Классификация автомобилей: специальные автомобили. Транспортные средства: классификация
Лекция 2. Классификация легковых автомобилей
Классификация двигателей
Классификация легковых автомобилей
Классификация грузовых автомобилей
Автомобильного транспорта
Классификация подвижного состава
Подвижной состав автомобильного транспорта можно классифицировать делением на транспортный и специальный.
Специальный подвижной состав предназначен для выполнения в основном нетранспортных работ, к нему относятся автомобили со специальными кузовами: автокраны, пожарные и коммунальные автомобили, санитарные, автомастерские;, спортивные автомобили; прицепы и полуприцепы (не транспортные).
Транспортный состав делится на грузовой и пассажирский.
К пассажирскому подвижному составу относятся легковые автомобили, автобусы. Пассажирские прицепы и полуприцепы можно классифицировать и как грузопассажирский состав.
К грузовому подвижному составу относятся грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы, тягачи, специализированные автомобили для перевозки различных грузов (самосвалы, цистерны, контейнеровозы и т.п.).
Грузовые автомобили классифицируются следующим образом:
по назначению: общего назначения (перевозят любые не жидкие грузы, а жидкости – только в специальной таре, кузов – платформа с бортами) и специализированные (предназначены для перевозки определенных типов грузов: различные цистерны, самосвалы, для перевозки скота и т.п.);
по проходимости: обычной (дорожной, для дорог с асфальтобетонным покрытием), наиболее распространены повышенной и высокой проходимости (для бездорожья или тяжелых дорожных условий);
по приспособленности к климатическим условиям: автомобили для умеренного , холодного (северного) и жаркого (тропического) климата; автомобили для холодного и жаркого климата выпускаются на базе автомобилей для умеренного климата;
по характеру использования: одиночные и тягачи (автопоезда). Автопоезд – это грузовой автомобиль с одним или несколькими прицепами (или полуприцепами).
Обозначения (индексы). Применяемые для базовых моделей грузовых автомобилей, состоят из обозначения завода-изготовителя и четырех цифр, первая из которых обозначает класс автомобиля,вторая – вид автомобиля, а две последние – номер модели (от 01 до 99).
Различается семь классов грузовых автомобилей (в зависимости от полной массы автомобиля) таблица 1.1
Таблица 1.1 Класс грузового автомобиля от массы
Для обозначения вида грузового автомобиля используются следующие цифры таблицы 1.2
Таблица 1.2 Цифра вида грузового автомобиля
Например, запись ЗИЛ – 4314 означает, что завод-изготовитель ЗИЛ, его масса от 8,0 до 14,0 т, платформа бортовая, модель 14.
Общее число колес: n и число ведущих колес m указывается колесной формулой nхm, например запись 6х4 означает, что общее число колес – 6, ведущих – 4.
Легковые автомобили (вместимость не более 8 человек) классифицируются: по рабочему объему двигателя, по массе неснаряженного автомобиля (т.е. без водителя, пассажира, топлива, охлаждающей жидкости, инструмента, запасного колеса) , в соответствии с таблицей 1.3
Таблица 1.3 Индексы классификации легковых автомобилей
Выпускаются легковые автомобили дорожной и повышенной проходимости.
Обозначения базовых моделей легковых автомобилей состоят из названия завода изготовителя, затем индекса, соответствующего рабочему объему двигателя (первые две цифры), последние две цифры – номер модели. Например, запись ВАЗ 2105 означает, что завод-изготовитель ВАЗ, относится к малому классу с объемом двигателя от 1,1 до 1,799 л, модель – 05. Для обозначения модификаций к этой записи добавляется пятая цифра.
Автобусами считаются автомобили, вмещающие более восьми человек (включая водителя). Они классифицируются:
по назначению: городские (внутригородские и пригородные), местного сообщения (перевозка пассажиров по области), междугородние и туристические;
по форме кузова: бескапотные (или вагонного типа), длина кузова увеличена и сам кузов выполнен из двух или трех шарнирно соединенных частей), капотные и короткокапотные;
по расположению двигателя: возможно переднее или заднее расположение двигателя, бываютдвигатели с противолежащими цилиндрами (расположены между лонжеронами рамы);
по колесной формуле: полноприводные (4х4,6х6) и неполноприводные (4х2, 6х4, 8х4);
по пассажировместимости: в зависимости от длины существует пять классов пассажировместимости, таблица 1.4
Таблица 1.4 Классификация автобусов по пассажировместимости
по этажности: одноэтажные, 1 ¼ – этажные (окно и крыша приподняты над частью кузова), полутораэтажные (надстройка в виде этажа в задней части кузова) двухэтажные;
по герметизации кузова: закрытые и открытые кузова.
Этажность и герметизация считаются особенностями устройства кузова.
Обозначения базовых моделей автобусов состоят из названия завода-изготовителя, затем цифры, соответствующей классу (в зависимости от длины), второй цифры – вид, двух последних – номер модели. Например, запись ЛиАЗ – 5256 означает, что завод-изготовитель – Ликинский автобусный завод, машина относится к пятому классу (большие автобусы) с длиной от 10,5 до 12,0 м, цифра 2 означает вид – автобус, а номер модели 56.
Автобусы создаются на основе базовых грузовых автомобилей, в которых применены специальные автобусные агрегаты (задние мосты, коробки передач и т.д.).
Двигатель является одной из трех основных частей автомобиля. Большое разнообразие самоподвижных систем и выполняемых ими функций обусловило создание значительного количества разнообразных двигателей. Все существующие двигатели можно классифицировать:
по способу смесеобразования: различаются двигатели с внутренним смесеобразованием (дизели, воспламенение при соприкосновении с нагретым в цилиндре воздухом) и внешним смесеобразованием (газовые и карбюраторные имеют принудительное зажигание от электрической искры), то есть, горючая смесь образуется соответственно внутри или вне цилиндров двигателя;
по способу выполнения рабочего цикла различаются двух- и четырехтактные двигатели;
по числу цилиндров различаются одноцилиндровые, двухцилиндровые и многоцилиндровые двигатели;
по расположению цилиндров существуют двигатели с расположением цилиндров в один ряд(вертикально или наклонно) и с расположением цилиндров под углом (V – образные двигатели);
по способу охлаждения: двигатели имеют воздушное или жидкостное охлаждение;
по виду применяемого топлива различаются бензиновые (воспламенение смеси электрической искрой), газовые (воспламенение смеси электрической искрой), дизельные (самовоспламенение смеси от высокой температуры или давления), многотопливные (самовоспламенение смеси от высокой температуры или давления) газодизельные двигатели.
Обозначения двигателей состоят из аббревиатуры завода изготовителя, далее стоит цифра, соответствующая классу двигателя (таблица 1.5), вторая и третья цифры – порядковый номер базовой модели (для дизелей начинается с 40). Следующая цифра – номер модификации (если имеется). Затем после точки ставится 10 – цифровое обозначение группы двигателей. Например, запись ЗМЗ-4063.10 означает, что завод изготовитель – Заволжский моторный завод, класс – 4(т.е. диапазон рабочего объема от 1,8 до 4,0 л), порядковый номер базовой модели – 06, модификация – 3, двигатель – 10.
Для обозначения деталей и узлов, составляющих двигатель, к обозначению двигателя добавляются еще пять цифр: две первые из них – номер типовой (сборочной) подгруппы (например, 11 – смазочный насос), последние три – номер детали по каталогу.
Таблица 1.5 Классификация двигателей для автомобилей
Классификация транспортных средств
Классификация транспортных средств – это распределение различных автомобилей на группы, классы и категории. В зависимости от типа конструкции, параметров силовой части, назначения или особенностей, которые имеют те или иные транспортные средства, классификация предусматривает несколько таких категорий.
Транспортное средство (ТС) — это техническое устройство для перевозки людей и/или грузов. В отличие от грузоподъёмных и подъёмно-транспортных устройств, транспортные средства используют, как правило, для перевозки на относительно дальние расстояния.
Согласно классификатору типов транспортных средств международной перевозки, прицеп — это транспортное средство без двигателя, предназначенное для перевозки пассажиров или грузов, вертикальная нагрузка которого передается на опорную поверхность через колеса и которое приспособлено для буксирования автомобилем.
Подвижной состав автомобильного транспорта в настоящее время представляет собой широкий спектр транспортных средств, различных по техническим характеристикам и назначению. В целях упорядочения классификации транспортных средств ⭐ принят ряд критериев, служащих их характерными особенностями. На основании этих особенностей транспортные средства делятся на группы, обладающие общими свойствами и характеристиками.
Для того чтобы выделить область транспортных средств, подлежащих данной классификации, был определен термин «дорожный транспорт», выделивший из всей гаммы транспортных средств те, которые эксплуатируются преимущественно на автомобильных дорогах общего пользования всех категорий. Вне данной классификации остается прочий колесный безрельсовый транспорт, который по своим массовым и размерным характеристикам не предназначен для движения по дорогам общего пользования. Это, например, карьерный транспорт, вездеходы, аэродромные и шахтные тягачи и т.п.
Согласно действующим Правилам дорожного движения в настоящее время для дорожных транспортных средств приняты следующие габаритные показатели:
- по высоте — не более 4 м от поверхности дороги
- по длине — не более 12 м для грузового автомобиля, автобуса, троллейбуса и прицепа, не более 15.18 м для сочлененного автобуса или троллейбуса
- по ширине — не более 2,60 м для транспортных средств с изотермическим кузовом, не более 2,63 м для автомобиля КрАЗ, автомобилей-лесовозов МАЗ-509А, МАЗ-543, не более 2,55 м для других транспортных средств
Общая длина автопоезда должна быть не более 20 м.
В настоящее время применяют классификацию двух видов — по типам и по категориям транспортных средств. Классификация по типам является наиболее распространенной в нашей стране, многие годы применялась на территории СССР, продолжает использоваться во многих нормативных документах, относящихся к транспортным средствам (государственных стандартах, правилах дорожного движения и т.п.). Кроме того, данная классификация применяется при регистрации транспортных средств. Схема классификации транспортных средств по типам приведена на рисунке.
Рис. Схема классификации транспортных средств по типам
В качестве критерия наиболее общего подразделения транспортных средств применяется наличие двигателя. При этом транспортные средства делятся на механические, оборудованные двигателем, и буксируемые, не оборудованные двигателем.
Механическое и одно или более буксируемое транспортное средство могут создавать комбинированное транспортное средство, которое называется автопоездом в случае, если оно состоит из автомобиля и соединенных с ним с помощью сцепного устройства одного или нескольких прицепов.
Классификация механических транспортных средств
- на автомобили
- на мототранспортные средства
- на тракторы
Автомобиль — это механическое транспортное средство, которое приводится в действие источником энергии, имеет не менее четырех колес, расположенных не менее чем на двух осях, предназначено для движения по безрельсовым дорогам и используется для перевозки людей и(или) грузов, буксирования транспортных средств, предназначенных для перевозки людей и(или) грузов, выполнения специальных работ. Этот термин распространяется также на транспортные средства, двигатели которых питаются постоянным электрическим током от подвесной контактной сети (троллейбусы), а также на трехколесные транспортные средства, снаряженная масса которых превышает 400 кг.
Под снаряженной массой понимается полная отгрузочная масса транспортного средства вместе с массой охлаждающей жидкости, смазочных материалов, жидкости стеклоомывателя, топлива (бак, наполненный не менее чем на 90 % номинальной вместимости), запасных колес, огнетушителей, стандартного набора запасных частей, противооткатных упоров, стандартного набора инструментов.
Мототранспортное средство — это одноколейное двухколесное механическое транспортное средство.
Трактор — это механическое транспортное средство, используемое для реализации напорного или тягового усилия посредством смонтированного на нем оборудования.
Классификация буксируемых транспортных средств
Прицеп — это транспортное средство без двигателя, предназначенное для перевозки пассажиров или грузов, у которого вся вертикальная нагрузка передается на опорную поверхность через свои колеса, и приспособленное для буксирования автомобилем.
Полуприцеп — это прицеп, который по своей конструкции предназначен для использования с седельным тягачом и часть полной массы которого передается на седельный тягач через седельно-сцепное устройство.
Характерным признаком подразделения автомобилей является их основное назначение. Он может служить для перевозки пассажиров или перевозки грузов (специального оборудования).
Пассажирский автомобиль — это автомобиль, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки пассажиров и багажа с обеспечением необходимого комфорта и безопасности. При этом пассажирский автомобиль с числом мест для сидения не более девяти, включая место водителя, называется легковым, а более девяти — автобусом.
Для перевозки грузов применяется грузовой автомобиль. Если шасси грузового автомобиля используется для перевозки специального оборудования (автокран, автовышка, буровая установка и т.п.), определенного груза (автоцистерна, автобетоносмеситель) или оборудовано средствами погрузки-разгрузки, то такой автомобиль относится к специальным.
Для перевозки грузов применяются также автомобили-тягачи и седельные тягачи, которые осуществляют свою функцию посредством буксирования прицепов и полуприцепов.
Имеются ряд промежуточных типов транспортных средств, характеризуемые какой-либо определенной особенностью. Так, например, одноэтажный автобус с числом мест для сидения не более 17, включая место водителя, называется микроавтобусом; автомобиль, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки пассажиров и грузов, называется грузопассажирским; прицеп, предназначенный для использования в дорожных условиях во время стоянок в качестве мобильного жилого помещения, называется караваном.
Несмотря на такие уточнения типа транспортных средств, они все равно относятся к типам автобуса, грузового автомобиля и прицепа соответственно.
Классификация транспортных средств по категориям является более определенной в плане четкости разделения транспорта по критериям и соответствует «Сводной резолюции конструкции транспортных средств» ЕЭК ООН. Именно согласно данной классификации к транспортным средствам предъявляются требования международных нормативных правовых актов.
Классификация транспортных средств по категориям
- категория L1 — двухколесное транспортное средство, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания не превышает 50 см3 и максимальная расчетная скорость при любом двигателе не превышает 50 км/ч;
- категория L2 — трехколесное транспортное средство с любым расположением колес, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания не превышает 50 см3 или максимальная расчетная скорость при любом двигателе не превышает 50 км/ч;
- категория L3 — мотоцикл — двухколесное транспортное средство, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания превышает 50 см3 или максимальная расчетная скорость при любом двигателе превышает 50 км/ч;
- категория L4 — мотоцикл с коляской — транспортное средство с тремя колесами, асимметричными по отношению к средней продольной плоскости, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания превышает 50 см3 или максимальная расчетная скорость при любом двигателе превышает 50 км/ч (мотоциклы с коляской);
- категория L5 — трицикл — транспортное средство с тремя колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания превышает 50 см3 или максимальная расчетная скорость при любом двигателе превышает 50 км/ч;
- категория Ц6 — легкий квадрицикл — четырехколесное транспортное средство, ненагруженная масса которого не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов для электрического транспортного средства и максимальная расчетная скорость не превышает 50 км/ч, характеризующееся:
- при установке двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3, или
- при установке двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью, не превышающей 4 кВт, или
- при установке электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт;
- категория L7 — квадрицикл — четырехколесное транспортное средство, ненагруженная масса которого не превышает 400 кг (550 кг — для транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов для электрического транспортного средства и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт;
категория М — механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров:
- категория М1 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя не более восьми мест для сидения;
- категория М2 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т;
- категория М3 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышет 5 т;
категория N — механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и предназначенные для перевозки грузов:
- категория N1 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых не превышает 3,5 т;
- категория N2 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых превышает 3,5 т, но не превышает 12 т;
- категория N3 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых превышает 12 т;
категория О — прицепы (включая полуприцепы):
- категория О1 — прицепы, максимальная масса которых не превышает 0,75 т;
- категория О2 — прицепы, максимальная масса которых составляет более 0,75 т, но не превышает 3,5 т;
- категория О3 — прицепы, максимальная масса которых составляет более 3,5 т, но не превышает 10 т;
- категория О4 — прицепы, максимальная масса которых превышает 10 т.
В данной классификации имеется определенная трудность при уточнении требований, согласно которым транспортные средства категории М1 могут быть отнесены к категории Это может быть сделано при выполнении следующих условий:
- число мест для сидения не превышает шести, при этом считается, что место для сидения имеется, если транспортное средство оборудовано «доступными» креплениями для сидений. Под «доступными» подразумеваются крепления, которые могут быть использованы для установки сидений. Для того чтобы крепления не были «доступными», изготовитель должен воспрепятствовать возможности их использования, например путем приваривания на них стыковых накладок или установки аналогичных неподвижно закрепленных деталей, которые не могут быть сняты с помощью обычных инструментов;
- обеспечивается условие Р- (М + N 68) > N 68, где Р — технически допустимая масса транспортного средства, кг; М — масса транспортного средства в снаряженном состоянии, кг; N — число мест для сидения, помимо места водителя.
Поскольку 68 кг — средняя расчетная масса пассажира без багажа, последнее условие следует понимать таким образом: грузоподъемность транспортного средства должна более чем в два раза превышать массу всех находящихся на его борту пассажиров или максимальная разрешенная масса груза, находящегося на борту транспортного средства при полной загрузке его пассажирами, должна быть больше суммарной массы всех находящихся на его борту пассажиров.
Под технически допустимой максимальной массой понимается максимальная масса снаряженного транспортного средства с грузом (пассажирами), установленная изготовителем в качестве максимально допустимой согласно эксплуатационной документации.
При государственном техническом осмотре нередко возникают ситуации, когда необходимо определить соответствие между типами и категориями транспортных средств. Принадлежность категорий к основным типам транспортных средств, находящихся в регистрационной базе ГАИ МВД Республики Беларусь, представлены в таблице:
Таблица. Соответствие категорий типам транспортных средств
Транспортные средства: классификация. Категории транспортных средств
Классификация транспортных средств – это распределение различных автомобилей на группы, классы и категории. В зависимости от типа конструкции, параметров силовой части, назначения или особенностей, которые имеют те или иные транспортные средства, классификация предусматривает несколько таких категорий.
Классификация по назначению
Транспортные средства различаются по своему назначению. Можно выделить пассажирские и грузовые автомобили, а также ТС специального назначения.
Если с пассажирским и грузовым авто все предельно ясно, то специальный транспорт не предназначен для перевозки людей и грузов. Подобные автомобили транспортируют оборудование, которое на них закреплено. Так, к таким средствам можно отнести пожарные машины, автовышки, автокраны, автолавки и другие авто, комплектующиеся тем или иным оборудованием.
Если пассажирское авто может вместить в себя до 8 человек без водителя, то оно классифицируется как легковое. Если вместимость ТС более 8 человек, тогда такой тип транспортного средства – автобус.
Транспортировщик может служить для общего назначения или для перевозки специальных грузов. Авто общего назначения имеют в своей конструкции кузов с бортами без опрокидывающего устройства. Также они могут быть укомплектованы тентом и дугами для монтажа.
Грузовые автомобили специального назначения имеют в своей конструкции различные технические возможности для перевозки определенных грузов. Например, панелевоз оптимизирован для удобной транспортировки панелей и строительных плит. Самосвал применяют для преимущественно сыпучих грузов. Бензовоз предназначен для светлых нефтепродуктов.
Прицепы, полуприцепы, прицепы-роспуски
Любое ТС может использоваться с дополнительным оборудованием. Это могут быть прицепы, полуприцепы или роспуски.
Прицеп – это один из видов транспортных средств, использующихся без водителя. Движение его осуществляется посредством автомобиля при помощи буксировки.
Полуприцеп представляет собой буксируемое ТС без участия водителя. Часть массы его отдается буксирующему автомобилю.
Прицеп-роспуск предназначен для перевозки длинных грузов. Конструкция предусматривает дышло, длина которого в ходе эксплуатации может меняться.
Транспортное средство, выполняющее буксировку, называют тягачом. Такое авто комплектуется специальным устройством, которое позволяет сцеплять автомобиль и любой из прицепов. По-другому такая конструкция называется седлом, а тягач называют седельным тягачом. Однако седельный тягач находится в отдельной категории транспортных средств.
Индексации и виды
Раньше в СССР каждая модель ТС имела свой индекс. Он обозначал завод, на котором было произведено авто.
В 1966 году приняли так называемую отраслевую нормаль ОН 025270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов». Этот документ не только позволял классифицировать виды транспортных средств. На основании этого положения стали классифицировать также прицепы и другое оборудование.
По этой системе все транспортные средства, классификация которых была описана в этом документе, имели в своем индексе четыре, пять или шесть цифр. По ним можно было определить категории ТС.
Расшифровка цифровых индексов
По второй цифре можно было узнать тип транспортного средства. 1 – легковое ТС, 2 – автобус, 3 – грузовик общего предназначения, 4 – седельный тягач, 5 – самосвал, 6 – цистерна, 7 – фургон, 9 – ТС специального назначения.
Что касалось первой цифры, то она обозначала класс ТС. Например, легковые транспортные средства, классификация которых проводилась по объему двигателя. Грузовые машины делятся на классы по массе. Автобусы различали по длине.
Классификация легковых ТС
По отраслевой нормали легковые колесные транспортные средства классифицировались следующим образом.
- 1 – особо малый класс, объем двигателя составлял до 1,2 л;
- 2 – малый класс, объем от 1,3 до 1,8 л;
- 3 – автомобили среднего класса, объем двигателя от 1,9 до 3,5 л;
- 4 – большой класс с объемом выше 3,5 л;
- 5 – высший класс легковых транспортных средств.
На сегодняшний день отраслевая нормаль уже не обязательна, и многие заводы не придерживаются ее. Однако отечественные производители авто все еще используют эту индексацию.
Иногда можно встретить транспортные средства, классификация которых не подходит под первую цифру в модели. Это значит, что индекс присвоили модели на этапе разработки, а затем в конструкции что-то изменилось, а цифра осталась.
Автомобили иностранного производства и их система классификации
Индексы иномарок, которые ввозили на территорию нашей страны, не входили в перечень транспортных средств по принятой нормали. Поэтому в 1992 году была внедрена Система сертификации по механическим транспортным средствам, а с 1 октября 1998 года действует ее измененный вариант.
Для всех видов средств передвижения, которые попадали в оборот в нашей стране, необходимо было оформлять специальный документ, который назывался «Одобрение типа транспортного средства». Из документа следовало, что каждое ТС должно иметь свою отдельную марку.
Международная классификация ТС на базе рекомендаций ЕЭК ООН
Чтобы упростить порядок прохождения сертификации в РФ используют так называемую Международную систему классификации. В соответствии с ней любое дорожное транспортное средство можно отнести к одной из групп – L, M, N, O. Других обозначений не существует.
Категории транспортных средств по международной системе
В группу L входят любые ТС, количество колес которых менее четырех, а также квадроциклы:
- L1 – это мопед или ТС с двумя колесами, которое может развивать максимальную скорость до 50 км/ч. Если в конструкции транспортного средства имеется ДВС, то объем его не должен превышать 50 см³. Если в качестве силового агрегата используется электрический двигатель, то номинальные показатели мощности должны быть менее 4 кВт;
- L2 – трехколесный мопед, а также любое ТС с тремя колесами, скорость которого не превышает 50 км/ч, а объем двигателя 50 см³;
- L3 – мотоцикл с объемом более 50 см³. Его максимальная скорость выше, чем 50 км/ч;
- L4 – мотоцикл, укомплектованный коляской для перевозки пассажира;
- L5 – трициклы, скорость которых превышает 50 км/ч;
- L6 – это легкий квадрацикл. Масса снаряженного ТС не должна превышать 350 кг; Максимальная скорость не более 50 км/ч;
- L7 – полноценный квадрацикл с массой до 400 кг.
Категория М – это механические транспортные средства с четырьмя колесами для транспортировки пассажиров:
- М1 – это ТС для перевозки пассажиров, которые имеют не более 8 мест;
- M2 – ТС с количеством мест для пассажиров более восьми;
- M3 – ТС с количеством мест более 8 и весом до 5 тонн;
- M4 – транспортное средство с количеством мест более восьми и весом свыше 5 тонн.
К категории N по международной классификации относят грузовые автомобили:
- N1 – грузовики с весом до 3,5 тонн;
- N2 – ТС с массой от 3,5 до 12 тонн;
- N3 – ТС с массой более 12 тонн.
Классификация ТС по Европейской Конвенции
В 1968 году в Австрии была принята Конвенция о дорожном движении. Классификация, которая предусмотрена в этом документе, используется для обозначения различных категорий транспорта.
Виды ТС по Конвенции
Она включает в себя несколько категорий:
- А – это мотоциклы и другая двухколесная моторизованная техника;
- B – автомобили с массой до 3500 кг и количеством мест не более восьми;
- С – все ТС, кроме тех, что относятся к категории D. Масса должна составлять больше 3500 кг;
- D – пассажирский транспорт, имеющий более 8 мест;
- Е – грузовой транспорт, тягачи.
Категория Е позволяет водителям управлять автопоездами, которые состоят из тягача. Также сюда можно включить любые транспортные средства классификации В, С, D. Эти ТС могут работать в составе автопоезда. Эту категорию водителям присваивают вместе с остальными категориями, а ставится она при регистрации машины в свидетельство транспортного средства.
Неофициальная европейская классификация
Кроме официальной классификации, есть еще и неофициальная, которая применяется достаточно широко. Она достаточно популярна среди владельцев ТС. Здесь можно выделить категории в зависимости от конструкции транспортных средств: A, B, C, D, E, F. В основном такую классификацию применяют в обзорах автомобильные журналисты для сравнения и оценки.
Класс А содержит малолитражные ТС невысокой стоимости. F – это самые дорогие, очень мощные и престижные марки авто. В промежутках находятся классы других видов машин. Четких рамок здесь нет. Это множество самых разнообразных легковых авто.
С развитием автоиндустрии постоянно производят новые машины, которые впоследствии занимают свои ниши. С новыми разработками классификация постоянно расширяется. Часто бывает так, что различные модели могут занимать границы нескольких классов, тем самым образуя новый класс.
Яркий пример такого явления – это паркетный внедорожник. Он предназначен для дорог с твердым покрытием.
VIN-коды
По сути это уникальный номер ТС. В таком коде зашифрована вся информация о происхождении, производителе и технических характеристиках той или иной модели. Номера можно найти на многих неразъемных узлах и агрегатах машин. В основном они находятся на кузове, элементах шасси или специальных шильдиках.
Те, кто разработал и внедрил эти номера, ввели наиболее простой и надежный метод, который существенно облегчает процесс классификации автомобилей. Такой номер позволяет хоть немного защитить автомобили от угона.
Сам код – это не беспорядок букв и цифр. Каждый знак несет в себе определенную информацию. Набор шифров не очень большой, каждый код имеет 17 символов. В основном это буквы латинского алфавита и цифры. В этом шифре предусмотрена позиция для специального контрольного числа, которое вычисляется исходя из самого кода.
Процесс вычисления контрольного номера – это достаточно мощное средство защиты от перебитых номеров. Цифры уничтожить не составляет особого труда. А вот сделать такой номер, чтобы он подпадал под контрольное число, – это уже отдельная и достаточно сложная задача.
В заключение хотелось бы добавить, что все уважающие себя автопроизводители используют общие правила для вычисления контрольной цифры. Однако производители из России, Японии и Кореи не придерживаются таких методов защиты. Кстати, по этому коду легко находить оригинальные запчасти к той или иной модели.
Итак, мы выяснили, какие бывают виды транспортных средств, и рассмотрели их подробную классификацию.
Строение автомобиля
Классификация автотранспортных средств
Устройство современного грузового автомобиля.
Современные грузовые автомобили могут
двигаться без помощи водителя
Виды и классификация автотранспортных средств
Классификация автомобилей осуществляется по следующим признакам:
• вид автотранспортного средства;
• основном технический параметр
(масса, мощность или габаритные размеры);
Автомобильные двигатели, также как и тракторные могут классифицироватся по следующим признакам:
«При выборе вспомните мудрые слова, – автомобиль это не средство роскоши, а средство передвижения».
Автомобильный подвижной состав подразделяют на разновидности автомобилей:
(легковые автомобили, автобусы, пассажирские прицепы и полуприцепы)
(грузовые автомобили, автомобили-тягачи, грузовые прицепы и полуприцепы с универсальными или специализированными надстройками для размещения груза)
– специальный (скорая помощь, милиция, пожарная автомобили)
– специализированный (прицепы и полуприцепы с установленным специальным оборудованием, имеющие технологическое или другое назначение и выполняющие различные, преимущественно нетранспортные, работы)
Пассажирские автомобили (вместимость до восьми человек, включая водителя) называются легковыми, свыше 8 человек автобусом.
После изучения классификации автотранспортных средств обратите внимание на компоновочные схемы автомобилей, что даст общие понятия о компоновке механизмов и агрегатов на автомобиль и поможет вам разобраться в устройстве автомобиля.
Классификация автотранспортных средств, легковых автомобилей, разновидности кузова автомобиля
Легковые автомобили по рабочему объему цилиндров двигателя делится на следующие классы:
• особо малый (до 1,2 л);
• средний (1,8—3,5 л);
• большой (3,5 л и более);
• высший (не регламентируется).
Автобусы подразделяются по габаритным размерам, – длине на следующие классы:
• особо малый (до 5 м);
• особо большой (16,5 и более метров).
Классификация грузовых автомобилей с бортовой платформой определяется по грузоподъемности:
• особо малый (менее 1т);
• особо большой (15—26 т);
• сверх особо большой (свыше 26 т).
Специальные автомобили выполняют преимущественно нетранспортные работы. К ним относят пожарные автомобили, автолавки, автомобили с компрессорными, буровыми установками, автокраны, уборочные, автомобили скорой медицинской помощи.
Специализированные автомобили учитывают специфику груза (сыпучие, жидкие, крупногабаритные и т. д.). К ним относятся: самосвалы, фургоны, цистерны, панелевозы, контейнеровозы и т.д.
Автомобили дня буксирования прицепов и полуприцепов называются автомобилями-тягачами.
Автомобиль-тягач или стандартный грузовой автомобиль вместе с одним или несколькими прицепами образуют автопоезд.
По приспособленности к дорожным условиям различают автомобили обычной и повышенной проходимости.
Автомобили по общему числу колес и ведущих колес обозначают колесной формулой, где первая цифра — число колес автомобиля, вторая число ведущих колес.
Каждое сдвоенное ведущее колесо считается как одно целое. Например, колесной формулой 4×2 обозначен двухосный автомобиль с одной ведущей осью (ЗИЛ-431410), 6×6 — трехосный автомобиль со всеми ведущими осями (ЗИЛ-131), 6×4 — трехосный автомобиль с двумя ведущими осями (КамАЗ).
По роду потребляемого топлива и типу двигателя автомобили подразделяются на бензиновые, дизельные, работающие на альтернативных топливах (газогенераторные, газобаллонные, электрические (электромобили), паровые, газотурбинные, а также автомобили с комбинированными силовыми установками, например двигатель внутреннего сгорании (ДВС) электрический двигатель.
Каждой модели автомобиля (прицепа, полуприцепа) присваивается индекс, состоящий из четырех цифр.
Первая цифра обозначает класс автомобиля (прицепа, полуприцепа), по рабочему объему двигателя для легковых автомобилей, по длине для автобусов и по полной массе для грузовых автомобилей.
В основу деления классов на виды положен признак эксплуатационного назначения автомобиля. Установлены следующие виды автомобилей (прицепов, полуприцепов) по второму знаку четырехзначного цифрового индекса модели:
3 _ грузовые бортовые;
4 — седельные тягачи (резерв);
Третья и четвертая цифры обозначают номер базовой модели.