные батареи конструктивно состоят из шести элементов. Реже производят 6 и 24-вольтовые накопители. Кроме того, номинал напряжения зависит от плотности электролита и степени зарядки.
Следуя теории, абсолютно любой накопитель энергии имеет свойство разряжаться до такой степени, что электродные активные массы превращаются в состояние сернокислотного свинца. И таким образом — вплоть до полного «исчезновения» электролита. Но следует заметить, что на практике разряд приостанавливают намного раньше.
Электролит — это водный раствор H2SO4. Жёсткая вода (соли магния и кальция) отрицательно воздействует на сроки службы аккумулятора. Поэтому готовят раствор кислоты с применением дистиллированной воды.
Плюсы кислотных аккумуляторов:
- длительные сроки эксплуатации;
- невысокая цена;
- минимальный саморазряд.
- низкая энергоёмкость на килограмм веса;
- температурная зависимость;
- долгое время заряда;
- невозможность длительной консервации в разряженном состоянии.
Что такое гелевые аккумуляторы?
Сегодня на «арену» рынка всё смелее выходит необслуживаемый гелевый аккумулятор. Он достаточно известен и является модификацией кислотного источника энергии. Гелевый аккумулятор, в отличие от кислотного, имеет электролит в консистенции геля (желе).
Это устройство изготавливают по двум различным технологиям:
- GEL — Gel Electrolite;
- AGM — Absorptive Glass Mat.
В первом случае загустение раствора кислоты вызывает двуокись кремния. Во втором — электролитом является привычный раствор H2SO4, а промежуток между свинцовыми пластинами наполняют микроскопическим стекловолокном. Этот материал не позволяет кислоте растекаться.
Батареи, которые не требуют обслуживания
Выясним, почему гелевые источники электроэнергии являются необслуживаемыми, и какой источник тока лучше и более предпочтителен. При техническом осмотре обычную АКБ должны проверять на плотность электролита. По мере надобности приходится доливать некоторый объём дистиллированной воды.
Гелевый накопитель электроэнергии для сохранения плотности электролита не нуждается в доливке воды. В случае повреждения корпуса он не протечёт из-за желеобразной консистенции электролита. Батарея, изготовленная по технологии GEL, выдержит в два раза большее число циклов «зарядка — разрядка». После глубокого расхода энергии гелевый накопитель не требует немедленной подзарядки.
Плюсы гелевых аккумуляторов:
- не нуждается в обслуживании;
- не боится опрокидывания;
- не протекает в случае повреждения корпуса;
- длительность срока службы до 10 лет.
Минусы гелевых аккумуляторов:
- высокая стоимость;
- неустойчивость к сильным морозам;
- требует сложнейшей электроники в автомобиле;
- постоянный мониторинг индикаторов.
Какой аккумулятор лучше, а также, какой накопитель электроэнергии нужен именно вам, поможет разобраться вышеизложенная информация. Основным достоинством любого источника тока многоразового действия является возможность вновь и вновь перезаряжать их до полной мощности. Будет ли это гелевый аккумулятор или кислотный решать только вам.