В чем разница между специальным и специализированным. Специальный или специализированный? Автомобили иностранного производства и их система классификации
Транспортные средства: классификация. Категории транспортных средств
Классификация транспортных средств – это распределение различных автомобилей на группы, классы и категории. В зависимости от типа конструкции, параметров силовой части, назначения или особенностей, которые имеют те или иные транспортные средства, классификация предусматривает несколько таких категорий.
Классификация по назначению
Транспортные средства различаются по своему назначению. Можно выделить пассажирские и грузовые автомобили, а также ТС специального назначения.
Если с пассажирским и грузовым авто все предельно ясно, то специальный транспорт не предназначен для перевозки людей и грузов. Подобные автомобили транспортируют оборудование, которое на них закреплено. Так, к таким средствам можно отнести пожарные машины, автовышки, автокраны, автолавки и другие авто, комплектующиеся тем или иным оборудованием.
Если пассажирское авто может вместить в себя до 8 человек без водителя, то оно классифицируется как легковое. Если вместимость ТС более 8 человек, тогда такой тип транспортного средства – автобус.
Транспортировщик может служить для общего назначения или для перевозки специальных грузов. Авто общего назначения имеют в своей конструкции кузов с бортами без опрокидывающего устройства. Также они могут быть укомплектованы тентом и дугами для монтажа.
Грузовые автомобили специального назначения имеют в своей конструкции различные технические возможности для перевозки определенных грузов. Например, панелевоз оптимизирован для удобной транспортировки панелей и строительных плит. Самосвал применяют для преимущественно сыпучих грузов. Бензовоз предназначен для светлых нефтепродуктов.
Прицепы, полуприцепы, прицепы-роспуски
Любое ТС может использоваться с дополнительным оборудованием. Это могут быть прицепы, полуприцепы или роспуски.
Прицеп – это один из видов транспортных средств, использующихся без водителя. Движение его осуществляется посредством автомобиля при помощи буксировки.
Полуприцеп представляет собой буксируемое ТС без участия водителя. Часть массы его отдается буксирующему автомобилю.
Прицеп-роспуск предназначен для перевозки длинных грузов. Конструкция предусматривает дышло, длина которого в ходе эксплуатации может меняться.
Транспортное средство, выполняющее буксировку, называют тягачом. Такое авто комплектуется специальным устройством, которое позволяет сцеплять автомобиль и любой из прицепов. По-другому такая конструкция называется седлом, а тягач называют седельным тягачом. Однако седельный тягач находится в отдельной категории транспортных средств.
Индексации и виды
Раньше в СССР каждая модель ТС имела свой индекс. Он обозначал завод, на котором было произведено авто.
В 1966 году приняли так называемую отраслевую нормаль ОН 025270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов». Этот документ не только позволял классифицировать виды транспортных средств. На основании этого положения стали классифицировать также прицепы и другое оборудование.
По этой системе все транспортные средства, классификация которых была описана в этом документе, имели в своем индексе четыре, пять или шесть цифр. По ним можно было определить категории ТС.
Расшифровка цифровых индексов
По второй цифре можно было узнать тип транспортного средства. 1 – легковое ТС, 2 – автобус, 3 – грузовик общего предназначения, 4 – седельный тягач, 5 – самосвал, 6 – цистерна, 7 – фургон, 9 – ТС специального назначения.
Что касалось первой цифры, то она обозначала класс ТС. Например, легковые транспортные средства, классификация которых проводилась по объему двигателя. Грузовые машины делятся на классы по массе. Автобусы различали по длине.
Классификация легковых ТС
По отраслевой нормали легковые колесные транспортные средства классифицировались следующим образом.
- 1 – особо малый класс, объем двигателя составлял до 1,2 л;
- 2 – малый класс, объем от 1,3 до 1,8 л;
- 3 – автомобили среднего класса, объем двигателя от 1,9 до 3,5 л;
- 4 – большой класс с объемом выше 3,5 л;
- 5 – высший класс легковых транспортных средств.
На сегодняшний день отраслевая нормаль уже не обязательна, и многие заводы не придерживаются ее. Однако отечественные производители авто все еще используют эту индексацию.
Иногда можно встретить транспортные средства, классификация которых не подходит под первую цифру в модели. Это значит, что индекс присвоили модели на этапе разработки, а затем в конструкции что-то изменилось, а цифра осталась.
Автомобили иностранного производства и их система классификации
Индексы иномарок, которые ввозили на территорию нашей страны, не входили в перечень транспортных средств по принятой нормали. Поэтому в 1992 году была внедрена Система сертификации по механическим транспортным средствам, а с 1 октября 1998 года действует ее измененный вариант.
Для всех видов средств передвижения, которые попадали в оборот в нашей стране, необходимо было оформлять специальный документ, который назывался «Одобрение типа транспортного средства». Из документа следовало, что каждое ТС должно иметь свою отдельную марку.
Международная классификация ТС на базе рекомендаций ЕЭК ООН
Чтобы упростить порядок прохождения сертификации в РФ используют так называемую Международную систему классификации. В соответствии с ней любое дорожное транспортное средство можно отнести к одной из групп – L, M, N, O. Других обозначений не существует.
Категории транспортных средств по международной системе
В группу L входят любые ТС, количество колес которых менее четырех, а также квадроциклы:
- L1 – это мопед или ТС с двумя колесами, которое может развивать максимальную скорость до 50 км/ч. Если в конструкции транспортного средства имеется ДВС, то объем его не должен превышать 50 см³. Если в качестве силового агрегата используется электрический двигатель, то номинальные показатели мощности должны быть менее 4 кВт;
- L2 – трехколесный мопед, а также любое ТС с тремя колесами, скорость которого не превышает 50 км/ч, а объем двигателя 50 см³;
- L3 – мотоцикл с объемом более 50 см³. Его максимальная скорость выше, чем 50 км/ч;
- L4 – мотоцикл, укомплектованный коляской для перевозки пассажира;
- L5 – трициклы, скорость которых превышает 50 км/ч;
- L6 – это легкий квадрацикл. Масса снаряженного ТС не должна превышать 350 кг; Максимальная скорость не более 50 км/ч;
- L7 – полноценный квадрацикл с массой до 400 кг.
Категория М – это механические транспортные средства с четырьмя колесами для транспортировки пассажиров:
- М1 – это ТС для перевозки пассажиров, которые имеют не более 8 мест;
- M2 – ТС с количеством мест для пассажиров более восьми;
- M3 – ТС с количеством мест более 8 и весом до 5 тонн;
- M4 – транспортное средство с количеством мест более восьми и весом свыше 5 тонн.
К категории N по международной классификации относят грузовые автомобили:
- N1 – грузовики с весом до 3,5 тонн;
- N2 – ТС с массой от 3,5 до 12 тонн;
- N3 – ТС с массой более 12 тонн.
Классификация ТС по Европейской Конвенции
В 1968 году в Австрии была принята Конвенция о дорожном движении. Классификация, которая предусмотрена в этом документе, используется для обозначения различных категорий транспорта.
Виды ТС по Конвенции
Она включает в себя несколько категорий:
- А – это мотоциклы и другая двухколесная моторизованная техника;
- B – автомобили с массой до 3500 кг и количеством мест не более восьми;
- С – все ТС, кроме тех, что относятся к категории D. Масса должна составлять больше 3500 кг;
- D – пассажирский транспорт, имеющий более 8 мест;
- Е – грузовой транспорт, тягачи.
Категория Е позволяет водителям управлять автопоездами, которые состоят из тягача. Также сюда можно включить любые транспортные средства классификации В, С, D. Эти ТС могут работать в составе автопоезда. Эту категорию водителям присваивают вместе с остальными категориями, а ставится она при регистрации машины в свидетельство транспортного средства.
Неофициальная европейская классификация
Кроме официальной классификации, есть еще и неофициальная, которая применяется достаточно широко. Она достаточно популярна среди владельцев ТС. Здесь можно выделить категории в зависимости от конструкции транспортных средств: A, B, C, D, E, F. В основном такую классификацию применяют в обзорах автомобильные журналисты для сравнения и оценки.
Класс А содержит малолитражные ТС невысокой стоимости. F – это самые дорогие, очень мощные и престижные марки авто. В промежутках находятся классы других видов машин. Четких рамок здесь нет. Это множество самых разнообразных легковых авто.
С развитием автоиндустрии постоянно производят новые машины, которые впоследствии занимают свои ниши. С новыми разработками классификация постоянно расширяется. Часто бывает так, что различные модели могут занимать границы нескольких классов, тем самым образуя новый класс.
Яркий пример такого явления – это паркетный внедорожник. Он предназначен для дорог с твердым покрытием.
VIN-коды
По сути это уникальный номер ТС. В таком коде зашифрована вся информация о происхождении, производителе и технических характеристиках той или иной модели. Номера можно найти на многих неразъемных узлах и агрегатах машин. В основном они находятся на кузове, элементах шасси или специальных шильдиках.
Те, кто разработал и внедрил эти номера, ввели наиболее простой и надежный метод, который существенно облегчает процесс классификации автомобилей. Такой номер позволяет хоть немного защитить автомобили от угона.
Сам код – это не беспорядок букв и цифр. Каждый знак несет в себе определенную информацию. Набор шифров не очень большой, каждый код имеет 17 символов. В основном это буквы латинского алфавита и цифры. В этом шифре предусмотрена позиция для специального контрольного числа, которое вычисляется исходя из самого кода.
Процесс вычисления контрольного номера – это достаточно мощное средство защиты от перебитых номеров. Цифры уничтожить не составляет особого труда. А вот сделать такой номер, чтобы он подпадал под контрольное число, – это уже отдельная и достаточно сложная задача.
В заключение хотелось бы добавить, что все уважающие себя автопроизводители используют общие правила для вычисления контрольной цифры. Однако производители из России, Японии и Кореи не придерживаются таких методов защиты. Кстати, по этому коду легко находить оригинальные запчасти к той или иной модели.
Итак, мы выяснили, какие бывают виды транспортных средств, и рассмотрели их подробную классификацию.
В чем разница между специальным и специализированным. Специальный или специализированный? Автомобили иностранного производства и их система классификации
Подвижной состав автомобильного транспорта: назначение и классификация.
Подвижным составом автомобильного транспорта называют автомобили, автомобильные поезда, прицепы и полуприцепы. Подвижной состав служит для выполнения транспортных и нетранспортных работ: перевозки грузов, пассажиров и специального оборудования для производства различных операций.
Подвижной состав общего назначения служит для выполнения различных транспортных перевозок, специализированный — только и для определенных транспортных перевозок, а специальный —для производства разнообразных нетранспортных работ.
Пассажирский подвижной состав предназначен для перевозки людей. К нему относятся легковые автомобили и автобусы. Легковые автомобили служат для индивидуальной перевозки пассажиров (от 2 до 8 человек).
Легковые автомобили общего назначения имеют закрытые и открытые кузова. Специализированные легковые автомобили предназначены для перевозки пассажиров определенных категорий. К специализированным относятся автомобили скорой помощи,такси и др.
Специальные легковые автомобили служат для выполнения нетранспортных работ. Они выпускаются на базе шасси легковых автомобилей и оборудуются специальными устройствами, аппаратурой и т.п. К специальным относятся лабораторные,полицейские автомобили и др.
Автобусы служат для массовой перевозки пассажиров. Автобусами общего назначения являются городские, пригородные и междугородные автобусы. К специализированным относятся санитарные, туристические и школьные автобусы.
Автобусы имеют кузова вагонного и капотного типов и обычно выполняются на базе агрегатов грузовых автомобилей. Широкое распространение получили микроавтобусы, которые выпускаются на базе легковых автомобилей.
Специальные автобусы выполняются на базе шасси автобусов общего назначения, могут иметь специальные кузова и оборудуются специальными устройствами, приборами, аппаратурой и др. К таким автобусам относятся подвижные технические станции, кинолаборатории, санитарно-ветеринарные автобусы и др.
Грузовой подвижной состав служит для перевозки грузов различных видов. К нему относятся грузовые автомобили, автомобили-тягачи, автопоезда, прицепы и полуприцепы. Грузовые автомобили могут быть общего назначения, специализированными и специальными.
Грузовые автомобили общего назначения предназначены для перевозки всех видов грузов, кроме жидких (без тары). Они имеют грузовые кузова в виде бортовых платформ.
Специализированные грузовые автомобили служат для перевозки грузов только определенных видов. Они имеют приспособленные для таких перевозок кузова и оборудуются специальными устройствами и приспособлениями для погрузки и разгрузки. К специализированным относятся автомобили-самосвалы, цистерны, фургоны, рефрижераторы, самопогрузчики.
Специальные грузовые автомобили предназначены для выполнения разнообразных нетранспортных работ и операций. Они оборудованы специальными приспособлениями, механизмами, устройствами, изготавливаются на базе шасси грузовых автомобилей и могут иметь специальные кузова. К специальным грузовым автомобилям относятся коммунальные (мусороуборочные, снегоуборочные, поливочные и др.), пожарные, ремонтные мастерские, автокраны, автовышки, автокомпрессоры, автобетономешалки.
Автопоезда позволяют увеличить производительность подвижного состава и снизить себестоимость перевозок. Так, в одинаковых условиях эксплуатации себестоимость перевозок автопоездом на 25… 30 % ниже, а производительность в среднем в 1,5 раза выше, чем у одиночного автомобиля.
Автопоезда состоят из автомобилей-тягачей, прицепов и полуприцепов. Автопоезда подразделяются на прицепные, седельные и роспуски.
Прицепной автопоезд состоит из грузового автомобиля и одного или нескольких прицепов. Седельный автопоезд состоит из седельного автомобиля-тягача и полуприцепа, передняя часть которого закреплена на тягаче.
Автопоезда-роспуски состоят из грузового автомобиля и прицепа-роспуска, оборудованного опорными балками (кониками) для крепления длинномерных грузов (леса, труб, сортового металла и др.).
Прицепной подвижной состав включает в себя прицепы и полуприцепы, которые, как и автомобили, могут быть общего назначения, специализированными и специальными. Кроме того, прицепы могут быть легковыми и грузовыми.
Различие между грузовыми прицепами и полуприцепами состоит в том, что прицепы соединяются с автомобилем-тягачом тягово-сцепным устройством типа крюк—петля или шкворень — петля, а полуприцепы — опорным седельно-сцепным устройством.
Конструкции прицепов и полуприцепов очень разнообразны. Они могут быть одноосными, двухосными и многоосными в зависимости от того, для перевозки каких грузов предназначены
Кроме того, прицепы и полуприцепы также могут быть как с активным приводом, так и без него. При активном приводе прицепы и полуприцепы имеют ведущие колеса, к которым подводятся мощность и момент от двигателя автомобиля-тягача, а без активного привода — не имеют ведущих колес.
Проходимость подвижного состава (способность двигаться по плохим дорогам и вне дорог) различна в зависимости от его типа и назначения. В основу подразделения подвижного состава по проходимости положена колесная формула, выражающая цифровым индексом общее количество колес автомобиля и количество ведущих колес.
Автомобили ограниченной проходимости предназначены для движения по дорогам с твердым покрытием и сухим грунтовым дорогам. Эти автомобили имеют два моста, один из которых ведущий (передний или задний). Колесная формула автомобилей ограниченной проходимости обозначается индексом 4×2, где первая цифра (4) означает общее число колес, а вторая цифра (2) показывает число ведущих колес. Если ведущие колеса автомобиля двухскатные (сдвоенные), то колесная формула обозначается также индексом 4×2.
Автомобили повышенной проходимости предназначены главным образом для сельской местности. Их можно эксплуатировать как на грунтовых дорогах, так и на дорогах с твердым покрытием. Эти автомобили способны двигаться даже вне дорог и преодолевать при этом заболоченные, глинистые и заснеженные участки, а также водные преграды и крутые подъемы. Автомобили повышенной проходимости имеют несколько ведущих мостов. Их колесные формулы — 4×4, если у автомобиля два моста и оба ведущие, и 6х4, если автомобиль имеет три моста, из которых средний и задний являются ведущими.
Автомобили высокой проходимости способны преодолевать рвы, ямы и другие подобные препятствия. Это автомобили со всеми ведущими мостами, число которых три и более. Колесные формулы автомобилей высокой проходимости — 6×6 и 8×8.
Безопасность подвижного состава.
Подвижной состав должен иметь высокую конструктивную безопасность: активную, пассивную и экологическую.
Активная безопасность — свойство автомобилей предотвращать дорожно-транспортные происшествия.
Активную безопасность автомобиля обеспечивают его высокие тягово-скоростные и тормозные свойства, хорошие устойчивость и управляемость, высокая плавность хода, хорошие обзорность и комфортабельность, резко снижающие утомляемость водителя и создающие условия длительной безаварийной работы.
Пассивная безопасность (внутренняя и внешняя) — свойство автомобилей уменьшать тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий. Пассивную безопасность автомобилей обеспечивают высокая прочность пассажирского салона, практически исключающая его деформации при авариях, ремни безопасности, быстронадувные подушки безопасности, травмобезопасное рулевое управление, подголовники, безопасные стекла, безопасное внутреннее оборудование кузова, уменьшающее травмирование водителя и пассажиров, безопасная внешняя форма кузова, уменьшающая травмирование пешеходов.
Экологическая безопасность — свойство автомобилей снижать вред, наносимый в процессе эксплуатации пассажирам, водителю и окружающей среде.
«Читайте далее-Грузовой подвижной состав»
«Классы легковых автомобилей»
«Седельный тягач»
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИЛИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ?
Прилагательное специальный впервые было зафиксировано в Новом словотолкователе Н.Яновского в 1806 г. Как и многие другие прилагательные абстрактного характера, оно было заимствовано из латинского языка. Во всех толковых словарях нашего времени (начиная со Словаря Ушакова) у этого слова выделяются два значения. Приведем толкование, содержащееся в БАС и МАС (в скобках, как и раньше, указываем существительные, употребляемые с этим словом в указанных двух словарях):
1. Предназначенный исключительно для чего-л.; имеющий особое назначение, особый (С. станки, костюм, поезд, задание, заказ и др.).
2. Относящийся к какой-л. отдельной отрасли науки, техники, искусства; предназначенный для специалистов этой отрасли (С. статьи, образование, учебное заведение, термины).
Приведенное толкование представляется нам в целом несколько громоздким, а выделение второго значения – недостаточно оправданным и искусственным, поскольку граница между этими значениями весьма условна. По нашему мнению, в этом случае речь может скорее идти о выделении оттенка основного лексического значения. Исходя из этого мы предлагаем сформулировать значение прилагательного специальный следующим образом: «Особый, предназначенный для какой-л. определенной цели; относящийся к отдельной области, отрасли чего-л., присущий той или иной специальности». Такое толкование, на наш взгляд, является более точным и компактным и вполне отвечает современному употреблению этого слова.
Рассматриваемое прилагательное сочетается с очень широким кругом существительных, как конкретных, так и абстрактных: автобус, бригада, вагон, гостиница, группа, диета, журнал, задание, заказ, закон, инструменты, исследование, командировка, комиссия, корреспондент, костюм, курс (обмена валюты), лечение, мероприятие, механизм, наблюдение, обслуживание, одежда, операция, организация, подразделение, поезд, поликлиника, помещение, помощник, поручение, правила, представитель, прибор, приглашение, программа, проект, пропуск, раздел, разрешение, рейс, самолет, станок, стоянка, тренировка, ферма, фирма, фонд, школа, экспедиция; образование, учебное заведение, литература, курс лекций, семинар, симпозиум, методика, терминология и т.д. Приведем примеры:
Специальная комиссия пока не раскрыла все военные секреты Багдада (Сегодня. 1994. 16 июня); Для полноценного функционирования агентства нужен специальный закон (Итоги. 1999. № 10); Участникам спектакля выдавались специальные пропуска (Г.Вишневская. Галина); Припарковав машину на специальной стоянке, мы вошли в огромный холл (Т.Полякова. Я – ваши неприятности); Были посланы специальные экспедиции на поиски людей в малоизвестные места Каракумов (Аргументы и факты. 1994. № 27); Муклевич имел специальное морское и техническое образование (Сегодня. 1994. 7 июня); Кабинет Синицына был заставлен стеллажами со специальной литературой и папками с документами (М.Серова. Всем назло).
Как видно из сравнения приведенных примеров, какой-либо четкой, «непроходимой» границы между основным значением прилагательного специальный и его оттенком не существует, поскольку последний как бы перекрывается первым, растворяется в нем. По существу, здесь имело бы смысл говорить лишь об уточнении в ряде случаев указанного обобщающего значения и об актуализации некоторых его скрытых нюансов.
Интересно отметить и такое явление. Многие словосочетания с прилагательным специальный, как и сочетания со словом туристический (см. нашу статью в газете «Русский язык» № 31/2000), за счет семантического стяжения превращаются в сложные слова, так называемые универбы. Однако если образование универбов со словом туристический (например, турбюро, турзаявка) – процесс активный, характерный для наших дней, то возникновение и функционирование многочисленных универбов с морфемой спец. (спецпаек, спецбуфет, спецателье, спецполиклиника, спецтюрьма, спецхран и мн. др.) – яркая примета советского времени. Большинство таких советизмов перешли из активного словарного запаса в пассивный и становятся историзмами. Исключением являются лишь слова, в которых морфема спец. имеет следующее значение: «специальный, предназначенный для выполнения особых задач или особо трудных заданий». Это значение актуально и для наших дней. Сюда относятся, например, такие сложные слова: спецгруппа, спецотряд, спецназ (отряд специального назначения в системе Вооруженных сил РФ, МВД и ФСБ), спецподразделение, спецрейс, спецслужбы. Все эти слова широко употребляются в современных средствах массовой информации. Кроме того, в современной разговорной речи часто встречаются и такие весьма привычные сокращения: спецкурс, спецсеминар (в вузах), спецподготовка (обучение студентов на военных кафедрах вузов), спецодежда, спецшкола (школа с углубленным изучением иностранного языка или других школьных дисциплин, а также школа для детей с умственными или физическими недостатками).
В отличие от прилагательного специальный его пароним специализированный (причастие, употребляемое в качестве прилагательного) появился в русском языке сравнительно поздно – впервые зарегистрирован в Словаре Ушакова в 1940 г. БАС дает следующее толкование этому слову: «Предназначенный для работы или использования в какой-л. одной узкой области, отрасли; имеющий специальное, особое назначение». Круг существительных, сочетающихся с этим словом, значительно уже, чем со словом специальный: агентство, ателье, бригада, булочная, выставка, журнал, издание, клиника, магазин, мастерская, предприятие, санаторий, транспорт, ученый совет, ферма, фирма и др. Например:
Специализированные булочные работают, как правило, с реализации (Моск. комсомолец. 1997. 2 декабря); Нужно проводить специализированные выставки сибирских кошек с большим числом участников (Друг. 1999. № 1); «Эксперт» вначале был журналом скорее экономическим, специализированным изданием (Мир за неделю. 1999. № 11); В 1993 г. уже пять торговых фирм имели специализированные магазины (Итоги. 1999. № 44); фотографии нашего любимца (кота Лелика) печатали в специализированных журналах (Работница. 1998. Октябрь).
Несмотря на некоторое неизбежное сходство в толковании рассматриваемых паронимов, между ними имеется тем не менее существенное различие как с точки зрения их значения, так и сочетаемости. Прилагательное специальный в отличие от его паронима специализированный обладает очень широкой сочетаемостью с существительными (см. выше) и используется для выделения какого-либо лица, предмета (в грамматическом смысле слова) или действия из ряда себе подобных. При этом имеется в виду их целевое предназначение или принадлежность к определенной (но достаточно широкой) области человеческой деятельности.
Что же касается паронима специализированный, то он, имея значительные ограничения в лексической сочетаемости, выступает, как правило, в качестве определения к существительным, обозначающим сферу трудовой деятельности человека (например, магазин, ателье, журнал и др.), причем в этом случае указанная деятельность обязательно характеризуется весьма узкой направленностью, т.е. специализацией. Именно поэтому существительные, легко сочетающиеся со словом специальный (например, костюм, прибор, статья, механизм, пропуск, корреспондент, разрешение), не могут употребляться с прилагательным специализированный.
В то же время надо отметить и другую закономерность: существительные, сочетающиеся со словом специализированный, могут обычно употребляться и со словом специальный, образуя при этом паронимические словосочетания. Сравним несколько таких словосочетаний, смысловое различие между которыми вполне ощутимо. Так, например, когда мы употребляем словосочетания специальный магазин, специальный санаторий, специальное ателье, то имеем в виду, что эти учреждения носят закрытый характер и предназначены для избранного, привилегированного круга людей. С другой стороны, словосочетания специализированный магазин и специализированное ателье означают, что там продают или шьют только определенный вид изделий – мужскую верхнюю одежду, женское платье, изделия из меха, обувь, головные уборы и т.д. А сочетание специализированный санаторий употребляется тогда, когда речь идет о лечении заболеваний той или иной группы – сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных, урологических.
Аналогичным образом можно провести разграничение словосочетаний (и, естественно, стоящих за ними понятий) специальный журнал (в знач.: «периодическое издание») и специализированный журнал. Специальный журнал обычно адресован более широкой аудитории, чем специализированный журнал. Каждый читатель выбирает для себя тот или иной специальный журнал исходя из своих интересов и увлечений, а не узкопрофессиональных потребностей. Так, издаются специальные журналы для детей («Мурзилка»), для женщин («Мир женщины», «Работница»), для мужчин («Мужской клуб», «Андрей»), для семейного чтения («Домовой», «Вояж и отдых»), для любителей русского языка («Русская речь»), для любителей собак и кошек («Друг») и т.д. Но есть и специализированные журналы: «Вопросы языкознания», «Стоматология», «Металловедение» и др., предназначенные для сравнительно узкого круга специалистов.
Ввиду семантической близости рассматриваемых прилагательных встречаются случаи ошибочного употребления слова специализированный вместо специальный. Рассмотрим три примера из периодических изданий: «Дети, страдающие этими редкими заболеваниями, нуждаются в специализированном питании либо многие годы, либо всю жизнь» (Известия. 1994. 28 июня); «На Западе имеются специализированные институты для глухих, но у них нет такой практики, как у нас» (Мир за неделю. 1999. № 10); «Пытался устроиться на работу при помощи специализированных изданий, публикующих информацию о вакансиях» (Итоги. 1999. № 10).
В этих предложениях, вероятно, было бы правильнее написать: «нуждаются в специальном питании» (по аналогии: «нуждаются в специальной диете»), «имеются специальные институты» (по аналогии: «имеются специальные школы») и «при помощи специальных изданий, поскольку издания, о которых идет речь, не являются научными и публикуют информацию не для специалистов какой-либо одной узкой области, а для представителей разных специальностей, ищущих работу. Впрочем, грань, разделяющая такие случаи, является весьма тонкой и не всегда очевидной с первого взгляда. Надеемся, что предложенные нами принципы разграничения указанных паронимов помогут избежать таких ошибок.
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ АВТОМОБИЛИ
Специализированные автомобили. Они создаются, как правило, на основе базовых моделей общетранспортного назначения, поэтому основные параметры базовой модели — максимально допустимая полная масса, мощность двигателя, допустимые нагрузки на оси, колесная формула, число осей — являются определяющими для специализированного автотранспортного средства. Полная масса и нагрузка на оси специализированного автотранспортного средства не должны значительно превышать соответствующих значений базовой модели, а максимальная масса перевозимого груза при этом может отличаться на величину разности снаряженных масс специализированного автотранспортного средства и базовой модели. Верхний предел допустимой полной массы для всех последующих технически усовершенствованных модификаций должен быть близким к полной массе базовой модели. Такая регламентация основных параметров специализированного автотранспортного средства обеспечивает соответствие его тягово-динамических качеств аналогичным качествам, заложенным в базовой модели автомобиля.
Для обеспечения сохранности перевозимого груза, удобства погрузки и разгрузки специализированные автотранспортные средства оборудуют отопительно-вентиляционными или холодильными установками, погрузочно-разгрузочными устройствами (гидрокранами, гидроманипуляторами, лебедками, грузоподъемными бортами) и другим специальным и вспомогательным оборудованием.
В нашей стране применяются следующие виды специализированных автомобилей:
- • самосвалы для строительных и сельскохозяйственных грузов;
- • фургоны для перевозки промышленных и продовольственных товаров, хлебобулочных изделий, мебели, почты, бумаги, скота, инкубационных яиц, птицы;
- • изотермические фургоны и рефрижераторы для скоропортящихся грузов;
- • цистерны для нефтепродуктов, битума, цемента, технической воды и воды для пастбищ, сахара, муки, зерна, молока;
- • контейнеровозы;
- • лесовозы;
- • металловозы для длинномерного проката;
- • тяжеловозы для неделимых крупногабаритных грузов и т.д. Специальные автомобили. Данные автомобили могут создаваться
как на базе автотранспортных средств общетранспортного назначения или специализированных автотранспортных средств, их деталей и узлов, так и на базе специальных шасси с соответствующей компоновкой.
Специальные автотранспортные средства могут иметь следующие отличные от базовых моделей эксплуатационные параметры: максимальную скорость транспортирования, габаритные размеры, устойчивость, маневренность и др.