7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем специальные автомобили отличаются от специализированных. Специализированные и специальные автомобили

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ АВТОМОБИЛИ

Специализированные автомобили. Они создаются, как правило, на основе базовых моделей общетранспортного назначения, поэтому основные параметры базовой модели — максимально допустимая полная масса, мощность двигателя, допустимые нагрузки на оси, колесная формула, число осей — являются определяющими для специализированного автотранспортного средства. Полная масса и нагрузка на оси специализированного автотранспортного средства не должны значительно превышать соответствующих значений базовой модели, а максимальная масса перевозимого груза при этом может отличаться на величину разности снаряженных масс специализированного автотранспортного средства и базовой модели. Верхний предел допустимой полной массы для всех последующих технически усовершенствованных модификаций должен быть близким к полной массе базовой модели. Такая регламентация основных параметров специализированного автотранспортного средства обеспечивает соответствие его тягово-динамических качеств аналогичным качествам, заложенным в базовой модели автомобиля.

Для обеспечения сохранности перевозимого груза, удобства погрузки и разгрузки специализированные автотранспортные средства оборудуют отопительно-вентиляционными или холодильными установками, погрузочно-разгрузочными устройствами (гидрокранами, гидроманипуляторами, лебедками, грузоподъемными бортами) и другим специальным и вспомогательным оборудованием.

В нашей стране применяются следующие виды специализированных автомобилей:

  • • самосвалы для строительных и сельскохозяйственных грузов;
  • • фургоны для перевозки промышленных и продовольственных товаров, хлебобулочных изделий, мебели, почты, бумаги, скота, инкубационных яиц, птицы;
  • • изотермические фургоны и рефрижераторы для скоропортящихся грузов;
  • • цистерны для нефтепродуктов, битума, цемента, технической воды и воды для пастбищ, сахара, муки, зерна, молока;
  • • контейнеровозы;
  • • лесовозы;
  • • металловозы для длинномерного проката;
  • • тяжеловозы для неделимых крупногабаритных грузов и т.д. Специальные автомобили. Данные автомобили могут создаваться

как на базе автотранспортных средств общетранспортного назначения или специализированных автотранспортных средств, их деталей и узлов, так и на базе специальных шасси с соответствующей компоновкой.

Специальные автотранспортные средства могут иметь следующие отличные от базовых моделей эксплуатационные параметры: максимальную скорость транспортирования, габаритные размеры, устойчивость, маневренность и др.

ФОРУМ ИСПЫТАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА “УСЛУГИАВТО”

Официальный форум компании “УСЛУГИАВТО” – “ВСЕ О ПЕРЕОБОРУДОВАНИИ И ТЮНИНГЕ АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ” Экспертиза – Сертификация – Услуги

  • Список форумовРаздел “УСЛУГИ”Виды переоборудования ТС
  • Изменить размер шрифта
  • Для печати

Специальные и специализированные ТС

Специальные и специализированные ТС

VladimirVS » 13 дек 2019, 11:27

Согласно ТР ТС 018/2011:
“специализированное транспортное средство” – транспортное средство, предназначенное для перевозки определенных видов грузов (нефтепродукты, пищевые жидкости, сжиженные углеводородные газы, пищевые продукты и т.д.);
“специальное транспортное средство” – транспортное средство, предназначенное для выполнения специальных функций, для которых требуется специальное оборудование (автокраны, пожарные автомобили, автомобили, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, автоэвакуаторы и т.д.).
Т.е. иными словами, специальное ТС выполняет специальные функции при помощи специального оборудования.

К специальным ТС относятся:

Автобетононасосы
Назначение: функция-подача бетона к определенному месту
Требования: п.1.1. Приложения №6 ТР ТС 018/2011.
ГОСТ 27336-2016 “Автобетононасосы. Общие технические условия”

Автобетоносмесители
Назначение: предназначенные для приема дозированных компонентов бетонной смеси и последующего приготовления смеси с осадкой конуса от 3 см и крупностью заполнителя до 70 мм в пути следования или по прибытии на строительный объект, перевозки готовой бетонной смеси или ее компонентов по дорогам общего пользования и выгрузки ее потребителю при атмосферной температуре воздуха от плюс 40°С до минус 40°С.. Автобетоносмеситель: Специальное автотранспортное средство, имеющее смесительный барабан, приводимый в действие автономным приводом или за счет отбора мощности от основного двигателя автотранспортного средства.
Требования: п. 1.2. Приложения №6 ТР ТС 018/2011
ГОСТ 27339-2016 “Автобетоносмесители. Общие технические условия”

Автогудронаторы
Назначение: автогудронаторы предназначены для транспортирования жидких вяжущих материалов и распределения их по ширине дорожного полотна при строительстве и ремонте автомобильных дорог и аэродромов при атмосферной температуре воздуха от плюс 5°С до плюс 40°С.
Требования: п. 1.3. Приложения №6 ТР ТС 018/2011
ГОСТ 27811-2016 “Автогудронаторы. Общие технические условия”
ГОСТ EN 13020-2012 “Машины для устройства, ремонта и содержания дорожных покрытий. Требования безопасности”

Автокраны или ТС, оснащенные кранами-манипуляторами
Назначение: функция-осуществляет строительные, подъемные, погрузочные или разгрузочных работы
Требования: п. 1.4. Приложения №6 ТР ТС 018/2011

Автомобили скорой медицинской помощи
Назначение: автомобиль скорой медицинской помощи; АСМП: Транспортное средство, предназначенное для транспортировки одного или нескольких пациентов с возможностью оказания медицинской помощи в объеме, соответствующем классу автомобиля скорой медицинской помощи, силами медицинской бригады (в соответствии с порядком оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи).
Требования: п. 1.6. Приложения №6 ТР ТС 018/2011
ГОСТ 33665-2015 “Автомобили скорой медицинской помощи. Технические требования и методы испытаний”

Автоэвакуаторы
Назначение: погрузка и перевозка ТС при помощи специального оборудования (КМУ, лебедка…)
Требования: п. 1.9. Приложения №6 ТР ТС 018/2011

Медицинские комплексы на шасси транспортных средств
Назначение: оснащены специальным оборудованием для выполнения специальных функций.
Требования: пп. 1.10. Приложения №6 ТР ТС 018/2011
ГОСТ 28385-89 “Комплексы медицинского назначения передвижные (подвижные) на автомобильных шасси. Цветографические схемы. Опознавательные знаки. Технические требования”

Пожарные автомобили
Назначение: пожарные автомобили, предназначены для доставки личного состава к месту вызова, тушения пожаров и проведения спасательных работ с помощью вывозимых на них огнетушащих веществ и пожарного оборудования, а также для подачи к месту пожара огнетушащих веществ от других источников.
Требования: п. 1.11. Приложения №6 ТР ТС 018/2011
ГОСТ 12.2.037-78 “Система стандартов безопасности труда. Техника пожарная. Требования безопасности”
ГОСТ Р 12.2.144-2005 “Система стандартов безопасности труда. Автомобили пожарные. Требования безопасности. Методы испытаний”
ГОСТ Р 52284-2004 “Автолестницы пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний”
ГОСТ Р 53328-2009 “Техника пожарная. Основные пожарные автомобили. Общие технические требования. Методы испытаний”
СТБ 2511-2017 “Система стандартов пожарной безопасности. Автомобили пожарные основные. Общие технические требования. Методы испытаний”
СТБ 2512-2017 “Система стандартов пожарной безопасности. Автолестницы пожарные и их составные части. Общие технические требования. Методы испытаний”
СТБ 2513-2017 “Система стандартов пожарной безопасности. Автоподъемники пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний”
СТ РК 1976-2010 “Техника пожарная. Автоподъемники пожарные. Общие технические условия”
СТ РК 1980-2010 “Техника пожарная. Автомобили пожарные основные. Общие технические условия”
СТ РК 1981-2010 “Техника пожарная. Автолестницы пожарные. Общие технические условия”

ТС для аварийно-спасательных служб и для милиции (полиции)
Назначение: выполняют специальные функции при помощи специального оборудования
Требования: п. 1.12. Приложения №6 ТР ТС 018/2011
ГОСТ Р 50574-2002 “Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования”

Читать еще:  За рулем автомобиля, сбившего на арбате инспектора дпс, находился прапорщик фсб. Почему не предупредили

ТС для обслуживания нефтяных и газовых скважин
Назначение: выполняют специальные функции при помощи специального оборудования
Требования: п. 1.14. Приложения №6 ТР ТС 018/2011
ГОСТ 12.2.088-83 “Система стандартов безопасности труда. Оборудование наземное для освоения и ремонта скважин. Общие требования безопасности”

ТС для перевозки денежных средств и ценных грузов (бронированные)
Назначение: предназначены для перевозки денежных средств и ценных грузов при помощи специального оборудования (броня, внутреннее оборудование и т.д.)
Требования: п. 1.15. Приложения №6 ТР ТС 018/2011
ГОСТ Р 53814-2010 “Автомобили для перевозки денежной выручки и ценных грузов. Технические требования и методы испытаний”
СТБ 51.3.01-96 “Оборудование и технические средства для обеспечения банковской деятельности. Автомобили для инкассации денежной выручки и перевозки ценных грузов. Классификация и общие технические требования”

ТС для перевозки детей в возрасте от 6 до 16 лет
Назначение: предназначены для перевозки детей при помощи специального оборудования (кресла, ремни, внутреннее оборудование и т.д.)
Требования: п. 1.16. Приложения №6 ТР ТС 018/2011
ГОСТ 33552-2015 “Автобусы для перевозки детей. Технические требования и методы испытаний”

ТС оперативно-служебные для перевозки лиц, находящихся под стражей (спецавтомобили)
Назначение: Спецавтомобили предназначены для перевозки лиц, находящихся под стражей при помощи специального оборудования (внутреннее оборудование спецкузова)
Требования: п. 1.21. Приложения №6 ТР ТС 018/2011
ГОСТ 33546-2015 “Автомобильные транспортные средства оперативно-служебные для перевозки лиц, находящихся под стражей. Технические требования и методы испытаний”

ТС, оснащенные подъемниками с рабочими платформами
Назначение: предназначены для подъема людей (грузов) на специальной платформе (люльке).
Требования: п. 1.22. Приложения №6 ТР ТС 018/2011
ГОСТ EN 280-2016 “Платформы рабочие мобильные подъемные. Расчеты конструкции. Критерии устойчивости. Безопасность. Контроль и испытания”
ГОСТ Р 53037-2013 (ИСО 16368:2010) “Мобильные подъемники с рабочими платформами. Расчеты конструкции, требования безопасности, испытания”

Re: Специальные и специализированные ТС

VladimirVS » 13 дек 2019, 11:56

К специализированным ТС относятся:

Автолесовозы (без крана манипулятора)
Назначение: перевозка определенных видов грузов (древесина)
Требования: п. 1.5. Приложения №6 ТР ТТС 018/2011
ГОСТ 12.2.102-2013 “Система стандартов безопасности труда. Машины и оборудование лесозаготовительные и лесосплавные, тракторы лесопромышленные и лесохозяйственные. Требования безопасности, методы контроля требований безопасности и оценки безопасности труда”

Автосамосвалы
Назначение: перевозка определенных видов грузов (сыпучие грузы)
Требования: п. 1.7. Приложения №6 ТР ТТС 018/2011

Автоцементовозы
Назначение: специализированное автотранспортное средство, имеющее герметичную емкость, заполняемую цементом.
Требования: п. 1.8. Приложения №6 ТР ТТС 018/2011
ГОСТ 27614-2016 “Автоцементовозы. Общие технические условия”

ТС для коммунального хозяйства и содержания дорог (машины для содержания автомобильных дорог (КДМ), мусоровозы и т.д.)
Назначение: Специализированные автотранспортные средства для городского коммунального хозяйства и содержания дорог (далее – машины), в состав которых входят:
– машины для санитарной очистки городов;
– машины для зимней очистки городов;
– машины для летней очистки городов;
– машины круглогодичного использования для уборки городов;
– машины коммунальные разного назначения;
– снегоочистители.
Требования: п. 1.13. Приложения №6 ТР ТС 018/2011
ГОСТ 31544-2012 “Машины для городского коммунального хозяйства и содержания дорог. Специальные требования безопасности”
ГОСТ EN 1501-1-2014 “Мусоровозы. Общие технические требования и требования безопасности. Часть 1. Мусоровозы с задней загрузкой”
ГОСТ EN 1501-2-2012 “Мусоровозы. Общие технические требования и требования безопасности. Часть 2. Мусоровозы с боковой загрузкой”
ГОСТ EN 13019-2012 “Машины для очистки дорожных покрытий. Требования безопасности”
ГОСТ EN 13021-2012 “Машины для зимнего содержания дорог. Требования безопасности”
ГОСТ EN 13524-2012 “Машины для содержания автомобильных дорог. Требования безопасности”

ТС для перевозки нефтепродуктов (автоцистерны)
Назначение: предназначены для заправки и транспортирования нефтепродуктов
Требования: п. 1.18. Приложения №6 ТР ТТС 018/2011
СТБ ЕН 13081-2006 “Цистерны для перевозки опасных грузов. Рабочее оборудование. Переходник и соединитель для паросборника”
СТБ ЕН 13082-2006 “Цистерны для перевозки опасных грузов. Рабочее оборудование. Клапан отвода паров”
СТБ ЕН 13083-2006 “Цистерны для перевозки опасных грузов. Рабочее оборудование. Переходник для нижнего налива и слива”
СТБ ЕН 13922-2006 “Цистерны для перевозки опасных грузов. Рабочее оборудование. Системы ограничения наполнения жидким топливом”
ГОСТ 25560-82 “Устройства дыхательные цистерн для нефтепродуктов. Технические условия”
ГОСТ 25570-82 “Крышки люков цистерн для нефтепродуктов. Типы, основные параметры и размеры”
ГОСТ 33666-2015 “Автомобильные транспортные средства для транспортирования и заправки нефтепродуктов. Технические требования”
СТ РК СТБ ЕН 13922-2010 “Цистерны для перевозки опасных грузов. Рабочее оборудование. Системы ограничения наполнения жидким топливом”
СТ РК 1420-2005 “Автомобильные транспортные средства для транспортирования и заправки нефтепродуктов. Типы, параметры и общие технические требования”

ТС для перевозки пищевых жидкостей (автоцистерны)
Назначение: предназначены для перевозки пищевых жидкостей
Требования: п. 1.19. Приложения №6 ТР ТТС 018/2011
ГОСТ 9218-2015 “Автомобильные транспортные средства для перевозки пищевых жидкостей. Технические требования и методы испытаний”

Автоцистерны для перевозки жидкостей (газов)
Назначение: предназначенные для перевозки и раздачи сжиженных углеводородных газов
Требования: п. 1.20. Приложения №6 ТР ТТС 018/2011
ГОСТ 21561-2017 “Автоцистерны для транспортирования сжиженных углеводородных газов на давление до 1,8 МПа. Технические требования и методы испытаний”

Фургоны для перевозки пищевых продуктов
Назначение:перевозка пищевых продуктов.
Требования: п. 1.23. Приложения №6 ТР ТТС 018/2011

Чем специальные автомобили отличаются от специализированных. Специализированные и специальные автомобили

Уже само название – специальный транспорт, подразумевает уникальность данного типа транспортных средств. Практически любой автомобиль, используемый для особых целей, отличается от “гражданских” аналогов внутренним содержимым (особый двигатель, интерьер салона, дополнительное оборудование), а некоторые из специальных транспортных средств выделяются еще и необычным внешним видом.

Можно дать формальное определение специального транспорта:

Специальный транспорт — это специальным образом оборудованные транспортные средства, предназначенные для решения конретных задач.

Классическим примером специального транспорта является автомобиль, который используется в деятельности “силовых” структур государства: правоохранительных органов, служб разведки и контрразведки, служб спасения и прочих военизированных формирований.

Виды специального транспорта:

Полицейский транспорт

Первым образцом специального транспорта была полицейская дрезина, сконструированная в 1899 году инженером Франком Лумисом. Заказчиком этого необычного транспорта стало полицейское управление города Акрон (США, Аризона). В качестве основы была использована “гражданская” вагонетка, оснащенная электрическим агрегатом. Запас хода этого устройства равнялся 30 километрам, а максимальная скорость доходила до 25 км/час. В качестве специального оснащения использовались носилки, предназначенные для транспортировки раненых (или особо буйных) пассажиров от места происшествия до полицейской дрезины.

Читать еще:  Какие вещи необходимо возить в машине. Что обязательно должно быть в машине: набор автомобилиста Что должно быть у каждого водителя

С тех пор, практически все транспортные средства полиции (или милиции) унаследовали главные принципы конструкции первого образца специального транспорта – “гражданскую” основу специального авто, присутствие особого инвентаря или оборудования “на борту” автомобиля, наличие цветовой маркировки на корпусе, позволяющей идентифицировать этот транспортное средство, как полицейский автомобиль (грузовик, снегоход, мотоцикл, автобус и так далее).

Современный полицейский автомобиль, как правило, создается на усиленной платформе гражданского авто. Особую, “полицейскую” версию выпускают только Ford и GM или подобные им гиганты автоиндустрии. Разумеется, гражданский автомобиль требует доводки ходовой части, усиления двигателя и установки дополнительных приспособлений – средств дальней связи, медицинского оборудования, креплений под оружие. Часть салона отводится под своеобразную КПЗ на колесах. Немалым плюсом для полицейского авто является объемный багажник, способный вместить дополнительное оборудование – средства для блокирования нарушителей, особую аппаратуру для фиксации нарушений.

В качестве автомобиля-донора могут использоваться самые разные классы транспортных средств – от спортивного автомобиля до тяжелого внедорожника или микроавтобуса. Последний вариант предпочитают спецподразделения полиции, поскольку внутри вместительного микроавтобуса очень легко упрятать скрытую точку наблюдения или просто использовать объемный салон для транспортировки к месту происшествия группы спецназа, оснащенного массивным вооружением или оборудованием.

Транспорт структур отвечающих за контрразведывательную деятельность (или разведку) отличается от полицейских автомобилей внешней незаметностью в гражданском транспортном потоке. Такие машины не выделяются особой маркировкой или специальными сигналами, поскольку они предназначены для проведения операций, сокрытых от общего внимания. Но этот транспорт тоже относится к категории специальных автомобилей, поэтому под “обычным” корпусом, неотличимым от гражданского аналога, скрыта особая начинка.

Именно спецслужбы предпочитают исключительно внутреннюю доводку автомобиля. Чаще всего на серийную машину устанавливают форсированный двигатель, средства связи и слежения. Иногда проводят бронирование стекол и корпуса. Из всех образцов специального транспорта именно автомобили спецслужб имеют самый обыденный внешний вид. Очень часто обычные водители даже не догадываются о том, какая машина двигается по соседству, предполагая, что машины контрразведчиков и шпионов выглядят следующим образом:

Транспорт службы спасения. Скорая помощь. Пожарные автомобили.

Совершенно иные задачи решаются при помощи транспортных средств служб спасения и устранения аварий. В отличие от машин контрразведчиков и шпионов, автомобили МЧС, пожарной службы, “Скорой помощи” и прочих аналогичных структур сияют в общем транспортном потоке, как новогодняя елка. Кричащая расцветка, обилие специальных сигналов, как визуальных, так и звуковых, демонстрируют принадлежность этих автомобилей к отдельной касте транспорта, используемого в особых случаях, не терпящих промедления и задержки. Но специальный транспорт служб спасения отличается не только пестрым колером ЛКП – под кричащими цветами прочного корпуса скрыты очень сложные механизмы и устройства, позволяющие решить любую проблему.

Именно эти модели специального транспорта можно назвать по-настоящему уникальными. Например, “Скорая помощь” – внешне простой автомобиль, который можно выделить в общем потоке транспорта только по особой расцветке корпуса и “люстрам” спецсигнала. Но эта простота обманчива. За стандартным корпусом микроавтобуса скрывается особый комплект оборудования, позволяющий начать лечение или комплекс реанимационных мероприятий уже в дороге.

Рядовые граждане даже не знают, что существует более десятка вариаций комплектации автомобилей “Скорой помощи”, которые различаются по разновидностям оказываемой помощи. Существует психиатрическая, акушерская, неврологическая, педиатрическая, кардиологическая “Скорая помощь”.

Автомобили МЧС и пожарной охраны комплектуются не меньшим количеством спецсредств. Однако, в отличие от “Скорой помощи”, у транспорта МЧС все “фишки” конструкции заметны издалека. Например, пожарная автолестница – этот вариант специального транспорта невозможно перепутать с другим автомобилем. Ведь ни у одного военного, гражданского или полицейского авто нет главного отличительного принципа – огромной раздвижной лестницы.

Первые образцы подобной техники появились в 1951 году. Современные автолестницы способны “дотянутся” до высоты 60 метров. Основой для автолестниц, как правило, служат шасси и рамы грузовых автомобилей.

Не менее оригинальный вид имеет и классический пожарный автомобиль, укомплектованный цистерной, насосной станцией, гидростволом на лафете и прочими приспособлениями, предназначенными для борьбы с огнем.

Отечественные конструкторы являются авторами, пожалуй, самого большого пожарного автомобиля – АА-60(543), предназначенного для борьбы с пожарами на аэродромах.

Этот “монстр”, основанный на шасси тяжелого, восьмиколесного тягача МАЗ-543, способен транспортировать более 10 тон воды и около тонны специальной порошкообразной взвеси.

Специальные грузовики. Автомобили инкассаторов.

Отдельной категорией специального транспорта являются бронированные грузовики, автобусу или автомобили, предназначенные для транспортировки чрезвычайно вредных и опасных веществ. К этой же категории можно отнести транспорт инкассаторов.

Опасные грузы перевозятся в специально подготовленном кузове, исключающем контакт вредного вещества (или тары с вредным веществом) и окружающей среды. Поэтому наиболее интересной деталью специальных грузовиков или тягачей является такой кузов (или прицеп). Существуют крытые грузовые отсеки, цистерны, термические контейнеры и прочее.

Главная задача этих контейнеров состоит в защите окружающей среды от их содержимого.

Автомобили инкассаторов предназначаются для диаметрально противоположной цели – защиты содержимого от окружающей среды. Для этого используют подготовленные шасси от микроавтобусов и особый – “бронированный” корпус.

По большому счету автомобиль инкассаторов является гибридом передвижного сейфа и полицейского транспорта. Внутри бронированного корпуса, отделенного от водительской части, обязательно дежурит группа вооруженных людей. Поэтому помимо места “под сейф” в машине инкассаторов должны предусматриваться и места “для пассажиров”, что увеличивает объем кузова. По техническому обеспечению машина инкассаторов не уступает иным полицейским авто. В таком специализированном транспортном средстве обязательно присутствуют средства связи, спутниковый маячок, и особое оборудование, активируемое в экстренных ситуациях. Именно эта особенность “строения” инкассаторского автомобиля заставляет говорить о нем, как об идеальном специальном транспортном средстве.

Чем специальные автомобили отличаются от специализированных. Специализированные и специальные автомобили

Подвижной состав автомобильного транспорта: назначение и классификация.

Подвижным составом автомобильного транспорта называют автомобили, автомобильные поезда, прицепы и полуприцепы. Подвижной состав служит для выполнения транспортных и нетранспортных работ: перевозки грузов, пассажиров и специального оборудования для производства различных операций.

Читать еще:  Что такое кроссовер автомобиль. Чем отличается внедорожник от кроссовера и паркетника: что выбрать

Подвижной состав общего назначения служит для выполнения различных транспортных перевозок, специализированный — только и для определенных транспортных перевозок, а специальный —для производства разнообразных нетранспортных работ.

Пассажирский подвижной состав предназначен для перевозки людей. К нему относятся легковые автомобили и автобусы. Легковые автомобили служат для индивидуальной перевозки пассажиров (от 2 до 8 человек).

Легковые автомобили общего назначения имеют закрытые и открытые кузова. Специализированные легковые автомобили предназначены для перевозки пассажиров определенных катего­рий. К специализированным относятся автомобили скорой помо­щи,такси и др.

Специальные легковые автомобили служат для выполнения нетранспортных работ. Они выпускаются на базе шасси легковых автомобилей и оборудуются специальными устройствами, аппа­ратурой и т.п. К специальным относятся лабораторные,полицейские автомобили и др.

Автобусы служат для массовой перевозки пассажиров. Автобу­сами общего назначения являются городские, пригородные и междугородные автобусы. К специализированным относятся санитар­ные, туристические и школьные автобусы.

Автобусы имеют кузова вагонного и капотного типов и обычно выполняются на базе агрегатов грузовых автомобилей. Широкое распространение получили микроавтобусы, которые выпускают­ся на базе легковых автомобилей.

Специальные автобусы выполняются на базе шасси автобусов общего назначения, могут иметь специальные кузова и оборуду­ются специальными устройствами, приборами, аппаратурой и др. К таким автобусам относятся подвижные технические станции, кинолаборатории, санитарно-ветеринарные автобусы и др.

Грузовой подвижной состав служит для перевозки грузов различных видов. К нему относятся грузовые автомобили, автомобили-тягачи, автопоезда, прицепы и полуприцепы. Грузовые автомобили могут быть общего назначения, специализированными и специальными.

Грузовые автомобили общего назначения предназначены для перевозки всех видов грузов, кроме жидких (без тары). Они имеют грузовые кузова в виде бортовых платформ.

Специализированные грузовые автомобили служат для перевозки грузов только определенных видов. Они имеют приспособленные для таких перевозок кузова и оборудуются специальны­ми устройствами и приспособлениями для погрузки и разгрузки. К специализированным относятся автомобили-самосвалы, цис­терны, фургоны, рефрижераторы, самопогрузчики.

Специальные грузовые автомобили предназначены для вы­полнения разнообразных нетранспортных работ и операций. Они оборудованы специальными приспособлениями, механизмами, устройствами, изготавливаются на базе шасси грузовых автомо­билей и могут иметь специальные кузова. К специальным грузовым автомобилям относятся коммунальные (мусороуборочные, снегоуборочные, поливочные и др.), пожарные, ремонтные мас­терские, автокраны, автовышки, автокомпрессоры, автобетоно­мешалки.

Автопоезда позволяют увеличить производительность подвиж­ного состава и снизить себестоимость перевозок. Так, в одинако­вых условиях эксплуатации себестоимость перевозок автопоездом на 25… 30 % ниже, а производительность в среднем в 1,5 раза выше, чем у одиночного автомобиля.

Автопоезда состоят из автомобилей-тягачей, прицепов и полуприцепов. Автопоезда подразделяются на прицепные, седельные и роспуски.

Прицепной автопоезд состоит из грузового авто­мобиля и одного или нескольких прицепов. Седельный автопоезд состоит из седельного автомобиля-тягача и полупри­цепа, передняя часть которого закреплена на тягаче.

Автопоезда-роспуски состоят из грузового автомо­биля и прицепа-роспуска, оборудованного опорными балками (кониками) для крепления длинномерных грузов (леса, труб, сор­тового металла и др.).

Прицепной подвижной состав включает в себя прице­пы и полуприцепы, которые, как и автомобили, могут быть общего назначения, специализированными и специальными. Кроме того, прицепы могут быть легковыми и грузовыми.

Различие между грузовыми прицепами и полуприцепами со­стоит в том, что прицепы соединяются с автомобилем-тягачом тягово-сцепным устройством типа крюк—петля или шкворень — петля, а полуприцепы — опорным седельно-сцепным устройством.

Конструкции прицепов и полуприцепов очень разнообразны. Они могут быть одноосными, двухосными и многоосными в зависимости от того, для перевозки каких грузов предназначены

Кроме того, прицепы и полуприцепы также могут быть как с ак­тивным приводом, так и без него. При активном приводе прице­пы и полуприцепы имеют ведущие колеса, к которым подводятся мощность и момент от двигателя автомобиля-тягача, а без актив­ного привода — не имеют ведущих колес.

Проходимость подвижного состава (способность двигаться по плохим дорогам и вне дорог) различна в зависимости от его типа и назначения. В основу подразделения подвижного состава по проходимости положена колесная формула, выражающая цифровым индексом общее количество колес автомобиля и количество ведущих колес.

Автомобили ограниченной проходимости пред­назначены для движения по дорогам с твердым покрытием и су­хим грунтовым дорогам. Эти автомобили имеют два моста, один из которых ведущий (передний или задний). Колесная формула автомобилей ограниченной проходимости обозначается индексом 4×2, где первая цифра (4) означает общее число колес, а вторая цифра (2) показывает число ведущих колес. Если ведущие колеса автомобиля двухскатные (сдвоенные), то колесная формула обо­значается также индексом 4×2.

Автомобили повышенной проходимости пред­назначены главным образом для сельской местности. Их можно эксплуатировать как на грунтовых дорогах, так и на дорогах с твердым покрытием. Эти автомобили способны двигаться даже вне дорог и преодолевать при этом заболоченные, глинистые и засне­женные участки, а также водные преграды и крутые подъемы. Автомобили повышенной проходимости имеют несколько ведущих мостов. Их колесные формулы — 4×4, если у автомобиля два моста и оба ведущие, и 6х4, если автомобиль имеет три моста, из которых средний и задний являются ведущими.

Автомобили высокой проходимости способны преодолевать рвы, ямы и другие подобные препятствия. Это авто­мобили со всеми ведущими мостами, число которых три и более. Колесные формулы автомобилей высокой проходимости — 6×6 и 8×8.

Безопасность подвижного состава.

Подвижной состав должен иметь высокую конструктивную бе­зопасность: активную, пассивную и экологическую.

Активная безопасность — свойство автомобилей предотвращать дорожно-транспортные происшествия.

Активную безопасность автомобиля обеспечивают его высокие тягово-скоростные и тормозные свойства, хорошие устойчивость и управляемость, высокая плавность хода, хорошие обзорность и комфортабельность, резко снижающие утомляемость водителя и создающие условия длительной безаварийной работы.

Пассивная безопасность (внутренняя и внешняя) — свойство автомобилей уменьшать тяжесть последствий дорожно-транспорт­ных происшествий. Пассивную безопасность автомобилей обеспе­чивают высокая прочность пассажирского салона, практически исключающая его деформации при авариях, ремни безопаснос­ти, быстронадувные подушки безопасности, травмобезопасное рулевое управление, подголовники, безопасные стекла, безопас­ное внутреннее оборудование кузова, уменьшающее травмирова­ние водителя и пассажиров, безопасная внешняя форма кузова, уменьшающая травмирование пешеходов.

Экологическая безопасность — свойство автомобилей снижать вред, наносимый в процессе эксплуатации пассажирам, во­дителю и окружающей среде.
«Читайте далее-Грузовой подвижной состав»
«Классы легковых автомобилей»
«Седельный тягач»

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: