Гелевые AGM аккумуляторы OPTIMA. Типы автомобильных АКБ
Гелевые аккумуляторы Optima
Современные, инновационные, надежные и весьма… дорогие. Это все о них, об аккумуляторах Optima AGM. Яркие, стильные батареи с лаконичным дизайном, продуманным до мелочей, не имеющие аналогов в мире. Позволить себе их может не каждый. Но тот, кто позволит, на долгое время забудет о проблемах с аккумулятором вообще.
Производитель Optima
Аккумуляторы Optima производит компания Johnson Controls, Inc. Это американская корпорация, одна из крупнейших в мире. Является одним из мировых лидеров по производству аккумуляторных батарей. Имеет обширную сеть и представительства во многих странах, а также множество дочерних предприятий и компаний-партнеров, входящих в холдинг.
Этому производителю принадлежат инновационные разработки в области гелевых и AGM аккумуляторов. Кроме батарей Оптима, здесь производятся аккумуляторы Varta. Производятся эти АКБ в США, на заводе в Колорадо.
Где используются аккумуляторы Optima
Аккумуляторы Optima применяются для легкового и грузового транспорта (в том числе с большим количеством электроники), для морских и речных судов, в области грузоперевозок и промышленного оборудования.
Благодаря широкому ассортиментному ряду и разнообразию емкостей и токов холодной прокрутки, подобрать подходящий вариант аккумулятора сможет владелец практически любого транспортного средства.
Применяемые технологии и их особенности
Аккумуляторы Optima по технологии производства относятся к AGM – это гелевые батареи, электролит в которых находится не в жидком виде (как в традиционных свинцово-кислотных), а в адсорбированном, в качестве пропитки для специального материала. Это повышает долговечность и надежность оборудования, усиливает соприкосновение активной массы с решетками.
У АКБ Optima есть и еще одна особенность. Стандартные пластины, находящиеся параллельно друг другу, здесь заменены лентами, скрученными в рулон. Между ними в стекловолокне находится электролит. Это позволяет увеличить площадь пластин по сравнению с обычными аккумуляторами, повышает отдачу энергии и скорость заряда.
Все это делает АКБ Optima полностью необслуживаемыми. Снять крышку и долить воду здесь не то что нет возможности, просто нет необходимости, а попытки подобных манипуляций могут быть опасны. При этом батареи превосходят своими рабочими характеристиками стандартные, а также имеют более длительный срок эксплуатации.
Технические характеристики модельного ряда
Ассортиментный ряд батарей этого производителя представлен тремя сериями аккумуляторов: Yellow top, Red top, Blue top. Они отличаются своими рабочими характеристиками и предназначением. Посмотреть все модели и изучить их особенности можно на официальном сайте компании или в интернет-магазинах официальных распространителей.
Optima Yellow Top
Внешне это АКБ с желтым верхом, тяговая (силовая) или стартерная.
- может быть установлена в любом положении;
- имеет низкое сопротивление;
- отлично выдерживает разряд-заряд без уменьшения емкости;
- устойчив к глубоким разрядам;
- высокие пусковые токи;
- хорошо подходит для сезонного применения.
Эти аккумуляторы рассчитаны на транспортные средства с установленными на них лебедками, мощными системами звука и другое многочисленное и требующее большого потребления энергии оборудование. Подходят также в качестве дополнительного аккумулятора. Емкость варьируется от 38 до 75 Ач, ток холодной прокрутки – от 460 до 975 А.
Optima Yellow Top
Optima Red top
Аккумуляторные батареи с красным верхом. Используются как стартерные. Подходят для легковых транспортных средств и внедорожников, в том числе тяжелых дизельных. Емкость составляет 44-50 Ah, ток холодной прокрутки – 730-815 А. Производитель утверждает, что такие АКБ, отличаясь малыми размерами и компактностью, своими рабочими способностями превосходят традиционные батареи намного превышающей емкости.
Optima Red Top
Optima Blue top
Ряд моделей с синим верхом. Аккумуляторные батареи для водного транспорта. Подходят для использования в море, защищены от высокой влажности, совместимы с любыми судами. Также адаптированы к сезонному использованию, не теряют своих рабочих характеристик при длительном бездействии. Емкость модельного ряда от 50 до 75 Ач, пусковой ток – от 765 до 975 А.
Optima Blue Top
Обслуживание аккумуляторов Optima
Аккумуляторы Optima относятся к гелевым AGM батареям, которые являются полностью необслуживаемыми. Открыть у них крышку невозможно Такое понятие, как долить воду тоже отсутствует, так как внутри не жидкость, а гель.
Самое главное, что периодически требуется делать, это заряжать батарею. При этом утечки электролита, выделение газа, образование коррозии – невозможны. А значит, беспокоиться следует только о сохранности самого корпуса – несмотря на большую прочность и долговечность такой конструкции, все равно лучше лишний раз ее не ударять и не трясти. Клеммы и соединения должны быть чистыми (как и весь корпус), а если возникнет окисление, его следует удалить. Также нужно регулярно проверять надежность креплений и защищать устройство от воздействия неблагоприятных климатических условий.
Хранение батареи осуществляется в сухом прохладном месте. Необходимо каждые полгода замерять напряжение. Когда оно становится меньше 12,6 вольт, оборудование необходимо подзарядить.
Как заряжать аккумуляторы Optima
Для правильной зарядки аккумуляторов Optima нужно использовать устройство с регулятором напряжения – специальное ЗУ или генератор. Напряжение при зарядке должно быть 13,8-15 В, не выше.
Сначала надо подождать, пока батарея нагреется до комнатной температуры. Подключать устройство к аккумулятору нужно, строго соблюдая полярность. Предварительно протерев корпус от влаги и грязи.
При силе тока 10 А длительность зарядки составит 12-15 часов. Можно заряжать в энергосберегающем режиме – с силой тока, не превышающей 1 А. Либо быстрым способом – без ограничения силы тока, но только пока батарея не достигнет температуры 50 градусов Цельсия. Превышать эту температуру нельзя, если батарея все еще не заряжена – нужно сделать паузу. Таким способом, например, при силе тока 100 А можно менее чем за час зарядить аккумулятор.
Заряженной батарея считается, когда сила тока упала ниже одного ампера.
Стандартная зарядка, может вообще не справить с зарядом AGM батареи!
Как узнать дату выпуска и расшифровать код
Маркировка даты выпуска на аккумуляторные батареи Optima наносится сбоку, выдавливается. И состоит из четырех цифр. Первая обозначает год выпуска, остальные – день этого года, когда батарея появилась на свет.
Например, маркировка такая: 3117. Это значит, что аккумулятор произведен в 117 день 2013 года. Точную дату придется подсчитывать самостоятельно. В нашем случае, 117-й день года – это 27 апреля. Значит, батарея была выпущена 27 апреля 2013 года.
У Вас был или есть аккумулятор Optima? Тогда расскажите в комментариях о своих впечатлениях о нем, это очень поможет остальным автолюбителям и сделает материал более полным и точным.
Отзывы
Егор
Отличный срок годности – девять лет на нем езжу. Движок дизельный. Никаких проблем с запуском или внезапным разрядом не было. Вещь вполне стоит своих денег.
Александр
Производитель утверждает, что этот аккумулятор не боится глубокого разряда. У меня такое случалось дважды, в результате проработал он всего три года, потом сдох окончательно. В общем, ничуть не лучше обычного.
Федор
Купил его, потому что у меня много электроники в машине. Пользуюсь активно. За три года заряжал только раз. Устраивает полностью. В будущем буду брать такой же.
AGM аккумуляторы — отличия, обзор моделей, плюсы и минусы, особенности зарядки
Выход из строя аккумулятора — одна из тех обидных неисправностей, которая может постигнуть автолюбителя в самый неподходящий момент. Кто с этим сталкивался – знает, что это такое. А существуют ли безотказные источники питания?
Когда и почему появилась технология AGM?
Датой рождения первого аккумулятора считают 1860 год. С тех пор он постоянно совершенствовался. Менялись материалы, габариты, конструкция. Шли годы, и даже самые лучшие из классических свинцово-щелочных аккумуляторов (EFB) — перестали удовлетворять запросам времени. Требовалось уникальное и смелое решение, как в конструкции, так и в самом принципе действия аккумуляторных батарей. Своим появлением AGM технология (Absorbent Glass Mat — влагопоглощающие стеклянные маты) обязана инженерам американкой компании Gates Rubber Company. Без малого пятьдесят лет назад именно ими было предложена альтернатива классическому жидкостному аккумулятору.
Особенности конструкции или что такое AGM аккумулятор?
Суть открытия заключается в полном отказе от жидкого состояния электролита. Заменой ей стал особый тканный материал. В данном случае смесь серной кислоты и дистиллированной воды, оказывается связанной структурой синтетических матов. При этом следует отметить, что мелкие поры материала служат для удержания капель электролита, а крупные (капиллярные силы оставляют их свободными) — для циркуляции паров, не успевших конденсироваться в полости батареи.
Отметим, что в АКБ с технологией AGM, используется свинец только высокой квалификации (степени химической чистоты). Еще одним новшеством можно назвать присадки сурьмы и кальция, существенно удлиняющие срок службы пластин.
Отличие AGM от GEL-аккумуляторов
Научный прогресс не стоит на месте, и, видимо, поэтому у AGM технологии однажды появился конкурент — это гелевые аккумуляторы. Основное отличие их от предшественников состоит в том, что пространство между свинцовыми пластинами заполнено уже не стекловолокном, а застывшим пористым раствором из серной кислоты и силикагеля. Последний выполняет роль загустителя. Именно в такой структуре смеси и кроются главные плюсы и достоинства гелевых АКБ. Подобное состояние среды эффективно препятствует выходу из строя электродов и, как следствие, — упреждает поломку самого аккумулятора.
Для справки
Разрушение свинцовых пластин является неизбежным результатом при реакции электролиза. А если это так, то замедлить этот процесс и предотвратить внутреннее замыкание цепи — главная задача, над которой трудились ученые с момента изобретения АКБ. Существенным недостатком гелевых батарей является их повышенная чувствительность к температуре. Так уже при 100-110 градусах смесь кислоты и силикагеля теряет свое рабочее состояние. Вместе с этим понижалась способность геля удерживать пары серной кислоты. Все это в конечном счете влияет на жесткость конструкции в целом. Среди AGM аккумуляторов есть внутреннее подразделение на виды. Примерно треть от всего их количества имеет спиральную укладку матов. Данное техническое решение позволяет максимально увеличить площадь химической реакции, но при этом в жертву приносятся габариты и вес. К тому же эксклюзивные права на «спираль» в аккумуляторах запатентованы, что существенно влияет на их популярность. Что касается пластинчатых батарей, то этот тип АКБ — лидер среди предпочтений автомобилистов. Отметим также, что пик их популярности еще впереди, а количество компаний, которые производят батареи типа AGM ширится с каждым днем.
Обзор AGM батерей разных производителей: характеристики, цены, отличия
Сегодня аккумуляторные батареи по технологии AGM можно встретить буквально повсюду. Ими на конвейерах комплектуют автомобили, оснащенные системой «старт–стоп». Они приводят в действие шлагбаумы, жалюзи и ворота. Благодаря аккумуляторным батареям, в темное время суток светятся неоновая реклама и дорожные знаки на автомагистралях. Добавим, что AGM-технология признана оптимальной в АКБ электростанций, работающих на таких источниках энергии как солнце, ветер и волны. Вне конкуренции преимущества АГМ оказались и в блоках бесперебойного питания компьютеров. В настоящее время практически все известные мировые бренды отдали значительные части своих объемов выпуска AGM-аккумуляторам. Это и BOSCH, и Optima, и Tudor, и Medalist и другие. Ниже для сравнения приведены несколько популярных моделей автомобильных аккумуляторов с технологией AGM и их характеристики.
Аккумуляторы OPTIMA Batteries (Оптима)
Своеобразная революция на рынке источников питания для автомобилей произошла почти три десятилетия назад. Именно тогда со своей новой технологией в продаже появились аккумуляторы OPTIMA, не имевшие аналогов в мире. До сей поры ни одна, даже самая известная корпорация из этой сферы не смогла превзойти достижений американцев.
Немного о бренде
Более 40 лет длится история технологических разработок и инноваций под именем этой компании. Созданием первых батарей по методике AGM автомобилисты всего мира обязаны инженерам фирмы. Однако всё развивалось не молниеносно, требовались новейшие методики и сырьё, а также средства на воплощение в жизнь самых смелых идей. Хроника событий в развитии предприятия говорит за себя:
В конце мая 1972 года Дональдом Мак Клелландом и Джоном Дьюиттом была оформлена патентная заявка на необслуживаемый аккумулятор со свинцово-кислотным наполнением.
- 1973 г. ознаменовался выпуском первой АКБ для армии и промышленности на заводе в Денвере, Колорадо, США. Это сделало местное предприятие Gates Rubber Company, которая в 1975 г. выкупила права на производство подобного товара.
- Через девять лет, в 1984 г. образован отдел по разработке новой концепции SLI (пуск, освещение, зажигание), которые финансировались военными.
- Первая опытная партия батарей для автомобилей вышла под маркой OPTIMA® в 1987 году.
- Обособленное предприятие OPTIMA Batteries, Inc появилось в 1990 г. и тогда же начались первые экспортные поставки в Европу, которыми занялись норвежцы из Gylling Teledata. Специально для них было увеличено производство и адаптированы технические характеристики.
- С 1991 г. вся фирма перешла в собственность OPTIMA Batteries, но и её в 1992 г. приобретает Gylling.
- Увеличившийся в начале 90-х спрос на продукцию поставил владельцев перед необходимостью постройки нового завода, что и было сделано в 1994 г.
- В 2000 г. компания переходит под управление Johnson Controls. Первый аккумулятор OPTIMA установлен в культовый американский спорткар Ford GT.
- Ввод новых производственных мощностей произошёл в 2007 году, а с 20011 эти батареи начали устанавливать как замену штатным блокам на Toyota Prius.
Технологические новинки
Компанией Оптима, гелевые аккумуляторы которой стали первопроходцами в сегменте автобизнеса, разработано с нуля несколько новинок, позволивших обеспечить отличные технические и эксплуатационные характеристики для своих изделий. Производством подобной продукции в мире занимается всего несколько фирм, известных в отрасли. Все они действуют по наработкам именно этого бренда.
Революционная новинка AGM
Абсорбированный в стекловолокне электролит, по-английски absorbent glass mat, дал название этому инновационному процессу. Если традиционные батареи работают с пластинами обеих полярностей, погружёнными в кислотный раствор, то в АКБ Optima они разделяются с помощью сепаратора, впитывающего электролит и удерживающего его наподобие губки. Таким образом, утечка жидкости сведена к минимуму.
Свинец, который используется в производстве пластин имеет наивысшую степень очистки — 99,99 процента. Это гарантирует минимальное образование примесей и шламового осадка, продляя тем самым эксплуатационный период и увеличивая производительность.
Преимуществами нового способа изготовления аккумуляторов стали:
- Небольшой размер батареи позволяет запустить мощный двигатель.
- Быстрая зарядка.
- Необслуживаемая конструкция.
- Вибрационная, ударная стойкость.
- Наивысшая степень герметизации.
- Долгий срок использования.
- Максимальное извлечение мощности из 1 грамм веса самой батареи по сравнению с конкурентами.
Методика Optima Spiralcell
Каждая АКБ Оптима состоит из нескольких отдельных спиралевидных ячеек, в которые входит пара разнополярных пластин из свинцовой ленты, покрытой тем же оксидом. Внешний вид чем-то напоминает кондитерский рулет. Толщина их жёстко регламентируется. Микростекловолоконный сепаратор между ними выполняет двойное назначение. Во-первых, защищает пластины от замыкания, а во-вторых, обеспечивает равномерное распространение электролита.
Технологический процесс изготовления подобной конструкции гораздо более точный, а соответственно и дорогой, чем тот, по которому изготавливаются классические электроды. Для этого были созданы специальные производственные мощности, соответствующие этим требованиям.
Отсутствие примесей в полипропилене, из которого изготавливаются гильзы для батарей обеспечивает минимум загрязнений от разложения пластика, а минимальные допуски в зазорах гарантируют равномерное давление на все элементы конструкции и отсутствие вибрации как при работе, так и при подзарядке. Батареи номинала 12 вольт содержат в своём составе 6 ячеек Spiralcell с напряжением на каждой 2,2 В для АКБ Deep Cycle и около 2,1 В для автомобильных АКБ.
С того момента, как стало возможно производство подобных компонентов, на предприятиях Оптима было изготовлено свыше 100 млн отдельных секций для различных производителей. Это говорит о том, что ни один разработчик за неполные 30 лет так и не смог превзойти или повторить качество и производительность настоящих деталей.
Изготовление батарей SLI
За этой аббревиатурой скрываются понятия старт, освещение и запуск, что в полной мере соответствует назначению этих аккумуляторов. Их максимальная мощность расходуется за короткое время, при запуске мотора или включении аварийного освещения. В том случае, если в электросети автомобиля возникает потребность в увеличении нагрузки, подобное устройство придёт на помощь, поддержав своим резервом генератор. Стабилизация напряжения и недопущение повреждения электрооборудования также под силу этим АКБ.
С установкой подобного аккумулятора решается проблема размещения в автомобиле самой громкой аудиосистемы или специального оборудования. При падении оборотов на холостом ходу запас мощности накопителя поддержит нагрузку необходимым количеством энергии, а после вхождения в штатный режим произойдёт быстрая зарядка батареи до номинала.
Линейки продукции
Как и большинство компаний, серьёзно относящихся к работе и ценящие внимание потребителей, в фирме Оптима разделили свою продукцию на несколько серий. Каждая из них обладает присущими только ей чертами. Однако все они полностью соответствуют требованиям качественных стандартов и покупателей.
Жёлтая серия
Аккумуляторы Deep Cycle OPTIMA® YELLOWTOP® S 5.5 справится с поставленной передней задачей. Рабочий ресурс её втрое выше, а вибрационная стойкость в 15 раз превосходит классические батареи большинства производителей. Проблему ограниченного пространства под капотом автомобиля решают компактные размеры устройства. Полностью необслуживаемая конструкция снимает с владельца все заботы по уходу за ней. Герметичность, длительное хранение без компенсации заряда и терпеливость к пониженной температуре является не единственными преимуществами АКБ этого семейства. В ней скрыты такие достоинства:
- Работа с высокой пусковой и циклической нагрузкой.
- Тройной период эксплуатации по сравнению с классикой.
- Значительная энергоотдача даже при предельной посадке ёмкости.
- Максимальная сила с 1 по 10 секунду во время пуска мотора.
- Хранение в заряженном состоянии до 1 года предполагает сезонное использование аккумуляторов этого типа.
- Установка в любой плоскости.
Красное семейство
Настоящие батареи отличает наибольшая пусковая мощность во время старта двигателя. Основными потребителями подобного оборудования стали строительные и сельскохозяйственные агрегаты. Неплохо себя показывают и АКБ, установленные на спецтехнику служб быстрого реагирования, в трамвайных генераторах. Небольшой уровень саморазряда гарантирует лёгкий пуск даже после значительного простоя, что увеличивает продуктивность, сокращает остановки, снижая, таким образом, себестоимость перевозок и ремонта в случае неисправности.
Особо ценится низкое сопротивление внутри самой батареи, что положительно сказывается на сроке службы всех элементов конструкции. Заряд её, потраченный даже при самом тяжёлом пуске способен восстановиться за время небольшой прогулки. О мощности и долговечности подобных аккумуляторов сложно найти отрицательное мнение.
Батарея OPTIMA® BLUETOP®
Цвет корпуса этой линейки прямо намекает на идеальное применения таковой продукции на морских и речных средствах передвижения. Технологии, обладателем которых является компания Оптима, позволяют полностью удовлетворить своей продукцией владельцев водного транспорта. Как правило, используют её по сезону, с длительными перерывами. К такому применению АКБ голубой серии полностью адаптированы. Её способность работать без подзарядки в 2 раза дольше большинства обычных батарей для морских судов и быстрый набор ёмкости востребованы и в дальних путешествиях, и на прогулках по прибрежным маршрутам.
После сезона холодов с помощью АКБ этой линейки плавательное средство возвращается на воду в кратчайшие сроки. Их использование не ограничивается только стартовым применением. Они активно устанавливаются на оборудование, где существует потребность в циклическом заряде и нечувствительность к глубокому разряду. К этой сфере следует отнести снабжение электроэнергией оборудования тралового флота, систем комфорта круизных лайнеров, различных двигателей для обеспечения точной швартовки.
Сферы применения
По своим техническим и эксплуатационным качествам сложно отыскать отрасль, где бы батареи OPTIMA ни превзошли своих кислотно-щелочных конкурентов. В любом сегменте, где используются аккумуляторные установки, можно отыскать нишу и для этой продукции:
На морских судах требования к надёжности и долговечности более суровые. Все версии (пусковые и глубокого заряда) широко применяются на этом виде транспорта. Особо ценится их небольшой саморазряд и устойчивость к вибрации, являющейся следствием постоянной качки в открытом море. Немаловажно, что повышенная влажность не оказывает отрицательного влияния на внутренние системы аккумулятора вследствие глубокой герметизации оболочки.
- Для автопутешественников такое хранилище энергии также станет настоящим подарком. Из-за высокой энергонасыщенности дома на колёсах предъявляют повышенные требования к качеству электроснабжения. Для того чтобы не возникало перебоев, нужны именно такие надёжные помощники, с пониженной чувствительностью к посадке, быстрому восстановлению и способностью к сезонному использования. Установка батареи практически в любом положении без вытекания электролита позволит сэкономить максимум места в стеснённых условиях автомобильного похода.
- В горячую сельскохозяйственную пору говорить о простоях по вине вышедшего из строя аккумулятора не приходится. Здесь также имеется огромный потенциал для использования мощных, герметичных, батарей Оптима. Сезонное применение не становится проблемой и в этом случае. После простоя они быстро обеспечивают ввод в строй необходимых мощностей. Во время отдыха не требуют ухода и не разряжаются.
Строительные работы тоже не прекращаются ни на день. Для поддержания полного цикла и избежания нештатных ситуаций аккумуляторы американской компании подойдут в самый раз. Тяжёлые условия, повышенные нагрузки, циклический режим не позволят остановить бесперебойное электроснабжение объекта. Особые требования предъявляются к вибрационной устойчивости. Тряска и колебания на площадке, где ведётся монтаж здания, практически постоянна. Эксплуатация без проблем в жару, дождь и холод не мешает надёжной работе батарей.
- Для спасения жизни и здоровья человека выходных не бывает. В любое период года на выручку спешат профессионалы из служб экстренной помощи. Не своевременно севшая батарея наверняка станет причиной трагедии. Практически безотказные аккумуляторы Оптима не подведут ни летом, ни зимой, ни глубокой ночью. Спасатель не должен задумываться о количестве энергии в АКБ своего автомобиля, его задача — вовремя успеть к пострадавшему.
Единственным недостатком гелиевых батарей производства компании Оптима считается высокая цена. Однако хороший, качественный и надёжный товар, в разработки которого вложено немало средств, не может стоить меньше, чем несовершенные аналоги.
Аккумуляторы AGM и GEL (гелевые): что выбрать?
При решении задачи по бесперебойному питанию часто сталкиваются с непростым выбором между аккумуляторами AGM и GEL. Разобравшись в особенностях технологий изготовления АКБ и эксплуатационных характеристиках, мы сможем сделать выводы о сфере оптимального применения.
AGM технология аккумуляторных батарей
AGM расшифровывается как Absorbent Glass Mat и означает “абсорбирующее стекловолокно”. По сути, это обычные свинцово-кислотные аккумуляторы, только в них электролит находится не в виде свободно перетекающей жидкости, а в виде обильно пропитанной раствором серной кислоты стекловаты (своеобразный подгузник для электролита ). Что это даёт:
- Есть место для выделяющегося в процессе заряда водорода – он “запирается” в стекловолокне. Иными словами газ полностью рекомбинируется внутри АКБ. Это позволяет безопасно использовать AGM АКБ в помещении.
- Герметичная конструкция позволяет их эксплуатировать в любом положении
- Не требуют обслуживания, но это не исключает необходимости переодической “тренировки” батарей
Специально для наших читателей мы не пожалели и распилили популярную батарейку CSB GP 12120, давайте посмотрим что у неё внутри:
Распил CSB GP 12120
Свинцовые пластины с абсорбированным стекловатой электролитом
Сам AGM – обильно пропитан электролитом
Gel технология
Конструктив гелевого аккумулятора аналогичен AGM, но электролит абсорбирован не стекловолокном, а загущен при помощи силикагеля (SiO2). Гель удерживает в своей структуре электролит, поддерживая целостность свинцовых пластин. Движение молекул электролита происходит через микропоры гелевой структуры.
Теперь давайте сравним характеристики и стоимость аналогичных аккумуляторов, сделанных по разной технологии. На основании дата-листов (ТТХ) и опроса инженера произведем сопоставления характеристик на примере аккумуляторов Delta и Challenger.
1) Заряд
Классическим для свинцово-кислотных АКБ считается ток заряда 0,1С или 10% от ёмкости аккумулятора, но максимальный допустимый ток заряда у AGM и гелевых аккумуляторов различный:
- AGM – 0.3C (например, для АКБ Delta HR 12-100 (100Ач) – ток заряда 30А)
- GEL – 0.2C (для АКБ Delta GX 12-100 (100Ач) – ток заряда 20А)
Заряд максимальным током несколько сокращает срок жизни аккумулятора (на 5-7%), но может быть очень кстати в случаях, когда зарядить батарею требуется быстро. Например, при работе в гибридных системах с генератором. Таким образом, минимально возможное время заряда (с учетом КПД) для полностью севшего AGM аккумулятора составит около 6 часов, а у GEL – 8 часов.
2) Кол-во циклов
Давайте сравним количество циклов для АКБ различного типа по двум различным сериям
Delta HR 12-100 (AGM): 100 % DOD – 275 циклов, 50% – 575 циклов, 30% – 1325 циклов
Delta GX 12-100 (GEL): 100% – 325 циклов, 50% – 700 циклов, 30% – 1850циклов
Delta DTM 12-200 L (AGM): 100% – 275 циклов, 50% – 550 циклов, 30% – 1200 циклов
Delta GX 12-200 (GEL): 100% – 325 циклов, 50% – 700 циклов, 30% – 1850 циклов
Итак, разница в цикличности между сериями HR (AGM) и GX (GEL) при DOD 50% – 21,7% в пользу последнего; между DTM и GX: 27,2% в пользу последнего.
Для объективности представим график и данные по АКБ Challenger серия A (AGM) и G (GEL) при разряде до 80%
Challenger A12-200 – 80% DOD – 525циклов
Challenger G12-200 – 80% DOD – 645циклов
Разница в 19%.
3) Текущая розничная цена и стоимость цикла
Из-за нестабильного курса пришлось указать в ненавистных долларах. В соотношении с количеством циклов при разряде 50%:
4) Глубокий разряд
Гелевый аккумулятор благодаря использованию загустителя электролита более устойчив к глубоким разрядам, иными словами разряд до 1.6В/эл (9,6В) наносит меньше вреда для аккумулятора. Глубокий разряд батарей присущ альтернативной энергетике (солнечные панели, ветряки), в буферных режимах ИБП и инверторы не допускают разряд аккумулятора ниже 10.5В.
5) Срок жизни
Срок жизни аккумулятора относительно абстрактная вещь ввиду того, что провести профессиональное исследование с параллельной эксплуатацией выборки двух типов АКБ различных серий длительностью 10-12 лет и сопоставить его результаты сложно и затратно. В документации срок жизни аккумуляторов указан одинаковый. Ввиду этого, мы должны опираться на косвенные данные, которые нам дают инженеры производств, мнение которых основывается на особенностях технологий изготовления. Итак:
- DTM – стандартный аккумулятор AGM
- HR и HRL – отличается составом электролита, в который добавлены специальные присадки, которые увеличивают энергоотдачу и замедляют процесс сульфатации и коррозии свинцовых пластин аккумулятора, заметно продлевая срок его службы
- Gel – электролит загущен силикагелем
На основании опроса экспертов, рейтинг жизнеспособности и сроков работы в буферном режиме от меньшего к большему выстраивается так:
- GX – ориентир на цикличность
- DTM L – присадки Long Life
- HR – присадки + высокая энергоотдача
Выводы
- AGM аккумуляторы имеют преимущество в системах требующих быстрого заряда аккумуляторов, например, в случае гибридных схем “инвертор+генератор” (мы сокращаем время работы генератора и увеличиваем время тишины), т.к. выдерживают больший зарядный ток.
- В случае решения задачи автономного питания на базе солнечных панелей или ветрогенератора при достаточности бюджета гелевые аккумуляторы предпочтительнее, так как устойчивы к глубокому разряду и имеют больше ресурс циклов заряда-разряда.
- Для работы в буферном режиме, т.е. в системах резервного питания на базе ИБП, инверторов предпочтение следует отдавать AGM-технологии, т.к. батарейный банк получается дешевле и он дольше прослужит (срок жизни аккумуляторов при буферном режиме исчисляется в годах, а не в циклах). Самая живучая серия аккумуляторов HR и HRL благодаря различным присадкам в электролит, снижающим процессы разрушения свинцовых пластин.
- В мощных системах с высокими токами разряда и автономией до 30 минут рекомендуется использование серий HR и HRL, т.к. эти АКБ обладают самой большой энергоотдачей в единицу времени при коротких циклах.
Наше видео с семинара по обучению партнеров. Технологии AGM и Gel
Оставляйте комментарии и задавайте вопросы!