11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Маслонасос и маслопровод скутера — теория, разновидность, принцип работы

Масляный автомобильный насос: устройство, принцип работы и виды

Чтобы смазать все узлы автомобильного двигателя, необходимо доставить к ним масло. А для этого, в свою очередь, требуется создать определенный уровень давления. Эту функцию выполняет масляный насос (или маслонасос). Если сильно упрощать, он представляет собой разновидность помпы. Поговорим более подробно, как устроен этот узел двигателя, каков принцип его работы и назначение, какие чаще всего у него возникают неисправности.

Что такое масляный насос в автомобиле

Работа автомобильного двигателя сопряжена с высокими нагрузками. Один из главных факторов, способствующих быстрому износу деталей и узлов – повышенное трение. Полностью его исключить невозможно. Однако можно свести к минимуму, что позволит существенно снизить интенсивность взаимодействующих друг с другом деталей и узлов. Для этого используют масло. Но для того, чтобы его применение было эффективным, необходимо равномерное его распределение.

Под воздействием естественное силы тяжести масло не может достичь элементов двигателя, которые необходимо смазать. Поэтому конструкция автомобиля предусматривает наличие такого узла, как масляный насос. Он создает повышенное давление, благодаря которому масло достигает своей цели.

Таким образом, главная задача устройства – обеспечение прокачки масла под достаточным напором по всей смазочной системе автомобильного двигателя.

Устройство масляного насоса

Рассмотрим устройство узла на примере его самой распространенной разновидности – шестеренчатого. Он включает в себя следующие элементы:

  • корпус с двумя каналами;
  • пара шестерней;
  • редукционный клапан;
  • сальники.

Принцип действия масляного насоса

Работа узла происходит следующим образом:

Похожие статьи

  • с помощью шкива привода смазочного насоса коленвал вращает одну из шестерен, она начинает при этом вращать другую;
  • под воздействием разницы давления, создаваемого движением зубьев шестерен, в корпус всасывается смазка (для этого используется канал, который так и называется – всасывающий);
  • под давлением зубьев масло сжимается, напор жидкости повышается, и она начинает выталкивается во второй канал (его называют нагнетательным);
  • в результате масло циркулирует по системе смазки и омывает нужные детали и узлы двигателя.

Что касается клапана, то он необходим на случай резкого повышения давления. Когда оно происходит, он срабатывает и выбрасывает часть масла в участок системы, расположенные перед всасывающим клапаном. В результате давление снижается.

Виды автомобильных масляных насосов

Масляные насосы в зависимости от конструкции бывают следующих видов:

  • шестеренчатые;
  • роторные;
  • шиберные (пластинчатые);
  • лопастные;
  • электронасосы.

Устройство и схема работы первой разновидности описана выше. Здесь же стоит остановиться на ее преимуществах и недостатках. Главный плюс подобной конструкции – простота устройства и высокая надежность. Минусов два. Во-первых, такой тип устройств работает от коленвала, поэтому забирает часть энергии двигателя машины. Во-вторых, давление в системе смазки (то есть производительность узла) напрямую зависит от оборотов двигателя, поэтому иногда его повышение происходит не вовремя.

Роторные приборы схожи по конструкции с шестереночными. Однако в них двигается только один элемент (собственно ротор). Второй (статор) – постоянно в одном и том же положении. Такой тип узлов делится на нерегулируемые и регулируемые. Первые посредством привода подсоединяются к коленчатому валу. В результате этого напор, образуемый ими, напрямую зависит от оборотов ДВС. Вторые подразумевают наличие подвижного статора и особой пружины. В них статор может перемещаться под ее действием. В результате изменяется объем рабочей камеры, а вместе с ним — давление.

Шиберные насосы представляют собой разновидность роторных. Однако, в отличие от последних, они оснащены особыми пластинами (отсюда и второе название этой разновидности маслозакачивающего насоса – пластинчатый). Под действием вращения они выдвигаются из пазов, в которых находятся в состоянии покоя, и образуют дополнительные области повышения давления. Когда оно достигает высоких значений, пластины слегка раздвигаются, увеличивая объем таких областей. Напор масла изменяется в меньшую сторону. Главное достоинство этого типа узла – автоматическая регулировка и отсутствие зависимости от оборотов двигателя.

Лопастной маслонасос использует для обеспечения движения жидкости крыльчатку с несколькими лопастями. Вращается она за счет привода, которому, в свою очередь, передает вращение коленчатый вал.

Также маслонасос может быть электрическим. В таком случае он работает от бортовой сети транспортного средства и регулируется ЭБУ на основе показаний датчиков. Этот тип масляных насосов обеспечивает наиболее стабильную работу и поддержание постоянного уровня давления вне зависимости от работы других деталей и узлов транспортного средства.

В зависимости от количества секций маслонасосы бывают:

Первые имеют одну секцию и единственную вращающуюся часть (или комплекс таких частей). У вторых – 2 объединенные между собой секции и 2 вращающиеся части (например, две группы ротор-статор для роторных вариантов). При этом одна работает на впуск, а другая на выпуск масла. Оборудование такой конструкции чаще всего устанавливают на мощные дизельные двигатели (в частности, оно используется на автомобилях КАМАЗ).

В зависимости от того, где находится устройство, оно может быть:

  • штатным;
  • выносным.

Штатный маслонасос установлен в месте, изначально предусмотренном конструкцией транспортного средства. Выносной ставят на другом участке системы для обеспечения дополнительного давления.

Возможные неисправности и их признаки

Ресурс узла достаточно велик и составляет порядка 100 000 километров пробега. Как же сделать так, чтобы маслонасос не вышел из строя преждевременно? Условием того, что он прослужит отведенное время, является регулярная замена и доливка масла, периодическая чистка. При этом использовать следует только качественные масляные смеси.

Тем не менее, устройство может выйти из строя. «Симптомами» поломки могут служить следующие.

  • Снижение или повышение рабочего давления масла. О нем сигнализирует соответствующая лампочка на приборной панели транспортного средства.
  • Увеличенный расход масла.

В роли причин подобных проявлений могут выступать следующие неисправности.

  • Забитие сетки маслоприемника. Попадание туда грязи препятствует нормальному прохождению жидкости, в результате чего не удается обеспечить необходимый напор. Проблема решается чисткой.
  • Поломка клапана. Если из строя вышел редукционный клапан, при существенном повышении давления не происходит сброс. Устраняют неисправность путем замены вышедшей из строя детали.
  • Механический износ. Ему подвержены как внутренняя поверхность корпуса, так и подвижные элементы (шестерни, ротор, статор). При незначительном износе можно заменить пришедшую в негодность деталь. При существенном единственный путь решения проблемы – это полная замена прибора на новый.
  • Некачественное масло. Некоторые марки смазочных материалов не обладают достаточной текучестью. В результате могут возникнуть проблемы. Решение – слить старую и закачать новую смазку.
  • Утечка в картере. Из-за механического повреждения картера смазка может подтекать. В таком случае давление падает, а маслонасос начинает работать более интенсивно. Решают проблему путем устранения причины утечки.

Масляный насос. Теория и практика

Масляный насос. Теория и практика.

Масляным насосом можно назвать гидравлическим механизмом (машиной), которая, по аналогии с гидронасосом, преобразует механическую энергию движителя (мускульную человека или животных для ручных насосов) в энергию потока масляной жидкости и служит для транспортировки и создания напора масляной фракции и их смесей.

Читать еще:  Двухтактное синтетическое бездымное масло за полцены

Масляные насосы, их виды применения и регуляции

Масляные насосы имеют различную классификацию по своему применению:

Для создания давления в системах смазки различных механизмов;

Для перекачки (транспортировки) маслосодержащих жидкостей из/в емкостей/емкости, а так же для покачивания и откачивания масла от/в емкости и узлы механизмов;

Для бытового применения.

Также масляные насосы классифицируются по характеру их управляемости и делятся на:

Регулируемые, когда контроль за основными параметрами насоса осуществляется через автоматы управления или механические регуляторы основных параметров насоса и движителя;

Неуправляемые, когда работа насоса контролируется, но ее параметры не могут быть изменены внешним воздействием.

Различие типов масляных насосов по конструктивным признакам

Классификация масляных насосов по конструктивным отличиям:

  1. Масляные насосы шестеренчатого типа, которые в свою очередь делятся на 2 вида – шестеренный насос с наружным зацеплением (шестерня около шестерни) и шестеренный насос с внутренним зацеплением (шестерня в шестерне). Это совместная работа ведущей и ведомой шестерен, когда масло в насос поступает через всасывающий канал, захватывается шестернями и нагнетается в систему через нагнетательный патрубок. Их производительность находится в прямой зависимости от частоты вращения вала двигателя (механического воздействия);

1. Ведомая шестерня;

2. Всасывающий канал;

3. Ведущая шестерня;

4. Приводной вал;

5. Нагнетательный канал;

6. Ось ведомой шестерни.

Масляный насос роторного типа, который в свей конструкции корпуса объединяет работу 2-х роторов (внутренний – ведущий и внешний – ведомый). Масло захватывается лопастями обеих роторов и под давлением поступает в систему трубопроводов.

1. Всасывающая полость

3. Внешний ротор

4. Нагнетательная полость

5. Приводной вал

6. Внутренний ротор

Такого типа масляный насос может быть регулированным и нерегулированным. Регулированные роторные масленые насосы работают по принципу: когда увеличивается частота ведущего вала двигателя, то насос потребляет больший объем масла и давление в системе падает, срабатывает пружинный механизм и сдвигает положение статора относительно движения ротора насоса, тем самым увеличивается объем насосной полости, что приводит к увеличению производительности масленого насоса и наоборот.

А – Сторона нагнетания
Б – Сторона всасывания

Поршневые масленые насосы –это механизмы, в которых принцип всасывания маслосодержащей жидкости и ее выталкивания происходит за счет возвратно-поступательного движения поршня (поршней) (плунжера) в цилиндре корпуса с, как минимум, 2-мя обратными клапанами .

Пластинчатые (шиберные) масленые насосы, относятся к регулируемым агрегатам, имеющим систему регулировки эксцентриситета (установки вала ротора в объеме масляной полости). Принцип действия насоса основан на изменении объема всасывающей и нагнетающей полостей за счет несоосного вращения ротора в насосной камере.

Крыльчатые масленые насосы, в которых перемещение (транспортировка) маслосодержащей фракции осуществляется за счет лопастей крыльчатки, которые создают разность давления жидкости на входе и выходе из насосной камеры. Крыльчатка совершает возвратно-поступательные движения и две пары клапанов (впускные и выпускные). При движении крыльчатки происходит перемещение перекачиваемой жидкости из всасывающей полости в нагнетательную. Система клапанов препятствует перетоку жидкости в обратном направлении;

Масляные насосы коловратного типа, в которых перемещение маслосодержащего вещества осуществляется 2-мя валами с определенным профилями сечения. По принципу действия коловратный насос – объемный. При вращении ведущего и ведомого роторов на стороне входа создается разрежение, в результате чего жидкость перемещается со стороны входа на сторону выхода. На выходе при зацеплении кулачков происходит выдавливание жидкости в систему. Насос состоит из следующих основных деталей и узлов:

– ведущего и ведомого валов с установленными, на каждом из них, ротором, подшипниками качения и шестерней;

Что такое масляный насос, какие они бывают?

Один из элементов сложной системы смазки двигателя – масляный насос. Именно с его помощью моторное масло поступает ко всем элементам силового агрегата, и именно благодаря ему двигатель может работать без каких-либо проблем и сбоев.

Устройство масляного насоса не особо сложное, и разобраться в нем может каждый автолюбитель. Зная его конструкцию и принцип действия, можно вовремя заметить первые признаки неисправности и принять соответствующие меры до того, как проблема зайдет далеко.

Назначение масляного насоса двигателя

Система смазки двигателя – ответственный участок работы. Чтобы моторное масло прошло по всем каналам и попало на все детали, необходимо создать давление, другими словами, качать масло по системе, а не ждать, что оно пойдет самотеком. Конструкторы давно решили этот вопрос, когда разработали масляный насос. Идея оказалась настолько удачной, что до сегодняшнего дня менялись только конструктивные решения самого насоса, но не его принцип работы.

Назначение масляного насоса – постоянная прокачка моторного масла по всей системе смазки двигателя. Если давление в масляной системе всегда стабильное, не приближается к минимальной или максимальной критической отметке, значит, масляный насос работает вполне нормально.

Виды масляных насосов, их устройство и принцип работы

Задача у насоса простая: качай себе моторное масло по кругу. А вот вариантов конструкции есть несколько, поскольку во всём мире инженеры продолжают совершенствовать каждый, даже самый мелкий, узел автомобиля.

По конструкции насосы бывают роторные, шестеренные (с наружным и внутренним зацеплением шестерен) и шиберные (пластинчатые).

    Самый простой шестеренный маслонасос представляет собой две шестерни с удлиненными зубьями, установленные в рабочей камере так, чтобы входить в зацепление. Одна из шестерен соединена с валом насоса, то есть является ведущей, вторая ведомая, вращается только благодаря зацеплению с первой. Моторное масло подхватывается шестернями во время вращения и переносится на противоположную сторону, в масляные каналы. Это схема насоса с наружным шестеренным зацеплением.

Шестеренчатый насос с внешним зацеплением
У шестеренного насоса с внутренним зацеплением конструкция другая. Его рабочий узел состоит из двух шестерен, вставленных друг в друга. При этом одна шестерня (большая) имеет зубцы на внутренней окружности, а вторая (меньшая) – на наружной. Этими зубцами шестерни входят в зацепление, образуя полость в форме полумесяца. Масло перекачивается при вращении внутренней шестерни, в результате чего внешняя шестерня тоже крутится, перемещая масло вместе с ведущей шестерней.

Шестеренчатый насос с внутренним зацеплением
Роторный насос по принципу действия похож на шестеренный с внутренним зацеплением. У роторного тоже есть два вложенных друг в друга элемента (ротора) и перекачка масла тоже происходит благодаря их вращению.

Устройство роторного насоса: (1 — полость всасывания; 2 — масло; 3 — внешний ротор; 4 — нагнетательная полость; 5 — приводной вал; 6 — внутренний ротор)

  • Шиберный насос представляет собой рабочую камеру, в которую вставлен ротор цилиндрической формы с прорезями. В прорези вставлены плоские пластины-шиберы, способные свободно двигаться в этих прорезях. Когда ротор вращается, пространство между ним стенками рабочей камеры делится на сектора. Эти сектора захватывают порции жидкости и переносят ее в нагнетательный канал. Конструкция шиберного насоса позволяет регулировать его производительность, смещая статор и таким образом меняя объем рабочей камеры.
  • Читать еще:  Форд мондео 5 какое масло лить. Советы по выбору масла для форд мондео. Какое ММ подходит для Форд Мондео

    Шиберный насос

    По адаптивности различают регулируемые и нерегулируемые типы насосов.

    1. У первых есть возможность менять производительность в зависимости от того, какая у двигателя на данный момент есть потребность в смазке. Регулируемые насосы гарантируют, что в любое время мотор будет получать столько масла, сколько ему надо.

    Устройство регулированного роторного насоса: (1 — промежуточный корпус; 2 — наружный ротор; 3 — внутренний ротор; 4 — пружина регулятора; а) при пониженном давлении масла; б) при повышенном давлении масла)

  • Производительность нерегулируемых насосов зависит исключительно от скорости вращения коленвала. Для большинства автомобилей этого вполне достаточно, если не тюнинговать их для гонок. Чтобы при наборе мощности двигателя не создать слишком высокого давления в системе смазки, у нерегулируемых насосов предусмотрен редукционный клапан. Он открывается, когда давление доходит до критической точки, и часть масла уходит обратно в картер, то есть служит для стабилизации давления в системе смазки.
  • Типы привода насоса бывают электрические и механические.

    1. Электрические маслонасосы встречаются довольно редко как конструктивное решение. Используются они в турбированных двигателях, рассчитанных на высокие (спортивные) нагрузки. Электропривод нужен для того, чтобы насос продолжал работать после того, как двигатель остановится, охлаждая раскаленную турбину.
    2. Механические масляные насосы с приводом от коленвала двигателя используются в большинстве автомобилей. Привод может быть ременным или зубчатым, это зависит от конструкторского решения. Скорость работы насоса (и его продуктивность в единицу времени) зависят от нагрузки на двигатель. В этом есть своя логика: чем быстрей работает мотор, тем больше ему нужно охлаждение, очистка и смазка.

    Принцип работы некоторых масляных насосов

    Где стоит масляный насос? Если говорить о системе смазки с “мокрым” картером, то есть обычной, то в ней насос стоит внизу, подавая масло в систему из картера, снизу вверх. Если это нерегулируемый тип насоса, то при создании избыточного давления лишнее масло будет сливаться через редукционный клапан обратно в картер. На обычный двигатель достаточно одного насоса.

    Расположение масляного насоса вместе с другими элементами двигателя: (1 – масляный насос; 2 – прокладка масляного насоса; 3 – приемник масляного насоса; 4 – прокладка картера; 5 – картер; 6 – датчик положения коленчатого вала)

    Система смазки с сухим картером, когда для масла предусмотрен отдельный резервуар, устанавливается на мощные спортивные автомобили, а значит, рассчитывается на высокую нагрузку. На такой двигатель могут ставиться два и даже три масляных насоса, поскольку на максимальной скорости такой двигатель требует и охлаждения, и смазки.

    Неисправности и их признаки

    У масляных насосов достаточно большой ресурс: благодаря работе с моторным маслом они мало изнашиваются, а благодаря простой конструкции почти не имеют слабых мест.

    Чтобы масляный насос жил долго и счастливо, ему нужно нормальное моторное масло и хороший масляный фильтр. Твердые частички (а они обязательно будут появляться в двигателе, даже новом, во время работы) изнашивают рабочие поверхности насоса. Большинства поломок насоса можно было бы избежать, просто проходя регулярное ТО.

    Возможные неисправности масляных насосов:

    1. Износ рабочих частей насоса – шестеренок, пластинок шибер или ротора, а также внутренней поверхности рабочей камеры. При появлении выработки эффективность работы насоса снижается, начинаются проблемы с закачкой масла в каналы системы;
    2. Поломка редукционного клапана. У него очень простая конструкция, по сути это пружина определенной жесткости, удерживающая клапан на месте. Но даже такая элементарщина может сломаться, и тогда начинаются проблемы с регулировкой давления в системе;
    3. Засор фильтра насоса. На любой насос ставится фильтр-сетка грубой очистки перед маслозаборником. Конечно, основную задачу по очистке моторного масла берет на себя основной масляный фильтр, но и пренебрегать защитой насоса тоже не следует. Периодически фильтр-сетка забивается и не пропускает масло;
    4. Плохо закреплен фильтр на масляном насосе. В этом случае внутрь насоса будут попадать твердые частички и царапать поверхность металлических деталей;
    5. Изношена прокладка масляного насоса. Любые уплотнители рано или поздно начинают течь, поэтому производители продают ремкомплекты.

    Неполадки с масляным насосом имеют характерные признаки:

    1. Повышается или понижается давление в системе смазки, о чём предупреждает индикатор на панели приборов;
    2. Тревожным признаком будет слишком быстрый расход масла, свидетельствующий о возможной его утечке.

    Заключение

    Что сделать, чтобы масляный насос служил долго и счастливо? В первую очередь, выполнять обычные сервисные процедуры: своевременную замену моторного масла и комплекта фильтров. Во время ТО попросите мастера проверить, всё ли в порядке с масляным насосом. Ну а если проблема уже появилась, с ее решением лучше не затягивать. И целый насос, и отдельные запчасти к нему можно приобрести, если пришла пора его ремонтировать.

    Масляный насос двигателя

    Каждая силовая установка автомобиля состоит из механизмов и системы, выполняющие определенные функции. И, пожалуй, одной из самых важных является система смазки. Она обеспечивает подачу смазочного материала между сопряженными элементами узлов и механизмов, снижая трение между ними, отводя тепло и продукты износа.

    Практически на всех авто используется комбинированная смазка, обеспечивающая смазывание поверхностей под давлением, а также путем разбрызгивания. То есть, к одним сопряженным элементам смазочный материал поступает принудительно, а другие смазываются во время самотечного прохода масла по поверхностям.

    При всей своей важности данная система состоит из небольшого количества элементов – поддона, к котором располагается смазочный материал, маслозаборника, насоса, фильтра, каналов для подачи масла к трущимся поверхностям.

    Типы, особенности конструкции масляного насоса

    1. ведущая шестерня 2. корпус насоса 3. всасывающий канал 4. ведомая шестерня 5. ось 6. нагнетательный канал 7. разделительный сектор 8. ведомый ротор 9. ведущий ротор

    Самым важным элементом в данной системе является масляный насос. Этот узел обеспечивает нагнетание масла в каналы, которое дальше поступает к узлам и механизмам. Поскольку часть составных элементов мотора смазываются принудительно, то смазочный материал должен подаваться под давлением. К тому же ряд элементов, нуждающихся в смазке путем разбрызгивания, расположены достаточно высокого относительно самого насоса (пример – распредвал, установленный в головке блока цилиндров), и масло еще нужно подать к нему по каналам, что невозможно без создания давления, которое обеспечивает движение смазки к высоко расположенным элементам.

    На автомобилях используется несколько типов масляных насосов:

    При этом каждый из типов включает несколько видов, отличающихся между собой конструкцией. Так шестеренчатые насосы бывают с внешним и внутренним зацеплением.

    Видео: Система смазки двигателя

    Шестеренчатый насос с внешним зацеплением

    1. ведомая шестерня 2. всасывающий канал 3. ведущая шестерня 4. приводной вал 5. нагнетательный канал 6. ось ведомой шестерни

    Насос с внешним зацеплением состоит из двух шестерен, установленных в корпусе. Взаимодействуют они между собой благодаря зацеплению зубьев, расположенных на внешней стороне. Одна из шестерен является ведущей и приводиться в движение она может от коленчатого или распределительного валов. Вторая шестерня является ведомой и вращается она за счет зацепления.

    Читать еще:  Объем масла в акпп митсубиси аутлендер. Как заменить масло в коробке акпп mitsubishi outlander. Видео: замена масла акпп с помощью помпы от омывателя

    В корпусе имеются два канала – подающий и отводящий. Подающий соединен с маслозаборником второй конец которого опущен в поддон с маслом. Отводящий же канал соединен с магистралями, которые подают смазочный материал к трущимся поверхностям.

    Работает такой насос по простому принципу: масло из подающего канала поступает в зону зацепления шестерен, захватывается зубьями и нагнетается в отводящий канал. Таким образом обеспечивается давление в системе.

    Шестеренчатый насос внутреннего зацепления

    Шестеренчатый насос с внутренним зацеплением имеет несколько иную конструкцию. В корпус насоса помещено тоже две шестерни, но одна находится внутри второй. Внутренняя шестерня является ведущей и зубья у нее расположены с внешней стороны. Ведомая же шестерня – внешняя и зубчатый сектор у нее сделан с внутренней стороны. Причем оси этих шестерен не совпадают, поэтому с одной стороны между ними образуется полость в виде серпа, в которую помещен серповидный разделительный сектор. Причем начало этой полости располагается возле подающего канала, а конец – у выпускного.

    Работает этот насос так: при вращении масло из подающего канала благодаря образующемуся зазору в начале образования полости между шестернями попадает между зубьями ведомого элемента. Поскольку она получает вращение от ведущей шестеренки, масло перемещается в сторону выпускного канала внутри полости, а разделительный сектор отсекает лишнюю смазку и предотвращает перетекание его между зубьями.

    За разделительным сектором объем полости уменьшается, поскольку она заканчивается и появляется зона начала зацепления шестерен. В этой зоне масло сжимается зубьями, но в этот момент масло проходит место расположения выпускного канала в которое оно уже под давлением выходит.

    Ещё кое-что полезное для Вас:

    Видео: Масляный насос vw, audi, skoda, seat — замеры износа, снятие, разборка и редукционный клапан

    Особенности данного типа насосов

    Шестеренчатый насос с внешним зацеплением на автомобилях сейчас практически не применяется, поскольку второй тип – с внутренним зацеплением, при той же производительности имеет значительно меньшие размеры, но конструктивно он сложнее.

    Особенностью этих насосов является то, что они является нерегулируемыми. То есть, давление смазочного материала напрямую зависит от скорости вращения приводного вала. К примеру, на холостом ходу давление масла меньше, чем на средних и высоких оборотах, поскольку коленчатый или распределительный валы, от которых осуществляется привод, имеют небольшие обороты.

    Вместе с тем, контроль за давлением масла все же осуществляется, поскольку его избыток может привести к выдавливанию сальников и уплотнителей. Регулировка выполняется благодаря установленному перепускному клапану в корпусе насоса. Представляет он собой подпружиненный поршень, установленный в канал, соединяющий выходную магистраль с поддоном. Работает он достаточно просто – при превышении давления свыше определенного значения, масло преодолевает усилие пружины и толкает поршень, из-за чего его канал открывается и начинает стекать в поддон. Как только давление упадет, пружина возвращает поршень на место.

    Роторный тип масляного насоса

    1. всасывающая полость 2. масло 3. внешний ротор 4. нагнетательная полость 5. приводной вал 6. внутренний ротор

    Роторный масляный насос по принципу работы схож с шестеренчатым внутреннего зацепления. Но у него рабочими элементами являются не шестерни, а два ротора с лопастями. У него тоже имеется полость нагнетания, которая перекачивает масло, но отсутствует разделительный сектор за ненадобностью. В отличие от зубьев лопасти захватывают больше масла, что позволяет его закачивать в систему в требуемом количестве. На автотранспорте применяются как нерегулируемые, так и регулируемые роторные насосы.

    Их достоинством помимо компактных размеров, является уменьшенный отбор мощности от двигателя.

    Нерегулируемый вариант работает по тому же принципу что шестеренчатые, то есть для поддержания давления в заданном диапазоне используется перепускной клапан.

    Регулируемый же тип насоса обеспечивает поддержание определенного значения давления на любых режимах работы двигателя. Достигнуто это благодаря использованию дополнительного компонента в конструкции – подпружиненного подвижного статора. В результате этого роторы помещены в него, а сам статор – в корпус насоса.

    Регулируемый тип масляного насоса роторного типа
    1. нагнетательная полость 2. внешний ротор 3. внутренний ротор 4. регулировочная пружина 5. всасывающая полость 6. приводной вал 7. подвижный статор А — Сторона нагнетания Б — Сторона всасывания

    Его задача – изменение объема нагнетательной полости, имеющейся между роторами. А работает все так: на малых оборотах, когда давление недостаточно, пружина смещает статор, увеличивая объем, что приводит к перекачке большего количества масла, из-за чего давление возрастает.

    При высоких же оборотах, когда давление повышается, масло начинает преодолевать усилие пружины и из-за чего статор отходит и пространство уменьшается, от этого снижается количество закачиваемого масла. Таким образом, за счет перемещения ротора и уменьшения-увеличения нагнетательной полости удается поддерживать давление в строго определенном значении.

    Видео: Неисправности масляного насоса Volswagen-B3

    Основные неисправности

    Конструкция масляного насоса, к какому типу бы он не относился, сравнительно простая, что обеспечивает ему надежность и длительный ресурс. И все же неисправности у него бывают, точнее она одна – снижение производительности, что приводит к падению давления в системе. А это уже может привести к более серьезным поломкам, поскольку узлы, которые недостаточно смазываются, начинают интенсивно изнашиваться из-за масляного «голодания». Произойти же это может по разным причинам.

    1. Первая из таких не относится к насосу, но приводит к негативным последствиям в его работе – закупорка сетки маслоприемника продуктами износа и грязью. В результате этого масло в недостаточных количествах поступает к насосу. Устранить такую неисправность несложно – достаточно снять поддон и маслоприемник, после чего тщательно очистить и промыть сетку.
    2. Проблема с падением давления может произойти из-за износа составных частей насоса или длительной его работы с маслом, в котором имелось большое количество загрязняющих элементов. Результатом этого является образование и увеличение зазоров между деталями насоса. Из-за этого через эти зазоры смазочный материал просто перетекает внутри нагнетающей полости и шестерни или роторы не способны его захватить, чтобы выполнить нагнетание в магистраль. В большинстве случаев работоспособность системы смазки восстанавливается путем замены изношенных элементов или узла в целом.
    3. Проблемы может создать и перепускной клапан. Из-за грязи он может заклинить в открытом положении, и масло будет постоянно перетекать в поддон. Устраняется такая неисправность разборкой и промывкой насоса и его каналов.

    В целом же, чтобы насос проработал долго и не доставлял проблем достаточно всего лишь своевременно менять смазочный материал и фильтрующий элемент, чтобы поддерживать чистоту в системе смазки.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов: