Чем специальные автомобили отличаются от специализированных. Классификация автомобилей: специальные автомобили
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ АВТОМОБИЛИ
Специализированные автомобили. Они создаются, как правило, на основе базовых моделей общетранспортного назначения, поэтому основные параметры базовой модели — максимально допустимая полная масса, мощность двигателя, допустимые нагрузки на оси, колесная формула, число осей — являются определяющими для специализированного автотранспортного средства. Полная масса и нагрузка на оси специализированного автотранспортного средства не должны значительно превышать соответствующих значений базовой модели, а максимальная масса перевозимого груза при этом может отличаться на величину разности снаряженных масс специализированного автотранспортного средства и базовой модели. Верхний предел допустимой полной массы для всех последующих технически усовершенствованных модификаций должен быть близким к полной массе базовой модели. Такая регламентация основных параметров специализированного автотранспортного средства обеспечивает соответствие его тягово-динамических качеств аналогичным качествам, заложенным в базовой модели автомобиля.
Для обеспечения сохранности перевозимого груза, удобства погрузки и разгрузки специализированные автотранспортные средства оборудуют отопительно-вентиляционными или холодильными установками, погрузочно-разгрузочными устройствами (гидрокранами, гидроманипуляторами, лебедками, грузоподъемными бортами) и другим специальным и вспомогательным оборудованием.
В нашей стране применяются следующие виды специализированных автомобилей:
- • самосвалы для строительных и сельскохозяйственных грузов;
- • фургоны для перевозки промышленных и продовольственных товаров, хлебобулочных изделий, мебели, почты, бумаги, скота, инкубационных яиц, птицы;
- • изотермические фургоны и рефрижераторы для скоропортящихся грузов;
- • цистерны для нефтепродуктов, битума, цемента, технической воды и воды для пастбищ, сахара, муки, зерна, молока;
- • контейнеровозы;
- • лесовозы;
- • металловозы для длинномерного проката;
- • тяжеловозы для неделимых крупногабаритных грузов и т.д. Специальные автомобили. Данные автомобили могут создаваться
как на базе автотранспортных средств общетранспортного назначения или специализированных автотранспортных средств, их деталей и узлов, так и на базе специальных шасси с соответствующей компоновкой.
Специальные автотранспортные средства могут иметь следующие отличные от базовых моделей эксплуатационные параметры: максимальную скорость транспортирования, габаритные размеры, устойчивость, маневренность и др.
Специальный или специализированный? Классификация автомобилей: специальные автомобили Специализированный автотранспорт
В спектр услуг автотранспортной компании ООО «ТрансЛинии» включены специализированные грузовые перевозки, которые требуют наличия специализированного автомобильного транспорта, особых условий работы и связаны с определенными рисками.
Что мы перевозим
Специальных условий транспортировки требуют грузы:
- тяжеловесные, крупногабаритные и негабаритные — массой более 500 кг, превышающие стандартные размеры дорожных габаритов;
- скоропортящиеся — продукты питания с определенным сроком хранения и другая продукция, качество которой может ухудшиться за время доставки;
- опасные — вещества, представляющие опасность для людей или материальных ценностей;
- ценные — предметы искусства и музейные экспонаты.
Мы осуществляем специальные грузоперевозки в Перми, Москве и по всей России. Тип груза и его объем — одна из составляющих стоимости услуги.
Стоимость перевозки специальных грузов
Наш автомобильный транспорт
Наличие собственного автопарка позволяет нам обеспечивать надлежащие условия для перевозок. У нас вы можете заказать транспортные средства:
- бортовой тентованный полуприцеп, грузоподъемностью до 20 тонн;
- грузовой фургон (промтоварный, рефрижератор);
- полуприцеп-цистерну для опасных веществ;
- низкорамную платформу длиной до 12 метров, грузоподъемностью до 60 тонн.
Кроме этих машин есть еще несколько видов грузового транспорта специального назначения.
Весь автотранспорт содержится в отличном состоянии и готов выехать по первому требованию. Его обслуживают водители, имеющие большой опыт в доставке опасного, негабаритного и ценного груза, хорошо знакомые с направлениями Москва-Пермь-Москва и по другим городам.
Как мы работаем
Особенности работы
Автотранспортная компания ООО «ТрансЛинии» более 10 лет работает в сфере грузоперевозок. Наши специалисты хорошо знакомы с тем, что они делают и с дорогами Москвы, Перми и всей России. Перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами выполняется с соблюдением определенных правил, для чего:
- подбор техники осуществляется в соответствии со спецификой груза;
- разрабатывается оптимальный маршрут для оперативной и безопасной доставки;
- строго соблюдается техника безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ и во время движения транспортного средства.
Загружая автомобильный транспорт, наши специалисты строго следят за упаковкой и закреплением предметов в кузове, за заданной температурой и не допускают задержек в пути. Для бережной транспортировки музейных экспонатов и хрупких ценных вещей используют автомобиль, обитый изнутри мягким материалом. Мы предлагаем дополнительные услуги по страхованию и предоставляем в аренду складские помещения.
В.И.КРАСНЫХ
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИЛИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ?
Прилагательное специальный впервые было зафиксировано в Новом словотолкователе Н.Яновского в 1806 г. Как и многие другие прилагательные абстрактного характера, оно было заимствовано из латинского языка. Во всех толковых словарях нашего времени (начиная со Словаря Ушакова) у этого слова выделяются два значения. Приведем толкование, содержащееся в БАС и МАС (в скобках, как и раньше, указываем существительные, употребляемые с этим словом в указанных двух словарях):
1. Предназначенный исключительно для чего-л.; имеющий особое назначение, особый (С. станки, костюм, поезд, задание, заказ и др.).
2. Относящийся к какой-л. отдельной отрасли науки, техники, искусства; предназначенный для специалистов этой отрасли (С. статьи, образование, учебное заведение, термины) .
Приведенное толкование представляется нам в целом несколько громоздким, а выделение второго значения – недостаточно оправданным и искусственным, поскольку граница между этими значениями весьма условна. По нашему мнению, в этом случае речь может скорее идти о выделении оттенка основного лексического значения. Исходя из этого мы предлагаем сформулировать значение прилагательного специальный следующим образом: «Особый, предназначенный для какой-л. определенной цели; относящийся к отдельной области, отрасли чего-л., присущий той или иной специальности» . Такое толкование, на наш взгляд, является более точным и компактным и вполне отвечает современному употреблению этого слова.
Рассматриваемое прилагательное сочетается с очень широким кругом существительных, как конкретных, так и абстрактных: автобус, бригада, вагон, гостиница, группа, диета, журнал, задание, заказ, закон, инструменты, исследование, командировка, комиссия, корреспондент, костюм, курс (обмена валюты), лечение, мероприятие, механизм, наблюдение, обслуживание, одежда, операция, организация, подразделение, поезд, поликлиника, помещение, помощник, поручение, правила, представитель, прибор, приглашение, программа, проект, пропуск, раздел, разрешение, рейс, самолет, станок, стоянка, тренировка, ферма, фирма, фонд, школа, экспедиция; образование, учебное заведение, литература, курс лекций, семинар, симпозиум, методика, терминология и т.д. Приведем примеры:
Специальная комиссия пока не раскрыла все военные секреты Багдада (Сегодня. 1994. 16 июня); Для полноценного функционирования агентства нужен специальный закон (Итоги. 1999. № 10); Участникам спектакля выдавались специальные пропуска (Г.Вишневская . Галина); Припарковав машину на специальной стоянке , мы вошли в огромный холл (Т.Полякова. Я – ваши неприятности); Были посланы специальные экспедиции на поиски людей в малоизвестные места Каракумов (Аргументы и факты. 1994. № 27); Муклевич имел специальное морское и техническое образование (Сегодня. 1994. 7 июня); Кабинет Синицына был заставлен стеллажами со специальной литературой и папками с документами (М.Серова . Всем назло).
Как видно из сравнения приведенных примеров, какой-либо четкой, «непроходимой» границы между основным значением прилагательного специальный и его оттенком не существует, поскольку последний как бы перекрывается первым, растворяется в нем. По существу, здесь имело бы смысл говорить лишь об уточнении в ряде случаев указанного обобщающего значения и об актуализации некоторых его скрытых нюансов.
Интересно отметить и такое явление. Многие словосочетания с прилагательным специальный , как и сочетания со словом туристический (см. нашу статью в газете «Русский язык» № 31/2000), за счет семантического стяжения превращаются в сложные слова, так называемые универбы. Однако если образование универбов со словом туристический (например, турбюро, турзаявка ) – процесс активный, характерный для наших дней, то возникновение и функционирование многочисленных универбов с морфемой спец . (спецпаек, спецбуфет, спецателье, спецполиклиника, спецтюрьма, спецхран и мн. др.) – яркая примета советского времени. Большинство таких советизмов перешли из активного словарного запаса в пассивный и становятся историзмами. Исключением являются лишь слова, в которых морфема спец. имеет следующее значение: «специальный, предназначенный для выполнения особых задач или особо трудных заданий». Это значение актуально и для наших дней. Сюда относятся, например, такие сложные слова: спецгруппа, спецотряд, спецназ (отряд специального назначения в системе Вооруженных сил РФ, МВД и ФСБ), спецподразделение, спецрейс, спецслужбы . Все эти слова широко употребляются в современных средствах массовой информации. Кроме того, в современной разговорной речи часто встречаются и такие весьма привычные сокращения: спецкурс, спецсеминар (в вузах), спецподготовка (обучение студентов на военных кафедрах вузов), спецодежда, спецшкола (школа с углубленным изучением иностранного языка или других школьных дисциплин, а также школа для детей с умственными или физическими недостатками).
В отличие от прилагательного специальный его пароним специализированный (причастие, употребляемое в качестве прилагательного) появился в русском языке сравнительно поздно – впервые зарегистрирован в Словаре Ушакова в 1940 г. БАС дает следующее толкование этому слову: «Предназначенный для работы или использования в какой-л. одной узкой области, отрасли; имеющий специальное, особое назначение» . Круг существительных, сочетающихся с этим словом, значительно уже, чем со словом специальный : агентство, ателье, бригада, булочная, выставка, журнал, издание, клиника, магазин, мастерская, предприятие, санаторий, транспорт, ученый совет, ферма, фирма и др. Например:
Специализированные булочные работают, как правило, с реализации (Моск. комсомолец. 1997. 2 декабря); Нужно проводить специализированные выставки сибирских кошек с большим числом участников (Друг. 1999. № 1); «Эксперт» вначале был журналом скорее экономическим, специализированным изданием (Мир за неделю. 1999. № 11); В 1993 г. уже пять торговых фирм имели специализированные магазины (Итоги. 1999. № 44); фотографии нашего любимца (кота Лелика) печатали в специализированных журналах (Работница. 1998. Октябрь).
Несмотря на некоторое неизбежное сходство в толковании рассматриваемых паронимов, между ними имеется тем не менее существенное различие как с точки зрения их значения, так и сочетаемости. Прилагательное специальный в отличие от его паронима специализированный обладает очень широкой сочетаемостью с существительными (см. выше) и используется для выделения какого-либо лица, предмета (в грамматическом смысле слова) или действия из ряда себе подобных. При этом имеется в виду их целевое предназначение или принадлежность к определенной (но достаточно широкой) области человеческой деятельности.
Что же касается паронима специализированный , то он, имея значительные ограничения в лексической сочетаемости, выступает, как правило, в качестве определения к существительным, обозначающим сферу трудовой деятельности человека (например, магазин, ателье, журнал и др.), причем в этом случае указанная деятельность обязательно характеризуется весьма узкой направленностью, т.е. специализацией. Именно поэтому существительные, легко сочетающиеся со словом специальный (например, костюм, прибор, статья, механизм, пропуск, корреспондент, разрешение ), не могут употребляться с прилагательным специализированный .
В то же время надо отметить и другую закономерность: существительные, сочетающиеся со словом специализированный , могут обычно употребляться и со словом специальный , образуя при этом паронимические словосочетания. Сравним несколько таких словосочетаний, смысловое различие между которыми вполне ощутимо. Так, например, когда мы употребляем словосочетания специальный магазин, специальный санаторий, специальное ателье, то имеем в виду, что эти учреждения носят закрытый характер и предназначены для избранного, привилегированного круга людей. С другой стороны, словосочетания специализированный магазин и специализированное ателье означают, что там продают или шьют только определенный вид изделий – мужскую верхнюю одежду, женское платье, изделия из меха, обувь, головные уборы и т.д. А сочетание специализированный санаторий употребляется тогда, когда речь идет о лечении заболеваний той или иной группы – сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных, урологических.
Аналогичным образом можно провести разграничение словосочетаний (и, естественно, стоящих за ними понятий) специальный журнал (в знач.: «периодическое издание») и специализированный журнал. Специальный журнал обычно адресован более широкой аудитории, чем специализированный журнал. Каждый читатель выбирает для себя тот или иной специальный журнал исходя из своих интересов и увлечений, а не узкопрофессиональных потребностей. Так, издаются специальные журналы для детей («Мурзилка»), для женщин («Мир женщины», «Работница»), для мужчин («Мужской клуб», «Андрей»), для семейного чтения («Домовой», «Вояж и отдых»), для любителей русского языка («Русская речь»), для любителей собак и кошек («Друг») и т.д. Но есть и специализированные журналы : «Вопросы языкознания», «Стоматология», «Металловедение» и др., предназначенные для сравнительно узкого круга специалистов.
Ввиду семантической близости рассматриваемых прилагательных встречаются случаи ошибочного употребления слова специализированный вместо специальный . Рассмотрим три примера из периодических изданий: «Дети, страдающие этими редкими заболеваниями, нуждаются в специализированном питании либо многие годы, либо всю жизнь» (Известия. 1994. 28 июня); «На Западе имеются специализированные институты для глухих, но у них нет такой практики, как у нас» (Мир за неделю. 1999. № 10); «Пытался устроиться на работу при помощи специализированных изданий , публикующих информацию о вакансиях» (Итоги. 1999. № 10).
В этих предложениях, вероятно, было бы правильнее написать: «нуждаются в специальном питании » (по аналогии: «нуждаются в специальной диете »), «имеются специальные институты » (по аналогии: «имеются специальные школы ») и «при помощи специальных изданий , поскольку издания, о которых идет речь, не являются научными и публикуют информацию не для специалистов какой-либо одной узкой области, а для представителей разных специальностей, ищущих работу. Впрочем, грань, разделяющая такие случаи, является весьма тонкой и не всегда очевидной с первого взгляда. Надеемся, что предложенные нами принципы разграничения указанных паронимов помогут избежать таких ошибок.
Классификация пожарных автомобилей. Основные, специальные и вспомогательные автомобили
Основные пожарные машины
Основные пожарные автомобили разделяются на две специфические подкатегории: пожарные автомобили общего применения и пожарные автомобили целевого применения.
Пожарные автомобили общего применения.
К таким авто относятся автоцистерны, автонасосы, а также машины первой помощи.
Автоцистерны оборудованы специальными резервуарами для жидкости и насосами. Данная спецтехника используется для транспортировки огнетушащих субстанций, различных устройств и оборудования непосредственно к месту пожара. В качестве огнетушащей жидкости может использоваться вода или пена.
Автоцистерны являются наиболее распространённым видом пожарной техники. Существует несколько типов соответствующих пожарных машин:
- лёгкие, ёмкость которых не превышает 2000 литров. Примером такого ТС является автоцистерна марки АЦ30(53А);
- средние, ёмкость которых составляет 2-4 метра кубических. Примером подобных ТС являются цистерны марок АЦ30(130), АЦ40(375);
- тяжёлые, емкость которых превышает 4 метра кубических.
Стоит отметить, что автоцистерны выполняются на базе автомобилей ЗИЛ (объём водяного бака – 3,5м3, объём пенообразователя – 210л производительность насоса – 40 литров в секунду). Также используются автомобили КамАЗ (водяной бак – 5м3, пенообразователь 350л, производительность насоса – 40л/с) и Урал (объём бака для воды – 15м3, пенообразователь – 900л, производительность насоса – 100л/с).
Автонасосы имеют конструкцию, схожую с автоцистернами. Однако оснащаются большим количеством соответствующего оборудования. Также установки оснащаются увеличенными ёмкостями для транспортировки пенообразователя. Применяются такие автомобили совместно с АЦ или самостоятельно. Чаще всего такие ТС исполняются на базе шасси КамАЗ. При этом диаметр рукава, через который подаётся огнетушащая субстанция, может составлять 51 или 77 миллиметров. Общая длина рукавов на авто может составлять 3500-5000 метров. Производительность насоса равна 100 литров в секунду.
Машины первой помощи используются для оперативной доставки расчёта, малогабаритного оборудования и огнетушащей субстанции к месту пожара. С помощью этих транспортных средств выполняется локализация пожара до прибытия более мощной техники. Исполняются автомобили первой помощи на базе шасси ГАЗ. При этом объём водяного бака равен 500 литров, объём пенообразователя – 50л, производительность помпы – 0,8л/с.
Пожарные автомобили целевого применения.
К данной подкатегории пожарных машин относятся следующие виды транспортных средств:
Установки пенного тушения. Данная спецтехника применяется для доставки огнетушащей субстанции, оборудования и вспомогательных приспособлений к месту пожара. От автоцистерн эти машины отличаются наличием двух переносных устройств, обеспечивающих подъём генераторов пены на определённую высоту (до тринадцати метров). Также в состав такой конструкции могут входить такие агрегаты и приспособления:
- стационарный лафетный ствол (комбинированный);
- две дозирующие вставки;
- генераторы пены (шесть штук).
Техника исполняется на базе шасси Урал. Объём ёмкости для перевозки пенообразователя – 180л. Производительность насоса – 2400л/с.
Установки порошкового тушения. Эта спецтехника используется для ликвидации возгораний на различных промышленных объектах (предприятия по переработке нефти, химическая промышленность, атомная энергетика). Подобные транспортные средства были сняты с производства в 1986 году, однако в отдельных пожарных частях используются по сегодняшний день.
Установки газового тушения. Этот вид техники применяется для тушения горящего электрооборудования, которое находится под напряжением. Также соответствующие транспортные средства используются для ликвидации возгораний в архивах, музеях. С помощью этих агрегатов можно тушить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, разлитые по поверхности или находящиеся в резервуарах.
Исполняется такая спецтехника на базе шасси ЗИЛ, КамАЗ, Урал. Основным функциональным механизмом авто является установка газового тушения. Также в конструкции ТС присутствуют баллоны с углекислотой. Подача огнетушащего вещества осуществляется через специальный ствол.
Автомобили газо-водяного тушения. Такая техника оборудуется турбореактивным двигателем. Благодаря этому создаётся мощный поток газа, который обладает большим коэффициентом кинетической энергии. Используются такие машины при тушении газонефтяных фонтанов. Авто создаются на базе шасси КамАЗ. Производительность насоса, подающего газо0водяную смесь – 150 литров в секунду.
Установки комбинированного тушения. Такая спецтехника обеспечивает последовательную подачу специальной пены и ОПС непосредственно к очагу пожара. Комплектация соответствующих машин определяется типом базового шасси и установки надстройки.
Транспортное средство может исполняться на шасси КамАЗ. Объём цистерны для воды составляет 6м3. Масса огнетушащего порошка – 1000 килограмм. Производительность насоса – 80л/с.
Аэродромные автомобили. Эта техника используется при спасении экипажей и пассажиров воздушного транспорта, а также при ликвидации пожаров на авиатранспорте и последствий соответствующих аварий. Аэродромные машины разделяются на два вида:
- стартовые автомобили, локализирующиеся непосредственно возле взлётных полос. Примером такой техники является транспортное средство АА40(131), выполненное на базе шасси ЗИЛ;
- основные автомобили, располагающиеся в пожарной части. Примером такой машины является авто модели АА60(7310), выполненное на базе МАЗ.
Также аэродромная пожарная спецтехника может исполняться на шасси КамАЗ. Транспортное средство имеет производительность насоса – 40 литров в секунду. Объём цистерны для воды – 5м3. Масса перевозимой углекислоты – 50 килограмм.
Насосные станции. Такая техника применяется для подачи жидкости по магистралям к мобильным стволам или пожарным машинам. Насосные станции выполняются на шасси ЗИЛ, а также на прицепах. Производительность насосов таких установок –110 литров в секунду.
Специальные пожарные автомобили
В эту группу машин входят следующие транспортные средства:
Рукавный автомобиль. Техника используется для транспортировки определённого количества рукавов к месту возгорания либо для прокладки магистралей на ходу. Выполняются ТС на базе шасси ЗИЛ. Количество транспортируемых рукавов зависит от их диаметра.
Скорость выкладки шлангов в одну линию составляет 9 километров в час.
Машины для организации освещения и связи. Техника используется освещения территории возле горящего объекта. Кроме того, агрегаты позволяют устанавливать полноценную связь рабочей бригады с центральным штабом. Примером такой машины служит агрегат АСО12(66)90А. Мощность генератора спецтехники – 12кВт. В комплекте присутствуют радиостанции (переносная стационарная), громкоговоритель, телефон, прожектор. Монтирована установка на шасси ГАЗ.
Пожарные автолестницы. Устройства применяются для подъёма сотрудников пожарной службы на верхние этажи. Классификация этих машин осуществляется с учётом длины самой лестницы и типа приводного мкханизма:
- лестница малой длины. Пример – авто АЛ18(52А)Л2. Длина – не более 20 метров;
- лестница средней длины. Пример – авто АЛ30(131)Л21. Длина – до 30 метров;
- лестница большой длины. Пример – авто АЛ45(257)ПМ109. Длина – 30 метров и более.
Приводы автолестниц бывают на электрической тяге, гидравлические, механические, комбинированные.
Вспомогательные пожарные автомобили
В эту группу пожарных машин входят легковые автомобили, которые используются для перевозки сотрудников штабов и частей. Также сюда включены грузовые транспортные средства, часто используемые для транспортировки разнообразного инвентаря, ценностей и прочих вещей. Помимо этого к вспомогательной спецтехнике относятся бензовозы, передвижные мастерские, мобильные лаборатории, автокраны, экскаваторы и трактора, а также прочие транспортные средства.
Пожарные автомобили: классификация, виды, назначение
До сих пор не существует средства 100% защиты от возникновения пожаров, из-за чего противопожарная техника всё ещё остаётся актуальной. Причиной пожара могут быть различные горючие вещества и катализаторы, в связи с чем требуется применять специальное оборудование для каждого конкретного случая. Далее мы расскажем о видах пожарных автомобилей, как они делятся, чем различаются и о многом другом.
Виды пожарных автомобилей и их классификация
В зависимости от того, для какой именно работы может применяться та или иная противопожарная техника, её разделяют на классы:
Основные пожарные автомобили
Их задача – подавать средства пожаротушения определённого типа к месту возникновения пожара. Здесь имеется разделение 2 видов – общего использования и целевого. Внутри каждого из них есть ещё несколько своих вариаций.
Пожарные автомобили общего назначения:
автоцистерны – АЦ, АЦЛ, АЦПК;
с насосом высокого давления – АВД;
первой помощи – АПП;
пожарно-спасательные – АПС и ПСА.
Пожарные автомобили целевого назначения:
порошкового тушения – АП;
пенного тушения – ПТ;
комбинированного тушения – АКТ;
газового тушения – АГТ;
насосная станция – ПНС;
газоводяное тушение – АГВТ;
Автоцистерна базируется на шасси от грузовых автомобилей различного тоннажа и проходимости, например:
Первое отличие между ними заключается в грузоподъёмности, то есть – в объёме средства для тушения, которое они способны перевозить. Второе – мощность установленного агрегата подачи жидкости или пены. Дополнительно к такой технике может подключаться специализированное оборудование для определённых случаев возгорания и типов пожаров. В настоящее время различают три главных типа АЦ:
Лёгкая. Вмещает в себя до 2м3 или 2 000л средства.
Средняя. До 4м3 или 4 000л.
Тяжёлая. От 4м3 или 4 000л.
В вариациях с обозначением АЦЛ присутствует лестница выдвижного или поворотного типа. В случае с АЦПК используется коленчатый подъёмник механизированного или телескопического вида.
В действующей технической документации присутствуют особые требования к обозначению пожарной техники, которые относятся ко всем её типам.
Например – АЦ-3.2-40/4(43253)001-МС, где:
3.2 – вместимостью до 3.2м3 или 3 200л;
40/4 – оборудованная насосами давлением в 40л/с (нормальное) и 4л/с (высокое);
43253 – базирующаяся на шасси КамАЗ модель 43253;
001 – первая модернизация модели;
МС – произведённая в городе Москве.
Автонасосы (АНР и АВД) внешне и по конструкции совпадают с автоцистернами, за исключением возможности оборудования дополнительными устройствами, агрегатами, резервуарами для жидких и порошковых веществ, и так далее. Применяются либо в качестве отдельной техники, либо совместно с автоцистернами. Основной платформой для них выступает КамАЗ. Сюда же относятся и АВД, оборудованные специальными насосами, способными выдавать высокую мощность.
Техника первой помощи (АПП) отличается меньшими габаритами, и служит, в основном, для ускоренной доставки необходимой мелкой техники к очагу пожара, сдерживания пламени от дальнейшего распространения. Для того чтобы обеспечить быстрое реагирование, такая техника изготавливается на базе шасси ГАЗ.
Пожарно-спасательные автомобили (АПС И ПСА) появились после того, как правительством было решено перевести часть обязанностей службы спасения на пожарные части. Здесь, помимо цистерны, насоса, кабины для личного состава, присутствует различное специализированное оборудование для спасательных операций, например:
Общее – лестница, верёвка, надувное полотно, спусковое устройство; надувная лодка или круг или жилет.
Инструменты – кувалда, пила, крюк, лопата, металлические кусачки.
Гидравлическое – резак, расширитель, домкрат, лебёдка, пила дисковая или цепная.
Электрическое – генератор, кабеля, прожектор.
Химическое – дозиметр, анализатор состава газа.
Медицинское – аптечка, носилки, одеяло.
Защитное – кислородный аппарат, огнеупорный костюм, диэлектрическая одежда.
Аэродромные пожарные автомобили (АА) используются для устранения возгораний на территориях аэропортов или при крушении авиационного транспорта. Снабжаются специализированным оборудованием для спасения людей, включая членов экипажа и пассажиров. Позволяет быстро погасить и сдерживать пламя.
Стартовые, изготовленные на шасси ЗиЛ, и постоянно находящиеся вблизи взлётно-посадочных полос.
Основные, относятся к пожарным частям и производятся на базе МАЗ.
Машины порошкового тушения (АП) используются на мелких и крупных промышленных предприятиях и фабриках следующего назначения:
Основываются на платформе ГАЗ, ЗиЛ, КамАЗ. В последнее время используются всё реже, в связи с тем, что способны потушить лишь мелкие очаги возгорания.
Автомобили пенного тушения (ПТ) базируются на шасси Урал. Основное их применение – нефтеперерабатывающие предприятия, склады с горючими веществами, включая газы. Благодаря хорошим показателям тушения, могут гасить пламя на крупных территориях.
ПА комбинированного тушения (АКТ) применяется на различных объектах машиностроения, химических, нефтедобывающих и перерабатывающих, самолётостроения. Он снабжается сразу 2 насосными установками с различными типами средств огнетушения, например – пена и ОПС. Это позволяет достигнуть двойного эффекта, когда ОПС борется с пламенем, а ВМП не допускает его повторного возникновения. Основными шасси служат ЗиЛ, КамАЗ, ГАЗ.
Техника газового тушения (АГТ) используется в закрытых помещениях, где необходимо максимально сохранить внутреннее оборудование, ценности и так далее – выставки, банковские структуры, складские базы, архивы. К тому же, получили широкое распространение при тушении пожаров на объектах с электрическим оборудованием – станции, тоннели. Газ не допускает распространения пламени, замещая летучие горючие вещества. Платформа – УАЗ, ГАЗ, ЗиЛ, КамАЗ.
Пожарная насосная станция (ПНС) применяется на пожарах особо крупных размеров. Она обладает мощным насосом от 70л/с, и используется для подачи воды на большие расстояния, передавая её в пожарный рукав, на специализированную технику и мобильные стволы. Шасси применяется ЗиЛ, КамАЗ, Урал.
В автомобилях с установкой газоводяного тушения (АГВТ) используется высокомощный агрегат от 150л/с, способный нагнетать высокое давление турбореактивного газового потока. В основном используются для тушения возгорания газовых и нефтяных фонтанов. Платформа здесь КамАЗ.
Специальная пожарная техника
В некоторых ситуациях для эффективного устранения возгорания требуется использовать особое оборудование. Оно служит для различных целей, согласно которым и классифицируется:
Удаление дыма и газов – ГЗДС и АД;
Высотные работы – АЛ и АКП;
Управление комплексом пожарных работ – АСО.
По ГОСТ имеются следующие виды специальных пожарных автомобилей:
АЛ – лестница с выдвижным или поворотным механизмом, для спасения людей, подачи средств пожаротушения на верхние этажи, подъём грузов.
АПК и АКП – стрела с телескопическим или поворотно-коленчатым устройством, оборудованная люлькой или платформой, для вытаскивания людей из зоны пожара, поднятия веществ и грузов.
ТПЛ – пакет колен с возможностью поворота и снабжённый лестничным маршем, заканчивающийся люлькой.
АЛЦ – раздвижная стрела с лестницей и резервуарами для средств пожаротушения, служит для их поднятия на многоэтажные сооружения.
АПКЦ – аналогично предыдущему варианту, но тут применяется стрела поворотно-коленчатая, коленчато-телескопическая или телескопическая, заканчивающая люлькой с резервуарами для пены и воды.
АСА – снабжается электрическим генератором, специализированным инструментом для спасательных операций, противопожарной техникой и так далее.
АВЗ – оборудован насосом подачи, резервуаром, насосом для удаления воды из зоны возгорания, для защиты имущества и ценностей.
АСО – выступает в качестве центрального пункта управления всеми работами при пожаре, имеет на борту устройства связи и приборы для освещения территории.
АГ – с помощью специализированного пожарного вооружения удаляет газовые выделения при пожаре.
АД – высасывает дым из закрытых помещения лестничных маршей, лифтов в жилых помещениях, оборудуется устройством для подачи воздушно-механической пены и её подачи в очаг пожара.
АР – перевозит пожарные рукава и лафетные стволы.
АШ – обеспечивает бесперебойную работу во время пожаротушения, в чём схож с АСО, но меньше по своим габаритам.
АЛП – мобильная лаборатория для проведения анализов и различных замеров в условиях пожара.
АПРСС – транспортирует личный состав и снабжается ремонтным оборудованием для связи и освещения.
АДПТ – способен перевозить личный состав, а также оперативно оценивать состояние пожарной техники.
АБГ – пункт восстановления, заправки, зарядки и очистки средств защиты зрения и дыхания.
АПТС – аналогично АДПТ проверяет технику, и может выполнять мелкий ремонт на местах.
АОПТ – в условиях сильного мороза обогревает другие ПА и оборудование.
ПКС – кислородный компрессор для заправки баллонов, работает совместно с АГ и АД.
АТ – перевозит людей и технику к пожарам и снабжён оборудованием для снятия контейнеров.
АОС – доставляет пожарников и мелкое оборудование к месту возгорания.
Большинство оборудования может быть установлено на любые виды платформ, включая: