0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Специальный или специализированный. Классификация автомобилей: специальные автомобили

Специальный или специализированный. Классификация автомобилей: специальные автомобили

Уже само название – специальный транспорт, подразумевает уникальность данного типа транспортных средств. Практически любой автомобиль, используемый для особых целей, отличается от «гражданских» аналогов внутренним содержимым (особый двигатель, интерьер салона, дополнительное оборудование), а некоторые из специальных транспортных средств выделяются еще и необычным внешним видом.

Можно дать формальное определение специального транспорта:

Специальный транспорт — это специальным образом оборудованные транспортные средства, предназначенные для решения конретных задач.

Классическим примером специального транспорта является автомобиль, который используется в деятельности «силовых» структур государства: правоохранительных органов, служб разведки и контрразведки, служб спасения и прочих военизированных формирований.

Виды специального транспорта:

Полицейский транспорт

Первым образцом специального транспорта была полицейская дрезина, сконструированная в 1899 году инженером Франком Лумисом. Заказчиком этого необычного транспорта стало полицейское управление города Акрон (США, Аризона). В качестве основы была использована «гражданская» вагонетка, оснащенная электрическим агрегатом. Запас хода этого устройства равнялся 30 километрам, а максимальная скорость доходила до 25 км/час. В качестве специального оснащения использовались носилки, предназначенные для транспортировки раненых (или особо буйных) пассажиров от места происшествия до полицейской дрезины.

С тех пор, практически все транспортные средства полиции (или милиции) унаследовали главные принципы конструкции первого образца специального транспорта – «гражданскую» основу специального авто, присутствие особого инвентаря или оборудования «на борту» автомобиля, наличие цветовой маркировки на корпусе, позволяющей идентифицировать этот транспортное средство, как полицейский автомобиль (грузовик, снегоход, мотоцикл, автобус и так далее).

Современный полицейский автомобиль, как правило, создается на усиленной платформе гражданского авто. Особую, «полицейскую» версию выпускают только Ford и GM или подобные им гиганты автоиндустрии. Разумеется, гражданский автомобиль требует доводки ходовой части, усиления двигателя и установки дополнительных приспособлений – средств дальней связи, медицинского оборудования, креплений под оружие. Часть салона отводится под своеобразную КПЗ на колесах. Немалым плюсом для полицейского авто является объемный багажник, способный вместить дополнительное оборудование – средства для блокирования нарушителей, особую аппаратуру для фиксации нарушений.

В качестве автомобиля-донора могут использоваться самые разные классы транспортных средств – от спортивного автомобиля до тяжелого внедорожника или микроавтобуса. Последний вариант предпочитают спецподразделения полиции, поскольку внутри вместительного микроавтобуса очень легко упрятать скрытую точку наблюдения или просто использовать объемный салон для транспортировки к месту происшествия группы спецназа, оснащенного массивным вооружением или оборудованием.

Транспорт структур отвечающих за контрразведывательную деятельность (или разведку) отличается от полицейских автомобилей внешней незаметностью в гражданском транспортном потоке. Такие машины не выделяются особой маркировкой или специальными сигналами, поскольку они предназначены для проведения операций, сокрытых от общего внимания. Но этот транспорт тоже относится к категории специальных автомобилей, поэтому под «обычным» корпусом, неотличимым от гражданского аналога, скрыта особая начинка.

Именно спецслужбы предпочитают исключительно внутреннюю доводку автомобиля. Чаще всего на серийную машину устанавливают форсированный двигатель, средства связи и слежения. Иногда проводят бронирование стекол и корпуса. Из всех образцов специального транспорта именно автомобили спецслужб имеют самый обыденный внешний вид. Очень часто обычные водители даже не догадываются о том, какая машина двигается по соседству, предполагая, что машины контрразведчиков и шпионов выглядят следующим образом:

Транспорт службы спасения. Скорая помощь. Пожарные автомобили.

Совершенно иные задачи решаются при помощи транспортных средств служб спасения и устранения аварий. В отличие от машин контрразведчиков и шпионов, автомобили МЧС, пожарной службы, «Скорой помощи» и прочих аналогичных структур сияют в общем транспортном потоке, как новогодняя елка. Кричащая расцветка, обилие специальных сигналов, как визуальных, так и звуковых, демонстрируют принадлежность этих автомобилей к отдельной касте транспорта, используемого в особых случаях, не терпящих промедления и задержки. Но специальный транспорт служб спасения отличается не только пестрым колером ЛКП – под кричащими цветами прочного корпуса скрыты очень сложные механизмы и устройства, позволяющие решить любую проблему.

Читать еще:  Что будет если в двигатель залить бензин. Что будет, если дизельный автомобиль заправить бензином? А если вместо дизеля бензин – что делать

Именно эти модели специального транспорта можно назвать по-настоящему уникальными. Например, «Скорая помощь» — внешне простой автомобиль, который можно выделить в общем потоке транспорта только по особой расцветке корпуса и «люстрам» спецсигнала. Но эта простота обманчива. За стандартным корпусом микроавтобуса скрывается особый комплект оборудования, позволяющий начать лечение или комплекс реанимационных мероприятий уже в дороге.

Рядовые граждане даже не знают, что существует более десятка вариаций комплектации автомобилей «Скорой помощи», которые различаются по разновидностям оказываемой помощи. Существует психиатрическая, акушерская, неврологическая, педиатрическая, кардиологическая «Скорая помощь».

Автомобили МЧС и пожарной охраны комплектуются не меньшим количеством спецсредств. Однако, в отличие от «Скорой помощи», у транспорта МЧС все «фишки» конструкции заметны издалека. Например, пожарная автолестница – этот вариант специального транспорта невозможно перепутать с другим автомобилем. Ведь ни у одного военного, гражданского или полицейского авто нет главного отличительного принципа – огромной раздвижной лестницы.

Первые образцы подобной техники появились в 1951 году. Современные автолестницы способны «дотянутся» до высоты 60 метров. Основой для автолестниц, как правило, служат шасси и рамы грузовых автомобилей.

Не менее оригинальный вид имеет и классический пожарный автомобиль, укомплектованный цистерной, насосной станцией, гидростволом на лафете и прочими приспособлениями, предназначенными для борьбы с огнем.

Отечественные конструкторы являются авторами, пожалуй, самого большого пожарного автомобиля – АА-60(543), предназначенного для борьбы с пожарами на аэродромах.

Этот «монстр», основанный на шасси тяжелого, восьмиколесного тягача МАЗ-543, способен транспортировать более 10 тон воды и около тонны специальной порошкообразной взвеси.

Специальные грузовики. Автомобили инкассаторов.

Отдельной категорией специального транспорта являются бронированные грузовики, автобусу или автомобили, предназначенные для транспортировки чрезвычайно вредных и опасных веществ. К этой же категории можно отнести транспорт инкассаторов.

Опасные грузы перевозятся в специально подготовленном кузове, исключающем контакт вредного вещества (или тары с вредным веществом) и окружающей среды. Поэтому наиболее интересной деталью специальных грузовиков или тягачей является такой кузов (или прицеп). Существуют крытые грузовые отсеки, цистерны, термические контейнеры и прочее.

Главная задача этих контейнеров состоит в защите окружающей среды от их содержимого.

Автомобили инкассаторов предназначаются для диаметрально противоположной цели – защиты содержимого от окружающей среды. Для этого используют подготовленные шасси от микроавтобусов и особый – «бронированный» корпус.

По большому счету автомобиль инкассаторов является гибридом передвижного сейфа и полицейского транспорта. Внутри бронированного корпуса, отделенного от водительской части, обязательно дежурит группа вооруженных людей. Поэтому помимо места «под сейф» в машине инкассаторов должны предусматриваться и места «для пассажиров», что увеличивает объем кузова. По техническому обеспечению машина инкассаторов не уступает иным полицейским авто. В таком специализированном транспортном средстве обязательно присутствуют средства связи, спутниковый маячок, и особое оборудование, активируемое в экстренных ситуациях. Именно эта особенность «строения» инкассаторского автомобиля заставляет говорить о нем, как об идеальном специальном транспортном средстве.

Проверка специальных транспортных средств и их оборудования

Специальный автомобиль (прицеп) — это автомобиль (прицеп), который по конструкции и оборудованию предназначен для выполнения специальных рабочих функций или перевозки грузов определенных категорий.

Специальный легковой автомобиль — это легковой автомобиль, который имеет специальное оборудование, например счетчик, пульт связи, броню и т.д. К таким автомобилям относятся автомобиль скорой помощи, автомобиль для инкассации денежной выручки и перевозки ценных грузов, такси и т.п.

Специальный автобус — это автобус, который имеет специальное оборудование и предназначен в основном для перевозки пассажиров определенных категорий или определенных профессий. К таким автобусам относятся, например, автобус для перевозки инвалидов, катафалк и т.п.

Специальный грузовой автомобиль — это грузовой автомобиль, оборудованный средствами самопогрузки-саморазгрузки или другим специальным оборудованием и(или) предназначенный для перевозки грузов определенных категорий. К таким автомобилям относятся, например, автокран, автобетоносмеситель, автоцистерна.

Подтип «специальный» присваивается транспортному средству при регистрации и указывается в его регистрационных документах.

Специальное оборудование может быть установлено непосредственно на шасси (раме), в кузове (салоне), кабине или снаружи транспортного средства.

На раме (шасси) может быть установлено такое оборудование, как подъемный кран, автовышка, цистерна, буровая установка, бетоносмеситель и т.п. В кузове (салоне) могут быть установлены средства самопогрузки-саморазгрузки (манипуляторы, консольные и портальные краны, гидравлические подъемники и борта), технологическое оборудование (мотор-генераторы, радиостанции, ремонтные мастерские, медицинское оборудование, средства жизнеобеспечения, измерительные средства и т.п.), специальные средства для перевозки определенных категорий грузов и пассажиров (кассеты, бункера, специальные сиденья и поручни, средства крепления и т.п.). В кабине транспортного средства размещаются отдельные виды измерительного оборудования для обеспечения непрерывного контроля параметров водителем или сопровождающим лицом во время движения, а также таксометры, средства оперативной связи, громкоговорители, кассовые аппараты и специальные средства управления. Снаружи транспортного средства размещаются, как правило, специальные световые сигналы, осветительное оборудование, динамики громкоговорителей, антенны и т.п.

Читать еще:  Должностные обязанности водителя почтового автомобиля. Должностная инструкция водителя, должностные обязанности водителя, образец должностной инструкции водителя

Применение легковых автомобилей в качестве специальных не всегда связано со стационарной установкой на них какого-либо специального оборудования, поэтому в целях упорядочения эксплуатации таких транспортных средств в Республике Беларусь Советом Министров утвержден Перечень специальных легковых автомобилей. Данный перечень содержит описание специальных функций, выполняемых такими автомобилями, а также отличительных особенностей, которые они должны иметь.

Нормативные требования к специальным транспортным средствам

Требования к дополнительному оборудованию специальных транспортных средств отражены в ряде государственных стандартов, которые применяются при их изготовлении и сертификации.

При проверке технического состояния транспортных средств могут использоваться, в частности, следующие стандарты: ГОСТ 12.2.004-75, ГОСТ 12.4.026-76, ГОСТ 12.2.040-79, ГОСТ 19173-80, ГОСТ 9218-86, ГОСТ 23647-87.

Общие требования

В Республике Беларусь специальные легковые автомобили должны иметь отличительные особенности, изложенные в Перечне специальных легковых автомобилей.

Специальные транспортные средства, не относящиеся к легковым, а также установленное на них оборудование должны отвечать следующим требованиям:

  • дополнительное оборудование должно быть надежно закреплено на раме транспортного средства, а при наличии на оборудовании инструмента и приспособлений они должны быть надежно закреплены в предусмотренных для этого местах, не выступая за габариты транспортного средства
  • оборудование не должно иметь значительных внешних повреждений, должно быть окрашено и иметь опрятный внешний вид

Требования к цветовому оформлению подъемно-транспортного оборудования

Элементы подъемно-транспортного оборудования, площадок грузоподъемников, поворотных платформ, рабочих органов элементов грузоподъемных кранов должны быть окрашены в желтый цвет. Предупредительная окраска этих объектов должна быть выполнена в виде чередующихся полос (наклоненных под углом 45.60°) шириной 30.200 мм желтого сигнального и черного цвета при соотношении ширины полос 1:1. Элементы производственного оборудования малого размера окрашиваются целиком в желтый цвет.

Строение автомобиля

Классификация автотранспортных средств

Устройство современного грузового автомобиля.

Современные грузовые автомобили могут

двигаться без помощи водителя

Виды и классификация автотранспортных средств

Классификация автомобилей осуществля­ется по следующим признакам:

• вид автотранспортного средства;

• основном технический параметр

(масса, мощность или габаритные размеры);

Автомобильные двигатели, также как и тракторные могут классифицироватся по следующим признакам:

«При выборе вспомните мудрые слова, — автомобиль это не средство роскоши, а средство передвижения».

Автомобильный подвижной состав подразделяют на разновидности автомобилей:

(легковые автомобили, автобусы, пассажирские прицепы и полуприцепы)

(гру­зовые автомобили, автомобили-тягачи, грузовые прицепы и полуприцепы с универсальными или специализированными надстройками для размеще­ния груза)

— специальный (скорая помощь, милиция, пожарная автомобили)

— специализированный (прицепы и полуприцепы с уста­новленным специальным оборудованием, имеющие технологическое или другое назначение и выполняющие различные, преимущественно нетранспортные, работы)

Пассажирские автомобили (вместимость до восьми человек, включая водителя) называются легковыми, свыше 8 человек автобусом.

После изучения классификации автотранспортных средств обратите внимание на компоновочные схемы автомобилей, что даст общие понятия о компоновке механизмов и агрегатов на автомобиль и поможет вам разобраться в устройстве автомобиля.

Классификация автотранспортных средств, легковых автомобилей, разновидности кузова автомобиля

Легковые автомобили по рабочему объему цилиндров двигателя делится на следующие классы:

• особо малый (до 1,2 л);

• средний (1,83,5 л);

• большой (3,5 л и более);

• высший (не регламентируется).

Автобусы подразделяются по габаритным размерам, — длине на следующие классы:

• особо малый (до 5 м);

• особо большой (16,5 и более метров).

Классификация грузовых автомобилей с бортовой платформой определяется по грузоподъемности:

• особо малый (менее 1т);

• особо большой (15—26 т);

• сверх особо большой (свыше 26 т).

Специальные автомобили выполняют преимущественно нетранспорт­ные работы. К ним относят пожарные автомобили, автолавки, автомобили с компрессорными, буровыми установками, автокраны, уборочные, авто­мобили скорой медицинской помощи.

Специализированные автомобили учитывают специфику груза (сыпу­чие, жидкие, крупногабаритные и т. д.). К ним относятся: самосвалы, фур­гоны, цистерны, панелевозы, контейнеровозы и т.д.

Читать еще:  Легендарные американские автомобили: десять красивых классических автомобилей. Советские автомобили Американские машины 70 80 годов марки

Автомобили дня буксирования прицепов и полуприцепов называются автомобилями-тягачами.

Автомобиль-тягач или стандартный грузовой автомобиль вместе с од­ним или несколькими прицепами образуют автопоезд.

По приспособленности к дорожным условиям различают автомобили обычной и повышенной проходимости.

Автомобили по общему числу колес и ведущих колес обозначают колесной формулой, где первая цифра — число колес автомобиля, вторая чис­ло ведущих колес.

Каждое сдвоенное ведущее колесо считается как одно целое. Например, колесной формулой 4×2 обозначен двухосный автомобиль с одной ведущей осью (ЗИЛ-431410), 6×6 — трехосный автомобиль со всеми веду­щими осями (ЗИЛ-131), 6×4 — трехосный автомобиль с двумя ведущими осями (КамАЗ).

По роду потребляемого топлива и типу двигателя автомобили подразде­ляются на бензиновые, дизельные, работающие на альтернативных топливах (газогенераторные, газобаллонные, электрические (электромобили), па­ровые, газотурбинные, а также автомобили с комбинированными силовы­ми установками, например двигатель внутреннего сгорании (ДВС) электрический двигатель.

Каждой модели автомобиля (прицепа, полуприцепа) присваивается ин­декс, состоящий из четырех цифр.

Первая цифра обозначает класс автомобиля (прицепа, полуприцепа), по рабочему объему двигателя для легковых автомобилей, по длине для ав­тобусов и по полной массе для грузовых автомобилей.

В основу деления классов на виды положен признак эксплуатационно­го назначения автомобиля. Установлены следующие виды автомобилей (прицепов, полуприцепов) по второму знаку четырехзначного цифрового индекса модели:

3 _ грузовые бортовые;

4 — седельные тягачи (резерв);

Третья и четвертая цифры обозначают номер базовой модели.

Классификация специальных автомобилей

Сегодня транспортные средства выполняют различные сложные задачи, которые не ограничиваются только перевозкой грузов или пассажиров. Они еще и предназначены для целого ряда вспомогательных работ. Для их выполнения применяются специализированные транспортные средства.

В настоящее время автомобильный парк представлен множеством видов и моделей. В основном, это автомобили для решения повседневных задач, то есть грузопассажирских перевозок. Также существуют ТС, предназначенные для решения функций статусного характера: к таким автомобилям относятся «дома на колесах». Но существуют сферы деятельности, в которых необходимо, чтобы транспортное средство, помимо своих основных функций подходило для выполнения узкопрофильных задач. В таких случаях, как правило, используют специальные автомобили.

Классификация специальных автомобилей регулируется государственным стандартом. Согласно этому нормативу, спецтранспортом считается транспортное средство, предназначающееся для грузовых и пассажирских перевозок, сопряженных с исполнением специальных функций, при которых наличие специализированного кузова и оборудования считается обязательным условием. К таким ТС относятся:

  • Спецтранспорт Министерства чрезвычайных ситуаций;
  • Автомобильные краны и бурильные установки, интегрированные на шасси грузовых автомобилей;
  • Автомастерские, автолавки и термофургоны;
  • Передвижные лаборатории;
  • Вахтовый спецтранспорт;
  • Вагон-дома различных типов, установленные на коммерческий транспорт, либо вместо фургона и так далее.

В основной своей массе автомобили спецназначения выпускаются на базе обычных моделей коммерческого транспорта: грузовиках, микроавтобусах и различных фургонах. Переоборудование происходит посредством монтажа необходимого оснащения, специализированных узлов и агрегатов в кабине и грузовом пространстве автомашины. Также возможно внесение специфических модификаций в ходовую часть, кузовные элементы и в другие узлы автотранспортного средства.

Спецтранспорт представляет собой незаменимую составляющую в работе различных ведомств, имеющих высокую социальную значимость. Кроме того, подобные ТС используются для нужд министерства обороны. Без этих транспортных средств была бы невозможна работа медицинской, пожарной службы и полиции. Кроме того, подобный автотранспорт может применяться при ЧС, а значит такие показатели как качество, безопасность, прочность и конструктивность должны быть на высшем уровне.

Специальные автомобили от ЗАО «Спецавто»

На сегодняшний день спецтранспорт имеет достаточно широкий модельный ряд, чтобы была возможность подобрать ТС для выполнения самых различных функций. Вот самые распространенные разновидности специализированных автомашин, выпускаемых на ЗАО «Спецавто»:

  • Вахтовые автомашины.
  • Автомобильные мастерские.
  • Аварийно-спасательные автомобили.
  • Различные фургоны, предназначенные для перевозки грузов.
  • Автомобили «Охотник» — отличная модель, подходящая для путешествий, а также охоты и рыбалки.
  • Спецмашины для жизнеобеспечения — пригодны, как для работы, так и для проживания сотрудников.
  • Изотермические и промтоварные фургоны на раме коммерческого автотранспорта.
  • Пожарный спецтранспорт.
  • Спецтранспорт МЧС и министерства обороны.

Чаще всего специализированный автотранспорт строится на раме автомобилей отечественного и зарубежного производства. Этот автотранспорт отвечает высоким стандартам качества, надежности и проходимости.

Помимо специализированного автотранспорта ЗАО «Спецавто» наладило производство блок – контейнеров, вагон-домов, модульных зданий.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector